Рабочая программа "Шахматная школа"
Оценка 4.6

Рабочая программа "Шахматная школа"

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
физическая культура
5 кл—9 кл
21.04.2020
Рабочая программа "Шахматная школа"
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности "Шахматная школа"
РП+КТП Шахматы.docx

 

Муниципальное  бюджетное образовательное  учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с.Восток»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа внеурочной деятельности     «Шахматная школа»

для учащихся 5 - 9 классов

                                        

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                              Составитель:                                                                                                                                   Ефимова О.П.

 

 

 

 

                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Программа изучения предмета «Шахматы» составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. В ней учитываются возможности предмета в реализации требований к личностным, метапредметным и предметным результатам обучения для основного общего образования, а также возможность интеграции с предметами математического, естественно-научного и гуманитарно-эстетического циклов.
Цели изучения предмета «Шахматы»
Целями изучения шахмат на уровне основного общего образования являются:
ƒƒ развитие интеллектуальных способностей учащихся;
ƒƒ развитие способности решать нестандартные задачи в динамично меняющемся мире;
ƒƒ развитие умения критически мыслить;
ƒƒ развитие умения находить и критически оценивать информацию;
ƒƒ развитие способности преодолевать трудности;
ƒƒ развитие способности к взаимодействию и коммуникации.
Задачи изучения предмета «Шахматы» призваны обеспечить:
ƒƒ развитие личности учащихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование;
ƒƒ приобретение учащимися опыта шахматной игры;
ƒƒ приобретение учащимися опыта познания и самообразования; умений, составляющих основу ключевых компетентностей и имеющих универсальное значение для различных видов деятельности.
Место учебного предмета в учебном плане
В учебный план образовательной организации на этапе основного общего образования предмет «Шахматы» в 5—9 классах может быть включен из расчета 1 ч в неделю.
Общая характеристика учебного предмета
Мы живем в эпоху технического прогресса, и человеку необходимо держать в голове огромное количество информации, уметь ее анализировать и делать логические выводы. При этом, учитывая современный ритм жизни, делать эти выводы быстро и точно. Ошибочно полагать, что эти качества на сто процентов являются врожденными, напротив, их можно натренировать, и лучше всего это делать в детстве. Являясь интеллектуальным тренажером, шахматы тренируют логику, память, внимание, но, кроме того, шахматы направлены и на воспитание моральных качеств ребенка, таких как воля к победе, усидчивость, уважение к окружающим, трудолюбие. Именно в этом и кроется феномен шахмат, ведь, как говорил девятый чемпион мира по шахматам Тигран Вартанович Петросян, «Шахматы  - это по форме игра, по содержанию — искусство, а по трудности овладения игрой — наука». Шахматы объединяют в себе сразу несколько направлений обучения, но прежде всего формирование всесторонне развитой личности, что, безусловно, является первостепенной задачей любого образовательного учреждения.  Преподавание шахматного курса при обучении в 5—6 классах стоит начать с исторической справки: рассказать о том, как появились шахматы, какие игры были их прародителями (чатуранга, шатрандж). Шахматы, являясь очень популярной и древней игрой, нашли свое значимое место в произведениях известных писателей, деятелей искусства и науки. Некоторые шахматисты сами сочетали игровую деятельность с писательством или журналистикой. Для расширения кругозора непременно стоит познакомить учеников с некоторыми изве стными литературными произведениями: с точки зрения воспитания морального духа и правильного отношения к подготовке к турнирным баталиям но автором в свое время выступил Михаил Моисеевич Ботвинник (шестой чемпион мира по шахматам). Евгений Яковлевич Гик писал прекрасные юмо ристические рассказы, а Гарри Кимович Каспаров (тринадцатый чемпион мира по шахматам) рассматривал шахматы как модель жизни. Безусловно, шахматы отлично коррелируются и с математическими предметами. Некоторые шахматные задачи можно смело отнести и к алгебре, и к геометрии. Урок шахмат не стоит рассматривать только как обучение тонкостям самой игры. Шахматы должны быть направлены на максимальное раскрытие творческих способностей каждого ребенка, обучение должно быть комплексным, по возможности затрагивать межпредметные связи и самое главное — приносить радость и удовольствие обучающемуся. Нередки случаи, когда талант к изучению других дисциплин раскрывался именно после обучения шахматам.

В состав завершенной предметной линии входят учебники:
1. Чернышев П. А., Викерчук М. И., Глек И. В., Виноградов А. С. Шахматы. Начальный курс. 5—6 классы.
2. Викерчук М. И., Чернышев П. А., Глек И. В., Виноградов А. С. Шахматы. Тактика. 7—9 классы.

                                             Планируемые результаты освоения курса
Программа курса предполагает достижение выпускниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
                                             Личностные результаты освоения курса
1. Сформированность у обучающихся социально значимых понятий:
— о взаимосвязи человека с природной и социальной средой; о свободе личности в условиях личного и общественного пространства, правилах межличностных отношений; о субъективном и историческом времени в сознании человека; о чувстве личности; о формировании уникальной внутренней позиции личности каждого обучающегося;
— об обществе и его членах, роли различных социальных институтов в жизни человека (семья, школа, государственные органы и учреждения); об основных правах, свободах и обязанностях гражданина демократического общества, социальных нормах отношений и поведения (гуманизм, толерантность, дружба и др.); о положительном влиянии богатого внутреннего духовного мира на личность человека, его трудовую деятельность и выбор профессии; о правилах безопасности для сохранения жизни и физического, психического и социального развития личности;
— о сущности, месте и роли человека в природной среде, соблюдении экологически ценных отношений с объектами природы как источником материального блага и объектам трудовой деятельности людей;
— о научной картине мира, раскрывающей основные закономерности развития природы и общества;
— о взаимосвязи природы, общества и человека, их целостности;
— о художественно-эстетической картине мира как отражении субъективного его восприятия в произведениях искусства; о прекрасном и безобразном в окружающем мире и критериях их оценки; о роли искусства в жизни общества и каждого его члена, значимости художественной культуры народов России и стран мира.
2. Сформированность у обучающихся системы позитивных ценностных отношений и имеющих очевидную социальную значимость навыков и умений в соответствии с направлениями:
ƒƒ патриотическое воспитание и осознание российской идентичности:
— проявление ценностного отношения к достижениям своей Родины — России в науке, искусстве, к трудовым подвигам народа; уважение к символам России, историческим и природным памятникам, государственным праздникам и традициям разных народов, проживающих в родной стране;
— понимание своей социокультурной идентичности (этнической и общенациональной), необходимости познания истории, языка, культуры этноса, своего края, народов России и человечества;
— готовность к активному участию в жизни родного края, страны (общественный труд; создание социальных и экологических проектов; помощь людям, нуждающимся в ней; волонтерство);
— гражданское воспитание;
— проявление толерантного отношения к правам,
потребностям и интересам других людей, к их поведению, не нарушающих законы Российского государства;
— способность проявлять коммуникативные компетенции — стремление к успешному межличностному общению на основе равенства, гуманизма, стремления к взаимопониманию;
— готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в коллективных учебных исследовательских, проектных и других творческих работах;
— способность воспринимать и оценивать отдельные наиболее важные общественно-политические события, происходящие в стране и мире;
— готовность участвовать в школьном самоуправлении, в решении конкретных проблем, связанных с организацией учебной и внеклассной работы, с поддержанием прав и интересов обучающихся с учетом принципов социальной справедливости, правосознания, правил учебной дисциплины, установленных в образовательной организации;
ƒƒ духовно-нравственное воспитание:
— неприятие любых нарушений нравственных и правовых норм отношения к человеку, в том числе несправедливости, коррупции, эгоизма;
— осуждение любых искаженных форм идеологии — экстремизма, национализма, дискриминации по расовым, национальным, религиозным признакам;
— проявление компетенций в решении моральных проблем — ориентировка на нравственно-этические нормы в ситуациях выбора; оценочное отношение к собственным поступкам и поведению других, готовность прийти на помощь, проявить внимание и доброжелательность, в случае необходимости отказаться от собственного блага в пользу другого;
— соблюдение правил этического поведения по отношению к лицам другого пола, старшего возраста, с особенностями физического развития и состояния здоровья;
ƒƒ приобщение к культурному наследию:
— осознание важности освоения художественного наследия народов России и мира, эстетического восприятия окружающей действительности, понимания этнических культурных традиций и народного творчества;
— принятие необходимости следовать в повседневной жизни эстетическим ценностям, активное участие в разнообразной творческой художественной деятельности;
— понимание важности: владения языковой культурой; читательской деятельности как средства познания окружающего мира, рефлексии себя и окружающих;
ƒƒ популяризация научных знаний:
— освоение основ научного мировоззрения, соответствующего современному уровню наук о природе и обществе и общественной практике;
— проявление заинтересованности в расширении своих знаний о природе и обществе, о странах мира и их народах;
ƒƒ готовность к саморазвитию и самообразованию:
— способность к адаптации с учетом изменяющейся природной, социальной и информационной среды;
— физическое воспитание и культура здоровья, включая правила оказания первой помощи пострадавшему;
— проявление ответственного отношения к жизни и установке на здоровый образ жизни — правильное питание, выполнение санитарно-гигиенических правил, организация жизни;
— неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и других проявлений вреда для физического и психического здоровья, в том числе самозащита от непроверенной информации в интернет-среде;
— готовность к физическому совершенствованию, соблюдению подвижного образа жизни, к занятиям физической культурой и спортом, развитию физических качеств;
ƒƒ трудовое воспитание:
— проявление уважения к людям любого труда и результатам трудовой деятельности; бережного отношения к личному и общественному имуществу;
— стремление к осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования с учетом предполагаемой будущей профессии; проявление интереса к профориентационной деятельности;
— участие в социально значимом общественном труде на благо ближайшего окружения, образовательной организации, родного края;
ƒƒ экологическое воспитание:
— овладение основами экологической культуры, проявление нетерпимого отношения и осуждение действий, приносящих вред экологии окружающего мира;
— участие в практической деятельности экологической направленности; проведение рефлексивной оценки собственного экологического поведения.

                                               Метапредметные результаты освоения курса
1. Овладение познавательными универсальными учебными действиями:
— переводить практическую задачу в учебную;
— формулировать учебно-познавательную задачу, обосновывать ее своими интересами, мотивами,
учебными потребностями, поставленными проблемами;
— выбирать способ решения задачи из изученных, оценивать целесообразность и эффективность выбранного алгоритма;
— самостоятельно составлять алгоритм (или его часть) для решения учебной задачи, учитывать время, необходимое для этого;
— выбирать методы познания окружающего мира (наблюдение, исследование, опыт, проектная деятельность и пр.) в соответствии с поставленной учебной задачей;
— проводить по самостоятельно составленному плану опыт, эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей между объектами;
— формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, презентовать полученные результаты;
— уместно использовать базовые межпредметные понятия и термины, отражающие связи и отношения между объектами, явлениями, процессами окружающего мира;
— осуществлять логические операции по установлению родовидовых отношений, ограничению и группировке понятий по объему и содержанию;
— выделять и структурировать признаки объектов (явлений) по заданным существенным основаниям;
— осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом;
— распознавать ложные и истинные утверждения;
— устанавливать существенный признак классификации, основания для сравнения, критерии проводимого анализа, формулировать выводы по их результатам;
— приводить аргументы, подтверждающие собственное обобщение, вывод с учетом существующих точек зрения;
— использовать знаково-символические средства для представления информации и создания несложных моделей изучаемых объектов;
— преобразовывать предложенные модели в текстовый вариант представления информации, а также предложенную текстовую информацию в модели (таблица, диаграмма, схема и др.) в соответствии с поставленной учебной задачей;
— строить план, схему, алгоритм действия, исправлять (восстанавливать, дополнять) предложенный алгоритм на основе имеющихся знаний об изучаемом объекте;
— делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;
— осуществлять анализ требуемого содержания, различать его фактическую и оценочную составляющую, представленную в письменном источнике, диалоге, дискуссии.
2. Овладение регулятивными действиями:
— самостоятельно планировать деятельность (намечать цель, создавать алгоритм, отбирая целесообразные способы решения учебной задачи);
— оценивать средства (ресурсы), необходимые для решения учебно-познавательных задач;
— осуществлять контроль результата (продукта) и процесса деятельности (степень освоения способа действия) по заданным и/или самостоятельно определенным критериям;
— вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, измененных ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
— предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении данной учебной задачи; объяснять причины успеха (неудач) в деятельности;
— владеть умениями осуществлять совместную деятельность (договариваться, распределять обязанности, подчиняться, лидировать, контролировать свою работу) в соответствии с правилами речевого этикета;
— оценивать полученный совместный результат, свой вклад в общее дело, характер деловых отношений, проявлять уважение к партнерам по совместной работе, самостоятельно разрешать конфликты;
— осуществлять взаимоконтроль и коррекцию процесса совместной деятельности;
— устранять в рамках общения разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
3. Овладение коммуникативными универсальными учебными действиями:
— владеть смысловым чтением текстов разного вида, жанра, стиля с целью решения различных учебных задач, для удовлетворения познавательных запросов и интересов: определять тему, назначение текста, резюмировать главную идею, мысль текста, цель его создания; различать основную и дополнительную информацию, устанавливать логические связи и отношения, представленные в тексте; выявлять детали, важные для раскрытия основной мысли, идеи, содержания текста;
— владеть умениями участия в учебном диалоге - следить за соблюдением процедуры обсуждения, задавать вопросы на уточнение и понимание идей друг друга; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога;
— определять жанр выступления и в соответствии с ним отбирать содержание коммуникации; учитывать особенности аудитории;
— соблюдать нормы публичной речи и регламент; адекватно теме и ситуации общения использовать средства речевой выразительности для выделения смысловых блоков своего выступления, а также поддержания его эмоционального характера;
— формулировать собственные суждения (монологические высказывания) в форме устного и письменного текста, целесообразно выбирая его жанр и структуру в соответствии с поставленной целью коммуникации и адресатом.
4. Овладение навыками работы с информацией:
— выбирать, анализировать, ранжировать, систематизировать и интерпретировать информацию различного вида, давать оценку ее соответствия цели информационного поиска;
— находить требуемый источник с помощью электронного каталога и поисковых систем Интернета; сопоставлять информацию, полученную из разных источников;
— характеризовать/оценивать источник в соответствии с задачей информационного поиска;
— самостоятельно формулировать основания для извлечения информации из источника (текстового, иллюстративного, графического), учитывая характер полученного задания;
— работать с двумя и более источниками (в том числе разных видов), содержащими прямую и косвенную информацию;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию; реализовывать предложенный учителем способ проверки достоверности информации;
— определять несложную противоречивую информацию, самостоятельно находить способы ее проверки;
— подбирать иллюстративную, графическую и текстовую информацию в соответствии с поставленной учебной задачей;
— соблюдать правила информационной безопасности в ситуациях повседневной жизни и при работе в сети Интернет;
— участвовать в коллективном сборе информации (опрос, анкетирование), группировать полученную информацию в соответствии с предложенными критериями.
                                               

                                  Предметные результаты освоения курса
В результате изучения курса «Шахматы. Начальный курс» учащийся научится:
правилам игры в шахматы, включая сложные моменты: пат, троекратное повторение ходов, вечный шах, взятие на проходе и др.; определять ценность шахматных фигур, объяснять, почему одни фигуры сильнее, а другие - слабее;
ƒƒ понимать цель игры;
ƒƒ ставить мат;
ƒƒ элементарным тактическим приемам: вилка, связка — и успешно применять их на практике;
ƒƒ разыгрывать основные дебюты, распознавать и исправлять типичные ошибки в начале партии;
ƒƒ составлять простейшие планы в миттельшпиле, например, матовая атака на короля или размены с
переходом в выигранное окончание; ставить мат одинокому королю: ферзем и ладьей, двумя ладьями, ферзем, ладьей, двумя слонами;
ƒƒ записывать шахматную партию;
ƒƒ пользоваться шахматными часами, следовать шахматному этикету при игре в турнирах;
ƒƒ понимать систему присвоения шахматных разрядов и званий.
В результате изучения курса «Шахматы. Тактика» учащийся научится:
создавать и парировать многочисленные угрозы (например, вилки, связки или открытое нападение); использованию понятий темпа и промежуточного хода; различным дебютным ловушкам;ƒ сложным тактическим приемам: отвлечению, завлечению, блокировке и др.; использованию форсированной игры, умению рассчитывать на 2—3, а в некоторых позициях на большее количество ходов вперед;ƒосновам эндшпиля на примере простых окончаний, таких как король с пешкой против короля;  простейшим стратегическим идеям в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле;
 решению сложных творческих задач по тактике, соединяющих в себе несколько приемов (например, отвлечение, блокировку и вилку).

 

Содержание курса

 

                                                                             5 класс
Введение. Немного истории
История шахмат, их эволюция. Многовековой опыт и культурное наследие игры.
Шахматная доска и шахматное войско
Шахматная доска. Знакомство с шахматной доской. Понятие поля, горизонтали, вертикали, диагонали. Названия вертикалей и горизонталей, полей. Центр шахматной доски, центральные поля. Края доски. Начальная расстановка фигур на доске. Знакомство с шахматной армией. Названия шахматных фигур, начальная расстановка на доске. Типичные ошибки, возникающие при начальной расстановке фигур.
Ходы фигур и пешек
Ходы и взятия шахматных фигур и пешек. Король: ходы и взятия королем. Задачи-лабиринты на знания правил ходов короля. Задачи на взятие всех фигур соперника своими за минимальное количество ходов. Ладья: ходы и взятия. Задачи на взятие всех фигур соперника своей ладьей за минимальное количество ходов. Задачи-лабиринты с целью добраться ладьей до определенной клетки с особыми условиями (например, запрет на ходы на определенные поля). Слон: ходы и взятия слоном. Задачи на поиск кратчайшего пути при передвижении слона с одного поля на другое. Ферзь: ходы и взятия. Задачи на взятия фигур соперника ферзем. Конь: ходы и взятия. Задачи-лабиринты на поиск оптимального маршрута при перемещении коня с одного поля на другое. Пешка: ход и взятие пешкой. Отличие пешки от остальных фигур. Тематические задачи на закрепление темы.
Цель шахматной игры
Шах. Понятие шаха. Три способа защиты от шаха. Задачи на поиск эффективного шаха либо способа защиты от него. Вскрытый шах, его отличие от простого шаха, его опасность для защищающейся стороны.  Двойной шах как разновидность вскрытого шаха. Мат: определение, примеры, простейшие конструкции. Отличие шаха от мата. Решение тематических задач.
Необычные ходы шахматных фигур и пешек
Сложные правила перемещений шахматных фигур и пешек. Превращение пешки в ферзя и другие фигуры. Рокировка, правило выполнения, случаи, когда рокировка невозможна. Взятие на проходе.
Ничья
Все варианты, при которых в шахматной партии фиксируется ничья. Пат как одна из разновидностей ничьей. Недостаток материала для матования (например, король и конь против одинокого короля противника). Троекратное повторение позиции. Вечный шах как частный случай троекратного повторения. Правило пятидесяти ходов и предложение ничьей.
Запись ходов партии и относительная ценность шахматных фигур
Шахматная нотация, правила записи. Применение шахматной нотации на примере приведенной шахматной партии. Виды нотации: короткая и длинная. Знаки, используемые для комментирования шахматной партии и оценки шахматной позиции. Ценность шахматных фигур. Относительная ценность шахматных фигур, легкие и тяжелые фигуры. Понятие размена.
Элементарные шахматные приемы
Вилка: определение, примеры применения вилки. Связка: определение, тематические примеры применения связки.

                                                                            6 класс
Стадии партии
Дебют (начало игры). Определение, виды дебютов,примеры открытых, полуоткрытых, закрытых дебютов. Основные принципы игры в начале партии, типичные ошибки начинающих. Значение захвата центра доски в дебюте. Популярные ловушки в дебюте:«детский» и «дурацкий» маты. Примеры ловушек в открытых дебютах. Миттельшпиль (середина игры). Определение, отличие от дебюта. План в миттельшпиле, виды планов. Разбор возможных планов на примерах тематических партий. Эндшпиль (окончание игры). Определение, виды эндшпилей.
Мат одинокому королю и разнообразие матовых конструкций
Базовые приемы и алгоритмы матования одинокого короля. Типовые матовые конструкции. Линейный мат: определение и теоретический разбор. Мат ферзем: определение и теоретический разбор. Мат ладьей: определение и теоретический разбор. Мат двумя слонами: определение и теоретический разбор. Разнообразие матовых конструкций. Различные виды матовых финалов. Шаблоны матовых финалов и открытие новых шаблонов.
Игра в турнирах
Шахматный этикет. Правила и нормы поведения за шахматной доской. Шахматные часы. Разновидности шахматных игр. Шахматные турниры. Шахматные звания и рейтинги.
Время для проведения турниров

                                                                             7 класс
Введение в тактическую игру
Угроза: определение, разновидности угроз. Отличия угроз друг от друга. Способы защиты от различных угроз. Темп. Определение темпа как скорости игры. Определение темпа как потери или выигрыша времени в развитии фигур и пешек. Значение темпа в различных стадиях игры. Особое значение темпа в дебюте. Примеры потери темпа в дебюте. Использование потери нескольких темпов соперником в начале партии. Ситуации, при которых необходимо отдавать темп сопернику. Примеры передачи темпа на основе простейших окончаний. Промежуточный ход. Определение промежуточного хода. Назначение промежуточного хода. Пересечение промежуточного хода с тактическими приемами (например, вилкой или связкой). Примеры промежуточного хода в дебюте партии. Форсированная игра. Варианты форсированной игры. Как считать форсированные варианты игры, длина расчета, тематические примеры. Условно форсированная игра (случай, когда у соперника есть несколько вариантов, но один из них явно более сильный, поэтому практический смысл в расчете остальных вариантов отсутствует). Дебютные катастрофы. Тематические разборы учебных партий.
Тактические приемы
Вилка: определение, примеры. Связка: определение, тематические примеры. Отвлечение: определение, тематические примеры. Связь отвлечения с другими тактическими приемами (вилкой, связкой).
Время для проведения турниров

                                                                           8 класс
Тактические приемы
Мат в один ход. Мат и его разновидности. Приметы матирования. Открытое нападение: определение, тематические примеры. Открытый шах как частный случай открытого нападения. Случаи, в которых открытое нападение применяется в качестве защиты от атак соперника. Рентген: определение, типовые примеры. Атака посредством рентгена. Защита собственных фигур через рентген. Завлечение: определение, тематические примеры. Связь завлечения с тактическим приемом «промежуточный ход». Форсированная игра при использовании завлечения. Перекрытие: определение, учебные примеры. Перекрытие в миттельшпиле и эндшпиле как способ проведения пешки в ферзи. Блокировка: определение, назначение. «Вредный шах», выпускающий короля соперника из матовой сети, как частая ошибка начинающих шахматистов. Применение блокировки в конструкциях типа спертого мата. Пересечение блокировки с другими тактическими приемами. Мат в два хода. Поиск мата в два хода (развитие комбинационного зрения).
Завоевание поля: определение, тематические примеры. Шах при матировании. Определение правильной последовательности действий фигур. Завоевание поля при соотношении атаки/защиты поля: 2 атаки
против 1 защиты, 3 против 2 или 4 против 3.
Время для проведения турниров

                                                                              9 класс
Тактические приемы
Уничтожение защиты: определение, решение типовых примеров. Случаи, в которых возможно уничтожение защиты, ключевые и наиболее частые случаи и позиции, типовые удары. Освобождение линии действия: определение, примеры. Примеры матования, проведения пешки в ферзи, получения лучшей позиции. Мат в три хода. Поиск мата в три хода (развитие комбинационного зрения). Ограничение подвижности фигуры. Теория и разбор учебных партий. Пат (ничья): теоретическая часть, разбор типовых задач. Вечный шах (ничья): определение, разбор типовых примеров. Основы эндшпиля: определение, основные понятия и постулаты эндшпиля. Типовые шахматные окончания. Правило квадрата пешки. Эндшпиль с королем и пешкой против короля: понятие оппозиции, основные постулаты таких окончаний. Сочетание тактических ударов. Примеры с применением нескольких видов тактики.
Время для проведения турниров

 

Поурочное планирование 5 класс (34 ч, 1 ч в неделю)

Номер урока

Тема урока

1

История шахмат

2

Шахматная доска

3

Начальная расстановка фигур на доске

4

Король — самая важная фигура. Ходы и взятия короля

5

Ладья — тяжелая артиллерия. Ходы и взятия ладьи

6

Как ходит слон: ходы и взятия

7

Сила ферзя. Ходы и взятия ферзя

8

Ходы и взятия коня

9

Закрепление темы «Ходы и взятия коня»

10

Правила ходов и взятия пешки

11

Взятия фигурами и пешками. Повторение изученного материала в главе 2 «Ходы фигур и пешек»

12

Шах, способный защитить от шаха

13

Вскрытый шах. Как защититься от вскрытого шаха. Повторение всей темы «Шах»

14

Мат. Определение, простейшие примеры

15

Закрепление темы «Мат». Решение задач в классе

16

Превращение пешки в ферзя и в другие фигуры

17

Рокировка. Случаи, когда невозможно сделать рокировку

18

Взятие на проходе

19

Рокировка, взятие на проходе и превращение пешки в ферзя: повторение. Самостоятельная работа по этим трем темам

20

Пат. Определение, примеры, отличие от мата

21

Недостаток материала для достижения победы (мата)

22

Троекратное повторение позиции. Вечный шах

23

Повторение темы «Троекратное повторение позиции». Правило пятидесяти ходов и предложение ничьей

24

Повторение темы «Ничья»

25

Шахматная нотация. Короткая и длинная нотации. Примеры записи шахматных партий

26

Игровой день. Игра с записью партий с помощью короткой или длинной нотации

27

Ценность шахматных фигур

28

Проверочная работа по темам «Шахматная нотация»,
«Ценность шахматных фигур»

29

Вилка. Определение, примеры применения на практике

30

Связка. Определение, примеры применения на практике

31

Разбор самостоятельной работы. Подготовка к итоговой контрольной работе и разбор типовых примеров по всем темам

32

Итоговая контрольная работа за учебный год

33

Разбор итоговой контроль ной работы

34

Игровой день. Конкурс решения задач, конкурс по шахматной композиции (самостоятельному придумыванию задач учениками на различные шахматные темы). Игра в паре с записью

 

7 класс (34 ч, 1 ч в неделю)

Номер
урока

Тема урока

1

Что такое угроза? Разновидности угроз. Как создавать и защищаться от угроз?

2

Повторение темы «Угроза»

3

Темп в шахматах. Темп в дебюте

4

Темп в эндшпиле. Передача темпа

5

Промежуточный ход в шахматах

6

Форсированная игра

7

Закрепление темы «Форсированная игра»

8

Дебютные катастрофы

9

Продолжение изучения основных ошибок в дебюте

10

Закрепление темы «Дебютные катастрофы»

11

Дебютные катастрофы. Продолжение

12

Дебютные катастрофы. Заключение

13

Контрольная работа по главе 1 «Введение в тактическую игру»

14

Проверка контрольной работы

15

Игровое занятие

16

Разбор сыгранных партий

17

Вилка

18

Вилка. Продолжение

19

Вилка. Продолжение

20

Вилка. Заключение.

21

Вилка. Самостоятельная работа

22

Связка. Основные понятия.

23

Связка. Продолжение

24

Связка. Продолжение

25

Самостоятельная работа по темам «Связка» и «Вилка»

26

Разбор самостоятельной работы по темам «Связка» и «Вилка»

27

Отвлечение

28

Отвлечение. Продолжение

29

Отвлечение. Закрепление

30

Подготовка к итоговой контрольной работе

31

Итоговая контрольная работа. Первая часть. Практика

32

Контрольная работа. Вторая часть. Теория

33

Результаты итоговой контрольной работы

34

Игровое занятие

 

8 класс (34 ч, 1 ч в неделю)

Номер
урока

Тема урока

1

Повторение изученного материала

2

Мат в один ход

3

Решение задач на мат в один ход

4

Решение задач на мат в один ход

5

Открытое нападение

6

Открытое нападение. Продолжение

7

Открытое нападение. Заключение

8

Рентген. Основные понятия

9

Рентген. Продолжение

10

Рентген. Заключение

11

Завлечение. Основные понятия

12

Завлечение. Продолжение

13

Завлечение. Продолжение

14

Завлечение. Продолжение

15

Завлечение. Закрепление

16

Самостоятельная работа

17

Разбор самостоятельной работы

18

Игровое занятие

19

Анализ сыгранных партий

20

Перекрытие. Основные понятия

21

Перекрытие. Продолжение

22

Перекрытие. Закрепление

23

Проверочная работа по теме «Перекрытие». Новая тема «Блокировка»

24

Блокировка. Продолжение

25

Мат в два хода. Повторение ранее изученных тем

26

Мат в два хода. Продолжение

27

Завоевание поля. Основные понятия

28

Завоевание поля. Подготовка к итоговой контрольной работе

29

Итоговая контрольная работа

30

Результаты итоговой контрольной работы

31

Игровое занятие

32

Турнир по быстрым шахматам на первенство класса. День 1-й

33

Турнир по быстрым шахматам на первенство класса. День 2-й

34

Турнир по быстрым шахматам на первенство класса. День 3-й. Подведение итогов

 

9 класс (34 ч, 1 ч в неделю)

Номер
урока

Тема урока

1

Повторение изученного материала

2

Уничтожение защиты

3

Уничтожение защиты. Продолжение

4

Освобождение линии действия

5

Освобождение линии действия. Продолжение

6

Самостоятельная работа по темам «Освобождение линии действия» и «Уничтожение защиты»

7

Итоги самостоятельной работы. Задачи на мат в три хода

8

Мат в три хода. Конкурс по решению задач

9

Ограничение подвижности фигуры

10

Пат (ничья)

11

Пат. Продолжение

12

Вечный шах

13

Вечный шах. Закрепление

14

Самостоятельная работа по темам «Ограничение подвижности фигуры», «Пат (ничья)» и «Вечный шах»

15

Итоги самостоятельной работы по темам «Ограничение подвижности фигуры», «Пат (ничья)» и «Вечный шах»

16

Основы эндшпиля

17

Основы эндшпиля. Продолжение

18

Основы эндшпиля. Закрепление

19

Основы эндшпиля. Закрепление

20

Основы эндшпиля. Заключение

21

Сочетание тактических ударов

22

Сочетание тактических ударов. Продолжение

23

Сочетание тактических ударов. Продолжение

24

Подготовка к итоговой контрольной работе

25

Подготовка к итоговой контрольной работе

26

Пробная итоговая контрольная работа

27

Пробная итоговая контрольная работа

28

Работа над ошибками

29

Итоговая контрольная работа

30

Итоговая контрольная работа

31

Результаты итоговой работы

32

Игровой урок

33

Игровой урок

34

Игровой урок

 

Для реализации программы используются следующие средства:

1.      Комплекты шахматных фигур с досками – 10 шт. Доска демонстрационная с комплектом фигур на магнитах – 1шт.

2.      Часы шахматные – 1 шт.

3.      Раздаточный материал с упражнениями по изучаемому материалу.

 В течение всего учебного года идет непрерывный контроль усвоения знаний учащимися посредством следующих методов проверки:

1.      Шахматные турниры.

2.      Доклады.

3.      Сеансы одновременной игры.

4.      Конкурсы по решению шахматных задач.

5.      Для раскрытия уровня знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися в течение всего учебного года, проводится своего рода зачет, который включает в себя:

ü  вопросы по теории и истории шахмат,

ü  игру с руководителем кружка,

ü  соревнование, в котором участвуют все занимающиеся.

     

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.      Гик Е.А. Беседы о шахматах. - М., 1985

2.      Костьев А.Н. Учителю о шахматах. – М., 1986

3.      Пожарский В.Н. Шахматный учебник. – Рязань, 1994

4.      Журнал «64» - М., 1983-2004

5.      Костьев А.Н. Шахматный кружок в школе и пионерском лагере – М., 1980

6.      Принципы шахматной игры: учебное пособие./ Шакуров М.Ф. – Казань: Мастер Лайн,2000

 

 ПРЕДМЕТНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.      Таль М.Н., Дамский Я.В. Атака. – М., 1997

2.       Туров Б.И. Жемчужины шахматного творчества – М., 1981

3.      Спутник шахматиста: Справочник/В.П.Елесин, Б.М.Волков, А.И.Крюков. М.:Воениздат,1992

4.      Гик Е.Я. Компьютерные шахматы: Сборник. – М.: Агентство «ФАИР»,1997

5.      Гродзенский С.Я. Шахматы в жизни ученых. – М.:Наука,1983

6.      Линдер И.М., Шахматы на Руси. – М.:Наука,1975


 

7.     

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с

Пояснительная записка Программа изучения предмета «Шахматы» составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в

Пояснительная записка Программа изучения предмета «Шахматы» составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в

Михаил Моисеевич Ботвинник (шестой чемпион мира по шахматам)

Михаил Моисеевич Ботвинник (шестой чемпион мира по шахматам)

России, историческим и природным памятникам, государственным праздникам и традициям разных народов, проживающих в родной стране; — понимание своей социокультурной идентичности (этнической и общенациональной), необходимости познания…

России, историческим и природным памятникам, государственным праздникам и традициям разных народов, проживающих в родной стране; — понимание своей социокультурной идентичности (этнической и общенациональной), необходимости познания…

Метапредметные результаты освоения курса 1

Метапредметные результаты освоения курса 1

Овладение регулятивными действиями: — самостоятельно планировать деятельность (намечать цель, создавать алгоритм, отбирая целесообразные способы решения учебной задачи); — оценивать средства (ресурсы), необходимые для решения учебно-познавательных…

Овладение регулятивными действиями: — самостоятельно планировать деятельность (намечать цель, создавать алгоритм, отбирая целесообразные способы решения учебной задачи); — оценивать средства (ресурсы), необходимые для решения учебно-познавательных…

Овладение навыками работы с информацией: — выбирать, анализировать, ранжировать, систематизировать и интерпретировать информацию различного вида, давать оценку ее соответствия цели информационного поиска; — находить требуемый…

Овладение навыками работы с информацией: — выбирать, анализировать, ранжировать, систематизировать и интерпретировать информацию различного вида, давать оценку ее соответствия цели информационного поиска; — находить требуемый…

В результате изучения курса «Шахматы

В результате изучения курса «Шахматы

Сложные правила перемещений шахматных фигур и пешек

Сложные правила перемещений шахматных фигур и пешек

Форсированная игра. Варианты форсированной игры

Форсированная игра. Варианты форсированной игры

Поурочное планирование 5 класс (34 ч, 1 ч в неделю)

Поурочное планирование 5 класс (34 ч, 1 ч в неделю)

Игра в паре с записью 7 класс (34 ч, 1 ч в неделю)

Игра в паре с записью 7 класс (34 ч, 1 ч в неделю)

Повторение изученного материала 2

Повторение изученного материала 2

Самостоятельная работа по темам «Освобождение линии действия» и «Уничтожение защиты» 7

Самостоятельная работа по темам «Освобождение линии действия» и «Уничтожение защиты» 7

Для раскрытия уровня знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися в течение всего учебного года, проводится своего рода зачет, который включает в себя: ü вопросы по…

Для раскрытия уровня знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися в течение всего учебного года, проводится своего рода зачет, который включает в себя: ü вопросы по…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2020