МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ И СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ №21 «ИСКОРКА»
«Утверждаю»
Заведующий МАДОУ № 21 «Искорка»
___________ С.А. Никифорова
30.08.2021г. №____1___
Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми.
Старшая группа, 5-6 лет.
2021-2022 учебный год
Составители:
Инамова Т.В.
Вдовина М.К.
г. Бердск
2021 год
№ п/п |
Содержание рабочей программы
|
Стр. |
I |
Пояснительная записка |
3 |
1.1 |
Цели и задачи основной образовательной программы |
4 |
1.2 |
Временная продолжительность и срок реализации программы |
6 |
1.3 |
Принципы и подходы в организации образовательного процесса |
6 |
1.4 |
Значимые для разработки программы характеристики. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей. |
7 |
1.5 |
Планируемый результат освоения программы |
8 |
II |
Содержание образовательного процесса |
11 |
2.1 |
Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка, представленными в пяти образовательных областях |
11 |
2.1.1. |
Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие» |
11 |
2.1.2. |
Образовательная область «Познавательное развитие» |
12 |
2.1.3. |
Образовательная область «Речевое развитие» |
13 |
2.1.4 |
Художественно-эстетическое развитие. |
14 |
2.1.5 |
Физическое развитие |
15 |
2.2. |
Формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов. |
17 |
2.3. |
Взаимодействие с семьей |
21 |
III |
Организация образовательного процесса |
24 |
3.1. |
Материально-техническое обеспечение программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания |
24 |
3.2. |
Организация режима пребывания детей в ДОУ |
25 |
3.3. |
Расписание образовательной деятельности |
27 |
3.4. |
Максимально допустимый объем нагрузки. |
28 |
3.5. |
Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий |
29 |
3.6. |
Организация развивающей предметно-пространственной среды |
29 |
I.Пояснительная записка
Рабочая программа по развитию детей группы от 5 до 6 лет (далее - Программа) разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
-«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа – образовательным программа дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13)
- Основной образовательной программой дошкольного образования, разработанной и утвержденной МАДОУ №21 «Искорка» с учетом примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
- Уставом МАДОУ №21 «Искорка».
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса группы от 5 до 6 лет Муниципального Автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому и социально-личностному развитию детей» №21 «Искорка». Программа строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми группы и обеспечивает:
- социально – коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно – эстетическое развитие;
- физическое развитие.
от 5 до 6 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Программа сформирована в соответствии с основной образовательной программой МАДОУ № 21 «Искорка» и на основе образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
1.1. Цели и задачи реализации программы.
Цель реализации основной образовательной программы дошкольного общего образования – обеспечение выполнения требований ФГОС ДО. Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство — время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Поэтому программа «От рождения до школы» создана авторами как программа обогащенного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающая единый процесс социализации — индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.
Цель программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника .
Программа «От рождения до школы», разработанная на основе ФГОС дошкольного образования, ориентирована на:
· охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
· обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
· обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
· создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
· объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
· формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности;
· обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей детей;
· формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
· обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Приоритетными задачами развития и воспитания детей по программе «от рождения до школы» являются:
• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
• творческая организация воспитательно-образовательного процесса;
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
• уважительное отношение к результатам детского творчества;
• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
• соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.
Реализуемая Программа строится на принципах ФГОС ДО: (ФГОС ДО п. 1.2.)
1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;
3) уважение личности ребенка;
4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
1.2.Временная продолжительность и срок реализации программы
Настоящая рабочая программа рассчитана на один учебный год – с 1 сентября 2016 по 31 августа 2017
1.3. Принципы и подходы в организации образовательного процесса
Реализуемая Программа учитывает основные принципы дошкольного образования, указанные в ФГОС ДО: (ФГОС ДО п. 1.4.)
1) полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (индивидуализация дошкольного образования);
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество детского сада с семьёй;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
1.4. Значимые для разработки программы характеристики. Возрастные особенности детей.
Общие сведения о коллективе детей, работников, родителей.
Основными участниками реализации программы являются: дети дошкольного возраста, родители (законные представители), педагоги.
Возрастная категория |
Направленность групп |
Количество детей |
От 5 до 6 лет |
Общеразвивающая |
28 |
Социальный паспорт группы
|
|
2016-2017 |
||
|
Количество детей |
28 |
||
|
Полные семьи |
27 |
||
Одинокие |
1 1 - |
|||
В разводе |
||||
Вдовы |
||||
Опекуны |
- |
|||
многодетные |
2 |
|||
Жилищные условия |
Имеют собственное жилье |
13 |
||
Живут с родителями |
10 |
|||
снимают |
5 |
|||
Образование |
высшее |
30 |
||
среднее |
5 |
|||
с/спец. |
21 |
|||
Социальный состав |
интеллигенция |
10 |
||
рабочие |
13 |
|||
служащие |
14 |
|||
домохозяйки |
8 |
|||
предприниматели |
10 |
Социальный паспорт группы необходим, как документ, помогающий собрать первичную информацию о ребенке и его семье. Благодаря социальному паспорту педагог может видеть полную картину социального характера в своей группе и запланировать какого рода работа , должна проводиться с ребенком и его родителями. А также уделять больше внимания детям, которые нуждаются в индивидуальной помощи педагога.
Возрастные особенности развития детей 5-6 лет (старшая группа)
Ребенок 5-6 лет может регулировать поведение на основе усвоенных норм и правил, своих этических представлений, а не в ответ на требования других людей. Эмоционально переживает несоблюдение норм и правил и несоответствие поведения своим этическим представлениям. Без контроля со стороны взрослого, не отвлекаясь, может выполнять трудовые обязанности, доводить до конца малопривлекательную работу, наводить порядок в комнате. Поведение становится более сдержанным. Дружно играет, сдерживает агрессивные реакции, делится, справедливо распределяет роли, помогает во взаимодействии с друзьями.
1.5. Планируемые результаты освоения Программы детьми.
В соответствии с ФГОС, результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Целевые ориентиры освоения программы:
- ребенок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;
- ребенок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
- ребенок обладает воображением, которое реализуется в разных видах деятельности.
Способность ребенка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре;
- творческие способности ребенка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребенок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п.;
- ребенок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело. Ребенок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живет. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, математики, и т. п., у ребенка складываются предпосылки грамотности. Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.
Содержание основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка. Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные (ключевые) характеристики развития личности ребенка. Основные (ключевые) характеристики развития личности представлены в виде характеристик возможных достижений воспитанников на этапе завершения дошкольного образования и являются определенным отражением образовательных воздействий. К 7 годам – по завершению дошкольного образования – ребенок способен:
- использовать основные культурные способы деятельности;
- принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
- проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.; выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- проявлять положительное отношение к миру, другим людям и самому себе;
- чувство собственного достоинства; адекватно проявлять свои чувства (в том числе чувство веры в себя), сопереживать неудачам и радоваться успехам других);
- активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми и участвовать в совместных играх, стараясь продуктивно разрешать конфликты, договариваясь, учитывая интересы и чувства других;
- следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, проявляя способность к волевым усилиям;
- проявлять развитое воображение в разных видах деятельности, и, прежде всего, в игре;
- выражать свои мысли и желания, демонстрируя достаточно хорошее владение устной речью; использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний в ситуации общения;
- контролировать свои движения и управлять ими;
- соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.
К основным (ключевым) характеристикам возможных достижений воспитанников относится также то, что на этапе завершения дошкольного образования ребенок:
- владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- проявляет любознательность, задаѐт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать;
- обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живѐт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.;
- у него складываются предпосылки грамотности;
- подвижен, вынослив, владеет основными движениями, у него развита крупная и мелкая моторика.
Все перечисленные выше характеристики являются необходимыми предпосылками для перехода на следующий уровень начального общего образования, успешной адаптации к условиям жизни и требованиям общеобразовательной организации и образовательной деятельности. Степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования может существенно варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка.
II. Содержание образовательного процесса
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка, представленными в пяти образовательных областях
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определённые направления развития и образования детей (далее – образовательные области):
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
В связи с этим, реализуемые ранее 10 образовательных областей (по ФГТ) вложены в 5 направлений развития и образования (взаимодополняющие образовательные области) ФГОС ДО следующим образом:
«Социализация», «Коммуникация», «Труд» - социально-коммуникативное развитие;
«Познание» - познавательное развитие;
«Коммуникация» «Чтение художественной литературы» - речевое развитие; «Художественное творчество», «Музыка», «Познание. Развитие конструктивной деятельности», «Чтение художественной литературы» - художественно-эстетическое развитие;
«Физическая культура», «Здоровье» - физическое развитие.
Образовательные области «Коммуникация» и «Безопасность» взаимодействуют со всеми направлениями развития и образования по ФГОС ДО.
Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением со стороны педагога-психолога.
2.1.1 Образовательная область «Социально- коммуникативное развитие»
Цели и задачи:
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в образовательном учреждении;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Работа по реализации задач социально-коммуникативного развития планируется календарно в соответствии с требованиями Программы «От рождения до школы» и с опорой на методическое пособия.
Организованная образовательная деятельность по социально-коммуникативному развитию не проводится. Задачи социально-коммуникативного развития реализуются интегрировано со всеми образовательными областями в организованной образовательной деятельности, режимных моментах, совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей.
Направления образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»:
- игровая деятельность;
- развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
- культурно-нравственное и этическое воспитание;
- гендерное, семейное, гражданское воспитание;
- трудовое воспитание;
- основы безопасной жизнедеятельности.
Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» отражено в Программе «От рождения до школы» в разделе «Содержание психолого-педагогической работы», а также в комплексно-тематическом плане .
2.1.2 Образовательная область «Познавательное развитие»
Цели и задачи:
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- формирование познавательных действий, становление сознания;
- развитие воображения и творческой активности;
- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Направления образовательной области «Познавательное развитие»:
- сенсорное развитие;
- познавательно-исследовательская деятельность;
- формирование элементарных математических представлений;
- формирование целостной картины мира, расширение кругозора (предметное окружение, социальное окружение, ознакомление с природой).
Содержание образовательной области «Познавательное развитие» отражено в Программе «От рождения до школы» в разделе «Содержание психолого-педагогической работы», а также в комплексно-тематическом плане .
К познавательному направлению следует относить представленную в Программе «От рождения до школы» образовательную область «Познание» (за исключением конструктивной деятельности).
Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию планируется по программе «От рождения до школы» и методическим пособиям:
-«Занятия по формированию элементарных математических представлений» И.А. Помораева, В.А. Позина
- «Ознакомление с предметным и социальным окружением» О.В.Дыбина
- «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» Н.Е.Веракса,О.Р.Галимов
- «Ознакомление с природой в детском саду» О.А.Соломенникова
Задачи познавательного развития реализуются также интегрировано с другими образовательными областями в организованной образовательной деятельности, режимных моментах, совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей.
2.1.3. Образовательная область «Речевое развитие»
Цели и задачи:
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Направления образовательной области «Речевое развитие»:
- формирование словаря;
- звуковая культура речи;
- грамматический строй речи;
- связная речь;
- подготовка к обучению грамоте;
- знакомство с детской литературой.
Содержание образовательной области «Речевое развитие» отражено в Программе «От рождения до школы» в разделе «Содержание психолого-педагогической работы», а также в комплексно-тематическом плане .
К речевому направлению следует относить представленные в Программе «От рождения до школы» образовательные области «Коммуникация» и «Чтение художественной литературы».
Организованная образовательная деятельность по речевому развитию планируется перспективно по методическим пособиям:
- «Занятия по развитию речи» В.В. Гербова
Задачи речевого развития реализуются также интегрировано со всеми образовательными областями в организованной образовательной деятельности, режимных моментах, совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей. Работа в данном направлении планируется календарно.
2.1.4.Художественно- эстетическое развитие
Цели и задачи:
- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
- становление эстетического отношения к окружающему миру;
- формирование элементарных представлений о видах искусства;
- восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
- реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
Направления образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»:
- продуктивная деятельность (рисование, аппликация, лепка, конструирование);
- приобщение к искусству;
- музыкально-художественная деятельность (слушание, пение, песенное творчество, музыкально-ритмические движения, музыкально-игровое и танцевальное творчество, игра на музыкальных инструментах).
Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» отражено в Программе «От рождения до школы» в разделе «Содержание психолого-педагогической работы», а также в комплексно-тематическом плане .
К художественно-эстетическому направлению следует относить представленные в Программе «От рождения до школы» образовательные области «Художественное творчество» и «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Познание» (подраздел «Конструктивная деятельность»), «Труд» (подраздел «Ручной труд»).
Организованная образовательная деятельность по продуктивной деятельности планируется по методическим пособиям:
- «Изобразительная деятельность в детском саду» Т.С. Комарова
- «Конструирование из строительного материала» Л.В. Куцакова
Организованная образовательную деятельность по музыке планирует и осуществляет музыкальный руководитель в музыкальном зале ДОУ. Воспитатели присутствуют на занятии, оказывают помощь музыкальному руководителю в проведении музыкально-дидактических игр, разучивании танцевальных движений и песенного репертуара, инсценировках.
Задачи художественно-эстетического развития реализуются также интегрировано со всеми образовательными областями в организованной образовательной деятельности, режимных моментах, совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей, культурно-досуговой деятельности.
2.1.5.Физическое развитие
Цели и задачи:
- способствовать приобретению детьми опыта в двигательной деятельности, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;
- способствовать правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также правильному, не наносящему ущерба организму, выполнению основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);
- формировать начальные представления о некоторых видах спорта;
- способствовать овладению подвижными играми с правилами;
- способствовать становлению целенаправленности и саморегуляция в двигательной сфере;
- способствовать становлению ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Направления образовательной области «Физическое развитие»:
- двигательная активность (основные движения, общеразвивающие упражнения, спортивные упражнения, спортивные игры, подвижные игры);
- воспитание культурно-гигиенических навыков (питание, одевание-раздевание, умывание, содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати);
- формирование основ культуры здоровья.
Организованная образовательная деятельность по физическому развитию планируется и организуется инструктором по физическому воспитанию.
Организованная образовательную деятельность по физическому развитию планируется в соответствии с требованиями Программы «От рождения до школы» и с опорой на методические пособия:
Задачи физического развития реализуются также интегрировано со всеми образовательными областями в организованной образовательной деятельности, режимных моментах, совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей, досуговой деятельности. Работа в данном направлении планируется календарно.
Воспитание культурно-гигиенических навыков планируется перспективно на каждый месяц в соответствии с требованиями программы «От рождения до школы» и с опорой на методическое пособие.
Содержание образовательной области «Физическое развитие» отражено в Программе «От рождения до школы» в разделе «Содержание психолого-педагогической работы», а также в комплексно-тематическом плане .
К физическому направлению следует относить представленные в Программе «От рождения до школы» образовательные области «Физическая культура» и «Здоровье».
Для реализации задач физического развития детей воспитатели средней группы используют в воспитательно-образовательном процессе современные здоровьесберегающие технологии.
Образовательная деятельность при проведении режимных моментов
Ø физическое развитие: комплексы закаливающих процедур (оздоровительные прогулки, мытье рук прохладной водой перед каждым приемом пищи, полоскание рта и горла после еды, воздушные ванны, ходьба босиком по ребристым дорожкам до и после сна, контрастные ножные ванны), утренняя гимнастика, упражнения и подвижные игры во второй половине дня;
Ø социально-коммуникативное развитие: ситуативные беседы при проведении режимных моментов, подчеркивание их пользы; развитие трудовых навыков через поручения, дежурства, навыки самообслуживания; посильная помощь взрослым; формирование навыков безопасного поведения при проведении режимных моментов;
Ø познавательное развитие: наблюдение, ситуативные разговоры с детьми; называние трудовых действий и гигиенических процедур, обсуждения близких детям тем (пользы закаливания, занятий физической культурой, гигиенических процедур), элементарная опытно-исследовательская деятельность;
Ø речевое развитие: создание речевой развивающей среды; свободные диалоги с детьми в играх, наблюдениях, при восприятии картин, иллюстраций, мультимедиа просмотров; поощрение речевой активности детей;
Ø художественно эстетическое развитие: использование музыки в повседневной жизни детей, в игре, в досуговой деятельности, на прогулке, в изобразительной деятельности, при проведении утренней гимнастики, привлечение внимания детей к разнообразным звукам в окружающем мире, к оформлению помещения, привлекательности оборудования, красоте и чистоте окружающих помещений, предметов, игрушек.
Самостоятельная деятельность детей
Ø физическое развитие: самостоятельные подвижные игры, игры на свежем воздухе, спортивные игры и занятия (катание на санках, лыжах, велосипеде, самокате и пр.);
Ø социально-коммуникативное развитие: индивидуальные игры, совместные игры, все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками;
Ø познавательное развитие: наблюдение, рассматривание книг и картинок; самостоятельное раскрашивание «умных раскрасок», развивающие настольно-печатные игры, игры на прогулке, автодидактические игры (развивающие пазлы, рамки-вкладыши, парные картинки);
Ø речевое развитие: самостоятельное чтение детьми коротких стихотворений, самостоятельные игры по мотивам художественных произведений, самостоятельная работа в уголке книги, в уголке театра, сюжетно-ролевые игры;
Ø художественно эстетическое развитие: создание условий для самостоятельной продуктивной и художественной деятельности детей: рисование, лепка, конструирование, рассматривание репродукций картин, иллюстраций, музицирование (пение, танцы, игра на детских музыкальных инструментах), слушание музыки.
Работа проводится по календарно-перспективному плану.
(ФГОС ДО п. 2.7.)
Реализация целей и задач образовательных областей осуществляется в процессе разнообразных видов детской деятельности (формах активности детей), таких как:
1. игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры;
2. коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
3. познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);
4. восприятие художественной литературы и фольклора;
5. самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);
6. конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;
7. изобразительная (рисование, лепка, аппликация);
8. музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);
9. двигательная (овладение основными движениями)
Особенности образовательной деятельности разных видов
и культурных практик.
Осуществление образовательного процесса с учетом специфики климатических, национально-культурных условий Западной Сибири направлено на развитие личности ребенка в контексте детской субкультуры, сохранение и развитие индивидуальности, достижение ребенком уровня психического и социального развития, обеспечивающего успешность познания мира ближайшего (социального, природного) окружения через разнообразные виды детских деятельностей, интегрированные формы совместной и самостоятельной деятельности.
2.2.Формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.
Формы работы по образовательным областям
направления развития и образования детей (далее - образовательные области): |
Старший дошкольный возраст (5-6 лет) |
|
|
Физическое развитие |
· Физкультурное занятие · Утренняя гимнастика · Игра · Беседа · Рассказ · Чтение · Рассматривание. · Интегративная · деятельность · Контрольно- · диагностическая · деятельность · Спортивные и · физкультурные досуги · Спортивные состязания · Совместная деятельность · взрослого и детей · тематического характера · Проектная деятельность · Проблемная ситуация |
Социально-коммуникативное |
· Индивидуальная игра. · Совместная с воспитателем игра. · Совместная со сверстниками игра · Игра · Чтение · Беседа · Наблюдение · Педагогическая ситуация. · Экскурсия · Ситуация морального выбора. · Проектная деятельность Интегративная деятельность · Праздник · Совместные действия · Рассматривание. · Проектная деятельность · Просмотр и анализ мультфильмов, · видеофильмов, телепередач. · Экспериментирование · Поручение и задание · Дежурство. · Совместная деятельность · взрослого и детей тематического · характера · Проектная деятельность |
Речевое развитие
|
· Чтение. · Беседа · Рассматривание · Решение проблемных ситуаций. · Разговор с детьми · Игра · Проектная деятельность · Создание коллекций · Интегративная деятельность · Обсуждение. · Рассказ. · Инсценирование · Ситуативный разговор с детьми · Сочинение загадок · Проблемная ситуация · Использование различных видов театра |
Познавательное развитие |
· Создание коллекций · Проектная деятельность · Исследовательская деятельность. · Конструирование · Экспериментирование · Развивающая игра · Наблюдение · Проблемная ситуация · Рассказ · Беседа · Интегративная деятельность · Экскурсии · Коллекционирование · Моделирование · Реализация проекта · Игры с правилами |
Художественное –эстетическое развитие |
· Изготовление украшений для группового помещения к праздникам, предметов для игры, сувениров, предметов для познавательно-исследовательской деятельности. · Создание макетов, коллекций и их оформление · Рассматривание эстетически привлекательных предметов · Игра · Организация выставок · Слушание соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки · Музыкально- дидактическая игра · Беседа интегративного характера, элементарного музыковедческого содержания) · Интегративная деятельность · Совместное и индивидуальное музыкальное исполнение · Музыкальное упражнение. · Попевка. Распевка · Двигательный, пластический танцевальный этюд · Танец · Творческое задание · Концерт- импровизация · Музыкальная сюжетная игра |
Способы и направления поддержки детской инициативы.
Приоритетной сферой проявления детской инициативы в старшем дошкольном возрасте является внеситуативно – личностное общение со взрослыми и сверстниками, а также информационно познавательная инициатива.
Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:
· создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку;
· уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;
· поощрять желание создавать что- либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу)
· создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей;
· при необходимости помогать детям в решении проблем организации игры;
· привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу. Обсуждать совместные проекты; создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой, познавательной деятельности детей по интересам.
2.3.Взаимодействие с семьей
Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены поддержка родителей в воспитании детей и укреплении их здоровья, вовлечение семей в образовательную деятельность.
При планировании работы с семьями воспитанников группы учитывается социальный статус родителей, уровень материального состояния, образование, социальное положение.
Основные направления работы с семьёй
Важнейшим условием необходимым для создания социальной ситуации развития детей является взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность.
Цель взаимодействия детского сада с семьёй: создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности ребёнка, компетентности его родителей, заключающейся в способности разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребёнка.
Взаимодействие с семьёй должно быть построено на основе гуманно-личностного подхода, согласно которому признаётся право родителей на уважение, понимание, участие в жизни детского сада.
Задачи взаимодействия детского сада с семьёй:
·Изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
·Знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания детей дошкольного возраста в детском саду и семье, раскрывающим средства, формы и методы развития интегративных качеств ребёнка, а также знакомство с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;
·Информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей на разных возрастных этапах их развития и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
·Создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми, возникновению чувства единения, радости, гордости за полученные результаты;
·Привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в ДОУ;
·Поощрение родителей за внимательное отношений к разнообразным стремлениям и потребностям ребёнка и создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
В дошкольном учреждении созданы условия:
1) для предоставления информации о Программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность, а также широкой общественности;
2) для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде;
3) для обсуждения с родителями детей вопросов, связанных с реализацией Программы.
Работа проводится по календарному плану .
Примерное планирование взаимодействия с родителями
на 2021-2022 год
(Старшая группа)
Направление: взаимоотношения родителей и детей
Цель: Расширение знаний родителей о том, как наладить взаимоотношения с ребенком.
Сентябрь
1. Родительское собрание на тему: «Знаете ли вы своего ребенка?»
2. Консультация в родительский уголок: «Особенности развития ребенка 5-6 лет».
3. Беседа с родителями: «Ребенок и родитель»
4. Консультация в уголок здоровья: «Витаминный календарь. Осень».
Октябрь
1. Беседа «Можно ли обойтись без наказаний?»
2. Консультация в родительский уголок «Поощрять или наказывать?»
3. Анкета: «Определение типа детско-родительских отношений»
4. Беседа «Не балуй!»
Ноябрь
1. Консультация: «О значении обучения детей дошкольного возраста ПДД»
2. Беседа: «Как помочь детям преодолеть чрезвычайные ситуации?»
Декабрь
1. Консультация: «Какие игрушки нужны вашим детям!»
2. Консультация: «Внимание! Наступает зима!»
3. Консультация в родительский уголок по ПДД: «Памятка для родителей старших дошкольников».
Январь
1. Родительское собрание: «Как отвечать на детские вопросы»
2. Консультация в родительский уголок: «Детские страхи могут испортить всю жизнь»
3. Сан. бюллетень: «Как бороться с кариозными монстрами»
Февраль
1. Консультация в уголок: «Какой хороший папа!»
2. Анкета «Какова роль отца в семье?»
3. Сан. бюллетень: «Веселая ингаляция»
4. Беседа с родителями: «Гиперактивность. Как с этим бороться»
Март
1. Консультация в родительский уголок: «Что делать, если случилась беда?»
2. Консультация в уголок для родителей: «Игры на внимание»
3. Беседа: «Если ребенок невнимателен»
4. Сан. бюллетень: «Витаминный календарь. Весна»
Апрель
1. Консультация: «Взрослый мир в детских мультфильмах»
2. Консультация: «Профилактика детского травматизма»
3. Беседа: «Умственное развитие ребенка»
Май
1. Родительское собрание: «Чем и как занять ребенка дома?»
2. Консультация в родительский уголок «Безопасное поведение дошкольника»
3. Беседа: «Развивающие игры летом»
Июнь
1. Консультация: «Закаливание ребенка»
2. Сан. бюллетень «Первая помощь при солнечных ударах и ожогах».
3. Сан. бюллетень «Витаминный календарь. Лето».
Июль
1. Консультация: «10 рецептов против жадности»
2. Консультация «Изучаем дорожную азбуку»
3. Сан. бюллетень: «Первая помощь при отравлениях ядовитыми растениями».
Август
1. Консультация: «Игра в жизни ребенка».
2. Консультация: «Разговор на равных».
3. Беседа: «Авторитет родителей».
4. Сан. бюллетень: «Осторожно! Ядовитые грибы!»
III. Организационный раздел программы
3.1Материально-техническое обеспечение программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
Материально-технические условия реализации программы соответствует:
- санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, описанным в СанПиН 2.4.1.3049-13;
- правилам пожарной безопасности;
- требованиям к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;
- требованиям ФГОС ДО к предметно-пространственной среде;
- требованиям к материально-техническому обеспечению программы (учебно-методический комплект, оборудование, оснащение, предметы).
Материально-техническое оснащение
В группе созданы условия для индивидуальных и коллективных игр, самостоятельной активности детей (музыкально- познавательной и исследовательской, проектной и интеллектуальной, театрализованной деятельности и др.). Это позволяет детям организовывать разные игры в соответствии со своими интересами и замыслами, а также найти удобное, комфортное и безопасное место в зависимости от своего эмоционального состояния.
При этом обеспечивается доступность ко всему содержанию развивающей среды, предоставляется детям возможность самостоятельно менять среду своих игр и увлечений. Среда своевременно изменяется (обновляется) с учетом программы, усложняющегося уровня умений детей и их половых различий. На прогулках максимально используется территория ДОУ: площадка для прогулок, физкультурная площадка, летняя площадка для бесед и творчества детей, участки для наблюдений, экспериментальной деятельности и трудовых действий детей (огород, клумбы, зелёная зона).
3.2.Организация режима пребывания, обучения и воспитания детей
Ведущим фактором укрепления здоровья является выполнение режима дня. Физиологически правильно построенный режим имеет важнейшее значение для предупреждения утомления и охраны нервной системы детей; создаёт предпосылки для нормального протекания всех жизненно-значимых процессов в организме.
Режим дня в группе соответствует возрастным психофизиологическим особенностям ребёнка, представляет собой оптимальное сочетание режимов бодрствования и сна в течение дня при реализации принципа рационального чередования различных видов деятельности и активного отдыха.
Основные физиологические принципы построения режима дня соблюдаются в рамках медико-педагогических требований, определяющих регламентацию умственных и физических нагрузок, своевременный отдых, сон, пребывание детей на воздухе, регулярный приём пищи, достаточный объём двигательной активности.
В построении ежедневной организации жизни и деятельности детей учитываются возрастные и индивидуальные особенностей дошкольников и социальный заказ родителей (законных представителей), предусматриваются личностно-ориентированные подходы к организации всех видов детской деятельности.
Режим дня составлен с расчетом на 12-часовое (7.00-19.00) пребывание ребенка в детском саду при пятидневной рабочей неделе.
В режиме учитываются климатические условия (в течение года режим дня меняется дважды). Продолжительность ежедневных прогулок в холодный период составляет 3 часа 35 минут в день. В холодный период прогулки организовываются 2 раза в день: в первую половину дня – после НОД и до обеда, во вторую половину дня - после ужина и до наступления тёмного времени суток или ухода детей домой.
В отличие от зимнего в летний оздоровительный период увеличивается время пребывания детей на прогулке. Приём детей осуществляется на улице, там же проводится утренняя зарядка, после завтрака и до обеда дети находятся на улице. Летне-оздоровительные мероприятия проводятся там же. Вторая прогулка организована после ужина и до ухода детей домой. При благоприятных погодных условиях прогулка в летний период составляет 7 часов 15 минут.
Во время прогулки с детьми проводятся игры и физические упражнения. Подвижные игры проводят в конце прогулки перед возвращением детей в помещение ДОУ.
Дневному сну в режиме дня отводится 1 час 50 минут в холодный период, 2 часа – в тёплый период.
Самостоятельная деятельность детей (игры, подготовка к непосредственно образовательной деятельности, личная гигиена и др.) занимает в режиме дня в холодный период 3-4 часа, в тёплый период - 5-6 часов.
Режим дня на теплый период.
Прием детей, игры, утренняя гимнастика, совместная, самостоятельная деятельность детей |
7.00-8.30 |
Подготовка к завтраку, завтрак |
8.30-8.50 |
Игра, подготовка прогулке, выход |
8.55-9.15 |
НОД на прогулке |
9.15-9.40 |
Игры, наблюдение |
9.40-11.50 |
Возвращение с прогулки, водные процедуры |
11.50-12.15 |
Подготовка к обеду, обед |
12.15-12.50 |
Подготовка ко сну, дневной сон |
12.50-15.30 |
Постепенный подъем, воздушные и водные процедуры, закаливание |
15.30-15.40 |
Полдник |
15.40-15.50 |
Игры, самостоятельность деятельность детей |
15.50-16.20 |
Подготовка к прогулке, прогулка |
16.20-17.50 |
Возвращение с прогулки, подготовка к ужину |
17.50-18.10 |
Ужин |
18.10-18.40 |
Игры, уход детей домой |
18.40-19.00 |
Режим дня на холодный период
Прием детей, игры, утренняя гимнастика, совместная, самостоятельная деятельность детей |
7.00-8.30 |
Подготовка к завтраку, завтрак |
8.30-8.50 |
Подготовка НОД |
8.50-9.00 |
НОД, игры |
9.00-10.00 |
Подготовка к прогулке |
10.00-10.10 |
Прогулка, возвращение с прогулки |
10.10-12.20 |
Подготовка к обеду, обед |
12.20-12.40 |
Подготовка ко сну, дневной сон |
12.40-15.00 |
Постепенный подъем, воздушные и водные процедуры |
15.00-15.20 |
Полдник |
15.20-15.30 |
Игры, самостоятельность деятельность детей |
15.30-16.30 |
Подготовка к прогулке, прогулка |
16.30-18.00 |
Возвращение с прогулки, подготовка к ужину |
18.00-18.20 |
Ужин |
18.20-18.45 |
Игры, уход детей домой |
18.45-19.00 |
3.3. Расписание образовательной деятельности
Дни недели |
НОД |
Понедельник |
Познавательное развитие Физическое развитие (в) |
Вторник |
Речевое развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Художественно-эстетическое развитие |
Среда |
Познавательное развитие Познавательное развитие Физическое развитие |
Четверг |
Речевое развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Художественно-эстетическое развитие |
Пятница |
Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие |
3.4. Максимально допустимый объем нагрузки в старшей группе.
Направления развития |
Виды детской деятельности |
Количество НОД в неделю |
Формы образовательной деятельности |
Физическое развитие |
Двигательная деятельность |
75 мин. (3 ООД) |
Подвижные игры, игровые упражнения, физкультурные занятия, спортивные игры, физкультурные праздники |
Познавательное развитие |
Познавательно-исследовательская деятельность |
20 мин. (1 ООД) |
ФЦКМ, беседы, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций, коллекционирование, реализация проектов, викторины |
ФЭМП |
20 мин. (1 ООД) |
Дидактические и развивающие игры, реализация проектов, викторины |
|
Речевое развитие |
Развитие речи |
20 мин. (1 ООД) |
Беседы, викторины, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций |
Восприятие художественной литературы и фольклора |
25 мин. (1 ООД) |
Беседы, слушание худ. произведений, чтение, разучивание стихов, Театрализованная игра |
|
Социально-коммуникативное развитие |
Коммуникативная деятельность |
10 мин. (0,5 ООД) |
ОБЖ, игровые проблемные ситуации, беседы, викторины |
Самообслуживание и элементарный бытовой труд |
не более 20 мин. (согласно СанПин, п. 12.22) |
поручения, дежурство, игры, беседы, ХБТ |
|
Игровая деятельность |
в режимные моменты |
Сюжетно-ролевые, дидактические и др. |
|
Художественно-эстетическое развитие |
Изобразительная деятельность |
70 мин. (3 ООД) |
Рисование, лепка, аппликация. Коллаж. Проект. Ознакомление с художниками. Выставка. |
Конструирование |
10 мин. (0, 5 ООД) |
Конструирование из бумаги, природного и иного материала |
|
Музыкальная деятельность |
50 мин. (2 ООД) |
Слушание, импровизация, исполнение, музыкально-подвижные игры, досуги, праздники и развлечения |
|
ИТОГО |
|
|
3.5.Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
В старшей группе сложились традиции празднования определённых событий, праздников, мероприятий:
Сентябрь – День знаний, День воспитателя.
Октябрь – Международный день пожилых людей, Осенний праздник.
Ноябрь – День матери.
Декабрь – Новогодний праздник.
Февраль – День защитника Отечества
Март – Международный женский день.
Апрель – День космонавтики
Май – День Победы.
Июнь – День защиты детей
Июль – День семьи.
3.6. Организация развивающей предметно-пространственной среды
Развивающая среда старшей группы соответствует требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13, ФГОС ДО и обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому проявляется интерес к обновлению развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.
Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
При оформлении в своей группе развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС, мы учитывали комплексирование и гибкое зонирование.
Условно в пределах пространства группы мы выделили игровые и тематические зоны, охватывающие все интересы ребенка.
Зона познавательного развития включает в себя дидактические и развивающие игры (где имеются пособия по развитию памяти, мышления, логики, внимания; также демонстрационный и раздаточный материал для формирования ЭМП; дидактические игры изготовленные своими руками).
В зоне речевого развития имеется демонстрационный материал для проведения занятий, картотека речевых игр, доступных для ежедневного использования детьми,. Также созданы наборы предметных и сюжетных картинок, альбомов, иллюстраций, открыток, фотографий по разным темам для составления детьми описательных и сюжетных рассказов по картинкам.
Зона социально-коммуникативного развития представлена уголком безопасности, который включает в себя: методическую и художественную литературу (книжки-раскладушки, детские журналы, дорожная азбука, где ярко и красочно описаны и показаны ситуации по безопасности); дидактические игры и дидактический материал (домино, лото, различные виды транспорта: водный, воздушный, наземный, автомобили специальных служб, своими руками создали несколько макетов дорог, подготовили иллюстрации по темам); атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Полиция», «Пожарные» (дорожные знаки, костюмы, каски, шлемы, макеты орудий); наборы конструкторов; папки-передвижки; инвентарь по безопасности. Для закрепления знаний по безопасности жизнедеятельности часто организуются выставки детских и коллективных работ.
Зона художественно-эстетического развития включает в себя уголок рисования, музыкальный уголок и уголок театрализации. В уголке рисования есть карандаши, краски, кисточки, стаканы-непроливайки, различные трафареты и бумага для рисования. Здесь дети могут прочитать и просмотреть книги, нарисовать иллюстрации к ним. Музыкальный уголок составляют: музыкальные игрушки и детские музыкальные инструменты, разнообразные дидактические пособия и игры, причем некоторые из них самодельные. Здесь же присутствуют атрибуты, элементы костюмов, используемые детьми в музыкальных играх, инсценировках, плясках. Уголок театрализации располагает различными видами театра, масками и шапочками сделанными совместно с родителями.
В зоне физического развития имеется инвентарь и оборудование для физической активности, нестандартное оборудование для физического развития детей, также иллюстрации летних, зимних, олимпийских видов спорта, картотека оздоровительных упражнений, массажи и самомассажи различных видов, комплексы общеразвивающих упражнений и корригирующих гимнастик, физкультминуток, картотека подвижных игр народов мира, считалки, фотоальбомы победителей олимпийских игр и выдающихся спортсменов.
Гендерный принцип реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами. В группе представлены уголки для девочек (парикмахерская, предметы женской одежды, украшения) и мальчиков (разнообразные технические игрушки. В группе создан холдинг, который представляет собой полки с разнообразными видами предметов, как для мальчиков, так и для девочек.
Развивающая предметно-пространственная среда подобрана с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей. Оснащение уголков меняется в соответствии с планированием образовательного процесса. Дети принимают участие в проектировании и изменении среды.
На прогулочном участке также создана развивающая среда, которая способствует:
- полноценному оздоровлению детей в благоприятных климатических условиях;
- продолжению работы по привитию детям привычки к здоровому образу жизни;
- закреплению умений и знаний в рамках познавательного, эстетического развития.
Оборудована веранда с необходимой мебелью и организованной предметно-развивающей средой, имеется уличное стационарное игровое оборудование: домик, столы, лестница, железные теневые навесы, веранда на которой также зонируем площадь для игры детей по интересам:
- общения детей с книгой;
- рисования;
- настольно–печатных игр;
- конструктивных игр;
- оригами, аппликации, ручного труда, работы с природным материалом.
Обязательно выносится на участок оборудование для спортивных игр: кольцебросы, скакалки, самокаты, ракетки для игр в бадминтон, сетки для перебрасывания через них мячей, кольца с сетками для бросания в них мячей, мячи разных размеров и т. д., предусмотрены площадки для сюжетно-ролевых игр: «Семья», «Автосалон», «Магазин».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.