Рабочая программа русский родной язык 1-4 классы
Оценка 4.9

Рабочая программа русский родной язык 1-4 классы

Оценка 4.9
docx
09.12.2020
Рабочая программа русский родной язык 1-4 классы
русский родной язык 1-4 классы.docx

 


Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

 

-    Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

 

-    Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (утверждѐн приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009г. № 373 в ред. приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в ФГОС НОО»);

 

-Положения о рабочей программе по учебным предметам, курсам МКОУ-Новокузьминской ООШ;

 

в соответствии

-    с основной образовательной программой начального общего образования школы

 

с учетом

 

примерной программы по учебному предмету «Родной (русский язык)» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования

 

http://fgosreestr.ru

 

Общая характеристика учебного предмета «Родной язык»

Курс русского родного языка направлен на достижение следующих целей:

 

·                  расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;

 

·                  формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;

 

·                  совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отраженной в языке;

 

·                  совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

 

·                  совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию; приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

 

Важнейшими задачами курса являются:

 

 

-приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа;

 

 

-формирование преставлений школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира;

 

 

-расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т.п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.


ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРЕДМЕТА

В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На изучение данного курса в каждом классе начальной школы отводится по 0,5 ч в неделю.

 

Класс

Количество часов в

Количество учебных

Всего часов за

 

неделю по учебному

недель

учебный год

 

плану

 

 

1 класс

0,5

33

17

2класс

0,5

34

17

3 класс

0,5

34

17

4 класс

0,5

34

17


Планируемые результаты обучения

по курсу

Личностные результаты:

 

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

 

Ценить и принимать

Ценить и принимать следующие

осознавать роль речи в жизни

осознание языка как основного

 

следующие базовые

базовые ценности:  «добро»,

людей; оценивать некоторые

средства мышления и общения людей;

 

ценности:  «добро»,

«терпение», «родина», «природа»,

высказывания людей с точки зрения

восприятие русского языка как

 

их уместности, тактичности в

 

«терпение», «родина»,

«семья», «мир», «настоящий друг».

явления национальной культуры,

 

данной ситуации;

 

«природа», «семья».

Уважение к своему народу, к своей

понимание связи развития языка с

 

объяснять некоторые правила

 

Уважение к своей семье, к

родине.

развитием культуры русского народа;

 

вежливого, уместного поведения

 

своим родственникам, любовь

Освоение личностного смысла

понимание богатства и разнообразия

 

людей при общении (правила при

 

к родителям.

учения, желания учиться.

разговоре, приветствии, извинении и

языковых средств для выражения

 

Освоить  роли  ученика;

Оценка жизненных ситуаций  и

т.д.);

мыслей и чувств;

 

формирование интереса

поступков героев художественных

осознавать разнообразие речевых

внимание к мелодичности народной

 

(мотивации) к учению.

текстов с точки зрения

ситуаций в жизни человека, условий

звучащей речи;

 

Оценивать  жизненные

общечеловеческих норм.

общения;

положительная мотивация и

 

осознавать свои речевые роли в

 

ситуаций  и поступки героев

 

познавательный интерес к изучению

 

 

различных коммуникативных

 

художественных текстов с

 

курса русского (родного) языка;

 

 

ситуациях; оценивать свои и чужие

 

точки зрения

 

способность к самооценке

 

 

высказывания с точки зрения их

 

общечеловеческих норм.

 

успешности в овладении языковыми

 

 

эффективности, соответствия

 

 

 

речевой роли в данной ситуации;

средствами в устной и письменной

 

 

 

осознавать важность соблюдения

речи.

 

 

 

правил речевого этикета для

формирование чувства

 

 

 

успешного общения, установления

сопричастности к развитию,

 

 

 

добрых, уважительных

сохранению самобытности языка

 

 

 

взаимоотношений;

 

 

 

родного народа, эстетических чувств

 

 

 

осознавать свою ответственность за

 

 

 

на основе выбора языковых средств

 

 

 

произнесѐнное или написанное

 

 

 

при общении.

 

 

 

слово; понимать необходимость

 

 

 

 

 

 

 

добрых дел, подтверждающих

 

 

 

 

добрые слова; - объяснять значение

 

 

 

 

эффективного общения,

 

 

 

 

взаимопонимания в жизни человека,

 

 

 

 

общества;

 

 

 

 

осознавать важность соблюдения

 

 

 

 

правил речевого этикета как

 

 

 

 

выражения доброго, уважительного

 

 


отношения в семье и к посторонним

людям;

 

Метапредметные результаты:

 

 

 

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

 

 

 

Регулятивные

Организация своего

Самостоятельно

овладение способностью

самостоятельно формулировать

 

 

 

 

рабочего места под

организовывать свое

принимать и сохранять цели

задание: определять его цель,

 

 

 

 

руководством

рабочее место.

и задачи учебной

планировать свои действия для

 

 

 

 

учителя.

Следовать режиму

деятельности, поиска

реализации задач, прогнозировать

 

 

 

 

Определение целей

организации учебной и

средств ее осуществления;

результаты выполнения задания;

 

 

 

 

выполнения заданий

внеучебной деятельности.

освоение способов решения

осмысленно выбирать способы и

 

 

 

 

на уроке, во

Определять цель учебной

приѐмы действий при решении

 

 

 

 

проблем творческого и

 

 

 

 

внеурочной

деятельности с помощью

языковых задач, корректировать

 

 

 

 

поискового характера;

 

 

 

 

деятельности, в

учителя и

работу по ходу выполнения;

 

 

 

 

формирование умения

 

 

 

 

жизненных

самостоятельно.

руководствоваться правилом при

 

 

 

 

планировать,

 

 

 

 

ситуациях под

Определять план

создании речевого высказывания,

 

 

 

 

контролировать и оценивать

 

 

 

 

руководством

выполнения заданий на

следовать при выполнении заданий

 

 

 

 

учебные действия в

 

 

 

 

учителя.

уроках, внеурочной

инструкциям учителя и

 

 

 

 

 

соответствии с поставленной

 

 

 

 

 

Определение плана

деятельности, жизненных

алгоритмам, описывающим

 

 

 

 

задачей и условиями ее

 

 

 

 

выполнения заданий

ситуациях под

стандартные действия;

 

 

 

 

 

реализации; определять

 

 

 

 

 

на уроках,

руководством учителя.

адекватно воспринимать

 

 

 

 

 

наиболее эффективные

 

 

 

 

 

внеурочной

Соотносить выполненное

аргументированную критику

 

 

 

 

способы достижения

 

 

 

 

деятельности,

задание с образцом,

ошибок и учитывать еѐ в работе

 

 

 

 

жизненных

предложенным учителем.

результата;

над ошибками;

 

 

 

 

 

 

ситуациях под

Корректировать

корректировать работу по

ставить цель собственной

 

 

 

 

 

руководством

выполнение задания в

ходу выполнения;

познавательной деятельности (в

 

 

 

 

учителя.

дальнейшем.

 

рамках учебной и проектной

 

 

 

 

 

Оценка своего задания по

 

деятельности) и удерживать ее.

 

 

 

 

 

следующим параметрам:

 

вносить необходимые коррективы

 

 

 

 

 

легко выполнять,

 

в процесс решения языковых задач,

 

 

 

 

 

возникли сложности при

 

редактировать устные и

 

 

 

 

 

 

выполнении.

 

письменные высказывания;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные

Ориентироваться в

Ориентироваться в

использование различных

ориентироваться

в

текущей

 

 

 

 

учебнике: определять

учебнике: определять

способов поиска (в

учебной  книге  и  в  других  книгах

 

 

 

 

умения, которые

умения, которые будут

 

комплекта;   в

корпусе

учебных

 


будут сформированы

сформированы на основе

на основе изучения

изучения данного раздела;

данного раздела.

определять круг своего

Отвечать на простые

незнания.

вопросы учителя,

Отвечать на простые и

находить нужную

сложные вопросы учителя,

информацию в

самим задавать вопросы,

учебнике.

находить нужную

Сравнивать

информацию в учебнике.

предметы, объекты:

Сравнивать  и

находить общее и

группировать предметы,

различие.

объекты по нескольким

Подробно

основаниям; находить

пересказывать

закономерности;

прочитанное или

самостоятельно

прослушанное;

продолжать их по

определять тему.

установленном правилу.

 

Подробно пересказывать

 

прочитанное или

 

прослушанное; составлять

 

простой план .

 

Определять, в каких

 

источниках  можно найти

 

необходимую

 

информацию для

 

выполнения задания.

 

Находить необходимую

 

информацию, как в

 

учебнике, так и в словарях

 

в учебнике.

 

Наблюдать и делать

 

самостоятельные  простые

 

выводы

 

 


справочных источниках и

 

открытом учебном

 

информационном

 

пространстве сети

 

Интернет), сбора, обработки,

 

анализа, организации,

 

передачи и интерпретации

 

информации в соответствии

 

с  коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии

 

с  коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;


словарей:

уметь находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях;

 

работать с разными видами информации (представленными в текстовой форме, в виде таблиц,

 

правил, моделей и схем, дидактических иллюстраций); работать с учебным текстом: выделять информацию, заданную

 

аспектом, менять аспект рассмотрения в зависимости от учебной задачи


Коммуникативные

 

Участвовать в

Участвовать в диалоге;

 

 

диалоге на уроке и в

слушать и понимать

 

 

жизненных

других, высказывать свою

 

 

ситуациях.

точку зрения на события,

 

 

Отвечать на вопросы

поступки.

 

 

учителя, товарищей

Оформлять свои мысли в

 

 

по классу.

устной и письменной речи

 

 

Соблюдать

с учетом своих учебных и

 

 

простейшие нормы

жизненных речевых

 

 

речевого этикета:

ситуаций.

 

 

здороваться,

Читать вслух и про себя

 

 

прощаться,

тексты учебников, других

 

 

благодарить.

художественных и научно-

 

 

Слушать и понимать

популярных книг,

 

 

речь других.

понимать прочитанное.

 

 

 

 


 

готовность слушать

 

собеседника и вести диалог;

 

готовность признавать

 

возможность существования

 

различных точек зрения и

 

права каждого иметь свою;

 

излагать свое мнение и

 

аргументировать свою точку

 

зрения и оценку событий;

 

определение общей цели и

 

путей ее достижения; умение

 

договариваться о

 

распределении функций и

 

ролей в совместной

 

деятельности;

 

осуществлять взаимный

 

контроль в совместной

 

деятельности, адекватно

 

оценивать собственное

 

поведение и поведение

 

окружающих;

 

слушать и слышать других,

пытаться принимать иную

точку зрения, быть

готовым корректировать

свою точку зрения;


 

оформлять свои мысли в устной и

письменной    форме     с      учѐтом

речевой ситуации;

адекватно    использовать речевые

средства для решения различных

коммуникативных  задач;  владеть

монологической и диалогической

формами речи;

высказывать и обосновывать свою

точку зрения;

 

слушать и слышать других,

пытаться  принимать  иную  точку

зрения,                быть                готовым

корректировать         свою         точку

зрения;

договариваться и     приходить      к

общему   решению   в   совместной

деятельности;

задавать вопросы.

 


 

Предметные результаты:

1 класс

2 класс

3 класс

 

4 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся научатся:

Учащиеся научатся:

Учащиеся научатся:

Учащиеся научатся:

 

 

соблюдать правила посадки,

1) познакомятся с представлениями о

1)воспитание ценностного

1)

воспитание

ценностного

 

положения тетради, ручки

единстве и многообразии языкового

отношения к родному языку как

отношения  к  родному  языку  как

 

при письме;

и культурного пространства России,

хранителю культуры, включение в

хранителю  культуры,

включение  в

 

 

 

 

 

 


чѐтко, без искажений писать

строчные и заглавные буквы,

соединения, слова;

выделять слова, предложения

из потока речи;

правильно списывать слова и

предложения, написанные

печатным и рукописным

шрифтом.

 

Учащийся получит

 

возможность научиться:

слышать интонацию конца

 

предложения, определять

количество произнесѐнных

предложений; выделять из

предложения слова,

определять их количество;

при письме букв выбирать их

соединение с учѐтом

начертания следующей

буквы;

выделять последовательность

звуков слова,

характеризовать каждый

звук;

оценивать качество своего

письма; сравнивать

 

самостоятельно написанное

предложение с образцом.


 

о  языке как основе национального самосознания;

 

2) узнают, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

 

3) узнают, что правильная устная и письменная речь -это показатель общей культуры и гражданской позиции человека;

 

4) познакомятся с первоначальными представлениями о нормах русского как родного литературного языка и правилах речевого этикета;

 

5)  узнают, что использование языковых единиц зависит от речевой ситуации, целей и задач общения.

 

К концу 2 класса учащиеся получат возможность научиться:

 

1)  формировать первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

 

2)  понимать то, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознавать значение русского языка


 

культурно-языковое поле своего

культурно-языковоеполе    своего

народа, формирование

народа,

 

 

формирование

первоначальных представлений о

первоначальных

представлений

о

единстве и многообразии языкового

единстве и многообразии языкового

и культурного пространства России,

и культурного пространства России,

о языке как основе национального

о  языке  как  основе  национального

самосознания;

самосознания;

 

 

 

2) обогащение активного и

2)

обогащение

активного

и

потенциального словарного запаса,

потенциального

словарного  запаса,

развитие у обучающихся культуры

развитие  у

обучающихся  культуры

владения родным языком в

владения

родным

языком

в

соответствии с нормами устной и

соответствии  с  нормами  устной  и

письменной речи, правилами

письменной

 

речи,

правилами

речевого этикета;

речевого этикета;

 

 

3)         формирование первоначальных 3) формирование первоначальных научных знаний о родном языке, как научных знаний о родном языке как системе и как развивающемся системе и как развивающемся

явлении, о его уровнях и единицах, о

явлении, о его уровнях и единицах, о

закономерностях функционирования,

закономерностях

 

 

 

 

его

освоение

 

основных

 

единиц

функционирования,

 

 

освоение

грамматических  категорий

родного

основных  единиц и  грамматических

языка,   формирование

позитивного

категорий

 

родного

 

языка,

отношения

 

правильной

устной

и

формирование

 

 

позитивного

письменной

родной

речи

как

отношения  к  правильной  устной  и

показателям

общей   культуры

и

письменной

родной

 

речи

как

гражданской позиции человека;

 

показателям

общей

культуры

и

4)

овладение

первоначальными

гражданской позиции человека;

 

умениями  ориентироваться  в  целях,

4)

овладение

первоначальными

задачах,    средствах    и    условиях

умениями  ориентироваться  в  целях,

общения,

формирование

базовых

задачах,    средствах    и    условиях

навыков

 

выбора

адекватных

общения,

формирование

базовых

языковых

средств

для

успешного

навыков

 

выбора

 

адекватных

решения коммуникативных задач;

 

языковых

средств

для

успешного

5) овладение учебными действиями

решения коммуникативных задач;

 

с языковыми единицами и умение

 

5) овладение учебными действиями с

использовать знания для решения

 

языковыми

 

единицами

и

умение

познавательных, практических

 

использовать

знания

для

решения

икоммуникативных задач.

 

 

познавательных,

практических

и

К концу 3 классаучащиеся

 

 

коммуникативных задач.

 

 

 

научатся:

 

 

 

 

 

 

К концу 4 класса

 

 

 

 

 


как государственного языка

1)распознавать и вести этикетный

Российской Федерации, языка

диалог;

межнационального общения;

отличать текст от набора

3) сформировать позитивное

предложений, записанных как текст;

отношение к правильной устной и

2)находить по абзацным отступам

письменной речи как показателям

смысловые части текста;

общей культуры и гражданской

3)выбирать подходящий заголовок из

позиции человека;

предложенных вариантов,

4) овладеть первоначальными

придумывать заголовки к маленьким

представлениями о нормах русского

текстам;

и родного литературного языка

4)осознавать роль ключевых слов в

(орфоэпических, лексических,

тексте, выделять их;

грамматических) и правилах

5)выделять начальные и

речевого этикета; формировать

завершающие предложения в тексте,

умение ориентироваться в целях,

осознавать их роль как важных

задачах, средствах и условиях

составляющих текста; сочинять

общения, выбирать адекватные

несложные сказочные истории на

языковые средства для успешного

основе начальных предложений,

решения коммуникативных задач;:

рисунков, опорных слов;

 

6)определять структурно-смысловые

 

части текста (начало, основную

 

часть, концовку); подбирать

 

заголовки к готовым и

 

продуцируемым текстам (в

 

соответствии с темой, основной

 

мыслью.

 

К концу 3 класса учащиеся получат

 

возможность научиться:

 

1)оценивать степень вежливости

 

(свою и других людей) в некоторых

 

ситуациях общения;

 

2)давать оценку невежливому

 

речевому поведению;

 

3)знать особенности диалога и

 

 


учащиесянаучатся:

 

1)соблюдать основные правила общения на уроке, пользоваться типовыми этикетными формулами (в ситуации приветствия, извинения, просьбы, благодарности);

 

2)осознавать наличие в речи разных задач общения: по деловому сообщить и словами рисовать, передавая свои мысли, чувства, впечатления;

 

3)соблюдать правила вежливости при общении с людьми, называть свои речевые роли в разных ситуациях общения;

 

4)приводить примеры успешного общения в жизни людей, устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия различных видов произведений искусства

 

К  концу 4 класса учащиеся получат возможность научиться:

 

1)осознавать, что текст – это продукт речевой (коммуникативной) деятельности, его признаки и особенности;

 

2)письменно создавать (после коллективной подготовки) речевые произведения определѐнных жанров: записку, объявление, письмо, поздравление, телеграмму, кулинарный рецепт, загадку,


монолога; анализировать абзацные

 

отступы, шрифтовые и цветовые

 

выделения в учебных текстах;

 

4)использовать различные выделения

 

в         продуцируемых         письменных

 

текстах;

 

знать    основные    способы    правки

 

текста (замена слов, словосочетаний,

 

предложений;                          исключение

 

ненужного, вставка);

 

5)рассказывать (устно и письменно) о

 

памятных событиях жизни.


словесную зарисовку, сказку; обдумывать их содержание и языковые средства с учѐтом жанра, адресата, а после написания проверять и совершенствовать текст;

 

3)знать особенности диалога и монолога; создавать небольшие монологические высказыванияна основе различных источников;

 

4)понимать тему и главную мысль текста, озаглавливать текст по его теме и главной мысли;

 

5)озаглавливать части текста, выделенные абзацными отступами, составлять план;

 

6)замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;

 

7)письменно (после коллективной

подготовки) подробно или

выборочно пересказывать текст

повествовательного характера

(предъявленный для зрительного

восприятия), сохраняя основные

особенности оригинала; понимать от

какого лица, 1-го или 3-го, ведѐтся

 

рассказ


                       Содержание учебного предмета

«Русский родной язык»

 

Первый год обучения (17 ч)

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (7 часов)

Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита.

Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок. Практическая работа: «Оформление буквиц и заставок». 

Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: 1) Дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д.).  2) Как называлось то, во что одевались в старину: (кафтан, кушак, рубаха,  сарафан, лапти и т.д.) 

Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках).

Проектное задание: «Словарь в картинках».

Раздел 2. Язык в действии (4 часа)

Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов).

Смыслоразличительная роль ударения.

Звукопись в стихотворном художественном тексте.

Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов).

Раздел 3. Секреты речи и текста (6 часов)

            Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма устной речи.  Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание).

 

Второй год обучения (17 ч)

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (7 часов)

Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька).

Слова, называющие предметы традиционного русского быта: 1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ступа, плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг); 2) слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка калач, коврижки): какие из них сохранились до нашего времени; 3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).

Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда, одежда (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки). Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму (например, ехать в Тулу со своим самоваром (рус.); ехать в лес с дровами (тат.). 

Проектное задание: «Почему это так называется?».

Раздел 2. Язык в действии (6 часов)

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарем ударений.

Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихов  и сказок, в которых есть слова с необычным произношением  и  ударением».

Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов.

Совершенствование орфографических навыков. 

Раздел 3. Секреты речи и текста (4 часа)

Приемы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. (например, как правильно выразить несогласие; как убедить товарища).

Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебно-научной коммуникации: формы обращения; использование обращения ты и вы.

Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные виды ответов: развернутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне).

Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор.

Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об участии в народных праздниках.

Создание текста: развёрнутое толкование значения слова.

 

Третий год обучения (17 ч)

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (3 часа)

Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений  между людьми (например, правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим).

Слова, называющие природные явления и растения (например, образные названия ветра, дождя, снега; названия растений).

Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).

Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты (например, балалайка, гусли, гармонь).

Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (например, Снегурочка, дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т. п.): уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы. 

Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.

Проектные задания: «Откуда в русском языке эта фамилия»; «История моего имени и фамилии» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов).

 

Раздел 2. Язык в действии (7 часов)

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфика русского языка  (например, книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне).

Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода, падежа имён существительных). Практическое овладение нормами употребления отдельных грамматических форм имен существительных. Словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных (например, родительный падеж множественного числа слов) (на практическом уровне). Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных (предлоги с пространственным значением) (на практическом уровне).  Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа (в рамках изученного).

Совершенствование навыков орфографического оформления текста.

 

Раздел 3. Секреты речи и текста (7 часов)

Особенности устного выступления.

Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами.

Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного).

Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе).

Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.).

 

Четвёртый год обучения (17 ч)

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (9 часов)

Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением.

Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица).

Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от корки до корки, вся семья вместе, так и душа на месте и т. д.). Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но различную образную форму. 

Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.

Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов.

Проектные задания: «Откуда это слово появилось в русском языке» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов); «Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре»; «Русские слова в языках других народов».

 

Раздел 2. Язык в действии (3 часа)

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне).

История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста. 

Раздел 3. Секреты речи и текста (5 часов)

Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.

Информативная функция заголовков. Типы заголовков. 

Составление плана текста, не разделенного на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.

Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности. 

Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в  процессе редактирования текста. 

Синонимия речевых формул (на практическом уровне).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОГО И КОМПЬЮТЕРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ОСНАЩЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Учебно-методический комплект:

1) Русский родной язык. 1 класс

Автор: Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И., Казакова Е.И., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю. Москва «Просвещение», 2020 год.

2) Русский родной язык. 2 класс

Автор: Александрова О. М., Вербицкая Л. А., Богданов С. И., Казакова Е. И., Кузнецова М. И., Петленко Л. В., Романова В. Ю., Рябинина Л. А., Соколова О. В. Москва «Просвещение», 2019 год.

3) Русский родной язык. 3 класс

Автор: Александрова О. М., Вербицкая Л. А., Богданов С. И., Казакова Е. И., Кузнецова М. И., Петленко Л. В., Романова В. Ю., Рябинина Л. А., Соколова О. В. Москва «Просвещение», 2020 год.

4) Русский родной язык. 4 класс

Автор: Александрова О. М., Вербицкая Л. А., Богданов С. И., Казакова Е. И., Кузнецова М. И., Петленко Л. В., Романова В. Ю., Рябинина Л. А., Соколова О. В. Москва «Просвещение», 2020 год.

Методические пособия для учителя:

1. Александрова О. М., Вербицкая Л. А., Богданов С. И., Казакова Е. И.,

Кузнецова М. И., Петленко Л. В., Романова В. Ю. Русский родной язык.1,2,3,4 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. — М. : Просвещение, 2020.

2. Русский родной язык. 1,2,3,4 класс : методическое пособие / [О. М.

Александрова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко др.] URL: http://uchlit.com.

 

 

 

Интернет-ресурсы

Азбучные истины. URL: http://gramota.ru/class/istiny.

Академический орфографический словарь. URL:

http://gramota.ru/slovari/info/lop.

Древнерусские берестяные грамоты. URL: http://gramoty.ru.

Какие бывают словари. URL: http://gramota.ru/slovari/types.

Кругосвет – универсальная энциклопедия. URL:

http://www.krugosvet.ru.

Культура письменной речи. URL: http://gramma.ru.

Мир русского слова. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/mrs.

Обучающий корпус русского языка. URL:

http://www.ruscorpora.ru/search-school.html.

Первое сентября. URL: http://rus.1september.ru.

Портал «Русские словари». URL: http://slovari.ru.

Православная библиотека: справочники, энциклопедии, словари. URL:

https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki.

Русская виртуальная библиотека. URL: http://www.rvb.ru.

Русская речь. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/rr/.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое  (поурочное) планирование 1 класс

№ п/п

№ урока в теме

Тема урока

Кол – во часов

Секреты речи и текста (5 ч.)

 

1

1

Как люди общаются друг с другом

1

2

2

Вежливые слова

1

3

3

Как люди приветствуют друг друга

1

4

4

Зачем людям имена

1

5

5

Спрашиваем и отвечаем

1

Русский язык: прошлое и настоящее (7 ч.)

 

6

1

Как писали в старину

1

7

2

Как писали в старину

1

8

3

Как писали в старину

1

9

4

Дом в старину: что как называлось

1

10

5

Дом в старину: что как называлось

1

11

6

Во что одевались в старину

1

12

7

Во что одевались в старину

1

Язык в действии (4 ч.)

 

13

1

Выделяем голосом важные слова

1

14

2

Как можно играть звуками

1

15

3

Где поставить ударение

1

16

4

Как сочетаются слова

1

Секреты речи и текста (1 ч.)

17

1

Сравниваем тексты

1

 

 

ИТОГО:

17 ч.

 

 

 

 

 

 

Тематическое (поурочное) планирование 2 класс

№ п/п

№ урока в теме

Тема урока

Кол – во часов

Русский язык: прошлое и настоящее (7 ч.)

 

1

1

По одёжке встречают. Ржаной  хлебушко  калачу  дедушка.

1

2

2

Если  хорошие  щи, так другой пищи  не  ищи.

1

3

3

Каша – кормилица  наша.

1

4

4

Любишь  кататься, люби  и  саночки  возить.

1

5

5

Делу  время,  потехе  час.

1

6

6

В  решете  воду  не  удержишь.

1

7

7

Самовар кипит, уходить не велит. Проектное задание: «Почему это так называется?»

1

Язык в действии (6 ч.)

 

8

1

Помогает  ли  ударение   различать  слова?

1

9

2

Для  чего  нужны  синонимы?

1

10

3

Для  чего  нужны  антонимы?

1

11

4

Как   появились  пословицы  и  фразеологизмы?

1

12

5

Как  можно  объяснить  значение  слова?

1

13

6

Встречается  ли  в  сказках  и  стихах  необычное  ударение?

1

Секреты речи и текста (4 ч.)

 

14

1

Учимся   вести   диалог.

1

15

2

Р/р Составляем  развёрнутое  толкование  значения  слова

1

16

3

Устанавливаем  связь  предложений  в  тексте.

1

17

4

Р/р Создаём  тексты-инструкции  и  тексты-повествования.

1

 

 

ИТОГО:

17 ч.

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое (поурочное) планирование 3 класс

 

№ п/п

№ урока в теме

Тема урока

Кол – во часов

Русский язык: прошлое и настоящее (10 ч.)

 

1

1

Где путь прямой, там не езди по кривой.

1

2

2

Кто друг прямой, тот брат родной

1

3

3

Дождик вымочит, а красно солнышко высушит

1

4

4

Сошлись два друга – мороз да вьюга

1

5

5

Ветер без крыльев летает

1

6

6

Какой лес без чудес

1

7

7

Дело мастера боится

1

8

8

Заиграйте, мои гусли

1

9

9

Что ни город, то норов

1

10

10

У земли ясно солнце, у человека -слово

1

Язык в действии (5ч.)

 

11

1

Для чего нужны суффиксы?

1

12

2

Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке?

1

13

3

Все ли имена существительные «умеют» изменяться по числам?

1

14

4

Как изменяются имена существительные во множественном числе?

1

15

5

Зачем в русском языке такие разные предлоги?

1

Секреты речи и текста (2 ч.)

 

16

1

Создаём тексты рассуждения. Учимся редактировать тексты.

1

17

2

Создаём тексты-повествования.

1

 

 

ИТОГО:

17 ч.

 

 

 

Тематическое планирование 4 класс

 

№ п/п

№ урока в теме

Тема урока

Кол – во часов

Русский язык: прошлое и настоящее (9 ч.)

 

1

1

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

1

2

2

Вся семья вместе, так и душа на месте.

1

3

3

Вся семья вместе, так и душа на месте.

1

4

4

Красна сказка складом, а песня-ладом.

1

5

5

Красна сказка складом, а песня-ладом.

1

6

6

Красное словцо не ложь.

1

7

7

Красное словцо не ложь.

1

8

8

Язык языку весть подает.

1

9

9

Язык языку весть подает.

1

Язык в действии (3ч.)

 

10

1

 Трудно ли образовывать формы глагола?

1

11

3

Можно ли об одном и том же сказать по-разному?

1

12

4

Как и когда появились знаки препинания?

1

Секреты речи и текста (5 ч.)

 

13

1

 Задаем вопросы в диалоге.

1

14

2

Учимся передавать в заголовке тему или основную мысль текста.

1

15

3

Учимся составлять план текста

1

16

4

Учимся пересказывать текст .

1

17

5

Учимся оценивать и редактировать тексты

 

1

 

 

ИТОГО:

17 ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Основные виды учебной деятельности

 

·         Соблюдение правила посадки, положения тетради, ручки при письме;

·         Выделять слова, предложения из потока речи;

·         Списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом.

 

·         Слушать интонацию конца предложения, определять количество произнесѐнных предложений; Выделять из предложения слова, определять их количество;

 

·         Выбирать их соединение с учѐтом начертания следующей буквы;

·         Выделять последовательность звуков слова, характеризовать каждый звук;

 

·         Оценивать качество своего письма; сравнивать самостоятельно написанное предложение с образцом.

 

·         Понимать то, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознавать значение русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

 

·         Обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

 

·         Овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;

 

·         Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических икоммуникативных задач.

·         Распознавать и вести этикетный диалог;

 

·         Отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

 

·         Находить по абзацным отступам смысловые части текста;

 

·         Выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;

 

·         Осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;

 

·         Выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста; сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;

 

·         Определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку); подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью.

 

·         Оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения;

 

·         Давать оценку невежливому речевому поведению;

 

·         Использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;

 

·         Рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни.


Материально- техническое обеспечение учебной деятельности

 

МФУ

 

Интерактивная доска

 

Мультимедийный проектор

 

Документ-камера

 

Ноутбук


 

Скачано с www.znanio.ru

Рабочая программа русский родной язык 1-4 классы

Рабочая программа русский родной язык 1-4 классы

Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов: -

Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов: -

ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ

ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ

Планируемые результаты обучения по курсу

Планируемые результаты обучения по курсу

Метапредметные результаты: 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс

Метапредметные результаты: 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс

Отвечать на простые незнания

Отвечать на простые незнания

Коммуникативные Участвовать в

Коммуникативные Участвовать в

Учащийся получит возможность научиться: слышать интонацию конца предложения, определять количество произнесѐнных предложений; выделять из предложения слова, определять их количество; при письме букв выбирать их соединение…

Учащийся получит возможность научиться: слышать интонацию конца предложения, определять количество произнесѐнных предложений; выделять из предложения слова, определять их количество; при письме букв выбирать их соединение…

Российской Федерации, языка диалог; межнационального общения; отличать текст от набора 3) сформировать позитивное предложений, записанных как текст; отношение к правильной устной и 2)находить по абзацным…

Российской Федерации, языка диалог; межнационального общения; отличать текст от набора 3) сформировать позитивное предложений, записанных как текст; отношение к правильной устной и 2)находить по абзацным…

монолога; анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах; 4)использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах; знать основные способы правки текста (замена слов,…

монолога; анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах; 4)использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах; знать основные способы правки текста (замена слов,…

Содержание учебного предмета «Русский родной язык»

Содержание учебного предмета «Русский родной язык»

Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда, одежда (например, каши не сваришь, ни за…

Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда, одежда (например, каши не сваришь, ни за…

Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (например, правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим )

Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (например, правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим )

Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами

Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами

История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного)

История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного)

Русский родной язык. 1 класс

Русский родной язык. 1 класс

Первое сентября. URL: http://rus

Первое сентября. URL: http://rus

Тематическое (поурочное) планирование 1 класс № п/п № урока в теме

Тематическое (поурочное) планирование 1 класс № п/п № урока в теме

Тематическое (поурочное) планирование 2 класс № п/п № урока в теме

Тематическое (поурочное) планирование 2 класс № п/п № урока в теме

Тематическое (поурочное) планирование 3 класс № п/п № урока в теме

Тематическое (поурочное) планирование 3 класс № п/п № урока в теме

Тематическое планирование 4 класс № п/п № урока в теме

Тематическое планирование 4 класс № п/п № урока в теме

Основные виды учебной деятельности ·

Основные виды учебной деятельности ·

Материально- техническое обеспечение учебной деятельности

Материально- техническое обеспечение учебной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.12.2020