Рабочая программа "Социальная адаптация детей"
Оценка 4.7

Рабочая программа "Социальная адаптация детей"

Оценка 4.7
docx
15.11.2019
Рабочая программа "Социальная адаптация детей"
программы Социальной адаптации детей.docx

                                    

 

 

 

 

    Пояснительная записка

 

Дети в санаторий ГБУ РК «Санаторий им Н.К. Крупской для детей и детей с родителями» приезжают из разных городов Республики Крым на 21 день. Первые дни жизнедеятельности детей в санатории  - период адаптации (первые 3-4 дня) - характеризуется особой динамикой развития межличностных отношений, процессов коллективообразования. В эти дни дети испытывают самое значительное психологическое напряжение. Общие ценности, нормы только начинаются складываться, и еще неизвестны детям. Они только познают традиции и требования конкретного коллектива. Целью программы «Мы  Вместе» является создание условий для  успешной адаптации, организованного отдыха, формирования временного коллектива. То есть, это время привыкания детей к новым условиям, к новым требованиям. Поэтому как пройдет этот период, так и пройдет вся смена. Для некоторых подростков этот переход происходит легко, почти незаметно. Но для отдельных ребят этот процесс бывает очень сложным. Чтобы процесс вхождения детей в новую жизнь прошел плавно и безболезненно, я ставлю перед собой ряд задач и пытаюсь их максимально реализовать.

Организационный период - самый важный период в жизни каждого ребенка в санатории. Это переход в новую жизнь, новые знакомства, тоска по дому. Первым этапом создания коллектива является знакомство. Одной из наиболее простых форм знакомства является игра. Я предлагаю детям комплекс игр, направленных на адаптацию их в новых условиях, подбираю и провожу в соответствии с возрастом игры на знакомство, сплочение и взаимодействие коллектива, выявления лидеров в экипаже, раскрытие интересов подростков:

 

 

 

 

 

 

Цель программы:

  • создание условий для успешной социальной адаптации учащихся через организацию системы дополнительных игр, занятий с учащимися.

Задачи программы:

  • создание условий для успешной социальной адаптации учащихся;
  • предупреждение возникновения трудных жизненных ситуаций;
  • развитие социального интеллекта;
  • повышение сплоченности коллектива  и поддержание положительного микроклимата в коллективе;
  • определение социально-педагогических условий для позитивного общения в коллективе;
  • моделирование жизненных ситуаций, проблемных вопросов в социально-педагогической деятельности учащихся;
  • профилактика социальной дезадаптации учащихся.

 

Функции программы:

  • диагностическая (уяснение проблем растущего ребенка в отношениях с микросредой);
  • информационно - обобщающая (сбор и анализ полученных данных);
  • проектировочно - конструктивная (моделирование ситуаций реальной жизни в социально-педагогической деятельности);
  • организационно - преобразовательная (выявление и создание условий для успешной самореализации);
  • координационно-коммуникативная (подготовка учащихся к позитивному взаимодействию с окружающими людьми);

 

Ожидаемые результаты:

  • успешная  социальной адаптации учащихся
  • адекватное поведение в различных, жизненных ситуациях;
  • предупреждение стрессовых состояний;
  • практическое использование навыков конструктивного общения;
  • высокий коэффициент индекса групповой сплоченности.

В течение всего срока реализации программы учащиеся овладевают комплексом поведенческих навыков, обеспечивающих способность к социально адекватному поведению, позволяющим человеку продуктивно взаимодействовать с окружающими и успешно справляться с требованиями и изменениями повседневной жизни.

 

Среди навыков, необходимых человеку для успешной самореализации

в обществе и адаптированной жизни выделяют:

1) Навыки позитивного и конструктивного отношения к собственной личности.

Эти навыки дают возможность адекватно оценивать себя, свои способности и возможности. Они являются базой для формирования чувства собственного достоинства.

2) Навыки позитивного общения.

Эти навыки помогают устанавливать и поддерживать дружеские взаимоотношения, добрые отношения в семье.

3) Навыки самооценки и понимания других.

Эти навыки помогают правильно вести себя в ситуации общения и взаимодействия с различными людьми.

4) Навыки управления эмоциями и эмоциональными состояниями.

Эти навыки помогают адекватно реагировать на собственные эмоции и эмоции других людей.

5) Навыки адекватного поведения в стрессовых ситуациях.

6) Навыки продуктивного взаимодействия.

Эти навыки позволяют при минимальном количестве эмоциональных затрат достигать в процессе общения значительных результатов.

7) Навыки самостоятельного принятия решений.

Человек, обладающий данным навыком, умеет учитывать различные мнения и прогнозировать то, как его мнения могут менять ситуации и влиять на конкретных людей.

8) Навыки решения проблемных ситуаций.

Владение этим навыком позволяет человеку грамотно и уверенно вести себя в трудных жизненных ситуациях.

9) Навыки работы с информацией.

10) Навыки творчества.

Эти навыки позволяют человеку свободно и бегло ориентироваться в постоянно меняющейся жизненной ситуации. Позволят человеку нестандартно, творчески решать различные задачи в любом виде деятельности, опираясь на свой жизненный опыт и новую информацию, полученную в процессе познавательной деятельности. В данной программе все указанные виды навыков прививаются на различных этапах занятий, так как они способствуют овладению и развитию способностей, которые могут привести к здоровому образу жизни, позитивным межличностным отношениям и умению нести ответственность за свои действия.       Программа рассчитана на учащихся с различной базовой подготовкой и уровнем интеллекта, что позволяет охватить всех желающих учащихся школы.

В реализации программы принимают участие учащиеся с пятого по седьмой класс. Занятия проводятся во внеурочное время в течение одного академического часа, педагогом используются комбинированные формы работы: изучение нового материала- его закрепление через участие в социально-педагогических играх и тренингах. После каждого этапа проводится обобщающее занятие, позволяющее учащимся систематизировать и закрепить знания, умения и навыки, полученные на занятиях. Затем проводится адаптационная игра, позволяющая проверить результативность и эффективность применяемых методов работы. Проводятся деловые игры, конференции, диспуты.

В качестве методов диагностики результатов реализации каждого этапа программы используются различные социально-психолого-педагогические методики, такие как анкетирование, тестирование, сочинение по личным впечатлением, ранжирование знаний, работа с понятийным аппаратом, наблюдение (поведение в импровизированных ситуациях) и т. п.

 

Содержание и методическое обеспечение

социально-педагогической программы «Мы вместе»

Программа представлена 6 различными направлениями, составленными в соответствии с возрастными группами и тематическими профилями. Первый раздел направлен на обучение детей навыкам позитивного общения, понимания личности другого человека, приемам активного слушания, развитие способности творчески решать любые задачи в любом виде деятельности, умение использовать информацию любого типа и работать с различными источниками информации.

Курс «Путешествие в мир общения» дает учащимся представление о дружбе, о правилах совместной деятельности людей, о способах решения спорных вопросов, зависимости настроения от состояния человека и способах его улучшения, сострадании и формах его проявления, великом значении добрых слов в жизни человека.

Курс «Ваши права» помогает учащимся узнать свои права, применять и анализировать полученную информацию, проводить параллельные ассоциации нарушения прав в произведениях устного народного творчества, работать со словарем и документами, нормативными актами, результаты эффективности курса выявляются в ходе проведения инсценировки произведений, где нарушаются права главных героев.

Курс «Мы живем среди людей» направлен на социальную адаптацию учащихся в микросреде, то есть в ближайшем окружении ребенка, которым являются семья, класс, друзья, близкие родственники. Рассматриваются вопросы ценности жизни, внимательное и теплое отношение к бабушкам и дедушкам, заботливое отношение к инвалидам и болеющим родственникам, умение жить с соседями без ссор и конфликтов, помочь школьникам разобраться в негативном влиянии сплетен и сквернословия на взаимоотношения в кругу сверстников.

Курс «Жить в мире с собой и с другими» дает учащимся представление о таком понятии, как толерантность, границы толерантности. Дает понимание , что главное в жизни – семья. Терпимость в семье, уважение, взаимовыручка, как главный фактор сплоченности всех членов семьи. Направлен на формирование навыков эффективного общения, безконфликтного общения. Умение конструктивно решать конфликтные ситуации.

Курс «Полезные и вредные привычки» позволит детям сделать правильный выбор и проанализировать влияние негативных привычек, от которых зависит личность. Учащиеся приобретут навыки адекватного поведения в стрессовых ситуациях, решать сложный вопрос выбора в нестандартных, жизненных ситуациях. Понимание, какие опасности могут подстерегать в компьютерных сетях и как их избежать. Приобщение учащихся к достижениям цивилизаций, помогающим человеку свободно общаться даже на расстоянии и получать удовлетворение от волшебного мира  и результатов технического прогресса.  Альтернативой вредным привычкам предлагается занятие спортом, увлечение любимым делом, участие в жизни семьи, школы и класса. Форма эффективности курса – изготовление коллажа «Я и мое будущее».

Курс «Личность. Семья. Общество» поможет учащимся в познании своей сущности, социализация личности через объяснение социальных ролей и статусов личности, формирование мотивов выбора профессии, представление о современной семье и ее функциях в современном обществе, конструктивное решение конфликтов и получение навыков рефлексивного слушания - вот неполный перечень вопросов, освещаемых в данном курсе.

Принимая участие в данной программе, учащиеся не только приобретают жизненно важные навыки, но и раскрывают в себе чувство милосердия и эмпатии. Педагог создает для учащихся благоприятные условия для успешной самореализации и творческой активности личности, используя внутренние ресурсы ребенка с учетом полученных знаний, умений и навыков. Конструктивные навыки общения, выход из конфликтных ситуаций, развитие социальной восприимчивости, четкое осознание собственной значимости в обществе - вот далеко не полный перечень тех значимых навыков, благодаря которым человек будет осознанно относится к себе, анализировать свои поступки с учетом предъявляемых к ним социально-культурных требований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Учебно-тематический план программы:

№ раздела

Раздел, количество занятий, контроль

Темы

Кол-во часов

I.

«Путешествие

в мир общения»

4 занятия

 

 

1. Знакомство. Мы вместе. Настроение.

Язык жестов. Мимика.

1

2.Учимся работать дружно. Игры на сплочение.

1

3. Как понимать друг друга без слов. Доброе слово и кошке приятно. Игры «Комплимент», «Зеркало».

1

4. Мы поссоримся и помиримся… Занятие

с элементами социально-психологического  тренинга.

1

II.

«Ваши права»

3 занятия

1. Игра – викторина  «Знаете ли вы свои права?»

1

2. Знакомство с Конвенцией по правам ребенка (круглый стол).

1

3. Инсценировка произведений, где нарушаются права главных героев. Игра-путешествие.

1

 

III.

«Мы живем среди людей»(развитие социального интеллекта)

4  занятия

1. Нравственные ценности.

1

2. «Дом, в котором мы живем».  Обязанности                     по дому, социальные роли в семье.

1

3. Круглый стол «Человек среди людей».

 

4. Одноклассники и одноклассницы.

1

IV.

«Жить в мире                      с собой и с другими»

8 занятий

1.Толерантность - что это?

1

2.Толерантная личность. Просмотр видеоролика «Толерантность нашими глазами» с дальнейшим его обсуждением

1

3.Толерантное общество. Толерантность                     к другим.  Границы толерантности.

 Круглый стол

1

4. «Главная ценность в жизни – семья». Терпимость в семье, как главный фактор сплоченности всех членов семьи. Игры на развитие коммуникативных навыков.

1

5. Работа над изготовлением плакатов «Толерантность вокруг нас».

1

6. Понимание как залог эффективного общения. Игры на сплочение.

1

7. Дискуссия «Конфликты в жизни подростков»

1

8. Конфликт и способ его разрешения. Социально-психологический тренинг   «Я говорю -  НЕТ»

1

VI.

«Мы выбираем ЖИЗНЬ!» (полезные и вредные привычки)

8 занятий

1. Полезные и вредные привычки в жизни человека. Просмотр презентаций с дальнейшим ее обсуждением.

1

2. Подросток и сигарета.

1

3.  Губительный зеленый змий.

1

4. Мы скажем нет наркотикам.

1

5. В здоровом теле здоровый дух.

Конкурс рисунков « Я выбираю - ЖИЗНЬ».

1

6. В мире увлечений. Просмотр презентаций ребят  с последующим обсуждением.

1

7. Диспут «Живущие в сети». Компьютерные сети: какие опасности нас могут подстерегать и как их избежать. Компьютерные игры: за или против?

1

8. Коллаж «Я и мое будущее».

1

VII.

«Личность. Семья. Общество»

6 занятий

 

1. Кто я? Личность в обществе.

1

2. Представление о семье. Семья в современном обществе.

1

3. Диспут «Успех в жизни» (жизненные ценности             и приоритеты).

1

4. Выбор профессии - это важно.

1

5. «Все профессии нужны, все профессии важны». Просмотр презентаций, подготовленных ребятами и дальнейшее их обсуждение.

1

6. Проявления дружбы и любви. Психология общения (занятие с элементами  социально-психологического тренинга).

1

VIII.

Итоговое занятие

Заключительное занятие «Чему мы научились за этот год?» Круглый стол. (Чаепитие)

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игры начинаются по условному сигналу. Детям сложно сразу запомнить все правила игры (особенно если они играют в нее впервые), поэтому в процессе игры нужно напоминать им о них. Если большинство играющих допускает одинаковую ошибку, воспитатель останавливает игру и вносит поправки.

- Игры, помогающие запомнить имена.

1. «Снежный ком»

Ребята сидят в большом тесном кругу. Начать игру должен воспитатель, назвав своё имя. Сидящий слева от него должен назвать имя воспитателя и своё. Следующий дальше по часовой стрелке должен будет назвать два предыдущих имени, своё и так дальше по кругу. Закончить должен опять же воспитатель, назвав по имени весь отряд. Задача сложная, но реальная и выполнимая.

2. Игра «Имя в центр».

Первый игрок выходит в центр круга, называет свое имя и делает какой-нибудь жест. Все остальные должны после этого также сделать шаг вперед, назвать его имя и как можно точнее повторить его жест. Так по очереди показывают все.

3. «Математика»

Дети становятся в круг и начинают считать по кругу. Тот, на кого приходится число, которое делится на цифру три, вместо цифры говорит свое имя. Эту игру можно использовать для развития памяти и внимания.

- Игры на знакомство, устанавливающие контакт и доверие между участниками.

1. «Атомы – молекулы»

Воспитатель объясняет: атом – это самая маленькая частица. В игре атомом будет каждый играющий. Молекула состоит из атомов, поэтому объединение в цепочку нескольких игроков в игре называется молекулой. Ведущий произносит: «Атомы». Все игроки начинают хаотично двигаться. После слова «молекула по трое» играющие должны соединиться в группы по три человека. Тот, кто не сможет встать в тройки выбывает из игры. А воспитатель продолжает изменять количество атомов в молекулах.

2. «Знакомимся по кругу»

Экипаж встает в два круга - внешний и внутренний, лицом к лицу. Получившиеся пары в течение одной-двух минут знакомятся и рассказывают о себе, а затем внутренний круг смещается вправо на одного человека. Цикл повторяется, пока не будет пройден весь круг. Можно эту игру проводить под музыку.

3. «Ипподром»

Все садятся на стулья в круг очень близко к друг другу, участники должны симулировать гонку на ипподроме. Сидя, все топают ногами и хлопают по коленкам, симулируя бег лошадей.

Ведущий задает разные команды, которые все участники должны исполнять вместе:

- поворот направо

- поворот налево

- барьер (все подпрыгивают)

- журналисты приветствуют (все машут левой рукой)

- девушки приветствуют (воздушный поцелуй правой рукой)

Все должно исполняться очень быстро.

- Игры, на выявление лидера.

1. «Лидер»

Ребята встают в круг и берут в руки веревку в руки. Воспитатель дает задание: «Не выпуская рук, построить треугольник (квадрат, звезду, ромб и т.д.)». Сначала возникает пауза и полное бездействие детей или наоборот суматоха, затем кто-то из участников предлагает вариант решения. Практика показывает, что эти функции берут на себя лидеры. Игра помогает узнать их.

2.«Построения»

Ребятам необходимо за определенное время (или как можно быстрее) построится по определенному признаку. Это может быть:

- по росту;

- по первым буквам своего имени в алфавитном порядке;

- по цвету волос;

- по длине волос;

- по цвету глаз и т.д.

При построении возникает естественный вопрос: "Откуда строиться?" Желательно не давать ответа - промолчать, сделать вид, что не слышите вопроса. Здесь я как раз отмечаю лидера, того, кто возьмет на себя инициативу в построении, т.е. начнет расставлять "как надо", собственно, это, возможно, и есть те люди, которые в сложной ситуации могут взять на себя инициативу. Строится можно молча и закрытыми глазами. Это усложнит задачу. Как правило, за это дело берутся энергичные, решительные люди.

- Игры, раскрывающие интересы детей.

1. Живая анкета «Здравствуйте, а вот и я!»

Проводится в форме подвижной игры. Каждый участник игры, отвечая на вопрос, может выбрать только один вариант ответа. На каждый из предложенных вопросов предлагается три варианта ответа. На полу рисуются мелом три буквы «а», «б», «в», каждый подросток выбирает после вопроса букву, которую считает нужной.

1. Наш экипаж сегодня:

а) просто мальчишки и девчонки, собравшиеся вместе;

б) у нас пока не получается сплочённого коллектива.

2. Для большинства ребят жизнь в санатории «Бригантина» - это:

а) возможность провести время;

б) возможность поправить свое здоровье;

в) возможность найти новых друзей.

3. Я буду:

а) активным участником всех дел;

б) активным зрителем и болельщиком;

в) пассивным наблюдателем.

4. Я люблю:

а) танцевать;

б) петь;

в) рисовать:

г) ничего не люблю.

5. Я люблю участвовать:

а) в спортивных соревнованиях;

б) в театрализованных мероприятиях;

в) в интеллектуальных конкурсах;

2. «Граница»

На полу чертится мелом линия. Воспитатель предлагает перейти на одну сторону тем, кто объединен каким-то признаком. Критерии объединения:

- кто любит петь;

- кто любит танцевать;

- кто первый раз в санатории;

- кто любит играть в шахматы;

- кто умеет рисовать и т.д.

- Игра, с целью выяснения представлений детей о санатории

«Рейтинг ожиданий»

Эта игра помогает определить направление деятельности в экипаже с учетом потребностей детей. Предупреждает возникновение негативных эмоциональных реакций. Проводится по методике «Незаконченного предложения». Подросткам предлагается закончить предложение: «Санаторий – это…». При выполнении задания ребенок должен работать, самостоятельно и быстро, не задумываясь. При обработке полученных данных ответы детей делятся по номинациям: «Отдых», «Лечение», «Новые друзья», «Отдых без родителей» и др.

Проводимые игры способствуют знакомству детей друг с другом, их сплочению для совместной деятельности, формированию благоприятного психологического климата в детском коллективе.

Общие нормы только начинают складываться, а потому неуверенность, боязнь того, что поведение будет неправильно понято и оценено, вынуждает ребят в значительной степени скрывать те или иные отрицательные черты и свойства характера, дурные привычки. Каждый старается раскрыть и показать себя с самой лучшей стороны. Это приводит к преобладанию впервые дни социально одобряемых форм поведения детей. Необходимо отметить, что коммуникативные игры должны проводиться в течение всего периода пребывания детей в санатории.

Рабочая программа "Социальная адаптация детей"

Рабочая программа "Социальная адаптация детей"

Рабочая программа "Социальная адаптация детей"

Рабочая программа "Социальная адаптация детей"

Рабочая программа "Социальная адаптация детей"

Рабочая программа "Социальная адаптация детей"

Рабочая программа "Социальная адаптация детей"

Рабочая программа "Социальная адаптация детей"

Рабочая программа "Социальная адаптация детей"

Рабочая программа "Социальная адаптация детей"

Рабочая программа "Социальная адаптация детей"

Рабочая программа "Социальная адаптация детей"

Рабочая программа "Социальная адаптация детей"

Рабочая программа "Социальная адаптация детей"

Рабочая программа "Социальная адаптация детей"

Рабочая программа "Социальная адаптация детей"

Рабочая программа "Социальная адаптация детей"

Рабочая программа "Социальная адаптация детей"

Рабочая программа "Социальная адаптация детей"

Рабочая программа "Социальная адаптация детей"

Рабочая программа "Социальная адаптация детей"

Рабочая программа "Социальная адаптация детей"

Рабочая программа "Социальная адаптация детей"

Рабочая программа "Социальная адаптация детей"

Рабочая программа "Социальная адаптация детей"

Рабочая программа "Социальная адаптация детей"

Рабочая программа "Социальная адаптация детей"

Рабочая программа "Социальная адаптация детей"

Рабочая программа "Социальная адаптация детей"

Рабочая программа "Социальная адаптация детей"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.11.2019