Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа поселка свх. Агроном»
Лебедянского муниципального района Липецкой области
«Рассмотрено» Руководитель МО _____________
Протокол № __ от«___» _______ 2020 г. |
«Согласовано» Заместитель директора по УВР _____________
от«__» ______ 2020 г. |
«Утверждено» Директор МБОУ СОШ п. свх. Агроном _____________
Приказ № ____ от «___» __________ 2020 г. |
Приложение к ООП ООО (ФГОС)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Родная литература (русская)»
(основное общее образование)
Срок реализации – 1 год
Составлена учителем русского языка и литературы
Солдатовой Еленой Николаевной
Рассмотрена на заседании
педагогического совета
протокол № ___ от _______ 2020 г.
2020/2021 уч. год
Планируемые результаты обучения «Родная литература (русская)»
Личностные результаты изучения предмета родная (русская) литература являются:
Ø воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
Ø формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России;
Ø развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
Ø осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
Ø развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность русской речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
Ø устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
Ø формирование потребности в самовыражении через слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты художественной литературы, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Учащийся научится:
ü понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа;
ü уважительно относиться к родной литературе;
ü оценивать свои и чужие поступки;
ü проявлять внимание, желание больше узнать.
ü понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
ü анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Метапредметными результатами изучения курса родная (русская) литература является формирование УУД.
Регулятивные УУД:
Ø формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока; способствовать к целеполаганию, включая постановку новых целей;
Ø анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели;
Ø совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы;
Ø работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность под руководством учителя;
Ø в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений.
Учащийся научится:
ü планированию пути достижения цели;
ü установлению целевых приоритетов;
ü оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
ü учитывать условия выполнения учебной задачи;
ü осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия».
Познавательные УУД:
Ø овладение навыками смыслового чтения;
Ø извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
Ø владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
Ø перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы в другую (переводить сплошной текст в план, таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной текст);
Ø излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
Ø пользоваться словарями, справочниками;
Ø осуществлять анализ и синтез;
Ø устанавливать причинно-следственные связи;
Ø строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты художественной литературы; технология продуктивного чтения.
Учащийся научится:
ü строить сообщение в устной форме;
ü находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос;
ü ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
ü анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
ü осуществлять синтез как составление целого из частей;
ü проводить сравнение;
ü устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
ü проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
ü осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
ü обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Коммуникативные УУД:
Ø умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
Ø планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
Ø учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя);
Ø уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
Ø слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
Ø уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя;
Ø уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);
Ø оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
Ø выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
Учащийся научится:
ü устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;
ü аргументировать свою точку зрения;
ü задавать вопросы.
ü продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
ü договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
ü брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
Предметными результатами изучения курса родная (русская) литература является сформированность следующих умений:
Ø осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
Ø понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
Ø развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
Ø овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.;
Ø формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Учащийся научится:
ü владеть различными видами пересказа,
ü пересказывать сюжет;
ü выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;
ü характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
ü находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
ü определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
ü выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
ü выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
ü ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;
ü пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.
Содержание учебного предмета «Родная литература (русская)»
1. Введение (1 урок)
Своеобразие курса родной литературы (русской) в 7 классе. Значение художественного произведения в культурном наследии России. Роль родного слова в формировании личности человека.
2. Русский фольклор (2 урока)
Героические былины. «Добрыня и змей», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Святогор-богатырь».
3. Древнерусская литература (3 урока)
«Моление Даниила Заточника» – памятник гражданственности, духовности и нравственности; «Повесть о горе-злосчастии». Тема трагической судьбы молодого поколения, старающегося порвать со старыми формами семейно-бытового уклада, домостроевской моралью. «Сказание о Борисе и Глебе». Тема добра и зла в произведениях древнерусской литературы.
4. Литература XVIII века (4 урока)
И.И. Дмитриев. Русская басня. Отражение пороков человека в баснях «Два веера», «Нищий и собака», «Три льва», «Отец с сыном». Аллегория как основное средство художественной выразительности в баснях.
5. Литература XIX века (9 уроков)
И.А. Крылов. Русская басня. «Лягушки, просящие царя», «Обоз». Историческая основа басен.
И.С. Тургенев. «Бурмистр», влияние крепостного права на людей; «Певцы», роль таланта
А.И. Куприн. «Изумруд». Сострадание к «братьям нашим меньшим».
Сочинение по произведениям писателей, творчеству которых посвящен раздел (по выбору учителя)
4. Литература XX – XXI века (13 уроков)
Ю.М. Нагибин. Основные вехи биографии Ю.М. Нагибина. Произведение писателя о великих людях России. «Маленькие рассказы о большой судьбе». Страницы биографии космонавта Юрия Алексеевича Гагарина (глава «Юрина война» и др. по выбору учителя)
В.О. Богомолов. Краткие сведения о писателе-фронтовике. Рассказ «Рейс «Ласточки». Будни войны на страницах произведения. Подвиг речников.
Ю.Я. Яковлев. Тема памяти и связи поколений. Рассказ – притча «Семья Пешеходовых». Средства выразительности в произведении.
В.Н. Крупин. Краткие сведения о писателе. Тема детского сострадания на страницах произведения «Женя Касаткин».
С.А. Баруздин. Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота. Мой ровесник на страницах произведения «Тринадцать лет».
Е.В. Габова. Рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро». Образ героини произведения: красота внутренняя и внешняя.
Сочинение «Уроки жалости и скорби в русской литературе» (1 урок)
5. Литература родного края как отражение народного мировоззрения
Литературные места Липецкой области (1 урок)
Итоговый урок (1 урок)
Тематическое планирование с указание количества часов, отводимых на изучение каждой темы
№ п/п |
Название темы |
Количество часов |
1. |
Введение |
1 |
2. |
Русский фольклор |
2 |
3. |
Древнерусская литература |
3 |
4. |
Литература XVIII века |
4 |
5. |
Литература XIX века |
9 |
6. |
Литература XX – XXI века |
13 |
7. |
Литература родного края как отражение народного мировоззрения |
2 |
|
Итого |
34 |
Приложение к рабочей программе
Календарно-тематическое планирование
по учебному предмету
«Родная литература (русская)»
7 «Б» класс
учитель – Солдатова Елена Николаевна
2020/2021 учебный год
Приложение
Календарно-тематическое планирование
по учебному предмету
«Родная литература (русская)»
7 «Б» класс
№ п/п |
Тема урока |
Дата |
Примечание |
|
План. |
Факт. |
|||
Введение (1 ч.) |
||||
1. |
Своеобразие курса родной литературы (русской) в 7 классе. |
|
|
|
Русский фольклор (2 ч.) |
||||
2. |
Героические былины. «Добрыня и змей», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» |
|
|
|
3. |
Герои былин. «Святогор-богатырь». |
|
|
|
Древнерусская литература (3 ч.) |
||||
4. |
«Моление Даниила Заточника» - памятник гражданственности, духовности и нравственности. Личностное начало в древнерусской литературе. |
|
|
|
5. |
«Повесть о горе-злосчастии». Тема трагической судьбы молодого поколения, пренебрегающего моралью и традиционными формами семейно-бытового уклада. |
|
|
|
6. |
«Сказание о Борисе и Глебе». Житийный канон. Тема добра и зла в произведениях древнерусской литературы. |
|
|
|
Литература XVIII века (4 ч.) |
||||
7. |
И.И. Дмитриев. Биография автора: поэт и видный государственный чиновник. Русская басня. |
|
|
|
8. |
Отражение пороков человека в баснях «Два веера», «Нищий и собака», «Три льва», «Отец с сыном». |
|
|
|
9. |
Р/р Выразительное чтение басен наизусть |
|
|
|
10. |
Аллегория как основное средство художественной выразительности в баснях. |
|
|
|
Литература XIX века (9 ч.) Иван Андреевич Крылов (4 ч.) |
||||
11. |
И.А. Крылов. Рассказ о писателе-баснописце. |
|
|
|
12. |
И.А. Крылов. Русская басня. «Лягушки, просящие царя» |
|
|
|
13 |
И. А. Крылов. «Обоз» – басня о войне 1812 года. Историческая основа басен. |
|
|
|
14. |
Контрольная работа по теме «Басни» |
|
|
|
Иван Сергеевич Тургенев (3 ч.) |
||||
15. |
И.С. Тургенев. Литературный портрет писателя. |
|
|
|
16. |
И.С. Тургенев. Рассказ «Бурмистр», влияние крепостного права на людей |
|
|
|
17. |
И.С. Тургенев. Рассказ «Певцы», роль таланта. |
|
|
|
Александр Иванович Куприн (2 ч.) |
||||
18. |
А.И. Куприн. «Изумруд». Тема сострадания к «братьям нашим меньшим». |
|
|
|
19. |
Р/р Сочинение по творчеству писателя |
|
|
|
Литература XX–XXI века (13 ч.) Юрий Маркович Нагибин (3 ч.) |
||||
20. |
Ю.М. Нагибин. Основные вехи биографии Ю.М. Нагибина. |
|
|
|
21. |
Ю.М. Нагибин. Произведение писателя о великих людях России. «Маленькие рассказы о большой судьбе». |
|
|
|
22. |
Страницы биографии космонавта Юрия Алексеевича Гагарина (глава «Юрина война» и др. по выбору учителя). |
|
|
|
Владимир Осипович Богомолов (2 ч.) |
||||
23. |
В.О. Богомолов. Краткие сведения о писателе-фронтовике. |
|
|
|
24. |
В.О. Богомолов. Рассказ «Рейс «Ласточки». Будни войны на страницах произведения. Подвиг речников. |
|
|
|
Юрий Яковлевич Яковлев (2 ч.) |
||||
25. |
Ю.Я. Яковлев. Жизнь и творчестве писателя |
|
|
|
26. |
Ю.Я. Яковлев. Тема памяти и связи поколений. Рассказ-притча «Семья Пешеходовых». Средства выразительности в произведении. |
|
|
|
Владимир Николаевич Крупин (2 ч.) |
||||
27. |
В.Н. Крупин. Краткие сведения о писателе. |
|
|
|
28. |
В.Н. Крупин. Тема детского сострадания на страницах произведения «Женя Касаткин». |
|
|
|
Сергей Алексеевич Баруздин (2 ч.) |
||||
29. |
С.А. Баруздин. Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота. |
|
|
|
30. |
С.А. Баруздин. Мой ровесник на страницах произведения «Тринадцать лет». |
|
|
|
Елена Васильевна Габова (2 ч.) |
||||
31. |
Е.В. Габова. Рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро». Образ героини произведения: красота внутренняя и внешняя. |
|
|
|
32. |
Р/р Сочинение «Уроки жалости и скорби в русской литературе» |
|
|
|
Литература родного края как отражение народного мировоззрения (2 ч.) |
||||
33. |
Литературные места Липецкой области |
|
|
|
34. |
Итоговый урок |
|
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.