Администрация муниципального образования
«Сафоновский район» Смоленской области
муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение гимназия г. Сафоново Смоленской области
Рассмотрено Руководитель ШМО ________/Рымарева Л.В. ФИО Протокол № ___
|
Согласовано Заместитель руководителя по УВР МБОУ гимназии _________/Макарова В.В. ФИО «__» ___________ 2022г. |
Утверждаю Руководитель МБОУ гимназии ________/Майорова О.А. ФИО Приказ
№ ___ |
ПРОГРАММА
ПО РОДНОЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
9 КЛАСС
Лисицыной Ирины Сергеевны
высшая квалификационная категория
2022 - 2023 учебный год
г. Сафоново
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Русская родная литература» для 9 класса разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
· Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании); Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
· Федеральный закон от 31.07.2020 N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся»;
· Указ Президента РФ от 6 декабря 2018 г. № 703 «О внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666»;
· Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577). Программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577) к результатам освоения основной образовательной программы основного 4 общего образования по учебному предмету «Родная литература», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература».
· Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утвержденной 9 апреля 2016 г., № 637-р.
· Примерная программа по учебному предмету «Родная литература (русская)» для общеобразовательных организаций, реализующих программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 17 сентября 2020 г. № 3/20)
Русская литература, являясь одной из самых богатых литератур мира, предоставляет широкие возможности для отражения эстетически ценной художественной модели мира и духовного познания жизни с позиций гуманистического сознания. Лучшие образцы русской литературы обладают высокой степенью эмоционального воздействия на внутренний мир школьников, способствуют их приобщению к гуманистическим ценностям и культурно-историческому опыту человечества, поэтому в поликультурной языковой среде русская литература должна изучаться на основе диалога культур. Гуманистический потенциал русской литературы позволяет рассматривать её как общенациональную российскую ценность, как средство воспитания школьников в духе уважительного отношения к языку и культуре народов Российской Федерации и мира, формирования культуры межнационального общения.
Как часть предметной области «Родной язык и родная литература» учебный предмет
«Родная литература (русская)» тесно связан с предметом «Родной язык (русский)». Изучение предмета «Родная литература (русская)» способствует обогащению речи школьников, развитию их речевой культуры, коммуникативной и межкультурной компетенций.
Содержание курса «Родная литература (русская)» направлено на удовлетворение потребности школьников в изучении русской литературы как особого, эстетического, средства познания русской национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Родная (русская) литература» не ущемляет права тех школьников, которые изучают иные родные языки и родные литературы, поэтому учебное время, отведённое на изучение данного предмета, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса литературы, входящего в предметную область «Русский язык и литература».
Содержание программы по родной русской литературе не включает произведения, изучаемые в основном курсе литературы, его задача – расширить литературный и культурный кругозор обучающихся за счёт их знакомства с дополнительными произведениями фольклора, русской классики и современной литературы, наиболее ярко воплотившими национальные особенности русской литературы и культуры, которые могут быть включены в проблемно-тематические блоки в соответствии со спецификой курса.
Содержание программы направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в части требований, заданных федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования к предметной области «Родной язык и родная литература»
Программа учебного предмета «Родная литература (русская)» ориентирована на сопровождение и поддержку учебного предмета «Литература», входящего в образовательную область «Русский язык и литература». Цели курса родной русской литературы в рамках предметной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным по своему содержанию характером курса, а также особенностями функционирования русского языка и русской литературы в разных регионах Российской Федерации. В Указе Президента РФ от 6 декабря 2018 г. № 703 «О внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666» отмечается, что «общероссийская гражданская идентичность основана на сохранении русской культурной доминанты, присущей всем народам, населяющим Российскую Федерацию. Современное российское общество объединяет единый культурный (цивилизационный) код, который основан на сохранении и развитии русской культуры и языка, исторического и культурного наследия всех народов Российской Федерации и в котором заключены такие основополагающие общечеловеческие принципы, как уважение самобытных традиций народов, населяющих Российскую Федерацию, и интегрирование их лучших достижений в единую российскую культуру». В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта к предметным результатам освоения основной образовательной программы по учебному предмету «Родная литература» курс родной русской литературы направлен на формирование представлений о родной литературе как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, а также на развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие этнокультурные традиции.
Изучение предмета «Родная литература (русская)» должно обеспечить достижение
· воспитание и развитие личности, способной понимать и эстетически воспринимать произведения родной русской литературы, и обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием и национальным
самосознанием, чувством патриотизма и гордости от принадлежности к многонациональному народу России;
· формирование познавательного интереса к родной русской литературе, воспитание ценностного отношения к ней как хранителю историко-культурного опыта русского народа, включение обучающегося в культурно-языковое поле своего народа и приобщение к его культурному наследию;
· осознание исторической преемственности поколений, формирование причастности к свершениям и традициям своего народа и ответственности за сохранение русской культуры;
· развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, необходимых для успешной социализации и самореализации личности в многонациональном российском государстве.
Учебный предмет «Родная литература (русская)» направлен на решение следующих задач:
· приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов Российской Федерации;
· осознание роли родной русской литературы в передаче от поколения к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;
· выявление взаимосвязи родной русской литературы с отечественной историей, формирование представлений о многообразии национально-специфичных форм художественного отражения материальной и духовной культуры русского народа в русской литературе;
· получение знаний о родной русской литературе как о развивающемся явлении в контексте её взаимодействия с литературой других народов Российской Федерации, их взаимовлияния;
· выявление культурных и нравственных смыслов, заложенных в родной русской литературе; создание устных и письменных высказываний, содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного;
· формирование опыта общения с произведениями родной русской литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;
· накопление опыта планирования собственного досугового чтения, определения и обоснования собственных читательских предпочтений произведений родной русской литературы;
· формирование потребности в систематическом чтении произведений родной русской литературы как средстве познания мира и
себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
· развитие умений работы с источниками информации, осуществление поиска, анализа, обработки и презентации информации из различных источников, включая Интернет, и др
Личностные результаты освоения примерной программы по учебному предмету
«Родная литература (русская)»:
· осознание обучающимися российской гражданской идентичности, своей этнической принадлежности; проявление патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; чувство ответственности и долга перед Родиной; понимание гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
· способность и готовность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, уважительное отношение к труду;
· формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
· осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
· развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира творческой деятельности эстетического характера; осознание значимости художественной культуры народов России и стран мира;
· способность и готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; готовность к совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;
· неприятие любых нарушений социальных (в том числе моральных и правовых) норм; ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; оценочное отношение к своему поведению и поступкам, а также к поведению и поступкам других.
Метапредметные результаты освоения примерной программы по учебному предмету
«Родная литература (русская)» должны отражать сформированность универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных.
· умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
· умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
· владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
· умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
· умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
· навыки смыслового чтения.
· умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
· умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
· формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами.
· понимание ключевых проблем изученных произведений родной (русской) классической и современной литературы, литературных взаимосвязей и взаимовлияний;
· осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров; проведение смыслового анализа текста; использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
· владение элементарной литературоведческой терминологией при обсуждении художественного произведения;
· умение пересказать содержание прозаического произведения или отрывка, используя цитаты из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту;
· умение устанавливать связи между фольклорными и художественными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);
· владение навыками сопоставления произведений родной (русской) литературы с произведениями литератур других народов и этносов самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для самостоятельного анализа;
· владение монологической и диалогической речью; умение вступать в речевое общение; участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение); создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию;
· использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
· использование приобретенных знаний и умений за рамками учебного процесса, то есть в практической деятельности и повседневной жизни.
В результате освоения предмета «Родная (русская) литература» выпускник научится:
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;
- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
- работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
- дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
- создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
- сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Преданья старины глубокой
Отечественная война 1812 года в русском фольклоре и литературе Песня "Как две тученьки не две грозныя..." (русская народная песня). В.А. Жуковский "Певец во стане русских воинов" (в сокращении).
А.С. Пушкин "Полководец", "Бородинская годовщина" (фрагмент).
М.И. Цветаева "Генералам двенадцатого года".
И.И. Лажечников "Новобранец 1812 года" (фрагмент)
Города земли русской
Петербург в русской литературе
А.С. Пушкин "Город пышный, город бедный..."
О.Э. Мандельштам "Петербургские строфы"
А.А. Ахматова "Стихи о Петербурге" ("Вновь Исакий в облаченьи...")
Д.С. Самойлов "Над Невой! ("Весь город в плавных разворотах...")
Л.В. Успенский "Записки старого петербужца (глава "Фонарики-сударики")
Степь раздольная
"Уж ты, степь ли моя, Моздокская... (русская народная песня).
П.А. Вяземский "Степь"
И.З. Суриков "В степи"
Проверочная работа по итогам изучения раздела
К.Д. Бальмонт "Первый Спас"
Б.А. Ахмадулина "Ночь упаданья яблок"
Е.А. Евтушенко "Само упало яблоко с небес..." Е.И. Носов "Яблочный Спас"
Родительский дом
А.А. Платонов "На заре туманной юности" (главы)
В.П. Астафьев "Далёкая и близкая сказка" (рассказ из повести "Последний поклон")
Проверочная работа по итогам изучения раздела
Раздел 3.Русский характер - русская душа
Не до ордена - была бы Родина
Великая Отечественная война
Н.П. Майоров "Мы"
М.В. Кульчицкий "Мечтатель, фантазёр, лентяй-завистник!.." О.М. Нагибин "Ваганов"
Е.И. Носов "Переправа"
Загадки русской души Судьбы русских эмигрантов Б.К. Зайцев "Лёгкое бремя"
А.Т. Аверченко "Русское искусство" О ваших ровесниках
Прощание с детством
Ю.И. Коваль "От красных ворот" (фрагмент)
Лишь слову жизнь дана "Припадаю к великой реке..." И.А. Бродский "Мой народ"
С.А. Каргашин "Я - русский! Спасибо, Господи!..!
Проверочная работа по итогам изучения раздела
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Разделы |
Кол-во часов |
|
1 |
Преданья старины глубокой |
4 |
|
2 |
Города земли русской |
4 |
|
3 |
Родные просторы |
3 |
|
4 |
Праздники русского мира |
5 |
|
5 |
Тепло родного дома |
5 |
|
6 |
Не до ордена - была бы Родина |
3 |
|
7 |
Загадки русской души |
3 |
|
8 |
О ваших ровесниках |
1 |
|
9 |
Лишь слову жизнь дана |
5 |
|
№ п/п |
Темы и разделы программы |
Дата проведения |
|
план |
факт |
||
|
Раздел 1. Россия - Родина моя |
|
|
|
Преданья старины глубокой |
|
|
1 |
Стартовая работа |
06.09 |
|
2 |
Отечественная война 1812 года в русском фольклоре и литературе Песня "Как две тученьки не две грозныя..." (русская народная песня). В.А. Жуковский "Певец во стане русских воинов" (в сокращении). Нравственность и чувство долга. Смелость, мужество героев. |
13.09 |
|
3 |
Тема исторического прошлого Родины. А.С.Пушкин "Полководец", "Бородинская годовщина" (фрагмент). |
20.09 |
|
4 |
Герой войны 1812 г. М.И. Цветаева "Генералам двенадцатого года". И.И. Лажечников "Новобранец 1812 года" (фрагмент) |
27.09 |
|
|
Города земли русской |
|
|
5 |
Петербург в русской литературе. Петербург-город контраста. А.С. Пушкин "Город пышный, город бедный...". Влияние поэзии Пушкина на Мандельштама. О.Э. Мандельштам "Петербургские строфы" |
11.10 |
|
6 |
А.А. Ахматова "Стихи о Петербурге" ("Вновь Исакий в облаченьи..."). Единство образов лирического героя и города. Д.С. Самойлов "Над Невой! ("Весь город в плавных разворотах..."). Мотивы и художественные средства создания образа Петербурга. |
18.10 |
|
7 |
Л.В. Успенский "Записки старого петербужца (глава "Фонарики- сударики") Картины жизни Петербурга в начале XX века. Образ петербургского уличного фонаря. Жанр «записки». |
25.10 |
|
8 |
Образ Петербурга в художественных произведениях разных авторов. |
01.11 |
|
|
Родные просторы |
|
|
9 |
Степь раздольная. "Уж ты, степь ли моя, Моздокская... (русская народная песня). П.А. Вяземский "Степь". И.З. Суриков "В степи" Тема, идея, художественные образы произведений. |
08.11 |
|
10 |
А.П. Чехов "Степь" (фрагмент). Красота родной природы глазами ребёнка. Тема детства. |
15.11 |
|
11 |
Проверочная работа по итогам изучения раздела «Россия – Родина моя» |
29.11 |
|
|
Раздел 2. Русские традиции |
|
|
|
Праздники русского мира |
|
|
12 |
Русские традиции. Августовские Спасы. К.Д. Бальмонт "Первый Спас". Поэтический образ «Первого спаса». Приёмы создания образа. |
06.12 |
|
13 |
Б.А. Ахмадулина "Ночь упаданья яблок". Тема, поэтические образы стихотворения. |
13.12 |
|
14 |
Е.А. Евтушенко "Само упало яблоко с небес..." Тема, поэтические образы стихотворения, художественные средства. |
20.12 |
|
15 |
«Нравственная сила» в рассказе Е. И. Носова «Яблочный спас». Праведник. Тема, художественные образы и идея рассказа. |
27.12 |
|
16 |
«Яблочная» тема в произведениях русских и советских писателей и поэтов |
10.01 |
|
|
Тепло родного дома |
|
|
17 |
А.А. Платонов "На заре туманной юности" (главы). Тема и главная героиня рассказа. |
17.01 |
|
18 |
Судьба человека в судьбе страны. А.А. Платонов "На заре туманной юности" (главы). |
24.01 |
|
19 |
Чувство Родины в рассказе В.П. Астафьева "Далёкая и близкая сказка" (из повести "Последний поклон"). Судьба героя. |
31.01 |
|
20 |
Нравственные ценности в рассказе В.П. Астафьева "Далёкая и близкая сказка" (из повести "Последний поклон"). |
07.02 |
|
21 |
Проверочная работа по итогам изучения раздела «Русские традиции» |
14.02 |
|
|
Раздел 3. Русский характер - русская душа |
|
|
|
Не до ордена - была бы Родина |
|
|
22 |
Великая Отечественная война. Тема памяти в стихотворении Н.П. Майорова "Мы". М.В. Кульчицкий "Мечтатель, фантазёр, лентяй-завистник!.." Образ лирического героя. Мечта и реальность. |
28.02 |
|
23 |
Произведения о войне. О.М. Нагибин "Ваганов". Е.И. Носов "Переправа". Идея и главные образы произведений. |
07.03 |
|
24 |
"Герои огненных лет" (очерки о героях-смолянах) |
14.03 |
|
|
Загадки русской души |
|
|
25 |
Философское размышление о жизни и судьбах русских эмигрантов в рассказе Б.К. Зайцева "Лёгкое бремя". |
21.03 |
|
26 |
Судьбы русских эмигрантов в изображении А.Т. Аверченко "Русское искусство". Юмор и сатира. |
28.03 |
|
27 |
Р.Р. Судьбы русских эмигрантов.(сочинение-рассуждение). |
04.04 |
|
|
О ваших ровесниках |
|
|
28 |
Автобиографическая повесть Ю.И. Коваль "От красных ворот" (фрагмент). Прощание с детством. |
18.04 |
|
|
Лишь слову жизнь дана |
|
|
29 |
Философская лирика И.А. Бродского "Мой народ" "Припадаю к великой реке...". |
25.04 |
|
30 |
Тема Родины в лирике С.А. Каргашина. "Я - русский! Спасибо, Господи!..! |
02.05 |
|
31 |
Елена Чекунова "Вот какая Родина моя". Михаил Корнилов "Синий камень". |
16.05 |
|
32 |
Проверочная работа по итогам изучения раздела «Русский характер- русская душа». |
23.05 |
|
33 |
Творческий проект. Защита. |
30.05 |
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.