Рабочая программа учебного предмета "Родная литература (русская)", 7 класс
Оценка 5

Рабочая программа учебного предмета "Родная литература (русская)", 7 класс

Оценка 5
docx
08.01.2021
Рабочая программа учебного предмета "Родная литература (русская)", 7 класс
рабочая программа по родной литературе (русской) 7 класс.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа поселка свх. Агроном»

Лебедянского муниципального района Липецкой области

 

«Рассмотрено»

Руководитель МО

_____________

 

Протокол № __

от«___» _______ 2020 г.

«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР

_____________

 

от«__» ______ 2020 г.

«Утверждено»

Директор МБОУ СОШ

п. свх. Агроном

_____________

 

Приказ № ____

от «___» __________ 2020 г.

 

Приложение к ООП ООО (ФГОС)

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«Родная литература (русская)»

(основное общее образование)

 

Срок реализации – 1 год

 

 

 

 

Составлена учителем русского языка и литературы

Солдатовой Еленой Николаевной

 

 

 

Рассмотрена на заседании

педагогического совета

протокол № ___ от _______ 2020 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020/2021 уч. год

Планируемые результаты обучения «Родная литература (русская)»

Личностные результаты изучения предмета родная (русская) литература являются: 

Ø  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;

Ø  формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России;

Ø  развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

Ø  осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

Ø  развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность русской речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

Ø  устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;

Ø   формирование потребности в самовыражении через слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты художественной литературы, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

 

Учащийся научится:

ü  понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа;

ü  уважительно относиться к родной литературе;

ü  оценивать свои и чужие поступки;

ü  проявлять внимание, желание больше узнать. 

ü  понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;

ü  анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

 

Метапредметными результатами изучения курса родная (русская) литература является формирование УУД.

Регулятивные УУД

Ø   формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока; способствовать к целеполаганию, включая постановку новых целей; 

Ø   анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели;

Ø  совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы;

Ø   работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность под руководством учителя;

Ø  в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

 

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений.

Учащийся научится:

ü  планированию пути достижения цели;

ü  установлению целевых приоритетов; 

ü  оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

ü  учитывать условия выполнения учебной задачи;

ü  осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия».

 

Познавательные УУД:

Ø  овладение навыками смыслового чтения;

Ø  извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

Ø  владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

Ø   перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы в другую (переводить сплошной текст в план, таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной текст); 

Ø  излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; 

Ø  пользоваться словарями, справочниками; 

Ø  осуществлять анализ и синтез; 

Ø  устанавливать причинно-следственные связи; 

Ø  строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты художественной литературы; технология продуктивного чтения. 

 

Учащийся научится:

ü  строить сообщение в устной форме;

ü  находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос;

ü  ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

ü  анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

ü  осуществлять синтез как составление целого из частей;

ü  проводить сравнение;

ü  устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

ü  проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. 

ü  осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;

ü  обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

 

Коммуникативные УУД:

Ø  умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

Ø  планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

Ø  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя);

Ø  уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы; 

Ø  слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

Ø   уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя; 

Ø   уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя); 

Ø  оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра; 

Ø   выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

 

Учащийся научится:

ü  устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;

ü  аргументировать свою точку зрения;

ü  задавать вопросы.

ü  продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;

ü  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

ü  брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).

 

Предметными результатами изучения курса родная (русская) литература является сформированность следующих умений:

Ø    осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

Ø    понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

Ø    развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

Ø    овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.;

Ø    формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

 

Учащийся научится:

ü  владеть различными видами пересказа,

ü  пересказывать сюжет;

ü  выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;

ü  характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;

ü  находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;

ü  определять родо-жанровую специфику художественного произведения;

ü  выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;

ü  выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;

ü  ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;

ü   пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.

 

Содержание учебного предмета «Родная литература (русская)»

1. Введение (1 урок)

Своеобразие курса родной литературы (русской) в 7 классе. Значение художественного произведения в культурном наследии России. Роль родного слова в формировании личности человека.

2. Русский фольклор (2 урока)

Героические былины. «Добрыня и змей», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Святогор-богатырь».

3. Древнерусская литература (3 урока)

«Моление Даниила Заточника» – памятник гражданственности, духовности и нравственности; «Повесть о горе-злосчастии». Тема трагической судьбы молодого поколения, старающегося порвать со старыми формами семейно-бытового уклада, домостроевской моралью. «Сказание о Борисе и Глебе». Тема добра и зла в произведениях древнерусской литературы.

4. Литература XVIII века (4 урока)

И.И. Дмитриев. Русская басня. Отражение пороков человека в баснях «Два веера», «Нищий и собака», «Три льва», «Отец с сыном». Аллегория как основное средство художественной выразительности в баснях.

5. Литература XIX века (9 уроков)

И.А. Крылов. Русская басня. «Лягушки, просящие царя», «Обоз». Историческая основа басен.

И.С. Тургенев. «Бурмистр», влияние крепостного права на людей; «Певцы», роль таланта

А.И. Куприн. «Изумруд». Сострадание к «братьям нашим меньшим».

Сочинение по произведениям писателей, творчеству которых посвящен раздел (по выбору учителя)

4. Литература XX – XXI века (13 уроков)

Ю.М. Нагибин. Основные вехи биографии Ю.М. Нагибина. Произведение писателя о великих людях России. «Маленькие рассказы о большой судьбе». Страницы биографии космонавта Юрия Алексеевича Гагарина (глава «Юрина война» и др. по выбору учителя)

В.О. Богомолов. Краткие сведения о писателе-фронтовике. Рассказ «Рейс «Ласточки». Будни войны на страницах произведения. Подвиг речников.

Ю.Я. Яковлев. Тема памяти и связи поколений. Рассказ – притча «Семья Пешеходовых». Средства выразительности в произведении.

В.Н. Крупин. Краткие сведения о писателе. Тема детского сострадания на страницах произведения «Женя Касаткин».

С.А. Баруздин. Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота. Мой ровесник на страницах произведения «Тринадцать лет».

Е.В. Габова. Рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро». Образ героини произведения: красота внутренняя и внешняя.

Сочинение «Уроки жалости и скорби в русской литературе» (1 урок)

5. Литература родного края как отражение народного мировоззрения

Литературные места Липецкой области (1 урок)

Итоговый урок (1 урок)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование с указание количества часов, отводимых на изучение каждой темы

 

№ п/п

Название темы

Количество часов

1.

Введение

1

2.

Русский фольклор

2

3.

Древнерусская литература

3

4.

Литература XVIII века

4

5.

Литература XIX века

9

6.

Литература XX – XXI века

13

7.

Литература родного края как отражение народного мировоззрения

2

 

Итого

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение к рабочей программе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

по учебному предмету

«Родная литература (русская)»

7 «Б» класс

учитель – Солдатова Елена Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020/2021 учебный год

Приложение

Календарно-тематическое планирование

по учебному предмету

«Родная литература (русская)»

7 «Б» класс

 

№ п/п

Тема урока

Дата

Примечание

План.

Факт.

Введение (1 ч.)

1.

Своеобразие курса родной литературы (русской) в 7 классе.

 

 

 

Русский фольклор (2 ч.)

2.

Героические былины. «Добрыня и змей», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич»

 

 

 

3.

Герои былин. «Святогор-богатырь».

 

 

 

Древнерусская литература (3 ч.)

4.

«Моление Даниила Заточника» - памятник гражданственности, духовности и нравственности. Личностное начало в древнерусской литературе.

 

 

 

5.

«Повесть о горе-злосчастии». Тема трагической судьбы молодого поколения, пренебрегающего моралью и традиционными формами семейно-бытового уклада.

 

 

 

6.

«Сказание о Борисе и Глебе». Житийный канон. Тема добра и зла в произведениях древнерусской литературы.

 

 

 

Литература XVIII века (4 ч.)

7.

И.И. Дмитриев. Биография автора: поэт и видный государственный чиновник. Русская басня.

 

 

 

8.

Отражение пороков человека в баснях «Два веера», «Нищий и собака», «Три льва», «Отец с сыном».

 

 

 

9.

Р/р Выразительное чтение басен наизусть

 

 

 

10.

Аллегория как основное средство художественной выразительности в баснях.

 

 

 

Литература XIX века (9 ч.)

Иван Андреевич Крылов (4 ч.)

11.

И.А. Крылов. Рассказ о писателе-баснописце.

 

 

 

12.

И.А. Крылов. Русская басня. «Лягушки, просящие царя»

 

 

 

13

И. А. Крылов. «Обоз» – басня о войне 1812 года. Историческая основа басен.

 

 

 

14.

Контрольная работа по теме «Басни»

 

 

 

Иван Сергеевич Тургенев (3 ч.)

15.

И.С. Тургенев. Литературный портрет писателя.

 

 

 

16.

И.С. Тургенев. Рассказ «Бурмистр», влияние крепостного права на людей

 

 

 

17.

И.С. Тургенев. Рассказ «Певцы», роль таланта.

 

 

 

Александр Иванович Куприн (2 ч.)

18.

А.И. Куприн. «Изумруд». Тема сострадания к «братьям нашим меньшим».

 

 

 

19.

Р/р Сочинение по творчеству писателя

 

 

 

Литература XX–XXI века (13 ч.)

Юрий Маркович Нагибин (3 ч.)

20.

Ю.М. Нагибин. Основные вехи биографии Ю.М. Нагибина.

 

 

 

21.

Ю.М. Нагибин. Произведение писателя о великих людях России. «Маленькие рассказы о большой судьбе».

 

 

 

22.

Страницы биографии космонавта Юрия Алексеевича Гагарина (глава «Юрина война» и др. по выбору учителя).

 

 

 

Владимир Осипович Богомолов (2 ч.)

23.

В.О. Богомолов. Краткие сведения о писателе-фронтовике.

 

 

 

24.

В.О. Богомолов. Рассказ «Рейс «Ласточки». Будни войны на страницах произведения. Подвиг речников.

 

 

 

Юрий Яковлевич Яковлев (2 ч.)

25.

Ю.Я. Яковлев. Жизнь и творчестве писателя

 

 

 

26.

Ю.Я. Яковлев. Тема памяти и связи поколений. Рассказ-притча «Семья Пешеходовых». Средства выразительности в произведении.

 

 

 

Владимир Николаевич Крупин (2 ч.)

27.

В.Н. Крупин. Краткие сведения о писателе.

 

 

 

28.

В.Н. Крупин. Тема детского сострадания на страницах произведения «Женя Касаткин».

 

 

 

Сергей Алексеевич Баруздин (2 ч.)

29.

С.А. Баруздин. Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота.

 

 

 

30.

С.А. Баруздин. Мой ровесник на страницах произведения «Тринадцать лет».

 

 

 

Елена Васильевна Габова (2 ч.)

31.

Е.В. Габова. Рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро». Образ героини произведения: красота внутренняя и внешняя.

 

 

 

32.

Р/р Сочинение «Уроки жалости и скорби в русской литературе»

 

 

 

Литература родного края как отражение народного мировоззрения (2 ч.)

33.

Литературные места Липецкой области

 

 

 

34.

Итоговый урок

 

 

 

 


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа поселка свх

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа поселка свх

Планируемые результаты обучения «Родная литература (русская)»

Планируемые результаты обучения «Родная литература (русская)»

Средством формирования регулятивных

Средством формирования регулятивных

Коммуникативные УУД: Ø умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; Ø планирования и регуляции своей…

Коммуникативные УУД: Ø умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; Ø планирования и регуляции своей…

Предметными результатами изучения курса родная (русская) литература является сформированность следующих умений: Ø осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности…

Предметными результатами изучения курса родная (русская) литература является сформированность следующих умений: Ø осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности…

Содержание учебного предмета «Родная литература (русская)» 1

Содержание учебного предмета «Родная литература (русская)» 1

Литература родного края как отражение народного мировоззрения

Литература родного края как отражение народного мировоззрения

Тематическое планирование с указание количества часов, отводимых на изучение каждой темы № п/п

Тематическое планирование с указание количества часов, отводимых на изучение каждой темы № п/п

Приложение к рабочей программе

Приложение к рабочей программе

Приложение Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Родная литература (русская)» 7 «Б» класс № п/п

Приложение Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Родная литература (русская)» 7 «Б» класс № п/п

Александр Иванович Куприн (2 ч

Александр Иванович Куприн (2 ч
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.01.2021