Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9 с углублённым изучением отдельных предметов»
Елабужского муниципального района Республики Татарстан
«Принято»
Педагогическим советом.
Протокол от _______________
Введено приказом от _______________
Директор МБОУ «Средняя школа №»
____________________________
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
шахматного клуба «Белая ладья»
Возраст обучающихся: 9-10 лет
Срок реализации: 1 года
Автор-составитель:
Храмова Наиля Хамзяевна,
учитель начальных классов, педагог
дополнительного образования
«Согласовано»
Заместитель директора ________
«Рассмотрено»
на заседании МО, протокол от____________.
Руководитель МО ___________
Пояснительная записка
1. |
Образовательная организация |
МБОУ «Средняя школа №9» ЕМР РТ |
2. |
Полное название программы |
Шахматный клуб «Белая ладья» |
3. |
Направленность программы |
физкультурно-спортивное |
4. |
Срок реализации |
1 год |
5. |
Режим занятий |
1 раза в неделю по 2ч, 2 группы |
6. |
Объем программы |
70ч |
7. |
Возраст обучающихся |
9 - 10 лет |
8. |
Характеристика программы - тип программы - вид программы - форма организации содержания и учебного процесса |
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая модульная |
9. |
Цель программы
|
1.Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся. 2.Развитие общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы |
10. |
Планируемые результаты которыми должны овладеть обучающиеся в процессе изучения данного курса; |
личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности; Метапредметные результаты – освоенные учащимися универсальные учебные действия. Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно. Проговаривать последовательность действий. Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала. Учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности на занятии. Познавательные УУД: Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды. Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания. Коммуникативные УУД: Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им. Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности. Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре. Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования). |
11. |
Формы и методы деятельности |
Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления о шахматах, правилах игры, объяснения новых тем. Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ, указания. Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления о теме занятий. Практические методы: 1. Практическая игра. 2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов. 3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения; 4. Теоретические занятия, шахматные игры.. 5. Участие в турнирах, соревнованиях, конкурсах, викторинах. |
12. |
Формы мониторинга результативности |
Соревнования, турниры, конкурс, викторина, опрос, тестирование. |
13. |
Результативность реализации программы |
Ключевые компетенции: 1. Ценностно-смысловые компетенции. 2. Общекультурные компетенции 3. Учебно-познавательные компетенции 4. Информационные компетенции. 5. Коммуникативные компетенции. 6. Социально-трудовые компетенции. 7. Компетенции личностного самосовершенствования. |
Содержание программы.
Организационное занятие (2 ч) Знакомство с детьми. Постановка задач на год. Правила техники безопасности. Место шахмат в мировой культуре. Роль шахмат в воспитании и развитии личности особенности психологической подготовки юного шахматиста. Понятие о здоровом образе жизни. Сильнейшие юные шахматисты мира. Шахматная доска. Поля, линии, их обозначения. Легенда о возникновении шахмат. Шахматные фигуры и их обозначения. Позиция, запись позиции. Практическая работа: тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.
Шахматы – спорт, наука, искусство (5 ч) Краткая история шахмат. Различные системы проведения шахматных соревнований. Геометрические мотивы траектории перемещения шахматных фигур. Ходы и взятие ладьи, слона, ферзя, короля, коня и пешки. Логические связки «и», «или», «не». ударность и подвижность фигур в зависимости от положения на доске. Превращение пешки и взятие на проходе пешкой. Угроза, нападение, защита, двойной удар. Контроль полей. Ограничение подвижности фигур. Моделирование на шахматном материале.. Рокировка, правила ее выполнения.
Практическая работа: упражнения по выполнению ходов отдельными фигурами и на запись ходов; дидактические игры на маршруты фигур и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур.
Правила игры (7 ч) Правила турнирного поведения. Правило «тронул-ходи». Понятие «шах». Способы защиты от шаха. Открытый и двойной шах. Понятие «мат». Обучение алгоритму мата в один ход. Понятие «пат». Сходства и различия понятии «мат» и «пат». Выигрыш, ничья, виды ничьей.
Практическая работа: решение упражнений на постановку мата и пата в различное количество ходов. Первоначальные понятия (4 ч) Запись партий. Мат, ничья. Относительная ценность фигур.
Практическая работа: упражнения на запоминание правил шахматной нотации, игры с ограниченным набором фигур, простейшие этюды. Тактика игры (9 ч) Понятие о тактике и комбинации. Основные тактические приемы. Разбор специально подобранных позиций, решение тематических этюдов. Ценность фигур. Единица измерения ценности. Виды ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске. Защита. Размен. Виды размена. Материальный перевес. Легкие и тяжелые фигуры, их качество.
Практическая работа: решение арифметических задач (типа «У кого больше?») и логических задач («типа «Какая фигура ценнее?») Стратегия игры (5 ч) Определение стратегии. Целесообразное развитие фигур, выбор плана, централизация. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций. Эндшпиль (11 ч) Простейшие окончания. Определение эндшпиля. Роль короля в эндшпиле. Правило квадрата. Мат различными фигурами. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций, решение задач. Пешечный эндшпиль. Король и пешка против короля. Ключевые поля. Правило квадрата. Этюд Рети. Роль аппозиции. Отталкивание плечом. Треугольник. Прорыв. Игра на пат.
Ладейный эндшпиль. Ладья и пешка против пешки. Позиция Филидора, принцип Тарраша, построение моста, активность фигур.
Практическая работа: отработка на шахматной доске пешечного и ладейного эндшпиля.
Дебют (11 ч) Определение дебюта. Задачи дебюта и принципы его разыгрывания. Практические занятия: разбор специально подобранных позиций и учебных партий, анализ наиболее часто повторяющихся ошибок. Классификация дебютов. Мобилизация фигур, безопасность короля (короткая и длинная рокировка), борьба за центр. Роль и оптимизация работы фигур в дебюте. Гамбит, пункт f2 (f7) в дебюте. Понятие о шахматном турнире. Правила поведения при игре в шахматных турнирах. Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация в шахматах. Практическая работа: анализ учебных партий; игровая практика; анализ дебютной части партии.
Конкурсы решения задач, этюдов (8 ч) Понятие о позиции. Правила проведения конкурсов решений. Решение конкурсных позиций и определение победителя конкурса. Понятие о варианте. Логическая связка «если, то …». Открытая линия. Проходная пешка. Пешечные слабости. Форпост. Позиция короля. Атака на короля. Централизация. Практическая работа: Овладение тяжелыми фигурами 7(2) горизонтально. Вскрытие и запирание линии. Блокада. Анализ учебных партий; игровая практика. Сеансы одновременной игры ( 3 ч) Проведение руководителем кружка сеансов одновременной игры с последующим разбором партий с кружковцами. Мат двумя ладьями, королем и ладьей как игры с выигрышной стратегией. Матовые и патовые позиции. Стратегия и тактика оттеснения одинокого короля на край доски. Планирование, анализ и контроль при мате одинокого короля. Управление качеством матования.
Практическая работа: решение задач с нахождением одинокого короля в разных зонах; участие в турнирах. Соревнования (2 ч) Показательные выступления наиболее успешных учащихся. Презентация успехов юных шахматистов с приглашением родителей учащихся. Конкурс на решение шахматных задач; шахматный вернисаж (выставка картин школьников на шахматные темы). Итоговое занятие (1 ч) Подведение итогов года. Шахматный вернисаж (выставка картин школьников на шахматные темы).
Учебно-тематическое планирование
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
Количество часов |
Форма занятия |
Форма контроля |
|
Теория |
Практика |
|||||
1. |
Организационное занятие. |
2 |
2 |
|
игровая деятельность |
фронтальный и индивидуальный опрос |
2. |
Шахматы – спорт, наука, искусство. |
5 |
5 |
|
игровая деятельность, беседа |
фронтальный и индивидуальный опрос |
3. |
Правила игры. |
7 |
6 |
1 |
игровая деятельность, групповые занятия |
фронтальный и индивидуальный опрос |
4. |
Первоначальные понятия. |
4 |
3 |
1 |
лекция, игровая деятельность, групповые занятия |
фронтальный и индивидуальный опрос |
5. |
Тактика игры. |
9 |
6 |
3 |
игровая деятельность, разбор партий, беседа |
диагностические задания и упражнения |
6. |
Стратегия игры. |
5 |
3 |
2 |
разбор партий, групповые занятия |
фронтальный и индивидуальный опрос |
7. |
Эндшпиль. |
11 |
5 |
6 |
разбор партий, групповые занятия |
диагностические задания и упражнения |
8. |
Дебют. |
11 |
5 |
6 |
разбор партий, групповые занятия |
диагностические задания и упражнения |
9. |
Конкурсы решения задач, этюдов. |
8 |
5 |
3 |
конкурсы, разбор партий |
диагностические задания и упражнения |
10. |
Сеансы одновременной игры. |
3 |
|
3 |
сеанс одновременной игры, турнирная практика |
соревнование, наблюдение |
11. |
Соревнования. |
2 |
|
2 |
турнирная практика, групповые занятия, |
соревнование, наблюдение |
12. |
Итоговое занятие. |
1 |
1 |
|
групповые занятия, игровая деятельность, индивидуальное занятие |
индивидуальный опрос |
|
Итого: |
68 |
41 |
27 |
|
|
Календарный учебный график
№ заня тия |
Наименование разделов и тем |
Кол-во часов |
1 группа |
2 группа |
||
План. сроки |
Фактич. сроки |
План. сроки |
Фактич. сроки |
|||
|
Организационное занятие (2 ч) |
|
|
|
|
|
1. |
Место шахмат в мировой культуре. Легенда о возникновении шахмат. |
1 |
|
|
|
|
2 |
Шахматная доска. Поля, линии, их обозначения. Позиция, запись позиции |
1 |
|
|
|
|
|
Шахматы – спорт, наука, искусство (5 ч) |
|
|
|
|
|
3 |
Из истории шахмат. Шахматы – это спорт, наука, искусство |
1 |
|
|
|
|
4. |
Ходы и взятие ладьи, слона, ферзя, короля, коня и пешки. |
1 |
|
|
|
|
5. |
Превращение пешки и взятие на проходе пешкой. |
1 |
|
|
|
|
6 |
Угроза, нападение, защита, двойной удар. |
1 |
|
|
|
|
7. |
Контроль полей. Рокировка, правила ее выполнения. |
1 |
|
|
|
|
|
Правила игры (7 ч) |
|
|
|
|
|
8 |
Правила турнирного поведения «тронул-ходи». Понятие «шах» Способы защиты от шаха. Открытый и двойной шах. |
1 |
|
|
|
|
9 |
Способы защиты от шаха. Открытый и двойной шах. |
1 |
|
|
|
|
10 |
Способы защиты от шаха. Открытый и двойной шах. |
1 |
|
|
|
|
11 |
Понятие «мат». Обучение алгоритму мата в один ход. |
1 |
|
|
|
|
12 |
Понятие «пат». Сходства и различия понятии «мат» и «пат». |
1 |
|
|
|
|
13 |
Понятие «пат» и «мат». Выигрыш, ничья |
1 |
|
|
|
|
14 |
Практическая работа: решение упражнений на постановку мата и пата в различное количество ходов. |
1 |
|
|
|
|
|
Первоначальные понятия (4 ч) |
|
|
|
|
|
15 |
Запись партий. Мат, ничья. |
1 |
|
|
|
|
16 |
Ходы фигур и их особенности. |
1 |
|
|
|
|
17 |
Сравнительная сила фигур. |
1 |
|
|
|
|
18 |
Практическая работа: упражнения на запоминание правил шахматной нотации, игры с ограниченным набором фигур, простейшие этюды |
1 |
|
|
|
|
|
Тактика игры ( 9 ч) |
|
|
|
|
|
19. |
Понятие о тактике и комбинации. Основные тактические приемы. |
1 |
|
|
|
|
20 |
Разбор специально подобранных позиций, решение тематических этюдов |
1 |
|
|
|
|
21. |
Ценность фигур. Единица измерения ценности. Виды ценности. |
1 |
|
|
|
|
22 |
Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске. |
1 |
|
|
|
|
23 |
Защита. Размен. Виды размена. |
1 |
|
|
|
|
24 |
Материальный перевес. Легкие и тяжелые фигуры, их качество. |
1 |
|
|
|
|
25. |
Практическая работа: решение арифметических задач (типа «У кого больше?») |
1 |
|
|
|
|
26 |
Практическая работа: логических задач («типа «Какая фигура ценнее?») |
1 |
|
|
|
|
27. |
Индивидуальные занятия: упражнения на запоминание правил шахматной нотации |
1 |
|
|
|
|
|
Стратегия игры (5 ч) |
|
|
|
|
|
28. |
Определение стратегии. |
1 |
|
|
|
|
29 |
Целесообразное развитие фигур. |
1 |
|
|
|
|
30 |
Выбор плана, централизация. |
1 |
|
|
|
|
31 |
Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций. |
1 |
|
|
|
|
32 |
Индивидуальные занятия: упражнения в определении стратегии |
1 |
|
|
|
|
|
Эндшпиль(11 ч) |
|
|
|
|
|
33 |
Простейшие окончания. |
1 |
|
|
|
|
34 |
Определение эндшпиля. |
1 |
|
|
|
|
35 |
Роль короля в эндшпиле |
1 |
|
|
|
|
36 |
Правило квадрата. Ключевые поля. |
1 |
|
|
|
|
37 |
Мат различными фигурами. |
1 |
|
|
|
|
38 |
Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций. |
1 |
|
|
|
|
39 |
Практическая работа: этюд Рети. |
1 |
|
|
|
|
40 |
Практическая работа: ладейный эндшпиль. Ладья и пешка против пешки. |
1 |
|
|
|
|
41 |
Практическая работа: король и пешка против короля. |
1 |
|
|
|
|
42 |
Практическая работа: отработка на шахматной доске пешечного и ладейного эндшпиля. |
1 |
|
|
|
|
43 |
Индивидуальные занятия: упражнения в игре на пат. |
1 |
|
|
|
|
|
Дебют (11 ч) |
|
|
|
|
|
44 |
Определение дебюта. Задачи дебюта и принципы его разыгрывания. |
1 |
|
|
|
|
45 |
Мобилизация фигур, безопасность короля (короткая и длинная рокировка), борьба за центр |
1 |
|
|
|
|
46 |
Роль и оптимизация работы фигур в дебюте. |
1 |
|
|
|
|
47 |
Понятие о шахматном турнире. Правила поведения при игре в шахматных турнирах. |
1 |
|
|
|
|
48 |
Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация в шахматах. |
1 |
|
|
|
|
49 |
Практическая работа: разбор специально подобранных позиций и учебных партий |
1 |
|
|
|
|
50 |
Практическая работа: классификация дебютов. |
1 |
|
|
|
|
51 |
Практическая работа: гамбит, пункт f2 (f7) в дебюте. |
1 |
|
|
|
|
52 |
Практическая работа: игровая практика |
1 |
|
|
|
|
53 |
Практическая работа: анализ дебютной части партии |
1 |
|
|
|
|
54 |
Индивидуальные занятия: анализ учебных партий. |
1 |
|
|
|
|
|
Конкурсы решения задач, этюдов (8 ч) |
|
|
|
|
|
55 |
Понятие о позиции. Правила проведения конкурсов решений |
1 |
|
|
|
|
56 |
Решение конкурсных позиций и определение победителя конкурса. Понятие о варианте. |
1 |
|
|
|
|
57 |
Логическая связка «если, то …». Открытая линия. |
1 |
|
|
|
|
58 |
Проходная пешка. Пешечные слабости. |
1 |
|
|
|
|
59 |
Форпост. Позиция короля. Атака на короля. |
1 |
|
|
|
|
60 |
Практическая работа: овладение тяжелыми фигурами |
1 |
|
|
|
|
61 |
Практическая работа: вскрытие и запирание линии. Блокада. |
1 |
|
|
|
|
62 |
Практическая работа: анализ учебных партий; игровая практика. |
1 |
|
|
|
|
|
Сеансы одновременной игры (3 ч) |
|
|
|
|
|
63 |
Практическая работа: мат двумя ладьями, королем и ладьей как игры с выигрышной стратегией. |
1 |
|
|
|
|
64 |
Практическая работа: решение задач с нахождением одинокого короля в разных зонах |
1 |
|
|
|
|
65 |
Практическая работа: планирование, анализ и контроль при мате одинокого короля. Управление качеством матования. |
1 |
|
|
|
|
|
Соревнования(2 ч) |
|
|
|
|
|
66 |
Практическая работа: показательные выступления наиболее успешных учащихся. |
1 |
|
|
|
|
67 |
Практическая работа: конкурс на решение шахматных задач. |
1 |
|
|
|
|
|
Итоговое занятие (1 ч) |
|
|
|
|
|
68 |
Подведение итогов года. Шахматный вернисаж (выставка картин школьников на шахматные темы). |
1 |
|
|
|
|
|
Итого: |
68 |
|
|
|
|
Организационно-педагогические условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение программы
На занятиях используются: магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами – 1 штука. шахматные часы – 2 штуки. таблицы к различным турнирам. раздаточные материалы для тренинга. вопросники к контрольным занятиям и викторинам. словарь шахматных терминов. комплекты шахматных фигур с досками – 10-12 штук. интерактивная шахматная доска.
Занятия проводятся в кабинете №204 МБОУ «СОШ№9». Кабинет укомплектован необходимым оборудованием. Всё оборудование соответствует требованиям программы. Имеется освещение, отопление и вентиляция помещения проводится в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами.
Учебно-методическое и информационное обеспечение программы
Методическая литература для педагога. 1. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу. Пособие для учителя. Обнинск, 1999. 2. Костьев А. Учителю о шахматах. М., 1986. 3. Бронштейн Д. Самоучитель шахматной игры. М., 1982.
4. Злотник Б., Кузьмина С. Курс-минимум по шахматам. М., 1990. 5. Майзелис И. Шахматы. М., 1960. 6. Макарычев С., Макарычева М. От А до ... М., 1995. 7. Пожарский В.Н. Шахматный учебник. Рязань, 1994. 8. Сухин И. 1000 самых знаменитых шахматных комбинаций. М., 2001. 9. Шахматный словарь / Сост. Г. Гейлер. М., 1964. 10. Шахматы — школе / Сост. Б. Гершунский и др. М., 1991. Методическая литература для детей 1. Весела И. Шахматный букварь. М., 1983. 2. Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. М., 1980. 3. Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. М., 2000. 4. Сухин И. Шахматы для самых маленьких. М., 2000. 5. Журавлев Н. В стране шахматных чудес. М., 1991.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.