РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Физическая культура»
для обучающихся 1 класса
г. Тольятти, 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по физической культуре на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения программы начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Программа по физической культуре разработана с учётом потребности современного российского общества в физически крепком и деятельном подрастающем поколении, способном активно включаться в разнообразные формы здорового образа жизни, использовать ценности физической культуры для саморазвития, самоопределения и самореализации.
В программе по физической культуре отражены объективно сложившиеся реалии современного социокультурного развития общества, условия деятельности образовательных организаций, запросы родителей обучающихся, педагогических работников на обновление содержания образовательного процесса, внедрение в его практику современных подходов, новых методик и технологий.
Изучение учебного предмета «Физическая культура» имеет важное значение в онтогенезе обучающихся. Оно активно воздействует на развитие их физической, психической и социальной природы, содействует укреплению здоровья, повышению защитных свойств организма, развитию памяти, внимания и мышления, предметно ориентируется на активное вовлечение обучающихся в самостоятельные занятия физической культурой и спортом.
Целью образования по физической культуре на уровне начального общего образования является формирование у обучающихся основ здорового образа жизни, активной творческой самостоятельности в проведении разнообразных форм занятий физическими упражнениями. Достижение данной цели обеспечивается ориентацией учебного предмета на укрепление и сохранение здоровья обучающихся, приобретение ими знаний и способов самостоятельной деятельности, развитие физических качеств и освоение физических упражнений оздоровительной, спортивной и прикладно-ориентированной направленности.
Развивающая ориентация учебного предмета «Физическая культура» заключается в формировании у обучающихся необходимого и достаточного физического здоровья, уровня развития физических качеств и обучения физическим упражнениям разной функциональной направленности. Существенным достижением такой ориентации является постепенное вовлечение обучающихся в здоровый образ жизни за счёт овладения ими знаниями и умениями по организации самостоятельных занятий подвижными играми, коррекционной, дыхательной и зрительной гимнастикой, проведения физкультминуток и утренней зарядки, закаливающих процедур, наблюдений за физическим развитием и физической подготовленностью.
Воспитывающее значение учебного предмета раскрывается в приобщении обучающихся к истории и традициям физической культуры и спорта народов России, формировании интереса к регулярным занятиям физической культурой и спортом, осознании роли занятий физической культурой в укреплении здоровья, организации активного отдыха и досуга. В процессе обучения у обучающихся активно формируются положительные навыки и способы поведения, общения и взаимодействия со сверстниками и учителями, оценивания своих действий и поступков в процессе совместной коллективной деятельности.
Методологической основой структуры и содержания программы по физической культуре для начального общего образования являются базовые положения личностно-деятельностного подхода, ориентирующие педагогический процесс на развитие целостной личности обучающихся. Достижение целостного развития становится возможным благодаря освоению обучающимися двигательной деятельности, представляющей собой основу содержания учебного предмета «Физическая культура». Двигательная деятельность оказывает активное влияние на развитие психической и социальной природы обучающихся. Как и любая деятельность, она включает в себя информационный, операциональный и мотивационно-процессуальный компоненты, которые находят своё отражение в соответствующих дидактических линиях учебного предмета.
В целях усиления мотивационной составляющей учебного предмета и подготовки обучающихся к выполнению комплекса ГТО в структуру программы по физической культуре в раздел «Физическое совершенствование» вводится образовательный модуль «Прикладно-ориентированная физическая культура». Данный модуль позволит удовлетворить интересы обучающихся в занятиях спортом и активном участии в спортивных соревнованиях, развитии национальных форм соревновательной деятельности и систем физического воспитания.
Содержание модуля «Прикладно-ориентированная физическая культура» обеспечивается программами по видам спорта, которые могут использоваться образовательными организациями исходя из интересов обучающихся, физкультурно-спортивных традиций, наличия необходимой материально-технической базы, квалификации педагогического состава. Образовательные организации могут разрабатывать своё содержание для модуля «Прикладно-ориентированная физическая культура» и включать в него популярные национальные виды спорта, подвижные игры и развлечения, основывающиеся на этнокультурных, исторических и современных традициях региона и школы.
Содержание программы по физической культуре изложено по годам обучения и раскрывает основные её содержательные линии, обязательные для изучения в каждом классе: «Знания о физической культуре», «Способы самостоятельной деятельности» и «Физическое совершенствование».
Планируемые результаты включают в себя личностные, метапредметные и предметные результаты.
Результативность освоения учебного предмета обучающимися достигается посредством современных научно обоснованных инновационных средств, методов и форм обучения, информационно-коммуникативных технологий и передового педагогического опыта.
Общее число часов для изучения физической культуры на уровне начального общего образования составляет – 405 часов: в 1 классе – 99 часов (3 часа в неделю), во 2 классе – 102 часа (3 часа в неделю), в 3 классе – 102 часа (3 часа в неделю), в 4 классе – 102 часа (3 часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 КЛАСС
Знания о физической культуре
Понятие «физическая культура» как занятия физическими упражнениями и спортом по укреплению здоровья, физическому развитию и физической подготовке. Связь физических упражнений с движениями животных и трудовыми действиями древних людей.
Способы самостоятельной деятельности
Режим дня и правила его составления и соблюдения.
Физическое совершенствование
Оздоровительная физическая культура
Гигиена человека и требования к проведению гигиенических процедур. Осанка и комплексы упражнений для правильного её развития. Физические упражнения для физкультминуток и утренней зарядки.
Спортивно-оздоровительная физическая культура
Правила поведения на уроках физической культуры, подбора одежды для занятий в спортивном зале и на открытом воздухе.
Гимнастика с основами акробатики
Исходные положения в физических упражнениях: стойки, упоры, седы, положения лёжа. Строевые упражнения: построение и перестроение в одну и две шеренги, стоя на месте, повороты направо и налево, передвижение в колонне по одному с равномерной скоростью.
Гимнастические упражнения: стилизованные способы передвижения ходьбой и бегом, упражнения с гимнастическим мячом и гимнастической скакалкой, стилизованные гимнастические прыжки.
Акробатические упражнения: подъём туловища из положения лёжа на спине и животе, подъём ног из положения лёжа на животе, сгибание рук в положении упор лёжа, прыжки в группировке, толчком двумя ногами, прыжки в упоре на руки, толчком двумя ногами.
Лыжная подготовка
Переноска лыж к месту занятия. Основная стойка лыжника. Передвижение на лыжах ступающим шагом (без палок). Передвижение на лыжах скользящим шагом (без палок).
Лёгкая атлетика
Равномерная ходьба и равномерный бег. Прыжки в длину и высоту с места толчком двумя ногами, в высоту с прямого разбега.
Подвижные и спортивные игры
Считалки для самостоятельной организации подвижных игр.
Прикладно-ориентированная физическая культура
Развитие основных физических качеств средствами спортивных и подвижных игр. Подготовка к выполнению нормативных требований комплекса ГТО.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по физической культуре на уровне начального общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
В результате изучения физической культуры на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения физической культуры на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
К концу обучения в 1 классе у обучающегося будут сформированы следующие универсальные учебные действия.
Познавательные универсальные учебные действия:
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Регулятивные универсальные учебные действия:
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 1 классе обучающийся достигнет следующих предметных результатов по отдельным темам программы по физической культуре:
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№ п/п |
Наименование разделов и тем программы |
Количество часов |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Всего |
|||
Раздел 1. Знания о физической культуре |
|||
1.1 |
Знания о физической культуре |
2 |
https://resh.edu.ru/subject/9/1/ |
Итого по разделу |
2 |
|
|
Раздел 2. Способы самостоятельной деятельности |
|||
2.1 |
Режим дня школьника |
1 |
https://resh.edu.ru/subject/9/1/ |
Итого по разделу |
1 |
|
|
ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ |
|||
Раздел 1. Оздоровительная физическая культура |
|||
1.1 |
Гигиена человека |
1 |
https://resh.edu.ru/subject/9/1/ |
1.2 |
Осанка человека |
1 |
https://resh.edu.ru/subject/9/1/ |
1.3 |
Утренняя зарядка и физкультминутки в режиме дня школьника |
1 |
https://resh.edu.ru/subject/9/1/ |
Итого по разделу |
3 |
|
|
Раздел 2. Спортивно-оздоровительная физическая культура |
|||
2.1 |
Гимнастика с основами акробатики |
18 |
|
2.2 |
Лыжная подготовка |
12 |
|
2.3 |
Легкая атлетика |
18 |
|
2.4 |
Подвижные и спортивные игры |
19 |
|
Итого по разделу |
67 |
|
|
Раздел 3. Прикладно-ориентированная физическая культура |
|||
3.1 |
Подготовка к выполнению нормативных требований комплекса ГТО |
26 |
|
Итого по разделу |
26 |
|
|
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
99 |
|
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№ п/п |
Тема урока |
Количество часов |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
1 |
Что такое физическая культура |
1 |
https://resh.edu.ru/subject/9/1/ |
2 |
Современные физические упражнения |
1 |
https://resh.edu.ru/subject/9/1/ |
3 |
Правила поведения на уроках физической культуры |
1 |
https://resh.edu.ru/subject/9/1/ |
4 |
Исходные положения в физических упражнениях |
1 |
|
5 |
Учимся гимнастическим упражнениям |
1 |
|
6 |
Стилизованные способы передвижения ходьбой и бегом |
1 |
|
7 |
Строевые упражнения и организующие команды на уроках физической культуры |
1 |
|
8 |
Способы построения и повороты стоя на месте |
1 |
|
9 |
Стилизованные передвижения (гимнастический шаг, бег) |
1 |
|
10 |
Считалки для подвижных игр |
1 |
|
11 |
Разучивание игровых действий и правил подвижных игр |
1 |
|
12 |
Обучение способам организации игровых площадок |
1 |
|
13 |
Разучивание подвижной игры «Охотники и утки» |
1 |
|
14 |
Разучивание подвижной игры «Охотники и утки» |
1 |
|
15 |
Разучивание игровых действий и правил подвижных игр |
1 |
|
16 |
Разучивание подвижной игры «Не попади в болото» |
1 |
|
17 |
Разучивание подвижной игры «Не попади в болото» |
1 |
|
18 |
Разучивание подвижной игры «Кто больше соберет яблок» |
1 |
|
19 |
Разучивание подвижной игры «Кто больше соберет яблок» |
1 |
|
20 |
Чем отличается ходьба от бега |
1 |
|
21 |
Упражнения в передвижении с равномерной скоростью |
1 |
|
22 |
Упражнения в передвижении с равномерной скоростью |
1 |
|
23 |
Упражнения в передвижении с изменением скорости |
1 |
|
24 |
Упражнения в передвижении с изменением скорости |
1 |
|
25 |
Обучение равномерному бегу в колонне по одному с невысокой скоростью |
1 |
|
26 |
Обучение равномерному бегу в колонне по одному с невысокой скоростью |
1 |
|
27 |
Обучение равномерному бегу в колонне по одному с разной скоростью передвижения |
1 |
|
28 |
Обучение равномерному бегу в колонне по одному с разной скоростью передвижения |
1 |
|
29 |
Обучение равномерному бегу в колонне по одному в чередовании с равномерной ходьбой |
1 |
|
30 |
Правила выполнения прыжка в длину с места |
1 |
|
31 |
Разучивание одновременного отталкивания двумя ногами |
1 |
|
32 |
Приземление после спрыгивания с горки матов |
1 |
|
33 |
Обучение прыжку в длину с места в полной координации |
1 |
|
34 |
Разучивание выполнения прыжка в длину с места |
1 |
|
35 |
Понятие гимнастики и спортивной гимнастики |
1 |
|
36 |
Акробатические упражнения, основные техники |
1 |
|
37 |
Акробатические упражнения, основные техники |
1 |
|
38 |
Гимнастические упражнения с мячом |
1 |
|
39 |
Гимнастические упражнения со скакалкой |
1 |
|
40 |
Гимнастические упражнения в прыжках |
1 |
|
41 |
Подъем туловища из положения лежа на спине и животе |
1 |
|
42 |
Подъем ног из положения лежа на животе |
1 |
|
43 |
Сгибание рук в положении упор лежа |
1 |
|
44 |
Разучивание прыжков в группировке |
1 |
|
45 |
Прыжки в упоре на руках, толчком двумя ногами |
1 |
|
46 |
Личная гигиена и гигиенические процедуры |
1 |
https://resh.edu.ru/subject/9/1/ |
47 |
Осанка человека. Упражнения для осанки |
1 |
https://resh.edu.ru/subject/9/1/ |
48 |
Комплексы утренней зарядки и физкультминуток в режиме дня школьника |
1 |
https://resh.edu.ru/subject/9/1/ |
49 |
Режим дня и правила его составления и соблюдения |
1 |
https://resh.edu.ru/subject/9/1/ |
50 |
Строевые упражнения с лыжами в руках |
1 |
|
51 |
Строевые упражнения с лыжами в руках |
1 |
|
52 |
Упражнения в передвижении на лыжах |
1 |
|
53 |
Упражнения в передвижении на лыжах |
1 |
|
54 |
Имитационные упражнения техники передвижения на лыжах |
1 |
|
55 |
Имитационные упражнения техники передвижения на лыжах |
1 |
|
56 |
Техника ступающего шага во время передвижения |
1 |
|
57 |
Техника ступающего шага во время передвижения |
1 |
|
58 |
Имитационные упражнения техники передвижения на лыжах скользящим шагом |
1 |
|
59 |
Имитационные упражнения техники передвижения на лыжах скользящим шагом |
1 |
|
60 |
Техника передвижения скользящим шагом в полной координации |
1 |
|
61 |
Техника передвижения скользящим шагом в полной координации |
1 |
|
62 |
Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Ходьба на лыжах. Подвижные игры |
1 |
|
63 |
Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Ходьба на лыжах. Подвижные игры |
1 |
|
64 |
Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Ходьба на лыжах. Подвижные игры |
1 |
|
65 |
Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Ходьба на лыжах. Подвижные игры |
1 |
|
66 |
Разучивание техники выполнения прыжка в длину и в высоту с прямого разбега |
1 |
|
67 |
Разучивание фазы приземления из прыжка |
1 |
|
68 |
Разучивание фазы разбега и отталкивания в прыжке |
1 |
|
69 |
ГТО – что это такое? История ГТО. Спортивные нормативы |
1 |
|
70 |
Основные правила, ТБ на уроках, особенности проведения испытаний (тестов) ВФСК ГТО |
1 |
|
71 |
Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Смешанное передвижение. Подвижные игры |
1 |
|
72 |
Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Смешанное передвижение. Подвижные игры |
1 |
|
73 |
Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. 6-ти минутный бег. Подвижные игры |
1 |
|
74 |
Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. 6-ти минутный бег. Подвижные игры |
1 |
|
75 |
Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Бросок набивного мяча. Подвижные игры |
1 |
|
76 |
Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Бросок набивного мяча. Подвижные игры |
1 |
|
77 |
Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Поднимание туловища из положения лежа на спине. Подвижные игры |
1 |
|
78 |
Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Поднимание туловища из положения лежа на спине. Подвижные игры |
1 |
|
79 |
Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами. Подвижные игры |
1 |
|
80 |
Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами. Подвижные игры |
1 |
|
81 |
Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье. Подвижные игры |
1 |
|
82 |
Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье. Подвижные игры |
1 |
|
83 |
Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Метание теннисного мяча в цель. Подвижные игры |
1 |
|
84 |
Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Метание теннисного мяча в цель. Подвижные игры |
1 |
|
85 |
Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Челночный бег 3*10м. Подвижные игры |
1 |
|
86 |
Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Челночный бег 3*10м. Подвижные игры |
1 |
|
87 |
Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Бег на 10м и 30м. Подвижные игры |
1 |
|
88 |
Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Бег на 10м и 30м. Подвижные игры |
1 |
|
89 |
Пробное тестирование с соблюдением правил и техники выполнения испытаний (тестов) 1-2 ступени ГТО |
1 |
|
90 |
Пробное тестирование с соблюдением правил и техники выполнения испытаний (тестов) 1-2 ступени ГТО |
1 |
|
91 |
Обучение способам организации игровых площадок |
1 |
|
92 |
Разучивание подвижной игры «Не оступись» |
1 |
|
93 |
Разучивание подвижной игры «Не оступись» |
1 |
|
94 |
Разучивание подвижной игры «Брось-поймай» |
1 |
|
95 |
Разучивание подвижной игры «Брось-поймай» |
1 |
|
96 |
Разучивание подвижной игры «Пингвины с мячом» |
1 |
|
97 |
Разучивание подвижной игры «Пингвины с мячом» |
1 |
|
98 |
Самостоятельная организация и проведение подвижных игр |
1 |
|
99 |
Самостоятельная организация и проведение подвижных игр |
1 |
|
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
99 |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.