Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).

  • docx
  • 04.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала РП ТНР.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

психолого-педагогического сопровождения

обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПСИХОЛОГИЯ

Коррекционный курс: Психокоррекционные занятия.

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

Пояснительная записка

 

Рабочая программа разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, целей и задач Образовательной программы начального образования, адаптированной для обучающихся с ограниченными возможностями (ТНР) и рекомендаций ПМПК.

Программа направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся с ТНР и оказание помощи детям этой категории в освоении программы общего образования. Программа психолого-педагогического сопровождения обеспечивает:

-выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;

-осуществление индивидуально ориентированной психолого- педагогической помощи обучающимся данной категории с учетом особенностей психофизического развития и их индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-педагогической комиссии ;

-возможность освоения обучающимися программы общего образования и их интеграции в образовательном учреждении, обществе.

  Дети с ТНР - это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых первично не нарушен интеллект, сохранен слух, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики. Дефекты могут затрагивать различные компоненты речи, например снижение внятности речи, другие – затрагивают фонематическую сторону языка и выражаются в дефектах звукопроизношения, недостаточном овладении звуковым составом слова, который влечет за собой нарушение чтения и письма. Другие дефекты представляют коммуникативные нарушения, которые сказываются на обучении ребенка в массовой школе. Сложные речевые нарушения охватывают все стороны речи и приводят к общему недоразвитию.

Отличительной особенностью является своеобразие связной речи, характеризующееся нарушениями логической последовательности, застреванием на второстепенных деталях, пропусками главных событий, повторами отдельных эпизодов при составлении рассказа на заданную тему, по картинке, по серии сюжетных картин. При рассказывании о событиях из своей жизни, составлении рассказов на свободную тему с элементами творчества используются, в основном, простые малоинформативные предложения.

По особенностям познавательной деятельности, эмоционально – волевой сферы и характеру поведения младшие школьники с речевой патологией отличаются от сверстников и требуют специальных коррекционных воздействий для компенсации нарушений.

Мыслительная деятельность.

Значительное своеобразие обнаруживается в развитии мыслительной деятельности. Оно выражается в нарушении таких операций как анализ, синтез, в неумении выделять существенные признаки предметов и делать обобщение, в низком уровне развития абстрактного мышления.

Дети с недоразвитием речи имеют ряд особенностей мышления. У них обнаруживается недостаточный объем сведений об окружающем мире, о свойствах и функциях предметов, возникают трудности в установлении предметно-следственных связей. Проблемную ситуацию оценивают поверхностно.

Многим из них присущи недоразвитие мыслительных операций, снижение способности к абстрагированию, обобщению. Детям с речевой патологией легче выполнять задания, представленные не в речевом, а в наглядном виде.

Анализ объектов у данной группы обучающихся отличается меньшей полнотой и недостаточной тонкостью. В результате этого они выделяют в изображении почти вдвое меньше признаков, чем их нормально развивающиеся сверстники. Деятельность детей при анализе признаков ведётся чаще всего хаотично, без плана.

Подобная картина обнаруживается при изучении процесса обобщения. Умение мысленно сравнивать предметы или явления и выделять в них общий признак является одним из существенных условий овладения понятиями в процессе обучения. Недостаточный уровень сформированности операции обобщения у младших школьников с недоразвитием речи отчётливо проявляется при выполнении заданий на группировку предметов по родовой и видовой принадлежности.

Для очень многих детей с особыми образовательными потребностями характерны недостаточная гибкость мышления, склонность к стереотипным, шаблонным способам решения. Такие школьники в начале обучения недостаточно владеют операцией абстрагирования.

В тоже время большинство детей с речевой патологией достаточно хорошо владеют элементарными формами классификации. Однако операция совмещения двух и более признаков при классификации вызывает у детей этой группы затруднение.

Внимание.

Внимание младших школьников с недостатками речевого развития характеризуется повышенной отвлекаемостью, недостаточной концентрированностью на объекте.

У большинства учащихся данной категории внимание неустойчивое – быстро фиксируется и быстро переключается. Такие дети способны к усвоению только малого объёма информации. Меньшую группу составляют дети с пассивным вниманием: медленно сосредотачиваются и также медленно переключаются на другую работу. Такие учащиеся склонны к стереотипным действиям.

Снижение способности распределять и концентрировать внимание особенно проявляется в условиях, когда выполнение задания осуществляется при наличии одновременно действующих речевых раздражителей, имеющих для этих детей значительное смысловое и эмоциональное содержание. Посторонние раздражители вызывают значительное замедление темпа выполняемой деятельности детей и увеличивают количество ошибок.

Сравнительное изучение особенностей произвольного вни­мания учащихся младших классов школы для детей с ТНР и нормально говорящих с помощью корректурной пробы об­наружило, что продуктивность произвольного внимания у учащихся с нарушениями речи ниже, чем у нормально гово­рящих. Так, количество знаков, просмотренных нормально говорящими, оказалось в 1,4 раза больше, чем у учащихся с речевой патологией.

Память.

У многих школьников с речевым недоразвитием наблюдаются недостатки памяти, причём они касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. В первую очередь у учащихся ограничен объём памяти и снижена прочность запоминания. Эти особенности влияют на запоминание как наглядного материала, так и (особенно) словесного, что не может не сказываться на успеваемости.

В первые годы обучения ребёнка в школе очень важную роль играет его непроизвольная память. Продуктивность непроизвольного запоминания у младших школьников с недостатками речевого развития ниже, чем у нормально развивающихся детей того же возраста. Между тем по мере взросления ребёнка на первый план всё больше выступает произвольная память, реализующаяся как особая форма деятельности. Без достаточного уровня развития произвольной памяти невозможно полноценное обучение, поскольку учебный процесс опирается преимущественно на эту форму памяти.

К сожалению, многие учащиеся описываемой группы вплоть до 4 класса не владеют приёмами смыслового заучивания: группировкой материала, выделением опорных слов, составлением плана, установлением смысловых связей и др.

Необходимым условием высокой продуктивности деятельности запоминания является также её целенаправленность. Из–за недостаточно устойчивого внимания дети с недостатками речевого развития часто отвлекаются при заучивании материала, что неизбежно снижает эффективность запоминания. Эффективность произвольной памяти существенно зависит также от умения контролировать себя в ходе заучивания, прежде всего от умения дифференцировать воспроизведённый материал от не воспроизведённого.

Успешность запоминания существенно зависит также от формы предъявления (наглядная, словесная) подлежащего заучиванию материала. Преобладание наглядной памяти над словесной у детей с речевой патологией гораздо выше, чем у их сверстников с нормальным развитием. Однако главный упор на этот вид памяти делать нецелесообразно, так как иначе затормозится развитие вербальной памяти, которая в перспективе должна играть центральную роль.

Восприятие.                                                                                               

 Скорость восприятия у детей с недостатками речевого развития становится заметно ниже той, которая считается нормальной для данного возраста, фактически при любом отклонении от оптимальных условий. Такое действие оказывают плохое освещение, расположение предмета под непривычным углом зрения, наличие рядом других аналогичных предметов (при зрительном восприятии); частая смена сигналов (объектов), сочетание или одновременное появление нескольких сигналов (особенно характерно для слухового восприятия).

Особенно следует отметить недостатки пространственного восприятия у детей – логопатов (например, направления или расположения отдельных элементов в сложном изображении). Пространственное восприятие формируется в процессе сложного взаимодействия зрительного, двигательного и тактильного анализаторов. Это взаимодействие складывается у детей с речевой патологией с опозданием и долгое время оказывается неполноценным. Недостатки данного вида восприятия затрудняют обучение чтению и письму, где очень важно различать расположение элементов.

Пространственные нарушения проявляются и при рисовании, и при письме. Особенно стойко пространственные нарушения проявляют­ся в рисовании человека: изображение отличается бедностью, примитивностью, что типично для детей не только с дизар­трией, но и с алалией.

Таким образом, становится ясно, что те трудности, с кото­рыми сталкивается рассматриваемая группа школьников при усвоении программного материала общеобразовательной шко­лы по родному языку, обусловлены не только речевым недо­развитием, но и уровнем сформированности психологических предпосылок к овладению учебными умениями.

У детей с тяжелыми речевыми расстройствами отмечаются нередко отклонения в эмоционально-волевой сфере. Детям присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками. У детей с тяжелыми нарушениями речи отмечаются трудности формирования саморегуляции и самоконтроля.

Исследование самооценки у младших школьников с ТНР показывает, что учащиеся недостаточно критично оценивают свои возможности, чаще переоценивая их, не фиксируют внимания на негативных чертах характера, а положительные качества несколько переоценивают. Расстройства в эмоционально - волевой, личностной сферах детей с ТНР ухудшают их работоспособность, что отрицатель­но сказывается на качестве их знаний.

 

Цель программы: коррекция и развитие психических познавательных процессов учащихся, стабилизация эмоционально-волевой сферы, личностной развитие возможностей учащихся.

 

Общая характеристика курса

 

        В соответствии с особыми образовательными потребностями детей с ТНР программа направлена на реализацию средствами "Коррекционного курса" основных задач:

 

 

1.Выявление психологических причин, вызывающие затруднения в процессе обучения;

2.Создание условий для развития сохранных функций;

3.Формирование положительной мотивации к обучению;

4.Коррекция  и развитие познавательной и эмоционально–личностной сферы;

5.Формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности;

6.Воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков;

  7.Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ТНР.

 

        В курсе «Психокоррекционные занятия»  решается проблема преимущественно интеллектуальной дезадаптации ребенка. Данный курс позволяет  развивать  познавательные процессы, необходимые для успешной учебной деятельности, выровняться в своем развитии и адаптироваться к учебному процессу. Учащийся знакомятся со способами развития своего интеллекта, его тренировки.

Курс включает в себя систему заданий по развитию познавательных способностей детей (внимание, память, мышление, восприятие). С этой целью используются следующие психолого-педагогические приемы: 

·        Включение в содержание заданий, выполнение которых дает положительный эмоциональный заряд (разгадывание ребусов, расшифровка слов и изображений, раскрашивание, игровые ситуации и соревнования, дорисовка изображений и т.д.).

·        Включение заданий, содержание которых вызывает у учащегося интерес.

·        Разнообразие видов деятельности, выполняемых учеником на занятии.

·        Оптимизация количества выполняемых заданий и осваиваемых при этом операций.

·        Включение заданий на развитие мыслительных операция (синтез анализ, обобщение, классификация, сравнение).

·        Учет индивидуального темпа деятельности ученика.

    По мере освоения учащимися курса «Коррекция и развитие познавательной деятельности » развивается потенциал учащихся, имеющих проблемы в обучении  и ограниченные возможности. Формируется   адекватная, позитивная самооценка как устойчивая основа личности, направленной  на саморазвитие. Развивается творческое, креативное мышление, творческие способности учеников.

В дополнение к курсу развития познавательных способностей включить элементы развития эмоционально- волевой сферы.

        В курсе «Развитие эмоционально-волевой сферы» развиваются другие виды успешной адаптации. Корректируется эмоциональный фон настроения, а следовательно общее физическое самочувствие и поведение, развиваются коммуникативные навыки, необходимые для успешной адаптации ученика.

В данном курсе используются следующие психолого-педагогические приемы: 

·        Включение  в содержание занятий заданий (технологий здоровьесбережения), выполнение которых  активизируют и развивают  навыки  рефлексии и толерантности (дневник настроения, элементы тренинга, ролевые игры, методов  вербализации и т.д).

·        Включение  в содержание занятий заданий, выполнение которых дает положительный эмоциональный заряд, снимают эмоциональное напряжение  (раскрашивание мандал, элементы арт – терапии (рисунок на заданную тему, выполнение коллажа, лепка из пластилина),

·        Включение  в содержание занятий заданий, которые способствуют улучшению физического самочувствия, развивают навыки саморегуляции   (упражнения энергизаторы, элементы  психогимнастики, релаксационные техники).

·        Включение заданий, которые программируют на позитивное взаимодействие с другими людьми (элементы сказкотерапии, метод игротерапии и др.).

·        Включение заданий, позволяющих развивать коммуникативные навыки и навыки решения конфликтных, трудных жизненных ситуаций (поведенческий тренинг, метод психодрамы).

       В результате  освоения учащимися курса «Развитие эмоционально-волевой сферы» учащийся овладеет навыками адаптации к учебной деятельности и социуму. А также у ребенка сформируются позитивные ценностно-смысловые установки,  позитивное восприятие  своей личности, окружающих  людей и мира. Развиваются навыки  самопознания  и  управления своими эмоциями, самоконтроля поведения и навыки общения. Также развиваются элементарным навыкам  эмоциональной разгрузки (релаксации).

Содержание учебного предмета

 

 

Коррекция отдельных сторон психической деятельности.

-развитие зрительного восприятия и узнавания;

-развитие зрительной памяти и узнавания;

-формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

-развитие пространственных представлений и ориентации;

-развитие временных понятий;

-развитие слухового внимания и памяти;

-развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.

 

Развитие основных мыслительных операций.

-формирование навыков относительно анализа;

-развитие навыка группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);

-формирование             умения работать по  словесной и  письменной инструкции, алгоритму;

-формирование умения планировать свою деятельность;

-развитие комбинаторных способностей.

 

Развитие различных видов мышления.

-развитие наглядно-образного мышления;

-развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями, событиями.

 

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы

-расширение представлений об окружающем мире, обогащение словарного запаса;

-коррекция индивидуальных пробелов в знаниях;

-организация благоприятной социальной среды, которая обеспечила бы соответствующее возрасту общее развитие ребенка, его познавательной деятельности, коммуникативных функций речи, активное воздействие на формирование интеллектуальных и практических умений;

-предупреждение психофизиологических перегрузок, эмоциональных срывов;

-создание климата психологического комфорта,;

-обеспечение успешной учебной деятельности;

-создание положительной мотивации.

 

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

Личностные результаты

 

 

·                    умение самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;

·                    умение самостоятельно выполнять определенные учителем виды работ (деятельности), понимая личную    ответственность за результат;

·                    знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности.

 

Метапредметные результаты:

 

 

 Регулятивные УУД:

·                    умение понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск средств для достижения    учебной задачи;

·                    умение планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения;

·                    умение проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях – самостоятельно;

·                    выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности

 

 Познавательные УУД:

·                    умение проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы;

·                    умение устанавливать закономерность следования объектов (чисел, числовых выражений) и определять        недостающие в ней элементы;

·                    умение выполнять классификацию по нескольким предложенным или самостоятельно найденным   основаниям;

·                    умение  делать выводы по аналогии и проверять эти выводы;

·                    умение проводить несложные обобщения;

·                    умение использовать свои творческие возможности;

 

Коммуникативные УУД:

·                    умение принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умения вести диалог, речевые         коммуникативные средства;

·                    знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;

контролировать свои действия при работе в группе и осознавать важность своевременного качественного выполнения взятого на себя обязательства для общего дела.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы коррекционно-развивающего курса

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

№ п/п

Тема (раздел)

Кол-во

часов

Основные виды  деятельности учащихся

Примечание

 

1 класс – 33 ч

 

 

 

1.

Стартовая диагностика.

3

 

 

2.

Адаптация к условиям школьной среды.

Развитие учебно-познавательной мотивации.

4

Раздел направлен на адаптацию учащихся , снятия дезадаптивных форм обучения.

Упражнения: " Солнышко", " Моя школа"," Знакомьтесь-этоя..."

 

3.

Формирование общеинтеллектуальных умений.

4

Развитие способности анализировать простые закономерности, выделять в явлении разные особенности, вычленять в предмете разные свойства и качества. Развитие словарного запаса. Развитие вербально-логического мышления. Развитие мыслительной операции сравнения, способности выделять существенные признаки.

Упражнения на простейшие анализы с практическим и мысленным расчленением объекта на составные элементы; сравнение предметов с указанием их сходства и различия по заданным признакам: цвету, размеру, форме, количеству, функциям и т.д.; различные виды задач на группировку: «Исключи лишнее», «Сходство и различие», «Продолжи закономерность»; аналитические задачи 1-го типа с прямым утверждением.

 

4.

Коррекция и развитие пространственно-временных представлений.

3

  Развитие восприятия «зашумленных» объектов. Формирование элементов конструктивного мышления и конструктивных навыков. Игры на перевоплощение: «Мозаика» (из 9 элементов) с зарисовыванием в тетрадь, «Зашифрованный рисунок», получение заданной геометрической фигуры из других фигур, складывание узоров по образцу и памяти

 

5.

Развитие познавательной деятельности.

13

Раздел направлен на развитие познавательных процессов: памяти, внимания, воображения, восприятия.Формирование умений рассматривать различные пути или варианты достижения цели. Оперируя предметами в мысленном плане, представляя разные варианты их возможных изменений и нахождение лучшего решения. Решение частично- поисковых задач разного уровня.

Упражнения на поиски ходов в сложных лабиринтах с опорой на план и составление детьми собственных планов к лабиринтам, игра «Муха» — 3-й уровень (работа в умозрительном плане), игра «Кто быстрее и точнее», основанная на диагностическом тесте

«Корректурная проба», поиск ошибок в тексте.

 

6.

Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы и компонентов личности.

5

Раздел направлен на развитие произвольности, саморегуляции, эмоционально-волевой сферы. Развитие навыков сотрудничества со сверстниками.

Кинезиологическое упражнение «Колечко».Игра «Куда пойдешь, что найдешь»,«Что изменилось?».Упражнение « Художники»,"Кто правильно назовет", «Разложи игрушки»

Игра танграм

Беседа о хорошем и плохом настроении»

Рисунок хорошего и плохого настроения.

Упражнение «Сон на берегу моря»

 

7.

Итоговая диагностика.

1

 

 

 

 

                  2 класс – 34 ч

 

 

1.

Стартовая диагностика.

3

 

 

2.

Развитие личностно – мотивационной сферы.

4

Раздел направлен на знакомство с обучающимися, правила поведения на занятиях, формирование учебной мотивации, снятию тревожности и других невротических комплексов, связанных с периодом адаптации. Развитие произвольности, саморегуляции, эмоционально-волевой сферы. Развитие навыков сотрудничества со сверстниками.

Игра «Куда пойдешь, что найдешь», «Что изменилось?»,

« Художники»,Игра танграм

Беседа о хорошем и плохом настроении»

 

 

3.

Развитие основных мыслительных операций

(анализ, синтез, сравнение, обобщение...)

6

Формирование логической операции классифицирования по двум свойствам. Формирование умения рассматривать различные пути или варианты достижения цели. Оперируя предметами в мысленном плане, представляя разные варианты их возможных изменений и найти лучшее решение.

Упражнение на аналитико-синтетическую деятельность.

Игры : "Разведчики","Веселый художник","Собери картинку".

 

4.

Развитие познавательной деятельности.

7

Раздел направлен на развитие познавательных процессов: памяти, внимания, воображения, восприятия. Формирование умений рассматривать различные пути или варианты достижения цели. Оперируя предметами в мысленном плане, представляя разные варианты их возможных изменений и нахождение лучшего решения. Решение частично- поисковых задач разного уровня.

Упражнения, аналогичные используемым на 1-м этапе, однако объем материала для запоминания увеличивается (5—7 предметов с учетом расположения). Игра «Снежный ком» для запоминания информации. Корректурная проба. Внимательный художник.

 

 

5.

Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы и компонентов личности. Формирование коммуникативной компетентности.

5

Раздел направлен на развитие произвольности, саморегуляции, эмоционально-волевой сферы. Развитие навыков сотрудничества со сверстниками.

Кинезиологическое упражнение «Кулак, ребро, ладонь».Психологические игры:«Данетки»,«Что изменилось?»,Составление узоров ,«Раскрашивание по системе координат».Упражнение «Две минуты отдыха»

 

6.

Итоговая диагностика.

1

 

 

 

            3 класс – 34 ч

 

 

1.

Стартовая диагностика

3

 

 

2.

Развитие личностно – мотивационной сферы.

3

Раздел направлен на знакомство с обучающимися, правила поведения на занятиях, формирование учебной мотивации, снятию тревожности и других невротических комплексов, связанных с периодом адаптации. Развитие произвольности, саморегуляции, эмоционально-волевой сферы. Развитие навыков сотрудничества со сверстниками.

Упражнения на развитие психических процессов: «Совмести фигуры», «Запомни фигуры», «Замри»

 

3.

Развитие основных мыслительных операций

(анализ, синтез, сравнение, обобщение...)

8

Развитие наглядно-образного мышления и способности анализировать. Анализ и синтез на основе построения простейших обобщений с абстрагированием от несущественных признаков. Упражнения, требующие сравнения, абстрагирования от несущественных признаков, выделения существенных признаков с последующим использованием проведенного обобщения и выявления закономерности для выполнения заданий: продолжение ряда чисел, фигур, слов, действий по заданной закономерности. Упражнения на поиск недостающей фигуры с нахождением 1— 3 особенностей, лежащих в основе выбора, поиск признака отличия одной группы фигур (или понятий) от другой.

 

 

4.

Развитие познавательной деятельности.

9

Раздел направлен на развитие познавательных процессов: памяти, внимания, воображения, восприятия. Формирование умений рассматривать различные пути или варианты достижения цели. Оперируя предметами в мысленном плане, представляя разные варианты их возможных изменений и нахождение лучшего решения. Решение частично- поисковых задач разного уровня.

Упражнение: «Закройте глаза и внимательно слушайте, что происходит в коридоре, затем, что происходит за окном».

«Найди отличия».

 

5.

Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы и компонентов личности. Формирование коммуникативной компетентности.

6

Раздел направлен на развитие произвольности, саморегуляции, эмоционально-волевой сферы. Развитие навыков сотрудничества со сверстниками.

Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Тень», «Будь внимателен»)

- Графический диктант. Штриховка. «Классификация»,

«3 – лишний».

 

6.

Итоговая диагностика

1

 

 

 

                    4 класс – 34 ч

 

 

1.

Стартовая диагностика

3

 

 

2.

Развитие личностно – мотивационной сферы.

3

Раздел направлен на знакомство с обучающимися, правила поведения на занятиях, формирование учебной мотивации, снятию тревожности .

Упражнения на формирование эмоциональной комфортности и спокойствия у ребенка. Рисование «Моя семья».Упражнение «Я хороший».Лепка «Солнце».

 

3.

Развитие основных мыслительных операций

(анализ, синтез, сравнение, обобщение...)

10

Развитие наглядно-образного мышления и способности анализировать. Анализ и синтез на основе построения простейших обобщений с абстрагированием от несущественных признаков. Упражнения, требующие сравнения, абстрагирования от несущественных признаков, выделения существенных признаков с последующим использованием проведенного обобщения и выявления закономерности для выполнения заданий: продолжение ряда чисел, фигур, слов, действий по заданной закономерности. Упражнения на поиск недостающей фигуры с нахождением 1— 3 особенностей, лежащих в основе выбора, поиск признака отличия одной группы фигур (или понятий) от другой.

 

 

4.

Развитие познавательной деятельности.

12

Раздел направлен на развитие и коррекцию познавательной деятельности .Игра «Жучок», упражнение», «С кем я дружу а с кем нет», ролевое проигрывание ситуации «Шляпа», упражнение «Возьми себя в руки».Графический диктант.

 

5.

Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы и компонентов личности. Формирование коммуникативной компетентности.

5

Раздел направлен на развитие произвольности, саморегуляции, эмоционально-волевой сферы. Развитие навыков сотрудничества со сверстниками.

Этюд «Слушаем себя», упражнение «Уходи злость», игра «Соблюдай дистанцию», упражнение «Слушаем себя», упражнение «Черепаха».

 

6.

Итоговая диагностика

1

 

 

 

 

 

 

Материально- техническое обеспечение

 

Материально-техническое обеспечение заключается в создании надлежащей материально-технической базы, позволяющей обеспечить адаптивную и коррекционно-развивающую среды образовательного учреждения, в том числе надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и (или) психического развития в здания и помещения образовательного учреждения и организацию их пребывания и обучения в учреждении (включая пандусы, специальные лифты, специально оборудованные учебные места, специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование, а также оборудование и технические средства обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья индивидуального и коллективного пользования, для организации коррекционных и реабилитационных кабинетов, организации спортивных и массовых мероприятий, питания, обеспечения медицинского обслуживания, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий, хозяйственно-бытового и санитарно-гигиенического обслуживания).

 

Информационное обеспечение

      Необходимым условием реализации программы является создание информационной образовательной среды и на этой основе развитие дистанционной формы обучения детей, имеющих трудности в передвижении, с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.

Обязательным является создание системы широкого доступа детей с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.

 

 ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ

Мебель и

оборудование

Мебель по росту детей (стол,3  стула). Мягкий диван. Мягкие игрушки (черепахи, змейки и пр.). Музыкальный центр, Фонотека.

Стимульный материал

Материал к диагностическим методи­кам и тестам, коррекционно-развивающим играм и упражнениям, соответствующий требованиям научности, экологичности, возрастной дифференциации.

Технический материал

Цветная бумага, ножницы, простые и цветные карандаши,  фломастеры, ластики, картон, клей, кисточки, пластилин,  акварельные краски, альбомные листы различного формата, детские лекала, линейки-трафареты с геометрическими фигурами и плоскостными изображениями.

Вспомогательный материал

Мелкодетальный конструктор типа «ЛЕГО». Не­сколько атрибутов основных сюжетно-ролевых игр и предметов-за­местителей. Маски оппозиционных героев известных детям сказок («Заяц» — «Волк», «Баба-Яга» — «Царевна» и т.д.). 3  игрушки по принципу половой дифференциации (кукла, машина), 2 мяча разного размера и фактуры (надувной, набивной, резиновый).Игрушки-сюрпризы с включением света, звука, движений при произведении определенных операций (механические, электронные, радиофицированные). Детские книги, книги-раскраски, детские журналы.

 

Таблица 2.

 ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПСИХОЛОГА СО ВЗРОСЛЫМИ

Мебель и

оборудование

Мягкий диван  (малогабаритный)

Стимульный материал

Стимульный материал к диагностическим методи­кам и тестам.

Технический материал

Анкетные бланки, бланки опросников. Печатный материал.

Вспомогательный материал

Распечатки с играми и упражнениями для занятий с детьми в домашних условиях. Литература по проблемам возрастного, развития детей, особенностей их поведения, а также по воп­росам семейных и супружеских взаимоотношений. Литерату­ра по проблемам познавательного, личностно-эмоционального развития детей, вопросам детской компетентно­сти, школьной готовности и успешности, адаптации к социальным условиям и т.д. Информационные материалы о смежных специалистах (психоневролог, психиатр, логопед) и специализированных детских учреждениях (центры, консультации, больницы, по­ликлиники)

Таблица 3.

 ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВА для интерпретационной и организационно-планирующей деятельности психолога.

Мебель и оборудование

Письменный стол, стул.  шкафы.  Компьютерный комплекс.

Технический материал

Писчая бумага стандартного формата. Средства для обеспече­ния компьютера.

Вспомогательный материал

Нормативная документация. Специальная документация. Ор­ганизационно-методическая документация. Литература и периодические печатные издания по повышению научно-теоретического уровня и профессиональной компетентности специалиста.

Интерпретационный материал

Программы обработки и анализа данных, полученных в ре­зультате диагностической деятельности.