Рабочая программа учебного предмета "Математика" обучающихся с тяжелыми нарушениями речи для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы
Оценка 4.7

Рабочая программа учебного предмета "Математика" обучающихся с тяжелыми нарушениями речи для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы

Оценка 4.7
pdf
математика
02.06.2020
Рабочая программа учебного предмета "Математика" обучающихся с тяжелыми нарушениями речи для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы
РП_Волгина ОВ.pdf

 

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«МАТЕМАТИКА»

обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (нарушениями темпо-ритмической организации речи)

для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные

основные общеобразовательные программы начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2)

1 класс

 

 

 

Составила: Волгина О.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Сургут 

Содержание

1.                 Целевой раздел

Пояснительная записка

1.1.          Нормативная база

1.2.          Психолого – педагогическая характеристика

1.3.          Цели и задачи

1.4.          Общая характеристика учебного предмета

2.                 Содержательный раздел

2.1.          Содержание учебного предмета, количество часов, формы и методы работы

2.2.          Планируемые      результаты освоения    учебного    предмета (личностные и предметные)

2.3.          Система     оценки        достижения         обучающимися планируемых

результатов

3.                 Организационный раздел

3.1.          Учебный план.

3.2.          Тематическое планирование. 

3.3.          Система условий реализации адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      Целевой раздел Пояснительная записка

Рабочая программа по математике разработана на основе:

1.         Программы Минобрнауки РФ: Начальное общее образование (авторская программа М. И. Моро, Ю. М. Колягина, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой «Математика»), утвержденной МО РФ, в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

2.         Приказа Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. №1598 «Об утверждении Федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

1.1. Нормативно-правовая база для разработки программы

Федерального уровня:

-                     Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-                     приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 марта 2014 г. № 177 «Об утверждении порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности»;

-                     приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 4 октября 2010г. №986 «Об утверждении федеральных требований к  образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости  учебного процесса  и оборудования учебных помещений»; 

-                     Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья);

-                     приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;  

-                     Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26);

2013

2014

- приказ

Министерства образования и науки Российской Федерации

 «Об утверждении образца свидетельства об обучении и

выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным образовательным программам»;

Министерства образования и науки Российской Федерации

 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими

образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных бразовательных программ»;

план действий по обеспечению введения федерального государственного

образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утвержден Министром образования и науки Российской Федерации 11 февраля 2015г. № ДЛ-5/07вн);

Министерства образования и науки Российской Федерации ФГОС ОВЗ» от 11 марта 2016 № ВК-452/07.

от 14 октября

г. № 1145

-              приказ  года № 2

технологий при реализации о

-

-              письмо

порядка его

 

от 9 января

 

 «О введении

Регионального уровня:

-                     закон ХМАО - Югры от 10.07.2009г.№109оз (ред. от 07.11.2013г. «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре»;

-                     постановление Правительства ХМАО Югры от 13.12.2013 № 543-п «Об организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре».

-                     постановление Правительства ХМАО Югры от 9 октября 2013 г. №430-п о государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Доступная среда в Ханты-Мансийском автономном округе Югре на 2014-2020 годы».

-                     постановление Правительства ХМАО Югры от 05.09.13г. № 359-п «О порядке организации предоставления психолого-педагогической медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации.

-                     приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа Югры от 31.01.2014г. №85 «Об организации деятельности Ресурсных центров по сопровождению образовательных организаций ХМАО - Югры по вопросам инклюзивного образования»;

-                     положение об организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре от 13 декабря 2013 г. №543-п;

-                     приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13.08.2015г. №1087 «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий»  Уровень общеобразовательной организации:

-                     устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №20 города Сургута;

-                     локальные нормативные акты, регламентирующие образовательные отношения; - базовый учебный план  МБОУ СОШ №20.

1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся

с тяжелыми нарушениями речи

Дети с тяжелыми нарушениями речи — это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но наблюдается различной степени речевая дисфункция, влияющая на становление психики.

Становление речи у такого ребенка затруднено и требует большего времени для овладения родным языком: развитие фонематического слуха и формирование навыков произнесения звуков родного языка, овладение словарным запасом и правилами синтаксиса, понимание смысла произносимого.

                Речевые     нарушения     могут      затрагивать      различные      компоненты       речи:

звукопроизношение (снижение внятности речи, дефекты звуков), фонематический слух (недостаточное овладение звуковым составом слова), лексико-грамматический строй (бедность словарного запаса, неумение согласовывать слова в предложении).

У детей с тяжелой речевой патологией отмечается недоразвитие всей познавательной деятельности (восприятие, память, мышление, речь), особенно на уровне произвольности и осознанности. Интеллектуальное отставание имеет у детей вторичный характер, поскольку оно образуется вследствие недоразвития речи, всех ее компонентов.

Большинство детей с нарушениями речи имеют двигательные расстройства. Они моторно неловки, неуклюжи, характеризуются импульсивностью, хаотичностью движений. Дети с речевыми нарушениями быстро утомляются, имеют пониженную работоспособность. Они долго не включаются в выполнение задания.

Отмечаются отклонения и в эмоционально-волевой сфере. Таким детям присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками. 

Нарушения в формировании речевой деятельности обучающихся негативно влияют на все психические процессы, протекающие в сенсорной, интеллектуальной, аффективноволевой и регуляторной сферах. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у обучающихся снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. У части обучающихся с ТНР низкая активность припоминания может сочетаться с дефицитарностью познавательной деятельности.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, обучающиеся отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Обучающихся с ТНР отличает выраженная диссоциация между речевым и психическим развитием. Психическое развитие этих обучающихся протекает, как правило, более благополучно, чем развитие речи. Для них характерна критичность к речевой недостаточности. Первичная системная речевая недостаточность тормозит формирование потенциально сохранных умственных способностей, препятствуя нормальному функционированию речевого интеллекта. Однако по мере формирования словесной речи и устранения речевого дефекта их интеллектуальное развитие приближается к нормативному.

Нарушения устной речи обучающихся с ТНР приводят к возникновению нарушений письменной речи (дисграфии и дислексии), т.к. письмо и чтение осуществляются только на основе достаточно высокого развития устной речи, и нарушения устной и письменной речи являются результатом воздействия единого этиопатогенетического фактора, являющегося их причиной и составляющего патологический механизм.

Симптоматика нарушений письма и чтения проявляется в стойких, специфических, повторяющихся ошибках как на уровне текста, предложения, так и слова. Нарушения письма (дисграфия) и чтения (дислексия) могут сопровождаться разнообразными неречевыми расстройствами и в сочетании с ними входят в структуру нервно-психических и речевых расстройств.

Внешние проявления речевого дефекта характеризуются наличием различных по форме и локализации судорог речевого аппарата, нарушением просодической стороны речи, нарушением речевой и общей моторики, наличием непроизвольных сопутствующих движений (тела, мимической мускулатуры). Обучающиеся начинают затрудняться в построении высказывания, не всегда могут быстро и точно подобрать нужные слова, хотя имеют достаточный по возрасту запас знаний и представлений об окружающем. Самостоятельные высказывания начинают сопровождаться повтором слов, слогов, звуков, паузами при поиске слов. В самостоятельных развернутых высказываниях часто встречаются незаконченные предложения, неточные ответы на вопросы.

У заикающихся обучающихся отмечаются специфические особенности общего и речевого поведения: повышенная импульсивность высказывания и в связи с этим искажение точности содержания речи собеседника; слабость волевого напряжения; замедление или опережающее включение в деятельность; неустойчивость внимания; несобранность; сниженная способность регуляции и саморегуляции деятельности.

Специфика содержания и методов обучения учащихся с ТНР является особенно существенной в младших классах (на ступени начального общего образования), где формируются предпосылки для овладения программой дальнейшего школьного обучения, в значительной мере обеспечивается коррекция речевого и психофизического развития.

В классе 4 учащихся. Согласно заключению территориальной ПМПК все дети имеют нарушение темпо-ритмической организации речи. Обучение организовано очное в общеобразовательном классе, согласно рекомендациям территориальной ПМПК и ИПРА.

1.3.Цель программы:

математическое развитие младшего школьника — формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи. 

Коррекционно – образовательные задачи: 

              формирование умения строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);

              освоение начальных математических знаний — понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; 

              формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;  Коррекционно – развивающие задачи:

              развитие      сенсорно-перцептивных     функций,        обеспечивающих      полноценное

освоение математических операций;

              развитие внимания, памяти, восприятия, алгоритмического мышления, воображения, логических операций сравнения, классификации, сериации, умозаключения.

Коррекционно-воспитательные задачи:

              воспитание интереса к математике, осознание возможностей и роли математики в познании окружающего мира, понимание математики как части общечеловеческой культуры, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.   

1.4. Общая характеристика учебного предмета.

Данная программа рассчитана на детей, обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с тяжёлыми нарушениями в речи (ТНР), на основе общеобразовательной программы «Школа России».

Программа разработана в соответствии и на основе примерной адаптированной основной программы начального общего образования обучающихся с тяжёлыми нарушениями в речи, одобренная решением от 22.12.2015 г. протокол №4/15.

Математическая деятельность обучающихся с ТНР способствует развитию наглядно-действенного, наглядно-образного, вербально-логического мышления. Она дает возможность сформировать и закрепить абстрактные, отвлеченные, обобщающие понятия, способствует развитию процессов символизации, навыка понимания информации, представленной разными способами (текст задачи, формулировка правила, таблицы, алгоритм действий и т.п.), формированию математической лексики, пониманию и употреблению сложных логико-грамматических конструкций, связной устной и письменной речи (порождение связанного учебного высказывания с использованием математических терминов и понятий), обеспечивает профилактику дискалькулии.

Уроки математики развивают наблюдательность, воображение, творческую активность, обучают приемам самостоятельной работы, способствуют формированию навыков самоконтроля.

Основной формой организации процесса обучения математике является урок. Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Каждый урок математики оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.

Данная программа определяет начальный этап непрерывного курса математики (с 1 по 9 классы), разрабатываемого с позиций усиления общекультурного звучания математического образования и повышения его значимости для формирования личности подрастающего человека.

В Федеральном базисном образовательном плане на изучение математики в 1классе начальной школы отводится 4 ч в неделю, всего 132 ч.

                                                                     2.      Содержательный раздел

2.1.                                Содержание учебного предмета, количество часов, формы и методы работы

Основное содержание программы по математике включает изучение натуральных чисел и счетных операций, усвоение математической терминологии и письменной символики, связанной с выполнением счетных операций. Особое внимание уделяется доведению счетных операций до автоматизма, формированию счетных навыков.

Содержание программы по математике предусматривает интенсивную и целенаправленную работу над усвоением обучающимися специальных математических понятий и речевых формулировок условий задач, по развитию мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, что отражает специфику обучения математике обучающихся с ТНР.

В связи с этим большое внимание должно быть уделено вызыванию интереса к выполнению математических действий путем использования наглядности, значимых для обучающихся реальных ситуаций, игровой деятельности.

В процессе изучения математики ставятся задачи научить обучающихся с ТНР преодолевать трудности и находить способы выхода из сложной ситуации, научить самоконтролю и исправлению ошибок, развивать устойчивость внимания и стремление довести работу до конца.

В процессе овладения математическими знаниями, умениями и навыками необходимо осуществлять постепенный переход от пассивного выполнения заданий к активному, что способствует овладению способами и методами математических действий.

При изучении математики наиболее трудной задачей для обучающихся с ТНР является понимание и решение математических задач, которые представляют собой сложную вербально-мыслительно-мнестическую деятельность. Формирование этого вида математической деятельности у обучающихся с ТНР вызывает необходимость «пошагового», постепенного обучения.

В процессе анализа условия задачи необходимо уточнять лексическое значение слов, значение сложных логико-грамматических конструкций, устанавливать причинноследственные зависимости, смысловые соотношения числовых данных. Особое внимание уделяется умению формулировать вопрос, находить решение, давать правильный и развернутый ответ на вопрос задачи. Обучающиеся должны уметь анализировать содержание ситуации, представленной в условии задачи, уметь запомнить и пересказать ее условие, ответить на вопросы по содержанию задачи.

Учитывая характер речевого нарушения и важную роль речи в развитии математической деятельности обучающихся, необходимо максимально включать речевые обозначения на всех этапах формирования математических действий, начиная с выполнения счетных операций на основе практических действий.

Овладение содержанием программы по учебному предмету «Математика» в I классе обеспечивает профилактику дискалькулии у обучающихся с ТНР при дальнейшем обучении.

Типы уроков:

              урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала);

              урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок);

              урок проверки и оценки знаний, умений и навыков (контрольно –

проверочный урок);

              комбинированный урок;

              урок обобщения и систематизации знаний (повторительно – обобщающий урок).

Методы:

              словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;

              наглядные – наблюдение, демонстрация;

              практические – упражнения;

              методы изложения новых знаний;

              методы повторения, закрепления знаний;

              методы применения знаний;

              методы контроля.

Содержание программы

Числа и величины

Чтение и запись двухзначных чисел. Классы и разряды. Представление двузначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения. Измерение величин, сравнение и упорядочение величин. Единицы массы (килограмм), вместимости, времени. Соотношение между единицами измерения однородных величин.

Числа

Порядок следования чисел при счёте. Классы и разряды. Запись и чтение двузначных чисел. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение чисел. Группировка чисел. Упорядочение чисел. Составление числовых последовательностей.

Величины

Различные способы измерения величин. Сравнение и упорядочение предметов (событий) по разным признакам: массе, времени, стоимости. Единицы времени (год, месяц, сутки).

Соотношение между единицами измерения однородных величин. Упорядочение величин. Выбирать способ сравнения объектов, проводить сравнение. Сравнивать числа по классам и разрядам.

Моделировать ситуации, требующие перехода от одних единиц измерения к другим.

Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному правилу. Наблюдать закономерность числовой

последовательности, составлять (дополнять) числовую последовательность по заданному или самостоятельному правилу.

Оценивать правильность составления числовой последовательности.

Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел и величин, их упорядочения.

Характеризовать явления и события с использованием величин. Арифметические действия

Сложение, вычитание. Связь между сложением и вычитанием. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия.

Сложение и вычитание

Связь между сложением и вычитанием. Нахождение неизвестного компонента сложения, вычитания. Алгоритм письменного сложения и вычитания чисел.

Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный.

Использовать математическую терминологию при записи и выполнении математических действий.

Составлять инструкцию, план решения, алгоритм выполнения задания (при записи числового выражения, нахождении значения выражения).

Прогнозировать результат вычисления.

Контролировать и осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма выполнения арифметического действия.

Использовать различные приёмы проверки правильности вычисления результата действия, нахождения значения числового выражения.

Работа с текстовыми задачами

Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задачи.

Представление текста задачи (таблица, схема, диаграмма и другие модели).

Задача

Установление зависимости между величинами, представленными в задаче. Представление текста задачи с помощью таблицы, схемы, диаграммы, краткой записи или другой модели. Планирование хода решения задачи. Арифметические действия с величинами в ходе решения задач.

Задачи, при решении которых используется смысл арифметического действия, понятия. Выполнять краткую запись разными способами, в том числе с помощью геометрических образов (отрезок, прямоугольник и др.) Планировать решение задачи.

Выбирать наиболее целесообразный способ решения текстовой задачи.

Объяснять выбор арифметических действий для решения.

Действовать по заданному и самостоятельно составленному плану решения задачи. Презентовать различные способы рассуждения (по вопросам, с комментированием, выражением). 

Выбирать самостоятельно способ решения задачи.

Использовать геометрические образы в ходе решения задачи.

Контролировать: обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера.

Наблюдать за изменением решения задачи при изменении её условия (вопроса).

Пространственные отношения. Геометрические фигуры

Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, треугольник, прямоугольник, квадрат. Использование чертёжных инструментов для выполнения построений.

Геометрические фигуры

Распознавание и называние геометрической фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, треугольник, прямоугольник, квадрат. Построение отрезка, заданной длины, прямоугольника с определёнными длинами сторон с помощью чертёжных инструментов. Использование свойств прямоугольника и квадрата для решения задач.

Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве.

Характеризовать свойства геометрических фигур.

Сравнивать геометрические фигуры по форме.

Геометрические величины Геометрические величины и их измерение.

Измерение длины отрезка.

Единицы длины: сантиметр, дециметр, соотношения между ними. Переход от одних единиц длины к другим.

Длина ломаной. Периметр. Измерение и вычисление периметра прямоугольника, квадрата, треугольника, произвольного многоугольника.

Длина отрезка. Периметр.

Измерение длины отрезка.

Единицы длины: сантиметр, дециметр, соотношения между ними. Переход от одних единиц длины к другим.

Длина ломаной. Периметр. Измерение и вычисление периметра прямоугольника, квадрата, треугольника, произвольного многоугольника. Находить геометрическую величину разными способами.

Использовать различные инструменты и технические средства для проведения измерений.

Работа с информацией

Сбор и представление информации, связанной со счётом, измерением величин; фиксирование результатов.

Чтение и заполнение таблицы.

Сбор информации. Описание предметов, объектов, событий на основе полученной информации.

Таблица. Выявление соотношений между значениями величин в таблице.


Заполнение таблицы по тексту.

Работать с информацией: находить, обобщать и представлять данные (с помощью учителя и др. и самостоятельно); интерпретировать информацию (объяснять, сравнивать и обобщать данные; формулировать выводы и прогнозы).

Понимать информацию, представленную разными способами (текст, таблица, схема). Находить общее свойство группы предметов, чисел, геометрических фигур, числовых выражений; проверять его выполнение для каждого объекта группы.

Сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках, столбцах таблицы.

                            2.2.   Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

У обучающихся  будут сформированы:

       начальные (элементарные) представления о самостоятельности и личной ответственности в процессе обучения математике;

       начальные представления о математических способах познания мира;

       начальные представления о целостности окружающего мира;

       понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап) и того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от него самого;

       проявление мотивации учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения, которые базируются на необходимости постоянного расширения знаний для решения новых учебных задач и на интересе к учебному предмету математика;

       освоение положительного и позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома;

       понимание и принятие элементарных правил работы в группе: проявлять доброжелательное отношение к сверстникам, стремиться прислушиваться к мнению одноклассников и пр.;

       начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определенных заданий и упражнений);

       приобщение к семейным ценностям, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.

Обучающийся  получит возможность для формирования: основ внутренней позиции школьника с положительным отношением к школе, к учебной деятельности (проявлять положительное отношение к учебному предмету «Математика», отвечать на вопросы учителя (учебника), участвовать в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности, осознавать суть новой социальной роли ученика, принимать нормы и правила школьной жизни, ответственно относиться к урокам математики (ежедневно быть готовым к уроку), бережно относиться к учебнику и рабочей тетради);

       учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новых учебных и практических задач;

       способности к самооценке результатов своей учебной деятельности.

Метапредметные результаты РЕГУЛЯТИВНЫЕ

Обучающийся  научится:

       понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах обучения;

       понимать и применять предложенные учителем способы решения учебной задачи;

       принимать план действий для решения несложных учебных задач и следовать ему;

       выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме;

       осознавать результат учебных действий, описывать результаты действий, используя математическую терминологию;

       осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя.

Обучающийся  получит возможность научиться:

       понимать, принимать и сохранять различные учебно-познавательные задачи; составлять план действий для решения несложных учебных задач, проговаривая последовательность выполнения действий;

       выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;

       адекватно относиться к своим успехам и неуспехам, стремиться к улучшению результата на основе познавательной и личностной рефлексии.

 ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

Обучающийся  научится:

       понимать и строить простые модели (в форме схематических рисунков) математических понятий и использовать их при решении текстовых задач;

       понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);

       проводить сравнение объектов с целью выделения их различных, различать существенные и несущественные признаки;

       определять закономерность следования объектов и использовать ее для выполнения задания;

       выбирать основания классификации объектов и проводить их классификацию

(разбиение объектов на группы) по заданному или установленному признаку;

       осуществлять синтез как составление целого из частей;

       иметь начальное представление о базовых межпредметных понятиях: число, величина, геометрическая фигура;

       находить и читать информацию, представленную разными способами (учебник, справочник, видео материалы и др.);

       выделять из предложенного текста (рисунка) информацию по заданному условию, дополнять ею текст задачи с недостающими данными, составлять по ней текстовые задачи с разными вопросами и решать их;

       находить и отбирать из разных источников информацию по заданной теме.

Обучающийся  получит возможность научиться:

       понимать и выполнять несложные обобщения и использовать их для получения новых знаний;

       устанавливать математические отношения между объектами и группами объектов (практически и мысленно), фиксировать это в устной форме, используя особенности математической речи (точность и краткость) и на построенных моделях;

       применять полученные знания в измененных условиях;

       объяснять найденные способы действий при решении новых учебных задач и находить способы их решения (в простейших случаях);

       выделять из предложенного текста информацию по заданному условию;

       систематизировать собранную в результате расширенного поиска информацию и представлять ее в предложенной форме.

КОММУНИКАТИВНЫЕ

Обучающийся  научится:

       задавать вопросы и отвечать на вопросы партнера;

       воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению задания, оценивать их;

       уважительно вести диалог с товарищами; принимать участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы под руководством учителя;

       понимать и принимать элементарные правила работы в группе: проявлять доброжелательное отношение к сверстникам, стремиться прислушиваться к мнению одноклассников и пр.;

       осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь.

Обучающийся получит возможность научиться:

       применять математические знания и математическую терминологию при изложении своего мнения и предлагаемых способов действий;

       включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активности, в стремлении высказываться;

       слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

       интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;

       аргументировано выражать свое мнение;

       совместно со сверстниками определять задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, проекта;

       оказывать помощь товарищу в случаях затруднений;

       признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие.

Предметные результаты ЧИСЛА И ВЕЛИЧИНЫ

Обучающийся  научится:

       считать различные объекты (предметы, группы предметов, звуки, движения, слоги, слова и т.п.) и устанавливать порядковый номер того или иного предмета при указанном порядке счета;

       читать, записывать, сравнивать (используя знаки сравнения «>», « <», « =», термины «равенство» и «неравенство») и упорядочивать числа в пределах 20;

       объяснять, как образуются числа в числовом ряду, знать место числа 0; объяснять, как образуются числа второго десятка из одного десятка и нескольких единиц, и что обозначает каждая цифра в их записи;

       выполнять действия нумерационного характера: 15 + 1, 18 – 1, 10 + 6, 12 – 10, 14 – 4;

       распознавать последовательность чисел, составленную по заданному правилу; устанавливать правило, по которому составлена заданная последовательность чисел (увеличение или уменьшение числа на несколько единиц в пределах 20) и продолжать ее;

       выполнять классификацию чисел по заданному или самостоятельно установленному признаку;

       читать и записывать значения величины длины, используя изученные единицы измерения этой величины (сантиметр, дециметр)и соотношение между ними: 1 дм = 10 см.

Обучающийся  получит возможность научиться:

       вести счет десятками;

       обобщать и распространять свойства натурального ряда чисел на числа, большие двадцати.

АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ

Обучающийся  научится:

       понимать смысл арифметических действий сложение и вычитание, отражать это на схемах и в математических записях с использованием знаков действий и знака равенства;

       выполнять           сложение       и          вычитание,    используя      общий            прием прибавления (вычитания) по частям; выполнять сложение с применением переместительного свойства сложения;

       выполнять вычитание с использованием знания состава чисел из двух слагаемых и взаимосвязи между сложением и вычитанием (в пределах 10);

       объяснять прием сложения (вычитания) с переходом через разряд в пределах 20.

Обучающийся  получит возможность научиться:

       выполнять сложение и вычитание с переходом через десяток в пределах 20;

       называть числа и результат при сложении и вычитании, находить в записи сложения и вычитания значение неизвестного компонента;            проверять и исправлять выполненные действия.

РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ

Обучающийся  научится:

       решать задачи (в 1 действие), в том числе и задачи практического содержания;

       составлять по серии рисунков рассказ с использованием математических терминов; отличать текстовую задачу от рассказа; дополнять текст до задачи, вносить нужные изменения;

       устанавливать зависимость между данными, представленными в задаче, и искомым, отражать ее на моделях, выбирать и объяснять арифметическое действие для решения задачи;

       составлять задачу по рисунку, по схеме, по решению; Обучающийся  получит возможность научиться:

       составлять различные задачи по предлагаемым схемам и записям решения;

       находить несколько способов решения одной и той же задачи и объяснять их;

       отмечать изменения в решении при изменении вопроса задачи или ее условия и отмечать изменения в задаче при изменении ее решения;

       решать задачи в 2 действия;

       проверять и исправлять неверное решение задачи.

 ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

Обучающийся  научится:

       понимать смысл слов (слева, справа, вверху, внизу и др.), описывающих положение предмета на плоскости и в пространстве, следовать инструкции, описывающей положение предмета на плоскости;

       описывать взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве: слева, справа (левее – правее), вверху, внизу (выше – ниже), перед, за, между и др.;

       находить в окружающем мире предметы (части предметов), имеющие форму многоугольника (треугольника, четырехугольника и т.д., круга);

       распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, линии, прямая, отрезок, луч, ломаная, многоугольник, круг);

       находить сходство и различие геометрических фигур (прямая, отрезок, луч).

Обучающийся получит возможность научиться:

       выделять изученные фигуры в более сложных фигурах (количество отрезков, которые образуются, если на отрезке поставить одну точку (две точки), не совпадающие с его концами.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ

Обучающийся научится:

       измерять (с помощью линейки) и записывать длину (предмета, отрезка), используя изученные единицы длины сантиметр и дециметр и соотношения между ними; чертить отрезки заданной длины с помощью оцифрованной линейки; выбирать единицу длины, соответствующую измеряемому предмету.

Обучающийся  получит возможность научиться:


       соотносить и сравнивать величины (например, расположить в порядке убывания (возрастания) длины: 1 дм, 8 см, 13 см).

РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ

Обучающийся  научится:

       читать небольшие готовые таблицы;

       строить несложные цепочки логических рассуждений;

       определять верные логические высказывания по отношению к конкретному рисунку.

Обучающийся  получит возможность научиться:

       определять правило составления несложных таблиц и дополнять их недостающими элементами;

       проводить логические рассуждения, устанавливая отношения между объектами и формулируя выводы.

2.3. Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов

Система оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов освоения АООП НОО соответствует ФГОС НОО и должна позволять вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов; в том числе итоговую оценку, обучающихся с ТНР, освоивших АООП НОО.

Система оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов освоения АООП НОО должна предусматривать оценку достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов освоения программы коррекционной работы в поддержке освоения АООП НОО, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся, успешность в развитии различных видов деятельности.

Предметом оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов освоения программы коррекционной работы является достижение уровня речевого развития, оптимального для обучающегося при реализации вариативных форм логопедического воздействия (подгрупповые, индивидуальные логопедические занятия) с сохранением базового объема знаний и умений в области общеобразовательной подготовки.

В 1 классе  четырехлетней начальной школы пятибалльная система оценок не используется согласно нормам СанПиН 2.4.11.78.-02. При обучении первоклассников их успехи определяются отношением ученика к учебе, его старательностью (прилежанием) при выполнении заданий учителя, продвижением, (динамикой) в овладении формируемыми знаниями, умениями, навыками и, наконец, уровнем усвоения учебного материала. Такая оценка деятельности ребенка в 1 классе дается в словесной форме и должна носить преимущественно характер поощрения, похвалы. Это не исключает возможности отметить те или иные негативные стороны в работе ученика. Однако во всех случаях оценка должна даваться доброжелательным тоном и нести положительные стимулы в дальнейшей работе ученика. Важно чтобы все замечания и указания учителя были аргументированы на языке, доступном пониманию ребенка.

Большое значение имеет и то, что в течение урока возможно большее число обучающихся должны получать оценку своей работы, а также то, что, подводя итоги урока, учитель оценивает работу класса в целом.

Выбирая формы оценки, учителю необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ученика.

Письменную работу обучающихся, выполняемую ими в тетрадях с печатной основой, необходимо проверять по ходу ее выполнения, исправляя допущенные ошибки и давая ее качественную оценку сразу же после выполнения.

В течение учебного года учитель ведет систематический учет усвоения основных вопросов курса математики каждым учеником, выбирая форму учета по своему усмотрению.

По окончании учебного года все обучающиеся переводятся во 2 класс. Исключение составляют те из них, которые не усвоили основные разделы программы по состоянию здоровья. Вопрос о возможности продолжения обучения таких обучающихся во 2 классе решается ПМПК.

                                                                     3.      Организационный раздел

                                                                                     3.1.    Учебный план

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

I

Числа и величины

33

 

Счёт предметов. Чтение и запись чисел от нуля до 20. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.

Измерение величин; сравнение и упорядочение величин. Единицы массы (г килограмм), вместимости (литр),  Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин.

 

II

Арифметические действия

66

 

Сложение, вычитание. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения.  Связь между сложением, вычитанием.

 

 

Использование свойств  арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме).

Алгоритмы письменного сложения, вычитания.

Способы проверки правильности вычислений (алгоритм)

 

III

Работа с текстовыми задачами

21

 

Решение текстовых задач арифметическим способом. Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на…».. Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи (схема)

 

IV

Пространственные отношения. Геометрические фигуры

8

 

Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше—ниже, слева—справа, сверху—снизу, ближе—дальше, между и пр.). Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг. Использование чертёжных инструментов для выполнения построений. Геометрические формы в окружающем мире.

 

V

Геометрические величины

4

 

Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины ( см, дм ).

 

 

                                                                                                        Итого

132

 

                                                                 3.2.    Тематическое планирование 

 

3.3.                 Система условий реализации адаптированной основной образовательной программы 

Система специальных условий

   Требования к специальным учебникам, специальным рабочим тетрадям, специальным дидактическим материалам, специальным компьютерным инструментам обучения. Реализация АООП НОО для обучающихся с ТНР предусматривает использование базовых учебников для сверстников без ограничений здоровья. С учетом особых образовательных потребностей, обучающихся с ТНР применяются специальные учебники, приложения, дидактические материалы, рабочие тетради и пр. на бумажных и (или) электронных носителях.

Дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение

1.     Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. 1 класс. В 2 частях. Учебник для общеобразоват. организаций.

М.: Просвещение.

2.     Моро М. И., Волкова С. И. Математика. Рабочая тетрадь. В 2 частях. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций.

М.: Просвещение.

1.     Волкова С. И. Математика. Проверочные работы. М.: Просвещение.

2.     Примерная           адаптированная        основная

общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2017.

3.     Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.2 // Стандарты второго поколения. — М.: Просвещение.

4.     Ситникова            Т.        Н.,       Яценко           И.        Ф.        Поурочные

разработки по математике (к учебному комплекту М. И. Моро). М.: ВАКО.

5.     Ситникова            Т.        Н.,       Яценко           И.        Ф.        Поурочные

разработки по математике. 1 класс: к УМК М. И.

Моро. М.: ВАКО. 

6.     Узорова О. В., Нефедова Е. А. Полный курс математики 1 класс.

Материально-техническое обеспечение

      Наименования     объектов     и     средств      материально-

технического обеспечения

Количество 

Стол учительский с тумбой

1

Стул для педагога

1

Школьная  парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости, соответствующая

ростовозрастным особенностям

12

Стул ученический, регулируемый по высоте

12

Мебельная стенка для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и др.

1

Принтер

1

Мультимедийный проектор

1

Компьютер

1

Сканер 

1

Доска магнитно-маркерная с антибликовым покрытием  

1

Классная доска темно-зеленого цвета с антибликовым покрытием, с лотком для задержания меловой пыли, тряпки, держателя для чертежных принадлежностей

1

Таблица умножения демонстрационная

1

Таблица «Цифры» демонстрационная

1

Магнитный набор цифр, букв, знаков демонстрационный

1

Комплект инструментов демонстрационный

1

Метр демонстрационный

1

Комплект «Магнитная математика» демонстрационный

1

Рулетка демонстрационная

1

Набор «Геометрические тела» демонстрационный

1

Модель часов демонстрационная

1

Набор «Части целого на круге (простые дроби)» универсальный (демонстрационный, раздаточный) 

1

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА» обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (нарушениями темпо-ритмической организации речи) для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования…

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА» обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (нарушениями темпо-ритмической организации речи) для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования…

Содержание 1.

Содержание 1.

Целевой раздел Пояснительная записка

Целевой раздел Пояснительная записка

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы

Правительства ХМАО – Югры от 9 октября 2013 г

Правительства ХМАО – Югры от 9 октября 2013 г

Становление речи у такого ребенка затруднено и требует большего времени для овладения родным языком: развитие фонематического слуха и формирование навыков произнесения звуков родного языка, овладение…

Становление речи у такого ребенка затруднено и требует большего времени для овладения родным языком: развитие фонематического слуха и формирование навыков произнесения звуков родного языка, овладение…

Обучающихся с ТНР отличает выраженная диссоциация между речевым и психическим развитием

Обучающихся с ТНР отличает выраженная диссоциация между речевым и психическим развитием

Специфика содержания и методов обучения учащихся с

Специфика содержания и методов обучения учащихся с

Общая характеристика учебного предмета

Общая характеристика учебного предмета

В Федеральном базисном образовательном плане на изучение математики в 1классе начальной школы отводится 4 ч в неделю, всего 132 ч

В Федеральном базисном образовательном плане на изучение математики в 1классе начальной школы отводится 4 ч в неделю, всего 132 ч

Особое внимание уделяется умению формулировать вопрос, находить решение, давать правильный и развернутый ответ на вопрос задачи

Особое внимание уделяется умению формулировать вопрос, находить решение, давать правильный и развернутый ответ на вопрос задачи

Содержание программы Числа и величины

Содержание программы Числа и величины

Использовать математическую терминологию при записи и выполнении математических действий

Использовать математическую терминологию при записи и выполнении математических действий

Пространственные отношения. Геометрические фигуры

Пространственные отношения. Геометрические фигуры

Сбор информации. Описание предметов, объектов, событий на основе полученной информации

Сбор информации. Описание предметов, объектов, событий на основе полученной информации

Заполнение таблицы по тексту.

Заполнение таблицы по тексту.

Математика», отвечать на вопросы учителя (учебника), участвовать в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности, осознавать суть новой социальной роли ученика, принимать нормы и правила школьной…

Математика», отвечать на вопросы учителя (учебника), участвовать в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности, осознавать суть новой социальной роли ученика, принимать нормы и правила школьной…

Обучающийся получит возможность научиться: • понимать и выполнять несложные обобщения и использовать их для получения новых знаний; • устанавливать математические отношения между объектами и группами…

Обучающийся получит возможность научиться: • понимать и выполнять несложные обобщения и использовать их для получения новых знаний; • устанавливать математические отношения между объектами и группами…

Обучающийся получит возможность научиться: • применять математические знания и математическую терминологию при изложении своего мнения и предлагаемых способов действий; • включаться в диалог с учителем…

Обучающийся получит возможность научиться: • применять математические знания и математическую терминологию при изложении своего мнения и предлагаемых способов действий; • включаться в диалог с учителем…

Обучающийся получит возможность научиться: • вести счет десятками; • обобщать и распространять свойства натурального ряда чисел на числа, большие двадцати

Обучающийся получит возможность научиться: • вести счет десятками; • обобщать и распространять свойства натурального ряда чисел на числа, большие двадцати

РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ

РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ

Обучающийся получит возможность научиться: • выделять изученные фигуры в более сложных фигурах (количество отрезков, которые образуются, если на отрезке поставить одну точку (две точки), не…

Обучающийся получит возможность научиться: • выделять изученные фигуры в более сложных фигурах (количество отрезков, которые образуются, если на отрезке поставить одну точку (две точки), не…

РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ Обучающийся научится: • читать небольшие готовые таблицы; • строить несложные цепочки логических рассуждений; • определять верные логические высказывания по отношению к конкретному…

РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ Обучающийся научится: • читать небольшие готовые таблицы; • строить несложные цепочки логических рассуждений; • определять верные логические высказывания по отношению к конкретному…

Такая оценка деятельности ребенка в 1 классе дается в словесной форме и должна носить преимущественно характер поощрения, похвалы

Такая оценка деятельности ребенка в 1 классе дается в словесной форме и должна носить преимущественно характер поощрения, похвалы

II Арифметические действия 66

II Арифметические действия 66

Требования к специальным учебникам, специальным рабочим тетрадям, специальным дидактическим материалам, специальным компьютерным инструментам обучения

Требования к специальным учебникам, специальным рабочим тетрадям, специальным дидактическим материалам, специальным компьютерным инструментам обучения

Школьная парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости, соответствующая ростовозрастным особенностям 12

Школьная парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости, соответствующая ростовозрастным особенностям 12
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.06.2020