Рабочая программа. Шахматы.
Оценка 4.8

Рабочая программа. Шахматы.

Оценка 4.8
Образовательные программы +1
docx
9 кл—10 кл
29.11.2020
Рабочая программа. Шахматы.
ДОО Шахматы.Рабочая програма..docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9 с углублённым изучением отдельных предметов»

Елабужского муниципального района Республики Татарстан

 

 

«Принято»

Педагогическим советом.

Протокол от _______________

 

Введено приказом от _______________

Директор МБОУ «Средняя школа №»

____________________________  

           

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

физкультурно-спортивной направленности

 шахматного клуба «Белая ладья»

 

Возраст обучающихся: 9-10 лет

Срок реализации: 1 года

 

Автор-составитель:

Храмова Наиля Хамзяевна,

учитель начальных классов, педагог

дополнительного образования

 

 

 

 

«Согласовано»

Заместитель директора ________

 

«Рассмотрено»

на заседании МО, протокол от____________.

Руководитель МО ___________

 

 

 

Пояснительная записка

 

1.                   

Образовательная организация

МБОУ «Средняя школа №9» ЕМР РТ

2.                   

Полное название программы

Шахматный  клуб  «Белая ладья»

3.                   

Направленность программы

физкультурно-спортивное

4.                   

Срок реализации

1 год

5.                   

Режим занятий

1 раза в неделю по 2ч, 2 группы

6.                   

Объем программы

70ч

7.                   

Возраст обучающихся

9 - 10 лет

8.                   

Характеристика программы

- тип программы

- вид программы

- форма организации содержания и учебного процесса

 

дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая

модульная

9.                   

Цель программы

 

1.Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся.                                    2.Развитие общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы

10.               

Планируемые результаты которыми должны

овладеть обучающиеся в процессе изучения

данного курса;

личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию,

ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;                                         Метапредметные результаты – освоенные учащимися универсальные учебные действия.       Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно.    

Проговаривать последовательность действий.

Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

Учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности на занятии.

 Познавательные УУД:

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.

Коммуникативные УУД:

Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.

Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.

Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре.

Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).

11.               

Формы и методы деятельности

Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления о шахматах,  правилах игры, объяснения новых тем. Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ, указания.

 Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления о теме занятий.

Практические методы:                                                                                                                                        1. Практическая игра.

2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения;

4. Теоретические занятия, шахматные игры..

5. Участие в турнирах, соревнованиях, конкурсах, викторинах.

12.               

Формы мониторинга результативности

Соревнования, турниры, конкурс, викторина, опрос, тестирование.

13.               

Результативность реализации программы

Ключевые компетенции:

1. Ценностно-смысловые компетенции.

2. Общекультурные компетенции

3. Учебно-познавательные компетенции

4. Информационные компетенции.

5. Коммуникативные компетенции.

6. Социально-трудовые компетенции.

7. Компетенции личностного самосовершенствования.

 

 

 

Содержание программы.

Организационное занятие (2 ч)                                                                                                                                                                                                                               Знакомство с детьми. Постановка задач на год. Правила техники безопасности. Место шахмат в мировой культуре. Роль шахмат в воспитании и развитии личности особенности психологической подготовки  юного шахматиста. Понятие о здоровом образе жизни. Сильнейшие юные шахматисты мира. Шахматная доска. Поля, линии, их обозначения. Легенда о возникновении шахмат. Шахматные фигуры и их обозначения. Позиция, запись позиции.                              Практическая работа: тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

Шахматы – спорт, наука, искусство (5 ч)                                                                                                                                                                                                               Краткая история шахмат. Различные системы проведения шахматных соревнований. Геометрические мотивы траектории перемещения шахматных фигур. Ходы и взятие ладьи, слона, ферзя, короля, коня и пешки. Логические связки «и», «или», «не». ударность и подвижность фигур в зависимости от положения на доске. Превращение пешки и взятие на проходе пешкой. Угроза, нападение, защита, двойной удар. Контроль полей. Ограничение подвижности фигур. Моделирование на шахматном материале.. Рокировка, правила ее выполнения.

Практическая работа: упражнения по выполнению ходов отдельными фигурами и на запись ходов; дидактические игры на маршруты фигур и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур.

Правила игры (7 ч)                                                                                                                                                                                                                                                          Правила турнирного поведения. Правило «тронул-ходи». Понятие «шах». Способы защиты от шаха. Открытый и двойной шах. Понятие «мат». Обучение алгоритму мата  в один ход. Понятие «пат». Сходства и различия понятии «мат» и «пат». Выигрыш, ничья, виды ничьей.

Практическая работа: решение упражнений на постановку мата и пата в различное количество ходов.                                                                                         Первоначальные понятия (4 ч)                                                                                                                                                                                                                                         Запись партий. Мат, ничья. Относительная ценность фигур.

Практическая работа: упражнения на запоминание правил шахматной нотации, игры с ограниченным набором фигур, простейшие этюды.                                   Тактика игры (9 ч)                                                                                                                                                                                                                                                           Понятие о тактике и комбинации. Основные тактические приемы. Разбор специально подобранных позиций, решение тематических этюдов. Ценность фигур. Единица измерения ценности. Виды ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске. Защита. Размен. Виды размена. Материальный перевес. Легкие и тяжелые фигуры, их качество.

Практическая работа: решение арифметических задач (типа «У кого больше?») и логических задач  («типа «Какая фигура ценнее?»)                                                 Стратегия игры (5 ч)                                                                                                                                                                                                                                              Определение стратегии. Целесообразное развитие фигур, выбор плана, централизация.                                                                                                                   Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций.                                                                                            Эндшпиль (11 ч)                                                                                                                                                                                                                                                        Простейшие окончания. Определение эндшпиля. Роль короля в эндшпиле. Правило квадрата. Мат различными фигурами. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций, решение задач. Пешечный эндшпиль. Король и пешка против короля. Ключевые поля. Правило квадрата. Этюд Рети. Роль аппозиции. Отталкивание плечом. Треугольник. Прорыв. Игра на пат.

Ладейный эндшпиль. Ладья и пешка против пешки. Позиция Филидора, принцип Тарраша, построение моста, активность фигур.

Практическая работа: отработка на шахматной доске пешечного и ладейного эндшпиля.

 

 

Дебют (11 ч)                                                                                                                                                                                                                                                               Определение дебюта. Задачи дебюта и принципы его разыгрывания. Практические занятия: разбор специально подобранных позиций и учебных партий, анализ наиболее часто повторяющихся ошибок. Классификация дебютов. Мобилизация фигур, безопасность короля (короткая и длинная рокировка), борьба за центр. Роль и оптимизация работы фигур в дебюте. Гамбит, пункт f2 (f7) в дебюте. Понятие о шахматном турнире. Правила поведения при игре в шахматных турнирах. Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация в шахматах.                                                                                                                     Практическая работа: анализ учебных партий; игровая практика; анализ дебютной части партии.

Конкурсы решения задач, этюдов (8 ч)                                                                                                                                                                                                                       Понятие о позиции. Правила проведения конкурсов решений. Решение конкурсных позиций и определение победителя конкурса. Понятие о варианте. Логическая связка «если, то …». Открытая линия. Проходная пешка. Пешечные слабости. Форпост. Позиция короля. Атака на короля. Централизация. Практическая работа: Овладение тяжелыми фигурами 7(2) горизонтально. Вскрытие и запирание линии. Блокада. Анализ учебных партий; игровая практика.                                                                                                                     Сеансы одновременной игры ( 3 ч)                                                                                                                                                                                                                        Проведение руководителем кружка сеансов одновременной игры с последующим разбором партий с кружковцами. Мат двумя ладьями, королем и ладьей как игры с выигрышной стратегией. Матовые и патовые позиции. Стратегия и тактика оттеснения  одинокого короля на край доски. Планирование, анализ и контроль при мате одинокого короля. Управление качеством матования.

Практическая работа: решение задач с нахождением одинокого короля в разных зонах; участие в турнирах.                                                                     Соревнования (2 ч)                                                                                                                                                                                                                                              Показательные выступления наиболее успешных учащихся. Презентация успехов юных шахматистов с приглашением родителей учащихся. Конкурс на решение шахматных задач; шахматный вернисаж (выставка картин школьников на шахматные темы).                                                                                           Итоговое занятие (1 ч)                                                                                                                                                                                                                                            Подведение итогов года. Шахматный вернисаж (выставка картин школьников на шахматные темы).      

 

 

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                   Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество часов

Форма занятия

Форма контроля

Теория

Практика

1.

Организационное занятие.

2

2

 

игровая деятельность

фронтальный и индивидуальный опрос

2.

Шахматы – спорт, наука, искусство.

5

5

 

игровая деятельность, беседа

фронтальный и индивидуальный опрос

3.

Правила игры.

7

6

1

игровая деятельность, групповые занятия

фронтальный и индивидуальный опрос

4.

Первоначальные понятия.

4

3

1

лекция, игровая деятельность, групповые занятия

фронтальный и индивидуальный опрос

5.

Тактика игры.

9

6

3

игровая деятельность, разбор партий, беседа

диагностические задания и упражнения

6.

Стратегия игры.

5

3

2

разбор партий, групповые занятия

фронтальный и индивидуальный опрос

7.

Эндшпиль.

11

5

6

разбор партий, групповые занятия

диагностические задания и упражнения

8.

Дебют.

11

5

6

разбор партий, групповые занятия

диагностические задания и упражнения

9.

Конкурсы решения задач, этюдов.

8

5

3

конкурсы, разбор партий

диагностические задания и упражнения

10.

Сеансы одновременной игры.

3

 

3

сеанс одновременной игры, турнирная практика

соревнование, наблюдение

11.

Соревнования.

2

 

2

турнирная практика, групповые занятия,

соревнование, наблюдение

12.

Итоговое занятие.

1

1

 

групповые занятия, игровая деятельность, индивидуальное занятие

 индивидуальный опрос

 

Итого:

68

41

27

 

 

 

                                                                                                        Календарный учебный график

 

№ заня  тия

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

   1 группа

          2 группа

План.

 сроки

Фактич.

 сроки

План.

 сроки

Фактич.

 сроки

 

Организационное занятие (2 ч)

 

 

 

 

 

1.

Место шахмат в мировой культуре. Легенда о возникновении шахмат.

1

 

 

 

 

2

Шахматная доска. Поля, линии, их обозначения. Позиция, запись позиции

1

 

 

 

 

 

Шахматы – спорт, наука, искусство (5 ч)                                                                                                                                                                                                              

 

 

 

 

 

3

Из истории шахмат. Шахматы – это спорт, наука, искусство

1

 

 

 

 

4.

Ходы и взятие ладьи, слона, ферзя, короля, коня и пешки.

1

 

 

 

 

5.

Превращение пешки и взятие на проходе пешкой.

1

 

 

 

 

6

Угроза, нападение, защита, двойной удар.

1

 

 

 

 

7.

Контроль полей. Рокировка, правила ее выполнения.

1

 

 

 

 

 

Правила игры (7 ч)

 

 

 

 

 

8

Правила турнирного поведения «тронул-ходи». Понятие «шах» Способы защиты от шаха. Открытый и двойной шах.

1

 

 

 

 

9

Способы защиты от шаха. Открытый и двойной шах.

1

 

 

 

 

10

Способы защиты от шаха. Открытый и двойной шах.

1

 

 

 

 

11

Понятие «мат». Обучение алгоритму мата  в один ход.

1

 

 

 

 

12

Понятие «пат». Сходства и различия понятии «мат» и «пат».

1

 

 

 

 

13

Понятие «пат» и «мат». Выигрыш, ничья

1

 

 

 

 

14

Практическая работа: решение упражнений на постановку мата и пата в различное количество ходов.                                                                                        

1

 

 

 

 

 

Первоначальные понятия (4 ч)

 

 

 

 

 

15

Запись партий. Мат, ничья.

1

 

 

 

 

16

Ходы фигур и их особенности.

1

 

 

 

 

17

Сравнительная сила фигур.

1

 

 

 

 

18

 Практическая работа: упражнения на запоминание правил шахматной нотации, игры с ограниченным набором фигур, простейшие этюды

1

 

 

 

 

 

Тактика игры ( 9 ч)

 

 

 

 

 

19.

Понятие о тактике и комбинации. Основные тактические приемы.

1

 

 

 

 

20

Разбор специально подобранных позиций, решение тематических этюдов

1

 

 

 

 

21.

Ценность фигур. Единица измерения ценности. Виды ценности.

1

 

 

 

 

22

Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске.

1

 

 

 

 

23

Защита. Размен. Виды размена.

1

 

 

 

 

24

Материальный перевес. Легкие и тяжелые фигуры, их качество.

1

 

 

 

 

25.

Практическая работа: решение арифметических задач (типа «У кого больше?»)

1

 

 

 

 

26

Практическая работа:  логических задач  («типа «Какая фигура ценнее?»)                                                

1

 

 

 

 

27.

Индивидуальные занятия: упражнения на запоминание правил шахматной нотации

1

 

 

 

 

 

Стратегия игры (5  ч)

 

 

 

 

 

28.

Определение стратегии.

1

 

 

 

 

29

Целесообразное развитие фигур.                                                                                                                

1

 

 

 

 

30

Выбор плана, централизация.                                                                                                                  

1

 

 

 

 

31

Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций.                                                                                           

1

 

 

 

 

32

Индивидуальные занятия: упражнения в определении стратегии

1

 

 

 

 

 

Эндшпиль(11 ч)

 

 

 

 

 

33

Простейшие окончания.

1

 

 

 

 

34

Определение эндшпиля.

1

 

 

 

 

35

Роль короля в эндшпиле

1

 

 

 

 

36

Правило квадрата. Ключевые поля.

1

 

 

 

 

37

Мат различными фигурами.

1

 

 

 

 

38

Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций.

1

 

 

 

 

39

Практическая работа: этюд Рети.

1

 

 

 

 

40

Практическая работа: ладейный эндшпиль. Ладья и пешка против пешки.

1

 

 

 

 

41

Практическая работа: король и пешка против короля.

1

 

 

 

 

42

Практическая работа: отработка на шахматной доске пешечного и ладейного эндшпиля.

1

 

 

 

 

43

Индивидуальные занятия: упражнения  в игре  на пат.

1

 

 

 

 

 

Дебют (11 ч)

 

 

 

 

 

44

Определение дебюта. Задачи дебюта и принципы его разыгрывания.

1

 

 

 

 

45

Мобилизация фигур, безопасность короля (короткая и длинная рокировка), борьба за центр

1

 

 

 

 

46

Роль и оптимизация работы фигур в дебюте.

1

 

 

 

 

47

Понятие о шахматном турнире. Правила поведения при игре в шахматных турнирах.

1

 

 

 

 

48

Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация в шахматах.

1

 

 

 

 

49

Практическая работа: разбор специально подобранных позиций и учебных партий

1

 

 

 

 

50

Практическая работа:  классификация дебютов.

1

 

 

 

 

51

Практическая работа: гамбит, пункт f2 (f7) в дебюте.

1

 

 

 

 

52

Практическая работа: игровая практика

1

 

 

 

 

53

Практическая работа: анализ дебютной части партии

1

 

 

 

 

54

Индивидуальные занятия: анализ учебных партий.

1

 

 

 

 

 

Конкурсы решения задач, этюдов (8 ч)

 

 

 

 

 

55

Понятие о позиции. Правила проведения конкурсов решений

1

 

 

 

 

56

Решение конкурсных позиций и определение победителя конкурса. Понятие о варианте.

1

 

 

 

 

57

Логическая связка «если, то …». Открытая линия.

1

 

 

 

 

58

Проходная пешка. Пешечные слабости.

1

 

 

 

 

59

Форпост. Позиция короля. Атака на короля.

1

 

 

 

 

60

Практическая работа:  овладение тяжелыми фигурами

1

 

 

 

 

61

Практическая работа: вскрытие и запирание линии. Блокада.

1

 

 

 

 

62

Практическая работа:  анализ учебных партий; игровая практика.                                                                                                                    

1

 

 

 

 

 

Сеансы одновременной игры (3 ч)

 

 

 

 

 

63

Практическая работа: мат двумя ладьями, королем и ладьей как игры с выигрышной стратегией.

1

 

 

 

 

64

Практическая работа: решение задач с нахождением одинокого короля в разных зонах

1

 

 

 

 

65

Практическая работа:  планирование, анализ и контроль при мате одинокого короля. Управление качеством матования.

1

 

 

 

 

 

Соревнования(2 ч)

 

 

 

 

 

66

Практическая работа:  показательные выступления наиболее успешных учащихся.

1

 

 

 

 

67

Практическая работа:  конкурс на решение шахматных задач.

1

 

 

 

 

 

Итоговое занятие (1 ч)

 

 

 

 

 

68

Подведение итогов года.  Шахматный вернисаж (выставка картин школьников на шахматные темы).                                                                                          

1

 

 

 

 

 

Итого:

68

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   Организационно-педагогические условия реализации программы

                                                                         Материально – техническое обеспечение программы 

   На занятиях используются:                                                                                                                                                                                                                               магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами – 1 штука.                                                                                                                                     шахматные часы – 2 штуки.                                                                                                                                                                                                                          таблицы к различным турнирам.                                                                                                                                                                                                                      раздаточные материалы для тренинга.                                                                                                                                                                                                      вопросники к контрольным занятиям и викторинам.                                                                                                                                                                                                      словарь шахматных терминов.                                                                                                                                                                                                                       комплекты шахматных фигур с досками – 10-12 штук.                                                                                                                                                                                   интерактивная шахматная доска.  

Занятия проводятся в кабинете №204 МБОУ «СОШ№9».                                                                                                                                                               Кабинет укомплектован необходимым оборудованием. Всё оборудование соответствует требованиям программы.                                                Имеется освещение, отопление и вентиляция помещения проводится в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами.                                                

                                                Учебно-методическое и информационное обеспечение программы

                                                                  Методическая литература для педагога.                                                                                                                                  1. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу. Пособие для учителя. Обнинск, 1999.                                                                                                                 2. Костьев А. Учителю о шахматах. М., 1986.                                                                                                                                                                                                3. Бронштейн Д. Самоучитель шахматной игры. М., 1982.                                                                                                                                                                                   

4. Злотник Б., Кузьмина С. Курс-минимум по шахматам. М., 1990.                                                                                                                                                                                         5. Майзелис И. Шахматы. М., 1960.                                                                                                                                                                                                            6. Макарычев С., Макарычева М. От А до ... М., 1995.                                                                                                                                                                               7. Пожарский В.Н. Шахматный учебник. Рязань, 1994.                                                                                                                                                                            8. Сухин И. 1000 самых знаменитых шахматных комбинаций. М., 2001.                                                                                                                                            9. Шахматный словарь / Сост. Г. Гейлер. М., 1964.                                                                                                                                                                                                                                                              10. Шахматы — школе / Сост. Б. Гершунский и др. М., 1991.                                                                                                                                                                                                                                                                  Методическая литература для детей                                                                                                                                                                                                        1. Весела  И. Шахматный букварь. М., 1983.                                                                                                                                                                                   2. Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. М., 1980.                                                                                                                                                                                       3. Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. М., 2000.                                                                                                                                                                          4. Сухин И. Шахматы для самых маленьких. М., 2000.                                                                                                                                                                        5. Журавлев Н. В стране шахматных чудес. М., 1991.                                                                                                                                                                          


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9 с углублённым изучением отдельных предметов»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9 с углублённым изучением отдельных предметов»

Пояснительная записка 1

Пояснительная записка 1

Планируемые результаты которыми должны овладеть обучающиеся в процессе изучения данного курса; личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и…

Планируемые результаты которыми должны овладеть обучающиеся в процессе изучения данного курса; личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и…

Содержание программы. Организационное занятие (2 ч)

Содержание программы. Организационное занятие (2 ч)

Дебют (11 ч)

Дебют (11 ч)

Учебно-тематическое планирование № п/п

Учебно-тематическое планирование № п/п

К алендарный учебный график № заня тия

К алендарный учебный график № заня тия

Ценность фигур. Единица измерения ценности

Ценность фигур. Единица измерения ценности

Правила поведения в соревнованиях

Правила поведения в соревнованиях

Организационно-педагогические условия реализации программы

Организационно-педагогические условия реализации программы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.11.2020