Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми. Старшая группа, 5-6 лет. 2021-2022 учебный год
Оценка 4.9

Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми. Старшая группа, 5-6 лет. 2021-2022 учебный год

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
экология
Детсад—1 кл
21.02.2023
Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми.  Старшая группа, 5-6 лет. 2021-2022 учебный год
Рабочая программа
Рабочая программа старшая группа № 15.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ  И СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ №21 «ИСКОРКА»

 

 

 

 

«Утверждаю»

Заведующий МАДОУ № 21 «Искорка»

___________ С.А. Никифорова

30.08.2021г. №____1___

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми.

Старшая группа, 5-6 лет.

2021-2022 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

Составители:

Инамова Т.В.

Вдовина М.К.

                                                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

г. Бердск

2021 год

 

№ п/п

Содержание рабочей программы  

 

Стр.

I

Пояснительная записка

3

1.1

Цели и задачи основной образовательной программы 

4

1.2

Временная продолжительность и срок реализации программы

6

1.3

Принципы и подходы в организации образовательного процесса

6

1.4

Значимые для разработки программы характеристики. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей.

7

1.5

Планируемый результат освоения программы

8

II

Содержание образовательного процесса

11

2.1

Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка, представленными в пяти образовательных областях

11

2.1.1.

Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие»

11

2.1.2.

Образовательная область «Познавательное развитие»

12

2.1.3.

Образовательная область «Речевое развитие»

13

2.1.4

Художественно-эстетическое развитие.  

14

2.1.5

Физическое развитие

15

2.2.

Формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

17

2.3.

Взаимодействие с семьей

21

III

Организация образовательного процесса

24

3.1.

Материально-техническое обеспечение программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

24

3.2.

Организация режима пребывания детей в ДОУ

25

3.3.

Расписание образовательной деятельности

27

3.4.

Максимально допустимый объем нагрузки.

28

3.5.

Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

29

3.6.

Организация развивающей предметно-пространственной среды

29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.Пояснительная записка

 

Рабочая программа по развитию детей группы от 5 до 6 лет (далее - Программа) разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:

-  Федеральный закон от 29.12.2012  № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);

-«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа – образовательным программа дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);

- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы  дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской  от 15 мая 2013 года №26  «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13)

- Основной образовательной программой дошкольного образования, разработанной и утвержденной МАДОУ №21 «Искорка» с учетом примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

 

- Уставом МАДОУ №21 «Искорка».

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса группы от 5 до 6 лет Муниципального Автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому  и социально-личностному развитию детей» №21 «Искорка». Программа строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми группы и обеспечивает:

- социально – коммуникативное развитие;

 - познавательное развитие;

 - речевое развитие;

- художественно – эстетическое развитие;

 - физическое развитие.

 от 5 до 6 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Программа сформирована в соответствии с основной образовательной программой МАДОУ № 21 «Искорка» и на основе образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

                     

1.1.          Цели и задачи реализации программы.

 

 Цель реализации основной образовательной программы дошкольного общего образования – обеспечение выполнения требований ФГОС ДО. Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство — время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Поэтому программа «От рождения до школы» создана авторами как программа обогащенного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающая единый процесс социализации — индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.  

Цель программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника .

 

Программа «От рождения до школы», разработанная на основе ФГОС дошкольного образования, ориентирована на: 

·        охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; 

·         обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

·          обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

·         создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; 

·         объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

·          формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности;

·          обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей детей;

·          формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим  и физиологическим особенностям детей; 

·         обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. 

 

Приоритетными задачами развития и воспитания детей по программе  «от рождения до школы» являются:  

• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

• творческая организация воспитательно-образовательного процесса;

• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

• уважительное отношение к результатам детского творчества;

• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;

• соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.

 

Реализуемая Программа стро­ится на принципах ФГОС ДО: (ФГОС ДО п. 1.2.)

1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;

2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;

3) уважение личности ребенка;

4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

1.2.Временная продолжительность и срок реализации программы

Настоящая рабочая программа рассчитана на один учебный год – с 1 сентября 2016 по 31 августа 2017

1.3. Принципы и подходы в организации образовательного процесса

Реализуемая Программа учитывает основные принципы дошкольного образования, указанные в ФГОС ДО: (ФГОС ДО п. 1.4.)

1) полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (индивидуализация дошкольного образования);

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество детского сада с семьёй;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

1.4. Значимые для разработки программы характеристики. Возрастные особенности детей.

Общие сведения о коллективе детей, работников, родителей.

Основными участниками реализации программы  являются: дети дошкольного возраста, родители (законные представители), педагоги.

Возрастная категория

Направленность групп

Количество детей

От 5 до 6 лет

Общеразвивающая

28

Социальный  паспорт группы

                  

 

2016-2017

 

Количество детей

28

 

 
Особенности семьи

Полные семьи

27

Одинокие

1

1

-

В разводе

Вдовы

Опекуны

-

многодетные

2

Жилищные условия

Имеют собственное жилье

13

Живут с родителями

10

снимают

5

Образование

высшее

30

среднее

5

с/спец.

21

Социальный состав

интеллигенция

10

рабочие

13

служащие

14

домохозяйки

8

предприниматели

10

 

Социальный паспорт группы необходим, как документ, помогающий собрать первичную информацию о ребенке и его семье. Благодаря социальному паспорту педагог может видеть полную картину социального характера в своей группе и запланировать какого рода работа , должна проводиться с ребенком и его родителями. А также уделять больше внимания детям, которые нуждаются в индивидуальной помощи педагога.

Возрастные особенности развития детей 5-6 лет (старшая группа)

Ребенок 5-6 лет может регулировать поведение на основе усвоенных норм и правил, своих этических представлений, а не в ответ на требова­ния других людей. Эмоционально переживает несоблюдение норм и правил и несоответствие поведения своим этическим представ­лениям. Без контроля со стороны взрослого, не отвлекаясь, может выполнять трудовые обязанности, доводить до конца малопривле­кательную работу, наводить порядок в комнате. Поведение стано­вится более сдержанным. Дружно играет, сдерживает агрессивные реакции, делится, справедливо распределяет роли, помогает во вза­имодействии с друзьями.

1.5. Планируемые результаты освоения Программы детьми.

 

В соответствии с ФГОС, результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Целевые ориентиры освоения программы:

- ребенок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;

- ребенок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;

- ребенок обладает воображением, которое реализуется в разных видах деятельности.

Способность ребенка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре;

- творческие способности ребенка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребенок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания;

- у ребенка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п.;

- ребенок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело. Ребенок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены;

- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живет. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, математики, и т. п., у ребенка складываются предпосылки грамотности. Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.

Содержание основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка. Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные (ключевые) характеристики развития личности ребенка. Основные (ключевые) характеристики развития личности представлены в виде характеристик возможных достижений воспитанников на этапе завершения дошкольного образования и являются определенным отражением образовательных воздействий. К 7 годам – по завершению дошкольного образования – ребенок способен:

- использовать основные культурные способы деятельности;

- принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

- проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.; выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- проявлять положительное отношение к миру, другим людям и самому себе;

- чувство собственного достоинства; адекватно проявлять свои чувства (в том числе чувство веры в себя), сопереживать неудачам и радоваться успехам других);

- активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми и участвовать в совместных играх, стараясь продуктивно разрешать конфликты, договариваясь, учитывая интересы и чувства других;

- следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, проявляя способность к волевым усилиям;

- проявлять развитое воображение в разных видах деятельности, и, прежде всего, в игре;

- выражать свои мысли и желания, демонстрируя достаточно хорошее владение устной речью; использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний в ситуации общения;

- контролировать свои движения и управлять ими;

- соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.

К основным (ключевым) характеристикам возможных достижений воспитанников относится также то, что на этапе завершения дошкольного образования ребенок:

- владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

- проявляет любознательность, задаѐт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать;

- обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живѐт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.;

- у него складываются предпосылки грамотности;

- подвижен, вынослив, владеет основными движениями, у него развита крупная и мелкая моторика.

Все перечисленные выше характеристики являются необходимыми предпосылками для перехода на следующий уровень начального общего образования, успешной адаптации к условиям жизни и требованиям общеобразовательной организации и образовательной деятельности. Степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования может существенно варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка.

II. Содержание образовательного процесса

 

2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка, представленными в пяти образовательных областях

 

Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определённые направления развития и образования детей (далее – образовательные области):

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие.

В связи с этим, реализуемые ранее 10 образовательных областей (по ФГТ) вложены в 5 направлений развития и образования (взаимодополняющие образовательные области) ФГОС ДО следующим образом:

«Социализация», «Коммуникация», «Труд» - социально-коммуникативное развитие;

«Познание» - познавательное развитие;

«Коммуникация» «Чтение художественной литературы» - речевое развитие; «Художественное творчество», «Музыка», «Познание. Развитие конструктивной деятельности», «Чтение художественной литературы» - художественно-эстетическое развитие;

«Физическая культура», «Здоровье» - физическое развитие.

Образовательные области «Коммуникация» и «Безопасность» взаимодействуют со всеми направлениями развития и образования по ФГОС ДО.

Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей  решаются  интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с  задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением со стороны педагога-психолога.

 

2.1.1 Образовательная область «Социально- коммуникативное развитие»

 

Цели и задачи:

- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

- развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;

- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в образовательном учреждении;

- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Работа по реализации задач социально-коммуникативного развития планируется календарно в соответствии с требованиями Программы «От рождения до школы» и с опорой на методическое пособия.

Организованная образовательная деятельность по социально-коммуникативному развитию не проводится. Задачи социально-коммуникативного развития реализуются интегрировано со всеми образовательными областями в организованной образовательной деятельности, режимных моментах, совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей.

 

Направления образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»:

- игровая деятельность;

- развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

- культурно-нравственное и этическое воспитание;

- гендерное, семейное, гражданское воспитание;

- трудовое воспитание;

- основы безопасной жизнедеятельности.

Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» отражено в Программе «От рождения до школы» в разделе «Содержание психолого-педагогической работы», а также в комплексно-тематическом плане .

 

2.1.2 Образовательная область «Познавательное развитие»

 

Цели и задачи:

- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

- формирование познавательных действий, становление сознания;

- развитие воображения и творческой активности;

- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Направления образовательной области «Познавательное развитие»:

- сенсорное развитие;

- познавательно-исследовательская деятельность;

- формирование элементарных математических представлений;

- формирование целостной картины мира, расширение кругозора (предметное окружение, социальное окружение, ознакомление с природой).

Содержание образовательной области «Познавательное развитие» отражено в Программе «От рождения до школы» в разделе «Содержание психолого-педагогической работы», а также в комплексно-тематическом плане .

К познавательному направлению следует относить представленную в Программе «От рождения до школы» образовательную область «Познание» (за исключением конструктивной деятельности).

Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию планируется по  программе «От рождения до школы» и методическим пособиям:

-«Занятия по формированию элементарных математических представлений» И.А. Помораева, В.А. Позина

- «Ознакомление с предметным и социальным окружением» О.В.Дыбина

- «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» Н.Е.Веракса,О.Р.Галимов

- «Ознакомление с природой в детском саду» О.А.Соломенникова

 

Задачи познавательного развития реализуются также интегрировано с другими образовательными областями в организованной образовательной деятельности, режимных моментах, совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей.

 

2.1.3. Образовательная область «Речевое развитие»

 

Цели и задачи:

- владение речью как средством общения и культуры;

- обогащение активного словаря;

- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

- развитие речевого творчества;

- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Направления образовательной области «Речевое развитие»:

- формирование словаря;

- звуковая культура речи;

- грамматический строй речи;

- связная речь;

- подготовка к обучению грамоте;

- знакомство с детской литературой.

Содержание образовательной области «Речевое развитие» отражено в Программе «От рождения до школы» в разделе «Содержание психолого-педагогической работы», а также в комплексно-тематическом плане .

К речевому направлению следует относить представленные в Программе «От рождения до школы» образовательные области «Коммуникация» и «Чтение художественной литературы».

Организованная образовательная деятельность по речевому развитию планируется перспективно по методическим пособиям:

- «Занятия по развитию речи» В.В. Гербова

Задачи речевого развития реализуются также интегрировано со всеми образовательными областями в организованной образовательной деятельности, режимных моментах, совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей. Работа в данном направлении планируется календарно.

 

2.1.4.Художественно- эстетическое развитие

 

Цели и задачи:

- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

- становление эстетического отношения к окружающему миру;

- формирование элементарных представлений о видах искусства;

- восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

- реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

Направления образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»:

- продуктивная деятельность (рисование, аппликация, лепка, конструирование);

- приобщение к искусству;

- музыкально-художественная деятельность (слушание, пение, песенное творчество, музыкально-ритмические движения, музыкально-игровое и танцевальное творчество, игра на музыкальных инструментах).

Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» отражено в Программе «От рождения до школы» в разделе «Содержание психолого-педагогической работы», а также в комплексно-тематическом плане .

К художественно-эстетическому направлению следует относить представленные в Программе «От рождения до школы» образовательные области «Художественное творчество» и «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Познание» (подраздел «Конструктивная деятельность»), «Труд» (подраздел «Ручной труд»).

Организованная образовательная деятельность по продуктивной деятельности планируется по методическим пособиям:

- «Изобразительная деятельность в детском саду» Т.С. Комарова

- «Конструирование из строительного материала» Л.В. Куцакова

Организованная  образовательную деятельность по музыке планирует и осуществляет музыкальный руководитель в музыкальном зале ДОУ. Воспитатели присутствуют на занятии, оказывают помощь музыкальному руководителю в проведении музыкально-дидактических игр, разучивании танцевальных движений и песенного репертуара, инсценировках.

Задачи художественно-эстетического развития реализуются также интегрировано со всеми образовательными областями в организованной образовательной деятельности, режимных моментах, совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей, культурно-досуговой деятельности.

 

2.1.5.Физическое развитие

 

Цели и задачи:

- способствовать приобретению детьми опыта в двигательной деятельности, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;

- способствовать правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также правильному, не наносящему ущерба организму, выполнению основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);

- формировать начальные представления о некоторых видах спорта;

- способствовать овладению подвижными играми с правилами;

- способствовать становлению целенаправленности и саморегуляция в двигательной сфере;

- способствовать становлению ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

 

Направления образовательной области «Физическое развитие»:

- двигательная активность (основные движения, общеразвивающие упражнения, спортивные упражнения, спортивные игры, подвижные игры);

- воспитание культурно-гигиенических навыков (питание, одевание-раздевание, умывание, содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати);

- формирование основ культуры здоровья.

Организованная образовательная деятельность по физическому развитию планируется и организуется  инструктором  по физическому воспитанию.

Организованная образовательную деятельность по физическому развитию планируется в соответствии с требованиями Программы «От рождения до школы» и с опорой на методические пособия:

Задачи физического развития реализуются также интегрировано со всеми образовательными областями в организованной образовательной деятельности, режимных моментах, совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей, досуговой деятельности. Работа в данном направлении планируется календарно.

Воспитание культурно-гигиенических навыков планируется перспективно на каждый месяц в соответствии с требованиями программы «От рождения до школы» и с опорой на методическое пособие.

Содержание образовательной области «Физическое развитие» отражено в Программе «От рождения до школы» в разделе «Содержание психолого-педагогической работы», а также в комплексно-тематическом плане .

К физическому направлению следует относить представленные в Программе «От рождения до школы» образовательные области «Физическая культура» и «Здоровье».

Для реализации задач физического развития детей воспитатели средней группы используют в воспитательно-образовательном процессе современные здоровьесберегающие технологии.

 

Образовательная деятельность при проведении режимных моментов

 

Ø физическое развитие: комплексы закаливающих процедур (оздоро­вительные прогулки, мытье рук прохладной водой перед каждым при­емом пищи, полоскание рта и горла после еды, воздушные ванны, ходьба босиком по ребристым дорожкам до и после сна, контрастные ножные ванны), утренняя гимнастика, упражнения и подвижные игры во второй половине дня;

Ø социально-коммуникативное развитие: ситуативные беседы при проведе­нии режимных моментов, подчеркивание их пользы; развитие трудо­вых навыков через поручения, дежурства, навыки самооб­служивания; посильная помощь взрослым; формирование навыков безопасного поведения при проведении режимных моментов;

Ø познавательное развитие: наблюдение, ситуативные разговоры с детьми; называние трудовых действий и гигиенических процедур, обсуждения близких детям тем (пользы закалива­ния, занятий физической культурой, гигиенических процедур), элементарная опытно-исследовательская деятельность;

Ø речевое развитие: создание речевой развивающей среды; свободные диалоги с детьми в играх, наблюдениях, при восприятии картин, иллюстраций, мультимедиа просмотров; поощрение речевой активности детей;

Ø художественно эстетическое развитие: использование музыки в повседневной жизни детей, в игре, в досуговой деятельности, на прогулке, в изобразительной деятельности, при проведении утренней гимнастики, привлечение внимания детей к разнообразным звукам в окружающем мире, к оформлению помещения, привлекательности оборудования, красоте и чистоте окружающих помещений, предме­тов, игрушек.

 

Самостоятельная деятельность детей

Ø  физическое развитие: самостоятельные подвижные игры, игры на свежем воздухе, спортивные игры и занятия (катание на санках, лы­жах, велосипеде, самокате и пр.);

Ø  социально-коммуникативное развитие: индивидуальные игры, совместные игры, все виды самостоятельной деятельности, предполагающие об­щение со сверстниками;

Ø  познавательное развитие: наблюдение, рассматривание книг и картинок; само­стоятельное раскрашивание «умных раскрасок», развивающие настольно-печатные игры, игры на прогулке, автодидактические игры (разви­вающие пазлы, рамки-вкладыши, парные картинки);

Ø  речевое развитие: самостоятельное чтение детьми ко­ротких стихотворений, самостоятельные игры по мотивам художест­венных произведений, самостоятельная работа в уголке книги, в уголке театра, сюжетно-ролевые игры;

Ø  художественно эстетическое развитие: создание условий для  самостоятельной продуктивной и художественной деятельности детей:  рисование, лепка, конструирование, рассматривание репродукций картин, иллюстраций, музицирование (пение, танцы, игра на дет­ских музыкальных инструментах), слушание музыки.

Работа проводится по календарно-перспективному плану.

(ФГОС ДО п. 2.7.)

Реализация целей и задач образовательных областей осуществляется в процессе разнообразных видов детской деятельности (формах активности детей), таких как:

1.     игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры;

2.     коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);

3.     познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);

4.     восприятие художественной литературы и фольклора;

5.     самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);

6.     конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;

7.     изобразительная (рисование, лепка, аппликация);

8. музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);

9. двигательная (овладение основными движениями)

 

Особенности образовательной деятельности разных видов

и культурных практик.

 

Осуществление образовательного процесса с учетом специфики климатических, национально-культурных условий Западной Сибири направлено на развитие личности ребенка в контексте детской субкультуры, сохранение и развитие индивидуальности, достижение ребенком уровня психического и социального развития, обеспечивающего успешность познания мира ближайшего (социального, природного) окружения через разнообразные виды детских деятельностей, интегрированные формы совместной и самостоятельной деятельности.

 

2.2.Формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

Формы работы по образовательным областям

 

направления развития и образования детей (далее - образовательные области):

Старший дошкольный возраст (5-6 лет)

 

Физическое развитие

·    Физкультурное занятие

·    Утренняя гимнастика

·    Игра

·    Беседа

·    Рассказ

·    Чтение

·    Рассматривание.

·    Интегративная

·    деятельность

·    Контрольно-

·    диагностическая

·    деятельность

·    Спортивные и

·    физкультурные досуги

·    Спортивные состязания

·    Совместная деятельность

·    взрослого и детей

·    тематического характера

·    Проектная деятельность

·    Проблемная ситуация

Социально-коммуникативное

·    Индивидуальная игра.

·    Совместная с воспитателем игра.

·    Совместная со сверстниками игра

·    Игра

·    Чтение

·    Беседа

·    Наблюдение

·    Педагогическая ситуация.

·    Экскурсия

·    Ситуация морального выбора.

·    Проектная деятельность Интегративная деятельность

·    Праздник

·    Совместные действия

·    Рассматривание.

·    Проектная деятельность

·    Просмотр и анализ мультфильмов,

·    видеофильмов, телепередач.

·    Экспериментирование

·    Поручение и задание

·    Дежурство.

·    Совместная деятельность

·    взрослого и детей тематического

·    характера

·    Проектная деятельность

Речевое развитие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

·    Чтение.

·    Беседа

·    Рассматривание

·    Решение проблемных ситуаций.

·    Разговор с детьми

·    Игра

·    Проектная деятельность

·    Создание коллекций

·    Интегративная деятельность

·    Обсуждение.

·    Рассказ.

·    Инсценирование

·    Ситуативный разговор с детьми

·    Сочинение загадок

·    Проблемная ситуация

·    Использование

различных видов театра

Познавательное развитие

·    Создание коллекций

·    Проектная деятельность

·    Исследовательская деятельность.

·    Конструирование

·    Экспериментирование

·    Развивающая игра

·    Наблюдение

·    Проблемная ситуация

·    Рассказ

·    Беседа

·    Интегративная  деятельность

·    Экскурсии

·    Коллекционирование

·    Моделирование

·    Реализация проекта

·    Игры с правилами

Художественное –эстетическое

развитие

·    Изготовление украшений для группового помещения к праздникам, предметов для игры, сувениров, предметов для познавательно-исследовательской деятельности.

·    Создание макетов, коллекций и их

оформление

·    Рассматривание эстетически

привлекательных предметов

·    Игра

·    Организация выставок

·    Слушание соответствующей

возрасту народной, классической, детской музыки

·    Музыкально- дидактическая игра

·    Беседа интегративного характера, элементарного музыковедческого содержания)

·    Интегративная деятельность

·    Совместное и индивидуальное

музыкальное  исполнение

·    Музыкальное упражнение.

·    Попевка. Распевка

·    Двигательный, пластический

танцевальный этюд

·    Танец

·    Творческое задание

·    Концерт- импровизация

·    Музыкальная  сюжетная игра

 

Способы и направления поддержки детской инициативы.

 

Приоритетной сферой проявления детской инициативы в старшем дошкольном возрасте является внеситуативно – личностное общение со взрослыми и сверстниками, а также информационно познавательная инициатива.

Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:

·        создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку;

·        уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;

·        поощрять желание создавать что- либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу)

·        создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей;

·        при необходимости помогать детям в решении проблем организации игры;

·        привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу. Обсуждать совместные проекты; создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой, познавательной деятельности детей по интересам.

2.3.Взаимодействие с семьей

 

Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены поддержка родителей в воспитании детей и укреплении их здоровья, вовлечение семей в образовательную деятельность.

При планировании работы с семьями воспитанников группы учитывается социальный статус родителей, уровень материального состояния, образование, социальное положение.

 

Основные направления работы с семьёй

 

Важнейшим условием необходимым для создания социальной ситуации развития детей является взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность.

 

Цель взаимодействия детского сада с семьёй: создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности ребёнка, компетентности его родителей, заключающейся в способности разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребёнка.

Взаимодействие с семьёй должно быть построено на основе гуманно-личностного подхода, согласно которому признаётся право родителей на уважение, понимание, участие в жизни детского сада.

 

Задачи взаимодействия детского сада с семьёй:

·Изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;

·Знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания детей дошкольного возраста в детском саду и семье, раскрывающим средства, формы и методы развития интегративных качеств ребёнка, а также знакомство с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;

·Информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей на разных возрастных этапах их развития и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;

·Создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми, возникновению чувства единения, радости, гордости за полученные результаты;

·Привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в ДОУ;

·Поощрение родителей за внимательное отношений к разнообразным стремлениям и потребностям ребёнка и создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.

 

В дошкольном учреждении созданы условия:

1) для предоставления информации о Программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность, а также широкой общественности;

2) для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде;

3) для обсуждения с родителями детей вопросов, связанных с реализацией Программы.

Работа проводится по календарному плану .

 

Примерное планирование  взаимодействия с родителями 

на 2021-2022 год

(Старшая группа)

Направление: взаимоотношения родителей и детей

Цель: Расширение знаний родителей о том, как наладить взаимоотношения с ребенком.

Сентябрь

1.      Родительское собрание на тему: «Знаете ли вы своего ребенка?»

2.      Консультация в родительский уголок: «Особенности развития ребенка                                 5-6 лет».

3.      Беседа с родителями: «Ребенок и родитель»

4.      Консультация в уголок здоровья: «Витаминный календарь. Осень».

 

Октябрь

1.      Беседа «Можно ли обойтись без наказаний?»

2.      Консультация в родительский уголок «Поощрять или наказывать?»

3.      Анкета: «Определение типа детско-родительских отношений»

4.      Беседа «Не балуй!»

 

Ноябрь

1.      Консультация: «О значении обучения детей дошкольного возраста ПДД»

2.      Беседа: «Как помочь детям преодолеть чрезвычайные ситуации?»

 

Декабрь

1.      Консультация: «Какие игрушки нужны вашим детям!»

2.      Консультация: «Внимание! Наступает зима!»

3.      Консультация в родительский уголок по ПДД: «Памятка для родителей старших дошкольников».

 

Январь

1.      Родительское собрание: «Как отвечать на детские вопросы»

2.      Консультация в родительский уголок: «Детские страхи могут испортить всю жизнь»

3.      Сан. бюллетень: «Как бороться с кариозными монстрами»

 

Февраль

1.      Консультация в уголок: «Какой хороший папа!»

2.      Анкета «Какова роль отца в семье?»

3.      Сан. бюллетень: «Веселая ингаляция»

4.      Беседа с родителями: «Гиперактивность. Как с этим бороться»

 

Март

1.      Консультация в родительский уголок: «Что делать, если случилась беда?»

2.      Консультация в уголок для родителей: «Игры на внимание»

3.      Беседа: «Если ребенок невнимателен»

4.      Сан. бюллетень: «Витаминный календарь. Весна»

 

Апрель

1.      Консультация: «Взрослый мир в детских мультфильмах»

2.      Консультация: «Профилактика детского травматизма»

3.      Беседа: «Умственное развитие ребенка»

 

Май

1.      Родительское собрание: «Чем и как занять ребенка дома?»

2.      Консультация в родительский уголок «Безопасное поведение дошкольника»

3.      Беседа: «Развивающие игры летом»

 

Июнь

1.      Консультация: «Закаливание ребенка»

2.      Сан. бюллетень «Первая помощь при солнечных ударах и ожогах».

3.      Сан. бюллетень «Витаминный календарь. Лето».

 

Июль

1.      Консультация: «10 рецептов против жадности»

2.      Консультация «Изучаем дорожную азбуку»

3.      Сан. бюллетень: «Первая помощь при отравлениях ядовитыми растениями».

 

Август

1.      Консультация: «Игра в жизни ребенка».

2.      Консультация: «Разговор на равных».

3.      Беседа: «Авторитет родителей».

4.      Сан. бюллетень: «Осторожно! Ядовитые грибы!»

 

III. Организационный раздел программы

 

3.1Материально-техническое обеспечение программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.

Материально-технические условия реализации программы соответствует:

- санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, описанным в СанПиН 2.4.1.3049-13;

- правилам пожарной безопасности;

- требованиям к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;

- требованиям ФГОС ДО к предметно-пространственной среде;

- требованиям к материально-техническому обеспечению программы (учебно-методический комплект, оборудование, оснащение, предметы).

Материально-техническое оснащение

В группе созданы условия для индивидуальных и коллективных игр, самостоятельной активности детей (музыкально- познавательной и исследовательской, проектной и интеллектуальной, театрализованной деятельности и др.). Это позволяет детям организовывать разные игры в соответствии со своими интересами и замыслами, а также найти удобное, комфортное и безопасное место в зависимости от своего эмоционального состояния.   

При этом обеспечивается доступность ко всему содержанию развивающей среды, предоставляется детям возможность самостоятельно менять среду своих игр и увлечений. Среда своевременно изменяется (обновляется) с учетом программы, усложняющегося уровня умений детей и их половых различий.  На прогулках максимально используется территория ДОУ: площадка для прогулок, физкультурная площадка, летняя площадка для бесед и творчества детей, участки для наблюдений, экспериментальной деятельности и трудовых действий детей (огород, клумбы, зелёная зона).

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         3.2.Организация режима пребывания, обучения и воспитания детей

 

Ведущим фактором укрепления здоровья является выполнение режима дня.    Физиологически правильно построенный режим имеет важнейшее значение для предупреждения утомления и охраны нервной системы детей; создаёт предпосылки для нормального протекания всех жизненно-значимых процессов в организме.

   Режим дня в группе  соответствует возрастным психофизиологическим особенностям ребёнка, представляет собой оптимальное сочетание режимов бодрствования и сна в течение дня при реализации принципа рационального чередования различных видов деятельности и активного отдыха.

Основные физиологические принципы построения режима дня  соблюдаются в рамках медико-педагогических требований, определяющих регламентацию умственных и физических нагрузок, своевременный отдых, сон, пребывание детей на воздухе, регулярный приём пищи, достаточный объём двигательной активности.

В построении ежедневной организации жизни и деятельности детей учитываются возрастные и индивидуальные особенностей дошкольников и социальный заказ родителей (законных представителей), предусматриваются личностно-ориентированные подходы к организации всех видов детской деятельности.

Режим дня составлен с расчетом на 12-часовое (7.00-19.00) пребывание ребенка  в детском саду при пятидневной рабочей неделе.

В режиме учитываются климатические условия (в течение года режим дня меняется дважды). Продолжительность ежедневных прогулок в холодный период составляет 3 часа 35 минут в день. В холодный период прогулки организовываются 2 раза в день: в первую половину дня – после НОД и до обеда, во вторую половину дня - после ужина и до наступления тёмного времени суток или ухода детей домой.

В отличие от зимнего в летний оздоровительный период  увеличивается время пребывания детей на прогулке. Приём детей осуществляется на улице, там же проводится утренняя зарядка, после завтрака и до обеда дети находятся на улице. Летне-оздоровительные мероприятия проводятся там же. Вторая прогулка организована после ужина и до ухода детей домой. При благоприятных погодных условиях прогулка в летний период составляет 7 часов 15 минут.

Во время прогулки с детьми проводятся игры и физические упражнения. Подвижные игры проводят в конце прогулки перед возвращением детей в помещение ДОУ.

Дневному сну в режиме дня отводится 1 час 50 минут в холодный период, 2 часа  – в тёплый период.  

Самостоятельная деятельность детей (игры, подготовка к непосредственно образовательной деятельности, личная гигиена и др.) занимает в режиме дня в холодный период 3-4 часа, в тёплый период - 5-6 часов.

 

Режим дня на теплый период.

 

Прием детей, игры, утренняя гимнастика, совместная, самостоятельная деятельность детей

7.00-8.30

Подготовка к завтраку, завтрак

8.30-8.50

Игра, подготовка прогулке, выход

8.55-9.15

НОД на прогулке

9.15-9.40

Игры, наблюдение

9.40-11.50

Возвращение с прогулки, водные процедуры

11.50-12.15

Подготовка к обеду, обед

12.15-12.50

Подготовка ко сну, дневной сон

12.50-15.30

Постепенный подъем, воздушные и водные процедуры, закаливание

15.30-15.40

Полдник

15.40-15.50

Игры, самостоятельность деятельность детей

15.50-16.20

Подготовка к прогулке, прогулка

16.20-17.50

Возвращение с прогулки, подготовка к ужину

17.50-18.10

Ужин  

18.10-18.40

Игры, уход детей домой

18.40-19.00

 

Режим дня на холодный период

 

Прием детей, игры, утренняя гимнастика, совместная, самостоятельная деятельность детей

7.00-8.30

Подготовка к завтраку, завтрак

8.30-8.50

Подготовка НОД

8.50-9.00

НОД, игры

9.00-10.00

Подготовка к прогулке

10.00-10.10

Прогулка, возвращение с прогулки

10.10-12.20

Подготовка к обеду, обед

12.20-12.40

Подготовка ко сну, дневной сон

12.40-15.00

Постепенный подъем, воздушные и водные процедуры

15.00-15.20

Полдник

15.20-15.30

Игры, самостоятельность деятельность детей

15.30-16.30

Подготовка к прогулке, прогулка

16.30-18.00

Возвращение с прогулки, подготовка к ужину

18.00-18.20

Ужин  

18.20-18.45

Игры, уход детей домой

18.45-19.00

 

3.3. Расписание образовательной деятельности 

Дни недели

НОД

Понедельник

                     Познавательное развитие

                    Физическое развитие (в)

Вторник

Речевое развитие                                                                           Речевое развитие

Художественно-эстетическое  развитие

Художественно-эстетическое  развитие

Среда

Познавательное развитие

Познавательное развитие

Физическое развитие                                                                

Четверг

Речевое развитие

Речевое развитие                                               Художественно-эстетическое  развитие

Художественно-эстетическое  развитие

Пятница

Художественно-эстетическое  развитие

Физическое развитие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.4. Максимально допустимый объем нагрузки в старшей группе.

Направления развития

Виды детской деятельности

Количество НОД в неделю

Формы образовательной деятельности

Физическое развитие

Двигательная деятельность

75 мин.

(3 ООД)

Подвижные игры, игровые упражнения, физкультурные занятия, спортивные игры, физкультурные праздники

Познавательное развитие

Познавательно-исследовательская деятельность

20 мин. (1 ООД)

ФЦКМ, беседы, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций, коллекционирование, реализация проектов, викторины

ФЭМП

20 мин.

(1 ООД)

Дидактические и развивающие игры, реализация проектов, викторины

Речевое развитие

Развитие речи

20 мин.

(1 ООД)

Беседы, викторины, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций

Восприятие художественной литературы и фольклора

25 мин.

(1 ООД)

Беседы, слушание худ. произведений, чтение, разучивание стихов, Театрализованная игра

Социально-коммуникативное развитие

Коммуникативная деятельность

10 мин.

(0,5 ООД)

ОБЖ, игровые проблемные ситуации, беседы, викторины

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

не более 20 мин. (согласно СанПин, п. 12.22)

поручения, дежурство, игры, беседы, ХБТ

Игровая деятельность

в режимные моменты

Сюжетно-ролевые, дидактические и др.

Художественно-эстетическое развитие

Изобразительная деятельность

70 мин.

(3 ООД)

Рисование, лепка, аппликация. Коллаж. Проект. Ознакомление с художниками. Выставка.

Конструирование

10 мин.

(0, 5 ООД)

Конструирование из бумаги, природного и иного материала

Музыкальная деятельность

50 мин.

(2 ООД)

Слушание, импровизация, исполнение, музыкально-подвижные игры, досуги, праздники и развлечения

ИТОГО

 

 

 

3.5.Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

В старшей группе сложились традиции празднования определённых событий, праздников, мероприятий:

Сентябрь – День знаний,  День воспитателя.

Октябрь – Международный день пожилых людей, Осенний праздник.

Ноябрь – День матери.

Декабрь –  Новогодний праздник.

Февраль – День защитника Отечества

Март – Международный женский день.

Апрель – День космонавтики

Май – День Победы.

Июнь – День защиты детей

Июль – День семьи.

3.6. Организация развивающей предметно-пространственной среды

 

Развивающая среда старшей группы соответствует требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13, ФГОС ДО и обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому проявляется интерес к обновлению развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

При оформлении в своей группе развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС, мы учитывали комплексирование и гибкое зонирование.

Условно в пределах пространства группы мы выделили игровые и тематические зоны, охватывающие все интересы ребенка.

Зона познавательного развития включает в себя дидактические и развивающие игры (где имеются пособия по развитию памяти, мышления, логики, внимания; также  демонстрационный и раздаточный материал для формирования ЭМП; дидактические игры изготовленные своими руками).

В зоне речевого развития имеется демонстрационный материал для проведения занятий, картотека речевых игр, доступных для ежедневного использования детьми,. Также созданы наборы предметных и сюжетных картинок, альбомов, иллюстраций, открыток, фотографий по разным темам для составления детьми описательных и сюжетных рассказов по картинкам.

Зона социально-коммуникативного развития представлена уголком безопасности, который включает в себя: методическую и художественную литературу (книжки-раскладушки, детские журналы, дорожная азбука, где ярко и красочно описаны и показаны ситуации по безопасности); дидактические игры и дидактический материал (домино, лото, различные виды транспорта: водный, воздушный, наземный, автомобили специальных служб, своими руками создали несколько макетов дорог, подготовили иллюстрации по темам); атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Полиция», «Пожарные» (дорожные знаки, костюмы, каски, шлемы, макеты орудий); наборы конструкторов; папки-передвижки; инвентарь по безопасности. Для закрепления знаний по безопасности жизнедеятельности часто организуются выставки детских и коллективных работ.

Зона художественно-эстетического развития включает в себя уголок рисования, музыкальный уголок и уголок театрализации. В уголке рисования есть карандаши, краски, кисточки, стаканы-непроливайки, различные трафареты и бумага для рисования. Здесь дети могут прочитать и просмотреть книги, нарисовать иллюстрации к ним. Музыкальный уголок составляют: музыкальные игрушки и детские музыкальные инструменты, разнообразные дидактические пособия и игры, причем некоторые из них самодельные. Здесь же присутствуют атрибуты, элементы костюмов, используемые детьми в музыкальных играх, инсценировках, плясках. Уголок театрализации располагает различными видами театра, масками и шапочками сделанными совместно с родителями.

В зоне физического развития имеется инвентарь и оборудование для физической активности, нестандартное оборудование для физического развития детей, также иллюстрации летних, зимних, олимпийских видов спорта, картотека оздоровительных упражнений, массажи и самомассажи различных видов, комплексы общеразвивающих упражнений и корригирующих гимнастик, физкультминуток, картотека подвижных игр народов мира, считалки, фотоальбомы победителей олимпийских игр и выдающихся спортсменов.

Гендерный принцип реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами. В группе представлены уголки для девочек (парикмахерская, предметы женской одежды, украшения) и мальчиков (разнообразные технические игрушки. В группе создан холдинг, который представляет собой полки с разнообразными видами предметов, как для мальчиков, так и для девочек.

Развивающая предметно-пространственная среда подобрана с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей. Оснащение уголков меняется в соответствии с планированием образовательного процесса. Дети принимают участие в проектировании и изменении среды.

На прогулочном участке также создана развивающая среда, которая способствует:

- полноценному оздоровлению детей в благоприятных климатических условиях;

- продолжению работы по привитию детям привычки к здоровому образу жизни;

- закреплению умений и знаний в рамках познавательного, эстетического развития.

Оборудована веранда с необходимой мебелью и организованной предметно-развивающей средой, имеется уличное стационарное игровое оборудование: домик, столы, лестница, железные теневые навесы, веранда на которой также зонируем площадь для игры детей по интересам:

- общения детей с книгой;

- рисования;

- настольно–печатных игр;

- конструктивных игр;

- оригами, аппликации, ручного труда, работы с природным материалом.

Обязательно выносится на участок оборудование для спортивных игр: кольцебросы, скакалки, самокаты, ракетки для игр в бадминтон, сетки для перебрасывания через них мячей, кольца с сетками для бросания в них мячей, мячи разных размеров и т. д., предусмотрены площадки для сюжетно-ролевых игр: «Семья», «Автосалон», «Магазин».


 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

Содержание рабочей программы

Содержание рабочей программы

I. Пояснительная записка Рабочая программа по развитию детей группы от 5 до 6 лет (далее -

I. Пояснительная записка Рабочая программа по развитию детей группы от 5 до 6 лет (далее -

От рождения до школы» под редакцией

От рождения до школы» под редакцией

Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования

Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования

Реализуемая Программа стро­ится на принципах

Реализуемая Программа стро­ится на принципах

Значимые для разработки программы характеристики

Значимые для разработки программы характеристики

Социальный состав интеллигенция 10 рабочие 13 служащие 14 домохозяйки 8 предприниматели 10

Социальный состав интеллигенция 10 рабочие 13 служащие 14 домохозяйки 8 предприниматели 10

Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; - ребенок обладает воображением, которое реализуется в разных видах деятельности

Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; - ребенок обладает воображением, которое реализуется в разных видах деятельности

К основным (ключевым) характеристикам возможных достижений воспитанников относится также то, что на этапе завершения дошкольного образования ребенок: - владеет разными формами и видами игры, различает…

К основным (ключевым) характеристикам возможных достижений воспитанников относится также то, что на этапе завершения дошкольного образования ребенок: - владеет разными формами и видами игры, различает…

II . Содержание образовательного процесса 2

II . Содержание образовательного процесса 2

Работа по реализации задач социально-коммуникативного развития планируется календарно в соответствии с требованиями

Работа по реализации задач социально-коммуникативного развития планируется календарно в соответствии с требованиями

Содержание образовательной области «Познавательное развитие» отражено в

Содержание образовательной области «Познавательное развитие» отражено в

Организованная образовательная деятельность по речевому развитию планируется перспективно по методическим пособиям: - «Занятия по развитию речи»

Организованная образовательная деятельность по речевому развитию планируется перспективно по методическим пособиям: - «Занятия по развитию речи»

Задачи художественно-эстетического развития реализуются также интегрировано со всеми образовательными областями в организованной образовательной деятельности, режимных моментах, совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей, культурно-досуговой деятельности

Задачи художественно-эстетического развития реализуются также интегрировано со всеми образовательными областями в организованной образовательной деятельности, режимных моментах, совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей, культурно-досуговой деятельности

К физическому направлению следует относить представленные в

К физическому направлению следует относить представленные в

Работа проводится по календарно-перспективному плану

Работа проводится по календарно-перспективному плану

Старший дошкольный возраст (5-6 лет)

Старший дошкольный возраст (5-6 лет)

Проектная деятельность ·

Проектная деятельность ·

Познавательное развитие ·

Познавательное развитие ·

Обсуждать совместные проекты; создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой, познавательной деятельности детей по интересам

Обсуждать совместные проекты; создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой, познавательной деятельности детей по интересам

Знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания детей дошкольного возраста в детском саду и семье, раскрывающим средства, формы и методы развития интегративных качеств ребёнка,…

Знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания детей дошкольного возраста в детском саду и семье, раскрывающим средства, формы и методы развития интегративных качеств ребёнка,…

Консультация в родительский уголок: «Особенности развития ребенка 5-6 лет»

Консультация в родительский уголок: «Особенности развития ребенка 5-6 лет»

Сан. бюллетень: «Витаминный календарь

Сан. бюллетень: «Витаминный календарь

ФГОС ДО к предметно-пространственной среде; - требованиям к материально-техническому обеспечению программы (учебно-методический комплект, оборудование, оснащение, предметы)

ФГОС ДО к предметно-пространственной среде; - требованиям к материально-техническому обеспечению программы (учебно-методический комплект, оборудование, оснащение, предметы)

В отличие от зимнего в летний оздоровительный период увеличивается время пребывания детей на прогулке

В отличие от зимнего в летний оздоровительный период увеличивается время пребывания детей на прогулке

Подготовка к обеду, обед 12.20-12

Подготовка к обеду, обед 12.20-12

Познавательное развитие

Познавательное развитие

Октябрь – Международный день пожилых людей,

Октябрь – Международный день пожилых людей,

Также созданы наборы предметных и сюжетных картинок, альбомов, иллюстраций, открыток, фотографий по разным темам для составления детьми описательных и сюжетных рассказов по картинкам

Также созданы наборы предметных и сюжетных картинок, альбомов, иллюстраций, открыток, фотографий по разным темам для составления детьми описательных и сюжетных рассказов по картинкам

Оборудована веранда с необходимой мебелью и организованной предметно-развивающей средой, имеется уличное стационарное игровое оборудование: домик, столы, лестница, железные теневые навесы, веранда на которой также зонируем…

Оборудована веранда с необходимой мебелью и организованной предметно-развивающей средой, имеется уличное стационарное игровое оборудование: домик, столы, лестница, железные теневые навесы, веранда на которой также зонируем…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2023