Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительная деятельность» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по изобразительному искусству и на основе авторской программы «Изобразительная деятельность» М.Ю.Рау; М.А. Зыковой.
Изобразительная деятельность в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цели курса:
-воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительной деятельности; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
-развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
-освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
-овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Задачи обучения:
-совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и --окружающего мира;
-развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
-формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Общая характеристика учебного предмета
Цель учебного предмета «Изобразительная деятельность» — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Предмет «Изобразительная деятельность» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы, а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Художественная деятельность: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Место учебного предмета в базисном учебном плане.
Предмет изучается: 17 часов в году
Требования к планируемым результатам освоения учебного предмета
Личностными результатами» является формирование следующих умений:
-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
-основы экологической культуры: принятие ценности природного мира.
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи.
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
Познавательные УУД:
-строить сообщения в устной и письменной форме;
-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Коммуникативные УУД:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
-формулировать собственное мнение и позицию; ·задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия.
Предметными результатами изучения изобразительного искусства являются формирование следующих умений:
Обучающийся научится:
- различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- узнает значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация, коллаж, флористика, гончар;
- узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
- различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;
- эмоциональное значение тёплых и холодных тонов;
- особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;
- знать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами;
- способы и приёмы обработки различных материалов;
- организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами;
- передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
- составлять композиции с учётом замысла;
- конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;
- конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;
- конструировать из природных материалов;
- пользоваться простейшими приёмами лепки.
Обучающийся получит возможность научиться:
- усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная деятельность с использованием различных художественных материалов;
- участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладные и народные формы искусства;
- развивать фантазию, воображение;
- приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства;
- научиться анализировать произведения искусства;
- приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных;
- приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей.
Материально-техническое обеспечение:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
Примерная программа начального общего образования по изобразительной деятельности
Рабочие программы по изобразительной деятельности
Учебники по изобразительной деятельности
Методические пособия (рекомендации к проведению уроков изобразительной деятельности)
Учебно-наглядные пособия
Краски акварельные
Краски гуашевые
Бумага А4
Бумага цветная
Кисти
Емкости для воды
Пластилин
Клей
Ножницы.
№ |
Название раздела, темы, урока |
1 |
Осень золотая наступает. Цвета осени. Осенний листопад. Рисование с натуры листа дуба. |
2 |
Рассматривай предметы, различай их цвет. Рисуем радугу. Рисуем солнце. |
3 |
Научись раскрашивать нужным цветом. Фрукты, овощи разного цвета |
4 |
Простые и сложные формы. Рисование по трафарету прямоугольника и треугольника. |
5 |
Научись рисовать разные линии, точки. |
6 |
Изображение. Лепка. Изображаем лист сирени. Рисунок. Дорисуй и раскрась. |
7 |
Рассматривай деревья, любуйся! Изображай деревья.
|
8 |
Учись работать с бумагой, ножницами и клеем. Аппликация. Делать аппликацию. Работать над аппликацией. Аппликация «Рыбки в аквариуме». |
9 |
Радуйся, веселись! Зима. Снеговик. |
10 |
Наблюдай, изучай, изображай человека. Тело человека. Части тела. Лепка. Изобрази голову и лицо человека. |
11 |
Лепка и рисунок. Зима. Белый зайка. |
12 |
Вспомни и расскажи сказку. Колобок. Нарисуй картинку. |
13 |
Сделай аппликацию. Изобрази дом в городе, в котором живут люди. |
14 |
Рисование узора для открытки к дню 8 марта |
15 |
Цветок. Ветка акации с листьями. |
16 - 17 |
Рассматривай, любуйся! Грибы. Грибы на пеньке. |
Тематическое планирование
№ |
Название раздела, темы, урока |
Кол-во часов |
Тип урока |
Форма урока |
Информ. сопровождение |
Дата
|
|||
1 |
Осень золотая наступает. Цвета осени. Осенний листопад. Рисование с натуры листа дуба. |
1 |
Новый материал |
Рисование с натуры. |
Альбом, цветные карандаши. |
08.09 |
|||
2 |
Рассматривай предметы, различай их цвет. Рисуем радугу. Рисуем солнце. |
1 |
Новый материал |
Рисование по показу |
Образец, круги. |
22.09 |
|||
3 |
Научись раскрашивать нужным цветом. Фрукты, овощи разного цвета |
1 |
Урок применения знаний |
Рисование по трафарету |
Шаблоны фруктов и овощей. Образец. |
06.10 |
|||
4 |
Простые и сложные формы. Рисование по трафарету прямоугольника и треугольника. |
1 |
Новый материал |
Рисование по показу |
Шаблоны прямоугольника, овала, прямоугольника и треугольника. |
20.10 |
|||
5 |
Научись рисовать разные линии, точки. |
1 |
Новый материал |
Рисование по показу |
Шаблоны. Круг, квадрат. |
10.11 |
|||
6 |
Изображение. Лепка. Изображаем лист сирени. Рисунок. Дорисуй и раскрась. |
1 |
Новый материал |
Рисование по показу |
Образец, фигурка из пластилина. |
24.11 |
|||
7 |
Рассматривай деревья, любуйся! Изображай деревья.
|
1 |
Новый материал |
Рисование по показу |
Фрагменты картин. |
08.12 |
|||
8 |
Учись работать с бумагой, ножницами и клеем. Аппликация. Делать аппликацию. Работать над аппликацией. Аппликация «Рыбки в аквариуме». |
1 |
Урок применения знаний и умений |
Графические упражнения |
Шаблон рыбки. |
22.12 |
|||
9 |
Радуйся, веселись! Зима. Снеговик. |
1 |
Новый материал |
Рисование по образу. |
Шаблоны: овалы разных размеров. |
19.01 |
|||
10 |
Наблюдай, изучай, изображай человека. Тело человека. Части тела. Лепка. Изобрази голову и лицо человека. |
1 |
Новый материал |
Рисование с натуры |
Образец. |
02.02 |
|||
11 |
Лепка и рисунок. Зима. Белый зайка. |
1 |
Урок применения знаний и умений |
Рисование по образу. |
Образец. Шаблон. |
16.02 |
|||
12 |
Вспомни и расскажи сказку. Колобок. Нарисуй картинку. |
1 |
Рисование по образу. |
Образец. |
02.03 |
||||
13 |
Сделай аппликацию. Изобрази дом в городе, в котором живут люди. |
1 |
Новый материал |
Рисование после показ |
Образец: дом из цветной бумаги. |
16.03 |
|||
14 |
Рисование узора для открытки к дню 8 марта |
1 |
Урок применения знаний и умений |
Рисование по показу |
Открытка, цветная бумага |
13.04 |
|||
15 |
Цветок. Ветка акации с листьями. |
1 |
Новый материал |
Рисование по представлению |
Картины. |
27.04 |
|||
16-17 |
Рассматривай, любуйся! Грибы. Грибы на пеньке. |
1 |
Новый материал |
Игровые графические упражнения |
Круг, образец |
11,25.05 |
|||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.