Рабочая программа "Смысловое чтение"
Оценка 4.7

Рабочая программа "Смысловое чтение"

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
чтение
4 кл
08.04.2024
Рабочая программа "Смысловое чтение"
Программа Смысловое чтение 4 кл. Глебко Е.А..docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

начальная общеобразовательная школа №3

сельского поселения «Село Троицкое» Нанайского муниципального района Хабаровского края

 

 

«Согласовано»

Руководитель ШМО

 

_________/_________________/

   Ф.И.О.

Протокол № ___ от

«___»______2023 г

«Утверждена»                         «Утверждаю»

педсоветом                              директор

протокол №____                    __/___________

 «_____»_______2023 г                ФИО

                                            «___»______2023 г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     Рабочая программа внеурочной деятельности педагога

 

                                        Глебко Екатерины Александровны                      

Ф.И.О

«Смысловое чтение»  для 4  класса

Предмет, класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                              2023г

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Смысловое чтение» составлена на основании следующих нормативно-правовых       документов:

 

  • Федеральный  государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г № 373) с изменениями и дополнениями от 26 ноября 2010 г.,

             22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая 2015 г, 05.07.2021 № 64100

 

·         ООП НОО МБОУ НОШ №3 с.Троицкое

 

Цели и задачи курса

Цель: развитие навыков смыслового чтения и работы с текстом в соответствии с уровнем возрастного развития обучающихся.

         Задачи курса:

-понимать смысл научно-популярного и информационного текста;

-анализировать текст;

-модифицировать текст;

-генерировать текст как устный, так и письменный

  Курс «Смысловое чтение», состоящий из научно-популярных и информационных текстов составлен так, чтобы заинтересовать ребенка в том, что он читает. Вопросы и задания способствуют тому, что ребенок интуитивно выделяет суть прочитанного, учится отделять первое и второстепенную информацию. Вопросы составлены так, чтобы показать ход мышления, а не просто указать на номинально правильный ответ. Курс содержит ряд заданий, для выполнения которых нужно не только обобщить информацию одного текста, но и вернуться и увязать его с ранее прочитанным.

 

                                                     ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

 

Курс «Смысловое чтение» изучается на ступени начального общего образования в качестве курса внеурочной деятельности в 4 классе.

В учебном плане на изучение курса внеурочной деятельности  «Смысловое чтение»  отводится 1 час в неделю. Таким образом, программа

         рассчитана на 34 часа.

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

 

 ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

Личностные результаты освоения программы предмета «Смысловое чтение» достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы предмета «Смысловое  чтение» отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и отношений на практике.

Гражданско-патриотическое воспитание:

·         становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;

·         первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.

Духовно-нравственное воспитание:

·         освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания;

·         осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;

·         выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;

·         неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям 

Эстетическое воспитание:

·         приобретение  эстетического  опыта  слушания,  чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы;

·         понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ.

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия:

·         соблюдение правил  здорового  и  безопасного  (для  себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);

·         бережное отношение к физическому и психическому здоровью.

Трудовое воспитание:

·         осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.

Экологическое воспитание:

·         бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях;

·         неприятие действий, приносящих ей вред.

Ценности научного познания:

·         ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;

·         овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;

·         потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.

 

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения предмета «Смысловое чтение» в начальной школе у обучающихся будут сформированы познавательные универсальные учебные действия:

базовые логические действия:

·         сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии;

·         объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;

·         определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам и видам;

·         находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции),

·         устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев;

базовые исследовательские действия:

·         формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;

·         сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

·         проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по  установлению  особенностей  объекта  изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие);

·         формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);

·         прогнозировать возможное развитие  процессов,  событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

работа с информацией:

·         выбирать источник получения информации;

·         согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

·         распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;

·         соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;

·         анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

·         самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

К концу обучения у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия:

общение:

·         воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

·         проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

·         признавать возможность существования разных точек зрения;

·         корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

·         строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

·         создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

·         готовить небольшие публичные выступления;

·         подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

К концу обучения у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия:

самоорганизация:

·         планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

·         выстраивать последовательность выбранных действий;

самоконтроль:

·         устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

·         корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Совместная деятельность:

·         формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

·         принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

·         проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

·         ответственно выполнять свою часть работы;

·         оценивать свой вклад в общий результат;

·         выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу обучения в четвёртом классе обучающийся научится:

·         читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное);

·         читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 80 слов в минуту (без отметочного оценивания);

·         различать художественные произведения и познавательные тексты;

·         понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы (в том числе проблемные) к познавательным, учебным и художественным текстам;

·         владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и главную мысль, последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста;

·         объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении, средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение, метафора);

·         участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: строить монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением норм русского литературного языка (норм произношения, словоупотребления,  грамматики);  устно и письменно формулировать простые выводы на основе прослушанного/прочитанного текста, подтверждать свой ответ примерами из текста;

·         составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный), пересказывать (устно) подробно, выборочно, сжато (кратко),

·         составлять устные и письменные высказывания на заданную тему по содержанию произведения (не менее 10 предложений),

·         составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному алгоритму;

·         выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка,  используя  картотеки,  рассказывать о прочитанной книге;

·         использовать справочную литературу, включая ресурсы сети Интернет (в условиях контролируемого входа), для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей.

 

Формы организации.

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса по курсу «Смысловое чтение»  является кружок. В процессе изучения по

данной программе широко используются такие формы

как:

- практические занятия

- исследовательская деятельность

- презентации, конкурсы

- самостоятельная работа (индивидуальная, в паре, групповая);

В каждом занятии прослеживаются три части:

- игровая;

- теоретическая;

- практическая.

При разработке уроков с использованием ИКТ учитываются возрастные особенности учащихся. Занятия включают в себя физические и

динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий, а также строгое дозирование

времени работы с техническими средствами в соответствии с нормами СанПиН-2.4.2.2821-10.

Критерии и формы оценивания образовательных достижений обучающихся

В основу критериев оценки учебной деятельности учащихся положены объективность и единый подход.

Контроль и оценка умений и навыков.

Контроль текущей успеваемости обучающихся может проводиться в следующих формах: защита  проекта, участие в научно-практической

конференции «Интеллект +», тесты, практические работы, кроссворды стенгазеты, сообщения.

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО  КУРСА

 

Выделение главной мысли, заложенной в тексте. Составление вопросов к тексту. Типы текстов. Сравнение текстов «по памяти», когда одного текста нет перед глазами. Ключевые слова. Составление плана текста. Сравнение текстов с неочевидными причинно-следственными связями. Пересказ текста по ключевым словам. Письменный пересказ текста по ключевым словам. Сравнение текстов между собой, выявление зон совпадения и различия в них. Актуализация

 информации, почерпнутой за пределами школы. Тематическое единство как признак текста. Типы заголовков. Основная мысль текста. Поиск информации, заданной в явном и неявном виде. Формулирование прямых выводов,  заключений на основе фактов, имеющихся в тексте. Интерпретация и обобщение

информации. Информационные жанры. Газетная информация. Словарная статья. Рассказ. Этикетные диалоги. Оценка содержания, языка и структуры текста.

Работа  по следующим направлениям:

-соотношение позиции автора с собственной точкой зрения;

-формулирование несложных выводов;

-сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации;

-умение выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Тема занятия

Кол-во часов

Предметное содержание

Виды деятельности

Виды, форма контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

Контр.

Практ.

1

Выделение  главной мысли, заложенной в тексте.

2

 

2

Тематическое единство как признак текста. Типы заголовков. Основная мысль текста.

Чтение текста, ответы на вопросы на понимание текста. Придумывание заголовка. Выбор лучшего заголовка. Сравнение текстов.

Устный опрос.

Практическая работа.

http://www.school.edu.ru

2

Составление вопросов к тексту.

2

 

2

Смысл текста. Типы вопросительных предложений. Образование вопросов.

Чтение текста, ответы на вопросы на понимание текста. Придумывание

заголовка. Составление

вопросов к тексту Выбор

лучшего заголовка.

Сравнение текстов.

Устный опрос.

Практическая работа.

http://www.school.edu.ru

3

Ключевые слова.

2

 

2

Тематическое единство как признак текста. Ключевые, опорные слова.

Чтение текста, ответы на вопросы на понимание текста. Придумывание

заголовка. Составление

вопросов к тексту Выбор лучшего заголовка.

Практическая работа.

http://www.school.edu.ru

4

Составление плана текста.

3

 

3

Тематическое единство как признак текста. Части текста. План текста.

Чтение текста, ответы на вопросы на понимание текста. Придумывание заголовка. Составление плана текста.

Практическая работа.

http://www.school.edu.ru

5

Аргументы. Текст рассуждение.

1

 

1

Части рассуждений. Объяснение. Доказательство. Примеры рассуждений. Ссылка на правило, закон. Точные и неточные объяснения.

Чтение текста. Выделение особенностей текста рассуждения. Поиск аргументов.

Практическая работа.

http://www.school.edu.ru

6

Сравнение текстов           с

неочевидными причинно-

следственными связями.

4

 

4

Прием сопоставления. Прием аналогии. Прием выделения. Прием определения.

Чтение текста, ответы на вопросы на понимание текста. Придумывание заголовка. Составление плана текста. Сравнение текстов.

Практическая работа.

http://www.school.edu.ru

7

Пересказ текста по ключевым словам.

2

 

2

Подробный пересказ (устный). Краткий пересказ (устный). Способы сжатия текста. Пересказ по ключевым словам.

Чтение текстов, ответы на вопросы на понимание текстов. Вычленение ключевых

слов. Придумывание заголовка. Составление плана текста. Сравнение текстов. Составление рассказа о любимом литературном герое,

 

Устный опрос.

Практическая работа.

http://www.school.edu.ru

8

Письменный пересказ текстов

по        ключевым словам или по плану.

2

 

2

Ключевые слова как опора для пересказа текста. План текста. Главная мысль текста. Части текста.

Чтение текстов, ответы на вопросы на понимание текстов. Придумывание заголовка. Составление списка ключевых слов.

Письменный пересказ текста.

Практическая работа.

http://www.school.edu.ru

9

Поиск информации, заданной в явном и неявном виде.

4

 

4

Информация заложенная в тексте. Поиск информации.

Общее понимание содержания прочитанного текста.

Умение находить информацию, заданную в явном виде.

Определение времени и места действия.

Значение слова или фразы.

Практическая работа.

http://www.school.edu.ru

10

Формулирование прямых выводов,  заключений на основе фактов, имеющихся в тексте.

2

 

2

Фиксация  нужной информации, систематизация, сопоставление, анализ, обобщение  информации, интерпретация и ее преобразование.

Извлечение из текста информации, данной в неявном виде.

Формулирование на основе прочитанного несложных выводов.

Установление взаимосвязи между событиями.

Практическая работа.

http://www.school.edu.ru

11

Интерпретация и обобщение

информации.

2

 

2

Виды информации. Интерпретация и обобщение информации.

Понимание использованных в тексте языковых средств, в том числе средств художественной

выразительности.

Осознание последовательности смысловых частей, т.е. умение составлять план текста.

Понимание жанровых особенностей текста.

Умение озаглавливать тексты с точки зрения темы или идеи произведения.

Практическая работа.

http://www.school.edu.ru

12

Газетная информация.

1

 

1

Газета. Газетные жанры. Газетные статьи.

Чтение газетных статей. Выделение их особенностей. Сравнение с другими жанрами.

Устный опрос.

Практическая работа.

http://www.school.edu.ru

13

Информационные жанры.

2

 

2

Информационные жанры. Статья в газете, журнале, буклеты, брошюры, инфографика, плакаты, афиши.

Чтение различных информационных жанров. Выделение их особенностей. Сравнение с другими жанрами.

Устный опрос.

Практическая работа.

http://www.school.edu.ru

14

Словарная статья. Рассказ.

2

 

2

Словарные статьи в толковом и других словарях. Рассказ. Особенности словарных статей и рассказов  как разновидностей текстов.

Чтение словарных статей и рассказов. Выделение их особенностей. Сравнение с другими жанрами.

Устный опрос.

Практическая работа.

http://www.school.edu.ru

14

Этикетные диалоги.

2

 

2

Речевой этикет. Способы выражения вежливой речи. Этикетные средства в устной и письменной речи.

Этикетные речевые жанры. Просьба. Скрытая просьба. Приглашение. Согласие. Вежливый отказ.

Чтение этикетных диалогов. Понимание использованных в тексте языковых средств, в том числе средств художественной

выразительности.

Устный опрос.

Практическая работа.

http://www.school.edu.ru

16

Оценка содержания, языка и структуры текста.

1

1

 

Типы текстов. Повествование. Описание. Рассуждение. Отличие.

Самостоятельное определение типа текста, его озаглавливание, составление плана, ответы на вопросы на понимание прочитанного.

Тестирование.

http://www.school.edu.ru

 

Итого:

34

1

33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 






 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение начальная общеобразовательная школа №3 сельского поселения «Село

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение начальная общеобразовательная школа №3 сельского поселения «Село

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по внеурочной деятельности «Смысловое чтение» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по внеурочной деятельности «Смысловое чтение» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия: · соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том…

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия: · соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том…

Интернет; · анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; · самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации

Интернет; · анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; · самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации

Совместная деятельность: · формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения…

Совместная деятельность: · формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения…

Интернет (в условиях контролируемого входа), для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей

Интернет (в условиях контролируемого входа), для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Образование вопросов.Чтение текста, ответы на вопросы на понимание текста

Образование вопросов.Чтение текста, ответы на вопросы на понимание текста

Устный опрос. Практическая работа

Устный опрос. Практическая работа

Понимание жанровых особенностей текста

Понимание жанровых особенностей текста

Оценка содержания, языка и структуры текста

Оценка содержания, языка и структуры текста

Рабочая программа "Смысловое чтение"

Рабочая программа "Смысловое чтение"

Рабочая программа "Смысловое чтение"

Рабочая программа "Смысловое чтение"

Рабочая программа "Смысловое чтение"

Рабочая программа "Смысловое чтение"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.04.2024