Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Колонтаевская средняя общеобразовательная школа»
Льговского района Курской области
Рассмотрено на заседании ШМО Руководитель ________/Курбатова Г.Н./ Протокол №_______ От «_____»____20___г. |
Согласовано Заместитель директора по УВР «____»______20___г. _______/Хализева И.Н./ |
Принято на заседании педагогического совета Протокол №________ От «_____»______20__г. |
Утверждено и введено в действие Приказ №___________ От «_____»________20__г. Директор МБОУ «Колонтаевская средняя общеобразовательная школа» Льговского района Курской области _______/Жарких М.В./
|
Рабочая программа
«Русский язык»
11 класс
(базовый уровень)
Учитель первой квалификационной категории: Курбатова Г.Н.
Программы общеобразовательных учреждений
Русский язык 10-11 классы
УДК 372.016:811.161.1*10\11(073)
ББК 81.2Рус-922
Г 63
Авторы: Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин,
М.А.Мищерина
ISBN 978-5-9932-0822-0
Москва «Русское слово»
2020 год
Содержание
1. Пояснительная записка……………………………………………………………2-3
2. Требования к уровню подготовки обучающихся………………………………3-4
3. Содержание учебной программы………………………………………………..4-6
4. Календарно-тематическое планирование………………………………………6-9
5. Список литературы……………………………………………………………….9-10
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 11 класс составлена на основе Закона РФ «Об Образовании», федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, авторской программы Н.Г. Гольцовой «Русский язык. Программа курса 10-11 классы».- М.: Русское слово, 2012 г. (учебник: Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин. Русский язык. 10-11 классы. М.: «Русское слово», 2012).
Программа рассчитана на 68 часов ( 2 часа в неделю).
Выбор авторской программы мотивирован тем, что она
v рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов;
v соответствует стандарту основного общего образования по русскому языку;
v построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;
v способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;
v обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.
Цели обучения русскому языку:
v воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку, отношения к языку как духовной ценности, средству общения;
v развитие и совершенствование речевой деятельности, освоение знаний о русском языке, обогащение словарного запаса;
v формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты;
v применение полученных знаний и умений в речевой практике.
Задачи обучения русскому языку в старшей школе определяются с позиций компетентности подхода:
v воспитать гражданина и патриота;
v сформировать представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа с осознанием национального своеобразия русского языка и овладением культурой межнационального общения;
v развивать и совершенствовать способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационные умения и навыки; навыки самоорганизации и саморазвития;
v углубить знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
v совершенствовать овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;
v применять полученные знания и умения в собственной речевой практике, в том числе в профессионально-ориентированной сфере общения; совершенствовать нормативное и целесообразное использование языка в различных сферах и ситуациях общения.
Затруднения и пути их решения:
Поэтому учебник Н.Г. Гольцовой и И.В. Шамшина представляет собой удачное соединение системности, научности и практической значимости. При доминирующем в процессе преподавания русского языка в школах изучении орфографии и пунктуации в отрыве от языковой системы как органичного единства, настоящий учебник направляет школьников на изучение системы языка в целом, что позволит освоить орфографию и пунктуацию как часть системы, не отдавая ей главенствующие позиции. Принцип научности можно назвать основным в анализируемом учебнике: в нем представлены все разделы языковой системы в соответствии с теоретическими трудами ведущих языковедов.
Другим несомненным достоинством учебника является его практическая ориентация. Знание языковой системы без практического применения этих знаний не дает ничего, но функциональность полученной научной информации позволяет осваивать систему в действии. Дихотомия «язык - речь» в полной мере реализована в анализируемом учебнике: ученик активизирует информацию о языковом явлении и применяет ее на практике, что отражено уже в названиях параграфов: «Синонимы и их употребление», «Паронимы и их употребление» и т.д. Третьим достоинством учебника является представленность раздела «Культура речи», что особенно важно, так как в наш век интеграции и развития культурных связей особую роль играет процесс межличностной коммуникации. Успешная деятельность социального субъекта на сто процентов зависит от его коммуникативного потенциала, умения правильно оценивать ситуации общения и выбирать адекватные языковые средства. Особенно важна культура речи для молодых людей, чья социально-психологическая адаптация в мире только начинается: насколько успешно подросток будет выстраивать свою коммуникативную деятельность, настолько успешным и комфортным будет его положение в социуме. Этот раздел учебника особенно актуален в свете плачевного состояния речевой культуры общества в целом и подростков в частности.
Требования к уровню подготовки обучающихся
· знать/понимать
· • связь языка и истории, культуры русского и других народов;
· • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма,
· культура речи;
· • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
· • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы
· современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально -культурной,
· учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
· уметь
· • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки
· зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
· • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их
· употребления;
· • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и
· разновидностей языка;
· аудирование и чтение
· • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-
· реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
· • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов,
· справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном
· виде на различных информационных носителях;
· говорение и письмо
· • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывани я различных
· типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-
· культурной и деловой сферах общения;
· • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические,
· грамматические нормы современного русского литературного языка;
· • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного
· русского литературного языка;
· • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе
· при обсуждении дискуссионных проблем;
· • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
· использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
· для:
· • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
· приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
· • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной
· деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
· • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств;
· совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
· • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому
· взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
· • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной
· жизни государства.
Содержание тем учебного курса (68 ч.)
Повторение изученного в 10 классе
Основные единицы языка и их особенности (звуки, морфемы, слова, словосочетания, предложения). Лексическое и грамматическое значение слова. Части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки. Основные правила правописания.
Синтаксис и пунктуация
Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические единицы. Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ.
Словосочетание
Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетания.
Предложение
Понятие о предложении. Основные признаки предложения. Классификация предложений. Предложения простые и сложные.
Простое неосложненное предложение
Виды простых предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные.
Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенное и нераспространенное предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в простом предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.
Порядок слов в простом предложении. Инверсия.
Синонимия разных типов простого предложения.
Простые осложненные и неосложненные предложения.
Простое неосложненное предложение
Виды простых предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные.
Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенное и нераспространенное предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в простом предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.
Порядок слов в простом предложении. Инверсия.
Синонимия разных типов простого предложения.
Простые осложненные и неосложненные предложения.
Простое осложненное предложение
Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами.
Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при обобщающих словах.
Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.
Параллельные синтаксические конструкции.
Знаки препинания при сравнительных оборотах.
Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вводных конструкциях. Знаки препинания при междометиях, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных словах.
Сложное предложение
Понятие о сложном предложении. Главные и придаточные предложения. Типы придаточных предложений.
Сложносочиненные предложения. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения.
Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.
Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.
Период. Знаки препинания в периоде.
Сложное синтаксическое целое и абзац.
Синонимия разных типов сложного предложения.
Предложения с чужой речью
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.
Употребление знаков препинания
Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания.
Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.
Культура речи
Язык и речь. Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи.
Правильность речи.
Норма литературного языка. Нормы литературного языка: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические. Орфографические и пунктуационные нормы. Речевая ошибка.
Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность, богатство.
Виды и роды ораторского красноречия. Ораторская речь и такт.
Стилистика
Стилистика как раздел науки о языке, изучающий стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства.
Стиль. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Художественный стиль.
Текст. Основные признаки текста. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Анализ текстов разных стилей и жанров.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
№ урока |
Наименование раздела, темы, урока |
Кол-во часов |
Домашнее задание |
Дата |
|
План |
Факт. |
|||||
1 |
1 |
Синтаксис и пунктуация. Основные принципы русской пунктуации |
34 1 |
П.66, упр.359 |
|
|
2 |
2 |
Основные единицы синтаксиса. Словосочетание |
1 |
П.67, упр.362 |
|
|
3 |
3 |
Предложение |
1 |
П.69, составить предложения, сделать анализ |
|
|
4 |
4 |
Простое предложение |
1 |
П.69, упр.364 |
|
|
5 |
5 |
Грамматическая основа предложения. Способы выражения главных членов предложения |
1 |
П.73, упр.374 |
|
|
6 |
6 |
Грамматическая основа предложения. Способы выражения главных членов предложения |
1 |
П.73, упр.375 |
|
|
7 |
7 |
Тире в простом предложении |
1 |
П.74, 77, 78 Упр.384 |
|
|
8 |
8 |
Тире в простом предложении |
1 |
П.74, 77, 78 Упр.385 |
|
|
9 |
9 |
Готовимся к ЕГЭ. Тестирование |
1 |
Повторить теорию по простому предложению |
|
|
10 |
10 |
Готовимся к ЕГЭ. Тестирование |
1 |
Упр.390 |
|
|
11 |
11 |
Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами |
1 |
П.79-83, упр.394 |
|
|
12 |
12 |
Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами |
1 |
П.79-83, упр. 392 |
|
|
13 |
13 |
Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях, однородных и неоднородных приложениях |
1 |
П.80, 81, упр.402 |
|
|
14 |
14 |
Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях, однородных и неоднородных приложениях |
1 |
П.80, 81, упр.401 |
|
|
15 |
15 |
Обобщающие слова при однородных членах |
1 |
П.84, упр.412 |
|
|
16 |
16 |
Обособление определений |
1 |
П.85, упр.416 |
|
|
17 |
17 |
Обособление определений |
1 |
П.85, упр.415 |
|
|
18 |
18 |
Обособленные приложения |
1 |
П.86, упр.423 |
|
|
19 |
19 |
Обособленные приложения |
1 |
П.86, упр.422 |
|
|
20 |
20 |
Обособленные обстоятельства |
1 |
П.87, упр.431 |
|
|
21 |
21 |
Обособленные обстоятельства |
1 |
П.87, упр.430 |
|
|
22 |
22 |
Обособленные дополнения |
1 |
П.88, упр.433 |
|
|
23 |
23 |
Обособленные дополнения |
1 |
П.88, упр.432 |
|
|
24 |
24 |
Уточняющие, пояснительные и присоединительные конструкции |
1 |
П.89, упр.435 |
|
|
25 |
25 |
Уточняющие, пояснительные и присоединительные конструкции |
1 |
П.89, упр.434 |
|
|
26 |
26 |
Вводные и вставные конструкции |
1 |
Упр.457 |
|
|
27 |
27 |
Вводные и вставные конструкции |
1 |
Упр.456 |
|
|
28 |
28 |
Обращения. Предложения с междометиями, утвердительными, отрицательными и вопросительными словами |
1 |
П.91, 93, упр.460 |
|
|
29 |
29 |
Обращения. Предложения с междометиями, утвердительными, отрицательными и вопросительными словами |
1 |
П.91,93. Упр.459 |
|
|
30 |
30 |
Конструкция с союзом как |
1 |
П.90, упр.442 |
|
|
31 |
31 |
Конструкция с союзом как |
1 |
П.90, упр.441 |
|
|
32 |
32 |
Диктант с грамматическим заданием |
1 |
Составить 7 предложений на тему: «Спорт» |
|
|
33 |
33 |
Готовимся к ЕГЭ. Тестирование. |
1 |
Мини-сочинение на тему: «Зима» |
|
|
34 |
34 |
Готовимся к ЕГЭ. Тестирование |
1 |
Эссе на тему: Мой Пушкин» |
|
|
35 |
35 |
Сложное предложение. Понятие о сложном предложении |
34 1 |
П.94, выписать примеры |
|
|
36 |
36 |
Понятие о сложном предложении |
1 |
П.94, упр.470 |
|
|
37 |
37 |
Классификация сложных предложений. Пунктуация в сложносочиненном предложении |
1 |
П.95, упр.471 |
|
|
38 |
38 |
Классификация сложных предложений. Пунктуация в сложносочиненном предложении |
1 |
П.95, упр.472 |
|
|
39 |
39 |
Знаки препинания в сложносочиненном предложении с одним придаточным |
1 |
П.96, упр.479 |
|
|
40 |
40 |
Знаки препинания в сложносочиненном предложении с одним придаточным |
1 |
П.96, упр.478 |
|
|
41 |
41 |
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными |
1 |
П.97, упр.484 |
|
|
42 |
42 |
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными |
1 |
П.97, упр.483 |
|
|
43 |
43 |
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении |
1 |
П.98, упр.497 |
|
|
44 |
44 |
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении |
1 |
П.98, упр.496 |
|
|
45 |
45 |
Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи |
1 |
П.98, упр.495 |
|
|
46 |
46 |
Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи |
1 |
П.98. упр.494 |
|
|
47 |
47 |
Период. Знаки препинания в периоде |
1 |
П.100, упр.505 |
|
|
48 |
48 |
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи |
1 |
П.101, упр.511 |
|
|
49 |
49 |
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи |
1 |
П.101, упрю510 |
|
|
50 |
50 |
Знаки препинания при диалоге |
1 |
П.102, упр.508 |
|
|
51 |
51 |
Знаки препинания при диалоге |
1 |
П.102, упр.507 |
|
|
52 |
52 |
Знаки препинания при цитате |
1 |
П.103, упр.506 |
|
|
53 |
53 |
Готовимся к ЕГЭ. тестирование |
1 |
Мини-сочинение на тему: «Март» |
|
|
54 |
54 |
Готовимся к ЕГЭ. Тестирование |
1 |
7 предложений на тему: «Космос» |
|
|
55 |
55 |
Сочетание знаков препинания |
1 |
П.104, упр.505 |
|
|
56 |
56 |
Сочетание знаков препинания |
1 |
Мини-сочинение на тему: «Апрель» |
|
|
57 |
57 |
Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация |
1 |
П.105-106, упр.509 |
|
|
58 |
58 |
Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация |
1 |
Упр.510 |
|
|
59 |
59 |
Подготовка к контрольной работе по теме: «Знаки препинания в сложном предложении» |
1 |
Повторить знаки препинания в сложном предложении |
|
|
60 |
60 |
Контрольное тестирование |
1 |
Подготовиться к контрольному диктанту |
|
|
61 |
61 |
Культура речи |
1 |
П.107-110, упр.547 |
|
|
62 |
62 |
Итоговая контрольная работа |
1 |
7 предложений на тему: «Май» |
|
|
63 |
63 |
Анализ контрольной работы |
1 |
Упр.548 |
|
|
64 |
64 |
Культура речи |
|
Подобрать примеры речевых штампов |
|
|
65 |
65 |
Функциональные стили речи |
1 |
Упр.549 |
|
|
66 |
66 |
Повторение. Морфология |
1 |
Задание на карточке |
|
|
67 |
67 |
Повторение. Синтаксис |
1 |
Задание на карточке |
|
|
68 |
68 |
Повторение. Фонетика |
|
|
|
|
Список литературы
1. Гольцова Н.Г., Мищерина М. А. Русский язык. 10-11 классы. Профильный уровень. Базовый уровень: Поурочное планирование. – М.: ООО "ТИД "Русское слово – РС", 2004.
2. Н. Г. Гольцова, М. А. Мищерина. Русский язык 10-11кл.: Книга для учителя. - М., «Русское слово», 2002.
3. Н. Г. Гольцова, М. А. Мищерина. Русский язык. 10-11классы. Профильный уровень. Базовый уровень: Поурочное планирование. - М., «Русское слово», 2004.
4. Будникова Н. Н., Дмитриева Н. И., Холявина Т. Г. Поурочные разработки по русскому языку: 10-11 классы. М.: ВАКО, 2009.
5. Петровская С. С. и др. Сборник диктантов по русскому языку: 10-11 кл.: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2000.
6. Журнал «Русский язык в школе».
7. Бежанова С. В., Ганина Е. В. Сборник тестов по русскому языку. – Москва - Воронеж, 2012.
8. Огай О. Н. Как написать экзаменационное сочинение в 11 классе: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2011.
9. Трошева Т. Б. Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку: программа, теория, практика: учеб. пособие. – Пермь: Перм. ун-т; Краснодар: Мир Кубани, 2007.
10. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2001.
11. Андрей Тихов. Русский язык на отлично. - Редакция сайта Педсовет.org, Белгород, 2007.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.