Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п.Коммунистический»
|
|
|
Рассмотрена на МО учителей физики, математики и информатики протокол № 1 от «__» _______ 2022 г. |
Согласовано
Заместитель директора по учебной работе ____________________ О.П.Кокш арова
«____»_________20 22г.
|
Утверждаю Директор МБОУ СОШ п.Коммунистический ____________________ С.А.Фалина «____»_________2022г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА |
ориентационного спецкурса по физике и информатике
«Компьютерное моделирование»
7 класс
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Кокшарова
О.П.,
учитель информатики,
высшая
квалификационная категория
п.Коммунистический
2022 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа ориентационного спецкурса адресован учащимся 7 класса, изучается в объеме 1 часа в неделю (35 часов в год).
Данный ориентационный спецкурс адресуется тем, кто желает изучать физику с использованием новых информационных технологий и компьютерного обучения. Так как это позволяет учащемуся осмыслить физические задачи как объекты или явления физической реальности, понять их как модели, построить эти модели, проанализировать методами машинного эксперимента с разработкой алгоритма и программы решения с помощью компьютера.
Преподавание данного курса направлено на реализацию задач личностноориентированного обучения. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учениками индивидуальной образовательной траектории. Данный элективный курс преследует следующие цели:
1. Создать условия для существенной дифференциации обучения содержания обучения 7 классников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных траекторий.
2. Способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями индивидуальными склонностями и потребностями.
3. Расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между основным общим образованием и профессиональным.
4. Знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения знаний на практике. Развитие интересов учащихся к современной технике и производству.
5. Удовлетворение потребностей учащихся в развитии познавательных интересов с целью реализации концепции профильного образования
6. Обеспечить возможность выбора предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности
Актуальность. Ориентационный спецкурс построен на материале курса физики 7 класса, который содержит фундаментальные сведения, имеет большое прикладное значение.
В базовом курсе основной общеобразовательной школы рассматриваются классические примеры решения задач. А поскольку успешность усвоения содержания физики во многом зависят от положительного отношения и интереса к ней, одной из основных задач данного элективного курса является развитие интереса к изучению физики. Поэтому изучая этот курс, учащиеся смогут применить и расширить свои знания с помощью новейших компьютерных технологий. Познакомятся с интерактивным, пошаговым, решением задач на компьютере. Смогут проверить свои знания с помощью тестирования с применением компьютерных технологий. В процессе посещения курса учитель сможет показать видео-демонстрацию сложных физических опытов, учащимся и выполнить лабораторные работы в виртуальной лаборатории. Учитель познакомит учащихся с моделированием различных физических процессов. Этот курс позволяет учителю автоматизировать контроль усвоения материала учащихся.
Содержания данного курса позволяет учащимся на практике развить следующие умения и навыки (ожидаемые результаты):
1. Написание рефератов с использованием Интернет технологий.
2. Выполнение интерактивных лабораторных работ в физической лаборатории.
3. Моделирование физических процессов с помощью компьютера.
4. Интерактивное пошаговое решение задач на компьютере .
5. Участие в проектной деятельности .
6. Проводить наблюдение явлений и процессов.
7. Оформлять результаты в виде графиков, таблиц, диаграмм.
Данный элективный курс обеспечен вспомогательными материалами, электронными пособиями, используются возможности виртуальной лаборатории, программный комплекс «Кирилл и Мефодий», демонстрационные и иллюстрационные материалы, лабораторное оборудование.
Методы обучения и формы проведения занятий: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательские методы обучения, самостоятельная работа, подготовка планов исследования, проектов эксперимента, докладов о ходе эксперимента, отчетов о проведенных исследованиях; лекции, лабораторные работы, практические занятия.
Аттестация учащихся.
Аттестация учащихся по пройденным темам может быть выполнена в виде рефератов, зачетной работы по выполненной лабораторной работе, где кратко описаны условия эксперимента, представлены результаты измерений и сделаны выводы.
По результатам выполнения творческих экспериментальных заданий, кроме письменных отчетов, полезно практиковать сообщения на общем занятии группы с демонстрацией выполненных экспериментов. Для проведения общих итогов занятий всей группы возможно проведение конкурса творческих работ. Здесь особенно важно оформить свой доклад графиками, таблицами, кратко и эмоционально рассказать о самом главном. В этом случае появляется возможность увидеть и оценить свой труд и себя на фоне других интересных работ и таких же увлеченных людей.
Итоговый зачет по всему курсу можно выставлять, например, по таким критериям: выполнение не менее половины лабораторных работ; выполнение не менее одного экспериментального задания исследовательского или конструкторского типа; активное участие в подготовке и проведении семинаров, дискуссий, конкурсов.
Деятельность учащихся во время проведения компьютерного эксперимента, решения экспериментальных задач:
1) пошаговое решение задач на компьютере
2) оформление результатов в виде графиков, таблиц, диаграмм
3) выполнение теста на компьютере
4) выполнение творческого задания (создание презентации по выбранной теме)
5) выполнение интерактивных лабораторных работ
6) 2 выполнение теста
7) просмотр демонстраций сложных физических опытов
8) написание рефератов с использованием Интернет технологий
Учебно-тематический план
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
В том числе |
|
Теоретических занятий |
Практических занятий |
|||
1. |
Физические величины |
3 |
2 |
1 |
2. |
Компьютерная модель |
4 |
3 |
1 |
3. |
Компьютерный эксперимент |
11 |
1 |
10 |
4. |
Решение экспериментальных задач |
17 |
2 |
15 |
ИТОГО |
35 |
8 |
27 |
Физические величины – 3 часа Физические величины и их измерения.
Назначение модели, её регулировки. Компьютерная модель. Строение вещества.
Компьютерная модель. Броуновское движение.
Компьютерный эксперимент. Диффузия. Взаимодействие тел. Виды движения. Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости. Измерение объема тела. Силы. Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления. Экспериментальная проверка закона Архимеда.
Экспериментальные задачи на расчет сил, их равнодействующей.
Давление и сила давления. Давление в природе и технике. Давление газа. Закон Паскаля.
Гидростатическое давление.
Исследование морских глубин. Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.
Гидравлический пресс. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.
Закон Архимеда. Выяснение условий плавания тела в жидкости. Плавание судов.
Воздухоплавание.
Простые механизмы. Рычаг. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение одного вида механической энергии в другой.
№ занятия |
Дата проведения |
Тема занятия |
Форма занятия |
|
По плану |
По факту |
|||
1. |
3.09 |
|
Техника безопасности. . |
Лекция |
2. |
10.09 |
|
Физические величины и их измерение. |
Лекция |
3. |
17.09 |
|
Физические величины и их измерение. Рычажные весы. |
Экспериментальная работа |
4. |
24.09 |
|
Ознакомительное занятие. Назначение модели, её регулировки. |
Лекция |
5. |
1.10 |
|
Компьютерная модель. Строение вещества. |
Лекция |
6. |
8.10 |
|
Компьютерная модель. Броуновское движение. |
Экспериментальная работа |
7. |
15.10 |
|
Решение качественных задач |
Самостоятельная работа |
8. |
22.10 |
|
Компьютерные эксперименты. |
Лекция |
9. |
29.10 |
|
Компьютерный эксперимент. Диффузия. |
Экспериментальная работа |
10. |
12.11 |
|
Компьютерный эксперимент. Взаимодействие тел. |
Экспериментальная работа |
11. |
19.11 |
|
Виды движения |
Экспериментальная работа |
12. |
26.11 |
|
Построение графиков движения. |
Экспериментальная работа |
13. |
3.12 |
|
Компьютерный эксперимент «Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости». |
Лабораторная работа |
14. |
10.12 |
|
Измерение объема тела. |
Лабораторная работа № 2 |
15. |
17.12 |
|
Силы. Сила тяжести. |
|
16. |
24.12 |
|
Сила упругости. |
Экспериментальная работа |
17. |
14.01 |
|
Закон Гука. Равнодействующая.
|
Экспериментальная работа |
18. |
21.01 |
|
Экспериментальные задачи на расчет сил, их равнодействующей. |
Экспериментальная задача |
19. |
28.01 |
|
Самостоятельная работа по теме «Решение экспериментальных задач на расчет сил упругости» |
Самостоятельная работа |
20. |
4.02 |
|
Самостоятельная работа по теме «Решение экспериментальных задач на расчет равнодействующих сил» |
Самостоятельная работа |
21. |
11.02 |
|
Компьютерный эксперимент. «Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления.» |
Лабораторная работа |
22. |
18.02 |
|
Давление и сила давления. Давление в природе и технике. Давление газа. Закон Паскаля. |
Экспериментальная работа |
23. |
25.02 |
|
Гидростатическое давление |
Экспериментальная работа |
24. |
3.03 |
|
Исследование морских глубин |
Экспериментальная работа |
25. |
10.03 |
|
Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. |
Экспериментальная работа |
26. |
17.03 |
|
Гидравлический пресс. |
Экспериментальная работа |
27. |
31.03 |
|
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. |
Экспериментальная работа |
28. |
7.04 |
|
Закон Архимеда |
Экспериментальная работа |
29. |
14.04 |
|
Проводить экспериментальную проверку закона Архимеда.
|
Экспериментальная работа |
30. |
21.04 |
|
Решение экспериментальных задач |
Решение экспериментальных задач |
31. |
28.04 |
|
Лабораторная работа «Выяснение условий плавания тела в жидкости» |
Лабораторная работа |
32. |
5.05 |
|
Плавание судов. Воздухоплавание
|
Экспериментальная работа |
33. |
12.05 |
|
Простые механизмы. Рычаг.
|
Экспериментальная работа |
34. |
19.05 |
|
Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение одного вида механической энергии в другой. Зачетная работа. |
Экспериментальная работа |
35. |
26.05 |
|
Решение экспериментальных задач |
Решение экспериментальных задач |
Список литературы:
1. Стандарт основного общего образования по физике
2. А. В. Перышкин, Е. М.Гутник. Физик 7 класс.
3. Л. И. Анциферов, И. М. Пищиков. Практикум по методике и технике школьного физического эксперимента.
4. О.Ф. Кабардин, В. А. Орлов, Н.И. Шеффер. Факультативный курс физики
5. Х. Гулд, Я. Тоболчник Компьютерное моделирование в физике (в 2 томах).
Москва. Мир. 1990 г.
6. А.И. Слободянюк Физика на компьютере (в печати).
7. А. Ф. Кавтрева "Методические аспекты преподавания физики с использованием компьютерного курса "Открытая физика1.0",
8. ЦОР:
9. «Открытая физика», «Физика в картинках» А. Ф. Кавтрев.
10. www.college.ru/teacher/virt_practice.html
11. Цифровой программный продукт «Кирилл и Мефодий»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.