ГБПОУ «Варгашинский образовательный центр»»
«Рассмотрено» на заседании _________________________ Протокол № ___ от «____»___________202_ г.
|
«Согласовано» Заведующий общеобразовательной щколой - интернатом __________________________
«____»____________202_ г
|
«Утверждаю» Директор школы __________________________
от «____»____________202_ г. |
Рабочая программа учебного предмета
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
для 2 класса
Автор составитель: Кузнецова Алёна Михайловна,
учитель начальных классов
Варгаши, 202_ г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:
1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1 – 4 классы / под редакцией В. В. Воронковой;
3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 N 28 об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;
4. Устав образовательного учреждения;
5. Учебный план образовательного учреждения.
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребёнка, воспитанию у него положительных навыков и привычек. Изучение курса «Изобразительное искусство» направлено на достижение следующих целей: развитие личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.
Школьный курс по изобразительному искусству ставит следующие основные задачи:
- способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путём систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
- находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
- содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
- ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
- исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путём использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
- дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
- формировать элементарные знания о видах и жанрах изобразительного искусства. Расширять художественно-эстетический кругозор;
- развивать эмоциональное восприятие произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать своё мнение о них;
- развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности, эстетическое чувство и понимание красоты окружающего мира;
- раскрыть значение изобразительного искусства в жизни человека;
- обучать изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках;
- обучать разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации, лепке);
- обучать правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента и др., применяемых в разных видах изобразительной деятельности;
- формировать умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению;
- развивать умения выполнять тематические и декоративные композиции;
- воспитывать у учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы для получения результата общей изобразительной деятельности («коллективное рисование», «коллективная аппликация»).
Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках изобразительного искусства заключается в следующем:
- коррекции познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
- развитии аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать; формирование умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы, последовательно выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета; контролировать свои действия;
- коррекции ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приемов рисования, лепки и выполнения аппликации.
- развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и воображения.
Особенности организации учебного процесса по учебному предмету
Принципы реализации программы: индивидуально - личностный подход к каждому ребенку; коллективизм; креативность (творчество); ценностно-смысловое равенство педагога и ребенка; научность; сознательность и активность учащихся;
наглядность.
Формы уроков: игры, упражнения, практические задания, тренинги, конструирование ситуаций, развлечения - загадки, задачи-шутки, ребусы, конкурсы и др.
Технологии обучения: игровые; здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные; деятельностное обучение; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения, обучение в сотрудничестве.
Внеурочная деятельность по предмету: инсценирование, школьные праздники, классные часы, тематические недели, посещение музеев, конкурсы рисунков, школьные газеты по ИЗО.
Формы контроля уровня обученности: викторины, отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ.
Общая характеристика учебного предмета
Для решения задач программой предусмотрены четыре вида занятий:
- декоративное рисование;
- рисование с натуры;
- рисование на темы;
- беседы об изобразительном искусстве.
Прежде чем приступить к этим занятиям, учащихся необходимо к ним подготовить.
Подготовительные занятия.
Их главная задача — формирование и обогащение чувственного опыта (умения видеть, слышать, осязать), являющегося необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности школьников. На этом этапе важно также сформировать первичные навыки работы с материалами и инструментами, показать, что рисунки отражают свойства предметов и их отношения, привить интерес к изобразительной деятельности.
В подготовительный период обучения учитель, используя разнообразный игровой и графический материал, проводит работу, направленную на развитие у учащихся зрительного внимания, восприятия предметов и их свойств (формы, величины, цвета, количества деталей и их положения по отношению друг к другу), на формирование представлений. Большое внимание уделяется совершенствованию мелких, дифференцированных движений пальцев и кисти рук, зрительно-двигательной координации, выработке изобразительных навыков. При этом необходимо добиваться, чтобы учащиеся могли осознанно выполнять движения карандашом (фломастером) в заданном направлении, изменять направление движения, прекращать движение в нужной точке.
Все занятия, как правило, проводятся в игровой, занимательной форме. Для этого необходимо иметь соответствующие дидактические пособия: строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объёмные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, плакаты с образцами несложных рисунков, геометрическое лото, а также различные игрушки.
Эти игры и упражнения на каждом уроке должны заканчиваться графическими действиями учащихся, выполнением простейших рисунков, отражающих решение той или иной задачи.
После определённой подготовки, когда дети приобретут некоторые знания и умения, можно переходить к изображению относительно сложных по форме и строению предметов, хорошо знакомых учащимся и подобранных по сходству с основными геометрическими формами.
Декоративное рисование
На уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. В процессе занятий школьники получают сведения о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта.
Краткие беседы о декоративно-прикладном искусстве с показом изделий народных умельцев, учебных таблиц и репродукций помогают в определённой степени формированию у учащихся эстетического вкуса.
Занятия по декоративному рисованию должны, как правило, предшествовать урокам рисования с натуры, так как они формируют технические и изобразительные умения учащихся.
Рисование с натуры
Рисованию с натуры обязательно предшествует наблюдение изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. После всестороннего изучения предмета учащиеся передают его в рисунке так, как видят со своего места.
Большое значение на этих уроках имеет правильный отбор соответствующего оборудования и моделей.
Основная задача обучения рисованию с натуры в младших классах — научить детей рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию предметов.
На занятиях по рисованию с натуры очень важно выработать у учащихся потребность постоянно сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться простейшими вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.
Рисование на темы
Содержанием уроков рисования на темы являются изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений.
В 1—2 классах задача тематического рисования сводится к тому, чтобы учащиеся смогли изобразить по представлению отдельные предметы, наиболее простые по форме и окраске. Например, дети рисуют ёлочные игрушки, снеговика, рыбок в аквариуме, выполняют рисунки к сказкам «Колобок», «Три медведя» и др.
В 3—4 классах перед учащимися ставятся простейшие изобразительные задачи: правильно передавать зрительное соотношение величин предметов, учитывать в рисунках видимое уменьшение дальних предметов, усвоить правило загораживания одних предметов другими.
Ставя перед учащимися задачу передать в рисунке какую-либо тему, раскрыть сюжет отрывка литературного произведения, проиллюстрировать текст-описание, учитель должен сосредоточить свои усилия на формировании у них замысла, активизации зрительных образов. После объяснения учителя учащиеся рассказывают, что следует нарисовать, как, где и в какой последовательности.
Беседы об изобразительном искусстве
Беседы об искусстве — важное средство нравственного и художественно-эстетического воспитания школьников.
В 1—3 классах занятия ограничиваются рассматриванием изделий народных мастеров (преимущественно игрушек), репродукций художественных произведений, а также разбором иллюстраций в детских книгах. Отдельные уроки для такой работы не отводятся, а выделяется 10— 15 минут в начале или в конце урока.
В 4 классе для бесед выделяются специальные уроки: на одном уроке рекомендуется показывать не более трёх четырёх произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну тему, или 5—6 предметов декоративно-прикладного искусства.
Для подготовки учащихся к пониманию произведений изобразительного искусства важное значение имеет систематическая работа с иллюстративным материалом, рассчитанная на развитие у детей зрительного восприятия.
В младших классах учитель в основном работает над тем, чтобы учащиеся смогли узнать и правильно назвать изображённые предметы.
Во время бесед об искусстве, как и на других уроках рисования, не следует забывать о работе по обогащению словаря и развитию речи учащихся, по коррекции недостатков произношения.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Изобразительное искусство» изучается на уровне начального общего образования в качестве обязательного предмета. Программа по изобразительному искусству рассчитана на:
2 класс – 1 ч. в неделю (34 учебных недели) – 34часа.
Описание ценностных ориентиров
Формирование основ гражданской идентичности осуществляется в процессе восприятия мира как идентичного и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважение истории и искусства каждого народа, анализ произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно- прикладного искусства как носителей культурно- исторической информации, переживание их образного смысла способствуют развитию чувства сопричастность и гордости за свою Родину, народ и историю.
Формирование психологических условий развития общения и сотрудничества осуществляется в процессе доброжелательного и доверительного диалога, в процессе образовательных ситуаций, стимулирующих зарождение у детей доверия и внимания к собеседнику. Готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается. При этом ученик ставится в действенную позицию, а не получает лишь теоретическую информацию.
Развитие ценностно-смысловой сферы личности осуществляется в процессе приобщения учеников к общечеловеческим принципам нравственности и гуманизма. Такими непреходящими источниками мудрости являются произведения искусства, образная форма которых почти всегда несёт идею любви, сострадания, братства, уважения семейных ценностей и красоты. Даже когда замысел художника вызывает чувство тревоги, печали или грусти, всё равно ребёнок приобретает важный ценностно- смысловой опыт. Знакомство с мировой и отечественной художественной культурой способствует развитию эстетического чувства и формированию художественного вкуса.
Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию осуществляется в процессе продуктивных видов художественно творческой деятельности- созерцания и созидания. Ребёнок сам ставит перед собой творческую задачу, сам находит адекватные замыслу средства художественно выражения, сам анализирует результаты своей деятельности и сверстников. Самостоятельность действий на всех этапах творческой работы способствует развитию широких познавательных интересов. Формированию умений планировать, контролировать и оценивать свою работу.
Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации невозможно без самоуважения и эмоционально- положительного отношения к себе. Творческий процесс несёт творцу позитивную самооценку. Сотворяя что-то по законам красоты и гармони, ученик переполняется чувством собственного достоинства, он сам смог. Сам сделал, сам достиг выразительного решении образа, сам вылепил поделку, сам украсил платок для мамы… Участие в выставках и конкурсах детского изобразительного творчества, в индивидуальных и коллективных социально значимых творческих проектах формирует в юном художнике чувство ответственности за результат, целеустремлённость и настойчивость в достижении цели.
Реализация ценностных ориентиров образования на уроках изобразительного искусства в единстве процессов обучения и воспитания обеспечивает возможность саморазвития обучающихся, способствует развитию личностных, коммуникативных и предметных компетенций младших школьников.
Планируемые результаты освоения
учебного предмета «Изобразительное искусство»
2 класс
- свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги;
- ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме в соответствии с инструкцией учителя;
- использовать данные учителем ориентиры (опорные точки) и в соответствии с ними размещать изображение на листе бумаги;
- закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры изображения, направление штрихов и равномерный характер нажима на карандаш;
- рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы;
- понимать принцип повторения или чередования элементов в узоре (по форме и цвету);
- различать и знать названия цветов;
- узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально-эстетическое отношение к ним.
Содержание программы по учебному предмету «Изобразительное искусство»
2 класс
Общее количество часов – 34 часа
Декоративное рисование
Учить детей проводить от руки прямые линии (вертикальные, горизонтальные, наклонные), делить отрезок на равные части; развивать умения рисовать от руки основные геометрические фигуры и составлять из них узор в полосе, соблюдая чередование по форме и цвету; составлять узоры из растительных элементов в полосе, квадрате, круге; совершенствовать навык раскрашивания рисунка; равномерно накладывать штрихи без излишнего нажима в одном направлении, не выходя за контур; учить использовать в узорах красный, жёлтый, зелёный, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый цвета.
Рисование с натуры
Учить детей правильно размещать изображение на листе бумаги; различать и называть формы квадратных, прямоугольных, круглых и треугольных предметов; развивать умения замечать и передавать в рисунке квадратную и прямоугольную формы отдельных предметов; соблюдать пространственные отношения предметов и обозначать эти отношения словами посередине, справа, слева; определять существенные признаки предмета, выявляя характерные детали путём расчленения относительно сложной формы; аккуратно раскрашивать рисунок, подбирая цветные карандаши в соответствии с натурой.
Рисование на темы
Учить детей передавать в рисунке основную форму знакомых предметов; развивать умения объединять эти предметы в одном рисунке; изображать по представлению округлую форму частей предмета, их величину, а также передавать пространственные отношения предметов и их частей (сверху, снизу, рядом, около).
Беседы об изобразительном искусстве (2 раза в четверть)
Развивать у детей умение узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, называть действующих лиц, изображённых на картинке, сравнивать их между собой; называть и дифференцировать цвета. Знакомить с иллюстрациями к народным сказкам из книг для детей старшего дошкольного возраста (иллюстрации художников Ю. Васнецова, В. Ватагина, В. Лебедева, Е. Рачёва, Е. Чарушина и др.).
Примерные задания
I четверть
Рисование с натуры овощей и фруктов. Рассматривание иллюстраций в детских книжках.
Рисование с натуры разных видов грибов (белый, подосиновик, мухомор).
Рисование в полосе узора из листьев и ягод (по образцу).
Самостоятельное составление учащимися узора в полосе.
Рисование геометрического орнамента в квадрате (построить в квадрате осевые линии, полученные треугольники раскрасить цветными карандашами).
Рисование в квадрате узора из веточек с листочками (на осевых линиях).
Рисование на тему «Деревья осенью». Рассматривание иллюстраций в детских книжках.
Рисование с натуры знакомых предметов несложной формы (например, папка, линейка, треугольник чертёжный).
Декоративное рисование — узор из цветов для коврика прямоугольной формы.
II четверть
Рисование геометрического орнамента в прямоугольнике (по образцу).
Декоративное рисование — орнамент в квадрате. Рассматривание иллюстраций в детских книжках. Знакомство с городецкой росписью.
Рисование в квадрате узора из веточек ели (на осевых линиях).
Рисование с натуры веточки ели. Рассматривание иллюстраций в детских книжках.
Рисование с натуры праздничных флажков. Рисование с натуры ёлочных украшений. Рисование на тему «Веточка с ёлочными игрушками».
III четверть
Рисование узора из снежинок (украшение шарфа или свитера).
Рисование на тему «Снеговики».
Беседа по картинам. Рисование с натуры рамки для картины.
Рисование с натуры игрушки-рыбки. Рисование на тему «Рыбки в аквариуме среди водорослей».
Рисование с натуры предмета прямоугольной формы (ранец, портфель, сумка).
Беседа об изобразительном искусстве. Знакомство с полхов-майданскими изделиями. Рисование узора в полосе.
Декоративное рисование — узор в полосе для косынки треугольной формы (треугольник — готовая форма).
Рисование с натуры дорожного знака «Впереди опасность» (равносторонний треугольник жёлтого цвета с чёрным восклицательным знаком и красной полосой по краям).
Рисование узора в круге — расписная тарелка (круг — готовая форма).
Рисование на классной доске и в тетрадях несложных предметов, сочетающих в себе различные геометрические формы (домик — квадрат и треугольник, тележка — прямоугольник и два круга, скворечник — прямоугольник и треугольник и т. п.).
IV четверть
Рисование узора в полосе из чередующихся геометрических фигур, данных учителем.
Декоративное оформление открытки «Ракета летит».
Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала.
Рисование с натуры праздничного флажка и воздушных шаров.
Тематический рисунок «Дом, украшенный к празднику флажками и огоньками».
Рисование узора в полосе из цветов и листочков. Узор из цветов в круге (круг — готовая форма). Рисование с натуры весенних цветов. Беседа по картинам.
Тематическое планирование
с определением основных видов учебной деятельности
2 класс
Общее число часов – 34 часа
№ п/п |
Тема, раздел |
Кол-во часов |
Основные виды учебной деятельности |
1 |
Рисование с натуры овощей. Рассматривание иллюстраций в детских книжках. |
1
|
Правила поведения и работы на уроках изобразительного искусства; правила организации рабочего места; материалы и инструменты, используемые в процессе изобразительной деятельности; правила их хранения. Передача формы и цвета предметов в рисунках. Анализ и сравнение формы предметов. Раскрашивание, не выходя за контуры фигур. Формы предметов: круглые, овальные. Словарная работа: овощи, красный, круглый, помидор, зелёный, длинный, огурец. |
2 |
Рисование с натуры фруктов. Рассматривание иллюстраций в детских книжках. |
1
|
Передача формы и цвета предметов в рисунках. Анализ и сравнение формы предметов. Раскрашивание, не выходя за контуры фигур. Формы предметов: круглые, овальные. Словарная работа: фрукты, яблоко, круглое, красное, листок, веточка, фруктовый сад. |
3 |
Рисование с натуры разных видов грибов (белый, подосиновик, мухомор). |
1 |
Рисование подосиновика, мухомора, белого гриба. Различие и сходство однородных предметов. Передача настроения, цвета предметов. Словарная работа: белый гриб, грибы, ножка, шляпка, верх, низ, коричневый. |
4 |
Рисование в полосе узоров из листьев и ягод (по образцу). |
1 |
Развитие умения чередовать элементы орнамента по форме. Деление полосы на части с помощью мерки. Дидактическая игра «Закончи узор». Словарная работа: узор, полоса, листочек, вишенка, зелёный, красный. |
5 |
Самостоятельное составление узора в полосе. |
1 |
Развитие умения чередовать элементы узора, упрощение растительных форм, рисование легкой гибкой линией. Словарная работа: узор, полоса, оранжевый. |
6 |
Рисование геометрического орнамента в квадрате. |
1 |
Беседа на тему: геометрические фигуры. Построение осевых линий в квадрате, раскрашивание полученных треугольников цветными карандашами. Словарная работа: квадрат, орнамент, углы, центр, наклонные и прямые линии. |
7 |
Рисование в квадрате узора из веточек с листочками (на осевых линиях). |
1
|
Рисование на осевых линиях квадрата, чередование элементов. Дидактическая игра «Закончи узор», «Назови предмет такой же формы». Словарная работа: коврик, прямоугольник, цветы, узор, жёлтый, коричневый, оранжевый, красный. |
8 |
Рисование на тему «Деревья осенью». Рассматривание иллюстраций в детских книжках. |
1
|
Элементарные приемы рисования деревьев, рисование листвы разными приемами: тычок и примакивание. Изображение от руки предметов разной формы, передавая их характерные особенности. Узнавание в иллюстрациях книг характерных признаков времён года, передаваемых средствами изобразительного искусства. Словарная работа: листья берёзы, рябины; жёлтый, зелёный, оранжевый. |
9 |
Рисование с натуры знакомых предметов несложной формы (папка, линейка, треугольник чертёжный). |
1
|
Беседа на тему: геометрические фигуры. Передача в рисунке формы, цвета, взаимного положения предметов. Раскрашивание предметов, не выходя за линии. Словарная работа: папка, линейка, треугольник, справа, слева, посередине. |
10 |
Декоративное рисование - узор из цветов для коврика прямоугольной формы. |
1
|
Построение прямоугольника, размещение элементов узора на осевых и вспомогательных линиях. Деление листа на глаз на две и четыре равные части. Игра «Назови предмет такой же формы». Словарная работа: коврик, прямоугольник, цветы, узор, жёлтый, коричневый, оранжевый, красный. |
11 |
Рисование геометрического орнамента в прямоугольнике (по образцу). |
1
|
Беседа на тему: геометрические фигуры. Рисование по образцу геометрического орнамента. Проведение прямых линий в разных направлениях, деление отрезка на равные части. Словарная работа: орнамент, прямоугольник, квадрат, треугольник, круг. |
12 |
Декоративное рисование - орнамент в квадрате. Рассматривание иллюстраций в детских книжках. Знакомство с городецкой росписью. |
1
|
Беседа на тему «Городецкая роспись». Составление узоров. Построение квадрата по двум опорным точкам. Рисование орнамента на осевых линиях квадрата, чередование элементов по цвету. Раскрашивание предметов, не выходя за линии. Словарная работа: орнамент, квадрат. |
13 |
Рисование в квадрате узора из веточки ели (на осевых линиях). |
1 |
Знакомство с Городецкой росписью. Отработка техники рисования коротких штрихов. Расположение элементов узора на осевых линиях квадрата. Словарная работа: квадрат, углы, линии, центр, ветка, иголки, хвоя, зелёный, коричневый. |
14 |
Рисование с натуры веточки ели. Рассматривание иллюстраций в детских книжках. |
1
|
Определение формы, цвета и величины предметов, изображенных на иллюстрации. Расположение изображения на листе бумаги. Передача особенностей строения ветки ели. Словарная работа: ель, ветка, иголки, хвоя, зелёный, коричневый, колючая, пушистая. |
15 |
Рисование с натуры праздничных флажков.
|
1
|
Беседа на тему: геометрические фигуры. Передача формы, цвета, характерных деталей предмета, расположение рисунка на листе бумаги. Передача в рисунке пространственных отношений, предметов. Словарная работа: прямоугольник, широкий, узкий, красный. |
16 |
Рисование с натуры елочных украшений. Рисование на тему «Веточка ели с игрушками». |
1 |
Беседа по картинам «Новый год». Передача основной формы, цвета, строения предмета, расположение на листе бумаги, объединение предметов в одном рисунке. Принцип чередования элементов в узоре. Раскрашивание. Рисование по памяти. Словарная работа: праздник, Новый год, ёлочные украшения, гриб, шар, хлопушка. |
17 |
Рисование узора из снежинок (украшение шарфа или свитера). |
1 |
Анализ образца. Планирование работы: составление орнамента из снежинок (украшение шарфа или свитера), чередование элементов по форме, размеру. Загадки. Раскрашивание. Словарная работа: узор, располагать, чередовать, снежинки. |
18 |
Рисование на тему «Снеговики». |
1
|
Беседа по картине «Зимние забавы». Загадка. Построение снеговика из геометрических фигур. Объединение нескольких изображений одним сюжетом, равномерное заполнение листа бумаги, передача замысла в рисунке. Словарная работа: зима, снег, улица, кругом, круг, снеговик, белый, снежинки.
равномерное заполнение листа бумаги, передача замысла в рисунке. |
19 |
Беседа по картинам. Рисование с натуры рамки для картины. |
1
|
Беседа на тему: геометрические фигуры. Передача графического образа предмета прямоугольной формы, примерных пропорций. Самостоятельное размещение изображения отдельно взятого предмета на плоскости листа. Словарная работа: прямоугольная форма, широкая, ровная, рамка. |
20 |
Рисование с натуры игрушки рыбки. Рисование на тему «Рыбки среди водорослей». |
1 |
Передача характерных особенностей строения рыбы, ее формы, цвета. Рисование рыбок среди водорослей, плывущих в разном направлении, знакомство с приемом частичного загораживании. Анализ с помощью учителя строения предмета. Словарная работа: рыбка, туловище, плавники, хвост, глаз, чешуйки.
|
21 |
Рисование с натуры предметов прямоугольной формы (портфель, ранец, сумка). |
1
|
Беседа на тему: учебные принадлежности. Сравнение предметов по форме, цвету, величине. Передача формы, примерных пропорций, цвета объекта изображения. Игра «Назови предмет такой же формы». Словарная работа: учебные вещи, ранец, портфель, сумка, справа, слева, посередине.
|
22 |
Беседа об изобразительном искусстве. Знакомство с полхов-майданскими изделиями. Рисование узора в полосе. |
1 |
Беседа на тему «Полхово – майданские изделия». Составление узора из данных учителем элементов. Знакомство с понятием «декоративное рисование». Раскрашивание. Узнавание и правильное называние изображённых предметов. Словарная работа: середина, линии, узор, располагать, чередовать.
|
23 |
Декоративное рисование - узор в полосе для косынки треугольной формы (треугольник - готовая форма). |
1 |
Беседа на тему: геометрические фигуры. Знакомство с павловскими платками, составление узора в треугольник, чередование и повторение элементов орнамента. Ориентирование в готовой геометрической форме. Словарная работа: середина, линии, узор, располагать, чередовать, слева, справа, выше, ниже, около. |
24 |
Рисование с натуры дорожного знака «Впереди опасность». |
1 |
Построение равностороннего треугольника, расположение изображения в треугольнике. Игра по правилам дорожного движения. Словарная работа: середина, линии, узор, располагать, чередовать, слева, справа, выше, ниже, около. |
25 |
Рисование узора в круге - расписная тарелка (круг- готовая форма). |
1 |
Беседа на тему: геометрические фигуры. Рисование орнамента в круге, варианты расположения элементов орнамента в круге. Словарная работа: круг, центр, осевые линии, узор, располагать, чередовать. |
26 |
Рисование несложных предметов, сочетающих в себе различные геометрические формы |
1 |
Рисование домика, тележки, скворечника и т. п. Расположение на листе бумаги. Раскрашивание рисунка. Игра «Назови предмет такой же формы». Словарная работа: весна, прилёт, птицы, дерево, скворцы, скворечник, прямоугольной формы, деревянный. |
27 |
Рисование узора в полосе из чередующихся геометрических фигур, данных учителем. |
1 |
Беседа на тему: геометрические фигуры. Составление узора в полосе. Декоративное рисование. Словарная работа: середина, линии узор, располагать, чередовать. |
28 |
Декоративное оформление открытки «Ракета летит». |
1
|
Беседа на тему «День космонавтики». Анализ с помощью учителя строения предмета. Передача строения и формы предмета, передача холодной цветовой гаммы. Раскрашивание. Словарная работа: космос, космическая ракета, летит, звёзды, планета. |
29 |
Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала. |
1 |
Беседа по теме: стройка. Передача строения предмета, взаимного расположения его частей. Раскрашивание. Словарная работа: башня, кубики, крыша, кирпичи, внизу, вверху, рядом. |
30 |
Рисование с натуры праздничного флажка и воздушных шаров. |
1 |
Беседа на тему «1 мая». Загадки. Анализ предметов. Рисование овалов, кругов с использованием горизонтальных и вертикальных линий. Расположение рисунка на листе, передача формы и взаимного расположения предметов. Раскрашивание предметов. Словарная работа: геометрические фигуры, красный, жёлтый, синий, зелёный. |
31 |
Тематическое рисование «Дом украшенный к празднику флажками и огоньками». |
1 |
Беседа на тему «9 Мая». Составление композиции, передача в рисунке образов. Игра «Назови предмет такой же формы». Анализ с помощью учителя строения предмета. Словарная работа: геометрические фигуры, красный, жёлтый, синий, зелёный. |
32 |
Рисование узора в полосе из цветов и листочков. |
1 |
Последовательное выполнение рисунка, размещение элементов орнамента, деление полосы на равные части с помощью мерного квадрата. Словарная работа: середина, линии, узор, располагать, чередовать, слева, справа, выше, ниже, около. |
33 |
Узор в круге из цветов (круг – готовая форма) |
1 |
Самостоятельное составление узора в круге, беседа о городецких узорах. Анализ с помощью учителя строения предмета. Словарная работа: круг, цветы, линии, узор, чередование, орнамент. |
34 |
Беседа по картинам. Рисование с натуры весенних цветов.
|
1
|
Знакомство с репродукциями, передача в рисунке особенностей строения, цветовой окраски цветов. Узнавание в репродукциях художественных картин признаков времён года, передаваемых средствами изобразительного искусства. Словарная работа: весна, солнышко, цветы, мать – и – мачеха, стебелёк, листочки, цветок. |
Описание материально – технического обеспечения образовательной деятельности
Учебно – методическая литература для учителя:
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, подготовительный, 1 – 4 классы, Воронкова В. В. Москва «Просвещение».
2. Е.В.Калмыкова. Игровые технологии обучения в начальной школе М.: АРКТИ, 2007.
3. В.Иванкова 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок. М.: «Аквариум», 2006.
4. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. Заведений Б.П.Пузанов, Н. П. Коняева, Б. Б. Горскин и др.; Под ред. Б. П. Пузанова - М.: Издательский центр «Академия», 2003 - 272 с.
5. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе. Пособие для учителей и студентов дефект. ф-ов. пед. ин-ов Под ред. В. В. Воронковой –М.: Школа.
6. Солнцева В. А. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики у дошкольников и младших школьников: пособие для родителей и педагогов В.А.Солнцева, Т. В. Белова -М.: АСТ: Астрель. 2007 - 93с. ил.
7. Ткаченко Т.А.Развиваем мелкую моторику /Ткаченко Т.А.;-М.:Эксмо,2001
8. Е.И. Коротеева, под редакцией Б.М. Неменского. Изобразительное искусство. 1 класс. М.: Просвещение, 2008.
9. Ю.Г. Дрожжин. Городецкая роспись: рабочая тетрадь по основам народного искусства. М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 24с.
10. И.А. Грошенков. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Учебное пособие для учителя. М.: Академия, 2002. – 208с.
11. И.А. Грошенков. Занятия изобразительным искусством во вспомогательной школе. Книга для учителя.– М.: Просвещение, 1993. – 175с.
12. Т.Н. Головина. Изобразительная деятельность учащихся во вспомогательной школе. М.: Педагогика, 1974. – 120с.
13. В.Г. Перова. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. М.: Просвещение. – 1983. – 208.
14. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе. 1-2 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений: В 2 ч. – М.: Дрофа, 2001.
15. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство во 2 классе: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1984.
16. Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. М., 1995.
17. С. Кожохина «Батик » Ярославль 1997 И. Г. Мосин «Рисование» 1часть Екатеринбург 1997
18. Кудряшова Н.И.. Лечение глиной. – М.: издатель Евгений Ващук, 1996.
19. Москаленко О.Н. Физминутки в начальной школе. – М.: Граф-пресс, 2004.
20. Смирнов Н.К.. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРКТИ, 2003.
21. Сократов Н.В., Феофанов В.Н.. Мотивационные основы здоровьесберегающего образования детей: Методические рекомендации. – Оренбург, 2001.
22. Теплов Б.М.. Психологические вопросы художественного воспитания. Известия АПН РСФСР. /Выпуск 11. – М.
Перечень интернет ресурсов и компьютерных программ:
1. http://www.edu.ru – Федеральный портал Российского образования
2. http://pedsovet.su – образовательный сайт, интернет-сообщество (социальная сеть) учителей, педагогов и других работников сферы образования.
3. http://openclass.ru – «Открытый класс». Сетевые образовательные сообщества.
4. http://festival.1september.ru – фестиваль педагогический идей «Открытый урок».
5. http://fcior.edu.ru - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР);
6. http://sc.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов;
7. http://window.edu.ru/ - Единое окно доступа к цифровым образовательным ресурсам;
8. http://interneturok.ru/ - Уроки школьной программы. Видео, конспекты, тесты, тренажеры.
9. http://vipbook.info/ - Электронная библиотека
10. Презентации:
· Деревья осенью
· Городетская роспись
· Новогодняя игрушка «Шар» поэтапное рисование
· Интерактивный альбом «Осень в картинках И. И. Левитана»
· Снеговик. Поэтапное рисование. Часть 1
· Снеговик. Поэтапное рисование. Часть 2
· Снеговик. Поэтапное рисование. Часть 3
Компьютерные и информационно – коммуникационные средства:
1. Компьютер
2. Проектор
3. Экран
Экранно - звуковые пособия и дидактический материал:
1. Пособия для развития мелкой моторики:
· Пуговицы, мелкие предметы и игрушки |
· Пособия для шнурования: «Обувь», «Ботинок», «Пуговица», «Зайчик» |
· Картинки с изображением упражнений пальчиковой гимнастики |
· Пластилин |
· Цветные карандаши и краски |
· Трафареты (по лексическим темам) |
· Картинки для раскрашивания и штрихования |
· Мозаики |
· Бусы |
· «Волшебные» прищепки |
4. Раздаточный материал:
· Кисти
· Краски
· Альбомы
· Простые карандаши
· Цветные карандаши
· Ластики
· Фломастеры
· Ножницы (специализированные, для фигурного вырезания, для левой руки и др.)
· Стеки
5. Наглядные пособия
· Макеты «Грибы», «Фрукты», «Овощи»
· Предметные картинки «Фрукты», «Овощи», «Времена года», «Транспорт», «Посуда», «Грибы», «Ягоды», «Деревья», «Школьные принадлежности», «Рыбы», «Цветы»
· Трафареты «Геометрические фигуры»
· Игрушки
· Строительные кубики
· Учимся рисова Полх – майданская роспись (дидактический демонстрационный материал)
· Учимся рисова Гжель (демонстрационный материал)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.