Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
начальная общеобразовательная школа №3
сельского поселения «Село Троицкое» Нанайского муниципального района Хабаровского края
«Согласовано» Руководитель ШМО
_________/_________________/ Ф.И.О. Протокол № ___ от «___»______2023 г |
«Утверждена» «Утверждаю» педсоветом директор протокол №____ __/___________ «_____»_______2023 г ФИО «___»______2023 г |
Рабочая программа внеурочной деятельности педагога
Глебко Екатерины Александровны
Ф.И.О
«Смысловое чтение» для 4 класса
Предмет, класс
2023г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Смысловое чтение» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая 2015 г, 05.07.2021 № 64100
· ООП НОО МБОУ НОШ №3 с.Троицкое
Цель: развитие навыков смыслового чтения и работы с текстом в соответствии с уровнем возрастного развития обучающихся.
-понимать смысл научно-популярного и информационного текста;
-анализировать текст;
-модифицировать текст;
-генерировать текст как устный, так и письменный
Курс «Смысловое чтение», состоящий из научно-популярных и информационных текстов составлен так, чтобы заинтересовать ребенка в том, что он читает. Вопросы и задания способствуют тому, что ребенок интуитивно выделяет суть прочитанного, учится отделять первое и второстепенную информацию. Вопросы составлены так, чтобы показать ход мышления, а не просто указать на номинально правильный ответ. Курс содержит ряд заданий, для выполнения которых нужно не только обобщить информацию одного текста, но и вернуться и увязать его с ранее прочитанным.
Курс «Смысловое чтение» изучается на ступени начального общего образования в качестве курса внеурочной деятельности в 4 классе.
В учебном плане на изучение курса внеурочной деятельности «Смысловое чтение» отводится 1 час в неделю. Таким образом, программа
рассчитана на 34 часа.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы предмета «Смысловое чтение» достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы предмета «Смысловое чтение» отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и отношений на практике.
Гражданско-патриотическое воспитание:
· становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;
· первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
· освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания;
· осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;
· выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
· неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям
Эстетическое воспитание:
· приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы;
· понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия:
· соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
· бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание:
· осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
· бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях;
· неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
· ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
· овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;
· потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Смысловое чтение» в начальной школе у обучающихся будут сформированы познавательные универсальные учебные действия:
базовые логические действия:
· сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии;
· объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
· определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам и видам;
· находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции),
· устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев;
базовые исследовательские действия:
· формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;
· сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
· проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие);
· формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);
· прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
работа с информацией:
· выбирать источник получения информации;
· согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
· распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;
· соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
· анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
· самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
К концу обучения у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия:
общение:
· воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
· проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
· признавать возможность существования разных точек зрения;
· корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
· строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
· создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
· готовить небольшие публичные выступления;
· подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
К концу обучения у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия:
самоорганизация:
· планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
· выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:
· устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
· корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Совместная деятельность:
· формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
· принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
· проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
· ответственно выполнять свою часть работы;
· оценивать свой вклад в общий результат;
· выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в четвёртом классе обучающийся научится:
· читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное);
· читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 80 слов в минуту (без отметочного оценивания);
· различать художественные произведения и познавательные тексты;
· понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы (в том числе проблемные) к познавательным, учебным и художественным текстам;
· владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и главную мысль, последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста;
· объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении, средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение, метафора);
· участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: строить монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением норм русского литературного языка (норм произношения, словоупотребления, грамматики); устно и письменно формулировать простые выводы на основе прослушанного/прочитанного текста, подтверждать свой ответ примерами из текста;
· составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный), пересказывать (устно) подробно, выборочно, сжато (кратко),
· составлять устные и письменные высказывания на заданную тему по содержанию произведения (не менее 10 предложений),
· составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному алгоритму;
· выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге;
· использовать справочную литературу, включая ресурсы сети Интернет (в условиях контролируемого входа), для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей.
Формы организации.
Основной формой организации учебно-воспитательного процесса по курсу «Смысловое чтение» является кружок. В процессе изучения по
данной программе широко используются такие формы
как:
- практические занятия
- исследовательская деятельность
- презентации, конкурсы
- самостоятельная работа (индивидуальная, в паре, групповая);
В каждом занятии прослеживаются три части:
- игровая;
- теоретическая;
- практическая.
При разработке уроков с использованием ИКТ учитываются возрастные особенности учащихся. Занятия включают в себя физические и
динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий, а также строгое дозирование
времени работы с техническими средствами в соответствии с нормами СанПиН-2.4.2.2821-10.
Критерии и формы оценивания образовательных достижений обучающихся
В основу критериев оценки учебной деятельности учащихся положены объективность и единый подход.
Контроль и оценка умений и навыков.
Контроль текущей успеваемости обучающихся может проводиться в следующих формах: защита проекта, участие в научно-практической
конференции «Интеллект +», тесты, практические работы, кроссворды стенгазеты, сообщения.
Выделение главной мысли, заложенной в тексте. Составление вопросов к тексту. Типы текстов. Сравнение текстов «по памяти», когда одного текста нет перед глазами. Ключевые слова. Составление плана текста. Сравнение текстов с неочевидными причинно-следственными связями. Пересказ текста по ключевым словам. Письменный пересказ текста по ключевым словам. Сравнение текстов между собой, выявление зон совпадения и различия в них. Актуализация
информации, почерпнутой за пределами школы. Тематическое единство как признак текста. Типы заголовков. Основная мысль текста. Поиск информации, заданной в явном и неявном виде. Формулирование прямых выводов, заключений на основе фактов, имеющихся в тексте. Интерпретация и обобщение
информации. Информационные жанры. Газетная информация. Словарная статья. Рассказ. Этикетные диалоги. Оценка содержания, языка и структуры текста.
Работа по следующим направлениям:
-соотношение позиции автора с собственной точкой зрения;
-формулирование несложных выводов;
-сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации;
-умение выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Предметное содержание |
Виды деятельности |
Виды, форма контроля |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
||
всего |
Контр. |
Практ. |
||||||
1 |
Выделение главной мысли, заложенной в тексте. |
2 |
|
2 |
Тематическое единство как признак текста. Типы заголовков. Основная мысль текста. |
Чтение текста, ответы на вопросы на понимание текста. Придумывание заголовка. Выбор лучшего заголовка. Сравнение текстов. |
Устный опрос. Практическая работа. |
http://www.school.edu.ru |
2 |
Составление вопросов к тексту. |
2 |
|
2 |
Смысл текста. Типы вопросительных предложений. Образование вопросов. |
Чтение текста, ответы на вопросы на понимание текста. Придумывание заголовка. Составление вопросов к тексту Выбор лучшего заголовка. Сравнение текстов. |
Устный опрос. Практическая работа. |
http://www.school.edu.ru |
3 |
Ключевые слова. |
2 |
|
2 |
Тематическое единство как признак текста. Ключевые, опорные слова. |
Чтение текста, ответы на вопросы на понимание текста. Придумывание заголовка. Составление вопросов к тексту Выбор лучшего заголовка. |
Практическая работа. |
http://www.school.edu.ru |
4 |
Составление плана текста. |
3 |
|
3 |
Тематическое единство как признак текста. Части текста. План текста. |
Чтение текста, ответы на вопросы на понимание текста. Придумывание заголовка. Составление плана текста. |
Практическая работа. |
http://www.school.edu.ru |
5 |
Аргументы. Текст рассуждение. |
1 |
|
1 |
Части рассуждений. Объяснение. Доказательство. Примеры рассуждений. Ссылка на правило, закон. Точные и неточные объяснения. |
Чтение текста. Выделение особенностей текста рассуждения. Поиск аргументов. |
Практическая работа. |
http://www.school.edu.ru |
6 |
Сравнение текстов с неочевидными причинно- следственными связями. |
4 |
|
4 |
Прием сопоставления. Прием аналогии. Прием выделения. Прием определения. |
Чтение текста, ответы на вопросы на понимание текста. Придумывание заголовка. Составление плана текста. Сравнение текстов. |
Практическая работа. |
http://www.school.edu.ru |
7 |
Пересказ текста по ключевым словам. |
2 |
|
2 |
Подробный пересказ (устный). Краткий пересказ (устный). Способы сжатия текста. Пересказ по ключевым словам. |
Чтение текстов, ответы на вопросы на понимание текстов. Вычленение ключевых слов. Придумывание заголовка. Составление плана текста. Сравнение текстов. Составление рассказа о любимом литературном герое,
|
Устный опрос. Практическая работа. |
http://www.school.edu.ru |
8 |
Письменный пересказ текстов по ключевым словам или по плану. |
2 |
|
2 |
Ключевые слова как опора для пересказа текста. План текста. Главная мысль текста. Части текста. |
Чтение текстов, ответы на вопросы на понимание текстов. Придумывание заголовка. Составление списка ключевых слов. Письменный пересказ текста. |
Практическая работа. |
http://www.school.edu.ru |
9 |
Поиск информации, заданной в явном и неявном виде. |
4 |
|
4 |
Информация заложенная в тексте. Поиск информации. |
Общее понимание содержания прочитанного текста. Умение находить информацию, заданную в явном виде. Определение времени и места действия. Значение слова или фразы. |
Практическая работа. |
http://www.school.edu.ru |
10 |
Формулирование прямых выводов, заключений на основе фактов, имеющихся в тексте. |
2 |
|
2 |
Фиксация нужной информации, систематизация, сопоставление, анализ, обобщение информации, интерпретация и ее преобразование. |
Извлечение из текста информации, данной в неявном виде. Формулирование на основе прочитанного несложных выводов. Установление взаимосвязи между событиями. |
Практическая работа. |
http://www.school.edu.ru |
11 |
Интерпретация и обобщение информации. |
2 |
|
2 |
Виды информации. Интерпретация и обобщение информации. |
Понимание использованных в тексте языковых средств, в том числе средств художественной выразительности. Осознание последовательности смысловых частей, т.е. умение составлять план текста. Понимание жанровых особенностей текста. Умение озаглавливать тексты с точки зрения темы или идеи произведения. |
Практическая работа. |
http://www.school.edu.ru |
12 |
Газетная информация. |
1 |
|
1 |
Газета. Газетные жанры. Газетные статьи. |
Чтение газетных статей. Выделение их особенностей. Сравнение с другими жанрами. |
Устный опрос. Практическая работа. |
http://www.school.edu.ru |
13 |
Информационные жанры. |
2 |
|
2 |
Информационные жанры. Статья в газете, журнале, буклеты, брошюры, инфографика, плакаты, афиши. |
Чтение различных информационных жанров. Выделение их особенностей. Сравнение с другими жанрами. |
Устный опрос. Практическая работа. |
http://www.school.edu.ru |
14 |
Словарная статья. Рассказ. |
2 |
|
2 |
Словарные статьи в толковом и других словарях. Рассказ. Особенности словарных статей и рассказов как разновидностей текстов. |
Чтение словарных статей и рассказов. Выделение их особенностей. Сравнение с другими жанрами. |
Устный опрос. Практическая работа. |
http://www.school.edu.ru |
14 |
Этикетные диалоги. |
2 |
|
2 |
Речевой этикет. Способы выражения вежливой речи. Этикетные средства в устной и письменной речи. Этикетные речевые жанры. Просьба. Скрытая просьба. Приглашение. Согласие. Вежливый отказ. |
Чтение этикетных диалогов. Понимание использованных в тексте языковых средств, в том числе средств художественной выразительности. |
Устный опрос. Практическая работа. |
http://www.school.edu.ru |
16 |
Оценка содержания, языка и структуры текста. |
1 |
1 |
|
Типы текстов. Повествование. Описание. Рассуждение. Отличие. |
Самостоятельное определение типа текста, его озаглавливание, составление плана, ответы на вопросы на понимание прочитанного. |
Тестирование. |
http://www.school.edu.ru |
|
Итого: |
34 |
1 |
33 |
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.