Содержание
1. Пояснительная записка. 3
2. Общая характеристика учебного предмета. 5
3. Описание места учебного предмета в учебном плане. 9
4. Предметные результаты освоения учебного предмета. 10
5. Содержание учебного предмета. 11
6. Календарно- тематическое планирование. 16
7. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательной деятельности. 25
1. Пояснительная записка
Программа учебного предмета «Природоведение» для обучающихся 5 класса с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлена на основе нормативно-правовых документов и инструктивно-методических материалов:
-Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
-Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599;
- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ Нытвенской общеобразовательной школы-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья; АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ Нытвенской школы-интерната;
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией И. М. Бгажноковой, допущенных Министерством образования РФ, авторы-составители Т. М. Лифанова, Е. Н. Соломина.
- Приказ Министерства просвещения РФ от 20.05.2020 № 254 года «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»;
— и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность.
Природоведение являетсяодним из ведущих общеобразовательных предметов в образовательных организациях, осуществляющих обучение учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Курс «Природоведение» в АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ставит своей целью подготовить учащихся к усвоению систематических биологических и географических знаний.
Основными задачами курса «Природоведение» являются:
• сообщение элементарных знаний о живой и неживой природе;
• демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;
• формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
• воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;
• воспитание социально значимых качеств личности.
В процессе изучения природоведческого материала у учащихся развивается наблюдательность, память, воображение, речь и, главное, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.
2. Общая характеристика учебного предмета
Первые природоведческие знания умственно отсталые дети получают в дошкольном возрасте и в начальных классах. При знакомстве с окружающим миром у учеников специальной школы формируются первоначальные знания о природе: они изучают сезонные изменения в природе, знакомятся с временами года, их признаками, наблюдают за явлениями природы, сезонными изменениями в жизни растений и животных, получают элементарные сведения об охране здоровья.
Распределение учебного материала, так же как и на предыдущем этапе осуществляется концентрически, что позволяет обеспечить постепенный переход от исключительно практического изучения математики к практико-теоретическому изучению, но с обязательным учётом значимости усваиваемых знаний и умений в формировании жизненных компетенций.
При отборе материала учитывались разные возможности учащихся по усвоению представлений, знаний, умений, умений практически их применять в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта. Рабочая программа предусматривает необходимость дифференцированного подхода к учащимся.
Систематический и регулярный опрос обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является обязательным видом работы на уроках природоведения. Рассуждения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) содействуют развитию речи и мышления, приучают к сознательному выполнению задания, к самоконтролю, что очень важно для общего развития обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Курс «Природоведение» не только обобщает знания о природе, осуществляет переход от первоначальных представлений, полученных в 1—4 классах, к систематическим знаниям по географии и естествознанию, но и одновременно служит основой для них.
Обучение природоведению рассчитано на два урока в неделю.
Одной из задач курса «Природоведение» является формирование мотивации к изучению предметов естествоведческого цикла, для этого программой предусматриваются экскурсии и разнообразные практические работы, которые опираются на личный опыт учащихся и позволяют использовать в реальной жизни знания, полученные на уроках.
Учителю рекомендуется проводить экскурсии по всем разделам программы. Большое количество экскурсий обусловлено как психофизическими особенностями учащихся (наблюдение изучаемых предметов и явлений в естественных условиях способствует более прочному формированию природоведческих представлений и понятий), так и содержанием учебного материала (большинство изучаемых объектов и явлений, предусмотренных программой, доступно непосредственному наблюдению учащимися).
В тех случаях, когда изучаемый материал труден для вербального восприятия, программа предлагает демонстрацию опытов (свойства воды, воздуха, почвы).
Технически несложные опыты ученики могут проводить самостоятельно под руководством учителя.
В программе выделены основные виды практических работ по всем разделам.
Предлагаемые практические работы имеют различную степень сложности: наиболее трудные работы, необязательные для общего выполнения или выполняемые совместно с учителем, обозначаются специальным знаком*.
Программа учитывает преемственность обучения, поэтому в ней отражены как те межпредметные связи, на которые опираются учащиеся при изучении природоведческого материала («Живой мир», чтение, ИЗО, ручной труд), так и те, которые формируются в процессе знакомства с данным курсом (чтение, русский язык, математика, домоводство, физическая культура, занимательный и профильный труд).
На изучение темы «Сезонные изменения в природе» отдельное время программой не отводится, так как учащиеся рассматривали времена года и их характерные особенности в начальной школе. В 5 классе предлагается лишь проводить практические работы — ежедневное наблюдение за погодой, ведение календаря природы и труда, посезонное подведение итогов. На знания учащимися сезонных закономерностей в природе необходимо опираться при изучении всех тем курса (особенно таких, как «Растительный и животный мир Земли» и «Человек»).
Курс «Природоведение» решает задачу подготовки учеников к усвоению биологического и географического материала, поэтому данной программой предусматривается введение в пассивный словарь понятий, слов, терминов (например, таких, как корень, стебель, лист, млекопитающие, внутренние органы, материки, океаны, глобус, карта и др.). Программа предполагает, что при изучении раздела «Есть на Земле страна — Россия» школьники познакомятся с наиболее значимыми географическими объектами, расположенными на территории России (Черное и Балтийское моря, реки Волга, Обь, Енисей, Лена, озеро Байкал, Уральские горы).
Изучение данных объектов носит ознакомительный характер и не требует от учащихся географической характеристики этих объектов и их нахождения на географической карте.
Содержание материала дано лаконично, без
излишней детализации; это создает учителю возможности для творчества, не
ограничивает его жесткими программными рамками, позволяет учитывать специфику
природы своего края.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебный предмет «Природоведение» входит в образовательную область «Естествознание» и является обязательной частью учебного плана.
Учебный предмет «Природоведение» изучается с 5 классе в объёме 68 учебных часов за учебный год, в объёме 2-х часов в неделю.
Предметная область |
Классы Учебный предмет |
Количество часов в неделю (по годам обучения) |
5 |
||
Естествознание |
Природоведение |
2 |
ИТОГО: |
2 |
Предметная область |
Классы Учебный предмет |
Количество часов за год (по годам обучения) |
5 |
||
Естествознание |
Природоведение |
68 |
ИТОГО: |
68 |
4.Планируемые результаты освоения программы
Освоение обучающимися рабочей программы, предполагает достижение двух видов результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты освоения учебной программой по предмету «Природоведение» для учащихся 5 класса включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
На уроках природоведения будут формироваться следующие личностные результаты:
· развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
· владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
· способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
· принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
· развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
· формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
· развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
· Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
· Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей
· Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
· Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире
· Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни
· Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно пространственной организации
· Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Личностные результаты оцениваются в общей системе экспертной оценки, используемой в образовательной организации.
Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для учебного предмета «Природоведение», характеризуют опыт по получению нового знания, достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и должны отражать:
1) формирование интереса к изучению природоведения;
2) коммуникативно-речевые умения, необходимые для обеспечения коммуникации в различных ситуациях общения;
3) овладение нормами экологического поведения в природной среде, с сохранением собственного здоровья.
В программе 5 класса по предмету «Природоведение» предусмотрено два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень освоения предметных результатов является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы.
Минимальный уровень:
· узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
· представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;
· отнесение изученных объектов к определенным группам (осина – лиственное дерево леса);
· называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые);
· соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их значение в жизни человека;
· соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);
· выполнение несложных заданий под контролем учителя;
· адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога.
Достаточный уровень:
· узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога;
· представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
· отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (клевер ― травянистое дикорастущее растение; растение луга; кормовое растение; медонос; растение, цветущее летом);
· называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;
· выделение существенных признаков групп объектов;
· знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни;
· участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;
· выполнение здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
· совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;
· выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;
· осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями.
Изучение предмета «Природоведение» в 5 классе направлено на формирование следующих базовых учебных действий:
Личностные учебные действия
· активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
· испытывать чувство гордости за свою страну;
· уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
· гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
· проявлять бережное отношение к культурно-историческому наследию родного края и страны.
· Адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;
Коммуникативные учебные действия
· вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
· слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его;
· использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия
· принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
· осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;
· осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
· осуществлять действия самоконтроля в процессе деятельности;
· адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия
· дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;
· использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале при установлении аналогии между частями слова, частями речи, в работе с предложением;
· использовать в деятельности межпредметные знания для формирования грамматико-орфографических умений, для решения коммуникативно-речевых практических задач.
Диагностика БУДов проводится в соответствии с «Программой формирования базовых учебных действий», реализуемой в образовательной организации.
4. Содержание учебного предмета
Введение (1 ч)
Что такое природоведение. Зачем надо изучать природу. Знакомство с учебником, тетрадью.
1. Вселенная (4 ч)
Солнечная система. Солнце. Небесные тела: планеты, звезды.
Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Первый полет в космос.
Современные исследования.
Практические работы
Зарисовки звездного неба, форма Земли, Луны, космического корабля.
Межпредметные связи: «Живой мир», математика, изобразительная деятельность,
пропедевтика истории в 6 классе.
2. Наш дом — Земля (13 ч)
Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера.
Соотношение воды и суши на Земле.
Воздух и его охрана. Состав воздуха. Значение для жизни на Земле.
Поверхность суши. Равнины, горы, холмы, овраги.
Почва (охрана почвы). Свойства почвы.
Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых: нефть, уголь, газ, торф и др.
Свойства, значение. Способы добычи.
Вода. Свойства. Вода в природе: осадки, воды суши.
Воды суши. Ручьи, реки, озера, болота, пруды. Сезонные изменения.
Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека.
Обозначение морей и океанов на карте.
Экскурсия (в планетарий, музей космоса, обсерваторию) или наблюдение за звездным
небом.
Экскурсии к местным природным объектам (почвенные обнажения, формы поверхности земли, водоемы).
Практические работы
Зарисовка форм поверхности суши.
Составление таблицы «Полезные ископаемые».
Заполнение схемы «Воды суши».
Нахождение на карте морей и океанов*.
Зарисовка форм поверхности своей местности.
Изготовление из пластилина макетов форм поверхности суши.
Изготовление плакатов на тему «Охрана воды, воздуха, почвы»*.
Опыты: свойства почвы, состояние воды, свойства полезных ископаемых.
3. Растительный мир Земли (12 ч)
Разнообразие растительного мира. Части растения.
Среда обитания растений (растения леса, поля, сада, огорода, луга, водоемов).
Деревья, кустарники, травы. Части растения.
Дикорастущие и культурные растения.
Деревья. Деревья лиственные (дикорастущие и культурные, сезонные изменения).
Береза, клен, тополь, дуб, липа. Яблоня, груша, вишня.
Деревья хвойные (сезонные изменения). Ель, сосна, лиственница.
Кустарники (дикорастущие и культурные, сезонные изменения). Лещина, боярышник,
жасмин, сирень, смородина, крыжовник, малина.
Травы (дикорастущие и культурные). Подорожник. Одуванчик, ромашка, укроп,
петрушка.
Декоративные растения. Астра, пион, роза, флокс, гвоздика и др. Внешний вид. Места
произрастания.
Лекарственные растения. Алоэ, зверобой и др. Правила сбора. Использование.
Комнатные растения. Герань, бегония, фиалка и др. Уход. Значение.
Береги растения (Почему нужно беречь растения. Красная книга).
Практические работы
Зарисовки деревьев, кустарников, трав.
Выделение составных частей (органов) растений*.
Изготовление гербариев отдельных растений*.
Сезонные наблюдения за растениями.
Зарисовка растений в разные времена года.
Заполнение таблиц. Игры на классификацию растений по месту произрастания.
Уход за комнатными растениями.
Составление букетов из сухоцветов*.
Сбор лекарственных растений, запись правил их использования в тетрадь*.
Экскурсии в парк, сквер, сад, лес, поле, огород (в зависимости от местных условий).
4. Животный мир Земли (13 ч)
Разнообразие животного мира.
Среда обитания животных. Животные суши и водоемов.
Понятие животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери
(млекопитающие).
Насекомые. Жуки, бабочки, стрекозы. Внешний вид. Место в природе. Значение.
Охрана.
Рыбы. Внешний вид. Среда обитания. Место в природе. Значение. Охрана.
Птицы. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана.
Звери (млекопитающие). Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение.
Охрана.
Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и деревне.
Уход за животными в живом уголке или дома. Собака, кошка, аквариумные рыбы,
морская свинка, хомяк, черепаха. Правила ухода и содержания.
Охрана животных. Заповедники. Красная книга.
Практические работы
Зарисовки животных: насекомых, рыб, птиц, зверей.
Упражнения в классификации животных (таблица, игры).
Изготовление кормушек, скворечников.
Наблюдение за животными живого уголка и домашними животными.
Сезонные наблюдения за животными.
Составление правил ухода за домашними животными.
Уход за животными живого уголка.
Составление рассказов о своих домашних животных*.
Экскурсии в зоопарк, зверинец, парк, живой уголок, на ферму (в зависимости от
местных условий).
5. Человек (9 ч)
Как устроен наш организм. Строение. Части тела и внутренние органы.
Как работает (функционирует) наш организм. Взаимодействие органов.
Здоровье человека (режим, закаливание, водные процедуры и т. д.).
Осанка (гигиена, костно-мышечная система).
Гигиена органов чувств. Охрана зрения. Профилактика нарушений слуха. Правила
гигиены.
Здоровое (рациональное) питание. Режим. Правила питания. Меню на день. Витамины.
Дыхание. Органы дыхания. Вред курения. Правила гигиены.
Скорая помощь (оказание первой медицинской помощи). Помощь при ушибах,
порезах, ссадинах. Профилактика простудных заболеваний.
Практические работы
Составление распорядка дня.
Упражнение в оказании первой медицинской помощи (обработка ссадин, наложение
пластыря, перевязывание мелких ран — порезов). Подсчет частоты пульса, измерение
температуры тела.
Уборка классного помещения (проветривание, влажная уборка).
Составление схем, зарисовка по контуру, работа на магнитной доске (показ на
таблицах и муляжах частей тела и важнейших органов).
Экскурсия в школьный медицинский кабинет, поликлинику, аптеку.
6. Есть на Земле страна — Россия (16 ч)
Россия — Родина моя. Место России на земном шаре. Важнейшие географические
объекты.
Население России. Городское и сельское население. Народы России.
Столица Москва.
Санкт-Петербург.
Города России. Многообразие городов. Нижний Новгород, Новосибирск, Владивосток
(или другие города по усмотрению учителя).
Золотое кольцо. Древние русские города. Исторические и культурные
достопримечательности.
Разнообразие растительного мира. Типичные представители растительного мира
России и своего края.
Животный мир на территории нашей страны. Типичные представители животного
мира России и своего края.
Заповедники. Заказники. Охрана природы.
Наш город (село, деревня). Достопримечательности. Растения и животные своей
местности. Занятия населения. Ведущие предприятия.
Экскурсии по городу, поселку, в краеведческий музей; знакомство с местными
достопримечательностями, предприятиями.
Практические работы
Зарисовка Государственного флага России.
Подбор иллюстраций (население России, города, реки, озера, горы, изделия народных
промыслов и т. д.).
Изготовление альбома «Россия — наша Родина».
Нахождение России на политической карте*.
Зарисовка животных и растений своей местности.
Составление таблицы «Животные и растения нашей местности».
Составление рассказа о своем городе, поселке, селе*.
Изготовление альбома «Наш город (поселок)».
5. Календарно- тематическое планирование
Тема курса |
Тема урока |
Кол-во часов по урокам |
Дата |
Наглядность, оборудование |
Коррекционная работа |
Примечания |
1.Введение \1 час |
1четверть |
Активизация восприятия смысловой памяти. Развитие устной связной речи, произвольного внимания. Составление предложений по теме. Зрительное восприятие, анализ, синтез. Словесно-логическое мышление. Пространственная ориентировка. Активизация восприятия произвольного внимания Составление рассказа Зрительная память. Слуховое внимание. Развитие речевой моторики Интеграция знаний. Словарный запас. Воссоздание воображения. Устойчивость внимания. Классификация. Зрительная
Пространственное восприятие.
пам Развитие устной связной речи ять на основе запоминания. Осмы Развитие устной связной речи сление на основе сравнения. Мышление на основе анализа. Общая моторика. Установление причинно-следственных связей. Активность внимания. Коррекция мышления на основе упражнений в классификации. Пространственное восприятие. Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении. Адекватность поведения. Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании. Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в узнаваемости и различении. Коррекция пространственной ориентировки связной речи.
Коррекция аналитико-синтетической деятельности на основе упражнений на основе упражнений в сравнении, ознакомлении, классификации. Ассоциации по сходству.
Объем внимания.
Зрительное восприятие, анализ, синтез. Словесно-логическое мышление.
Пространственное восприятие.
Зрительное восприятие, анализ, синтез. Словесно-логическое мышление.
Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в узнаваемости и различении.
Пространственное восприятие.
Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в узнаваемости и различении.
Зрительное восприятие, анализ, синтез. Словесно-логическое мышление.
Развитие устной связной речи Развитие устной связной речи
Пространственное восприятие. Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в узнаваемости и различении. Зрительное восприятие, анализ, синтез. Словесно-логическое мышление.
Развитие устной связной речи
|
|
|||
1.Человек и природа. |
1 час |
|
|
|
||
2. Вселенная\4 часа
|
Звездное небо. Небесные тела |
1 час |
|
Таблица |
|
|
Солнце – раскаленное небесное тело. Солнечная система |
1час |
|
Таблица |
|
||
Исследование космоса. Спутники |
1час |
|
Таблица |
|
||
Луна – спутник Земли |
1час |
|
Таблица |
|
||
3. Наш дом – Земля\13 часов
|
Планета Земля. Форма земли |
1час |
|
Таблица, глобус |
|
|
Воздух |
1час |
|
|
|
||
3.Значение воздуха для жизни на Земле |
1час |
|
Карта мира, карта полушарий |
|
||
Поверхность суши. Равнины, холмы, овраги |
1час |
|
|
|
||
Поверхность суши. Горы |
1 час |
|
|
|
||
Почва |
1час |
|
Таблица |
|
||
Полезные ископаемые |
1час |
|
|
|
||
Полезные ископаемые. Каменный уголь, нефть, газ, торф и другие |
1час |
|
Карта России, образцы полезных ископаемых |
|
||
|
Свойства воды |
1 час |
|
|
|
|
Вода в природе |
1 час |
|
|
|
||
Воды суши. Контрольная работа за 1 четверть на тему «Наш дом – Земля» |
1 час |
|
|
|
||
2 четверть |
|
|||||
Воды суши: болота, озера, пруды |
1час
|
|
Карта России |
|
||
Моря и океаны. Использование и охрана воды |
1час |
|
Физическая карта мира |
|
||
4. Растительный мир Земли\12 часов
|
Разнообразие растительного мира Земли |
1час |
|
Карта |
|
|
Среда обитания растений(растения леса, поля, сада, огорода, луга, водоемов) |
1час |
|
Таблицы |
|
||
Части растений |
1час |
|
|
|
||
Деревья, кустарники, травы |
1час |
|
Таблицы |
|
||
Деревья лиственные (дикорастущие и культурные) |
1час |
|
|
|
||
Деревья хвойные |
1час |
|
|
|
||
Кустарники. (дикорастущие и культурные) |
1час |
|
|
|
||
Травы. (дикорастущие и культурные) |
1час
|
|
Гербарии |
|
||
Декоративные растения. Роза, пион, астра, флокс. |
1час
|
|
|
|
||
Лекарственные растения. Правила сбора. Использование |
1 час |
|
|
|
||
Комнатные растения |
1час |
|
Презентация |
|
||
Охрана растений |
1 час |
|
|
|
||
5. Животный мир Земли\13 часов
|
1.Разнообразие животного мира Земли |
1час
|
|
|
|
|
2. Среда обитания животных. Суша, воздух, водоемы |
1 час |
|
|
|
||
3 четверть |
|
|||||
Основные группы животных. Насекомые, рыбы, земноводные, птицы, звери |
1 час |
|
|
|
||
Насекомые. Жуки, бабочки, стрекозы. Место и значение в природе |
1 час |
|
|
|
||
Рыбы. Внешний вид. Место и значение в природе |
1 час |
|
|
|
||
Птицы. Внешний вид |
1 час |
|
|
|
||
Звери (млекопитающие). Образ жизни |
1 час |
|
|
|
||
Животные рядом с человеком. Домашние животные в деревне и в городе |
1 час |
|
|
|
||
Уход за домашними животными. Экскурсия в конный клуб «Слобода» |
1час |
|
|
|
||
Певчие птицы |
1 час |
|
|
|
||
Аквариумные рыбки |
1час |
|
|
|
||
Собака |
1 час |
|
|
|
||
Домашние кошки |
1 час |
|
|
|
||
Охрана животных. Заповедники и заказники |
1 час |
|
|
|
||
6.Человек \ 9 часов
|
1.Как устроен наш организм. Части тела и внутренние органы. |
1 час |
|
Таблица |
|
|
Как работает наш организм. Взаимодействие внутренних органов |
1 час |
|
|
|
||
Здоровье человека. Правила личной гигиены |
1 час |
|
Таблица |
|
||
Осанка. Причины и профилактика искривления позвоночника |
1 час |
|
Таблица |
|
||
Органы чувств. Значение и профилактика нарушений слуха и зрения |
1 час |
|
Таблицы |
|
||
Здоровое питание. Разнообразие продуктов питания. Режим и гигиена |
1 час |
|
Таблица |
|
||
Дыхание. Органы дыхания. Правила гигиены. Контрольная работа за 3 четверть на тему «Человек» |
1 час |
|
|
|
||
8.Оказание первой медицинской помощи |
1 час |
|
Плакат |
|
||
7.Есть на Земле страна Россия \ 16 часов
|
4 четверть |
|
||||
Россия – Родина моя |
1 час |
|
Глобус, карта мира |
|
||
Население России. Народы России |
1 час |
|
Карта |
|
||
Столица Москва |
1 час |
|
Видеофильм |
|
||
Санкт-Петербург |
1 час |
|
Карта |
|
||
Крупные города России. Нижний Новгород, Волгоград, Казань |
1 час |
|
Карта России |
|
||
Крупные города России. Новосибирск, Владивосток |
1 час |
|
Карта России |
|
||
Золотое кольцо России. Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов |
1 час |
|
Карта |
|
||
Золотое кольцо России. Ярославль, Кострома, Суздаль, Владимир |
1 час |
|
Карта |
|
||
Растительный мир России, Пермского края |
2 часа |
|
Презентация |
|
||
Животный мир России, Пермского края |
2 часа |
|
Презентация |
|
||
Охрана природы. Заповедники, заказники |
1 час |
|
|
|
||
Наше село |
1 час |
|
|
|
||
13. Экскурсия на водоемы, в лес |
1 час |
|
|
|
||
|
14. Итоговый урок. Контрольная работа за 4 четверть на тему «Россия-Родина моя» |
1 час |
|
|
|
|
6. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательной деятельности
Для реализации программы учебного предмета «Природоведение» используется следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:
1.1. |
Учебно-методические комплекты (программы, учебники, рабочие тетради, хрестоматии и т.п.). УЧЕБНИКИ: Природоведение. 5 класс : учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы /Т.М. Лифанова, Е.Н.Соломина.-3-е изд.-М.: Просвещение, 2020.-159 с. : с ил.
ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ: Т.М. Лифанова, О.А. Дубровина, Рабочая тетрадь «5 класс. Природоведение» 5 класс, М., Просвещение, 2011 |
1.2. |
Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с содержанием обучения). |
1.3. |
Детская справочная литература о мире природы, труде людей, общественных явлениях и пр.: Е.М. Тихомирова «Тесты по предмету «Окружающий мир» С.А. Веретенникова «Ознакомление дошкольников с природой» Т.И. Тарабарина, Е.И.Соколова «И учеба, и игра: Природоведение» С.Г. Шевченко «Природа и мы» Л. Д .Парфилова «Тесты по природоведению» Л.А. Попова «Открытые уроки. Природоведение, биология» Е.Ю. Валк «Дошколятам о животных. Занимательные и справочные материалы» |
1.4. |
Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с интеллектуальными нарушениями и документы по его реализации |
1.5. |
Методические пособия для учителя: Н. Б. Матвеева М. А. Попова, Мир природы и человека, 1–4 классы образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с нарушением интеллекта, Методические рекомендации |
2. ПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ |
|
2.1. |
Таблицы природоведческого содержания в соответствии с образовательной программой |
2.2. |
Плакаты по основным естествоведческим темам магнитные или иные (природные сообщества леса, луга, сада, огорода и т.п.) |
2.3. |
Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.) |
3. Цифровые образовательные ресурсы |
|
3.1. |
Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие игры по предмету |
4. ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ (МОГУТ БЫТЬ В ЦИФРОВОМ ВИДЕ) |
|
4.1. |
Видеофильмы по предмету |
4.2. |
Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения |
5. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование |
|
5.1 |
Термометры для измерения температуры воздуха, воды |
5.2 |
Термометр медицинский |
5.3 |
Часы с синхронизированными стрелками |
5.4 |
Оборудование для уголка живой природы: аквариум, террариум, клетка для птиц, предметы ухода за растениями и животными |
5.5 |
Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта |
5.6 |
Муляжи овощей, фруктов, грибов с учетом содержания обучения |
6. НАТУРАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ |
|
6.1. |
Коллекции полезных ископаемых |
6.2. |
Коллекции плодов и семян растений |
6.3. |
Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учетом содержания обучения) |
6.4. |
Живые объекты (комнатные растения, животные) |
7. ИГРЫ |
|
7.1. |
Настольные развивающие игры по тематике предмета "Мир природы и человека" (лото, игры-путешествия и пр.). |
7.2. |
Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов по темам: дом, зоопарк, ферма, транспорт, магазин, и др. |
8. технические средства обучения |
|
8.1. |
Ноутбук или стационарный компьютер |
8.2. |
Проектор или мультимедийная доска |
8.3. |
Экран для проектора |
Для выполнения заданий по моделированию природных объектов надо иметь пластилин (гипс, глину, песок), цветную бумагу, клей и ножницы с тупыми концами.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.