Рабочая программа учебного курса "Физика" 9 класс

  • docx
  • 25.11.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала физика 9.docx

Рассмотрена и одобрена на засе-

дании ШМО естественно-

математического цикла

Председатель ШМО

_______________/О.А.Дьякова./

«___»_____________20__г.

 

Утверждаю:

Директор

МОБУ «Кергудская ООШ»

_______________/М.А.Липатова/

«___» сентября 2020г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

учебного курса «Физика» в 9 классе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Составитель: Дьякова Оксана Александровна__________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020 г

Пояснительная записка

Рабочая программа по физике для 9 класса составлена в соответствии со следующими нормативными документами:

- Примерная основная образовательная программа основного общего образования, от 08. 04. 2015 г. № 1 / 15 авторской учебной программы по физике для основной школы, 7-9 классы Авторы: А. В. Перышкин, Е. М. Гутник., Дрофа, 2013.

- Федеральный  Закон  от  29.12.2012  №  273-ФЗ  «Об  образовании  в  Российской Федерации»;

- Федеральный  государственный  образовательный  стандарт  основного  общего  образования,  утвержденный  приказом  Министерства  образования  и  науки  Российской  Федерации  от  17.12.2010  №  1897  (далее  –  ФГОС  основного общего образования)  (для V-VI классов образовательных организаций, а также для VII классов,  участвующих в апробации ФГОС основного общего образования в 2016/2017 учебном году);

- Приказ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в ФГОС OОО,  утв. приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 № 1897»,

- Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав  потребителей  и  благополучия   человека  и  Главного  государственного  санитарного  врача  Российской  Федерации  от  29.12.2010  №189  «Об  утверждении  СанПиН  2.4.2.2821-10».  «Санитарно-эпидемиологические  требования  к  условиям  и  организации  обучения  в  общеобразовательных  учреждениях»  (с  изменениями  на  29.06.2011)  (далее  -  СанПиН  2.4.2.  2821-10);

- Федеральный  перечень  учебников,  рекомендованных  и  допущенных  Министерством  образования  и  науки  по  Приказу  МО   РФ  от  31.03.2014  №253,ООП  НОО,  ООП  ООО,  одобренных  Федеральным  учебно-методическим  объединением  по  общему  образованию.  Протокол  заседания

от 8 апреля 2015 г. №1/15(с изменениями от 26.01.2016г.);

- Приказ  Министерства  образования  и  науки  Российской  Федерации  от  14.12.2009 № 729  «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих  издание  учебных  пособий,  которые  допускаются  к  использованию  в  образовательном  процессе  в  имеющих  государственную  аккредитацию  и  реализующих  образовательные  программы  общего  образования  образовательных учреждениях» (с изменениями);

Цели изучения

Изучение физики в основной школе направлено на достижение следующих целей:

   усвоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познанияприроды;

   овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

   развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационныхтехнологий;

   воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающейсреды;

   использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающейсреды.


Общая  характеристика учебного предмета

Учебный предмет «Физика» в основной общеобразовательной школе относится к числу обязательных и входит в Федеральный компонент учебного плана.

Роль физики в учебном плане определяется следующими основными положениями.

Во-первых, физическая наука является фундаментом естествознания, современной техники и современных производственных технологий, поэтому, изучая на уроках физики закономерности, законы ипринципы:

·      учащиеся получают адекватные представления о реальном физическом мире;

·      приходят к пониманию и более глубокому усвоению знаний о природных и технологических процессах, изучаемых на уроках биологии, физической географии, химии, технологии;

·      начинают разбираться в устройстве и принципе действия многочисленных технических устройств, в том числе, широко используемых в быту, и учатся безопасному и бережному использованию техники, соблюдению правил техники безопасности и охраны труда.

Во-вторых, основу изучения физики в школе составляет метод научного познания мира, поэтому учащиеся:

·      осваивают на практике эмпирические и теоретические методы научного познания, что способствует повышению качества методологических знаний;

·      осознают значение математических знаний и учатся применять их при решении широкого круга проблем, в том числе, разнообразных физических задач;

·      применяют метод научного познания при выполнении самостоятельных учебных и внеучебных исследований и проектных работ.

В-третьих, при изучении физики учащиеся систематически работают с информацией в виде базы фактических данных, относящихся к изучаемой группе явлений и объектов. Эта информация, представленная во всех существующих в настоящее время знаковых системах, классифицируется, обобщается и систематизируется, то есть преобразуется учащимися в знание. Так они осваивают методы самостоятельного получения знания.

В-четвертых, в процессе изучения физики учащиеся осваивают все основные мыслительные операции, лежащие в основе познавательной деятельности.

В-пятых, исторические аспекты физики позволяют учащимся осознать многогранность влияния физической науки и ее идей на развитие цивилизации.

Таким образом, преподавание физики в основной школе позволяет не только реализовать требования к уровню подготовки учащихся в предметной области, но и в личностной и метапредметной областях, как это предусмотрено ФГОС основного общего образования.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Программа предназначена для обучающихся на основной ступени общего образования, рассчитана на 1 год освоения. Соответственно действующему учебному плану рабочая программа предусматривает следующий вариант организации процесса обучения в 9– х классах: базовый уровень обучения в объеме102ч, в неделю – 3часа.

В 1 четверти отведены часы на повторение за 4 четверть 2019-2020 уч.г. Поэтому часы  программного материала скорректированы.

Результаты изучения курса

Личностные результаты:

ü   сформирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

ü   убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

ü   самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

ü   мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

ü   формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметные результаты:

ü   овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

ü   понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

ü   формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

ü   приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения поставленных задач;

ü   развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

ü   освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

ü   формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных релей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметные результаты:

ü   знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов. Раскрывающих связь изученных явлений;

ü   умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

ü   умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

ü   умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

ü   формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

ü   развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

ü   коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание учебного предмета:

ПОВТОРЕНИЕ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ

МЕХАНИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

Законы взаимодействия и движения тел

Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение. Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении. Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Инерциальная система отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона. Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Лабораторные работы

Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости» Лабораторная работа №2 «Измерение ускорения свободного падения»

Механические колебания и волны. Звук

Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний. Гармонические колебания. Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой).Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо.Звуковой резонанс. Интерференция звука.

Лабораторные работы

Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от длины его нити»

ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ

Электромагнитное поле

Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения. Интерференция света. Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Цвета тел. Спектрограф и спектроскоп. Типы оптических спектров. Спектральный анализ. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

Лабораторные работы

Лабораторная работа №4 «Изучение явления электромагнитной индукции»

Лабораторная работа №5 «Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания»

КВАНТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ

Строение атома и атомного ядра

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения.  Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике. Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Правило смещения для альфа- и бета-распада. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Термоядерная реакция.

Лабораторные работы

Лабораторная работа №6 «Измерение естественного радиационного фона дозиметром»

Лабораторная работа №7 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков»

Лабораторная работа №8 «Оценка периода полураспада находящихся в воздухе продуктов распада газа радона»

Лабораторная работа №9 « Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»

ЭЛЕМЕНТЫ АСТРОНОМИИ

Строение и эволюция Вселенной

Состав, строение и происхождение Солнечной системы. Планеты и малые тела Солнечной системы. Строение, излучение и эволюция Солнца и звезд. Строение и эволюция Вселенной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Характеристика деятельности

Дата проведения занятия

Планируемая

Фактическая

I четверть 24 часа(3 урока в неделю)

1

Повторение

за 4 четверть

3

 

 

 

1.1

Инструктаж  по ТБ. Законы отражения света

1

—Наблюдать отражение света;

—проводить исследовательский эксперимент по изучению зависимости

угла отражения света от угла падения; —объяснять закон отражения света,

делать выводы, приводить примеры

отражения света, известные из практики

 

 

 

1.2

 Преломление света

1

—Наблюдать преломление света;

—работать с текстом учебника;

—проводить исследовательский эксперимент по преломлению света при переходе луча из воздуха в воду, делать вы-

воды

 

 

1.3

Изображения, даваемые линзой

1

—Измерять фокусное расстояние и оптическую силу линзы;

—анализировать полученные при помощи линзы изображения, делать выводы,

представлять результат в виде таблиц;

—работать в группе

 

 

2

Законы движения и взаимодействия

36

 

 

 

2.1

Материальная точка. Система отсчёта.

1

Знать понятия: механическое движение, материальная точка, тело отсчёта, система отсчёта.

Уметь приводить примеры механического движения. Знать понятия: траектория, путь, перемещение.

Уметь объяснять их физический смысл,

определять координаты движущегося тела.

 

 

2.2

Траектория. Путь. Перемещение.

1

Знать понятия: траектория, путь, перемещение.

Уметь объяснять их физический смысл,

определять координаты движущегося тела.

 

 

2.3

Определение координаты движущегося тела.

1

Знать понятия: траектория, путь, перемещение.

Уметь объяснять их физический смысл,

определять координаты движущегося тела.

 

 

2.4

Перемещение при  прямолинейном равномерном движении движение.

1

Знать физический смысл понятия скорость; законы прямолинейного равномерного движения.

Уметь описать и объяснить движение.

 

 

2.5

Графическое представление прямолинейного равномерного движения.

 

1

Знать уравнения зависимости скорости и координаты от времени при прямолинейном равномерном движении.

Уметь читать и анализировать графики зависимости скорости и координаты от времени, уметь составлять уравнения по приведённым графикам.

 

 

2.6

Решение задач на прямолинейное равномерное движение.

1

Уметь решать аналитически и графически задачи на определение места и времени встречи двух тел, на определение координаты движущегося тела, на определение связей между кинематическими величинами.

 

 

2.7

Решение задач на прямолинейное равномерное движение.

1

Уметь решать аналитически и графически задачи на определение места и времени встречи двух тел, на определение координаты движущегося тела, на определение связей между кинематическими величинами.

 

 

2.8

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.

1

Знать физический смысл понятия скорости; средней скорости, мгновенной скорости,

уравнения зависимости скорости от времени при прямолинейном равноускоренном движении.

Уметь читать и анализировать графики зависимости скорости от времени, уметь составлять уравнения по приведённым графикам.

 

 

2.9

Скорость равноускоренного прямолинейного движения. График скорости.

1

Знать физический смысл понятия скорости; средней скорости, мгновенной скорости,

уравнения зависимости скорости от времени при прямолинейном равноускоренном движении.

Уметь читать и анализировать графики зависимости скорости от времени, уметь составлять уравнения по приведённым графикам.

 

 

2.10

Решение задач на прямолинейное равноускоренное  движение

1

Уметь решать аналитически и графически задачи на определение места и времени встречи двух тел, на определение координаты движущегося тела, на определение связей между кинематическими величинами.

 

 

2.11

Перемещение при прямолинейном  равноускоренном движении.

1

Знать законы прямолинейного равноускоренного движения. Уметь определять путь, перемещение и среднюю скорость при прямолинейном равноускоренном движении, читать графики пути и скорости, составлять уравнения прямолинейного равноускоренного движения.

 

 

2.12

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости.

1

Уметь решать задачи на определение скорости тела и его координаты в любой момент времени по заданным начальным условиям.

 

 

2.13

Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости».

1

Уметь определять ускорение равноускоренного движения, записывать результат измерений в виде таблицы, делать выводы о проделанной работе и анализировать полученные результаты; собирать установки для эксперимента по описанию, рисунку, или схеме и проводить наблюдения изучаемых явлений.

 

 

2.14

Повторение и обобщение материала по теме «Равномерное и равноускоренное движение»

1

Знать основные формулы равномерного и равноускоренного движения.

Уметь приводить и объяснять примеры равномерного, применять формулы при практических расчётах.

 

 

2.15

Контрольная работа №1 «Прямолинейное равномерное и равноускоренное движение»

1

Уметь применять полученные знания при решении задач.

 

 

2.16

Относительность механического движения.

1

Уметь использовать разные методы измерения скорости тел.

Понимать закон сложения скоростей.

Уметь использовать закон сложения скоростей при решении задач.

 

 

2.17

Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона

1

Знать формулировку закона инерции, первого закона Ньютона, понятие «Инерциальные системы отсчёта»; вклад зарубежных учёных, оказавших наибольшее влияние на развитие физики.

Уметь объяснять результаты наблюдений и экспериментов: смену дня и ночи в системе отсчёта, связанной с Землёй, в системе отсчёта, связанной с Солнцем; оценивать значение перемещения и скорости тела, описывать траекторию движения одного и того же тела относительно разных систем отсчёта, объяснять применение явления инерции.

 

 

2.18

Второй закон Ньютона.

1

Знать смысл понятий: взаимодействие, инертность, закон; смысл физических величин: скорость, ускорение, сила, масса, делать выводы на основе экспериментальных данных, формулировку Второго закона Ньютона.

Уметь вычислять равнодействующую силы, используя второй закон Ньютона при решении задач, объяснять движение тела под действием силы тяжести.

 

 

2.19

Третий закон Ньютона.

1

Знать формулировку третьего закона Ньютона.

 

 

2.20

Решение задач с применением законов Ньютона.

1

Знать формулировки законов Ньютона, соотношение между силой и ускорением, понятие массы, её обозначение, единицу измерения.

Уметь решать задачи по теме.

 

 

2.21

Решение задач с применением законов Ньютона.

1

Знать формулировки законов Ньютона, соотношение между силой и ускорением, понятие массы, её обозначение, единицу измерения.

Уметь решать задачи по теме.

 

 

II четверть 24 часа (3 урока в неделю)

2.22

Свободное падение.

1

Знать формулу для расчёта параметров при свободном падении.

Уметь решать задачи на расчёт скорости и высоты при свободном движении, объяснить физический смысл свободного падения.

 

 

2.23

Решение задач  на свободное падение тел.

1

Уметь решать задачи по теме.

 

 

2.24

Движение тела, брошенного вертикально вверх. Решение задач.

1

Знать формулу для расчёта параметров при свободном падении.

Уметь решать задачи на расчёт скорости и высоты при свободном движении, объяснить физический смысл свободного падения.

 

 

2.25

Лабораторная работа №2 «Исследование  свободного падения тел».

1

Уметь определять ускорение свободного падения тела.

Исследовать  ускорение свободного падения.

 

 

2.26

Закон Всемирного тяготения. Решение задач на закон всемирного тяготения.

1

Знать смысл величин: «постоянная всемирного тяготения», «ускорение свободного падения».

Уметь рассчитывать силу тяготения в зависимости от расстояния между телами, ускорение свободного падения для тела, поднятого над землёй в разных широтах, находящегося на других планетах, объяснять приливы, отливы и другие подобные явления.

 

 

2.27

Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах.

1

Знать смысл величин: «ускорение свободного падения».

Уметь рассчитывать силу тяготения в зависимости от расстояния между телами, ускорение свободного падения для тела, поднятого над землёй в разных широтах, находящегося на других планетах, объяснять приливы, отливы и другие подобные явления.

 

 

2.28

Прямолинейное и криволинейное движение.

1

Уметь описывать и объяснять физические явления: движение  тела по окружности.

 

 

2.29

Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.

1

 

Уметь решать прямую и обратную задачи кинематики при движении тел по окружности. Уметь записывать уравнения траектории движения тела, определять скорость в любой момент времени.

 

 

2.30

Искусственные спутники Земли.

1

Знать ИЗС, условия их запуска на круговую и эллиптическую орбиты.

Уметь использовать формулу первой космической скорости, пояснять требования к высоте ИСЗ над землёй, приводить примеры конкретных запусков, иметь представление о второй и третьей космических скоростях и соответствующих орбитах, проводить расчёты по формулам.

 

 

2.31

Импульс. Закон сохранения импульса.

1

Знать смысл понятий: взаимодействие, закон, импульс; смысл физических величин: скорость, ускорение, сила, масса, импульс; смысл физических законов: закон сохранения импульса.

 

 

2.32

Решение задач на закон сохранения импульса.

1

Уметь применять полученные знания для решения физических задач по теме «Импульс».

 

 

2.33

Реактивное движение.

1

Знать сущность реактивного движения, назначение, конструкцию и принцип действия ракет, иметь представление о многоступенчатых ракетах, владеть исторической информацией о развитии космического кораблестроения и вехах космонавтики. Уметь пользоваться законом сохранения импульса при решении задач на реактивное движение.

 

 

2.34

Вывод закона сохранения механической энергии

1

Знать закон сохранения механической энергии.

Уметь приводить и объяснять примеры, применять формулы при практических расчётах.

 

 

2.35

Повторение и обобщение материала по теме «Законы Ньютона. Закон сохранения импульса»

1

Знать основные формулы  Закона Ньютона, закон сохранения импульса.

Уметь приводить и объяснять примеры, применять формулы при практических расчётах.

 

 

2.36

Контрольная работа №2 «Прямолинейное равномерное и равноускоренное движение»

1

Уметь применять полученные знания при решении задач.

 

 

3

Механические колебания и волны

16

 

 

 

3.1

Колебательное движение. Свободные колебания

1

Знать определения колебательной системы, колебательного движения, его причины, гармонического колебания, параметры колебательного движения, единицы измерения.

Уметь определять амплитуду, период и частоту колебания.

 

 

3.2

Величины, характеризующие колебательное движение. Периоды колебаний различных маятников.

1

Знать понятие математического маятника, пружинного маятника, процесс превращения энергии при колебаниях.

Уметь объяснять превращения энергии при колебаниях, определять амплитуду, период и частоту колебаний нитяного маятника и пружинного маятника.

 

 

3.3

Решение задач по теме

«Механические колебания».

1

Знать смысл физических понятий: колебательные движения, гармонические колебания, смысл физических величин: период, частота, амплитуда.

Уметь объяснить превращения энергии при колебаниях, применять полученные знания для решения физических задач по теме «Механические колебания». Определять характер физического процесса по графику, таблице.

 

 

3.4

Лабораторная работа № 3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины».

1

Уметь описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов: изучение колебаний нитяного маятника и измерение ускорения свободного падения; собирать установку для эксперимента по описанию и проводить наблюдения изучаемых явлений.

Выполнять необходимые измерения и расчёты. Делать выводы о проделанной работе и анализировать полученные результаты.

 

 

3.5

Гармонические колебания. Затухающие колебания

1

Знать определение волны виды механических волн, основные характеристики волн: скорость, длину, частоту, период и связь между ними.

Уметь различать виды механических волн, определять скорость, длину, частоту, период волны.

 

 

3.6

Резонанс. Распространение колебаний в среде. Волны

1

Знать определение волны виды механических волн, основные характеристики волн: скорость, длину, частоту, период и связь между ними.

Уметь различать виды механических волн, определять скорость, длину, частоту, период волны.

 

 

3.7

Длина волны. Скорость распространения волн

1

Знать определение волны виды механических волн, основные характеристики волн: скорость, длину, частоту, период и связь между ними.

Уметь различать виды механических волн, определять скорость, длину, частоту, период волны.

 

 

3.8

Административная контрольная работа за 2 четверть 2020-2021 учебный год

1

Уметь применять полученные знания при решении задач.

 

 

3.9

Решение задач на определение длины волны.

1

Знать смысл физических понятий: колебательные движения, гармонические колебания, смысл физических величин: период, частота, амплитуда.

Уметь объяснить превращения энергии при колебаниях, применять полученные знания для решения физических задач по теме «Механические колебания». Определять характер физического процесса по графику, таблице.

 

 

III четверть 30 часов (3 часа в неделю)

3.10

Источники звука. Звуковые колебания

1

Знать смысл понятий: колебательные движения, колебательная система.

Уметь описывать возникновения звуковых волн при колебаниях камертона; на примере мегафона объяснять, как увеличить громкость звука.

 

 

3.11

Высота и тембр звука. Громкость звука.

1

Знать смысл понятий громкость и высота звука.

Уметь описывать возникновения звуковых волн при колебаниях камертона; на примере мегафона объяснять, как увеличить громкость звука.

 

 

3.12

Распространение звука. Звуковые волны

 

1

Знать причины распространения звуковых волн в среде, их отражения, возникновение эха. Ультразвук и его применение.

Уметь объяснять различие скоростей распространения в различных  средах, приводить примеры явлений, связанных с распространением звука в различных средах.

 

 

 

3.13

Отражение звука. Звуковой резонанс.

1

Знать причины распространения звуковых волн в среде, их отражения, возникновение эха. Ультразвук и его применение.

Уметь объяснять различие скоростей распространения в различных  средах, приводить примеры явлений, связанных с распространением звука в различных средах.

 

 

3.14

Решение задач по теме «Механические колебания и волны».

1

Уметь применять полученные знания и умения при решении задач.

 

 

3.15

Повторение и обобщение материала по теме «Механические колебания и волны»

1

Знать определение волны виды механических волн, основные характеристики волн: скорость, длину, частоту, период и связь между ними.

Уметь приводить и объяснять примеры, применять формулы при практических расчётах.

 

 

3.16

Контрольная работа № 3 по теме «Механические колебания и волны»

1

Уметь применять полученные знания и умения при решении задач.

 

 

4

Электромагнитные явления

20

 

 

 

4.1

Магнитное поле.

1

Знать понятие:  магнитное поле. Опыт Эрстеда. Взаимодействие магнитов.

 

 

4.2

Направление тока и направление линий его магнитного поля.

1

Понимать структуру магнитного поля, уметь объяснять на примерах.

 

 

4.3

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки.

1

Знать силу Ампера, объяснять физический смысл.

 

 

4.4

Индукция магнитного поля

1

 

 

 

4.5

Магнитный поток

1

Знать понятие «магнитный поток», написать формулу и объяснить.

 

 

4.6

Явление электромагнитной индукции.

 

1

Знать понятия: электромагнитная индукция, самоиндукция, правило Ленца, написать формулу и объяснить.

 

 

4.7

Направление индукционного тока. Правило Ленца

1

 

 

 

4.8

Явление самоиндукции

1

Знать понятия: «самоиндукция»

 

 

4.9

Лабораторная работа №4 «Изучение явления  электромагнитной индукции»

1

Знать  понятие «электромагнитная индукция»,  технику безопасности при работе с электроприборами.

 

 

4.10

Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор.

1

Знать способы получения электрического тока, принцип действия трансформатора. Уметь объяснить.

 

 

4.11

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны

1

Знать понятие  «электромагнитное поле» и условия его существования.

Понимать механизм возникновения электромагнитных волн.

Знать зависимость свойств излучений от их длины, приводить примеры.

 

 

4.12

Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний

1

Понимать механизм возникновения электромагнитных колебаний

 

 

4.13

Принципы радиосвязи и ТВ

1

Понимать механизм радиосвязи и ТВ

 

 

4.14

Электромагнитная природа света.

1

Знать историческое развитие взглядов на природу света.

 

 

 

4.15

Преломление света. Физический  смысл показателя преломления

1

Знать механизм преломления.

 

 

4.16

Дисперсия света. Цвета тел.

1

Понимать механизм дисперсии

 

 

4.17

Типы  оптических спектров

1

Знать историческое развитие взглядов на природу света.

 

 

 

4.18

Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров

1

Знать влияние электромагнитных излучений на живые организмы

 

 

4.19

Повторение и обобщение материала по теме «Электромагнитное поле. Электромагнитные колебания и волны»

1

Уметь решать задачи по теме «Строение атома и атомного ядра».

 

 

4.20

Контрольная работа № 4 по теме «Электромагнитное поле. Электромагнитные колебания и волны»

1

Уметь применять полученные знания и умения при решении задач.

 

 

5

Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер

27

 

 

 

5.1

Радиоактивность

1

Знать природу альфа-, бета-, гамма-лучей.

 

 

5.2

Модели атомов.

1

Знать строение атома по Резерфорду, показать на моделях.

 

 

5.3

Радиоактивные превращения атомных ядер.

1

Знать природу радиоактивного распада и его закономерности.

 

 

IV четверть 24 часа (3 часа в неделю)

5.4

Экспериментальные методы исследования частиц.

1

Знать современные методы обнаружения и исследования заряженных частиц и ядерных превращений.

 

 

5.5

Открытие протона и нейтрона

1

Знать историю открытия протона и нейтрона.

 

 

5.6

Состав атомного ядра. Ядерные силы

1

Знать строение ядра атома, модели.

 

 

5.7

Решение задач «Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число»

1

Уметь решать задачи «Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число».

 

 

5.8

Альфа- и бета- распад. Правило смещения.

1

Знать правило смещения альфа- и бета- распад.

 

 

5.9

Решение задач «Альфа- и бета- распад. Правило смещения»

1

Уметь решать задачи на «Альфа- и бета- распад. Правило смещения»

 

 

5.10

Ядерные силы. Дефект масс.

1

Знать природу ядерных сил, формулу энергии связи и формулу дефекта масс.

 

 

5.11

Решение задач «Энергию связи, дефект масс»

1

Уметь решать задачи на нахождение энергии связи и дефекта масс.

 

 

5.12

Деление ядер

урана. Цепная  реакция.

1

Понимать механизм деления ядер урана.

 

 

5.13

Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии ядер в электрическую энергию.

1

Знать устройство ядерного реактора.

 

 

5.14

Лабораторная работа № 5. «Изучение деления ядер урана по фотографиям треков».

1

Приобретение навыков при работе с оборудованием.

 

 

5.15

Атомная энергетика.

1

Знать условия протекания, применение термоядерной реакции, преимущества и недостатки атомных электростанций.

 

 

5.16

Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада

1

Знать правила защиты от радиоактивных излучений.

 

 

517

Термоядерная реакция

1

 

 

 

5.18

Повторение и обобщение материала по теме «Строение атома и атомного ядра»

1

Уметь решать задачи по теме «Строение атома и атомного ядра».

 

 

5.19

Контрольная работа № 5  «Строение атома и атомного ядра».

1

Уметь применять полученные знания и умения при решении задач.

 

 

5.20

Состав, строение и происхождение Солнечной системы

1

Уметь сравнивать планеты земной группы; планеты-гиганты;

 

 

5.21

Промежуточная аттестация за 2020-2021 учебный год

1

Уметь применять полученные знания и умения при решении задач

 

 

5.22

Большие планеты Солнечной системы

1

Уметь описывать фотографии малых тел Солнечной системы. Развивать теоретическое мышление на основе формирования умений устанавливать факты.

 

 

5.23

Малые планеты Солнечной системы

1

Уметь объяснять физические процессы, происходящие в недрах Солнца и звезд;

 называть причины образования пятен на Солнце;

 

 

5.24

Итоговый урок

1

Уметь описывать три модели нестационарной Вселенной, объяснять в чем проявляется не стационарность Вселенной.

 

 

5.25

Строение и эволюция Вселенной

1

Уметь сравнивать планеты земной группы; планеты-гиганты;

 

 

5.26

Административная контрольная работа за 4 четверть 2020-2021 учебный год

1

Уметь применять полученные знания и умения при решении задач.

 

 

5.27

Итоговый урок

1

Обобщение и систематизация полученных знаний

 

 

 

Итого

102

 

 

 

 


 

Посмотрите также