Рабочая программа
по учебному предмету "Русский язык"
для 4 класса
«Школа России»
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по учебному предмету "Русский язык" для 4 класса разработана в со-ответствии
- с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего обра-зования;
- примерной основной образовательной программы начального общего образования
- Федеральным перечнем учебников, рекомендуемых Министерством образования Россий-ской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях
- рабочей программой предмета "Русский язык" Предметная линия учебников системы
«Школа России»1—4 классы : пособие для учителей общеобразовательных.организаций /
В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина— М. : Просвещение, 2014
- в соответствии с учебным планом …..
Цели программы:
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
- формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека;
- формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального обще-
ния.
Задачи:
-формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
- развитие коммуникативных умений;
- развитие нравственных и эстетических чувств;
- развитие способностей к творческой деятельности.
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
- формирование навыков культуры речи во всех еѐ проявлениях, умений правильно пи-сать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувст-ва сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познава-тельного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
В 4 классе на изучение курса «Русский язык» выделяется 136 часов (4 часа в не-делю, 34 учебные недели).
Используемый УМК: «Русский язык». 4 класс. Учебник для общеобразователь-
ных учреждений в 2 ч./ В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – М.: Просвещение.
2.Планируемые результаты освоения программы учащимися Выпускник научится:
- анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова; части речи,
предложение;
- различать произношение и написание слов;
- находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю);
- без ошибок списывать несложный текст объемом 70-90 слов;
- создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;
- соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации (диктант – текст 75-80
слов);
- грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст
(75-80слов), включающий изученные орфограммы (безударные гласные, проверяемые ударением; безударные гласные, не проверяемые ударением; звонкие и глухие согласные, разделительные ь и ъ, непроизносимые согласные, ь после шипящих на конце имен существительных женского рода, не с глаголами, раздельное написание предлогов со словами) и знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки);
- производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень,
приставку, суффикс;
- подбирать однокоренные слова разных частей речи;
- распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов);
- изменять имена существительные по числам;
- склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончания-
ми;
- изменять имена прилагательные по числам и родам в соответствии с числом и ро-
дом существительного;
- изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени - по ро-
дам;
- распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы;
-устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять сло-восочетания;
- распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;
-производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели вы-сказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложе-ния, устанавливать связь между ними по вопросам;
- интонационно правильно произносить предложения;
- писать изложения в 60 - 75 слов по коллективно (или самостоятельно)
составленному плану;
- определять тему и основную мысль текста;
- делить текст на части, соблюдать красную строку;
- устанавливать связь между частями текста;
- устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;
- озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;
- распознавать текст - повествование, описание, рассуждение;
- писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного характера по сюжетной картинке, личным наблюдениям;
- составлять устный ответ - рассуждение.
Выпускник получит возможность научиться использовать приобретённые знания
и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников,
детских радиопередач, аудиозаписей и др.);
- работы со словарем (алфавит);
- соблюдения орфоэпических норм;
- создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;
- овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного обще-
ния (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу).
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык»являются следующие умения:
– осознавать роль языка и речи в жизни людей;
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей
(интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точ-ка или восклицательный знак).
Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.
Метапредметныерезультататы:
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая техноло-гия.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подроб-
но пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методиче-ский аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или не-
большого текста);
– слушать и понимать речь других; пользоваться приѐмами слушания: фиксировать тему
(заголовок), ключевые слова;
– выразительно читать и пересказывать текст;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и об-
щения оценки и самооценки и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая тех-нология и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформирован-ность следующих умений:
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
– понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных;
самостоятельноозаглавливать текст;
– делить текст на части, озаглавливать части;
– подробно и выборочно пересказывать текст;
– правильно называть звуки в слове, делить слова на сло-
ги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;
– делить слова на части для переноса;
– производить звуко-буквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах;
– правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с об-
разцом;
– писать под диктовку слова, предложения, текст из 30–40 слов, писать на слух без оши-
бок слова, где произношение и написание совпадают;
– видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;
– писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках жи-
вотных, географических названиях;
-буквы безударных гласных, проверяемых ударением, в корнях двусложных слов; прове-
ряемые буквы согласных на конце слов;
-буквосочетания чк, чн всловах; ь для обозначения мягкости согласных на конце и в сере-
дине слова;
-слова с непроверяемыми написаниями, определѐнные программой;
-писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами;
– находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;
– находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и само-
стоятельно подбирать однокоренные слова;
– обращать внимание на особенности употребления слов;
– ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чѐм говорится в предложении и что говорится;
– составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;
– предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание тек-
ста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;
– составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.
3.Содержание программы
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твѐрдых согласных звуков, опре-деление парных и непарных по твѐрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твѐрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звон-кий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообра-зующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответст-вии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твѐрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в сло-вах с йотированными гласными е, ѐ, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака перено-са, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование ал-фавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значе-ние которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фра-зеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями. Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (одно-коренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение од-нокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные. Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имѐн существи-
тельных одушевлѐнных и неодушевлѐнных по вопросам кто? и что? Выделение имѐн суще-ствительных собственных и нарицательных.
Различение имѐн существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение су-ществительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существи-тельное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имѐн существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имѐн существительных. Морфологический разбор имѐн существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени при-лагательного. Словообразование имѐн прилагательных. Морфологический разбор имѐн прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множествен-ного числа. Склонение личных местоимений.
Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в ре-чи количественных и порядковых числительных.
Изучается во всех разделах курса.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределѐнная форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по вре-менам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения гла-голов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфо-логический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имѐн существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.
Частица. Частица не, еѐ значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопро-са. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невоскли-цательные.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и ска-зуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.
Предложения распространенные и нераспространѐнные. Синтаксический анализ про-стого предложения с двумя главными членами.
Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложе-ния).
Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных пред-
ложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использова-ние разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
• сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); не-проверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова ©
гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
• разделительные ъ и ь;
• мягкий знак после шипящих на конце имѐн существительных (речь, рожь, мышь);
ш соединительные о и е, в сложных словах (самолѐт, вездеход);
• е и ив суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);
• безударные падежные окончания имѐн существительных (кроме существительных на -
мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
• безударные падежные окончания имѐн прилагательных;
• раздельное написание предлогов с именами существительными;
• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
• раздельное написание частицы не с глаголами;
• мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (чи-
таешь, учишь);
• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
• безударные личные окончания глаголов;
• раздельное написание предлогов с другими словами;
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;
• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
• запятая при обращении в предложениях;
ш запятая между частями в сложном предложении.
Развитие речи.
Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение? Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мне-
ния, его аргументация с учѐтом ситуации общения. Овладение умениями ведения разго-вора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, про-щание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное моно-логическое высказывание на определѐнную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учѐтом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
Содержание программы
№ |
Тема |
Кол-во часов |
|
|
|
1 |
ПОВТОРЕНИЕ |
9 Ч. |
|
|
|
2 |
ПРЕДЛОЖЕНИЕ |
7 Ч. |
|
|
|
3 |
СЛОВО В ЯЗЫКЕ И РЕЧИ |
17 Ч. |
|
|
|
4 |
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ |
34 Ч. |
|
|
|
5 |
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ |
26 Ч. |
|
|
|
6 |
МЕСТОИМЕНИЯ |
8 Ч. |
|
|
|
7 |
ГЛАГОЛ |
31 Ч. |
|
|
|
|
8 |
|
ПОВТОРЕНИЕ |
|
4 Ч. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего: 136 ч. |
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.Тематическое планирование |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
№ |
|
|
|
Тема |
|
Вид контроля |
|
|
|
|
|
|
|||
ПОВТОРЕНИЕ (9 Ч) |
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
1 |
|
Наша речь и наш язык. |
|
|
|
|
|
|
|
Развитие речи. |
|
|
|
|
|
|
|
Составление текста по рисунку с включением в |
|
||
|
|
|
|
него диалога |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
2 |
|
Текст. План текста |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
3 |
|
Развитие речи. |
|
Изложение |
|
|
|
|
|
Изложение повествовательного текста |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
4 |
|
Предложение как единица речи. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
5 |
|
5 |
|
Виды предложений по цели высказывания и по |
|
||
|
|
|
|
интонации |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
6 |
|
Обращение Контрольное списывание |
|
Контрольное спи- |
|
|
|
|
|
|
|
|
сывание |
|
|
|
|
|
|
||
7 |
|
7 |
|
Главные и второстепенные члены предложения. |
|
||
|
|
|
|
Основа предложения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
8 |
|
8 |
|
Распространѐнные и нераспространѐнные пред- |
Проверочная рабо- |
||
|
|
|
|
ложения. |
|
та |
|
|
|
|
|
Проверочная работа по теме «Повторение» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
9 |
|
Словосочетание. |
|
|
|
|
|
|
|
Развитие речи. |
|
|
|
|
|
|
|
Восстановление деформированного текста |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
ПРЕДЛОЖЕНИЕ (7 Ч) |
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|||
10 |
|
1 |
|
Однородные члены предложения (общее поня- |
|
||
|
|
|
|
тие) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
11 |
|
2 |
|
Связь однородных членов в предложении с по- |
|
||
|
|
|
|
мощью интонации перечисления |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
12 |
|
3 |
|
Связь однородных членов в предложении с по- |
|
||
|
|
|
|
мощью союзов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
13 |
|
4 |
|
Знаки препинания в предложениях с однород- |
Словарный дик- |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ными членами. |
тант |
|
|
Словарный диктант |
|
|
|
|
|
14 |
5 |
Обобщение знаний об однородных членах пред- |
Сочинение |
|
|
ложения. |
|
|
|
Развитие речи. |
|
|
|
Составление рассказа по репродукции кар- |
|
|
|
тины И.И.Левитана «Золотая осень» |
|
|
|
|
|
15 |
6 |
Простые и сложные предложения Знаки препи- |
|
|
|
нания в сложном предложении |
|
|
|
|
|
16 |
7 |
Контрольный диктант по теме «Предложе- |
Контрольный дик- |
|
|
ние» |
тант |
|
|
|
|
СЛОВО В ЯЗЫКЕ И РЕЧИ (17 Ч) |
|
||
|
|
|
|
17 |
1 |
Работа над ошибками. Лексическое значение |
|
|
|
слова |
|
|
|
|
|
18 |
2 |
Заимствованные слова. |
|
|
|
Устаревшие слова. |
|
|
|
Многозначные слова |
|
|
|
|
|
19 |
3 |
Синонимы. Антонимы. Омонимы |
|
|
|
|
|
20 |
4 |
Фразеологизмы.Составление текста по рисунку |
|
|
|
и фразеологизму |
|
|
|
|
|
21 |
5 |
Значимые части слова. |
|
|
|
Однокоренные слова. |
|
|
|
Корень слова |
|
|
|
|
|
22 |
6 |
Состав слова. Значимые части слова. Роль окон- |
|
|
|
чаний в слове. Разбор слова по составу. |
|
|
|
|
|
23 |
7 |
Состав слова. |
|
|
|
Суффиксы и приставки |
|
|
|
|
|
24 |
8 |
Разбор слова по составу Правописание слов с |
Словарный дик- |
|
|
безударным гласным в слове. |
тант |
|
|
Словарный диктант |
|
|
|
|
|
25 |
9 |
Правописание слов с парным по глухости- |
|
|
|
звонкости согласным, |
|
26 10Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок в словах
27 |
11 |
Правописание Ъ и Ь разделительных знаков. |
|
|
|
Составление объявления |
|
|
|
|
|
28 |
12 |
Повторение и уточнение представлений о час- |
|
|
|
тях речи. |
|
|
|
|
|
29 |
13 |
Части речи: имя существительное, имя |
|
|
|
прилагательное, имя числительное, местоиме- |
|
|
|
ние, глагол (повторение). |
|
|
|
|
|
30 |
14 |
Части речи: глагол, имя числительное. |
|
|
|
Правописание имѐн числительных. |
|
|
|
|
|
31 |
15 |
Наречие как часть речи (общее |
|
|
|
представление). Признаки наречия. |
|
|
|
|
|
32 |
166 |
Наречие как часть речи. Правописание наречий. |
|
|
|
Значение и употребление в речи Контрольная |
|
|
|
работа по теме «Части речи» |
|
|
|
|
|
33 |
17 |
Наречие. |
Контрольная ра- |
|
|
|
бота |
|
|
|
|
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (34 Ч) |
|
||
|
|
|
|
34 |
1 |
Изменение по падежам имѐн существительных. |
|
|
|
Начальная форма имени существительного. |
|
|
|
|
|
35 |
2 |
Признаки падежных форм имѐн существитель- |
|
|
|
ных |
|
|
|
|
|
36 |
3 |
Различение имѐн существительных, употреб- |
|
|
|
лѐнных в именительном, родительном, вини- |
|
|
|
тельном падежах. |
|
|
|
|
|
37 |
4 |
Различение имѐн существительных, употреб- |
|
|
|
лѐнных в дательном, предложном, творительном |
|
|
|
падежах. |
|
|
|
|
|
38 |
5 |
Упражнение в склонении имѐн существитель- |
|
|
|
ных и в распознавании падежей |
|
|
|
|
|
39 |
6 |
Несклоняемые имена существительные |
|
|
|
|
|
40 |
7 |
Три склонения имѐн существительных. |
|
|
|
1-е склонение имѐн существительных |
|
|
|
|
|
41 |
8 |
Падежные окончания имѐн существительных 1- |
Сочинение |
|
|
го склонения Развитие речи. |
|
|
|
|
|
|
|
Сочинение по репродукции картины худож- |
|
|
|
ника А.А. Пластова «Первый снег» |
|
|
|
|
|
42 |
9 |
Работа над ошибками. |
|
|
|
2-е склонение имѐн существительных |
|
|
|
|
|
43 |
10 |
3-е склонение имѐн существительных |
|
|
|
|
|
44 |
11 |
Падежные окончания имѐн существительных 3- |
|
|
|
го склонения |
|
|
|
|
|
45 |
12 |
Способы проверки безударных падежных окон- |
|
|
|
чаний имѐн существительных |
|
|
|
|
|
46 |
13 |
Контрольный диктант по теме «Правописа- |
Диктант |
|
|
ние имен существительных 1,2, 3 склонения» |
|
|
|
|
|
47 |
14 |
Анализ ошибок, допущенных в контрольной ра- |
|
|
|
боте. |
|
|
|
Именительный и винительный падежи |
|
|
|
|
|
48 |
15 |
Родительный падеж |
|
|
|
|
|
49 |
16 |
Упражнение в правописании окончаний имен |
|
|
|
существительных в родительном падеже |
|
|
|
|
|
50 |
17 |
Именительный, родительный и винительный |
|
|
|
падежи одушевлѐнных имѐн существительных |
|
|
|
|
|
51 |
18 |
Падежные окончания имѐн существительных в |
|
|
|
дательном падеже. |
|
|
|
|
|
52 |
19 |
Упражнение в правописании окончаний имен |
|
|
|
существительных в дательном падеже |
|
|
|
|
|
53 |
20 |
Закрепление правописания окончаний имен |
|
|
|
существительных в дательном падеже |
|
|
|
|
|
54 |
21 |
Упражнение в правописании окончаний имен |
|
|
|
существительных в творительном падеже. |
|
|
|
|
|
55 |
22 |
Упражнение в правописании окончаний имен |
Словарный дик- |
|
|
существительных в предложном падеже |
тант |
|
|
Словарный диктант |
|
|
|
|
|
56 |
23 |
Правописание безударных окончаний имен су- |
|
|
|
ществительных во всех падежах |
|
|
|
|
|
57 |
24 |
Развитие речи. |
Сочинение |
|
|
Сочинение по картине Кружевница |
|
|
|
|
|
58 |
25 |
Работа над ошибками. |
|
|
|
Упражнение в правописании безударных па- |
|
|
|
дежных окончаний имѐн существительных |
|
|
|
|
|
59 |
26 |
Упражнение в правописании безударных па- |
|
|
|
дежных окончаний имѐн существительных |
|
|
|
|
|
60 |
27 |
Общее представление о склонении имѐн суще- |
|
|
|
ствительных во множественном числе |
|
|
|
|
|
61 |
28 |
Именительный падеж множественного числа |
|
|
|
|
|
62 |
29 |
Винительный и родительный падежи одушев- |
|
|
|
лѐнных имѐн существительных |
|
|
|
|
|
63 |
30 |
Дательный, творительный, предложный падежи |
|
|
|
множественного числа |
|
|
|
|
|
64 |
31 |
Падежные окончания имѐн существительных |
|
|
|
множественного числа в дательном, творитель- |
|
|
|
ном, предложном падежах. |
|
|
|
|
|
65 |
32 |
Морфологический разбор имѐн существитеных. |
|
|
|
|
|
66 |
33 |
Обобщение знанийоб имени существительном |
Диктант |
|
|
Контрольный диктант по теме «Имя суще- |
|
|
|
ствительное». |
|
|
|
|
|
67 |
34 |
Анализ ошибок, допущенных в контрольной ра- |
|
|
|
боте. |
|
|
|
Обобщение знанийоб имени существительном |
|
|
|
|
|
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (26 Ч) |
|
||
|
|
|
|
68 |
1 |
Значение и употребление в речи. |
|
|
|
Словообразование имѐн прилагательных |
|
|
|
|
|
69 |
2 |
Значение и употребление имѐн прилагательных |
|
|
|
в речи. . Число имѐн прилагательных |
|
|
|
|
|
70 |
3 |
Род имѐн прилагательных. Изменение имѐн |
|
|
|
прилагательных по родам (в единственном чис- |
|
|
|
ле). Проект «Имена прилагательные в |
|
|
|
«Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина» |
|
|
|
|
|
71 |
4 |
Изменение по падежам имѐн прилагательных в |
Сочинение |
|
|
единственном числе Развитие речи. |
|
|
|
Составление текста-рассуждения по репро- |
|
|
|
|
|
|
|
дукции картины В.Серова «Мика Морозов» |
|
|
|
|
|
72 |
5 |
Работа над ошибками. |
|
|
|
Склонение имѐн прилагательных мужского и |
|
|
|
среднего рода в единственном числе |
|
|
|
|
|
73 |
6 |
Именительный падеж имѐн прилагательных |
|
|
|
мужского и среднего рода |
|
|
|
|
|
74 |
7 |
Родительный падеж имѐн прилагательных муж- |
|
|
|
ского и среднего рода. |
|
|
|
|
|
75 |
8 |
Дательный падеж имѐн прилагательных муж- |
|
|
|
ского и среднего рода |
|
|
|
|
|
76 |
9 |
Именительный, винительный, родительный па- |
|
|
|
дежи имѐн прилагательных мужского и средне- |
|
|
|
го рода |
|
|
|
|
|
77 |
10 |
Творительный и предложный падежи имѐн при- |
|
|
|
лагательных мужского и среднего рода |
|
|
|
|
|
78 |
11 |
Правописание падежных окончаний имѐн при- |
|
|
|
лагательных мужского и среднего рода |
|
|
|
|
|
79 |
12 |
Контрольный диктант по теме» Правописа- |
Диктант |
|
|
ние падежных окончаний имен прилагатель- |
|
|
|
ных мужского и среднего рода» |
|
|
|
|
|
80 |
13 |
Работа над ошибками. Правописание безудар- |
|
|
|
ных падежных окончаний имѐн прилагательных |
|
|
|
женского рода в единственном числе |
|
|
|
|
|
81 |
14 |
Именительный и винительный падежи имѐн |
|
|
|
прилагательных женского рода |
|
|
|
|
|
82 |
15 |
Родительный, дательный, творительный и пред- |
|
|
|
ложный падежи имѐн прилагательных женского |
|
|
|
рода |
|
|
|
|
|
83 |
16 |
Правописание падежных окончаний имен при- |
|
|
|
лагательных женского рода в родительном, да- |
|
|
|
тельном, творительном и предложном падежах |
|
|
|
|
|
84 |
17 |
Правописание падежных окончаний имен при- |
Словарный дик- |
|
|
лагательных женского рода в родительном, да- |
тант |
|
|
тельном, творительном и предложном падежах |
|
|
|
|
|
|
|
Словарный диктант |
|
|
|
|
|
85 |
18 |
Склонение имѐн прилагательных во множест- |
|
|
|
венном числе. |
|
|
|
|
|
86 |
19 |
Развитие речи. |
Сочинение |
|
|
Составление текста по репродукции картины |
|
|
|
Н.К.Рериха «Заморские гости» |
|
|
|
|
|
87 |
20 |
Работа над ошибками. |
|
|
|
Именительный и винительный падежи имѐн |
|
|
|
прилагательных множественного числа |
|
|
|
|
|
88 |
21 |
Родительный и предложный падежи имѐн при- |
|
|
|
лагательных множественного числа |
|
|
|
|
|
89 |
22 |
Дательный и творительный падежи имѐн прила- |
|
|
|
гательных множественного числа. |
|
|
|
Проверочная работа по теме «Имя прилага- |
|
|
|
тельное». |
|
|
|
|
|
90 |
23 |
Морфологический разбор имени прилагательно- |
|
|
|
го |
|
|
|
|
|
91 |
24 |
Развитие речи. |
Сочинение |
|
|
Составление сообщения о своих впечатлени- |
|
|
|
ях, связанных с восприятием репродукции |
|
|
|
картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь» |
|
|
|
|
|
92 |
25 |
Работа над ошибками. |
|
|
|
Обобщение знаний об имени прилагательном |
|
|
|
|
|
93 |
26 |
Контрольный диктант по теме «Имя прила- |
Диктант |
|
|
гательное» |
|
|
|
|
|
МЕСТОИМЕНИЯ (8 Ч) |
|
||
|
|
|
|
94 |
1 |
Роль местоимений в речи Анализ ошибок, до- |
|
|
|
пущенных в контрольной работе. |
|
|
|
|
|
95 |
2 |
Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица |
|
|
|
|
|
96 |
3 |
Склонение личных местоимений 1-го и 2-го ли- |
|
|
|
ца единственного и множественного числа. |
|
|
|
Составление высказываний по рисунку с ис- |
|
|
|
пользованием в них диалога |
|
|
|
|
|
97 |
4 |
Склонение личных местоимений 3-го лица |
|
|
|
единственного и множественного числа |
|
|
|
|
|
98 |
5 |
Развитие речи. |
Изложение |
|
|
Изложение повествовательного текста |
|
|
|
|
|
99 |
6 |
Работа над ошибками. Упражнение в правопи- |
|
|
|
сании местоимений и правильном употреблении |
|
|
|
их в речи. |
|
|
|
Составление поздравительной открытки |
|
|
|
|
|
100 |
7 |
Упражнение в правописании местоимений и |
|
|
|
правильном употреблении их в речи. |
|
|
|
|
|
101 |
8 |
Морфологический разбор местоимений. |
|
|
|
Проверочная работа по теме «Личные место- |
|
|
|
имения» |
|
|
|
|
|
ГЛАГОЛ (31 Ч) |
|
|
|
|
|
|
|
102 |
1 |
Глагол как часть речи (повторение) |
|
|
|
|
|
103 |
2 |
Время глагола |
|
|
|
|
|
104 |
3 |
Изменение глаголов по временам |
|
|
|
|
|
105 |
4 |
Неопределѐнная форма глагола |
|
|
|
|
|
106 |
5 |
Неопределѐнная форма глагола. Образование |
|
|
|
временных форм от глаголов в неопределѐнной |
|
|
|
форме. |
|
|
|
|
|
107 |
6 |
Контрольный диктант по теме «Неопреде- |
Диктант |
|
|
ленная форма глагола» |
|
|
|
|
|
108 |
7 |
Анализ ошибок, допущенных в контрольной ра- |
|
|
|
боте.Неопределѐнная форма глагола |
|
|
|
|
|
109 |
8 |
Развитие речи. |
Изложение |
|
|
Изложение по самостоятельно составленному |
|
|
|
плану |
|
|
|
|
|
110 |
9 |
Работа над ошибками. Упражнение в образова- |
|
|
|
нии форм глаголов |
|
|
|
|
|
111 |
10 |
Изменение глаголов настоящего и будущего |
|
|
|
времени по лицам и числам (спряжение) |
|
112 112-е лицо глаголов единственного числа настоя-щего и будущего времени
113 |
12 |
Упражнение в правописании глаголов во 2-ом |
|
|
|
лице единственного числа и правописании не с |
|
|
|
глаголами |
|
|
|
|
|
114 |
13 |
Развитие речи. |
Сочинение |
|
|
Сочинение по репродукции картины |
|
|
|
И.И.Левитана «Весна. Большая вода» |
|
|
|
|
|
115 |
14 |
Работа над ошибками. |
|
|
|
Ι и ΙΙ спряжения глаголов. |
|
|
|
Спряжение глаголов в настоящем времени |
|
|
|
|
|
116 |
15 |
Спряжение глаголов в будущем времени |
|
|
|
|
|
117 |
16 |
Личные окончания глаголов I и II спряжений |
Словарный дик- |
|
|
Словарный диктант |
тант |
|
|
|
|
118 |
17 |
Правописание безударных личных окончаний |
|
|
|
глаголов в настоящем и в будущем времени |
|
|
|
|
|
119 |
18 |
Упражнение в распознавании спряжения глаго- |
|
|
|
лов по неопределенной форме |
|
|
|
|
|
120 |
19 |
Правописание безударных личных окончаний |
|
|
|
глаголов в настоящем и в будущем времени |
|
|
|
|
|
121 |
20 |
Правописание безударных личных окончаний |
|
|
|
глаголов в настоящем и в будущем времени. |
|
|
|
|
|
122 |
21 |
Правописание безударных личных окончаний |
|
|
|
глаголов в настоящем и в будущем времени |
|
|
|
|
|
123 |
22 |
Правописание безударных личных окончаний |
|
|
|
глаголов в настоящем и в будущем времени |
|
|
|
|
|
124 |
23 |
Правописание возвратных глаголов в настоя- |
|
|
|
щем и будущем времени |
|
|
|
|
|
125 |
24 |
Правописание возвратных глаголов в настоя- |
|
|
|
щем и будущем времени |
|
|
|
|
|
126 |
25 |
Развитие речи. |
Изложение |
|
|
Изложение деформированного повествова- |
|
|
|
тельного текста |
|
|
|
|
|
127 |
26 |
Работа над ошибками. Правописание глаголов в |
|
|
|
прошедшем времени |
|
|
|
|
|
128 |
27 |
Правописание родовых окончаний глаголов в |
|
|
|
|
|
|
|
прошедшем времени и суффиксов глаголов. |
|
|
|
|
|
129 |
28 |
Правописание глаголов в прошедшем времени. |
|
|
|
Образование глаголов в прошедшем времени. |
|
|
|
|
|
130 |
29 |
Проверочная работа по теме «Глагол» |
Проверочная рабо- |
|
|
|
та |
|
|
|
|
131 |
30 |
Обобщение по теме «Глагол». |
|
|
|
Морфологический разбор глагола |
|
|
|
|
|
132 |
31 |
Контрольный диктант по теме «Глагол» |
Диктант |
|
|
|
|
ПОВТОРЕНИЕ (4 Ч) |
|
||
|
|
|
|
133 |
1 |
Работа над ошибками. |
|
|
|
Повторение по теме «Наша речь и наш язык» |
|
|
|
|
|
134 |
2 |
Орфограммы в значимых частях слова |
|
|
|
|
|
135 |
3 |
Итоговый контрольный диктант за курс на- |
Диктант |
|
|
чальной школы. |
|
|
|
|
|
136 |
4 |
Анализ ошибок, допущенных в контрольной ра- |
|
|
|
боте.Игра «Родное слово» |
|
|
|
|
|
Всего : 136 часов |
|
|
|
|
|
|
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1.Русский язык. Рабочие программы. 1—4 классы. — М.: Про-свещение, 2014.
2.Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник.4 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.:
Просвещение, 2014.
3.Канакина В. П. Работа с трудными словами. 1—4 классы. — М.: Просвещение, 2011.
Технические средства
1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
2. Магнитная доска.
3. Персональный компьютер с принтером.
4. Ксерокс.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.