Пояснительная записка
Программа учебного курса «Избранные вопросы математики в 10 классе»
составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 (с изменениями и дополнениями);
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 года № 1015 (с изменениями и дополнениями);
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее – СанПиН), утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (с изменениями и дополнениями);
- Программа «Избранные вопросы математики» разработанная сотрудниками кафедры математического образования ГАУ ДПО «СОИРО» и группой учителей математики образовательных организаций Саратовской области;
- Учебный план МОУ СОШ №31 на 2019-2020 учебный год.
Программа ориентирована на учащихся 10 класса профильного уровня муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №31»
Основной целью изучения учебного курса «Избранные вопросы математики» является использование в повседневной жизни и обеспечение возможности успешного продолжения образования по специальностям, связанным с прикладным использованием математики.
Основные задачи:
- пробуждение и развитие устойчивого интереса к математике, повышение математической культуры учащихся;
- предоставление каждому обучающемуся возможности достижения уровня математических знаний, необходимого для дальнейшей успешной жизни в обществе;
- подготовка обучающихся в соответствии с их запросами к уровню подготовки в сфере математического образования.
Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебников:
Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровень. Алгебра и начала математического анализа. Авторы: Ю.М. Колягин, М.В. Ткачёва, Н.Е. Фёдорова, М.И. Шабунин. Под редакцией А.Б. Жижченко. Москва. Просвещение.2010
Учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни. Геометрия. 10-11 классы. Авторы: Л.С. Атанасян, В.Ф, Бутузов, с.Б. Кадомцев и др. Москва. Просвещение.2010
Учебный план МОУ СОШ №31 отводит для изучения учебного курса «Избранные вопросы математики в 10 классе» 34 часа из расчета 1 учебный час в неделю.
Планируемые предметные результаты освоения учебного курса.
Планируемые результаты освоения программы учебного курса «Избранные вопросы математикив 10 классе » уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиций организации их достижения в образовательной деятельности, так и с позиций оценки достижения этих результатов.
Результаты изучения учебного курса должны отражать:
1) развитие личности обучающихся средствами предлагаемого для изучения учебного предмета, курса: развитие общей культуры обучающихся, их мировоззрения, ценностно-смысловых установок, развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных способностей, готовности и способности к саморазвитию и профессиональному самоопределению;
2) овладение систематическими знаниями и приобретение опыта осуществления целесообразной и результативной деятельности;
3) развитие способности к непрерывному самообразованию, овладению ключевыми компетентностями, составляющими основу умения: самостоятельному приобретению и интеграции знаний, коммуникации и сотрудничеству, эффективному решению (разрешению) проблем, осознанному использованию информационных и коммуникационных технологий, самоорганизации и саморегуляции;
4) обеспечение академической мобильности и (или) возможности поддерживать избранное направление образования;
5) обеспечение профессиональной ориентации обучающихся.
Программа предполагает достижение выпускниками старшей школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
В личностных результатах сформированность:
— целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки математики и общественной практики ее применения;
— основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовности и способности к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности с применением методов математики;
— готовности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательного отношения к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности на основе развитой мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения математики, заинтересованности в приобретении и расширении математических знаний и способов действий,
осознанности в построении индивидуальной образовательной траектории;
— осознанного выбора будущей профессии, ориентированной на применение математических методов и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношения к профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
— логического мышления: критичности (умение распознавать логически некорректные высказывания), креативности (собственная аргументация, опровержения, постановка задач, формулировка проблем, работа над исследовательским проектом и др.).
Метапредметные результаты освоения программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные универсальные учебные действия.
— способность самостоятельно ставить цели учебной и исследовательской, проектной деятельности, планировать, осуществлять, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения;
— умения самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Познавательные универсальные учебные действия.
— умения находить необходимую информацию, критически оценивать и интерпретировать информацию в различных источниках (в справочниках, литературе, Интернете), представлять информацию в различной форме (словесной, табличной, графической, символической), обрабатывать, хранить и передавать информацию в соответствии с познавательными или коммуникативными задачами;
— навыков осуществления познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
— владения навыками познавательной рефлексии как осознания совершае-мых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
— умения продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
— владения языковыми средствами — умения ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.
В предметных результатах сформированность:
— представлений о математике как части мировой культуры и о месте математики в современной цивилизации, о способах описания на математическом языке явлений реального мира;
— представлений о математических понятиях как о важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления; понимание возможности аксиоматического построения математических теорий;
— умений применения методов доказательств и алгоритмов решения; умения их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
— стандартных приемов решения рациональных и иррациональных, показательных, логарифмических, степенных, тригонометрических уравнений и неравенств, их систем;
— умений обосновывать необходимость расширения числовых множеств (целые, рациональные, действительные, комплексные числа) в связи с развитием алгебры (решение уравнений, основная теорема алгебры);
— умений описывать круг математических задач, для решения которых требуется введение новых понятий (степень, арифметический корень, логарифм; синус, косинус, тангенс, котангенс; арксинус, арккосинус, арктангенс, арккотангенс; решать практические расчетные задачи из окружающего мира, включая задачи по социально-экономической тематике, а также из смежных дисциплин;
— умений приводить примеры реальных явлений (процессов), количественные характеристики которых описываются с помощью функций; использовать готовые компьютерные программы для иллюстрации зависимостей; описывать свойства функций с опорой на их графики; соотносить реальные зависимости из окружающей жизни и из смежных дисциплин с элементарными функциями, делать выводы о свойствах таких зависимостей;
— умений объяснять на примерах суть методов математического анализа для исследования функций; объяснять геометрический, и физический смысл производной; пользоваться понятием производной для решения прикладных задач и при описании свойств функций.
Содержание учебного курса
№ |
Разделы и темы
|
Содержание |
Количество часов |
||
Всего |
Проектная, исследовательская, развивающая работа |
К/р |
|||
1. |
Элементы теории множеств |
Понятие множества. Способы задания множеств . Основные понятия. Способы задания множеств перечислением или характеристическим свойством элементов. Подмножество. Диаграммы Эйлера-Венна . Понятие подмножества. Круги Эйлера. Числовые промежутки. Равенство множеств. Универсальное множество . Определение равных множеств. Эквивалентные множества, кардинальное число множества. Понятие универсального множества. Пересечение и объединение множеств. Разность множеств (4 часа). Изображение пересечения и объединения множеств с помощью кругов Эйлера и числовых промежутков. Разность множеств, симметрическая разность, дополнение множества и их иллюстрация. Применение кругов Эйлера при решении задач (3 часа). Решение задач с применением кругов Эйлера. Свойства операций над множествами. Алгебра множеств . Основные свойства операций над множествами: коммутативности, ассоциативности, дистрибутивности, пересечения и объединения с универсальным или пустым множествами, законы де Моргана. Иллюстрация свойств с помощью кругов Эйлера и их применение. Мощность множества . Понятие мощности множества. Равномощные множества, счетные множества и их свойства. Итоговое занятие . Защита исследовательских проектов.
|
10 |
5 |
- |
2. |
Построение сечений многогранников. |
Свойства параллельного и центрального проектирования . Понятие изображения. Полнота изображения. Понятие позиционной задачи. Схема решения. Опорные позиционные задачи . Работа на готовых чертежах. Сущность метода следов и внутреннего проектирования. Методы решения задач на построение сечений многогранников . Простейшие задачи на построение сечений параллелепипеда и тетраэдра. (. Метод следов. Метод внутреннего проектирования. Метод деления n-угольной пирамиды (призмы) на треугольные пирамиды (призмы). Метод дополнения n-угольной пирамиды (призмы) до треугольной пирамиды (призмы). Метод параллельных прямых. Метод параллельного переноса секущей плоскости. Метод выносных чертежей (метод разворота плоскостей). Практикум по решению задач . Задачи ЕГЭ, вступительных экзаменов. Итоговое занятие . Защита решений индивидуальных работ.
|
12 |
6 |
- |
3. |
Показательные и логарифмические неравенства. |
Показательная функция и ее свойства .Показательная функция: график и свойства функции. Основные типы и методы решения показательных неравенств . Показательные неравенства: однородные показательные неравенства; неравенства, сводящиеся к квадратным или к рациональным неравенствам высших степеней; нестандартные показательные неравенства. Неравенства, решаемые графическим методом. Логарифмическая функция и ее свойства . Логарифмическая функция: график и свойства функции. Связь показательной и логарифмической функций. Основные типы и методы решения логарифмических неравенств . Особенности решения логарифмических неравенств. Замена переменной в логарифмических неравенствах. Решение логарифмических неравенств с переменным основанием. Метод рационализации. Решение логарифмических неравенств повышенного уровня сложности Использование свойств функций при решении показательных и логарифмических неравенств. Использование свойств монотонности и непрерывности функций, свойств четности и нечетности, свойств ограниченности функций. Метод оценки левой и правой части неравенства. Комбинированные неравенства и системы неравенств . Решение комбинированных неравенств с использованием различных методов. Решение систем неравенств, содержащих логарифмическую и (или) показательную функцию и их комбинации с рациональными, дробно-рациональными и другими функциями. Итоговое занятие . Зачет, включающий тестовую часть и решение индивидуальных заданий.
|
12 |
6 |
1 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока |
Тема урока |
Дата |
Корректировка |
|
По плану |
По факту |
|||
|
Элементы теории множеств
|
|
|
|
1 |
Понятие множества. Способы задания множеств |
|
|
|
2 |
Подмножество. Диаграммы Эйлера-Венна |
|
|
|
3 |
Равенство множеств. Универсальное множество |
|
|
|
4 |
Универсальное множество |
|
|
|
5 |
Пересечение и объединение множеств Разность множеств |
|
|
|
6 |
Применение кругов Эйлера при решении задач |
|
|
|
7 |
Решение задач с применением кругов Эйлера.
|
|
|
|
8 |
Свойства операций над множествами. Алгебра множеств |
|
|
|
9 |
Мощность множества |
|
|
|
10 |
Итоговое занятие. Защита исследовательских проектов. |
|
|
|
|
Построение сечений многогранников |
|
|
|
11 |
Свойства параллельного проектирования |
|
|
|
12 |
Свойства центрального проектирования |
|
|
|
13 |
Опорные позиционные задачи |
|
|
|
14 |
Сущность метода следов и внутреннего проектирования.
|
|
|
|
15 |
Простейшие задачи на построение сечений параллелепипеда и тетраэдра. |
|
|
|
16 |
Метод деления n-угольной пирамиды (призмы) на треугольные пирамиды (призмы ) . |
|
|
|
17 |
Метод дополнения n-угольной пирамиды (призмы) до треугольной пирамиды (призмы). |
|
|
|
18 |
Метод параллельных прямых. Метод параллельного переноса секущей плоскости. |
|
|
|
19 |
Метод выносных чертежей (метод разворота плоскостей).
|
|
|
|
20 |
Практикум по решению задач. Решение задач ЕГЭ с построением сечений. |
|
|
|
21 |
Практикум по решению задач. Решение задач ЕГЭ с построением сечений. |
|
|
|
22 |
Итоговое занятие. Защита решений индивидуальных работ. |
|
|
|
|
Показательные и логарифмические неравенства |
|
|
|
23 |
Показательная функция и ее свойства |
|
|
|
24 |
Основные типы и методы решения показательных неравенств |
|
|
|
25 |
Неравенства, решаемые графическим методом.
|
|
|
|
26 |
Логарифмическая функция и ее свойства |
|
|
|
27 |
Особенности решения логарифмических неравенств. Замена переменной в логарифмических неравенствах. |
|
|
|
28 |
Решение логарифмических неравенств с переменным основанием. Метод рационализации. |
|
|
|
29 |
Использование свойств функций при решении показательных и логарифмических неравенств |
|
|
|
30 |
Решение комбинированных неравенств |
|
|
|
31 |
Решение комбинированных неравенств с использованием различных методов |
|
|
|
32 |
Решение систем неравенств |
|
|
|
33 |
Решение систем неравенств различными методами |
|
|
|
34 |
Зачет по теме : «Показательные и логарифмические неравенства». |
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.