Рабочая программа учебного предмета "Родной язык" (русский) 9 класс
Оценка 4.8

Рабочая программа учебного предмета "Родной язык" (русский) 9 класс

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
русский язык
31.07.2021
Рабочая программа учебного предмета "Родной язык" (русский) 9 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Родной язык (русский)» (основное общее образование) для 9 класса
рабочая программа по родному языку (русскому) 9 класс.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа поселка свх. Агроном»

Лебедянского муниципального района Липецкой области

 

«Рассмотрено»

Руководитель МО

_____________

 

Протокол № ___

от«____» ______ 2020 г.

«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР

_____________

 

от«___» ______ 2020 г.

«Утверждено»

Директор МБОУ СОШ

п. свх. Агроном

_____________

 

Приказ № ____

от «____» _________ 2020 г.

 

 

Приложение к ООП ООО (ФГОС)

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«Родной язык (русский)»

(основное общее образование)

для 9 «А» класса

 

Срок реализации – 1 год

 

 

 

 

Составлена учителем русского языка и литературы

Солдатовой Еленой Николаевной

 

 

 

Рассмотрена на заседании

педагогического совета

протокол № _ от _______ г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020/2021 уч. год

Планируемые результаты обучения «Родной язык (русский)»

Изучение предмета «Русский родной язык» в 9-м классе должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно знаниями, умениями, навыками, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными универсальными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Русский родной язык» в 9-м классе.

Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне основного общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.

В конце пятого года изучения курса русского родного языка в основной общеобразовательной школе предметные результаты должны отражать сформированность следующих умений.

«Язык и культура»:

• понимать и комментировать причины языковых изменений, приводить примеры взаимосвязи исторического развития русского языка с историей общества;

• приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

• понимать и истолковывать значения русских слов с национально-культурным компонентом, в том числе ключевых слов русской культуры, правильно употреблять их в речи;

• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в текстах;

• приводить примеры национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка; анализировать национальное своеобразие общеязыковых и художественных метафор;

• понимать и истолковывать значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом; анализировать и комментировать историю происхождения фразеологических оборотов; уместно употреблять их;

• распознавать источники крылатых слов и выражений (в рамках изученного);

• правильно употреблять пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения в различных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);

• понимать и комментировать основные активные процессы в современном русском языке;

• понимать особенности освоения иноязычной лексики;

• комментировать особенности современных иноязычных заимствований; определять значения лексических заимствований последних десятилетий;

• характеризовать словообразовательные неологизмы по сфере употребления и стилистической окраске; целесообразно употреблять иноязычные слова;

• объяснять причины изменения лексических значений слов и их стилистической окраски в современном русском языке (на конкретных примерах);

• объяснять происхождение названий русских городов (в рамках изученного);

• регулярно использовать словари, в том числе мультимедийные, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковые словари, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебные этимологические словари; словари синонимов, антонимов.

 

«Культура речи»:

• понимать и характеризовать активные процессы в области произношения и ударения;

• соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах самостоятельных частей речи (в рамках изученного);

• различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учётом произносительных вариантов современной орфоэпической нормы;

• употреблять слова с учётом стилистических вариантов орфоэпической нормы;

• употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости (трудные случаи в рамках изученного);

• опознавать частотные примеры тавтологии и плеоназма;

• соблюдать синтаксические нормы современного русского литературного языка: управление предлогов; построение простых предложений‚ сложных предложений разных видов; предложений с косвенной речью;

• анализировать и различать типичные речевые ошибки;

• редактировать текст с целью исправления речевых ошибок;

• выявлять и исправлять речевые ошибки в устной и письменной речи;

• распознавать типичные ошибки в построении сложных предложений;

• редактировать предложения с целью исправления грамматических ошибок;

• анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь; корректировать речь с учётом её соответствия основным нормам современного литературного языка;

• использовать при общении в электронной среде этикетные формы и устойчивые формулы‚ принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета;

• соблюдать нормы русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового общения;

• понимать активные процессы в современном русском речевом этикете;

• использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения лексического значения слова и особенностей его употребления;

• использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные, словари для определения нормативных вариантов произношения и правописания;

• использовать словари синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов, а также в процессе редактирования текста;

• использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста;

• использовать орфографические словари и справочники по пунктуации для определения нормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменной речи.

 

«Речь. Речевая деятельность. Текст»:

• пользоваться различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов, в том числе сочетающих разные форматы представления информации (инфографика, диаграмма, дисплейный текст и др.);

• владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации (аннотация, конспект); использовать графики, диаграммы, схемы для представления информации;

• анализировать структурные элементы и языковые особенности анекдота, шутки; уместно использовать жанры разговорной речи в ситуациях неформального общения;

• анализировать структурные элементы и языковые особенности делового письма; создавать деловые письма;

• понимать и использовать в собственной речевой практике прецедентные тексты;

• создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять реферат в письменной форме и представлять его в устной форме;

• создавать устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов, отзыв на проектную работу одноклассника; принимать участие в учебно-научной дискуссии;

• анализировать и создавать тексты публицистических жанров (проблемный очерк);

• владеть правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание учебного предмета «Родной язык (русский)»

Раздел 1. Язык и культура (11 ч)

Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т. п.

Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры). Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» – рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, активизация процесса заимствования иноязычных слов.

 

Раздел 2. Культура речи (12 ч)

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.

Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.

Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.

Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением (по пять груш – по пяти груш). Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге – рецензия на книгу, обидеться на слово – обижен словами). Правильное употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания (приехать из Москвы приехать с Урала). Нагромождение одних и тех же падежных форм, в частности форм родительного и творительного падежей.

Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью.

Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов (но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение лишних указательных местоимений.

Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.

Речевой этикет. Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета интернет-дискуссии, интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.

 

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (11 ч)

Язык и речь. Виды речевой деятельности. Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение.

Текст как единица языка и речи. Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации.

Функциональные разновидности языка.

Разговорная речь. Анекдот, шутка.

Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности.

Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта.

Публицистический стиль. Проблемный очерк.

Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование с указание количества часов, отводимых на изучение каждой темы

 

№ п/п

Название темы

Количество часов

1.

Язык и культура

11

2.

Культура речи

12

3.

Речь. Текст

11

 

Итого

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение к рабочей программе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

по учебному предмету

«Родной язык (русский)»

9 «А» класс

учитель – Солдатова Елена Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020/2021 учебный год

Приложение

Календарно-тематическое планирование

по учебному предмету

«Родной язык (русский)»

9 «А» класс

 

№ п/п

Тема урока

Дата

Примечание

План.

Факт.

Язык и культура (11 ч.)

1.

Отражение в русском языке культуры и истории русского народа

 

 

 

2.

Ключевые слова русской культуры

 

 

 

 

3.

 

 

 

4.

Крылатые слова и выражения в русском языке

 

 

 

5.

Развитие русского языка как закономерный процесс

 

 

 

6.

Основные тенденции развития современного русского языка

 

 

 

7.

Новые иноязычные заимствования в современном русском языке

 

 

 

8.

Словообразовательные неологизмы в современном русском языке

 

 

 

9.

Переосмысление значений слов в современном русском языке

 

 

 

10.

Стилистическая переоценка слов в современном русском литературном языке

 

 

 

11.

Проверочная работа № 1. Обобщение материала

 

 

 

Культура речи (12 ч.)

12.

Активные процессы в области произношения и ударения

 

 

 

13.

 

 

 

14.

Трудные случаи лексической сочетаемости

 

 

 

15.

 

 

 

16.

 

 

 

17.

Типичные ошибки в управлении, в построении простого осложнённого и сложного предложений

 

 

 

18.

 

 

 

19.

 

 

 

20.

 

 

 

21.

Речевой этикет в деловом общении

 

 

 

22.

Правила сетевого этикета

 

 

 

23.

Проверочная работа № 2. Обобщение материала

 

 

 

Речь. Текст (11 ч.)

24.

Русский язык в Интернете

 

 

 

 

25.

 

 

 

26.

Виды преобразования текстов

 

 

 

27.

Разговорная речь. Анекдот, шутка

 

 

 

28.

Официально-деловой стиль. Деловое письмо

 

 

 

29.

Научно-учебный подстиль. Доклад, сообщение

 

 

 

30.

Публицистический стиль. Проблемный очерк

 

 

 

31.

Язык художественной литературы. Прецедентные тексты

 

 

 

32.

 

 

 

33.

Проверочная работа № 3. Обобщение материала

 

 

 

34.

Итоговый урок

 

 

 

 


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа поселка свх

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа поселка свх

Планируемые результаты обучения «Родной язык (русский)»

Планируемые результаты обучения «Родной язык (русский)»

Культура речи»: • понимать и характеризовать активные процессы в области произношения и ударения; • соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах самостоятельных частей речи (в…

Культура речи»: • понимать и характеризовать активные процессы в области произношения и ударения; • соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах самостоятельных частей речи (в…

Речь. Речевая деятельность. Текст»: • пользоваться различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов, в том числе сочетающих разные…

Речь. Речевая деятельность. Текст»: • пользоваться различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов, в том числе сочетающих разные…

• анализировать и создавать тексты публицистических жанров (проблемный очерк); • владеть правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях.

• анализировать и создавать тексты публицистических жанров (проблемный очерк); • владеть правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях.

Содержание учебного предмета «Родной язык (русский)»

Содержание учебного предмета «Родной язык (русский)»

Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках

Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках

Тематическое планирование с указание количества часов, отводимых на изучение каждой темы № п/п

Тематическое планирование с указание количества часов, отводимых на изучение каждой темы № п/п

Приложение к рабочей программе

Приложение к рабочей программе

Приложение Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Родной язык (русский)» 9 «А» класс № п/п

Приложение Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Родной язык (русский)» 9 «А» класс № п/п

Публицистический стиль. Проблемный очерк 31

Публицистический стиль. Проблемный очерк 31
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.07.2021