РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
родная литература
для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
2018 г.
Данная рабочая программа составлена на основе федерального государственного стандарта основного общего образования, Концепции и примерной рабочей программы по учебному курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России (на примере Оренбургской области)» для общеобразовательной школы (авторы: Обыденнова Г.Т. (рук.), Антонов В.М., Рахимов Р.Н., Ханова Р.В., Хуббитдинова Н.А., Шагапова Г.Р. – Уфа: БГПУ им. М. Акмуллы, 2018), а также на основе Учебно-методического комплекса по курсу «Литература народов, населяющих Оренбургскую область» (Национально-региональный компонент).
Организация-разработчик: Частное профессиональное образовательное учреждение «Башкирский экономико-юридический колледж» (БЭК)
Разработчик: Матвеева Г.В. преподаватель БЭК
Одобрено на заседании предметно-методической комиссии общеобразовательных дисциплин
Протокол №_______ от «_____» _________ 2018 г.
Председатель ПМК ________________________ /Ю.В.Жаркова/ |
Одобрено методическим советом
Протокол №_______ от «_____» _________ 20____г.
|
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
4 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
10 |
условия реализации рабочей программы учебной дисциплины |
19 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины |
21 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Родная литература
1.1. Область применения программы
Программа общеобразовательной учебной дисциплина «Родная литература» предназначена для изучения родной литературы в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена.
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Оренбургская область - содружество многих народов. История нашего региона и в прошлом, и в настоящем демонстрирует гармоническое сосуществование представителей разных конфессий, толерантность, сотрудничества и взаимообогащение этнических культур. Это явилось итогом разумной политики в различные исторические периоды. Гражданское воспитание ведется с учетом многонацинальности и ориентирует на формирование интернациональных чувств у молодежи.
Актуальность изучения данной дисциплины обусловлена и образовательным фактором: современные программы по литературе требуют изучения регионального компонента.
Задачи курса «Родная литература»:
- ознакомить студентов с литературным пространством Оренбургского края
- дать знания о жизни и творчестве писателей разных народов, проживавщих на территории Оренбургского края;
- показать взаимосвязи славянской культуры и культуры тюркоязычных народов, населяющих Оренбургский край;
- развить поликультурные знания о традициях и обрядах народов, населяющих Оренбургский край;;
- сформировать умения определять черты народного миропонимания
- и своеобразие народной картины мира, сохраненные писателями в литературных произведениях.
Данная программа ориентирована на достижение следующих целей:
1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития;
2) формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
3) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
4) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
5) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
6) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
7) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.,
8) формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен:
уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- сопоставлять литературные произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
знать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- участия в диалоге или дискуссии;
- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
- определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.
1.4. Требования к результатам освоения общеобразовательной учебной дисциплины:
1.4.1. личностные:
- российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа Оренбуржья, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
- гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
- готовность к служению Отечеству, его защите;
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
- принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
- бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
- сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- эстетическое отношение к миру;
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.).
1.4.2. метапредметные:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
- владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения;
- владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;
- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
- умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.
1.4.3. предметные:
- сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;
- сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;
- владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
- владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
- владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
- знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;
- сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
- способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
- владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
- сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 120 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 80 часов;
самостоятельной работы обучающегося 40 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
120 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
80 |
в том числе: |
|
практические занятия |
50 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
40 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
1 |
2 |
3 |
4 |
Раздел 1. |
Введение |
2 |
|
Тема 1.1 Оренбуржье – семья народов. Дружба народов как самое большое богатство в книгах, песнях, картинах, кино |
Содержание учебного материала |
2 |
1,2 |
Оренбуржье– семья народов.Славянские народы (русские, украинцы, белорусы), тюркские народы (башкиры, татары, чуваши), финно-угорские народы (марийцы, мордва, удмурты), нашедшие свою малую Родину в нашем крае. Другие народы, проживающие на территории Оренбуржья. Дружба народов как самое большое богатство в книгах, песнях, картинах, кино. |
|||
|
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка реферата(презентации, видеоролика)на тему «Оренбуржье – семья народов. Дружба народов как самое большое богатство в книгах, песнях, картинах, кино» |
4 |
|
Раздел 2 |
Истоки литературного творчества народов Оренбуржья. |
24 |
|
Тема 2.1 Многонациональная литература народов Оренбуржья, история и современность |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
Истоки литературного творчества народов Оренбуржья. Многонациональная литература история и современность. Книга – носитель духовных ценностей. Проблема развития литератур на современном этапе. |
|||
|
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка реферата(презентации, видеоролика)на тему «Многонациональная литература народов Оренбуржья, история и современность». |
2 |
|
Тема 2.2 Устное народное творчество (фольклор) как составляющая часть духовной культуры народов Оренбуржья |
Содержание учебного материала |
2 |
1,2 |
Устное народное творчество (фольклор) как составляющая часть духовной культуры народов Оренбуржья: пословицы и поговорки о дружбе, родной земле, труде, дружной семье; древние мифологические представления народов (сакральные духи – хозяева лесов, гор, рек, околодомашнего мира; запреты, напутствия из обрядового фольклора этнопедагогического характера (например, благопожелания ребенку). Волшебные и богатырские сказки, мифические легенды о происхождении мира, месяца, звезд; сказания о родном крае, о происхождении города Оренбурга. Писатель В. И. Даль - собиратель преданий и сказок. |
|||
Практическое занятие №1. «Устное народное творчество народов Оренбуржья: пословицы и поговорки о дружбе, родной земле, труде, дружной семье». |
2 |
2,3 |
|
Практическое занятие №2. «Волшебные и богатырские сказки, мифические легенды о происхождении мира, месяца, звезд; сказания о родном крае, о происхождении города Оренбурга»(анализ на выбор) |
2 |
2,3 |
|
|
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка реферата(презентации, видеороли-ка)на тему «Устное народное творчество народов Оренбуржья: пословицы и поговорки о дружбе, родной земле, труде, дружной семье». |
2 |
|
Тема 2.3 Поэтическое наследие. Мифы, легенды, предания Оренбургского края. |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
Древнее поэтическое наследие. Мифы, легенды, предания . Сопоставление с мифами татар, чуваш, казахов, башкир. |
|||
Практическое занятие № 3. «Эпос «Урал-батыр»: история изучения, сюжет» |
2 |
|
|
Практическое занятие № 4. «Эпос «Урал-батыр»: история изучения, сюжет» |
2 |
||
Практическое занятие № 5. «Башкирский эпос «Акбузат»: сюжет и герои» |
2 |
||
|
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка реферата(презентации, видеоролика)на тему «Конфликт добра и зла в башкирском кубаире "Урал-батыр"». |
2 |
|
Тема 2.4 Сказки, былины, думы, исторические предания, легенды русского, белорусского и украинского народов |
Содержание учебного материала |
2 |
1,2 |
Сказки, былины, думы, исторические предания, легенды русского (богатырские былины «Илья Муромец и Соловей разбойник», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Слово о полку Игореве»), белорусского (предание «О крыжацких могилках»; сказочный эпос о героических богатырях-осилках (силачах) («Кузнец – богатырь», «Вдовий сын» или «Васька Попелышка») и украинского (предания о Киевских князьях Олеге и Ольге, цикл былин об Илье-Муромце, думы-песни героического характера «Дума о Самийла Кошку») народов. |
|||
Практическое занятие № 6. ««Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы». |
2 |
3 |
|
Практическое занятие № 7. ««Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы». |
2 |
3 |
|
|
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка реферата(презентации, видеоролика)на тему «Историческое предание о Киевских князьях Олеге и Ольге». |
2 |
|
Тема 2.5 Мифы, легенды и предания татарского народа |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
Мифы, легенды и предания татарского народа. Татарские баснословные и мифические существа: 1) существа, обитающие в воде,2) существа, живущие на суше. К первым относятся следующие сказочные существа: Су-анасы, Юха и др.,а ко вторым: Убыр, Албасты, Бичура, Шюряли и др. Миф о Зиланте. Легенда о царице Сююмбике. |
|||
Практическое занятие № 8. «Легенда о царице Сююмбике». |
2 |
2,3 |
|
|
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка реферата(презентации, видеоролика)на тему «Татарские мифические легенды». |
2 |
|
Тема 2.6 Эпос и исторические предания чувашей, мордвы, удмуртов |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
Эпос и исторические предания чувашей (о жизни и героических деяниях древних предков, о болгарской эпохе, об иге монголо-татар и казанских феодалов, о Е. Пугачеве, сказание об Улыпе – чувашском мифическом добром герое-великане), мордвы (легенды «Пурьгине паз и Сыржа», «Пламенные сердца»; предания о походе Ивана Грозного на Казань, крещении мордвы, Разине и Пугачеве, разбойниках и кладах), удмуртов (сказки о Лопшо Педунье, предания о богатырях – батырах Эштэреке, Пазяле, Миколе, Ядыгаре). |
|||
|
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка реферата(презентации, ви-деоролика)на тему «Эпос и исторические предания чувашей, мордвы, удмуртов» (на выбор). |
2 |
|
Раздел 3 |
Духовные ценности народов Оренбуржья |
44 |
|
Тема3.1 Духовные ценности народов Оренбургского края. Нравственные размышления и искания в творчестве просветителей . |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
Духовные ценности народов Оренбуржья. Философское осмысление жизни. Философия – ориентир развития человека и общества. Нравственность и мораль. Традиции нравственности и морали народов Оренбуржья. Нравственные размышления и искания в творчестве просветителей: Салавата Юлаева, М. Акмуллы, М.Гафури, М. Карима – башкирская литература; С.Т. Аксакова, М.А. Чванова – русская литература; Г. Тукая - татарская литература; К. Иванова - чувашская литература; М. Сайгина – мордовская литература; Ю. Андруховича – украинская литература; К. Герда – удмуртская литература; Янки Купала, В.В. Быкова – белорусская литература. |
|||
Практическое занятие № 9. «Поэты, писатели-просветители народов Оренбургского края» (о творчестве одного из просветителей на выбор: Г.Тукая - татарская литература, М.А. Чванова – русская литература, М. Сайгина – мордовская литература, Ю. Андруховича – украинская литература, К. Герда – удмуртская литература, Янки Купала, В.В. Быкова – белорусская литература). |
2 |
3 |
|
Практическое занятие № 10. Мажит Гафури (1880-1934) – классик башкирской литературы. Отрывки из повести «Черноликие». Просвещенность и невежество героев повести. |
2 |
3 |
|
Практическое занятие №11. Габдулла Тукай – известный татарский писатель, поэт, критик и переводчик. Поэма «Шурале». Стихотворения Г.Тукая. |
2 |
2,3 |
|
Практическое занятие №12. М.А. «Чванов – русский писатель, публицист, общественный деятель, вице-президент Международного фонда славянской письменности и культуры, председатель Аксаковского фонда. Сборник рассказов «Билет в детство». |
2 |
3 |
|
|
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка реферата(презентации, ви-деоролика)на тему «Поэты, писатели-просветители народов Оренбуржья»(о творчестве одного из просветителей на выбор). |
6 |
|
Тема 3.2 Салават Юлаев – просветитель, поэт-импровизатор, башкирский национальный герой |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
Салават Юлаев — башкирский национальный герой, народный поэт, воспевавший подвиги башкирских богатырей, родную природу. Дух борьбы против гнёта в его творчестве. Памятник Салавату — обобщенный образ джигита-воина, борца за свободу и справедливость, символ дружбы и единения народов Башкортостана. |
|||
Практическое занятие № 13. «Салават Юлаев - поэт-импровизатор». Стихотворения «Мой Урал», «Зулейха» и др. |
2 |
||
|
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка реферата(презентации, видеоролика)на тему «САЛАВАТ ЮЛАЕВ — башкирский национальный герой, народный поэт, воспевавший подвиги башкирских богатырей, родную природу» |
2 |
|
Тема 3.3 Философ, поэт и народный просветитель Мифтахетдин Акмулла |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
Творческий путь М. Акмуллы (1831-1895). Биография поэта. Просветительство в поэзии М. Акмуллы. Призыв к башкирам в стихотворении «Надо учиться, мои башкиры», актуальность стиха и в наши дни. Социальные мотивы в поэзии М. Акмуллы («Исянгильде Батучу»). Лирика поэта. |
|||
|
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка реферата(презентации, видеоролика)на тему «Творческий путь М. Акмуллы (1831-1895). Биография поэта. Просветительство в поэзии М. Акмуллы». |
2 |
2 |
Тема 3.4 Жизненный и творческий путь башкирского народного поэта М. Карима. Общечеловеческое и национальное в произведениях |
Содержание учебного материала |
2 |
2,3 |
Жизненный путь башкирского народного поэта М. Карима. Общечеловеческое и национальное в произведениях. Повесть «Долгое-долгое детство». Повесть «Помилование». Философское содержание драматургии Мустая Карима. Мифопоэтическая память в лирике. Национальная картина мира в его прозе. М.Карим. Трагедия «В ночь лунного затмения». Свобода личности и протест против родовых обычаев. |
|||
Практическое занятие № 14. «Жизненный путь башкирского народного поэта М. Карима. «Я – россиянин!», «Птиц выпускаю из своей груди» и другие стихотворения». |
2 |
3 |
|
Практическое занятие №15. «Повесть М.Карима «Долгое-долгое детство». Выборочный анализ». |
2 |
2,3 |
|
Практическое занятие №16. «Повесть М.Карима «Долгое-долгое детство». Выборочный анализ». |
2 |
3 |
|
Практическое занятие №17. "Жертва войны Любомир Зух в повести Мустая Карима "Помилование". Средства создания образа". |
2 |
2,3 |
|
|
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка реферата (презентации, видеоролика)на тему «Жизненный путь башкирского народного поэта М. Карима». |
2 |
|
Тема 3.5 С.Т. Аксаков. Жизнь и творчество. Отрывки из трилогии «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука» |
Содержание учебного материала |
2 |
1,2 |
С.Т. Аксаков. Жизнь и творчество. Отрывки из трилогии «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука». Проза: мемуарно-автобиографическая трилогия «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука», «Воспоминания». Знаменитая сказка «Аленький цветочек». Памятные места, связанные с его именем. Учреждение премии им. С.Т. Аксакова. Отрывки из трилогии «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука». |
|||
Практическое занятие №18. «Художественность произведений С.Т. Аксакова. Книга «Детские годы Багрова-внука. Выборочный анализ глав». |
2 |
3 |
|
Практическое занятие №19. «Художественность произведений С.Т. Аксакова. Книга «Детские годы Багрова-внука. Выборочный анализ глав». |
2 |
3 |
|
Практическое занятие №20. Экскурсия в памятные места, связанные с именем С.Т.Аксакова. (Мемориальный дом-музей С. Т. Аксакова в г.Уфе) |
2 |
2,3 |
|
|
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка реферата(презентации, видеоролика)на тему «Памятные места в Башкортостане, связанные с его именем С.Т. Аксакова». |
2 |
|
Тема3.6 К. Иванов – просветитель, великий классик чувашской поэзии |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
К. Иванов (1890 – 1915) – великий классик чувашской поэзии. Жизненный путь великого чувашского поэта. Годы ученичества и формирование просветительских убеждений поэта. К.Иванов – переводчик произведений А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова, А.В. Кольцова. Л.Н. Толстого, Гете, Шекспира. Литературное творчество поэта. Память о классике чувашской поэзии в Чувашии и в Башкортостане. Музеи, издание книг, изучение творчества поэта. |
|||
Практическое занятие № 21. К. Иванов (1890 – 1915) – великий классик чувашской поэзии. Жизненный путь великого чувашского поэта. Стихотворения "Близ дубравы", "Думы старого леса", "Осень", "Осень стала у двора" и др. Связь с социальными темами, с устным поэтическим творчеством чувашей, с русской и мировой литературой. |
2 |
1,3 |
|
Практическое занятие № 22. Темы, идеи, композиция, сюжет, конфликт в произведении К. Иванова "Нарспи". Человек и природа в поэме. Философский мотив "воздаяния за зло" в судьбе главной героини. Поэтическое совершенство поэмы К. Иванова "Нарспи". |
2 |
1,3 |
|
|
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка реферата(презентации, видеоролика)на тему «К. Иванов (1890 – 1915) – великий классик чувашской поэзии». |
2 |
|
Раздел 4 |
Литературные премии Оренбуржья. |
4 |
|
Тема 4.1. Писатели - лауреаты литературной премии им. П. И. Рычкова
|
Содержание учебного материала |
4 |
1,2 |
Бакулин Вадим Валерьевич «Бессмертник», «Время мотылька» Бахревский Владислав Анатольевич Сведения из биографии. Характеристика творчества. Этапы творчества. Кириллов Илья Николаевич Сведения из биографии. Анализ творчества. |
|||
|
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка реферата(презентации, видеоролика) на тему «Башкирия в русской литературе». |
4 |
|
Раздел 5 |
Литературные музеи Оренбуржья. |
10 |
|
Тема 5.1 Литературные музеи Оренбуржья. |
Практическое занятие №24. Всероссийская литературная Пушкинская премия «Капитанская дочка», «Литературная премия имени П.И.Рычкова» |
2 |
11и1иииииииии |
|
Практическое занятие №22, 23. Экскурсия в литературные музеи , посещение театров , библиотеки имени Н.К.Крупской (на выбор по группам). |
4 |
2,3 |
Практическое занятие №24. Анализ: Историко – литературный музей «Капитанская дочка», «Мемориальный музей гауптвахта Тараса Шевченко. Мемориальный музейный комплекс имени Мусы Джалиля в селе Мустафино |
2 |
|
|
Практическое занятие №25. Памятник Л.Н.Толстому в Оренбурге. Авторы памятника: Юрий Львович Чернов, московский скульптор, народный художник России, член-корреспондент Академии художеств и Александр Иванович Агафонов, оренбургский архитектор. |
2 |
|
|
|
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка реферата(презентации, видеороли-ка)на тему «Литературные музеи Оренбуржья»(на выбор). |
2 |
|
Обозначения для характеристики уровня освоения учебного материала:
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета русского языка и литературы.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий (таблицы, репродукции, иллюстрации).
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением, мультимедийный проектор;
- интерактивная доска;
- телевизор, экран.
Дидактические средства обучения:
- методические разработки к урокам,
- комплекты контрольных и проверочных работ.
1. Вопросы изучения эпоса народов России. М.: АН СССР, 1998.
2. Вопросы поэтики К. Иванова: Материалы конференции, посвященной 180-летию со дня рождения поэта, 21-22 мая 1990. Чебоксары: НИИЯ РИО, 1991.
3. Гиляжев Х. Голоса разных лет: Публицистика, литературные, критические статьи, творческие портреты. Уфа: Башкирское книжное изд-во, 2001.
4. История башкирской литературы. М.: Наука, 1996. История советской многонациональной литературы. М., 2000.
5. Кильмухаметов Т.А. Драматургия М. Карима. Своеобразие жанровой эволюции. Уфа, 1999.
6. Киреев А.Н. Башкирский народный героический эпос. Уфа: Башкирское книжное изд-во, 1970.
7. Климович Л.И. Из истории литератур Советского Востока. М., 1998.
8. Климович Л.И. Литература народов СССР. Хрестоматия в 2-х ч. М.: Просвещение, 1981.
9. Литературное наследие народов Урало-Поволжья и современность. Уфа, 2004.
10. Ломунова М.Н. Мустай Карим: Очерк творчества. М.: Художественная. литература, 2001.
11. М. Карим. Притча о трех братьях (Воспоминания, раздумья, беседы). М.: Современник, 1979.
12. Межэтнические общности и взаимосвязи фольклора народов Поволжья и Урала. Редкол. Ф.В. Ахметова и др. Казань, 1993.
13. Пахомова М.Ф. Эпос молодых литератур. Л.: Наука, 1998.
14. Письменные памятники Башкирии: Историко-филологические исследования / Отв. ред. З.Г. Ураксин. Уфа, 1982.
15. Рамазанов Г. Творчество М. Гафури. Уфа: Башкирское книжное изд-во, 1970.
16. Рашит Шакур. Звезда поэзии. Мир таланта Акмуллы. Жизнь. Творчество. Мировоззрение. Изд. 2-е доп. Уфа: Изд-во «Китап», 1996.
17. Салават Юлаев. Стихотворения. Песни. Документы / Сост., пред., коммент. М.Х. Идельбаева. Уфа: Китап, 1994.
18. Современные проблемы чувашской литературы / НИИ яз. и литературы. Чебоксары, 1980.
19. Творческое наследие классика чувашской литературы К.В. Иванова: Сб. материалов республиканской научно-практической конференции (Под ред. И.Е. Карпухина). Стерлитамак, СГПИ, 2000.
20. Уразманова Р.К. Обряды и праздники татар Поволжья и Урала (Годовой цикл XIX – нач. ХХ вв.). Историко-этнографический атлас татарского народа. Казань: Дом печати, 2001.
21. Урманчеев Ф.И. Героический эпос татарского народа. Казань: Татарское книжное изд-во, 2002.
22. Федоров Г.И. Художественный мир чувашской прозы 1980 – 1990 годов. Чебоксары, ЧГИГН, 1996.
23. Хайруллин Р.З., Бирюкова С. К. Литература народов России. СПб.: Просвещение, 1995.
24. Харисов А.И. Литературное наследие башкирского народа ХVIII – ХIХ вв. Уфа: Башкирское книжное изд-во, 1997.
25. Харисов Г. Башкирская литература IX-XVIII веков. Уфа: Изд-во Китап», 1996.
26. Яхин А.Г. Система татарского фольклора. Казань: Татарское книжное изд-во, 2004.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
умения: |
|
- воспроизводить содержание литературного произведения |
беседа о содержании литературного произведения |
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения |
устный (или письменный) анализ литературного произведения или эпизода (сцены) изученного произведения |
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи |
анализ художественных произведений; работа со словарями, справочниками, энциклопедиями; доклады и сообщения |
- определять род и жанр произведения |
индивидуальные задания |
- сопоставлять литературные произведения |
доклады и сообщения |
- выявлять авторскую позицию |
индивидуальные задания |
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения |
выразительное чтение изученных произведений (или их фрагментов), с соблюдением норм литературного произношения |
- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению |
индивидуальные задания |
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы |
рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы |
знания: |
|
- образной природы словесного искусства |
доклады и сообщения |
- содержания изученных литературных произведений |
проверочная работа |
- основных фактов жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв. |
библиографические карточки |
- основных закономерностей историко-литературного процесса и черт литературных направлений |
индивидуальные задания |
- основных теоретико-литературных понятий |
проверочная работа |
использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для: |
|
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка |
рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы |
- участия в диалоге или дискуссии |
беседа, дискуссия по заданной теме |
- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости |
работа со словарями, справочниками, энциклопедиями |
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений |
индивидуальные задания |
- определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений |
индивидуальные задания |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.