Рабочая программа родной русский язык 3 класс

  • docx
  • 10.12.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ПРОГРАММА РОДНОЙ РУССКИЙ ЯЗЫК 3 КЛАСС 2020-2021.docx

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Мирновская средняя общеобразовательная школа

имени А.А. Воскресенского

Торжокского района Тверской области

 

 

 

 

 

                                                                                                                   

                                                                                               Рабочая программа

по учебному предмету «Родной (русский) язык»

 3 класс

составлена на основе программы

О.М.Александровой «Русский язык»

(Начальная школа XXІ века)

 

Рабочую программу составила

Лескова Марина Аркадьевна

Количество часов: 17

Учебный год: 2020-2021

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                              РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «Родной (русский) язык»

                                                        Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Личностные

У обучающихся будут сформированы:

·         понимание ценности нравственных норм, закреплённых в языке народа, для жизни и здоровья человека, умение соотносить эти нормы с поступками как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);

·         понимание сопричастности к языку своего народа (я — носитель языка), восприятие русского языка как основной, главной части культуры русского народа, понимание того, что изменения в культуре народа находят своё отражение в языке, внимание к особенностям народной устной речи (ритмический рисунок, мелодика текста) и изобразительным средствам русского языка (синонимы, антонимы, переносное значение слов);

·         осознание предложения и текста как средств для выражения мыслей и чувств, понимание разнообразия и богатства языковых средств для выражения мыслей и чувств;

·         адекватное восприятие оценки собственной деятельности, данной одноклассниками, учителем.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

·         осознания русского языка как основного средства мышления и общения;

·         восприятия русского языка как явления культуры русского народа, понимание связи развития языка с развитием культуры и общества;

·         понимания богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств, внимание к синонимическим средствам языка при выражении одной и той же мысли;

·         стремления к соблюдению языковых норм как условию взаимопонимания собеседников;

·         положительной мотивации к созданию собственных текстов;

·         положительной мотивации к изучению русского языка как средства общения, к решению различных коммуникативных задач (передавать информацию, просить, доказывать и т. д.);

·         способности к адекватной самооценке.

Метапредметные

Регулятивные

Обучающиеся научатся:

·         самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий;

·         осознавать цели и задачи урока, темы;

·         в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу;

·         следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника);

·         адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий;

·         участвовать в работе группы (в том числе в ходе проектной деятельности), учитывая конечную цель, намечать действия при работе в паре, распределять роли и действовать в соответствии с ними;

Обучающиеся получат возможность научиться:

• осознавать цели и задачи изучения курса, раздела;

·         планировать свои действия для реализации задач урока в групповой и парной работе;

·         осознавать способы и приёмы действий при решении языковых задач.

Познавательные

Обучающиеся научатся:

·         осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя различные справочные материалы: толковые словари, детские энциклопедии и др.;

·         выделять существенную информацию из читаемых текстов;

·         строить модели слов (звукобуквенные, морфемные), словосочетаний, предложений;

·         находить, сравнивать, классифицировать: орфограммы в значимых частях слова, словосочетания, части речи;

Обучающиеся получат возможность научиться:

·         осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочниках, словарях, таблицах, детских энциклопедиях);

·         по маршрутному листу прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий под определённую задачу;

·         преобразовывать слова, словосочетания, предложения в условные модели и наоборот;

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

·         соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова);

·         озаглавливать текст;

·         задавать вопросы, уточняя непонятое в тексте;

·         адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (обратиться с просьбой, поздравить);

Обучающиеся получат возможность научиться:

·         участвовать в диалоге (относиться к мнению других, задавать вопросы, уточнять, высказывать свою точку зрения);

·         соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умения слышать, точно реагировать на реплики) при диалоговой форме общения;

·         понимать тему и основную мысль высказывания (текста) по содержанию, по заголовку; озаглавливать текст по основной мысли текста.

Предметные

Обучающиеся научатся:

·         осознавать слово, предложение как главные средства языка;

·         различать родственные (однокоренные) слова и формы слов;

·         осознавать свойства значений слов: однозначные, многозначные, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением;

·         осознанно использовать для отрицания частицу НЕ;

·         осознавать роль изучения словосочетаний в курсе русского языка, их общность со словом в назначении — назвать предмет, явление;

·         списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объёмом в 65–70 слов, писать под диктовку тексты в 60–65 слов; излагать содержание исходных текстов в 60–75 слов.

Обучающиеся получат возможность научиться:

·         соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объёме представленного в учебнике материала);

·         использовать свойства значений слов (однозначность, многозначность, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением) при создании собственных высказываний;

·         при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;

·         распознавать типы текстов по их назначению: повествование, описание, рассуждение;

·         создавать тексты /сочинения/ в 8–12 предложений, правильно оформляя начало и конец предложений.

 

                                                                        Содержание программы (17 часов)

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (10 часов)

Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений  между людьми (правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим).

Слова, называющие природные явления и растения (образные названия ветра, дождя, снега; названия растений).

Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).

Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты (балалайка, гусли, гармонь).

Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.

 

Раздел 2. Язык в действии (5 часов)

Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфика русского языка (книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне).

Специфика грамматических категорий русского языка (категории рода, падежа имён существительных). Практическое овладение нормами употребления отдельных грамматических форм имен существительных. Словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных (родительный падеж множественного числа слов) (на практическом уровне). Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных (предлоги с пространственным значением) (на практическом уровне).  Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа (в рамках изученного).

Совершенствование навыков орфографического оформления текста.

 

 

Раздел 3. Секреты речи и текста (2 часа)

Особенности устного выступления.

Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами.

Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного).

Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе).

Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т.п.).

 

Календарно-тематическое планирование (17 часов)

№ п/п

Дата

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

 

 

Русский язык: прошлое и настоящее (10 ч)

 

 

1

 

Где путь прямой, там не езди по кривой.

распознают и понимают значение устаревших слов по указанной тематике;

распознают слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений      между людьми;

распознают слова, называющие природные явления и растения;

распознают слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры;

используют словарные статьи для определения лексического значения слова;

учатся понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;

 находят сведения о старинных русских городах в различных информационных источниках

учатся подбирать и употреблять  сравнения, эпитеты  в устной и письменной речи; работают со словарем синонимов

 

2

 

Кто друг прямой, тот брат родной.

3

 

Дождик вымочит, а красно солнышко высушит.

4

 

Сошлись два друга – мороз да вьюга.

5

 

Ветер без крыльев летает.

6

 

Какой лес без чудес.

7

 

Дело мастера боится.

8

 

Заиграйте, мои гусли.

9

 

Что ни город, то норов.

10

 

У земли ясно солнце, у человека – слово.

 

 

Язык в действии (5 ч)

 

11

 

Для чего нужны суффиксы?

учатся различать по суффиксам различные оттенки значения слов;

12

 

Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке?

учатся различать существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа:

13

 

Все ли имена существительные «умеют» изменяться по числам?

учатся выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже;

 

14

 

Как изменяются имена существительные во множественном числе?

15

 

Зачем в русском языке такие разные предлоги?

учатся владеть нормами правильного и точного употребления предлогов

 

 

Секреты речи и текста (2 ч)

 

16

 

Создаём тексты рассуждения.

знакомятся со структурой текста рассуждения;

учатся создавать тексты-рассуждения с использованием различных способов аргументации

17

 

Создаём тексты

повествования.Учимся редактировать тексты.

учатся редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы

учатся определять тему текста, основную мысль; определять опорные (ключевые) слова в тексте; на основе опорных слов создавать текст;