Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа поселка свх. Агроном»
Лебедянского муниципального района Липецкой области
«Рассмотрено» Руководитель МО _____________
Протокол № ___ от«____» ______ 2020 г. |
«Согласовано» Заместитель директора по УВР _____________
от«___» ______ 2020 г. |
«Утверждено» Директор МБОУ СОШ п. свх. Агроном _____________
Приказ № ____ от «____» _________ 2020 г. |
Приложение к ООП ООО (ФГОС)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Родной язык (русский)»
(основное общее образование)
для 9 «А» класса
Срок реализации – 1 год
Составлена учителем русского языка и литературы
Солдатовой Еленой Николаевной
Рассмотрена на заседании
педагогического совета
протокол № _ от _______ г.
2020/2021 уч. год
Планируемые результаты обучения «Родной язык (русский)»
Изучение предмета «Русский родной язык» в 9-м классе должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно знаниями, умениями, навыками, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными универсальными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Русский родной язык» в 9-м классе.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне основного общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.
В конце пятого года изучения курса русского родного языка в основной общеобразовательной школе предметные результаты должны отражать сформированность следующих умений.
«Язык и культура»:
• понимать и комментировать причины языковых изменений, приводить примеры взаимосвязи исторического развития русского языка с историей общества;
• приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
• понимать и истолковывать значения русских слов с национально-культурным компонентом, в том числе ключевых слов русской культуры, правильно употреблять их в речи;
• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в текстах;
• приводить примеры национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка; анализировать национальное своеобразие общеязыковых и художественных метафор;
• понимать и истолковывать значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом; анализировать и комментировать историю происхождения фразеологических оборотов; уместно употреблять их;
• распознавать источники крылатых слов и выражений (в рамках изученного);
• правильно употреблять пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения в различных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
• понимать и комментировать основные активные процессы в современном русском языке;
• понимать особенности освоения иноязычной лексики;
• комментировать особенности современных иноязычных заимствований; определять значения лексических заимствований последних десятилетий;
• характеризовать словообразовательные неологизмы по сфере употребления и стилистической окраске; целесообразно употреблять иноязычные слова;
• объяснять причины изменения лексических значений слов и их стилистической окраски в современном русском языке (на конкретных примерах);
• объяснять происхождение названий русских городов (в рамках изученного);
• регулярно использовать словари, в том числе мультимедийные, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковые словари, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебные этимологические словари; словари синонимов, антонимов.
«Культура речи»:
• понимать и характеризовать активные процессы в области произношения и ударения;
• соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах самостоятельных частей речи (в рамках изученного);
• различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учётом произносительных вариантов современной орфоэпической нормы;
• употреблять слова с учётом стилистических вариантов орфоэпической нормы;
• употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости (трудные случаи в рамках изученного);
• опознавать частотные примеры тавтологии и плеоназма;
• соблюдать синтаксические нормы современного русского литературного языка: управление предлогов; построение простых предложений‚ сложных предложений разных видов; предложений с косвенной речью;
• анализировать и различать типичные речевые ошибки;
• редактировать текст с целью исправления речевых ошибок;
• выявлять и исправлять речевые ошибки в устной и письменной речи;
• распознавать типичные ошибки в построении сложных предложений;
• редактировать предложения с целью исправления грамматических ошибок;
• анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь; корректировать речь с учётом её соответствия основным нормам современного литературного языка;
• использовать при общении в электронной среде этикетные формы и устойчивые формулы‚ принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета;
• соблюдать нормы русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового общения;
• понимать активные процессы в современном русском речевом этикете;
• использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения лексического значения слова и особенностей его употребления;
• использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные, словари для определения нормативных вариантов произношения и правописания;
• использовать словари синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов, а также в процессе редактирования текста;
• использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста;
• использовать орфографические словари и справочники по пунктуации для определения нормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменной речи.
«Речь. Речевая деятельность. Текст»:
• пользоваться различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов, в том числе сочетающих разные форматы представления информации (инфографика, диаграмма, дисплейный текст и др.);
• владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации (аннотация, конспект); использовать графики, диаграммы, схемы для представления информации;
• анализировать структурные элементы и языковые особенности анекдота, шутки; уместно использовать жанры разговорной речи в ситуациях неформального общения;
• анализировать структурные элементы и языковые особенности делового письма; создавать деловые письма;
• понимать и использовать в собственной речевой практике прецедентные тексты;
• создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять реферат в письменной форме и представлять его в устной форме;
• создавать устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов, отзыв на проектную работу одноклассника; принимать участие в учебно-научной дискуссии;
• анализировать и создавать тексты публицистических жанров (проблемный очерк);
• владеть правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях.
Содержание учебного предмета «Родной язык (русский)»
Раздел 1. Язык и культура (11 ч)
Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т. п.
Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры). Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» – рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, активизация процесса заимствования иноязычных слов.
Раздел 2. Культура речи (12 ч)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.
Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.
Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.
Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением (по пять груш – по пяти груш). Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге – рецензия на книгу, обидеться на слово – обижен словами). Правильное употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания (приехать из Москвы – приехать с Урала). Нагромождение одних и тех же падежных форм, в частности форм родительного и творительного падежей.
Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью.
Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов (но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение лишних указательных местоимений.
Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.
Речевой этикет. Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета интернет-дискуссии, интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (11 ч)
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение.
Текст как единица языка и речи. Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации.
Функциональные разновидности языка.
Разговорная речь. Анекдот, шутка.
Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности.
Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта.
Публицистический стиль. Проблемный очерк.
Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.
Тематическое планирование с указание количества часов, отводимых на изучение каждой темы
№ п/п |
Название темы |
Количество часов |
1. |
Язык и культура |
11 |
2. |
Культура речи |
12 |
3. |
Речь. Текст |
11 |
|
Итого |
34 |
Приложение к рабочей программе
Календарно-тематическое планирование
по учебному предмету
«Родной язык (русский)»
9 «А» класс
учитель – Солдатова Елена Николаевна
2020/2021 учебный год
Приложение
Календарно-тематическое планирование
по учебному предмету
«Родной язык (русский)»
9 «А» класс
№ п/п |
Тема урока |
Дата |
Примечание |
|
План. |
Факт. |
|||
Язык и культура (11 ч.) |
||||
1. |
Отражение в русском языке культуры и истории русского народа |
|
|
|
2. |
Ключевые слова русской культуры
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
4. |
Крылатые слова и выражения в русском языке |
|
|
|
5. |
Развитие русского языка как закономерный процесс |
|
|
|
6. |
Основные тенденции развития современного русского языка |
|
|
|
7. |
Новые иноязычные заимствования в современном русском языке |
|
|
|
8. |
Словообразовательные неологизмы в современном русском языке |
|
|
|
9. |
Переосмысление значений слов в современном русском языке |
|
|
|
10. |
Стилистическая переоценка слов в современном русском литературном языке |
|
|
|
11. |
Проверочная работа № 1. Обобщение материала |
|
|
|
Культура речи (12 ч.) |
||||
12. |
Активные процессы в области произношения и ударения |
|
|
|
13. |
|
|
|
|
14. |
Трудные случаи лексической сочетаемости |
|
|
|
15. |
|
|
|
|
16. |
|
|
|
|
17. |
Типичные ошибки в управлении, в построении простого осложнённого и сложного предложений |
|
|
|
18. |
|
|
|
|
19. |
|
|
|
|
20. |
|
|
|
|
21. |
Речевой этикет в деловом общении |
|
|
|
22. |
Правила сетевого этикета |
|
|
|
23. |
Проверочная работа № 2. Обобщение материала |
|
|
|
Речь. Текст (11 ч.) |
||||
24. |
Русский язык в Интернете
|
|
|
|
25. |
|
|
|
|
26. |
Виды преобразования текстов |
|
|
|
27. |
Разговорная речь. Анекдот, шутка |
|
|
|
28. |
Официально-деловой стиль. Деловое письмо |
|
|
|
29. |
Научно-учебный подстиль. Доклад, сообщение |
|
|
|
30. |
Публицистический стиль. Проблемный очерк |
|
|
|
31. |
Язык художественной литературы. Прецедентные тексты |
|
|
|
32. |
|
|
|
|
33. |
Проверочная работа № 3. Обобщение материала |
|
|
|
34. |
Итоговый урок |
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.