Рабочая программа. Русский язык 11 класс

  • docx
  • 07.09.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 11 русский.docx

 

 

 

Пояснительная записка.

 

Настоящая программа по русскому языку для 10-11 класса создана на основе:

 

1.Федерального Государственного  образовательного стандарта СОО.

2. Программы для общеобразовательных учреждений по русскому языку 10-11 классов под редакцией В.В Бабайцевой «Русский язык» (углубленный уровень) 10-11 классы, - Москва, «Дрофа».

3.Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения.

4.Учебного плана  МБОУ гимназии г.Сафоново;

5.Годового  учебного календарного графика на 2023-2024 уч. год;

6.Основной образовательной программы МБОУ гимназии г.Сафоново;

 

 

УМК Бабайцева В.В.  Русский язык. Углубленныйный уровень. 10-11 классы: учебник // В.В. Бабайцева. - 3-е издание, стереотип. - М.: Дрофа.

Место учебного предмета в учебном плане

 

В соответствии с учебным планом МБОУ гимназии г.Сафоново на 2023 – 2024 учебный год  на изучение русского языка в 10 и 11  классе выделено  по 3 часа в неделю.

Общая характеристика учебного предмета

Русский язык — национальный язык русского народа, госу­дарственный язык Российской Федерации, язык межнацио­нального общения народов России, язык великой русской лите­ратуры.

Русский язык является одним из рабочих языков в Организа­ции Объединённых Наций (ООН) и в других международных организациях. Положение русского языка в России и в совре­менном мире определяет значение предмета «Русский язык» в школе.

В соответствии с Федеральным государственным образова­тельным стандартом среднего общего образования целями обу­чения русскому языку на углублённом уровне служат:

·         формирование представлений о лингвистике как части обще­человеческой культуры, взаимосвязи языка и истории, язы­ка и культуры русского и других народов; расширение зна­ний о единстве и многообразии языкового и культурного про­странства России и мира; приобщение через изучение языка к ценностям национальной и мировой культуры; патриотиче­ское, духовное и эстетическое воспитание учащихся сред­ствами русского языка;

·         углубление знаний о лингвистике как науке; языке как мно­гофункциональной развивающейся системе; стилистических ресурсах каждого языкового уровня; языковой норме, её функциях и вариантах; функционально-стилистической си­стеме русского языка; нормах речевого поведения в различ­ных сферах и ситуациях общения; формирование представ­лений о речевой деятельности, её основных видах и особенно­стях организации; совершенствование навыков чтения, слушания, говорения и письма;

·         совершенствование умений анализировать единицы различ­ных языковых уровней, а также явления переходности; си­стематизация и обобщение знаний по орфографии и пунктуа­ции, повышение языкового чутья; формирование умений лингвистического анализа текстов разной функциональной и жанровой принадлежности, оценки изобразительно-выра­зительных возможностей художественного текста;

·         развитие умений пользоваться разными приёмами редакти­рования текстов, разными методами поиска, анализа и об­работки научной информации, в том числе представленной в электронном виде;

·         расширение используемых языковых и речевых средств; формирование умений нормативного словоупотребления, ак­тивного владения синонимическими средствами языка в со­ответствии с содержанием и условиями речевого общения, а также умения оценивать устные и письменные высказыва­ния с точки зрения эффективности достижения поставлен­ных коммуникативных задач;

·         формирование опыта научно-исследовательской деятельно­сти, проведения лингвистического эксперимента; развитие творческих способностей, основанных на интеграции знаний, умений и навыков по разным предметам гуманитарного цик­ла; развитие способности использовать результаты исследова­ния в процессе практической речевой деятельности и подго­товки к продолжению образования по избранному профилю;

·         развитие языкового вкуса, потребности в совершенствовании коммуникативных умений для осуществления межличност­ного и межкультурного общения; формирование готовности к получению профильного высшего образования, способности использовать разные формы учебно-познавательной деятель­ности в вузе.

При построении курса для достижения этих целей учитыва­лись следующие принципы:

·         формирование и развитие лингвистической концепции слу­жит надёжной основой для совершенствования коммуника­тивной и культуроведческой компетенций. Это принципи­альное положение определяет теснейшую связь теоретиче­ской и практической частей курса;

 

Планируемые  результаты освоения учебного предмета

Углублённый уровень изучения русского языка в 10-11 классах предполагает достижение выпускниками средней (полной) школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами освоения выпускниками средней школы программы по русскому языку на углублённом уровне являются:

1) бережное отношение к русскому языку как неотъемлемой части русской культуры, как основе гражданской идентичности; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

2) уважение к своему народу, его прошлому, отражённому в языке;

3) осознание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;

4) осознание своего места в поликультурном мире;

 5) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития гуманитарной науки; готовность участвовать в диалоге культур;

6) потребность саморазвития, в том числе речевого, понимание роли языка в процессах познания; 7) готовность к самостоятельной творческой и ответственной деятельности;

8) готовность и способность вести диалог с другими людьми; сформированность навыков сотрудничества;

9) эстетическое отношение к языку и речи, осознание их выразительных возможностей;

10) нравственное сознание и поведение на основе общечеловеческих ценностей.

Метапредметными результатами освоения выпускниками средней школы программы по русскому языку на углублённом уровне являются:

1) умение эффективно общаться в процессе совместной деятельности со всеми её участниками, не допускать конфликтов;

2) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности; использование различных методов познания; владение логическими операциями анализа, синтеза, сравнения;

3) способность к самостоятельному поиску информации, в том числе умение пользоваться лингвистическими словарями;

4) умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5) владение всеми видами речевой деятельности: говорением, слушанием, чтением и письмом;

6) умение выражать своё отношение к действительности и создавать устные и письменные тексты разных стилей и жанров с учётом речевой ситуации (коммуникативной цели, условий общения, адресата и т. д.);

7) свободное владение устной и письменной формой речи, диалогом и монологом;

8) умение определять цели деятельности и планировать её, контролировать и корректировать деятельность;

9) умение оценивать свою и чужую речь с эстетических и нравственных позиций;

10) умение выбирать стратегию поведения, позволяющую достичь максимального эффекта.

 Предметными результатами освоения выпускниками средней школы программы по русскому языку на углублённом уровне являются:

1) сформированность представлений о лингвистике как части общечеловеческого гуманитарного знания, основных направлениях развития русистики, выдающихся учёных-русистах;

2) сформированность представлений о языке как знаковой системе, закономерностях его развития, функциях языка;

3) освоение базовых понятий лингвистики: язык и речь, функции языка, речевая деятельность, речевая ситуация; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; текст, признаки и категории текста; типы и стили речи; литературный язык, нормы литературного языка; основные аспекты культуры речи; устная и письменная форма речи; синонимика русского языка; источники расширения словарного состава современного русского языка;

4) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка;

5) владение знаниями о языковой норме, её функциях и вариантах; практическое овладение основными нормами современного литературного языка;

6) владение нормами речевого поведения в различных ситуациях общения;

7) сформированность умений анализировать языковые единицы; владение различными видами анализа слов, словосочетаний и предложений, текстов разных типов речи;

8) сформированность умений анализировать языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;

9) владение различными приёмами редактирования текстов;

10) сформированность умений лингвистического анализа текстов разных стилей и жанров;

11) сформированность умений проводить лингвистический эксперимент и использовать его результаты в речевой практике.

 

                                Ученик получит возможность научиться:

·         создавать высказывания на лингвистическую тему;

·         передавать содержание прослушанного и прочитанного текста в различных формах (план, конспект, тезисы, доклад, сообщение, реферат, аннотация) близко к тексту, сжато, выборочно, с изменением последовательности содержания, с выделением элементов, отражающих идейный смысл произведения;

·         соблюдать языковые нормы в устной и письменной речи;

·         оценивать аудированное сообщение на лингвистическую тему;

·         выявлять подтекст;

·         владеть всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи;

·         создавать тексты различных публицистических жанров (очерк, эссе, публицистическая и научно-популярная статья);

·         писать отзыв о художественном, публицистическом произведении;

·         принимать участие в диспуте, дискуссии;

·         составлять реферат по нескольким источникам и защищать основные положения работы;

Аудирование и чтение

·         владеть разными видами чтения (информационное, ознакомительное) и использовать их в зависимости от коммуникативной задачи при самостоятельной работе с литературой разных стилей и жанров;

·         извлекать необходимую информацию из различных источников (учебная, справочная, художественная литература, средства массовой информации);

Анализ текста и языковых единиц

·         выполнять все виды разбора (фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный, речеведческий, анализ художественного текста);

·         анализировать особенности употребления основных единиц языка;

·         анализировать тексты разных функциональных стилей и разных типов с точки зрения структуры, содержания, изобразительно-выразительных средств, стилевых особенностей; пользоваться языковыми средствами для точной передачи мысли при построении высказывания.

Содержание учебного предмета

 

Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке

Язык как многофункциональная развивающаяся знаковая система и общественное явление. Языки естественные и искусственные. Языки государственные, мировые, межнационального общения.

Основные функции языка. Социальные функции русского языка.

Русский язык в современном мире. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Историческое развитие русского языка. Роль старославянского языка в развитии русского языка.

Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Русский язык в Российской Федерации и в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Роль форм русского языка в становлении и развитии русского языка. Активные процессы в русском языке на современном этапе. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Проблемы экологии языка.

Лингвистика в системе гуманитарного знания. Русский язык как объект научного изучения. Русистика и ее разделы. Лингвистический эксперимент. Виднейшие ученые-лингвисты и их работы. Основные направления развития русистики в наши дни.

 

Речь. Речевое общение

Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности.

Основные сферы речевого общения, их соотнесенность с функциональными разновидностями языка. Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: продуктивные (говорение, письмо) и рецептивные (аудирование, чтение), их особенности.

Особенности восприятия чужого высказывания (устного и письменного) и создания собственного высказывания в устной и письменной форме.

Овладение речевыми стратегиями и тактиками, обеспечивающими успешность общения в различных жизненных ситуациях. Выбор речевой тактики и языковых средств, адекватных характеру речевой ситуации.

Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.

Осознанное использование разных видов чтения и аудирования в зависимости от коммуникативной установки. Способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы. Владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов. Комплексный лингвистический анализ текста.

Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков монологической и диалогической речи. Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в научной, социально-культурной и деловой сферах общения. Овладение опытом речевого поведения в официальных и неофициальных ситуациях общения, ситуациях межкультурного общения. Выступление перед аудиторией с докладом; представление реферата, проекта на лингвистическую тему.

Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической дифференциации языка. Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка. Стилистические ресурсы языка.

Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально-делового стилей.

Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления.

Культура публичного выступления с текстами различной жанровой принадлежности. Речевой самоконтроль, самооценка, самокоррекция.

Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия, выписки, реферат и др.), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк и др.), официально-делового (резюме, характеристика, расписка, доверенность и др.) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор). Виды сочинений. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.

Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи.

Основные изобразительно-выразительные средства языка.

Текст. Признаки текста.

Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста.

Информационная переработка текста. Виды преобразования текста.

Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка. Проведение стилистического анализа текстов разных стилей и функциональных разновидностей языка.

 

Культура речи

Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический.

Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта; историзмы и архаизмы; фольклорная лексика и фразеология; русские имена. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.

Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление.

Культура видов речевой деятельности – чтения, аудирования, говорения и письма.

Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления.

Культура научного и делового общения (устная и письменная формы). Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения. Культура разговорной речи.

Языковая норма и ее функции. Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические нормы русского литературного языка. Орфографические нормы, пунктуационные нормы. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Совершенствование собственных коммуникативных способностей и культуры речи. Соблюдение норм литературного языка в речевой практике. Уместность использования языковых средств в речевом высказывании. Варианты языковых норм. Осуществление выбора наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения.

Способность осуществлять речевой самоконтроль, анализировать речь с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач. Разные способы редактирования текстов.

Анализ коммуникативных качеств и эффективности речи. Редактирование текстов различных стилей и жанров на основе знаний о нормах русского литературного языка.

Нормативные словари современного русского языка и лингвистические справочники; их использование.

Использование этимологических словарей и справочников для подготовки сообщений об истории происхождения некоторых слов и выражений, отражающих исторические и культурные традиции страны.

 

 

Рабочая программа составлена с учетом программы воспитания

(приложение 1)

 

 

 

 

Календарно - тематическое планирование 11 класс

 

п/п

Тема урока

Количество часов

Дата проведения урока

 

1

 

Вводный урок. Русский язык – один из богатейших языков мира.

1

01.09

2

Источники расширения словарного состава современного русского языка. Словообразование.

1

04.09

3

Появление у слов новых лексических значений. Лексика пассивного словарного фонда.

1

05.09

4

Лексика пассивного словарного фонда. Использование историзмов и архаизмов.

1

08.09

5

Термины науки. Религиозная лексика.

1

11.09

6

Периферийная лексика. Просторечие. Диалектизмы.

1

12.09

7

Профессионализмы. Жаргонизмы.

1

15.09

8

Повторение пунктуации. Тире между подлежащим и сказуемым.

1

18.09

9

Повторение пунктуации. Тире в неполном предложении. Знаки препинания при именительном представлении.

1

19.09

10-11

Заимствования.

2

22.09-25.09

12-13

Урок-конференция «Источники расширения словарного состава современного русского языка».

2

26.09-29.09

14

Принципы русского правописания. Принципы орфографии.

1

02.10

15

Принципы пунктуации. Авторские знаки.

1

03.10

16

Контрольная работа

1

06.10

17

Анализ контрольной работы

1

09.10

18

Повторение пунктуации. Знаки препинания при однородных членах предложения.

1

10.10

19

Повторение пунктуации. Знаки препинания при однородных членах с обобщающими словами.

1

13.10

20-21

РР Подробное изложение с элементами сочинения      (по И. А. Бунину).

2

16.10-17.10

22

Повторение фонетики, графики и орфоэпии.

1

20.10

23

Повторение пунктуации. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях.

1

23.10

24-25

Повторение морфемики и словообразования.

2

24.10-27.10

26

Повторение пунктуации. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях.

1

07.11

27-29

Повторение морфемики и словообразования.

3

10.11-14.11

30

Повторение пунктуации. Обособленные и необособленные согласованные определения.

1

17.11

31-33

Повторение лексикологии, фразеологии и этимологии.

3

20.11-24.11

34

Повторение пунктуации. Обособленные и необособленные согласованные определения.

1

27.11

35-36

Повторение лексикологии, фразеологии и этимологии.

2

28.11-01.12

37

Повторение пунктуации. Обособленные и необособленные приложения. Обособленные дополнения.

1

04.12

38-40

Повторение морфологии.

3

05.12-11.12

41

Повторение пунктуации. Обособленные обстоятельства.

1

12.12

42-43

Тренировочная работа в форме ЕГЭ.

Повторение морфологии.

2

15.12-18.12

44

Контрольная работа

1

19.12

45

Анализ контрольной работы.

1

22.12

46

Повторение синтаксиса. Основные единицы синтаксиса. Виды связи между словами и предложениями.

1

25.12

47

Словосочетание.

1

26.12

48

Предложение.

1

29.12

49

Простое предложение. Смысловой центр предложения.

1

09.01

50

Повторение пунктуации. Знаки препинания при сравнительных конструкциях.

1

12.01

51

Повторение пунктуации. Знаки препинания при обособлении уточняющих и пояснительных членов предложения.

1

15.01

52-53

РР Подробное изложение с сохранением авторских изобразительных средств.

2

16.01-19.01

54

Главные и второстепенные члены предложения.

1

22.01

55

Многозначные члены предложения.

1

23.01

56-57

Односоставные предложения.

2

26.01-29.01

58

Полные и неполные предложения.

1

30.01

59-60

Повторение пунктуации. Знаки препинания при вводных и вставных компонентах.

2

01.02-02.02

61-62

Осложненное предложение. Предложения с однородными членами.

2

05.02-06.02

63

Обособленные определения и приложения.

1

09.02

64

Обособленные обстоятельства.

1

12.02

65-66

РР Сочинение на морально-этическую тему по заданному тексту.

2

13.02-16.02

67

Повторение пунктуации. Обращение. Знаки препинания при обращениях.

1

19.02

68

Контрольный диктант с дополнительными заданиями.

1

20.02

69

Анализ контрольного диктанта.

1

26.02

70-71

Сложное предложение.

2

27.02-01.03

72-74

Повторение пунктуации. Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

3

04.03-11.03

75-76

Повторение пунктуации. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

2

12.03-15.03

77-78

Повторение пунктуации. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.

2

18.03-19.03

79-80

Сложные бессоюзные предложения.

2

22.03-01.04

81-82

Повторение пунктуации. Знаки препинания в сложном бессоюзном предложении.

2

02.04-05.04

83

Предложения с чужой речью.

1

08.04

84

Повторение пунктуации. Знаки препинания при прямой речи.

1

09.04

85

Повторение пунктуации. Знаки препинания при цитатах.

1

12.04

86

Контрольная работа по теме «Синтаксис и пунктуация»

1

15.04

87

Анализ контрольной работы.

1

16.04

88-89

Повторение орфографии. Правописание корней.

2

19.04-22.04

90

Правописание приставок.

1

23.04

91

Правописание Ъ и Ь.

1

26.04

92

Правописание суффиксов.

1

29.04

93

Правописание окончаний.

1

30.04

94

Правописание гласных после шипящих и ц..

1

06.05

95

Слитное, дефисное и раздельное написание слов.

1

07.05

96

Правописание не и ни с разными частями речи.

1

13.05

97

Правописание омонимичных форм разных частей речи.

1

14.05

98-99

РР Сочинение на морально-этическую тему по заданному тексту.

2

17.05-20.05

100-101

Итоговая контрольная работа и её анализ.

2

21.05-24.05

 

 

 

 

Приложение 1

Реализация программы воспитания

Модуль «Школьный урок»

Реализация воспитательного потенциала урока предполагает следующее:

-организацию работы с детьми как в офлайн, так и онлайн формате;

-установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

  -побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации, согласно Устава школы, Правилам внутреннего распорядка школы;

- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров духовно-нравственного, гражданского, ответственного поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения,  кейсов и дискуссий;

-применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, викторины, тестирование кейсы, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;

 Олимпиады,   занимательные  уроки  и   пятиминутки,  урок-деловая  игра,  урок  –  путешествие,  урок   мастер-класс,  урок-исследование  и  др.    Учебно-развлекательные  мероприятия(конкурс- игра  «Предметный кроссворд», турнир «Своя игра», викторины, литературная композиция, конкурс газет и рисунков, экскурсия и др.); 

 -включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;  интеллектуальных  игр,  стимулирующих  познавательную мотивацию  школьников. Предметные  викторины,  квесты,  игра-провокация,  игра-эксперимент,  игра-демонстрация, игра-состязание,  дидактического  театра,  где  полученные  на  уроке  знания  обыгрываются в театральных постановках; 

 -организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

         -инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов,  помогает приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения;

    -    создание гибкой  и  открытой  среды  обучения  и  воспитания  с использованием  гаджетов,  открытых  образовательных  ресурсов,  систем

управления позволяет создать условия для реализации провозглашенных

ведущих принципов образования XXI века: «образование для всех»,

«образование через всю жизнь», образование «всегда, везде и в любое время».

У обучающихся развиваются навыки сотрудничества, коммуникации,

социальной ответственности, способность критически мыслить, оперативно и

качественно решать проблемы; воспитывается ценностное отношение к миру.