Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года, основной образовательной программой начального общего образования МОУ Рогачевской средней общеобразовательной школы, примерной программой по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования авторов: Александровой О.М., Вербицкой Л.А., Богданова С.И., Кузнецовой М.И, Петленко Л.В, Романовой В.Ю., Рябининой Л.А., Соколовой Т.Н..
УМК:
1.Русский родной язык. 3 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций /О.М. Александрова и др./ –М.: Просвещение, 2019-144 с.(электронная версия)
На изучение учебного предмета «Русский родной язык» в третьем классе в учебном плане МОУ Рогачевской средней общеобразовательной школы на 2019-2020 учебный год отводится 1 ч в неделю во втором полугодии, что составляет согласно календарному графику МОУ Рогачевской средней общеобразовательной школы на 2019-2020 учебный год 17часов.
1.Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты
Развитие речи
Ученик научится:
- участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
- анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
- строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо;
- понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи;
Ученик получит возможность научиться:
- определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;
- письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста;
- пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Ученик научится:
- осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов;
- произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике).
Ученик получит возможность научиться:
- соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников;
- пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова.
Лексика
Ученик научится:
- находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю;
- наблюдать за употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;
- наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи.
Ученик получит возможность научиться:
- оценивать уместность использования слов в тексте;
- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
- выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
- размышлять над этимологией некоторых слов названий.
Состав слова (морфемика)
Ученик научится:
- владеть опознавательными признаками однокоренных слов;
- различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
- подбирать слова с заданной морфемой.
Ученик получит возможность научиться:
- находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
- различать изменяемые и неизменяемые слова;
- узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни.
Морфология
Ученик научится:
- распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
- подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы.
Ученик получит возможность научиться:
- производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи;
- наблюдать за словообразованием частей речи;
- замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.
Синтаксис
Ученик научится:
-различать предложение, словосочетание и слово;
- выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;
- различать понятия «члены предложения» и «части речи»;
Ученик получит возможность научиться:
- устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
- выделять в предложении основу и словосочетания;
-опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения.
Орфография и пунктуация
Ученик научится:
- применять ранее изученные правила правописания;
- обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах;
-списывать безошибочно текст с доски и учебника (объёмом 65—70 слов);
- писать под диктовку текст (объёмом 55—60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;
- проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Ученик получит возможность научиться:
- применять правила правописания:
•соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
•е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка); •запятая при обращении;
•запятая между частями в сложном предложении;
•безударные родовые окончания имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени;
- использоватьпри составлении собственных текстов помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы (чтобы избежать орфографической ошибки).
Метапредметные результаты
Регулятивные
Ученик научится:
- принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно- логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;
- планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;
Ученик получит возможность научиться:
- контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
- оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.
Познавательные
Ученик научится:
- осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
- находить самостоятельно в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;
- понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;
Ученик получит возможность научиться:
- осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;
- осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом; - составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;
-строить несложные рассуждения, устанавливать причинно- следственные связи, делать выводы, формулировать их.
Коммуникативные
Ученик научится:
- выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли);
- ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;
- участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи.
Ученик получит возможность научиться:
- строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
- применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Личностные
У учащихся будут сформированы:
- чувство любви и гордости к Родине, её народу, истории, культуре;
- уважительное отношение к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка.
Учащийся получит возможность для формирования:
- чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин;
- навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
- здорового образа жизни, бережного отношения к материальным ценностям.
2.Содержание учебного предмета
Основные содержательные линии настоящей программы соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского языка в начальной школе, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер.
В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки:
Первый блок – «Русский язык: прошлое и настоящее»
Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (например, правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим).
Слова, называющие природные явления и растения (например, образные названия ветра, дождя, снега; названия растений).
Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).
Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты (например, балалайка, гусли, гармонь).
Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (например, Снегурочка, дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т. п.): уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.
Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.
Проектные задания: «Откуда в русском языке эта фамилия»; «История моего имени и фамилии» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов).
Второй блок – «Язык в действии»
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфика русского языка (например, книга, книжка, книжечка,
книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне).
Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода, падежа имён существительных). Практическое овладение нормами употребления отдельных грамматических форм имен существительных. Словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных (например, родительный падеж множественного числа слов) (на практическом уровне). Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных (предлоги с пространственным значением) (на практическом уровне). Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа (в рамках изученного).
Совершенствование навыков орфографического оформления текста.
Третий блок – «Секреты речи и текста»
Особенности устного выступления.
Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами.
Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного).
Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе).
Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч).
3.Тематическое планирование
№ п/п |
Название раздела |
Количество часов |
1 |
Русский язык: прошлое и настоящее |
10ч |
2 |
Язык в действии |
5ч |
3 |
Секреты речи и текста |
2ч |
|
Итого |
17ч |
Календарно – тематическое планирование по русскому родному языку
в 3 классе на 17 часов (1час в неделю)
во втором полугодии 2019-2020 учебного года
№ урока п/п |
№ урока по разделу |
Наименование разделов и тем |
Дата |
|||
план |
факт |
план |
факт |
|||
3-а |
3-а |
3-б |
3-б |
|||
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее -10ч |
||||||
1 |
1 |
Где путь прямой, там не езди по кривой |
24.01 |
|
24.01 |
|
2 |
2 |
Кто друг прямой, тот брат родной |
31.01 |
|
31.01 |
|
3 |
3 |
Дождик вымочит, а красно солнышко высушит. |
07.02 |
|
07.02 |
|
4 |
4 |
Сошлись два друга- мороз да вьюга. |
14.02 |
|
14.02 |
|
5 |
5 |
Ветер без крыльев летает. |
21.02 |
|
21.02 |
|
6 |
6 |
Какой лес без чудес. |
28.02 |
|
28.02 |
|
7 |
7 |
Дело мастера боится. |
06.03 |
|
06.03 |
|
8 |
8 |
Заиграйте, мои гусли… |
13.03 |
|
13.03 |
|
9 |
9 |
Что ни город, то норов. |
20.03 |
|
20.03 |
|
10 |
10 |
У земли ясно солнце, у человека слово. |
03.04 |
|
03.04 |
|
Раздел 2. Язык в действии -5ч |
||||||
11 |
1 |
Для чего нужны суффиксы? |
10.04 |
|
10.04 |
|
12 |
2 |
Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке? |
17.04 |
|
17.04 |
|
13 |
3 |
Все ли имена существительные «умеют» изменяться по числам? |
24.04 |
|
24.04 |
|
14 |
4 |
Как изменяются имена существительные Во множественном числе? |
08.05 |
|
08.05 |
|
15 |
5 |
Зачем в русском языке такие разные предлоги? |
15.05 |
|
15.05 |
|
Раздел 3. Секреты речи и текста -2ч |
||||||
16 |
1 |
Создаём тексты-рассуждения. Учимся редактировать тексты-рассуждения |
22.05 |
|
22.05 |
|
17 |
2 |
Создаём тексты - повествования |
29.05 |
|
29.05 |
|
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
учебного предмета «Русский родной язык » в 3 классе
Учитель ____________________________
№ п/п |
Реквизиты документа |
Исходная программа |
Внесение изменений в программу |
||
дата |
тема |
дата |
тема |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.