Рабочая программа
учебного курса
«Практикум по решению
разноуровневых задач»
9 класс
на 2019-2020 учебный год
|
Составил: Зайцева Татьяна Евгеньевна – учитель математики высшей квалификационной категории |
Рабочая программа учебного курса «Практикум по решению разноуровневых задач» (9 класс) (далее – Рабочая программа) составлена в соответствии с ФГОС ООО, на основании ООП ООО МБОУ СОШ № 13
Рабочая программа конкретизирует содержание и особенности реализации программы учебного курса «Математика в задачах» на уровне ООО в 9 классе.
Целью реализации рабочей программы по учебному курса «Практикум по решению разноуровневых задач» (9 класс) является усвоение содержания курса и достижение учащимися планируемых результатов обучения в соответствии с требованиями ФГОС ООО и ООП ООО школы.
Цель введения курса – формирование ключевых компетентностей учащихся (проектной, рефлексивной, технологической, социальной, коммуникативной, информационной) для решения конкретных практических задач.
Задачи учебного курса:
- познакомить учащихся с типами заданий повышенной сложности и способами их
решения;
- расширить сферу математических знаний учащихся;
- подготовить учащихся к прохождению итоговой аттестации в новой форме;
- создать положительную мотивацию обучения математике.
Изучение учебного курса «Практикум по решению разноуровневых задач» в 9 классе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития.
Личностными результатами:
· сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений;
· умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
· критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
· креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении алгебраических задач;
· умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
Метапредметными результатами:
· умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
· умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
· умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
· умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
· умение создавать, применять и преобразовывать знаково- символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
· 9) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
· умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
· умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
· умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
· понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
Предметными результатами:
· умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать математические утверждения;
· владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, владение символьным языком алгебры, знание элементарных функциональных зависимостей, формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения;
· умение выполнять алгебраические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
· умение пользоваться математическими формулами и самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
· умение решать линейные уравнения и неравенства, а также приводимые к ним уравнения, неравенства, системы; применять графические представления для решения и исследования уравнений, неравенств, систем; применять полученные умения для решения задач из математики, смежных предметов, практики;
· овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой, умение строить графики функций, описывать их свойства, использовать функционально-графические представления для описания и анализа математических задач и реальных зависимостей;
· овладение основными способами представления и анализа статистических данных;
· умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.
Содержание факультативного курса
Числа, числовые выражения, проценты (3 часа)
Натуральные числа. Арифметические действия с натуральными числами. Свойства арифметических действий. Делимость натуральных чисел. Делители и кратные числа. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10. Деление с остатком. Простые числа. Разложение натурального числа на простые множители. Нахождение НОК, НОД. Обыкновенные дроби, действия с обыкновенными дробями. Десятичные дроби, действия с десятичными дробями. Применение свойств для упрощения выражений. Тождественно равные выражения. Проценты. Нахождение процентов от числа и числа по проценту.
Буквенные выражения (1час)
Выражения с переменными. Тождественные преобразования выражений с переменными. Значение выражений при известных числовых данных переменных.
Преобразование выражений. Формулы сокращенного умножения. Рациональные дроби (3часа)
Одночлены и многочлены. Стандартный вид одночлена, многочлена. Коэффициент одночлена. Степень одночлена, многочлена. Действия с одночленами и многочленами. Разложение многочлена на множители. Формулы сокращенного умножения. Способы разложения многочлена на множители. Рациональные дроби и их свойства. Допустимые значения переменных. Тождество, тождественные преобразования рациональных дробей.
Степень с целым показателем и их свойства. Корень n-ой степени, степень с рациональным показателем и их свойства.
Уравнения и неравенства (3 часа)
Линейные уравнения с одной переменной. Корень уравнения. Равносильные уравнения. Системы линейных уравнений. Методы решения систем уравнений: подстановки, метод сложения, графический метод. Квадратные уравнения. Неполное квадратное уравнение. Теорема Виета о корнях уравнения. Неравенства с одной переменной. Система неравенств. Методы решения неравенств и систем неравенств: метод интервалов, графический метод.
Прогрессии: арифметическая и геометрическая(3часа)
Числовые последовательности. Арифметическая прогрессия. Разность арифметической прогрессии. Формула n-ого члена арифметической прогрессии. Формула суммы n-членов арифметической прогрессии. Геометрическая прогрессия. Знаменатель геометрической прогрессии. Формула n-ого члена геометрической прогрессии. Формула суммы n членов геометрической прогрессии. Сумма бесконечной геометрической прогрессии.
Функции и графики(3часа)
Понятие функции. Функция и аргумент. Область определения функции. Область значений функции. График функции. Нули функции. Функция, возрастающая на отрезке. Функция, убывающая на отрезке. Линейная функция и ее свойства. График линейной функции. Угловой коэффициент функции. Обратно пропорциональная функция и ее свойства. Квадратичная функция и ее свойства. График квадратичной функции. Степенная функция. Четная, нечетная функция. Свойства четной и нечетной степенных функций. Графики степенных функций. Чтение графиков функций.
Текстовые задачи(3часа)
Текстовые задачи на движение и способы решения. Текстовые задачи на вычисление объема работы и способы их решений. Текстовые задачи на процентное содержание веществ в сплавах, смесях и растворах, способы решения .
Элементы статистики и теории вероятностей (2часа)
Среднее арифметическое, размах, мода. Медиана, как статистическая характеристика. Сбор и группировка статистических данных. Методы решения комбинаторных задач: перебор возможных вариантов, дерево вариантов, правило умножения. Перестановки, размещения, сочетания. Начальные сведения из теории вероятностей. Вероятность случайного события. Сложение и умножение вероятностей.
Треугольники (3 часа)
Высота, медиана, средняя линия треугольника. Равнобедренный и равносторонний треугольники. Признаки равенства и подобия треугольников. Решение треугольников. Сумма углов треугольника. Свойства прямоугольных треугольников. Теорема Пифагора. Теорема синусов и косинусов. Неравенство треугольников. Площадь треугольника.
Многоугольники (2 часа)
Виды многоугольников. Параллелограмм, его свойства и признаки. Площадь параллелограмма. Ромб, прямоугольник, квадрат. Трапеция. Средняя линия трапеции. Площадь трапеции. Правильные многоугольники.
Окружность (2часа)
Касательная к окружности и ее свойства. Центральный и вписанный углы. Окружность, описанная около треугольника. Окружность, вписанная в треугольник. Длина окружности. Площадь круга.
Решение тренировочных вариантов и заданий из открытого банка заданий ОГЭ (6часов)
Оценивание: «зачёт», «незачёт» по полугодиям
Планируемые результаты изучения курса
Выпускник научится:
выполнять вычисления и преобразования;
выполнять преобразования алгебраических выражений;
решать уравнения, неравенства и их системы;
строить и читать графики функций;
выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами;
работать со статистической информацией, находить
частоту и вероятность случайного события;
использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни;
строить и исследовать простейшие математические модели
Выпускник получит возможность:
использовать математические формулы при решении математических и практических задач;
решать задания, по типу приближенных к заданиям государственной итоговой аттестации (базовую часть);
работать в группах, как на занятиях, так и вне;
работать с информацией, в том числе и получаемой посредством Интернета;
узнать как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
выяснить значение математики как науки.
Тематическое планирование учебного курса «Практикум по решению разноуровневых задач» (9 класс)
№ п/п |
Название темы |
Количество часов, отводимых на освоение темы |
1 |
Числа, числовые выражения, проценты |
3 |
|
Арифметические действия с натуральными числами. Свойства арифметических действий. |
1 |
|
Действия с обыкновенными и десятичными дробями |
1 |
|
Проценты. Нахождение процентов от числа и числа по проценту. |
1 |
2 |
Буквенные выражения |
1 |
|
Выражения с переменными. Тождественные преобразования выражений с переменными. |
1 |
3 |
Преобразование выражений. Формулы сокращенного умножения. Рациональные дроби |
3 |
|
Одночлены и многочлены. Действия с одночленами и многочленами. |
1 |
|
Способы разложения многочлена на множители. Рациональные дроби и их свойства. |
1 |
|
Степень с целым показателем и их свойства. Корень n-ой степени |
1 |
4 |
Уравнения и неравенства |
3 |
|
Линейные уравнения с одной переменной. Системы линейных уравнений. |
1 |
|
Квадратные уравнения. |
1 |
|
Неравенства с одной переменной. Система неравенств. |
1 |
5 |
Прогрессии: арифметическая и геометрическая |
3 |
|
Арифметическая прогрессия. |
1 |
|
Геометрическая прогрессия. |
1 |
|
Решение тестовых заданий. Часть 1 |
1 |
6 |
Функции и графики |
3 |
|
Функция. График функции. |
1 |
|
Линейная функция и ее свойства. Квадратичная функция и ее свойства. |
1 |
|
Степенная функция. |
1 |
7 |
Текстовые задачи |
3 |
|
Текстовые задачи на движение |
1 |
|
Текстовые задачи на вычисление объема работы |
1 |
|
Текстовые задачи на процентное содержание веществ в сплавах, смесях и растворах |
1 |
8 |
Элементы статистики и теории вероятностей |
2 |
|
Методы решения комбинаторных задач: перебор возможных вариантов, дерево вариантов, правило умножения. |
1 |
|
Перестановки, размещения, сочетания. |
1 |
9 |
Треугольники |
3 |
|
Треугольник. |
1 |
|
Подобие треугольников |
1 |
|
Решение треугольников |
1 |
10 |
Многоугольники |
2 |
|
Четырёхугольник. |
1 |
|
Трапеция. |
1 |
11 |
Окружность |
2 |
|
Центральный и вписанный углы. Касательная. |
1 |
|
Окружность, описанная около треугольника, вписанная в треугольник. |
1 |
12 |
Решение тренировочных вариантов и заданий из открытого банка заданий ОГЭ |
6 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.