РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Физическая культура»
для обучающихся 3 класса
г. Тольятти, 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по физической культуре на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения программы начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Программа по физической культуре разработана с учётом потребности современного российского общества в физически крепком и деятельном подрастающем поколении, способном активно включаться в разнообразные формы здорового образа жизни, использовать ценности физической культуры для саморазвития, самоопределения и самореализации.
В программе по физической культуре отражены объективно сложившиеся реалии современного социокультурного развития общества, условия деятельности образовательных организаций, запросы родителей обучающихся, педагогических работников на обновление содержания образовательного процесса, внедрение в его практику современных подходов, новых методик и технологий.
Изучение учебного предмета «Физическая культура» имеет важное значение в онтогенезе обучающихся. Оно активно воздействует на развитие их физической, психической и социальной природы, содействует укреплению здоровья, повышению защитных свойств организма, развитию памяти, внимания и мышления, предметно ориентируется на активное вовлечение обучающихся в самостоятельные занятия физической культурой и спортом.
Целью образования по физической культуре на уровне начального общего образования является формирование у обучающихся основ здорового образа жизни, активной творческой самостоятельности в проведении разнообразных форм занятий физическими упражнениями. Достижение данной цели обеспечивается ориентацией учебного предмета на укрепление и сохранение здоровья обучающихся, приобретение ими знаний и способов самостоятельной деятельности, развитие физических качеств и освоение физических упражнений оздоровительной, спортивной и прикладно-ориентированной направленности.
Развивающая ориентация учебного предмета «Физическая культура» заключается в формировании у обучающихся необходимого и достаточного физического здоровья, уровня развития физических качеств и обучения физическим упражнениям разной функциональной направленности. Существенным достижением такой ориентации является постепенное вовлечение обучающихся в здоровый образ жизни за счёт овладения ими знаниями и умениями по организации самостоятельных занятий подвижными играми, коррекционной, дыхательной и зрительной гимнастикой, проведения физкультминуток и утренней зарядки, закаливающих процедур, наблюдений за физическим развитием и физической подготовленностью.
Воспитывающее значение учебного предмета раскрывается в приобщении обучающихся к истории и традициям физической культуры и спорта народов России, формировании интереса к регулярным занятиям физической культурой и спортом, осознании роли занятий физической культурой в укреплении здоровья, организации активного отдыха и досуга. В процессе обучения у обучающихся активно формируются положительные навыки и способы поведения, общения и взаимодействия со сверстниками и учителями, оценивания своих действий и поступков в процессе совместной коллективной деятельности.
Методологической основой структуры и содержания программы по физической культуре для начального общего образования являются базовые положения личностно-деятельностного подхода, ориентирующие педагогический процесс на развитие целостной личности обучающихся. Достижение целостного развития становится возможным благодаря освоению обучающимися двигательной деятельности, представляющей собой основу содержания учебного предмета «Физическая культура». Двигательная деятельность оказывает активное влияние на развитие психической и социальной природы обучающихся. Как и любая деятельность, она включает в себя информационный, операциональный и мотивационно-процессуальный компоненты, которые находят своё отражение в соответствующих дидактических линиях учебного предмета.
В целях усиления мотивационной составляющей учебного предмета и подготовки обучающихся к выполнению комплекса ГТО в структуру программы по физической культуре в раздел «Физическое совершенствование» вводится образовательный модуль «Прикладно-ориентированная физическая культура». Данный модуль позволит удовлетворить интересы обучающихся в занятиях спортом и активном участии в спортивных соревнованиях, развитии национальных форм соревновательной деятельности и систем физического воспитания.
Содержание модуля «Прикладно-ориентированная физическая культура» обеспечивается программами по видам спорта, которые могут использоваться образовательными организациями исходя из интересов обучающихся, физкультурно-спортивных традиций, наличия необходимой материально-технической базы, квалификации педагогического состава. Образовательные организации могут разрабатывать своё содержание для модуля «Прикладно-ориентированная физическая культура» и включать в него популярные национальные виды спорта, подвижные игры и развлечения, основывающиеся на этнокультурных, исторических и современных традициях региона и школы.
Содержание программы по физической культуре изложено по годам обучения и раскрывает основные её содержательные линии, обязательные для изучения в каждом классе: «Знания о физической культуре», «Способы самостоятельной деятельности» и «Физическое совершенствование».
Планируемые результаты включают в себя личностные, метапредметные и предметные результаты.
Результативность освоения учебного предмета обучающимися достигается посредством современных научно обоснованных инновационных средств, методов и форм обучения, информационно-коммуникативных технологий и передового педагогического опыта.
Общее число часов для изучения физической культуры на уровне начального общего образования составляет – 405 часов: в 1 классе – 99 часов (3 часа в неделю), во 2 классе – 102 часа (3 часа в неделю), в 3 классе – 102 часа (3 часа в неделю), в 4 классе – 102 часа (3 часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3 КЛАСС
Знания о физической культуре
Из истории развития физической культуры у древних народов, населявших территорию России. История появления современного спорта.
Способы самостоятельной деятельности
Виды физических упражнений, используемых на уроках физической культуры: общеразвивающие, подготовительные, соревновательные, их отличительные признаки и предназначение. Способы измерения пульса на занятиях физической культурой (наложение руки под грудь). Дозировка нагрузки при развитии физических качеств на уроках физической культуры. Дозирование физических упражнений для комплексов физкультминутки и утренней зарядки. Составление графика занятий по развитию физических качеств на учебный год.
Физическое совершенствование
Оздоровительная физическая культура
Закаливание организма при помощи обливания под душем. Упражнения дыхательной и зрительной гимнастики, их влияние на восстановление организма после умственной и физической нагрузки.
Спортивно-оздоровительная физическая культура.
Гимнастика с основами акробатики
Строевые упражнения в движении противоходом, перестроении из колонны по одному в колонну по три, стоя на месте и в движении. Упражнения в лазании по канату в три приёма. Упражнения на гимнастической скамейке в передвижении стилизованными способами ходьбы: вперёд, назад, с высоким подниманием колен и изменением положения рук, приставным шагом правым и левым боком. Передвижения по наклонной гимнастической скамейке: равномерной ходьбой с поворотом в разные стороны и движением руками, приставным шагом правым и левым боком.
Упражнения в передвижении по гимнастической стенке: ходьба приставным шагом правым и левым боком по нижней жерди, лазанье разноимённым способом. Прыжки через скакалку с изменяющейся скоростью вращения на двух ногах и поочерёдно на правой и левой ноге, прыжки через скакалку назад с равномерной скоростью.
Ритмическая гимнастика: стилизованные наклоны и повороты туловища с изменением положения рук, стилизованные шаги на месте в сочетании с движением рук, ног и туловища. Упражнения в танцах галоп и полька.
Лёгкая атлетика
Прыжок в длину с разбега, способом согнув ноги. Броски набивного мяча из-за головы в положении сидя и стоя на месте. Беговые упражнения скоростной и координационной направленности: челночный бег, бег с преодолением препятствий, с ускорением и торможением, максимальной скоростью на дистанции 30 м.
Лыжная подготовка
Передвижение одновременным двухшажным ходом. Упражнения в поворотах на лыжах переступанием стоя на месте и в движении. Торможение плугом.
Подвижные и спортивные игры
Подвижные игры на точность движений с приёмами спортивных игр и лыжной подготовки. Баскетбол: ведение баскетбольного мяча, ловля и передача баскетбольного мяча. Волейбол: прямая нижняя подача, приём и передача мяча снизу двумя руками на месте и в движении. Футбол: ведение футбольного мяча, удар по неподвижному футбольному мячу.
Прикладно-ориентированная физическая культура.
Развитие основных физических качеств средствами базовых видов спорта. Подготовка к выполнению нормативных требований комплекса ГТО.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по физической культуре на уровне начального общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
В результате изучения физической культуры на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения физической культуры на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
К концу обучения в 3 классе у обучающегося будут сформированы следующие универсальные учебные действия.
Познавательные универсальные учебные действия:
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Регулятивные универсальные учебные действия:
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 3 классе обучающийся достигнет следующих предметных результатов по отдельным темам программы по физической культуре:
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС
№ п/п |
Наименование разделов и тем программы |
Количество часов |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
|
Всего |
Контрольные работы |
|||
Раздел 1. Знания о физической культуре |
||||
1.1 |
Знания о физической культуре |
2 |
0 |
https://resh.edu.ru/subject/9/3/ |
Итого по разделу |
2 |
|
|
|
Раздел 2. Способы самостоятельной деятельности |
||||
2.1 |
Виды физических упражнений, используемых на уроках |
1 |
0 |
https://resh.edu.ru/subject/9/3/ |
2.2 |
Измерение пульса на уроках физической культуры |
1 |
0 |
https://resh.edu.ru/subject/9/3/ |
2.3 |
Физическая нагрузка |
2 |
0 |
https://resh.edu.ru/subject/9/3/ |
Итого по разделу |
4 |
|
|
|
ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ |
||||
Раздел 1. Оздоровительная физическая культура |
||||
1.1 |
Закаливание организма |
1 |
0 |
https://resh.edu.ru/subject/9/3/ |
1.2 |
Дыхательная и зрительная гимнастика |
1 |
0 |
https://resh.edu.ru/subject/9/3/ |
Итого по разделу |
2 |
|
|
|
Раздел 2. Спортивно-оздоровительная физическая культура |
||||
2.1 |
Гимнастика с основами акробатики |
16 |
1 |
|
2.2 |
Лыжная подготовка |
16 |
1 |
|
2.3 |
Легкая атлетика |
14 |
0 |
|
2.4 |
Подвижные и спортивные игры |
20 |
1 |
|
Итого по разделу |
66 |
|
|
|
Раздел 3. Прикладно-ориентированная физическая культура |
||||
3.1 |
Подготовка к выполнению нормативных требований комплекса ГТО |
28 |
0 |
|
Итого по разделу |
28 |
|
|
|
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
102 |
3 |
|
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС
№ п/п |
Тема урока |
Количество часов |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
|
Всего |
Контрольные работы |
|||
1 |
Физическая культура у древних народов |
1 |
|
https://resh.edu.ru/subject/9/3/ |
2 |
Правила ТБ на уроках. Сохранение и укрепление здоровья через ВФСК ГТО |
1 |
|
https://resh.edu.ru/subject/9/3/ |
3 |
Правила выполнения спортивных нормативов 2-3 ступени |
1 |
|
|
4 |
Бег с ускорением на короткую дистанцию |
1 |
|
|
5 |
Бег с ускорением на короткую дистанцию |
1 |
|
|
6 |
Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Бег на 30м. Эстафеты |
1 |
|
|
7 |
Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Бег на 1000м |
1 |
|
|
8 |
Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Бег на 1000м |
1 |
|
|
9 |
Бег с преодолением препятствий |
1 |
|
|
10 |
Бег с преодолением препятствий |
1 |
|
|
11 |
Беговые упражнения с координационной сложностью |
1 |
|
|
12 |
Беговые упражнения с координационной сложностью |
1 |
|
|
13 |
Челночный бег |
1 |
|
|
14 |
Челночный бег |
1 |
|
|
15 |
История появления современного спорта |
1 |
|
|
16 |
Спортивная игра волейбол |
1 |
|
|
17 |
Спортивная игра волейбол |
1 |
|
|
18 |
Спортивная игра волейбол |
1 |
|
|
19 |
Прямая нижняя подача, приём и передача мяча снизу двумя руками на месте и в движении |
1 |
|
|
20 |
Прямая нижняя подача, приём и передача мяча снизу двумя руками на месте и в движении |
1 |
|
|
21 |
Подвижные игры с элементами волейбола |
1 |
|
|
22 |
Подвижные игры с элементами волейбола |
1 |
|
|
23 |
Спортивная игра баскетбол |
1 |
|
|
24 |
Спортивная игра баскетбол |
1 |
|
|
25 |
Ведение баскетбольного мяча. Ловля и передача мяча двумя руками |
1 |
|
|
26 |
Ведение баскетбольного мяча. Ловля и передача мяча двумя руками |
1 |
|
|
27 |
Подвижные игры с приемами баскетбола |
1 |
|
|
28 |
Подвижные игры с приемами баскетбола |
1 |
|
|
29 |
Подвижные игры с приемами баскетбола |
1 |
|
|
30 |
Дыхательная и зрительная гимнастика |
1 |
1 |
https://resh.edu.ru/subject/9/3/ |
31 |
Строевые команды и упражнения |
1 |
|
|
32 |
Строевые команды и упражнения |
1 |
|
|
33 |
Строевые команды и упражнения |
1 |
|
|
34 |
Передвижения по гимнастической скамейке |
1 |
|
|
35 |
Передвижения по гимнастической скамейке |
1 |
|
|
36 |
Передвижения по гимнастической стенке |
1 |
|
|
37 |
Передвижения по гимнастической стенке |
1 |
|
|
38 |
Прыжки через скакалку |
1 |
|
|
39 |
Прыжки через скакалку |
1 |
|
|
40 |
Прыжки через скакалку |
1 |
|
|
41 |
Ритмическая гимнастика |
1 |
|
|
42 |
Ритмическая гимнастика |
1 |
|
|
43 |
Танцевальные упражнения из танца галоп |
1 |
|
|
44 |
Танцевальные упражнения из танца полька |
1 |
|
|
45 |
Танцевальные упражнения из танца полька |
1 |
|
|
46 |
Танцевальные упражнения из танца галоп |
1 |
|
|
47 |
Виды физических упражнений |
1 |
|
https://resh.edu.ru/subject/9/3/ |
48 |
Измерение пульса на занятиях физической культурой |
1 |
|
https://resh.edu.ru/subject/9/3/ |
49 |
Дозировка физических нагрузок |
1 |
|
https://resh.edu.ru/subject/9/3/ |
50 |
Передвижение на лыжах одновременным двухшажным ходом |
1 |
|
|
51 |
Передвижение на лыжах одновременным двухшажным ходом |
1 |
|
|
52 |
Передвижение на лыжах одновременным двухшажным ходом |
1 |
|
|
53 |
Повороты на лыжах способом переступания на месте |
1 |
|
|
54 |
Повороты на лыжах способом переступания на месте |
1 |
|
|
55 |
Повороты на лыжах способом переступания в движении |
1 |
|
|
56 |
Повороты на лыжах способом переступания в движении |
1 |
|
|
57 |
Повороты на лыжах способом переступания |
1 |
|
|
58 |
Повороты на лыжах способом переступания |
1 |
|
|
59 |
Торможение на лыжах способом «плуг» при спуске с пологого склона |
1 |
|
|
60 |
Торможение на лыжах способом «плуг» при спуске с пологого склона |
1 |
|
|
61 |
Скольжение с пологого склона с поворотами и торможением |
1 |
|
|
62 |
Скольжение с пологого склона с поворотами и торможением |
1 |
|
|
63 |
Скольжение с пологого склона с поворотами и торможением |
1 |
|
|
64 |
Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Бег на лыжах 1 км. Эстафеты |
1 |
|
|
65 |
Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Бег на лыжах 1 км. Подвижные игры |
1 |
|
|
66 |
Закаливание организма под душем |
1 |
1 |
https://resh.edu.ru/subject/9/3/ |
67 |
Подвижные игры с элементами спортивных игр: парашютисты, стрелки |
1 |
|
|
68 |
Подвижные игры с элементами спортивных игр: парашютисты, стрелки |
1 |
|
|
69 |
Прыжок в длину с разбега |
1 |
|
|
70 |
Прыжок в длину с разбега |
1 |
|
|
71 |
Бег с преодолением препятствий |
1 |
|
|
72 |
Беговые упражнения с координационной сложностью |
1 |
|
|
73 |
Беговые упражнения с координационной сложностью |
1 |
|
|
74 |
Броски набивного мяча |
1 |
|
|
75 |
Броски набивного мяча |
1 |
|
|
76 |
Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Подтягивание из виса на высокой перекладине – мальчики. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу. Эстафеты |
1 |
|
|
77 |
Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Подтягивание из виса на высокой перекладине – мальчики. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу. Эстафеты |
1 |
|
|
78 |
Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине 90см. Эстафеты |
1 |
|
|
79 |
Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине 90см. Эстафеты |
1 |
|
|
80 |
Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье. Подвижные игры |
1 |
|
|
81 |
Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье. Подвижные игры |
1 |
|
|
82 |
Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Поднимание туловища из положения лежа на спине. Подвижные игры |
1 |
|
|
83 |
Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Поднимание туловища из положения лежа на спине. Подвижные игры |
1 |
|
|
84 |
Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами. Эстафеты |
1 |
|
|
85 |
Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами. Подвижные игры |
1 |
|
|
86 |
Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Челночный бег 3*10м. Эстафеты |
1 |
|
|
87 |
Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Челночный бег 3*10м. Эстафеты |
1 |
|
|
88 |
Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Метание теннисного мяча, и метание мяча весом 150г. Подвижные игры |
1 |
|
|
89 |
Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Метание теннисного мяча, и метание мяча весом 150г. Подвижные игры |
1 |
|
|
90 |
Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Бег на 30м. Эстафеты |
1 |
|
|
91 |
Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Бег 30м. Подвижные игры |
1 |
|
|
92 |
Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Бег 1000м. Эстафеты |
1 |
|
|
93 |
Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Кросс на 2 км. Подводящие упражнения |
1 |
|
|
94 |
Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Кросс на 2 км. Подводящие упражнения |
1 |
|
|
95 |
Соревнования «А ты сдал нормы ГТО?», с соблюдением правил и техники выполнения испытаний (тестов) 2-3 ступени |
1 |
|
|
96 |
Соревнования «А ты сдал нормы ГТО?», с соблюдением правил и техники выполнения испытаний (тестов) 2-3 ступени |
1 |
|
|
97 |
Составление индивидуального графика занятий по развитию физических качеств |
1 |
1 |
https://resh.edu.ru/subject/9/3/ |
98 |
Спортивная игра футбол |
1 |
|
|
99 |
Спортивная игра футбол |
1 |
|
|
100 |
Спортивная игра футбол |
1 |
|
|
101 |
Подвижные игры с приемами футбола |
1 |
|
|
102 |
Подвижные игры с приемами футбола |
1 |
|
|
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
102 |
3 |
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.