Рабочая программа учебного предмета «Изобразительная деятельность»

  • docx
  • 15.02.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ИЗО.docx

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительная деятельность» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по изобразительному искусству и на основе авторской программы «Изобразительная деятельность» М.Ю.Рау; М.А. Зыковой.

Изобразительная деятельность в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интел­лектуальной и духовной деятельности растущей личности.

Цели курса:

-воспитание эстетических чувств, интереса к изобрази­тельной деятельности; обогащение нравственного опыта, пред­ставлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусст­во;

-развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприя­тию искусства и окружающего мира, умений и навыков со­трудничества в художественной деятельности;

-освоение первоначальных знаний о пластических искус­ствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;

-овладение элементарной художественной грамотой; фор­мирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятель­ности, разными художественными материалами; совершен­ствование эстетического вкуса.

Задачи обучения:

-совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и --окружающего мира;

-развитие способности видеть проявление художествен­ной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

-формирование навыков работы с различными художест­венными материалами.

Общая характеристика учебного предмета

Цель учебного предмета «Изобразительная деятельность» — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

— изобразительная художественная деятельность;

— декоративная художественная деятельность;

— конструктивная художественная деятельность.

Предмет «Изобразительная деятельность» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы, а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Художественная деятельность: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

 

Место учебного предмета в базисном учебном плане.

Предмет изучается: 17 часов в году

 

Требования к планируемым результатам освоения учебного предмета

Личностными результатами» является формирование следующих умений:

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

-основы экологической культуры: принятие ценности природного мира.

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи.

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

Познавательные УУД:

-строить сообщения в устной и письменной форме;

-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Коммуникативные УУД:

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

-формулировать собственное мнение и позицию; ·задавать вопросы;

использовать речь для регуляции своего действия.

Предметными результатами изучения изобразительного искусства являются формирование следующих умений:

Обучающийся научится:

- различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

- узнает значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация, коллаж, флористика, гончар;

- узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;

- различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;

основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;

- эмоциональное значение тёплых и холодных тонов;

- особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;

- знать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами;

- способы и приёмы обработки различных материалов;

- организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами;

- передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;

- составлять композиции с учётом замысла;

- конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;

- конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;

- конструировать из природных материалов;

- пользоваться простейшими приёмами лепки.

Обучающийся получит возможность научиться:

- усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная деятельность с использованием различных художественных материалов;

- участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

- приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладные и народные формы искусства;

- развивать фантазию, воображение;

- приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства;

- научиться анализировать произведения искусства;

- приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных;

- приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей.

 Материально-техническое обеспечение:

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

Примерная программа начального общего образования по изобразительной деятельности

Рабочие программы по изобразительной деятельности

Учебники по изобразительной деятельности

Методические пособия (рекомендации к проведению уроков изобразительной деятельности)

Учебно-наглядные пособия

Краски акварельные

Краски гуашевые

Бумага  А4

Бумага цветная

Кисти

Емкости для воды

Пластилин

Клей

Ножницы.

 

Название раздела, темы, урока

1

Осень золотая наступает. Цвета осени. Осенний листопад. Рисование с натуры листа дуба.

2

Рассматривай предметы, различай их цвет. Рисуем радугу. Рисуем солнце.

3

Научись раскрашивать нужным цветом. Фрукты, овощи разного цвета

4

Простые  и сложные формы. Рисование по трафарету прямоугольника и треугольника.

5

Научись рисовать разные линии, точки.

6

Изображение. Лепка. Изображаем лист сирени. Рисунок. Дорисуй и раскрась.

7

Рассматривай деревья, любуйся! Изображай деревья.

 

8

Учись работать с бумагой, ножницами и клеем. Аппликация. Делать аппликацию. Работать над аппликацией. Аппликация «Рыбки в аквариуме».

9

Радуйся, веселись! Зима. Снеговик.

10

Наблюдай, изучай, изображай человека. Тело человека. Части тела.

Лепка. Изобрази голову и лицо человека.

11

Лепка и рисунок. Зима. Белый зайка.

12

Вспомни и расскажи сказку. Колобок. Нарисуй картинку.

13

Сделай аппликацию. Изобрази дом в городе, в котором живут люди.

14

Рисование узора для открытки к дню 8 марта

15

Цветок. Ветка акации с листьями.

16 - 17

Рассматривай, любуйся! Грибы. Грибы на пеньке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

Название раздела, темы, урока

Кол-во часов

Тип урока

Форма урока

Информ. сопровождение

Дата

 

1

Осень золотая наступает. Цвета осени. Осенний листопад. Рисование с натуры листа дуба.

1

Новый материал

Рисование с натуры.

Альбом, цветные карандаши.

08.09

2

Рассматривай предметы, различай их цвет. Рисуем радугу. Рисуем солнце.

1

Новый материал

Рисование по показу

Образец, круги.

22.09

3

Научись раскрашивать нужным цветом. Фрукты, овощи разного цвета

1

Урок применения знаний

Рисование по трафарету

Шаблоны фруктов и овощей.

Образец.

06.10

4

Простые  и сложные формы. Рисование по трафарету прямоугольника и треугольника.

1

Новый материал

Рисование по показу

Шаблоны прямоугольника, овала, прямоугольника и треугольника.

20.10

5

Научись рисовать разные линии, точки.

1

Новый материал

Рисование по показу

Шаблоны. Круг, квадрат.

10.11

6

Изображение. Лепка. Изображаем лист сирени. Рисунок. Дорисуй и раскрась.

1

Новый материал

Рисование по показу

Образец, фигурка из пластилина.

24.11

7

Рассматривай деревья, любуйся! Изображай деревья.

 

1

Новый материал

Рисование по показу

Фрагменты картин.

08.12

8

Учись работать с бумагой, ножницами и клеем. Аппликация. Делать аппликацию. Работать над аппликацией. Аппликация «Рыбки в аквариуме».

1

Урок применения знаний и умений

Графические упражнения

Шаблон рыбки.

22.12

9

Радуйся, веселись! Зима. Снеговик.

1

Новый материал

Рисование по образу.

Шаблоны: овалы разных размеров.

19.01

10

Наблюдай, изучай, изображай человека. Тело человека. Части тела.

Лепка. Изобрази голову и лицо человека.

1

Новый материал

Рисование с натуры

Образец.

02.02

11

Лепка и рисунок. Зима. Белый зайка.

1

Урок применения знаний и умений

Рисование по образу.

Образец. Шаблон.

16.02

12

Вспомни и расскажи сказку. Колобок. Нарисуй картинку.

1

Рисование по образу.

Образец.

02.03

13

Сделай аппликацию. Изобрази дом в городе, в котором живут люди.

1

Новый материал

Рисование после показ

Образец: дом из  цветной бумаги.

16.03

14

Рисование узора для открытки к дню 8 марта

1

Урок применения знаний и умений

Рисование по показу

Открытка, цветная бумага

13.04

15

Цветок. Ветка акации с листьями.

1

Новый материал

Рисование по представлению

Картины.

27.04

16-17

Рассматривай, любуйся! Грибы. Грибы на пеньке.

1

Новый материал

Игровые графические упражнения

Круг, образец

11,25.05