Пояснительная записка.
Настоящая программа по русскому языку для 10-11 класса создана на основе:
1.Федерального Государственного образовательного стандарта СОО.
2. Программы для общеобразовательных учреждений по русскому языку 10-11 классов под редакцией В.В Бабайцевой «Русский язык» (углубленный уровень) 10-11 классы, - Москва, «Дрофа».
3.Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения.
4.Учебного плана МБОУ гимназии г.Сафоново;
5.Годового учебного календарного графика на 2023-2024 уч. год;
6.Основной образовательной программы МБОУ гимназии г.Сафоново;
УМК Бабайцева В.В. Русский язык. Углубленныйный уровень. 10-11 классы: учебник // В.В. Бабайцева. - 3-е издание, стереотип. - М.: Дрофа.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом МБОУ гимназии г.Сафоново на 2023 – 2024 учебный год на изучение русского языка в 10 и 11 классе выделено по 3 часа в неделю.
Общая характеристика учебного предмета
Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения народов России, язык великой русской литературы.
Русский язык является одним из рабочих языков в Организации Объединённых Наций (ООН) и в других международных организациях. Положение русского языка в России и в современном мире определяет значение предмета «Русский язык» в школе.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования целями обучения русскому языку на углублённом уровне служат:
· формирование представлений о лингвистике как части общечеловеческой культуры, взаимосвязи языка и истории, языка и культуры русского и других народов; расширение знаний о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира; приобщение через изучение языка к ценностям национальной и мировой культуры; патриотическое, духовное и эстетическое воспитание учащихся средствами русского языка;
· углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; стилистических ресурсах каждого языкового уровня; языковой норме, её функциях и вариантах; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения; формирование представлений о речевой деятельности, её основных видах и особенностях организации; совершенствование навыков чтения, слушания, говорения и письма;
· совершенствование умений анализировать единицы различных языковых уровней, а также явления переходности; систематизация и обобщение знаний по орфографии и пунктуации, повышение языкового чутья; формирование умений лингвистического анализа текстов разной функциональной и жанровой принадлежности, оценки изобразительно-выразительных возможностей художественного текста;
· развитие умений пользоваться разными приёмами редактирования текстов, разными методами поиска, анализа и обработки научной информации, в том числе представленной в электронном виде;
· расширение используемых языковых и речевых средств; формирование умений нормативного словоупотребления, активного владения синонимическими средствами языка в соответствии с содержанием и условиями речевого общения, а также умения оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
· формирование опыта научно-исследовательской деятельности, проведения лингвистического эксперимента; развитие творческих способностей, основанных на интеграции знаний, умений и навыков по разным предметам гуманитарного цикла; развитие способности использовать результаты исследования в процессе практической речевой деятельности и подготовки к продолжению образования по избранному профилю;
· развитие языкового вкуса, потребности в совершенствовании коммуникативных умений для осуществления межличностного и межкультурного общения; формирование готовности к получению профильного высшего образования, способности использовать разные формы учебно-познавательной деятельности в вузе.
При построении курса для достижения этих целей учитывались следующие принципы:
· формирование и развитие лингвистической концепции служит надёжной основой для совершенствования коммуникативной и культуроведческой компетенций. Это принципиальное положение определяет теснейшую связь теоретической и практической частей курса;
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Углублённый уровень изучения русского языка в 10-11 классах предполагает достижение выпускниками средней (полной) школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами освоения выпускниками средней школы программы по русскому языку на углублённом уровне являются:
1) бережное отношение к русскому языку как неотъемлемой части русской культуры, как основе гражданской идентичности; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
2) уважение к своему народу, его прошлому, отражённому в языке;
3) осознание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
4) осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития гуманитарной науки; готовность участвовать в диалоге культур;
6) потребность саморазвития, в том числе речевого, понимание роли языка в процессах познания; 7) готовность к самостоятельной творческой и ответственной деятельности;
8) готовность и способность вести диалог с другими людьми; сформированность навыков сотрудничества;
9) эстетическое отношение к языку и речи, осознание их выразительных возможностей;
10) нравственное сознание и поведение на основе общечеловеческих ценностей.
Метапредметными результатами освоения выпускниками средней школы программы по русскому языку на углублённом уровне являются:
1) умение эффективно общаться в процессе совместной деятельности со всеми её участниками, не допускать конфликтов;
2) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности; использование различных методов познания; владение логическими операциями анализа, синтеза, сравнения;
3) способность к самостоятельному поиску информации, в том числе умение пользоваться лингвистическими словарями;
4) умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) владение всеми видами речевой деятельности: говорением, слушанием, чтением и письмом;
6) умение выражать своё отношение к действительности и создавать устные и письменные тексты разных стилей и жанров с учётом речевой ситуации (коммуникативной цели, условий общения, адресата и т. д.);
7) свободное владение устной и письменной формой речи, диалогом и монологом;
8) умение определять цели деятельности и планировать её, контролировать и корректировать деятельность;
9) умение оценивать свою и чужую речь с эстетических и нравственных позиций;
10) умение выбирать стратегию поведения, позволяющую достичь максимального эффекта.
Предметными результатами освоения выпускниками средней школы программы по русскому языку на углублённом уровне являются:
1) сформированность представлений о лингвистике как части общечеловеческого гуманитарного знания, основных направлениях развития русистики, выдающихся учёных-русистах;
2) сформированность представлений о языке как знаковой системе, закономерностях его развития, функциях языка;
3) освоение базовых понятий лингвистики: язык и речь, функции языка, речевая деятельность, речевая ситуация; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; текст, признаки и категории текста; типы и стили речи; литературный язык, нормы литературного языка; основные аспекты культуры речи; устная и письменная форма речи; синонимика русского языка; источники расширения словарного состава современного русского языка;
4) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка;
5) владение знаниями о языковой норме, её функциях и вариантах; практическое овладение основными нормами современного литературного языка;
6) владение нормами речевого поведения в различных ситуациях общения;
7) сформированность умений анализировать языковые единицы; владение различными видами анализа слов, словосочетаний и предложений, текстов разных типов речи;
8) сформированность умений анализировать языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;
9) владение различными приёмами редактирования текстов;
10) сформированность умений лингвистического анализа текстов разных стилей и жанров;
11) сформированность умений проводить лингвистический эксперимент и использовать его результаты в речевой практике.
Ученик получит возможность научиться:
· создавать высказывания на лингвистическую тему;
· передавать содержание прослушанного и прочитанного текста в различных формах (план, конспект, тезисы, доклад, сообщение, реферат, аннотация) близко к тексту, сжато, выборочно, с изменением последовательности содержания, с выделением элементов, отражающих идейный смысл произведения;
· соблюдать языковые нормы в устной и письменной речи;
· оценивать аудированное сообщение на лингвистическую тему;
· выявлять подтекст;
· владеть всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи;
· создавать тексты различных публицистических жанров (очерк, эссе, публицистическая и научно-популярная статья);
· писать отзыв о художественном, публицистическом произведении;
· принимать участие в диспуте, дискуссии;
· составлять реферат по нескольким источникам и защищать основные положения работы;
Аудирование и чтение
· владеть разными видами чтения (информационное, ознакомительное) и использовать их в зависимости от коммуникативной задачи при самостоятельной работе с литературой разных стилей и жанров;
· извлекать необходимую информацию из различных источников (учебная, справочная, художественная литература, средства массовой информации);
Анализ текста и языковых единиц
· выполнять все виды разбора (фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный, речеведческий, анализ художественного текста);
· анализировать особенности употребления основных единиц языка;
· анализировать тексты разных функциональных стилей и разных типов с точки зрения структуры, содержания, изобразительно-выразительных средств, стилевых особенностей; пользоваться языковыми средствами для точной передачи мысли при построении высказывания.
Содержание учебного предмета
Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке
Язык как многофункциональная развивающаяся знаковая система и общественное явление. Языки естественные и искусственные. Языки государственные, мировые, межнационального общения.
Основные функции языка. Социальные функции русского языка.
Русский язык в современном мире. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Историческое развитие русского языка. Роль старославянского языка в развитии русского языка.
Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Русский язык в Российской Федерации и в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Роль форм русского языка в становлении и развитии русского языка. Активные процессы в русском языке на современном этапе. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Проблемы экологии языка.
Лингвистика в системе гуманитарного знания. Русский язык как объект научного изучения. Русистика и ее разделы. Лингвистический эксперимент. Виднейшие ученые-лингвисты и их работы. Основные направления развития русистики в наши дни.
Речь. Речевое общение
Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности.
Основные сферы речевого общения, их соотнесенность с функциональными разновидностями языка. Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: продуктивные (говорение, письмо) и рецептивные (аудирование, чтение), их особенности.
Особенности восприятия чужого высказывания (устного и письменного) и создания собственного высказывания в устной и письменной форме.
Овладение речевыми стратегиями и тактиками, обеспечивающими успешность общения в различных жизненных ситуациях. Выбор речевой тактики и языковых средств, адекватных характеру речевой ситуации.
Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.
Осознанное использование разных видов чтения и аудирования в зависимости от коммуникативной установки. Способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы. Владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов. Комплексный лингвистический анализ текста.
Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков монологической и диалогической речи. Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в научной, социально-культурной и деловой сферах общения. Овладение опытом речевого поведения в официальных и неофициальных ситуациях общения, ситуациях межкультурного общения. Выступление перед аудиторией с докладом; представление реферата, проекта на лингвистическую тему.
Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической дифференциации языка. Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка. Стилистические ресурсы языка.
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально-делового стилей.
Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления.
Культура публичного выступления с текстами различной жанровой принадлежности. Речевой самоконтроль, самооценка, самокоррекция.
Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия, выписки, реферат и др.), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк и др.), официально-делового (резюме, характеристика, расписка, доверенность и др.) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор). Виды сочинений. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.
Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи.
Основные изобразительно-выразительные средства языка.
Текст. Признаки текста.
Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста.
Информационная переработка текста. Виды преобразования текста.
Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка. Проведение стилистического анализа текстов разных стилей и функциональных разновидностей языка.
Культура речи
Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический.
Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта; историзмы и архаизмы; фольклорная лексика и фразеология; русские имена. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.
Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление.
Культура видов речевой деятельности – чтения, аудирования, говорения и письма.
Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления.
Культура научного и делового общения (устная и письменная формы). Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения. Культура разговорной речи.
Языковая норма и ее функции. Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические нормы русского литературного языка. Орфографические нормы, пунктуационные нормы. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Совершенствование собственных коммуникативных способностей и культуры речи. Соблюдение норм литературного языка в речевой практике. Уместность использования языковых средств в речевом высказывании. Варианты языковых норм. Осуществление выбора наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения.
Способность осуществлять речевой самоконтроль, анализировать речь с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач. Разные способы редактирования текстов.
Анализ коммуникативных качеств и эффективности речи. Редактирование текстов различных стилей и жанров на основе знаний о нормах русского литературного языка.
Нормативные словари современного русского языка и лингвистические справочники; их использование.
Использование этимологических словарей и справочников для подготовки сообщений об истории происхождения некоторых слов и выражений, отражающих исторические и культурные традиции страны.
Рабочая программа составлена с учетом программы воспитания
(приложение 1)
Календарно - тематическое планирование 11 класс
№ п/п |
Тема урока |
Количество часов |
Дата проведения урока |
1 |
Вводный урок. Русский язык – один из богатейших языков мира. |
1 |
01.09 |
2 |
Источники расширения словарного состава современного русского языка. Словообразование. |
1 |
04.09 |
3 |
Появление у слов новых лексических значений. Лексика пассивного словарного фонда. |
1 |
05.09 |
4 |
Лексика пассивного словарного фонда. Использование историзмов и архаизмов. |
1 |
08.09 |
5 |
Термины науки. Религиозная лексика. |
1 |
11.09 |
6 |
Периферийная лексика. Просторечие. Диалектизмы. |
1 |
12.09 |
7 |
Профессионализмы. Жаргонизмы. |
1 |
15.09 |
8 |
Повторение пунктуации. Тире между подлежащим и сказуемым. |
1 |
18.09 |
9 |
Повторение пунктуации. Тире в неполном предложении. Знаки препинания при именительном представлении. |
1 |
19.09 |
10-11 |
Заимствования. |
2 |
22.09-25.09 |
12-13 |
Урок-конференция «Источники расширения словарного состава современного русского языка». |
2 |
26.09-29.09 |
14 |
Принципы русского правописания. Принципы орфографии. |
1 |
02.10 |
15 |
Принципы пунктуации. Авторские знаки. |
1 |
03.10 |
16 |
Контрольная работа |
1 |
06.10 |
17 |
Анализ контрольной работы |
1 |
09.10 |
18 |
Повторение пунктуации. Знаки препинания при однородных членах предложения. |
1 |
10.10 |
19 |
Повторение пунктуации. Знаки препинания при однородных членах с обобщающими словами. |
1 |
13.10 |
20-21 |
РР Подробное изложение с элементами сочинения (по И. А. Бунину). |
2 |
16.10-17.10 |
22 |
Повторение фонетики, графики и орфоэпии. |
1 |
20.10 |
23 |
Повторение пунктуации. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. |
1 |
23.10 |
24-25 |
Повторение морфемики и словообразования. |
2 |
24.10-27.10 |
26 |
Повторение пунктуации. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. |
1 |
07.11 |
27-29 |
Повторение морфемики и словообразования. |
3 |
10.11-14.11 |
30 |
Повторение пунктуации. Обособленные и необособленные согласованные определения. |
1 |
17.11 |
31-33 |
Повторение лексикологии, фразеологии и этимологии. |
3 |
20.11-24.11 |
34 |
Повторение пунктуации. Обособленные и необособленные согласованные определения. |
1 |
27.11 |
35-36 |
Повторение лексикологии, фразеологии и этимологии. |
2 |
28.11-01.12 |
37 |
Повторение пунктуации. Обособленные и необособленные приложения. Обособленные дополнения. |
1 |
04.12 |
38-40 |
Повторение морфологии. |
3 |
05.12-11.12 |
41 |
Повторение пунктуации. Обособленные обстоятельства. |
1 |
12.12 |
42-43 |
Тренировочная работа в форме ЕГЭ. Повторение морфологии. |
2 |
15.12-18.12 |
44 |
Контрольная работа |
1 |
19.12 |
45 |
Анализ контрольной работы. |
1 |
22.12 |
46 |
Повторение синтаксиса. Основные единицы синтаксиса. Виды связи между словами и предложениями. |
1 |
25.12 |
47 |
Словосочетание. |
1 |
26.12 |
48 |
Предложение. |
1 |
29.12 |
49 |
Простое предложение. Смысловой центр предложения. |
1 |
09.01 |
50 |
Повторение пунктуации. Знаки препинания при сравнительных конструкциях. |
1 |
12.01 |
51 |
Повторение пунктуации. Знаки препинания при обособлении уточняющих и пояснительных членов предложения. |
1 |
15.01 |
52-53 |
РР Подробное изложение с сохранением авторских изобразительных средств. |
2 |
16.01-19.01 |
54 |
Главные и второстепенные члены предложения. |
1 |
22.01 |
55 |
Многозначные члены предложения. |
1 |
23.01 |
56-57 |
Односоставные предложения. |
2 |
26.01-29.01 |
58 |
Полные и неполные предложения. |
1 |
30.01 |
59-60 |
Повторение пунктуации. Знаки препинания при вводных и вставных компонентах. |
2 |
01.02-02.02 |
61-62 |
Осложненное предложение. Предложения с однородными членами. |
2 |
05.02-06.02 |
63 |
Обособленные определения и приложения. |
1 |
09.02 |
64 |
Обособленные обстоятельства. |
1 |
12.02 |
65-66 |
РР Сочинение на морально-этическую тему по заданному тексту. |
2 |
13.02-16.02 |
67 |
Повторение пунктуации. Обращение. Знаки препинания при обращениях. |
1 |
19.02 |
68 |
Контрольный диктант с дополнительными заданиями. |
1 |
20.02 |
69 |
Анализ контрольного диктанта. |
1 |
26.02 |
70-71 |
Сложное предложение. |
2 |
27.02-01.03 |
72-74 |
Повторение пунктуации. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. |
3 |
04.03-11.03 |
75-76 |
Повторение пунктуации. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. |
2 |
12.03-15.03 |
77-78 |
Повторение пунктуации. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. |
2 |
18.03-19.03 |
79-80 |
Сложные бессоюзные предложения. |
2 |
22.03-01.04 |
81-82 |
Повторение пунктуации. Знаки препинания в сложном бессоюзном предложении. |
2 |
02.04-05.04 |
83 |
Предложения с чужой речью. |
1 |
08.04 |
84 |
Повторение пунктуации. Знаки препинания при прямой речи. |
1 |
09.04 |
85 |
Повторение пунктуации. Знаки препинания при цитатах. |
1 |
12.04 |
86 |
Контрольная работа по теме «Синтаксис и пунктуация» |
1 |
15.04 |
87 |
Анализ контрольной работы. |
1 |
16.04 |
88-89 |
Повторение орфографии. Правописание корней. |
2 |
19.04-22.04 |
90 |
Правописание приставок. |
1 |
23.04 |
91 |
Правописание Ъ и Ь. |
1 |
26.04 |
92 |
Правописание суффиксов. |
1 |
29.04 |
93 |
Правописание окончаний. |
1 |
30.04 |
94 |
Правописание гласных после шипящих и ц.. |
1 |
06.05 |
95 |
Слитное, дефисное и раздельное написание слов. |
1 |
07.05 |
96 |
Правописание не и ни с разными частями речи. |
1 |
13.05 |
97 |
Правописание омонимичных форм разных частей речи. |
1 |
14.05 |
98-99 |
РР Сочинение на морально-этическую тему по заданному тексту. |
2 |
17.05-20.05 |
100-101 |
Итоговая контрольная работа и её анализ. |
2 |
21.05-24.05 |
Приложение 1
Реализация программы воспитания
Модуль «Школьный урок»
Реализация воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
-организацию работы с детьми как в офлайн, так и онлайн формате;
-установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
-побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации, согласно Устава школы, Правилам внутреннего распорядка школы;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров духовно-нравственного, гражданского, ответственного поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, кейсов и дискуссий;
-применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, викторины, тестирование кейсы, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
Олимпиады, занимательные уроки и пятиминутки, урок-деловая игра, урок – путешествие, урок мастер-класс, урок-исследование и др. Учебно-развлекательные мероприятия(конкурс- игра «Предметный кроссворд», турнир «Своя игра», викторины, литературная композиция, конкурс газет и рисунков, экскурсия и др.);
-включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников. Предметные викторины, квесты, игра-провокация, игра-эксперимент, игра-демонстрация, игра-состязание, дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках;
-организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
-инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, помогает приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения;
- создание гибкой и открытой среды обучения и воспитания с использованием гаджетов, открытых образовательных ресурсов, систем
управления позволяет создать условия для реализации провозглашенных
ведущих принципов образования XXI века: «образование для всех»,
«образование через всю жизнь», образование «всегда, везде и в любое время».
У обучающихся развиваются навыки сотрудничества, коммуникации,
социальной ответственности, способность критически мыслить, оперативно и
качественно решать проблемы; воспитывается ценностное отношение к миру.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.