Рабочая программа учебного предмета "Родной язык" (русский) 9 класс

  • Образовательные программы
  • docx
  • 31.07.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Родной язык (русский)» (основное общее образование) для 9 класса
Иконка файла материала рабочая программа по родному языку (русскому) 9 класс.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа поселка свх. Агроном»

Лебедянского муниципального района Липецкой области

 

«Рассмотрено»

Руководитель МО

_____________

 

Протокол № ___

от«____» ______ 2020 г.

«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР

_____________

 

от«___» ______ 2020 г.

«Утверждено»

Директор МБОУ СОШ

п. свх. Агроном

_____________

 

Приказ № ____

от «____» _________ 2020 г.

 

 

Приложение к ООП ООО (ФГОС)

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«Родной язык (русский)»

(основное общее образование)

для 9 «А» класса

 

Срок реализации – 1 год

 

 

 

 

Составлена учителем русского языка и литературы

Солдатовой Еленой Николаевной

 

 

 

Рассмотрена на заседании

педагогического совета

протокол № _ от _______ г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020/2021 уч. год

Планируемые результаты обучения «Родной язык (русский)»

Изучение предмета «Русский родной язык» в 9-м классе должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно знаниями, умениями, навыками, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными универсальными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Русский родной язык» в 9-м классе.

Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне основного общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.

В конце пятого года изучения курса русского родного языка в основной общеобразовательной школе предметные результаты должны отражать сформированность следующих умений.

«Язык и культура»:

• понимать и комментировать причины языковых изменений, приводить примеры взаимосвязи исторического развития русского языка с историей общества;

• приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

• понимать и истолковывать значения русских слов с национально-культурным компонентом, в том числе ключевых слов русской культуры, правильно употреблять их в речи;

• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в текстах;

• приводить примеры национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка; анализировать национальное своеобразие общеязыковых и художественных метафор;

• понимать и истолковывать значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом; анализировать и комментировать историю происхождения фразеологических оборотов; уместно употреблять их;

• распознавать источники крылатых слов и выражений (в рамках изученного);

• правильно употреблять пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения в различных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);

• понимать и комментировать основные активные процессы в современном русском языке;

• понимать особенности освоения иноязычной лексики;

• комментировать особенности современных иноязычных заимствований; определять значения лексических заимствований последних десятилетий;

• характеризовать словообразовательные неологизмы по сфере употребления и стилистической окраске; целесообразно употреблять иноязычные слова;

• объяснять причины изменения лексических значений слов и их стилистической окраски в современном русском языке (на конкретных примерах);

• объяснять происхождение названий русских городов (в рамках изученного);

• регулярно использовать словари, в том числе мультимедийные, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковые словари, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебные этимологические словари; словари синонимов, антонимов.

 

«Культура речи»:

• понимать и характеризовать активные процессы в области произношения и ударения;

• соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах самостоятельных частей речи (в рамках изученного);

• различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учётом произносительных вариантов современной орфоэпической нормы;

• употреблять слова с учётом стилистических вариантов орфоэпической нормы;

• употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости (трудные случаи в рамках изученного);

• опознавать частотные примеры тавтологии и плеоназма;

• соблюдать синтаксические нормы современного русского литературного языка: управление предлогов; построение простых предложений‚ сложных предложений разных видов; предложений с косвенной речью;

• анализировать и различать типичные речевые ошибки;

• редактировать текст с целью исправления речевых ошибок;

• выявлять и исправлять речевые ошибки в устной и письменной речи;

• распознавать типичные ошибки в построении сложных предложений;

• редактировать предложения с целью исправления грамматических ошибок;

• анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь; корректировать речь с учётом её соответствия основным нормам современного литературного языка;

• использовать при общении в электронной среде этикетные формы и устойчивые формулы‚ принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета;

• соблюдать нормы русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового общения;

• понимать активные процессы в современном русском речевом этикете;

• использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения лексического значения слова и особенностей его употребления;

• использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные, словари для определения нормативных вариантов произношения и правописания;

• использовать словари синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов, а также в процессе редактирования текста;

• использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста;

• использовать орфографические словари и справочники по пунктуации для определения нормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменной речи.

 

«Речь. Речевая деятельность. Текст»:

• пользоваться различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов, в том числе сочетающих разные форматы представления информации (инфографика, диаграмма, дисплейный текст и др.);

• владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации (аннотация, конспект); использовать графики, диаграммы, схемы для представления информации;

• анализировать структурные элементы и языковые особенности анекдота, шутки; уместно использовать жанры разговорной речи в ситуациях неформального общения;

• анализировать структурные элементы и языковые особенности делового письма; создавать деловые письма;

• понимать и использовать в собственной речевой практике прецедентные тексты;

• создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять реферат в письменной форме и представлять его в устной форме;

• создавать устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов, отзыв на проектную работу одноклассника; принимать участие в учебно-научной дискуссии;

• анализировать и создавать тексты публицистических жанров (проблемный очерк);

• владеть правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание учебного предмета «Родной язык (русский)»

Раздел 1. Язык и культура (11 ч)

Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т. п.

Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры). Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» – рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, активизация процесса заимствования иноязычных слов.

 

Раздел 2. Культура речи (12 ч)

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.

Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.

Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.

Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением (по пять груш – по пяти груш). Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге – рецензия на книгу, обидеться на слово – обижен словами). Правильное употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания (приехать из Москвы приехать с Урала). Нагромождение одних и тех же падежных форм, в частности форм родительного и творительного падежей.

Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью.

Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов (но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение лишних указательных местоимений.

Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.

Речевой этикет. Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета интернет-дискуссии, интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.

 

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (11 ч)

Язык и речь. Виды речевой деятельности. Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение.

Текст как единица языка и речи. Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации.

Функциональные разновидности языка.

Разговорная речь. Анекдот, шутка.

Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности.

Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта.

Публицистический стиль. Проблемный очерк.

Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование с указание количества часов, отводимых на изучение каждой темы

 

№ п/п

Название темы

Количество часов

1.

Язык и культура

11

2.

Культура речи

12

3.

Речь. Текст

11

 

Итого

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение к рабочей программе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

по учебному предмету

«Родной язык (русский)»

9 «А» класс

учитель – Солдатова Елена Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020/2021 учебный год

Приложение

Календарно-тематическое планирование

по учебному предмету

«Родной язык (русский)»

9 «А» класс

 

№ п/п

Тема урока

Дата

Примечание

План.

Факт.

Язык и культура (11 ч.)

1.

Отражение в русском языке культуры и истории русского народа

 

 

 

2.

Ключевые слова русской культуры

 

 

 

 

3.

 

 

 

4.

Крылатые слова и выражения в русском языке

 

 

 

5.

Развитие русского языка как закономерный процесс

 

 

 

6.

Основные тенденции развития современного русского языка

 

 

 

7.

Новые иноязычные заимствования в современном русском языке

 

 

 

8.

Словообразовательные неологизмы в современном русском языке

 

 

 

9.

Переосмысление значений слов в современном русском языке

 

 

 

10.

Стилистическая переоценка слов в современном русском литературном языке

 

 

 

11.

Проверочная работа № 1. Обобщение материала

 

 

 

Культура речи (12 ч.)

12.

Активные процессы в области произношения и ударения

 

 

 

13.

 

 

 

14.

Трудные случаи лексической сочетаемости

 

 

 

15.

 

 

 

16.

 

 

 

17.

Типичные ошибки в управлении, в построении простого осложнённого и сложного предложений

 

 

 

18.

 

 

 

19.

 

 

 

20.

 

 

 

21.

Речевой этикет в деловом общении

 

 

 

22.

Правила сетевого этикета

 

 

 

23.

Проверочная работа № 2. Обобщение материала

 

 

 

Речь. Текст (11 ч.)

24.

Русский язык в Интернете

 

 

 

 

25.

 

 

 

26.

Виды преобразования текстов

 

 

 

27.

Разговорная речь. Анекдот, шутка

 

 

 

28.

Официально-деловой стиль. Деловое письмо

 

 

 

29.

Научно-учебный подстиль. Доклад, сообщение

 

 

 

30.

Публицистический стиль. Проблемный очерк

 

 

 

31.

Язык художественной литературы. Прецедентные тексты

 

 

 

32.

 

 

 

33.

Проверочная работа № 3. Обобщение материала

 

 

 

34.

Итоговый урок