Рабочая программа Родная литература

  • Документация
  • doc
  • 21.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа
Иконка файла материала Рабочая программа Родная литература 2019.doc

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММа  УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ

родная литература

для  специальности  40.02.01 Право и организация социального обеспечения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2018 г.

Данная рабочая программа составлена на основе федерального государственного стандарта основного общего образования, Концепции и примерной рабочей программы по учебному курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России (на примере Оренбургской области)» для общеобразовательной школы (авторы: Обыденнова Г.Т. (рук.), Антонов В.М., Рахимов Р.Н., Ханова Р.В., Хуббитдинова Н.А., Шагапова Г.Р. – Уфа: БГПУ им. М. Акмуллы, 2018), а также на основе Учебно-методического комплекса по курсу «Литература народов, населяющих Оренбургскую область» (Национально-региональный компонент).

 

 

 

 

Организация-разработчик: Частное профессиональное образовательное учреждение «Башкирский экономико-юридический колледж» (БЭК)

 

Разработчик: Матвеева Г.В. преподаватель БЭК

 

 

Одобрено на заседании предметно-методической комиссии общеобразовательных дисциплин

 

Протокол №_______ от «_____» _________ 2018 г.

 

Председатель ПМК ________________________ /Ю.В.Жаркова/

 

 

Одобрено методическим советом

 

Протокол №_______ от «_____» _________ 20____г.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

4

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

10

условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

 

19

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

21

 

1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Родная литература

1.1. Область применения программы

Программа общеобразовательной учебной дисциплина «Родная литература» предназначена для изучения родной литературы в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена.

 

1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.

 

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Оренбургская область - содружество многих народов. История нашего региона и в прошлом, и в настоящем  демонстрирует гармоническое сосуществование представителей разных конфессий, толерантность, сотрудничества и взаимообогащение этнических культур. Это явилось итогом разумной политики в различные исторические периоды. Гражданское воспитание  ведется с учетом многонацинальности и ориентирует на формирование интернациональных чувств у молодежи.

Актуальность изучения данной дисциплины обусловлена и образовательным фактором: современные программы по литературе требуют изучения регионального компонента.

Задачи курса «Родная литература»:

-       ознакомить студентов  с литературным пространством Оренбургского края

-       дать знания о жизни и творчестве писателей разных народов, проживавщих на территории Оренбургского края;

-       показать взаимосвязи славянской культуры и культуры  тюркоязычных народов, населяющих Оренбургский край;

-       развить поликультурные знания о традициях и обрядах народов, населяющих Оренбургский край;;

-       сформировать умения определять черты народного миропонимания

-       и своеобразие народной картины мира, сохраненные писателями в литературных произведениях.

 

Данная программа ориентирована на достижение следующих целей:

1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития;

2) формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

3) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

4) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;

5) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

6) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

7) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.,

8) формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

 

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен:

уметь:

-  воспроизводить содержание литературного произведения;

-  анализировать и интерпретировать художественное произведение, ис­пользуя сведения по истории и теории литературы (тематика, пробле­матика, нравственный пафос, система образов, особенности компози­ции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объ­яснять его связь с проблематикой произведения;

-  соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

-  определять род и жанр произведения;

-  сопоставлять литературные произведения;

-  выявлять авторскую позицию;

-  выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

-  аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

-  писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

знать:

-  образную природу словесного искусства;

-  содержание изученных литературных произведений;

-  основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

-  основные теоретико-литературные понятия.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-  создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

-  участия в диалоге или дискуссии;

-  самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

-  определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

-  определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.

 

1.4. Требования к результатам освоения общеобразовательной учебной дисциплины:

1.4.1. личностные:

-  российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа Оренбуржья, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

-  гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

-  готовность к служению Отечеству, его защите;

-  сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

-  сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

-  толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

-  навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

-  нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

-  готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

-  эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

-  принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

-  бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

-  осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

-  сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

-  ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

-  сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

-  сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

-  толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

-  готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

-  эстетическое отношение к миру;

-  совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;

-  использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.).

1.4.2. метапредметные:

-  умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

-  умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

-  владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

-  готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

-  умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

-  умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

-  умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

-  владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

-  владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения;

-  владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;

-  умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

-  умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

-  умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;

-  владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.

1.4.3. предметные:

-  сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;

-  сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;

-  владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

-  владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

-  владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

-  знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;

-  сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

-  способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

-  владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

-  сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.

 

1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 120 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 80 часов;

самостоятельной работы обучающегося 40 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

120

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

80

в том числе:

 

практические занятия

50

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

40

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины  РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Введение

2

 

Тема 1.1

Оренбуржье – семья народов. Дружба народов как самое большое богатство в книгах, песнях, картинах, кино

Содержание учебного материала

 

2

1,2

Оренбуржье– семья народов.Славянские народы (русские, украинцы, белорусы), тюркские народы (башкиры, татары, чуваши), финно-угорские народы (марийцы, мордва, удмурты), нашедшие свою малую Родину в нашем крае. Другие народы, проживающие на территории Оренбуржья. Дружба народов как самое большое богатство в книгах, песнях, картинах, кино.

 

Самостоятельная работа обучающихся: подготовка реферата(презентации, видеоролика)на тему «Оренбуржье – семья народов. Дружба народов как самое большое богатство в книгах, песнях, картинах, кино»

4

Раздел 2

Истоки литературного творчества народов Оренбуржья.
Устное народное творчество

24

 

Тема 2.1

Многонациональная литература народов Оренбуржья, история и современность

Содержание учебного материала

2

2

Истоки литературного творчества народов Оренбуржья. Многонациональная литература история и современность. Книга – носитель духовных ценностей.  Проблема развития литератур на современном этапе.

 

Самостоятельная работа обучающихся: подготовка реферата(презентации, видеоролика)на тему «Многонациональная литература народов Оренбуржья, история и современность».

2

 

Тема 2.2

Устное народное творчество (фольклор) как составляющая часть духовной культуры народов Оренбуржья

Содержание учебного материала

2

1,2

Устное народное творчество (фольклор) как составляющая часть духовной культуры народов Оренбуржья: пословицы и поговорки о дружбе, родной земле, труде, дружной семье; древние мифологические представления народов (сакральные духи – хозяева лесов, гор, рек, околодомашнего мира; запреты, напутствия из обрядового фольклора этнопедагогического характера (например, благопожелания ребенку).

Волшебные и богатырские сказки, мифические легенды о происхождении мира, месяца, звезд; сказания о родном крае, о происхождении города Оренбурга. Писатель В. И. Даль - собиратель  преданий и сказок.

Практическое занятие №1. «Устное народное творчество народов Оренбуржья: пословицы и поговорки о дружбе, родной земле, труде, дружной семье».

2

2,3

Практическое занятие №2. «Волшебные и богатырские сказки, мифические легенды о происхождении мира, месяца, звезд; сказания о родном крае, о происхождении города Оренбурга»(анализ на выбор)

2

2,3

 

Самостоятельная работа обучающихся: подготовка реферата(презентации, видеороли-ка)на тему «Устное народное творчество народов Оренбуржья: пословицы и поговорки о дружбе, родной земле, труде, дружной семье».

2

 

Тема 2.3

Поэтическое наследие. Мифы, легенды, предания Оренбургского края.

Содержание учебного материала

2

2

Древнее поэтическое наследие. Мифы, легенды, предания . Сопоставление с мифами татар, чуваш, казахов, башкир.

Практическое занятие № 3. «Эпос «Урал-батыр»: история изучения, сюжет»

2

 

Практическое занятие № 4. «Эпос «Урал-батыр»: история изучения, сюжет»

2

Практическое занятие № 5. «Башкирский эпос «Акбузат»: сюжет и герои» 

2

 

Самостоятельная работа обучающихся: подготовка реферата(презентации, видеоролика)на тему «Конфликт добра и зла в башкирском кубаире "Урал-батыр"».

2

 

Тема 2.4

Сказки, былины, думы, исторические предания, легенды русского, белорусского и украинского народов

Содержание учебного материала

2

1,2

Сказки, былины, думы, исторические предания, легенды русского (богатырские былины «Илья Муромец и Соловей разбойник», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Слово о полку Игореве»), белорусского (предание «О крыжацких могилках»; сказочный эпос о героических богатырях-осилках (силачах) («Кузнец – богатырь», «Вдовий сын» или «Васька Попелышка») и украинского (предания о Киевских князьях Олеге и Ольге, цикл былин об Илье-Муромце, думы-песни героического характера «Дума о Самийла Кошку») народов.

Практическое занятие № 6. ««Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы».

2

3

Практическое занятие № 7. ««Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы».

2

3

 

Самостоятельная работа обучающихся: подготовка реферата(презентации, видеоролика)на тему «Историческое предание о Киевских князьях Олеге и Ольге».

2

 

Тема 2.5

Мифы, легенды и предания татарского народа

Содержание учебного материала

2

2

Мифы, легенды и предания татарского народа. Татарские баснословные  и мифические существа: 1) существа, обитающие в воде,2) существа, живущие на суше.  

К первым относятся следующие сказочные существа: Су-анасы, Юха и др.,а ко вторым: Убыр, Албасты, Бичура, Шюряли и др. Миф о Зиланте. Легенда о царице Сююмбике.

Практическое занятие № 8. «Легенда о царице Сююмбике».

2

2,3

 

Самостоятельная работа обучающихся: подготовка реферата(презентации, видеоролика)на тему «Татарские мифические легенды».

2

 

Тема 2.6

Эпос и исторические предания чувашей, мордвы, удмуртов

Содержание учебного материала

2

2

Эпос и исторические предания чувашей (о жизни и героических деяниях древних предков, о болгарской эпохе, об иге монголо-татар и казанских феодалов, о Е. Пугачеве, сказание об Улыпе – чувашском мифическом добром герое-великане), мордвы (легенды «Пурьгине паз и Сыржа», «Пламенные сердца»; предания о походе Ивана Грозного на Казань, крещении мордвы, Разине и Пугачеве, разбойниках и кладах), удмуртов (сказки о Лопшо Педунье, предания о богатырях – батырах Эштэреке, Пазяле, Миколе, Ядыгаре).

 

Самостоятельная работа обучающихся: подготовка реферата(презентации, ви-деоролика)на тему «Эпос и исторические предания чувашей, мордвы, удмуртов» (на выбор).

2

 

Раздел 3

Духовные ценности народов Оренбуржья

44

 

Тема3.1

Духовные ценности народов Оренбургского края. Нравственные размышления и искания в творчестве просветителей .

Содержание учебного материала

2

2

Духовные ценности народов Оренбуржья. Философское осмысление жизни. Философия – ориентир развития человека и общества. Нравственность и мораль. Традиции нравственности и морали народов Оренбуржья. Нравственные размышления и искания в творчестве просветителей: Салавата Юлаева, М. Акмуллы, М.Гафури, М. Карима  – башкирская литература; С.Т. Аксакова, М.А. Чванова – русская литература; Г. Тукая -  татарская литература; К. Иванова - чувашская литература; М. Сайгина – мордовская литература; Ю. Андруховича – украинская литература; К. Герда – удмуртская литература; Янки Купала,  В.В. Быкова – белорусская литература.

Практическое занятие № 9. «Поэты, писатели-просветители народов Оренбургского края» (о творчестве одного из просветителей на выбор: Г.Тукая -  татарская литература, М.А. Чванова – русская литература, М. Сайгина – мордовская литература, Ю. Андруховича – украинская литература, К. Герда  – удмуртская литература, Янки Купала,  В.В. Быкова – белорусская литература).

2

3

Практическое занятие № 10. Мажит Гафури (1880-1934) – классик башкирской литературы. Отрывки из повести «Черноликие». Просвещенность и невежество героев повести.

2

3

Практическое занятие №11. Габдулла Тукай – известный татарский писатель, поэт, критик и переводчик. Поэма «Шурале». Стихотворения Г.Тукая.

2

2,3

Практическое занятие №12. М.А. «Чванов – русский писатель, публицист, общественный деятель, вице-президент Международного фонда славянской письменности и культуры, председатель Аксаковского фонда. Сборник  рассказов «Билет в детство».

2

3

 

Самостоятельная работа обучающихся: подготовка реферата(презентации, ви-деоролика)на тему «Поэты, писатели-просветители народов Оренбуржья»(о творчестве одного из просветителей на выбор).

6

 

Тема 3.2

Салават Юлаев – просветитель, поэт-импровизатор, башкирский национальный герой

Содержание учебного материала

2

2

Салават Юлаев — башкирский национальный герой, народный поэт, воспевавший подвиги башкирских богатырей, родную природу. Дух борьбы против гнёта в его творчестве. Памятник Салавату — обобщенный образ джигита-воина, борца за свободу и справедливость, символ дружбы и единения народов Башкортостана.

Практическое занятие № 13. «Салават Юлаев - поэт-импровизатор». Стихотворения «Мой Урал», «Зулейха» и др.

2

 

Самостоятельная работа обучающихся: подготовка реферата(презентации, видеоролика)на тему «САЛАВАТ ЮЛАЕВ — башкирский национальный герой, народный поэт, воспевавший подвиги башкирских богатырей, родную природу»

2

 

Тема 3.3

Философ, поэт и народный просветитель Мифтахетдин Акмулла

Содержание учебного материала

2

2

Творческий путь М. Акмуллы (1831-1895). Биография поэта. Просветительство в поэзии М. Акмуллы. Призыв к башкирам в стихотворении «Надо учиться, мои башкиры», актуальность стиха и в наши дни.

Социальные мотивы в поэзии М. Акмуллы («Исянгильде Батучу»). Лирика поэта.

 

Самостоятельная работа обучающихся: подготовка реферата(презентации, видеоролика)на тему «Творческий путь М. Акмуллы (1831-1895). Биография поэта. Просветительство в поэзии М. Акмуллы».

2

2

Тема 3.4

Жизненный и творческий  путь башкирского народного поэта М. Карима. Общечеловеческое и национальное в произведениях

Содержание учебного материала

2

2,3

Жизненный путь башкирского народного поэта М. Карима. Общечеловеческое и национальное в произведениях. Повесть «Долгое-долгое детство». Повесть «Помилование». Философское содержание драматургии Мустая Карима. Мифопоэтическая память в лирике. Национальная картина мира в его прозе.

М.Карим. Трагедия «В ночь лунного затмения». Свобода личности и протест против родовых обычаев.

Практическое занятие № 14. «Жизненный путь башкирского народного поэта М. Карима. «Я – россиянин!», «Птиц выпускаю из своей груди» и другие стихотворения».

2

3

Практическое занятие №15. «Повесть М.Карима «Долгое-долгое детство». Выборочный анализ».

2

2,3

Практическое занятие №16. «Повесть М.Карима «Долгое-долгое детство». Выборочный анализ».

2

3

Практическое занятие №17. "Жертва войны Любомир Зух в повести Мустая Карима "Помилование". Средства создания образа".

2

2,3

 

Самостоятельная работа обучающихся: подготовка реферата (презентации, видеоролика)на тему «Жизненный путь башкирского народного поэта М. Карима».

2

 

Тема 3.5

С.Т. Аксаков. Жизнь и творчество. Отрывки из трилогии «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука»

Содержание учебного материала

2

1,2

С.Т. Аксаков. Жизнь и творчество. Отрывки из трилогии «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука». Проза: мемуарно-автобиографическая трилогия «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука», «Воспоминания». Знаменитая сказка «Аленький цветочек». Памятные места, связанные с его именем. Учреждение премии им. С.Т. Аксакова. Отрывки из трилогии «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука».

Практическое занятие №18. «Художественность произведений С.Т. Аксакова. Книга «Детские годы Багрова-внука. Выборочный анализ глав».

2

3

Практическое занятие №19. «Художественность произведений С.Т. Аксакова. Книга «Детские годы Багрова-внука. Выборочный анализ глав».

2

3

Практическое занятие №20. Экскурсия в памятные места, связанные с именем С.Т.Аксакова. (Мемориальный дом-музей С. Т. Аксакова в г.Уфе)

2

2,3

 

Самостоятельная работа обучающихся: подготовка реферата(презентации, видеоролика)на тему «Памятные места в Башкортостане, связанные с его именем С.Т. Аксакова».

2

 

Тема3.6

К. Иванов – просветитель, великий классик чувашской поэзии

Содержание учебного материала

2

2

К. Иванов (1890 – 1915) – великий классик чувашской поэзии. Жизненный

 путь великого чувашского поэта. Годы ученичества и формирование просветительских убеждений поэта. К.Иванов – переводчик произведений А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова, А.В. Кольцова. Л.Н. Толстого, Гете, Шекспира.

Литературное творчество поэта. Память о классике чувашской поэзии в Чувашии и в Башкортостане. Музеи, издание книг, изучение творчества поэта.

Практическое занятие № 21. К. Иванов (1890 – 1915) – великий классик чувашской поэзии. Жизненный путь великого чувашского поэта. Стихотворения "Близ дубравы", "Думы старого леса", "Осень", "Осень стала у двора" и др. Связь с социальными темами, с устным поэтическим творчеством чувашей, с русской и мировой литературой.

2

1,3

Практическое занятие № 22. Темы, идеи, композиция, сюжет, конфликт в произведении К. Иванова "Нарспи". Человек и природа в поэме. Философский мотив "воздаяния  за зло" в судьбе главной героини. Поэтическое совершенство поэмы К. Иванова "Нарспи".      

2

1,3

 

Самостоятельная работа обучающихся: подготовка реферата(презентации, видеоролика)на тему «К. Иванов (1890 – 1915) – великий классик чувашской поэзии».

2

 

Раздел 4

Литературные премии Оренбуржья.

4

 

Тема 4.1. Писатели - лауреаты литературной премии им. П. И. Рычкова

 

Содержание учебного материала

4

1,2

Бакулин Вадим Валерьевич

«Бессмертник», «Время мотылька»

Бахревский Владислав Анатольевич

Сведения из биографии. Характеристика творчества. Этапы творчества.

Кириллов Илья Николаевич

Сведения из биографии.

Анализ творчества.

 

Самостоятельная работа обучающихся: подготовка реферата(презентации, видеоролика) на тему «Башкирия в русской литературе».

4

 

Раздел 5

Литературные музеи Оренбуржья.

10

 

Тема 5.1

 Литературные музеи Оренбуржья.

Практическое занятие №24.

Всероссийская литературная Пушкинская премия «Капитанская дочка», «Литературная премия имени П.И.Рычкова»

2

11и1иииииииии

 

Практическое занятие №22, 23.

Экскурсия в литературные музеи , посещение театров ,  библиотеки имени Н.К.Крупской  (на выбор по группам).

4

2,3

Практическое занятие №24.

Анализ:

Историко – литературный музей «Капитанская дочка», «Мемориальный музей гауптвахта Тараса Шевченко.

 Мемориальный музейный комплекс имени Мусы Джалиля  в селе  Мустафино

2

 

Практическое занятие №25.

Памятник Л.Н.Толстому в Оренбурге. Авторы памятника: Юрий Львович Чернов, московский скульптор, народный художник России, член-корреспондент Академии художеств  и Александр Иванович Агафонов, оренбургский архитектор.

2

 

 

Самостоятельная работа обучающихся: подготовка реферата(презентации, видеороли-ка)на тему «Литературные музеи Оренбуржья»(на выбор).

2

 

 

Обозначения для характеристики уровня освоения учебного материала:

  1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
  2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
  3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

3. условия реализации учебной дисциплины

 

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета русского языка и литературы.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий (таблицы, репродукции, иллюстрации).

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением, мультимедийный проектор;

-  интерактивная доска;

- телевизор, экран.

Дидактические средства обучения:

- методические разработки к урокам,

- комплекты контрольных и проверочных работ.

 

3.2. Информационное обеспечение обучения

1.           Вопросы изучения эпоса народов России. М.: АН СССР, 1998.

2.           Вопросы поэтики К. Иванова: Материалы конференции, посвященной 180-летию со дня рождения поэта, 21-22 мая 1990. Чебоксары: НИИЯ РИО, 1991.

3.           Гиляжев Х. Голоса разных лет: Публицистика, литературные, критические статьи, творческие портреты. Уфа: Башкирское книжное изд-во, 2001.

4.           История башкирской литературы. М.: Наука, 1996. История советской многонациональной литературы. М., 2000.

5.           Кильмухаметов Т.А. Драматургия М. Карима. Своеобразие жанровой эволюции. Уфа, 1999.

6.           Киреев А.Н. Башкирский народный героический эпос. Уфа: Башкирское книжное изд-во, 1970.

7.           Климович Л.И. Из истории литератур Советского Востока. М., 1998.

8.           Климович Л.И. Литература народов СССР. Хрестоматия в 2-х ч. М.: Просвещение, 1981.

9.           Литературное наследие народов Урало-Поволжья и современность. Уфа, 2004.

10.      Ломунова М.Н. Мустай Карим: Очерк творчества. М.: Художественная. литература, 2001.

11.      М. Карим. Притча о трех братьях (Воспоминания, раздумья, беседы). М.: Современник, 1979.

12.      Межэтнические общности и взаимосвязи фольклора народов Поволжья и Урала. Редкол. Ф.В. Ахметова и др. Казань, 1993.

13.      Пахомова М.Ф. Эпос молодых литератур. Л.: Наука, 1998.

14.      Письменные памятники Башкирии: Историко-филологические исследования / Отв. ред. З.Г. Ураксин. Уфа, 1982.

15.      Рамазанов Г. Творчество М. Гафури. Уфа: Башкирское книжное изд-во, 1970.

16.      Рашит Шакур. Звезда поэзии. Мир таланта Акмуллы. Жизнь. Творчество. Мировоззрение. Изд. 2-е доп. Уфа: Изд-во «Китап», 1996.

17.      Салават Юлаев. Стихотворения. Песни. Документы / Сост., пред., коммент. М.Х. Идельбаева. Уфа: Китап, 1994.

18.      Современные проблемы чувашской литературы / НИИ яз. и литературы. Чебоксары, 1980.

19.      Творческое наследие классика чувашской литературы К.В. Иванова: Сб. материалов республиканской научно-практической конференции (Под ред. И.Е. Карпухина). Стерлитамак, СГПИ, 2000.

20.      Уразманова Р.К. Обряды и праздники татар Поволжья и Урала (Годовой цикл XIX – нач. ХХ вв.). Историко-этнографический атлас татарского народа. Казань: Дом печати, 2001.

21.      Урманчеев Ф.И. Героический эпос татарского народа. Казань: Татарское книжное изд-во, 2002.

22.      Федоров Г.И. Художественный мир чувашской прозы 1980 – 1990 годов. Чебоксары, ЧГИГН, 1996.

23.      Хайруллин Р.З., Бирюкова С. К. Литература народов России. СПб.: Просвещение, 1995.

24.      Харисов А.И. Литературное наследие башкирского народа ХVIII – ХIХ вв. Уфа: Башкирское книжное изд-во, 1997.

25.      Харисов Г. Башкирская литература IX-XVIII веков. Уфа: Изд-во Китап», 1996.

26.       Яхин А.Г. Система татарского фольклора. Казань: Татарское книжное изд-во, 2004.

4. Контроль и оценка результатов освоения
УЧЕБНОЙ Дисциплины

 

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения самостоятельных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

 

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

умения:

-    воспроизводить содержание литературного произведения

беседа о содержании литературного произведения

-    анализировать и интерпретировать художественное произведение, ис­пользуя сведения по истории и теории литературы; анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объ­яснять его связь с проблематикой произведения

устный (или письменный) анализ литературного произведения или эпизода (сцены) изученного произведения

-    соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи

анализ художественных произведений; работа со словарями, справочниками, энциклопедиями; доклады и сообщения

-    определять род и жанр произведения

индивидуальные задания

-    сопоставлять литературные произведения

доклады и сообщения

-    выявлять авторскую позицию

индивидуальные задания

-    выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения

выразительное чтение изученных произведений (или их фрагментов), с соблюдением норм литературного произношения

-    аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению

индивидуальные задания

-    писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы

рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы

знания:

-    образной природы словесного искусства

доклады и сообщения

-    содержания изученных литературных произведений

проверочная работа

-    основных фактов жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.

библиографические карточки

-    основных закономерностей историко-литературного процесса и черт литературных направлений

индивидуальные задания

-    основных теоретико-литературных понятий

проверочная работа

использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:

-    создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка

рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы

-    участия в диалоге или дискуссии

беседа, дискуссия по заданной теме

-    самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости

работа со словарями, справочниками, энциклопедиями

-    определения своего круга чтения и оценки литературных произведений

индивидуальные задания

-    определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений

индивидуальные задания

 


Скачано с www.znanio.ru