Приложение к программе начального общего образования, утвержденной приказом от 31.08. 2016 г. № 568 с изменениями от 31.08.2021 г. приказ № 353 |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский»
Рассмотрено на заседании кафедры начального общего образования Протокол № 1 от 30.08.2021 г. Руководитель кафедры ________________ / Старцева С.М../
|
Согласовано Заместитель директора по УВР___________ /Тельнова И.С./ 30.08.2021 г. |
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке»
Базовый уровень, начальное общее образование, 1 класс, 16 часов
Составитель: Шабалина Людмила Вячеславовна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории
|
Пионерский, 2021 год
I. Содержание учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке»
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух и понимание художественных произведений, отражающих национально-культурные ценности, богатство русской речи; умения отвечать на вопросы по воспринятому на слух тексту и задавать вопросы по содержанию воспринятого на слух текста.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения, позволяющим осознать текст). Соблюдение орфоэпических норм чтения. Передача с помощью интонирования смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.
Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по объему и жанру произведений. Понимание особенностей разных видов чтения.
Чтение произведений устного народного творчества: русский фольклорный текст как источник познания ценностей и традиций народа.
Чтение текстов художественных произведений, отражающих нравственно-этические ценности и идеалы, значимые для национального сознания и сохраняющиеся в культурном пространстве на протяжении многих эпох: любовь к Родине, вера, справедливость, совесть, сострадание и др. Черты русского национального характера: доброта, бескорыстие, трудолюбие, честность, смелость и др. Русские национальные традиции: единение, взаимопомощь, открытость, гостеприимство и др. Семейные ценности: лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, почитание родителей. Отражение в русской литературе культуры православной семьи.
Мир русского детства: взросление, особенность отношений с окружающим миром, взрослыми и сверстниками; осознание себя как носителя и продолжателя русских традиций. Эмоционально-нравственная оценка поступков героев.
Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего мира героя, его переживаний; обращение к нравственным проблемам. Поэтические представления русского народа о мире природы (солнце, поле, лесе, реке, тумане, ветре, морозе, грозе и др.), отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Сопоставление состояния окружающего мира с чувствами и настроением человека.
Чтение информационных текстов: историко-культурный комментарий к произведениям, отдельные факты биографии авторов изучаемых текстов.
Говорение (культура речевого общения)
Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном обсуждении прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения с опорой на текст; высказывания, отражающие специфику русской художественной литературы. Пополнение словарного запаса. Воспроизведение услышанного или прочитанного текста с опорой на ключевые слова, иллюстрации к тексту (подробный, краткий, выборочный пересказ текста).
Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов этикетного общения, лежащих в основе национального речевого этикета.
Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору учащихся.
Письмо (культура письменной речи)
Создание небольших по объему письменных высказываний по проблемам, поставленным в изучаемых произведениях.
Библиографическая культура
Выбор книг по обсуждаемой проблематике, в том числе с опорой на список произведений для внеклассного чтения, рекомендованных в учебнике. Использование соответствующих возрасту словарей и энциклопедий, содержащих сведения о русской культуре.
Круг чтения
Произведения русского устного народного творчества; произведения классиков русской литературы XIX–ХХ вв. и современной отечественной литературы, отражающие национально-культурные ценности и традиции русского народа, особенности его мировосприятия. Основные темы детского чтения: художественные произведения о детстве, о становлении характера, о Родине, о выдающихся представителях русского народа (первооткрывателях, писателях, поэтах, художниках, полководцах), о праздниках, значимых для русской культуры, о детских фантазиях и мечтах.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие фольклорные формы; литературная сказка; рассказ, притча, стихотворение. Прозаическая и поэтическая речь; художественный вымысел; сюжет; тема; герой произведения; портрет; пейзаж; ритм; рифма. Национальное своеобразие сравнений и метафор; их значение в художественной речи.
Творческая деятельность обучающихся (на основе изученных литературных произведений)
Интерпретация литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование; создание собственного устного и письменного текста на основе художественного произведения с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов); с опорой на серию иллюстраций к произведению, на репродукции картин русских художников.
1 класс
РАЗДЕЛ 1. МИР ДЕТСТВА (11ч)
Я и книги
Не красна книга письмом, красна умом
С. А. Баруздин. «Самое простое дело».
Л. В. Куклин. «Как я научился читать» (фрагмент).
Н. Н. Носов. «Тайна на дне колодца» (фрагмент главы «Волшебные сказки»).
Я взрослею
Без друга в жизни туго
Пословицы о дружбе.
Н. К. Абрамцева. «Цветы и зеркало».
И. А. Мазнин. «Давайте будем дружить друг с другом» (фрагмент).
С. Л. Прокофьева. «Самый большой друг».
Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный
Пословицы о правде и честности.
В. А. Осеева. «Почему?»
Л. Н. Толстой. «Лгун».
Я фантазирую и мечтаю
Необычное в обычном
С. А. Иванов. «Снежный заповедник» (фрагмент).
В. В. Лунин. «Я видела чудо».
М. М. Пришвин. «Осинкам холодно».
А. С. Пушкин. «Ещё дуют холодные ветры».
РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ (5 ч)
Что мы Родиной зовём
С чего начинается Родина?
Ф. П. Савинов. «Родное» (фрагмент).
П. А. Синявский. «Рисунок».
К. Д. Ушинский. «Наше Отечество».
О родной природе
Сколько же в небе всего происходит
Русские народные загадки о солнце, луне, звёздах, облаках.
И. А. Бунин. «Серп луны под тучкой длинной…»
С. В. Востоков. «Два яблока».
В. М. Катанов. «Жар-птица».
А. Н. Толстой. «Петушки».
II. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке»
Результаты изучения литературного чтения на русском родном языке в составе предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» соответствуют требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, сформулированным в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.
1. Реализация программы обеспечивает достижение следующих личностных результатов:
осознание основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
понимание ценностей многонационального российского общества, осознание важности уважительного отношения к истории и культуре других народов; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
совершенствование навыков сотрудничества со сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
2. Реализация программы обеспечивает достижение следующих метапредметных результатов:
1) познавательные универсальные учебные действия:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
совершенствование умений использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, совершенствование умения готовить свое выступление, соблюдая нормы этики и этикета;
2) коммуникативные универсальные учебные действия:
развитие умений слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
совершенствование умений определять общую цель и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
3) регулятивные универсальные учебные действия:
развитие умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
овладение начальными формами познавательной и личностной рефлексии.
3. Реализация программы обеспечивает достижение следующих предметных результатов:
К концу первого года изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» обучающийся научится:
совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух, владеть элементарными приемами интерпретации художественных текстов;
применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста;
читать наизусть стихотворные произведения по собственному выбору.
Обучающийся получит возможность научиться:
создавать серии иллюстраций с короткими устными текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения.
III. Тематическое планирование.
№ п/п |
Наименование раздела |
Кол-во часов |
Модуль программы воспитания «Школьный урок» |
ЭОР/ ЦОР |
Форма текущего контроля
|
Кол-во контрольных работ |
Кол-во пр/ р и л/р, р/р |
Кол-во часов проектная / исследовательская деят-ть |
Форма промежуточной аттестации |
1 |
Мир детства |
11ч |
«Безопасная дорога» «Азбука безопасности» «День пожилых людей» День матери «Эколята-юные защитники природы» |
https://uchi.ru/teachers/lk/main http://1-4-old.prosv.ru/ https://resh.edu.ru/ |
Устный опрос, творческое задание |
|
|
|
|
2 |
Россия – родина моя |
5ч |
«Эколята-юные защитники природы» |
https://uchi.ru/teachers/lk/main http://1-4-old.prosv.ru/ https://resh.edu.ru/ |
Устный опрос, творческое задание |
1 |
|
|
Комплексная контрольная работа |
|
Итого: |
16ч |
|
|
|
1ч |
|
|
|
IV. Календарно-тематическое планирование
№ урока с начала уч. года |
№ урока по теме |
Тема урока |
Дата-план |
Дата-факт |
Примечание |
Раздел 1. Мир детства |
|
|
|
||
1 |
1 |
Я и книги С. А. Баруздин. «Самое простое дело». «Безопасная дорога» |
13.09 |
|
|
2 |
2 |
Л. В. Куклин. «Как я научился читать» (фрагмент). |
27.09 |
|
|
3 |
3 |
Н. Н. Носов. «Тайна на дне колодца» (фрагмент главы «Волшебные сказки»). «День пожилых людей» |
11.10 |
|
|
4 |
4 |
Я взрослею Н. К. Абрамцева. «Цветы и зеркало». |
25.10 |
|
|
5 |
5 |
И. А. Мазнин. «Давайте будем дружить друг с другом» (фрагмент). |
15.11 |
|
|
6 |
6 |
С. Л. Прокофьева. «Самый большой друг». День матери. |
29.11 |
|
|
7 |
7 |
В. А. Осеева. «Почему?» |
13.12 |
|
|
8 |
8 |
Л. Н. Толстой. «Лгун». |
27.12 |
|
|
9 |
9 |
Я фантазирую и мечтаю С. А. Иванов. «Снежный заповедник» (фрагмент). «Эколята-юные защитники природы» |
17.01 |
|
|
10 |
10 |
В. В. Лунин. «Я видела чудо». М. М. Пришвин. «Осинкам холодно». |
31.01 |
|
|
11 |
11 |
А. С. Пушкин. «Ещё дуют холодные ветры». «Азбука безопасности» |
14.02 |
|
|
Раздел 2. Россия – родина моя |
|
|
|
||
12 |
1 |
Что мы Родиной зовём Ф. П. Савинов. «Родное» (фрагмент). П. А. Синявский. «Рисунок». |
28.02 |
|
|
13 |
2 |
К. Д. Ушинский. «Наше Отечество». |
21.03 |
|
|
14 |
3 |
О родной природе И. А. Бунин. «Серп луны под тучкой длинной…» «Эколята-юные защитники природы» |
11.04 |
|
|
15 |
4 |
С. В. Востоков. «Два яблока». В. М. Катанов. «Жар-птица». А. Н. Толстой. «Петушки». |
25.04 |
|
|
16 |
5 |
Итоговый контроль (интегрированный с родным (русским) языком) |
16.05 |
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.