Рабочая программа
внеурочной деятельности
для 1-4 классов
«Школа добрых дел»
(общекультурное направление)
СОДЕРЖАНИЕ
1.Планируемые результаты………………………………………….
2.Содержание курса…………………………………………………...
3. Тематическое планирование занятий:
Тематическое планирование 1 класс……………………………….
Тематическое планирование 2 класс……………………………….
Тематическое планирование 3 класс………………………………
Тематическое планирование 4 класс……………………………….
Пояснительная записка
Рабочая программа «Школа добрых дел» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и представляет собой интегрированный модуль социально преобразующей добровольческой деятельности.
Актуальной проблемой современного образования и воспитания является проблема социализации обучающихся. Социализация относится к тем процессам, посредством которых люди научаются совместно жить и эффективно взаимодействовать друг с другом. Она предполагает активное участие самого человека в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, приобретении знаний, умений и навыков, необходимых для их успешной реализации.
В процессе социализации ребёнок становится в позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе ценностей, вырабатывать собственное понимание окружающего мира, разрабатывать проекты преобразования общества, реализовывать данные проекты. Иными словами, речь идёт о формировании юного субъекта социальной деятельности, социального творчества.
Социальная деятельность школьников - это добровольное и посильное участие детей в улучшении отношений и ситуаций, складывающихся в окружающем их мире. Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений, риском выбора, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом, общественностью.
Во внеурочное время представляются возможности включать детей в разнообразные виды социальной деятельности, развивать у них на этой основе чувство причастности к общественной жизни, воспитывать коллективизм, общественную активность и сознательную дисциплину. Преобразования, осуществляемые в процессе социальной деятельности, могут касаться любых сторон общественной жизни: отношений между группами школьников, поддержки и взаимопомощи детям младшего возраста, или имеющим проблемы со здоровьем, защиты и развития культурной и природной среды и т.д.
При выполнении общественно-полезных дел успешно решаются многие воспитательные задачи: ребенок живет заботами о важном деле, стремится добиться определенных результатов в работе, знает, что для этого надо делать, проявляет инициативу, ответственность и самостоятельность. Самое главное он учится делать добро и принимать его.
Актуальность данной программы заключается в том, что она способствует разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
В программе внеурочной деятельности по социальному направлению «Школа добрых дел» предусмотрено выполнение школьниками творческих и проектных работ. Данная программа реализуется в рамках деятельности классного руководителя и помогает включению обучающихся в дела класса, школы, поселка, ближайшего социума.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
«Школа добрых дел»
Личностными результатами освоения курса является:
• ценностное отношение к труду и творчеству, трудолюбие;
• первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
• осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
• первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
• потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
• мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Метапредметные результаты:
· приобретение школьником социальных знаний,
· понимание социальной реальности и повседневной жизни;
· приобретение навыков групповой работы;
· получение опыта разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности;
· поиск, нахождение и обработка информации о принятых в обществе нормах поведения и общения; о толерантности к другим людям; о взаимопомощи и т.п.;
· способность регулировать собственную деятельность;
· освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.);
· приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе);
· совершенствование в умениях слышать себя и других;
· приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия: опыт исследовательской и поисковой деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
В процессе оценки достижения планируемых результатов используются такие методы, как наблюдение, анализа результатов деятельности, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка.
Результаты внеурочной деятельности отслеживаются в портфолио учащихся. Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются:
• самостоятельность работы;
• осмысленность действий;
• разнообразие освоенных задач.
Содержание программы
Содержание данной программы ежегодно конкретизируется с учетом плана воспитательной работы МБОУ «СОШ №77» и плана развития классного коллектива. Она играет роль общего ориентира, где очерчивается круг рассматриваемых проблем, но учитель имеет возможность сам конструировать ход занятий, исходя из индивидуальных возможностей и интересов учеников.
В связи с этим календарно-тематическое планирование разными педагогами данной программы носит свой индивидуальный характер, отражая воспитательные мероприятия класса.
Примерное календарно-тематическое планирование
1 класс
Дата |
№ занятия |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Теоретическая часть занятия |
Практическая часть занятия |
|
1-2 |
Дежурство в классе. |
2 |
Знак-во с обязанностями дежурного в классе.
|
Составление графика дежурств, экрана чистоты, трудовых десантов. Ежедневные обязанности по созданию чистоты в классе. |
|
3-4 |
Уход за комнатными растениями в классе |
2 |
Знакомство с видами комнатных растений. |
Полив и опрыскивание растений. Создание каталога растений класса |
|
5-6 |
Проект «День любимых бабушек и дедушек» |
2 |
Беседа о пожилых людях |
Создание поздравительных открыток, представления презентации «Моя бабушка», «Мой дедушка». |
|
7-8 |
«Испокон века книга растит человека» |
2 |
|
Экскурсия в поселковую библиотеку. Знакомство с книгами. |
|
9 |
Операция «Чистокласс» |
1 |
|
Генеральная уборка класса. |
|
10-11 |
Рейд «Береги учебник» |
2 |
|
Контроль за состоянием учебников, выявление и устранение недостатков, оказание помощи. |
|
12-13 |
Работа в мастерской Деда Мороза |
2 |
|
Изготовление ёлочных украшений. Участие в выставках новогодних игрушек и поделок. |
|
14 |
Проект «Снежные фигуры». |
1 |
|
Участие в изготовлении снежных фигур. |
|
15-16 |
Акция «Покормите птиц зимою» |
2 |
Беседа о зимующих птицах |
Изготовление и установка кормушек, кормление птиц в зимний период |
|
17-18 |
Проект «Мои домашние животные» |
2 |
|
Выставка рисунков и фотографий домашних любимцев «Зверьё моё». Составление сочинений тему «Мои домашние любимцы» Презентация проектов |
|
19-20 |
Проект «Как поздравить наших пап». |
2 |
|
Подготовка к празднованию 23 февраля. Подготовка поздравлений – выступлений и открыток. |
|
21-22 |
Проект. «Милым мамочкам» |
2 |
|
Создание поздравительной газеты, выступлений к 8 марта. |
|
23-25 |
"Как трудится моя семья |
3 |
Беседа о профессиях |
Встречи с представителями различных профессий. Экскурсии на производство. Создание альбома "Профессии моих родителей» |
|
26 |
Трудовой десант. |
1 |
|
Уборка класса. |
|
27-28 |
«Давайте же вместе, ребята, родную природу беречь!» |
2 |
|
Экскурсия в дендропарк. Агитационная работа по охране природы. |
|
29-30 |
Акция «Милосердие» |
2 |
Беседа о людях, прошедших ВОВ. |
Изготовление информационного стенда о событиях ВОВ, открыток ветеранам. |
|
31 |
«Акция «Белые журавлики» |
1 |
|
Изготовление бумажных журавликов, запуск у обелиска. |
|
32-33 |
Акция «Подарок малышам» |
2 |
|
Подготовка выступления для воспитанников детского сада. |
Всего 33 часа |
2 класс
Дата |
№ занятия |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Теоретическая часть занятия |
Практическая часть занятия |
|
1-2 |
Дежурство в классе. |
2 |
|
Составление графика дежурств, экрана чистоты, трудовых десантов. Ежедневные обязанности по созданию чистоты в классе. |
|
3-4 |
Проект "Осень разноцветная" |
2 |
|
Подготовка поделок из овощей, создание эксклюзивных салатов из овощей и фруктов. Приглашаем друзей отведать угощения. |
|
5 |
Проект «Чужих стариков не бывает» |
1 |
Беседа о пожилых людях |
Подготовка выступлений –поздравлений для бабушек и дедушек. |
|
6-7 |
Проект «Учительница первая моя» |
2 |
|
Создание газеты ко Дню учителя. Составление статей, сочинение стихов о своем классе и учителях. |
|
8 |
Операция «Чистокласс» |
1 |
|
Генеральная уборка класса. |
|
9-10 |
Акция «Тихая перемена» |
2 |
|
Подготовка и организация игр для первоклассников на переменах. |
|
11-12 |
Рейд «Берегите книги» |
2 |
|
Контроль за состоянием учебников, выявление и устранение недостатков. Мелкий ремонт книг в классе. |
|
13-14 |
Работа в мастерской Деда Мороза |
2 |
|
Изготовление ёлочных украшений. Участие в выставках новогодних игрушек и поделок. |
|
15 |
Проект «Снежная крепость». |
1 |
|
Изготовление снежной крепости |
|
16-17 |
Акция «Покормите птиц зимою» |
2 |
Беседа о зимующих птицах |
Изготовление и установка кормушек, кормление птиц в зимний период |
|
18-19 |
Акция «Береги воду!» |
2 |
Беседа о бережном отношении к воде. |
Создание листовок. Просветительская работа среди учащихся школы. |
|
20-21 |
Мой подарок для папы |
2 |
|
Подготовка к празднованию 23 февраля. Подготовка поздравлений – выступлений и открыток. |
|
22-23 |
Мой подарок для мамы |
2 |
|
Создание поздравительной газеты, выступлений к 8 марта. |
|
23-27 |
Проект «Цветы для школьного двора» |
5 |
Беседа о цветах |
Подготовка почвы для посадки семян. Подготовка семян Посев семян цветов Опыт «Влияние света, тепла, влаги на развитие растений» Уход за посевами (полив, рыхление). Высадка в грунт. |
|
28 |
Трудовой десант. |
1 |
|
Уборка класса. |
|
29-30 |
Акция «Подарок ветерану» |
2 |
Беседа о людях, прошедших ВОВ. |
Подготовка концерта ко дню победы. |
|
31 |
«Акция «Белые журавлики» |
1 |
|
Изготовление бумажных журавликов, запуск у обелиска. |
|
32-33 |
«Книга твой друг, без нее, как без рук» |
2 |
|
Экскурсия в поселковую библиотеку. |
|
34 |
Копилка добрых дел. |
1 |
|
Самоанализ деятельности данного направления. |
Всего 34 часа |
3 класс
Дата |
№ занятия |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Теоретическая часть занятия |
Практическая часть занятия |
|
1-2 |
Мой вклад в работу класса. |
2 |
|
Самообслуживание, дежурство в классе и в столовой, выполнение обязанностей санитаров, хозяйственников, цветоводов, библиотекарей |
|
3 |
Не жгите опавшей листвы. |
1 |
Беседа о лесных пожарах |
Создание плакатов и развешивание в общественных местах |
|
4 |
Что значит быть бережливым? |
1 |
|
Беседа о бережном отношении к школьному имуществу. Создание листовок. |
|
5-6 |
Акция «Мы уважаем старших! » |
2 |
|
Подготовка выступлений –поздравлений для бабушек и дедушек. |
|
7-8 |
Проект «Учительница первая моя» |
2 |
|
Создание газеты ко Дню учителя. Подготовка концернтых номеров. |
|
9 |
Операция «Чистокласс» |
1 |
|
Генеральная уборка класса. |
|
10-11 |
«Книжкина больница» |
2 |
|
Ремонт книг в библиотеке Мелкий ремонт брошюр. |
|
12-13 |
Проект «Наши руки не знают скуки». |
2 |
|
Подготовка декораций для спектаклей театрального кружка «В гостях у сказок». |
|
14-15 |
Работа в мастерской Деда Мороза |
2 |
|
Изготовление ёлочных украшений. Участие в выставках новогодних игрушек и поделок. |
|
16-17 |
Акция «Покормите птиц зимою» |
2 |
Беседа о зимующих птицах |
Изготовление и установка кормушек, кормление птиц в зимний период |
|
18-19 |
Акция «Хлеб всему голова!» |
2 |
Беседа о бережном отношении к хлебу. |
Экскурсия в пекарню. Просветительская работа о бережном отношении к хлебу. |
|
20-21 |
Мой подарок для папы |
2 |
|
Подготовка к празднованию 23 февраля. Подготовка поздравлений – выступлений и открыток. |
|
22-23 |
Мой подарок для мамы |
2 |
|
Создание поздравительной газеты, выступлений к 8 марта. |
|
24-27 |
Проект «Домашние заботы» |
3 |
|
Анализ своих домашних обязанностей. Помощь маме. Отчет «Мои домашние дела» |
|
28 |
Трудовой десант. |
1 |
|
Уборка класса. |
|
29-30 |
Акция «Подарок ветерану» |
2 |
Беседа о людях, прошедших ВОВ. |
Подготовка концерта ко дню победы. |
|
31 |
«Акция «Белые журавлики» |
1 |
|
Изготовление бумажных журавликов, запуск у обелиска. |
|
32-33 |
Операция «Подарок малышам». |
|
|
Создание небольших поделок для дошкольников, применяемых на занятиях в детском саду. |
|
34 |
Копилка добрых дел. |
1 |
|
Самоанализ деятельности данного направления. |
Всего 34 часа |
4 класс
Дата |
№ занятия |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Теоретическая часть занятия |
Практическая часть занятия |
|
1-2 |
Мой вклад в работу класса. |
2 |
|
Самообслуживание, дежурство в классе и в столовой, выполнение обязанностей санитаров, хозяйственников, цветоводов, библиотекарей |
|
3-4 |
Проект «Растения моего края» |
2 |
|
Сбор и оформление гербариев. Презентация папки. |
|
5-6 |
Операция «Подарок малышам» |
2 |
|
Изготовление пособий для наглядности первоклассникам. |
|
7 |
Акция «Мы уважаем старших! » |
1 |
|
Подготовка выступлений –поздравлений для бабушек и дедушек. |
|
8-9 |
Проект «Учительница первая моя» |
2 |
|
Создание газеты ко Дню учителя. Подготовка концернтых номеров. |
|
10 |
Рейд-смотр «Как живешь, учебник?» |
1 |
|
Создание памяток о правильном хранении учебных принадлежностей. Презентация памяток среди первоклассников. |
|
11 |
Операция «Чистокласс» |
1 |
|
Генеральная уборка класса. |
|
12-13 |
Проект «Наши руки не знают скуки». |
2 |
|
Изготовление костюмов для участников театрального кружка «В гостях у сказки» |
|
14-15 |
Работа в мастерской Деда Мороза |
2 |
|
Изготовление ёлочных украшений. Участие в выставках новогодних игрушек и поделок. |
|
16-17 |
Акция «Покормите птиц зимою» |
2 |
Беседа о зимующих птицах |
Изготовление и установка кормушек, кормление птиц в зимний период |
|
18-19 |
Мой подарок для папы |
2 |
|
Подготовка к празднованию 23 февраля. Подготовка поздравлений – выступлений и открыток. |
|
20-21 |
Мой подарок для мамы |
2 |
|
Создание поздравительной газеты, выступлений к 8 марта. |
|
22-25 |
Проект «Наша школа – чистый и цветущий сад». |
4 |
|
Работы по подготовке рассады цветов, высадке ее в на клумбы. Отбор семян. Посадка семян. Наблюдение и т д. |
|
26-27 |
Акция «Домик для птиц» |
2 |
|
Изготовление и развешивание скворечников. Наблюдение за птицами. |
|
28 |
Трудовой десант. |
1 |
|
Уборка класса. |
|
29-30 |
Акция «Подарок ветерану» |
2 |
Беседа о людях, прошедших ВОВ. |
Подготовка концерта ко дню победы. |
|
31 |
«Акция «Белые журавлики» |
1 |
|
Изготовление бумажных журавликов, запуск у обелиска. |
|
32-33 |
Операция «Спортивный праздник» |
2 |
|
Подготовка и организация спортивных состязаний для младших школьников. |
|
34 |
Копилка добрых дел. |
1 |
|
Самоанализ деятельности данного направления. |
Всего 34 часа |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.