Рабочая программа по чтению и развитию речи для обучающихся по адаптированным образовательным программам (с интеллектуальными нарушениями)
Пояснительная записка
Рабочая программа по чтению рассчитана на 4 часа в неделю.
Цель: учить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать его содержание; учить умению делиться впечатлениями о прочитанном, пересказывать текст.
Задачи: формирование осознанного, правильного плавного чтения с переходом на чтение целыми словами вслух и «про себя»; формирование умения самоконтроля и самооценки; формирование навыков выразительного чтения (соблюдение пауз на знаках препинания, выбор соответствующего тона голоса, чтение по ролям и драматизация разобранных диалогов).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Минимальный уровень:
осознанное и правильное чтение текста вслух по слогам и целыми
словами; пересказ текста по частям с опорой на вопросы учителя;
участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий; выразительное чтение наизусть 5-7 коротких стихотворений.
Достаточный уровень:
– сознательное, правильное, беглое, выразительное чтение вслух в соответствии с нормами литературного произношения; деление текста на части; ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту; определение основной мысли текста после предварительного его анализа; определение основных черт характера главных действующих лиц; самостоятельное чтение с различными заданиями; пересказ прочитанного по составленному плану; выразительное чтение наизусть 7-8 стихотворений.
Содержание программного материала
Содержание чтения (круг чтения). Произведения устного народного творчества (пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина). Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных писателей о природе родного края, о жизни детей и взрослых, о труде, о народных праздниках, о нравственных и этических нормах поведения. Статьи занимательного характера об интересном и необычном в окружающем мире, о культуре поведения, об искусстве, историческом прошлом и пр.
Примерная тематика произведений: произведения о Родине, родной природе, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе; произведении о добре и зле.
Жанровое разнообразие: сказки, рассказы, стихотворения, басни, пословицы, поговорки, загадки, считалки, потешки.
Внеклассное чтение. Чтение детских книг русских и зарубежных писателей. Знание заглавия и автора произведения. Ориентировка в книге по оглавлению. Ответы на вопросы о прочитанном, пересказ. Отчет о прочитанной книге.
Календарно-тематическое планирование уроков чтения и развития речи в 5 классе для обучающихся с интеллектуальными нарушениями
№ |
Наименование темы |
Кол-во часов |
Дата проведения |
|
План |
Факт |
|||
I четверть |
||||
1 |
Устное народное творчество. Считалки, потешки, заклички-приговорки |
1 |
|
|
2 |
Пословицы и поговорки |
1 |
|
|
3 |
Загадки |
1 |
|
|
4 |
Сказки. Сказка «Никита Кожемяка» |
1 |
|
|
5 |
Сказка «Как наказали медведя» |
1 |
|
|
6 |
Сказка «Золотые руки» |
1 |
|
|
7 |
Сказка «Морозко» |
1 |
|
|
8 |
Сказка «Два Мороза» |
1 |
|
|
9 |
Сказка «Три дочери» |
1 |
|
|
10 -14 |
Сказка о мертвой царевне и семи богатырях (А.С. Пушкин) |
1 1 1 1 1 |
|
|
15 |
Картины родной природы. Осень. «Сентябрь» по Г.Скребицкому |
1 |
|
|
16 |
И.Соколов-Микитов «Золотая осень» |
1 |
|
|
17 |
К. Бальмонт «Осень» |
1 |
|
|
18 |
«Добро пожаловать» по Г.Скребицкому |
1 |
|
|
19 |
В.Астафьев «Осенние грусти» |
1 |
|
|
20 |
И. Бунин «Первый снег» |
1 |
|
|
21 |
Внеклассное чтение |
1 |
|
|
22-23 |
О друзьях-товарищах. Ю.Яковлев «Колючка» |
1 1 |
|
|
24 |
Ю. Яковлев «Рыцарь Вася» |
1 |
|
|
25-26 |
Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома» |
1 1 |
|
|
27-28 |
В. Медведев «Фосфорический мальчик» |
1 1 |
|
|
29-31 |
Л. Воронкова «Дорогой подарок» |
1 1 1 |
|
|
32 |
Я. Аким «Твой друг» |
1 |
|
|
II четверть |
||||
33-36 |
Д. Мамин-Сибиряк «Серая шейка» |
1 1 1 1 |
|
|
37 |
Басни И.А. Крылова. «Ворона и лисица» |
1 |
|
|
38 |
«Щука и кот» |
1 |
|
|
39 |
«Квартет» |
1
|
|
|
40 |
Внеклассное чтение по басням И.А. Крылова |
1 |
|
|
41-42 |
Спешите делать добро. Н. Хмелик «Будущий олимпиец» |
1 1 |
|
|
43 |
О. Бондарчук «Слепой домик» |
1 |
|
|
44-46 |
В. Осеева «Бабка» |
1 1 1 |
|
|
47-48 |
А. Платонов «Сухой хлеб» |
1 1 |
|
|
49 |
В. Распутин «Люся» |
1 |
|
|
50 |
В. Брюсов «Труд» |
1 |
|
|
51 |
Р. Рождественский «Огромное небо» |
1 |
|
|
52 |
Внеклассное чтение |
1 |
|
|
53 |
Зима. Ф.Тютчев «Чародейкою зимою…» |
1 |
|
|
54 |
Г. Скребицкий «Декабрь» |
1 |
|
|
55 |
К. Бальмонт «К зиме» |
1 |
|
|
56-57 |
Г. Скребицкий «Всяк по-своему» |
1 1 |
|
|
58 |
С. Есенин «Поет зима-аукает» |
1 |
|
|
59-61 |
Б. Житков «Про обезьянку» |
1 1 1 |
|
|
62 |
Повторительно-обобщающий урок |
1 |
|
|
63-64 |
Внеклассное чтение |
1 1 |
|
|
III четверть |
||||
65 |
С. Есенин «Береза» |
1 |
|
|
66 |
А. Пушкин «Зимняя дорога» |
1 |
|
|
67 |
Творческая работа на тему «Зима» |
1 |
|
|
68-71 |
О животных. Н. Гарин-Михайловский «Тема и Жучка» (отрывок из повести) |
1 1 1 1 |
|
|
72-74 |
А. Толстой «Желтухин» (отрывок из повести) |
1 1 1 |
|
|
75 |
К. Паустовский «Кот Ворюга» |
1
|
|
|
76 |
Внеклассное чтение |
1
|
|
|
77-78 |
Э. Асазов «Дачники» |
1 1 |
|
|
79 |
Ф. Абрамов «Из рассказов Олены Даниловны» |
1 |
|
|
80 |
С. Михалков «Будь человеком» |
1
|
|
|
81 |
Внеклассное чтение |
1 |
|
|
82-83 |
Из прошлого нашего народа. О. Тихомиров «Москва собирает войско» |
1 1 |
|
|
84-85 |
О. Тихомиров «Куликовская битва» |
1 1 |
|
|
86 |
О. Тихомиров «Слава героям» |
1 |
|
|
87-89 |
Рассказы о войне 1812г. С. Алексеев «Бородино» |
1 1 1 |
|
|
90-91 |
Н. Некрасов Отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос» |
1 1 |
|
|
92-95 |
А. Куприн «Белый пудель» |
1 1 1 1 |
|
|
96-97 |
Л. Жариков «Снега, поднимитесь метелью» |
1 1 |
|
|
98 |
Ю. Коринец «У могилы неизвестного солдата» |
1 |
|
|
99 |
Весна. Г. Скребицкий «Март» |
1 |
|
|
100 |
А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает» |
1 |
|
|
101 |
Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы» |
1 |
|
|
102 |
«Весна-красна» |
1 |
|
|
103 |
«Грачи прилетели» |
1 |
|
|
104 |
«Заветный кораблик» |
1 |
|
|
IV четверть |
||||
105 |
А. Толстой « Весенние ручьи» |
1 |
|
|
106 |
А. Пушкин «Гонимы вешними лучами» |
1 |
|
|
107 |
А. Блок «Ворона» |
1 |
|
|
108 |
Е. Серова «Подснежник» |
1 |
|
|
109 |
И. Соколов-Микитов «Весна» |
1 |
|
|
110 |
И. Бунин «Крупный дождь» |
1 |
|
|
111 |
С. Есенин «Черемуха» |
1 |
|
|
112 |
Я. Аким «Весна, весною, о весне» |
1 |
|
|
113-114 |
В. Гюго «Гаврош» |
1 1 |
|
|
115-118 |
М. Твен «Том Сойер» |
1 1 1 1 |
|
|
119-121 |
С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» |
1 1 1 |
|
|
122 |
Внеклассное чтение |
1 |
|
|
123-125 |
Г.Х. Андерсен «Русалочка» |
1 1 1 |
|
|
126 |
Лето. Г. Скребицкий «Июнь» |
1 |
|
|
127 |
И. Суриков «Ярко солнце светит» |
1 |
|
|
128 |
Внеклассное чтение |
1 |
|
|
129-131 |
А. Платонов «Июльская гроза» |
1 1 1 |
|
|
132 |
А. Прокофьев «Березка» |
1 |
|
|
133 |
Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату» |
1 |
|
|
134-136 |
Повторение |
1 1 1 |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.