Рабочая программа Родная литература
Оценка 4.6

Рабочая программа Родная литература

Оценка 4.6
Документация
doc
русская литература
10 кл—11 кл
21.01.2020
Рабочая программа Родная литература
Рабочая программа
Рабочая программа Родная литература 2019.doc

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММа  УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ

родная литература

для  специальности  40.02.01 Право и организация социального обеспечения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2018 г.

Данная рабочая программа составлена на основе федерального государственного стандарта основного общего образования, Концепции и примерной рабочей программы по учебному курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России (на примере Оренбургской области)» для общеобразовательной школы (авторы: Обыденнова Г.Т. (рук.), Антонов В.М., Рахимов Р.Н., Ханова Р.В., Хуббитдинова Н.А., Шагапова Г.Р. – Уфа: БГПУ им. М. Акмуллы, 2018), а также на основе Учебно-методического комплекса по курсу «Литература народов, населяющих Оренбургскую область» (Национально-региональный компонент).

 

 

 

 

Организация-разработчик: Частное профессиональное образовательное учреждение «Башкирский экономико-юридический колледж» (БЭК)

 

Разработчик: Матвеева Г.В. преподаватель БЭК

 

 

Одобрено на заседании предметно-методической комиссии общеобразовательных дисциплин

 

Протокол №_______ от «_____» _________ 2018 г.

 

Председатель ПМК ________________________ /Ю.В.Жаркова/

 

 

Одобрено методическим советом

 

Протокол №_______ от «_____» _________ 20____г.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

4

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

10

условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

 

19

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

21

 

1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Родная литература

1.1. Область применения программы

Программа общеобразовательной учебной дисциплина «Родная литература» предназначена для изучения родной литературы в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена.

 

1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.

 

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Оренбургская область - содружество многих народов. История нашего региона и в прошлом, и в настоящем  демонстрирует гармоническое сосуществование представителей разных конфессий, толерантность, сотрудничества и взаимообогащение этнических культур. Это явилось итогом разумной политики в различные исторические периоды. Гражданское воспитание  ведется с учетом многонацинальности и ориентирует на формирование интернациональных чувств у молодежи.

Актуальность изучения данной дисциплины обусловлена и образовательным фактором: современные программы по литературе требуют изучения регионального компонента.

Задачи курса «Родная литература»:

-       ознакомить студентов  с литературным пространством Оренбургского края

-       дать знания о жизни и творчестве писателей разных народов, проживавщих на территории Оренбургского края;

-       показать взаимосвязи славянской культуры и культуры  тюркоязычных народов, населяющих Оренбургский край;

-       развить поликультурные знания о традициях и обрядах народов, населяющих Оренбургский край;;

-       сформировать умения определять черты народного миропонимания

-       и своеобразие народной картины мира, сохраненные писателями в литературных произведениях.

 

Данная программа ориентирована на достижение следующих целей:

1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития;

2) формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

3) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

4) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;

5) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

6) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

7) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.,

8) формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

 

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен:

уметь:

-  воспроизводить содержание литературного произведения;

-  анализировать и интерпретировать художественное произведение, ис­пользуя сведения по истории и теории литературы (тематика, пробле­матика, нравственный пафос, система образов, особенности компози­ции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объ­яснять его связь с проблематикой произведения;

-  соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

-  определять род и жанр произведения;

-  сопоставлять литературные произведения;

-  выявлять авторскую позицию;

-  выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

-  аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

-  писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

знать:

-  образную природу словесного искусства;

-  содержание изученных литературных произведений;

-  основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

-  основные теоретико-литературные понятия.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-  создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

-  участия в диалоге или дискуссии;

-  самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

-  определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

-  определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.

 

1.4. Требования к результатам освоения общеобразовательной учебной дисциплины:

1.4.1. личностные:

-  российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа Оренбуржья, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

-  гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

-  готовность к служению Отечеству, его защите;

-  сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

-  сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

-  толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

-  навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

-  нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

-  готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

-  эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

-  принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

-  бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

-  осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

-  сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

-  ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

-  сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

-  сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

-  толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

-  готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

-  эстетическое отношение к миру;

-  совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;

-  использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.).

1.4.2. метапредметные:

-  умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

-  умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

-  владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

-  готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

-  умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

-  умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

-  умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

-  владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

-  владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения;

-  владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;

-  умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

-  умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

-  умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;

-  владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.

1.4.3. предметные:

-  сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;

-  сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;

-  владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

-  владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

-  владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

-  знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;

-  сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

-  способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

-  владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

-  сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.

 

1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 120 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 80 часов;

самостоятельной работы обучающегося 40 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

120

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

80

в том числе:

 

практические занятия

50

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

40

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины  РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Введение

2

 

Тема 1.1

Оренбуржье – семья народов. Дружба народов как самое большое богатство в книгах, песнях, картинах, кино

Содержание учебного материала

 

2

1,2

Оренбуржье– семья народов.Славянские народы (русские, украинцы, белорусы), тюркские народы (башкиры, татары, чуваши), финно-угорские народы (марийцы, мордва, удмурты), нашедшие свою малую Родину в нашем крае. Другие народы, проживающие на территории Оренбуржья. Дружба народов как самое большое богатство в книгах, песнях, картинах, кино.

 

Самостоятельная работа обучающихся: подготовка реферата(презентации, видеоролика)на тему «Оренбуржье – семья народов. Дружба народов как самое большое богатство в книгах, песнях, картинах, кино»

4

Раздел 2

Истоки литературного творчества народов Оренбуржья.
Устное народное творчество

24

 

Тема 2.1

Многонациональная литература народов Оренбуржья, история и современность

Содержание учебного материала

2

2

Истоки литературного творчества народов Оренбуржья. Многонациональная литература история и современность. Книга – носитель духовных ценностей.  Проблема развития литератур на современном этапе.

 

Самостоятельная работа обучающихся: подготовка реферата(презентации, видеоролика)на тему «Многонациональная литература народов Оренбуржья, история и современность».

2

 

Тема 2.2

Устное народное творчество (фольклор) как составляющая часть духовной культуры народов Оренбуржья

Содержание учебного материала

2

1,2

Устное народное творчество (фольклор) как составляющая часть духовной культуры народов Оренбуржья: пословицы и поговорки о дружбе, родной земле, труде, дружной семье; древние мифологические представления народов (сакральные духи – хозяева лесов, гор, рек, околодомашнего мира; запреты, напутствия из обрядового фольклора этнопедагогического характера (например, благопожелания ребенку).

Волшебные и богатырские сказки, мифические легенды о происхождении мира, месяца, звезд; сказания о родном крае, о происхождении города Оренбурга. Писатель В. И. Даль - собиратель  преданий и сказок.

Практическое занятие №1. «Устное народное творчество народов Оренбуржья: пословицы и поговорки о дружбе, родной земле, труде, дружной семье».

2

2,3

Практическое занятие №2. «Волшебные и богатырские сказки, мифические легенды о происхождении мира, месяца, звезд; сказания о родном крае, о происхождении города Оренбурга»(анализ на выбор)

2

2,3

 

Самостоятельная работа обучающихся: подготовка реферата(презентации, видеороли-ка)на тему «Устное народное творчество народов Оренбуржья: пословицы и поговорки о дружбе, родной земле, труде, дружной семье».

2

 

Тема 2.3

Поэтическое наследие. Мифы, легенды, предания Оренбургского края.

Содержание учебного материала

2

2

Древнее поэтическое наследие. Мифы, легенды, предания . Сопоставление с мифами татар, чуваш, казахов, башкир.

Практическое занятие № 3. «Эпос «Урал-батыр»: история изучения, сюжет»

2

 

Практическое занятие № 4. «Эпос «Урал-батыр»: история изучения, сюжет»

2

Практическое занятие № 5. «Башкирский эпос «Акбузат»: сюжет и герои» 

2

 

Самостоятельная работа обучающихся: подготовка реферата(презентации, видеоролика)на тему «Конфликт добра и зла в башкирском кубаире "Урал-батыр"».

2

 

Тема 2.4

Сказки, былины, думы, исторические предания, легенды русского, белорусского и украинского народов

Содержание учебного материала

2

1,2

Сказки, былины, думы, исторические предания, легенды русского (богатырские былины «Илья Муромец и Соловей разбойник», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Слово о полку Игореве»), белорусского (предание «О крыжацких могилках»; сказочный эпос о героических богатырях-осилках (силачах) («Кузнец – богатырь», «Вдовий сын» или «Васька Попелышка») и украинского (предания о Киевских князьях Олеге и Ольге, цикл былин об Илье-Муромце, думы-песни героического характера «Дума о Самийла Кошку») народов.

Практическое занятие № 6. ««Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы».

2

3

Практическое занятие № 7. ««Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы».

2

3

 

Самостоятельная работа обучающихся: подготовка реферата(презентации, видеоролика)на тему «Историческое предание о Киевских князьях Олеге и Ольге».

2

 

Тема 2.5

Мифы, легенды и предания татарского народа

Содержание учебного материала

2

2

Мифы, легенды и предания татарского народа. Татарские баснословные  и мифические существа: 1) существа, обитающие в воде,2) существа, живущие на суше.  

К первым относятся следующие сказочные существа: Су-анасы, Юха и др.,а ко вторым: Убыр, Албасты, Бичура, Шюряли и др. Миф о Зиланте. Легенда о царице Сююмбике.

Практическое занятие № 8. «Легенда о царице Сююмбике».

2

2,3

 

Самостоятельная работа обучающихся: подготовка реферата(презентации, видеоролика)на тему «Татарские мифические легенды».

2

 

Тема 2.6

Эпос и исторические предания чувашей, мордвы, удмуртов

Содержание учебного материала

2

2

Эпос и исторические предания чувашей (о жизни и героических деяниях древних предков, о болгарской эпохе, об иге монголо-татар и казанских феодалов, о Е. Пугачеве, сказание об Улыпе – чувашском мифическом добром герое-великане), мордвы (легенды «Пурьгине паз и Сыржа», «Пламенные сердца»; предания о походе Ивана Грозного на Казань, крещении мордвы, Разине и Пугачеве, разбойниках и кладах), удмуртов (сказки о Лопшо Педунье, предания о богатырях – батырах Эштэреке, Пазяле, Миколе, Ядыгаре).

 

Самостоятельная работа обучающихся: подготовка реферата(презентации, ви-деоролика)на тему «Эпос и исторические предания чувашей, мордвы, удмуртов» (на выбор).

2

 

Раздел 3

Духовные ценности народов Оренбуржья

44

 

Тема3.1

Духовные ценности народов Оренбургского края. Нравственные размышления и искания в творчестве просветителей .

Содержание учебного материала

2

2

Духовные ценности народов Оренбуржья. Философское осмысление жизни. Философия – ориентир развития человека и общества. Нравственность и мораль. Традиции нравственности и морали народов Оренбуржья. Нравственные размышления и искания в творчестве просветителей: Салавата Юлаева, М. Акмуллы, М.Гафури, М. Карима  – башкирская литература; С.Т. Аксакова, М.А. Чванова – русская литература; Г. Тукая -  татарская литература; К. Иванова - чувашская литература; М. Сайгина – мордовская литература; Ю. Андруховича – украинская литература; К. Герда – удмуртская литература; Янки Купала,  В.В. Быкова – белорусская литература.

Практическое занятие № 9. «Поэты, писатели-просветители народов Оренбургского края» (о творчестве одного из просветителей на выбор: Г.Тукая -  татарская литература, М.А. Чванова – русская литература, М. Сайгина – мордовская литература, Ю. Андруховича – украинская литература, К. Герда  – удмуртская литература, Янки Купала,  В.В. Быкова – белорусская литература).

2

3

Практическое занятие № 10. Мажит Гафури (1880-1934) – классик башкирской литературы. Отрывки из повести «Черноликие». Просвещенность и невежество героев повести.

2

3

Практическое занятие №11. Габдулла Тукай – известный татарский писатель, поэт, критик и переводчик. Поэма «Шурале». Стихотворения Г.Тукая.

2

2,3

Практическое занятие №12. М.А. «Чванов – русский писатель, публицист, общественный деятель, вице-президент Международного фонда славянской письменности и культуры, председатель Аксаковского фонда. Сборник  рассказов «Билет в детство».

2

3

 

Самостоятельная работа обучающихся: подготовка реферата(презентации, ви-деоролика)на тему «Поэты, писатели-просветители народов Оренбуржья»(о творчестве одного из просветителей на выбор).

6

 

Тема 3.2

Салават Юлаев – просветитель, поэт-импровизатор, башкирский национальный герой

Содержание учебного материала

2

2

Салават Юлаев — башкирский национальный герой, народный поэт, воспевавший подвиги башкирских богатырей, родную природу. Дух борьбы против гнёта в его творчестве. Памятник Салавату — обобщенный образ джигита-воина, борца за свободу и справедливость, символ дружбы и единения народов Башкортостана.

Практическое занятие № 13. «Салават Юлаев - поэт-импровизатор». Стихотворения «Мой Урал», «Зулейха» и др.

2

 

Самостоятельная работа обучающихся: подготовка реферата(презентации, видеоролика)на тему «САЛАВАТ ЮЛАЕВ — башкирский национальный герой, народный поэт, воспевавший подвиги башкирских богатырей, родную природу»

2

 

Тема 3.3

Философ, поэт и народный просветитель Мифтахетдин Акмулла

Содержание учебного материала

2

2

Творческий путь М. Акмуллы (1831-1895). Биография поэта. Просветительство в поэзии М. Акмуллы. Призыв к башкирам в стихотворении «Надо учиться, мои башкиры», актуальность стиха и в наши дни.

Социальные мотивы в поэзии М. Акмуллы («Исянгильде Батучу»). Лирика поэта.

 

Самостоятельная работа обучающихся: подготовка реферата(презентации, видеоролика)на тему «Творческий путь М. Акмуллы (1831-1895). Биография поэта. Просветительство в поэзии М. Акмуллы».

2

2

Тема 3.4

Жизненный и творческий  путь башкирского народного поэта М. Карима. Общечеловеческое и национальное в произведениях

Содержание учебного материала

2

2,3

Жизненный путь башкирского народного поэта М. Карима. Общечеловеческое и национальное в произведениях. Повесть «Долгое-долгое детство». Повесть «Помилование». Философское содержание драматургии Мустая Карима. Мифопоэтическая память в лирике. Национальная картина мира в его прозе.

М.Карим. Трагедия «В ночь лунного затмения». Свобода личности и протест против родовых обычаев.

Практическое занятие № 14. «Жизненный путь башкирского народного поэта М. Карима. «Я – россиянин!», «Птиц выпускаю из своей груди» и другие стихотворения».

2

3

Практическое занятие №15. «Повесть М.Карима «Долгое-долгое детство». Выборочный анализ».

2

2,3

Практическое занятие №16. «Повесть М.Карима «Долгое-долгое детство». Выборочный анализ».

2

3

Практическое занятие №17. "Жертва войны Любомир Зух в повести Мустая Карима "Помилование". Средства создания образа".

2

2,3

 

Самостоятельная работа обучающихся: подготовка реферата (презентации, видеоролика)на тему «Жизненный путь башкирского народного поэта М. Карима».

2

 

Тема 3.5

С.Т. Аксаков. Жизнь и творчество. Отрывки из трилогии «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука»

Содержание учебного материала

2

1,2

С.Т. Аксаков. Жизнь и творчество. Отрывки из трилогии «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука». Проза: мемуарно-автобиографическая трилогия «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука», «Воспоминания». Знаменитая сказка «Аленький цветочек». Памятные места, связанные с его именем. Учреждение премии им. С.Т. Аксакова. Отрывки из трилогии «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука».

Практическое занятие №18. «Художественность произведений С.Т. Аксакова. Книга «Детские годы Багрова-внука. Выборочный анализ глав».

2

3

Практическое занятие №19. «Художественность произведений С.Т. Аксакова. Книга «Детские годы Багрова-внука. Выборочный анализ глав».

2

3

Практическое занятие №20. Экскурсия в памятные места, связанные с именем С.Т.Аксакова. (Мемориальный дом-музей С. Т. Аксакова в г.Уфе)

2

2,3

 

Самостоятельная работа обучающихся: подготовка реферата(презентации, видеоролика)на тему «Памятные места в Башкортостане, связанные с его именем С.Т. Аксакова».

2

 

Тема3.6

К. Иванов – просветитель, великий классик чувашской поэзии

Содержание учебного материала

2

2

К. Иванов (1890 – 1915) – великий классик чувашской поэзии. Жизненный

 путь великого чувашского поэта. Годы ученичества и формирование просветительских убеждений поэта. К.Иванов – переводчик произведений А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова, А.В. Кольцова. Л.Н. Толстого, Гете, Шекспира.

Литературное творчество поэта. Память о классике чувашской поэзии в Чувашии и в Башкортостане. Музеи, издание книг, изучение творчества поэта.

Практическое занятие № 21. К. Иванов (1890 – 1915) – великий классик чувашской поэзии. Жизненный путь великого чувашского поэта. Стихотворения "Близ дубравы", "Думы старого леса", "Осень", "Осень стала у двора" и др. Связь с социальными темами, с устным поэтическим творчеством чувашей, с русской и мировой литературой.

2

1,3

Практическое занятие № 22. Темы, идеи, композиция, сюжет, конфликт в произведении К. Иванова "Нарспи". Человек и природа в поэме. Философский мотив "воздаяния  за зло" в судьбе главной героини. Поэтическое совершенство поэмы К. Иванова "Нарспи".      

2

1,3

 

Самостоятельная работа обучающихся: подготовка реферата(презентации, видеоролика)на тему «К. Иванов (1890 – 1915) – великий классик чувашской поэзии».

2

 

Раздел 4

Литературные премии Оренбуржья.

4

 

Тема 4.1. Писатели - лауреаты литературной премии им. П. И. Рычкова

 

Содержание учебного материала

4

1,2

Бакулин Вадим Валерьевич

«Бессмертник», «Время мотылька»

Бахревский Владислав Анатольевич

Сведения из биографии. Характеристика творчества. Этапы творчества.

Кириллов Илья Николаевич

Сведения из биографии.

Анализ творчества.

 

Самостоятельная работа обучающихся: подготовка реферата(презентации, видеоролика) на тему «Башкирия в русской литературе».

4

 

Раздел 5

Литературные музеи Оренбуржья.

10

 

Тема 5.1

 Литературные музеи Оренбуржья.

Практическое занятие №24.

Всероссийская литературная Пушкинская премия «Капитанская дочка», «Литературная премия имени П.И.Рычкова»

2

11и1иииииииии

 

Практическое занятие №22, 23.

Экскурсия в литературные музеи , посещение театров ,  библиотеки имени Н.К.Крупской  (на выбор по группам).

4

2,3

Практическое занятие №24.

Анализ:

Историко – литературный музей «Капитанская дочка», «Мемориальный музей гауптвахта Тараса Шевченко.

 Мемориальный музейный комплекс имени Мусы Джалиля  в селе  Мустафино

2

 

Практическое занятие №25.

Памятник Л.Н.Толстому в Оренбурге. Авторы памятника: Юрий Львович Чернов, московский скульптор, народный художник России, член-корреспондент Академии художеств  и Александр Иванович Агафонов, оренбургский архитектор.

2

 

 

Самостоятельная работа обучающихся: подготовка реферата(презентации, видеороли-ка)на тему «Литературные музеи Оренбуржья»(на выбор).

2

 

 

Обозначения для характеристики уровня освоения учебного материала:

  1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
  2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
  3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

3. условия реализации учебной дисциплины

 

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета русского языка и литературы.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий (таблицы, репродукции, иллюстрации).

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением, мультимедийный проектор;

-  интерактивная доска;

- телевизор, экран.

Дидактические средства обучения:

- методические разработки к урокам,

- комплекты контрольных и проверочных работ.

 

3.2. Информационное обеспечение обучения

1.           Вопросы изучения эпоса народов России. М.: АН СССР, 1998.

2.           Вопросы поэтики К. Иванова: Материалы конференции, посвященной 180-летию со дня рождения поэта, 21-22 мая 1990. Чебоксары: НИИЯ РИО, 1991.

3.           Гиляжев Х. Голоса разных лет: Публицистика, литературные, критические статьи, творческие портреты. Уфа: Башкирское книжное изд-во, 2001.

4.           История башкирской литературы. М.: Наука, 1996. История советской многонациональной литературы. М., 2000.

5.           Кильмухаметов Т.А. Драматургия М. Карима. Своеобразие жанровой эволюции. Уфа, 1999.

6.           Киреев А.Н. Башкирский народный героический эпос. Уфа: Башкирское книжное изд-во, 1970.

7.           Климович Л.И. Из истории литератур Советского Востока. М., 1998.

8.           Климович Л.И. Литература народов СССР. Хрестоматия в 2-х ч. М.: Просвещение, 1981.

9.           Литературное наследие народов Урало-Поволжья и современность. Уфа, 2004.

10.      Ломунова М.Н. Мустай Карим: Очерк творчества. М.: Художественная. литература, 2001.

11.      М. Карим. Притча о трех братьях (Воспоминания, раздумья, беседы). М.: Современник, 1979.

12.      Межэтнические общности и взаимосвязи фольклора народов Поволжья и Урала. Редкол. Ф.В. Ахметова и др. Казань, 1993.

13.      Пахомова М.Ф. Эпос молодых литератур. Л.: Наука, 1998.

14.      Письменные памятники Башкирии: Историко-филологические исследования / Отв. ред. З.Г. Ураксин. Уфа, 1982.

15.      Рамазанов Г. Творчество М. Гафури. Уфа: Башкирское книжное изд-во, 1970.

16.      Рашит Шакур. Звезда поэзии. Мир таланта Акмуллы. Жизнь. Творчество. Мировоззрение. Изд. 2-е доп. Уфа: Изд-во «Китап», 1996.

17.      Салават Юлаев. Стихотворения. Песни. Документы / Сост., пред., коммент. М.Х. Идельбаева. Уфа: Китап, 1994.

18.      Современные проблемы чувашской литературы / НИИ яз. и литературы. Чебоксары, 1980.

19.      Творческое наследие классика чувашской литературы К.В. Иванова: Сб. материалов республиканской научно-практической конференции (Под ред. И.Е. Карпухина). Стерлитамак, СГПИ, 2000.

20.      Уразманова Р.К. Обряды и праздники татар Поволжья и Урала (Годовой цикл XIX – нач. ХХ вв.). Историко-этнографический атлас татарского народа. Казань: Дом печати, 2001.

21.      Урманчеев Ф.И. Героический эпос татарского народа. Казань: Татарское книжное изд-во, 2002.

22.      Федоров Г.И. Художественный мир чувашской прозы 1980 – 1990 годов. Чебоксары, ЧГИГН, 1996.

23.      Хайруллин Р.З., Бирюкова С. К. Литература народов России. СПб.: Просвещение, 1995.

24.      Харисов А.И. Литературное наследие башкирского народа ХVIII – ХIХ вв. Уфа: Башкирское книжное изд-во, 1997.

25.      Харисов Г. Башкирская литература IX-XVIII веков. Уфа: Изд-во Китап», 1996.

26.       Яхин А.Г. Система татарского фольклора. Казань: Татарское книжное изд-во, 2004.

4. Контроль и оценка результатов освоения
УЧЕБНОЙ Дисциплины

 

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения самостоятельных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

 

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

умения:

-    воспроизводить содержание литературного произведения

беседа о содержании литературного произведения

-    анализировать и интерпретировать художественное произведение, ис­пользуя сведения по истории и теории литературы; анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объ­яснять его связь с проблематикой произведения

устный (или письменный) анализ литературного произведения или эпизода (сцены) изученного произведения

-    соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи

анализ художественных произведений; работа со словарями, справочниками, энциклопедиями; доклады и сообщения

-    определять род и жанр произведения

индивидуальные задания

-    сопоставлять литературные произведения

доклады и сообщения

-    выявлять авторскую позицию

индивидуальные задания

-    выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения

выразительное чтение изученных произведений (или их фрагментов), с соблюдением норм литературного произношения

-    аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению

индивидуальные задания

-    писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы

рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы

знания:

-    образной природы словесного искусства

доклады и сообщения

-    содержания изученных литературных произведений

проверочная работа

-    основных фактов жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.

библиографические карточки

-    основных закономерностей историко-литературного процесса и черт литературных направлений

индивидуальные задания

-    основных теоретико-литературных понятий

проверочная работа

использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:

-    создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка

рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы

-    участия в диалоге или дискуссии

беседа, дискуссия по заданной теме

-    самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости

работа со словарями, справочниками, энциклопедиями

-    определения своего круга чтения и оценки литературных произведений

индивидуальные задания

-    определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений

индивидуальные задания

 


Скачано с www.znanio.ru

РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ

Данная рабочая программа составлена на основе федерального государственного стандарта основного общего образования,

Данная рабочая программа составлена на основе федерального государственного стандарта основного общего образования,

СОДЕРЖАНИЕ ПАСПОРТ рабочей

СОДЕРЖАНИЕ ПАСПОРТ рабочей

ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен: уметь : - воспроизводить содержание литературного произведения; - анализировать и интерпретировать художественное произведение, ис­пользуя сведения по истории и…

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен: уметь : - воспроизводить содержание литературного произведения; - анализировать и интерпретировать художественное произведение, ис­пользуя сведения по истории и…

Требования к результатам освоения общеобразовательной учебной дисциплины: 1

Требования к результатам освоения общеобразовательной учебной дисциплины: 1

- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать…

- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать…

Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов; - использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др

Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов; - использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др

Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 120 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 80 часов;…

Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 120 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 80 часов;…

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

Т ематический план и содержание учебной дисциплины

Т ематический план и содержание учебной дисциплины

Устное народное творчество (фольклор) как составляющая часть духовной культуры народов

Устное народное творчество (фольклор) как составляющая часть духовной культуры народов

Устное народное творчество (фольклор) как составляющая часть духовной культуры народов

Устное народное творчество (фольклор) как составляющая часть духовной культуры народов

Духовные ценности народов Оренбургского края

Духовные ценности народов Оренбургского края

Философ, поэт и народный просветитель

Философ, поэт и народный просветитель

Философ, поэт и народный просветитель

Философ, поэт и народный просветитель

Писатели - лауреаты литературной премии им

Писатели - лауреаты литературной премии им

Практическое занятие №24.

Практическое занятие №24.

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Письменные памятники Башкирии:

Письменные памятники Башкирии:

Контроль и оценка результатов освоения

Контроль и оценка результатов освоения

использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для: - создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм…

использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для: - создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2020