Рабочая программа учебного предмета «Шахматы» составлена на основе федерального \государственного образовательного стандарта; основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №13 с УИП эстетического цикла»; учебного плана; примерной программы начального общего примерной программы организации внеурочной деятельности. Программа «Шахматы» предназначена для обучающихся 1-4-х классов начальной школы и составлена на основе программы «Шахматы - школе» под редакцией И.Г.Сухина, в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и обеспечена УМК (учебники, методические рекомендации для учителя составлены автором программы И.Г.Сухиным).
Программа предназначена для реализации обще интеллектуальной внеурочной деятельности в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «СОШ №13 с УИП эстетического цикла».
Срок реализации программы 4 года. Объем часов для реализации в 1классах -33 часа, в 2 классах - 34 часа, в 3 классах – 34 часа, в 4 классах – 34 часа (1 час в неделю).
К занятиям допускаются дети, не имеющие серьезных (подтверждающиеся документально) отклонений в здоровье.
Цель программы:
Обучение шахматной игре через развитие ключевых компетенций школьника;
создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы, развитие творческого мышления и умственных способностей ребенка, его положительных личностных качеств.
Задачи:
- содействовать интеллектуальному развитию учащихся,
развивать у школьников
логическое и образное мышление, память,
выдержку, терпение, внимание, усидчивость; творческое воображение,
- обучить детей стратегическим основам шахматной игры,
методам долгосрочного
и краткосрочного планирования действий во
время партии;
- способствовать овладению
ребятами важнейшими элементами шахматной
тактики и техникой расчёта вариантов
в практической игре;
- включить
учащихся в систематическое участие в шахматных соревнованиях и
турнирах;
- привить любовь и интерес к шахматам и обучению в целом,
формировать чувство
уважения к сопернику, умение с достоинством преодолевать неудачи и трудности;
- развивать
навыки работы в команде, способствовать освоению корпоративной
шахматной культуры;
- формировать познавательную мотивацию в процессе обучения, культуру шахматной этики, культуру общения и поведения в коллективе;
- формирование смелости в отстаивании своих взглядов, мнений.
Общая характеристика курса «Шахматы»
Актуальность
Программа «Шахматы - школе» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков - сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д.
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. Сейчас шахматы стали профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят спортивную направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д. Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.
О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности можно судить по таким весомым аргументам как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований. Шахматы становятся все более серьезным занятием огромного количества людей и помогают становлению человека в любой среде деятельности, способствуя гармоничному развитию личности.
Шахматы это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного развития, формирования внутреннего плана действий - способности действовать в уме.
Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собранное, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Экспериментально же было подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, а так же положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей. Древние мудрецы сформулировали суть шахмат так: «Разумом одерживать победу».
Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость - это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.
Поэтому актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей.
В центре современной концепции общего образования лежит идея развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы.
Жизнь заставляет нас на каждом шагу отстаивать правильность своих воззрений, поступать решительно, проявлять в зависимости от обстоятельств выдержку и твердость, осторожность и смелость, умение фантазировать и умение смирять фантазию. И всё это же самое требуется в шахматах. Они многогранны и обладают огромным эмоциональным потенциалом, дарят «упоение в борьбе», но и одновременно требуют умения мобилизировать, и концентрировать внимание, ценить время, сохранять выдержку, распознавать ложь и правду, критически относиться не только к сопернику, но и к самому себе.
Следовательно, они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Соприкосновение с этими важными областями общечеловеческой культуры вызывает в душе ребенка позитивный отклик, способствует гармоничному развитию. Кроме этого, шахматы являются большой школой творчества для детей, это уникальный инструмент развития их творческого мышления.
Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:
· Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
· Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;
· Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.
Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:
· принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса
· принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
· принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
· принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
· принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом МБОУ «СОШ №13 с УИП эстетического цикла» и ООПНОО в форме соревнования.
Программа адресована обучающимся 1 класса МБОУ «СОШ № 13 с УИП эстетического цикла» .
Педагогическая целесообразность программы заключается в интегративном подходе к реализации задач умственного и физического развития и здоровьесбережения школьников, развитие способностей через индивидуализацию, развитие коммуникативных качеств. В основу программы заложена идея гуманизации, воспитание всесторонне развитого человека.
Программа основана на следующих принципах:Принципы общеинтеллектуальной деятельности |
Особенности реализации |
Принцип природосообразности |
Предполагает, что спортивно-оздоровительная деятельность школьников основывается на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовывается с общими законами развития природы и человека, воспитывает его сообразно полу и возрасту, а также формирует у него ответственность за развитие самого себя. |
Принцип культуросообразности |
Предполагает, что интеллектуальная деятельность школьников должна основываться на общечеловеческих ценностях умственной культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, специфическими особенностями, присущими спортивным, интеллектуальным и здоровьесберегающим традициям тех или иных регионов,не противоречащих общечеловеческим ценностям . |
Принцип коллективности |
Предполагает, что спорт и оздоровление, осуществляясь в детско-взрослых коллективах различного типа, дают юному человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими. |
Принцип диалогичности |
Предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия педагога и учащихся в спортивно-оздоровительной деятельности, содержанием которого являются обмен ценностями здорового образа жизни и гуманистического понимания спорта. |
Принцип патриотической направленности |
Суть принципа заключается в обеспечении субъективной значимости для подростков идентификации себя с Россией, Отечеством. |
Принцип проектности |
Принцип предусматривает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку подростка к самостоятельному проектному действию, развертываемому в логике замысел-реализация-рефлексия. |
Принцип поддержки самоопределения |
Предполагает процесс формирования человеком осмысленного и ответственного отношения к собственной телесности. Приобретение опыта самоопределения происходит на практике спортивных состязаний. |
Определяющими факторами составления каждого занятия являются:
-соответствие содержания внеурочной формы занятия уровню подготовленности
учащегося;
-соответствие тренировочных средств задачам занятия;
-преемственность и согласованность между частями занятия;
-закрепление изучаемого материала в игровых упражнениях;
-применение разнообразных игровых упражнений для обучения технике игры;
Для детей 7-11 лет направленность занятий относительно воспитания умственных и физических качеств соответствует примерно сенситивному периоду, в котором наибольшее значение имеет развитие логики, творчества, наглядно-образного мышления, быстроты и внимания. А главным фактором успеха в игровом результате имеет, на фоне перечисленных физических качеств, теоритическая подготовка.
Шахматная партия является цепочкой принимаемых обеими сторонами решений, а каждый ход — это аргумент в споре двух конфликтующих структур. Шахматы являются также удобным материалом для моделирования различных процессов. Потому, в логической последовательности занятий, отраженной в тематическом планировании, прослеживаются следующие сочетания воспитания умственных и физических качеств и технико-тактических приемов:
—развитие любознательности и сообразительности;
—развитие целеустремлённости, внимательности, умения контролировать свои действия;
—развитие навыков сотрудничества со сверстниками;
—развитие наглядно-образного мышления и логики.
Результативность деятельности учащихся, посещающих занятия, отслеживается через использование контрольных измерений, которые регистрируются в сводном протоколе в октябре и мае месяце. Для оценки уровня готовности учащихся применяются методы тестирования (общая, специальная физическая (психологическая) подготовка, техническая подготовка), наблюдения (другие виды подготовки).
Мониторинг сформированности личностных и метапредметных результатов освоения программы осуществляется также в рамках соответствующих диагностических мероприятий, проводимых в школе
Личностные результаты освоения внеурочной программы:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитиеопыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения внеурочной программы:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения внеурочной программы:
· представления об основах здорового образа жизни, о возможностях человеческого организма, о значении физической культуры и спорта для развития человека;
· освоение простейших элементов спортивной подготовки;
· установка на безопасный, здоровый образ жизни;
· понимание и сопереживание чувствам других людей во время участия в спортивных состязаниях;
· принятие и освоение социальной роли школьника, физкультурника;
· умение сотрудничать со сверстниками во время игры;
· умения коллективно планировать, контролировать и оценивать действия партнеров во время игры, соревнования;
· овладение навыками коммуникативного общения со сверстниками и взрослыми;
· умение применять и сохранять цели и задачи спортивной деятельности;
· освоение начальных форм личностной рефлексии;
· овладение умениями выполнять правила игры.
К окончанию 1 класса ученики должны:
знать и иметь представление:
· об истории зарождения шахмат, правилах игры;
· о шахматной доске и её структуре;
· об обозначении полей линий;
· о ходах и взятиях всех фигур, рокировке;
· об основных шахматных понятиях (шах, мат, пат, выигрыш, ничья, ударность и подвижность фигур, ценность фигур, угроза, нападение, защита, три стадии шахматной партии, развитие и др.);
уметь:
· играть партию от начала до конца по шахматным правилам;
· записывать партии и позиции, разыгрывать партии по записи;
· находить мат в один ход в любых задачах такого типа;
· оценивать количество материала каждой из сторон и определять наличие материального перевеса;
· планировать, контролировать и оценивать действия соперников;
· определять общую цель и пути её достижения;
· решать лабиринтные задачи (маршруты фигур) на шахматном материале.
К окончанию 2 класса учащиеся должны:
знать:
· выигрышные стратегии матования одинокого короля;
уметь:
· ставить мат одинокому королю двумя ладьями, королём и ферзём, королём и ладьёй из любой позиции;
· понимать причины своего выигрыша и проигрыша;
· сравнивать и анализировать действия других игроков;
· разыгрывать простейшие пешечные и ладейные эндшпили.
К окончанию 3 класса учащиеся должны:
знать:
· основные идеи комбинаций различных типов;
уметь:
· осуществлять простейшие комбинации;
· определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Промежуточная аттестация в 1-х класса проводится в форме шахматного турнира.
Содержание программы
1 классы
Шахматная доска и фигуры
Шахматная доска. Поля, линии. Легенда о возникновении шахмат.
Обозначение полей и линий. Шахматные фигуры и их обозначения.
Ходы и взятия фигур
Ходы и взятия ладьи, слона, ферзя, короля и пешки. Ударность и подвижность фигур в зависимости от положения на доске. Угроза, нападение, защита. Превращение и взятие на проходе пешкой. Значение короля.
Шах. Короткая и длинная рокировка. Начальная позиция. Запись шахматных позиций. Практическая игра.
Цель и результат шахматной партии. Шах, мат и пат
Способы защиты от шаха. Открытый, двойной шах. Мат. Сходство
и различие между понятиями шаха и мата. Алгоритм решения задач на мат в один ход. Пат. «Бешеные» фигуры. Сходство и различие между понятиями мата и пата. Выигрыш, ничья, виды ничьей (в том числе вечный шах). Правила шахматных соревнований. Шахматные часы.
Запись шахматных ходов
Принцип записи перемещения фигуры. Полная и краткая нотация. Условные обозначения перемещения, взятия, рокировки. Шахматный диктант.
Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен
Ценность фигур. Единица измерения ценности. Изменение ценностив зависимости от ситуации на доске. Размен. Равноценный и неравноценный размен. Материальный перевес, качество.
Общие принципы разыгрывания дебюта
Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте. Классификация дебютов. Анализ учебных партий. Дебютные ловушки.
Раннее развитие ферзя
Дебютные ловушки.
2 классы
Повторение
Ходы и взятия фигур. Понятия шаха, мата и пата. Задачи на ценность.
Правила записи ходов. Принципы игры в дебюте, анализ учебных партий.
Защита
Понятие о защите. Уничтожение атакующей фигуры, уход изподудара, перекрытие линии атаки, защита атакованной фигуры своей фигурой, контратака.
Реализация большого материального перевеса
Матование одинокого короля ферзём и ладьёй, двумя ладьями, королём и ферзём, королём и ладьёй как игры с выигрышной стратегией. Матовые и патовые позиции. Стратегии оттеснения одинокого короля накрай доски. Оппозиция.
Эндшпиль
Общие принципы разыгрывания эндшпилей, их классификация.
—Пешечные эндшпили. Король и пешка против короля. Роль оппозиции, правило квадрата, ключевые поля. Король и крайняя пешка против короля. Треугольник как средство вынуждения цугцванга. Пешечный прорыв.
—Ладейные эндшпили. Ладья и пешка против короля. Позиция Филидора. Мост и его построение. Правило Тарраша. Ферзь против пешки.Алгоритм выигрыша.
Практическая игра
Контроль за соблюдением шахматных правил и качеством записи.
Анализ ошибок.
3-4 классы
Повторение
Способы защиты от нападения. Матование одинокого короля. Простейшие пешечные и ладейные эндшпили.
Тактика в шахматах
Тактические приёмы и комбинации.
Определение комбинации
Вариант, форсированный вариант, жертва. Двойной удар, связка, открытое нападение, слабость последней горизонтали. Устранение защиты, отвлечение, завлечение, блокировка, освобождение пространства, перекрытие,«мельница», «рентген», перегрузка, разрушение пешечного прикрытия короля — основные идеи комбинаций. Комбинации на сочетание идей.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
Личностные результаты освоения программы курса.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Метапредметные результаты освоения программы курса.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты освоения программы курса.
Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.
Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.
Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Учащиеся шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению "доматового" периода игры.
На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.
Результаты образовательной деятельности:
· Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
· Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.
· Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).
Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.
Формы контроля
Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём её протяжении и реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого ребенка его индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Контрольные испытания проводятся в торжественной соревновательной обстановке.
Педагогический контроль.
Педагогический контроль включает в себя педагогические методики. Комплекс методик направлен на определение уровня усвоения программного материала, степень сформированности умений осваивать новые виды деятельности, развитие коммуникативных способностей, рост личностного и социального развития ребёнка.
Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём её протяжении и реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого ребенка его индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс.
Контроль используется для оценки степени достижения цели и решения поставленных задач. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Контрольные испытания проводятся в торжественной соревновательной обстановке.
- текущий контроль (оценка усвоения изучаемого материала) осуществляется педагогом в форме наблюдения;
- промежуточный Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:
Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;
Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.
Основные методы обучения:
Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.
На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяется:
1. При знакомстве с шахматными фигурами.
2. При изучении шахматной доски.
3. При обучении правилам игры;
4. При реализации материального перевеса.
Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, учащийся овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля.
При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.
В программе предусмотрены материалы для самостоятельного изучения обучающимися (домашние задания для каждого года обучения, специально подобранная шахматная литература, картотека дебютов и др.).
На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства учащихся (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).
Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.
Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.
Основные формы и средства обучения:
1. Практическая игра.
2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
4. Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.
5.Участие в турнирах и соревнованиях.
Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению "доматового" периода игры. На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.
Содержание второго года обучения включает непосредственно обучение шахматной игре, освоение правил игры в шахматы, а так же знакомятся с шахматной нотацией, творчеством выдающихся шахматистов.
Третий – четвертый год обучения предполагают обучению решения шахматных задач.
Возраст детей. Образовательная программа дополнительного образования детей «Шахматы» предназначена для обучения школьников в возрасте от 6 до 10 лет. Занятия по программе проводятся с объединениями детей как одного возраста, так и разного возраста с постоянным составом. Число обучающихся не превышает 15 человек.
Сроки реализации программы. Программа рассчитана на 1 год обучения, 66 учебных часов.
Формы проведения учебных занятий. Занятия по программе проводятся всем составом и индивидуально. Основной формой является комбинированное занятие, которое включает в себя: организационный момент, повторение и закрепление пройденного материала, введение нового материала, подведение итогов. Обучение происходит в теоретической и
практической формах.
Методы организации занятий: объяснение педагога, беседа, рассказ педагога, опрос методом анкетирования, тренировочные игры, игра на соревнованиях, показ
мультимедиа материала.
Режим занятий. Занятия по программе проводятся: один раз в неделю по 1 часу.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
Личностные результаты освоения программы курса.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Метапредметные результаты освоения программы курса.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты освоения программы курса.
Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.
Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.
Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Учащиеся шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению "доматового" периода игры.
На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.
Результаты образовательной деятельности:
· Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
· Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.
· Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).
Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.
Формы контроля
Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём её протяжении и реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого ребенка его индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Контрольные испытания проводятся в торжественной соревновательной обстановке.
Педагогический контроль.
Педагогический контроль включает в себя педагогические методики. Комплекс методик направлен на определение уровня усвоения программного материала, степень сформированности умений осваивать новые виды деятельности, развитие коммуникативных способностей, рост личностного и социального развития ребёнка.
Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём её протяжении и реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого ребенка его индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс.
Контроль используется для оценки степени достижения цели и решения поставленных задач. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Контрольные испытания проводятся в торжественной соревновательной обстановке.
- текущий контроль (оценка усвоения изучаемого материала) осуществляется педагогом в форме наблюдения;
Учебно-тематический план, 1 классы (1 час в неделю, 33 часа)
Календарно-тематическое планирование
1 классс
№ п/п урока по теме |
Дата |
Тема урока
|
Количество часов |
|
План |
Факт |
|||
5.09 |
|
Вводное занятие. Правила работы на занятиях по шахматам. Знакомство с шахматами. |
1 |
|
12.09 |
|
Шахматная доска. |
1 |
|
19.09 |
|
Шахматная доска. |
1 |
|
26.09 |
|
Шахматная доска. |
1 |
|
3.10 |
|
Шахматные фигуры. |
1 |
|
10.10 |
|
Начальная расстановка фигур |
1 |
|
17.10 |
|
Ладья. |
1 |
|
24.10 |
|
Ладья. |
1 |
|
31.10 |
|
Слон. |
1 |
|
7.11 |
|
Слон. |
1 |
|
14.11 |
|
Ладья против Слона |
1 |
|
21.11 |
|
Ферзь. |
1 |
|
28.11 |
|
Ферзь. |
1 |
|
5.12 |
|
Ферзь против Ладьи и Слона. |
1 |
|
12.12 |
|
Конь. |
1 |
|
19.12 |
|
Конь. |
1 |
|
26.12 |
|
Конь против Ферзя, Ладьи и Слона.. |
1 |
|
16.01 |
|
Пешка. |
1 |
|
23.01 |
|
Пешка. |
1 |
|
30.01 |
|
Пешка против Ферзя, Ладьи, Коня и Слона. |
1 |
|
6.02 |
|
Король. |
1 |
|
13.02 |
|
Король против других фигур. |
1 |
|
20.02 |
|
Шах. |
1 |
|
27.02 |
|
Шах. |
1 |
|
5.03 |
|
Мат. |
1 |
|
12.03 |
|
Мат. |
1 |
|
19.03 |
|
Мат. |
1 |
|
2.04 |
|
Ничья, пат. |
1 |
|
9.04 |
|
Рокировка. |
1 |
|
16.04 |
|
Шахматная партия. |
1 |
|
23.04 |
|
Шахматная партия. |
1 |
|
30.04 |
|
Шахматная партия. |
1 |
|
7.05 |
|
Повторение пройденного материала. |
1 |
|
34. |
14.05 |
|
|
1 |
Учебно-тематический план, 2 классы (1 раз в неделю, 34 часа)
№ п/п урока по теме |
Дата |
Тема урока
|
Количество часов |
|
План |
Факт |
|||
5.09 |
|
Повторение пройденного материала. |
1 |
|
12.09 |
|
Повторение пройденного материала. |
1 |
|
19.09 |
|
Краткая история шахмат. |
1 |
|
26.09 |
|
Шахматная нотация. |
1 |
|
3.10 |
|
Шахматная нотация. |
1 |
|
10.10 |
|
Ценность шахматных фигур |
1 |
|
17.10 |
|
Ценность шахматных фигур |
1 |
|
24.10 |
|
Ценность шахматных фигур |
1 |
|
31.10 |
|
Ценность шахматных фигур |
1 |
|
7.11 |
|
Техника матования одинокого короля |
1 |
|
14.11 |
|
Техника матования одинокого короля |
1 |
|
21.11 |
|
Техника матования одинокого короля |
1 |
|
28.11 |
|
Техника матования одинокого короля |
1 |
|
5.12 |
|
Достижение мата без жертвы материала. |
1 |
|
12.12 |
|
Достижение мата без жертвы материала. |
1 |
|
19.12 |
|
Достижение мата без жертвы материала. |
1 |
|
26.12 |
|
Шахматная комбинация |
1 |
|
16.01 |
|
Шахматная комбинация |
1 |
|
23.01 |
|
Шахматная комбинация |
1 |
|
30.01 |
|
Шахматная комбинация |
1 |
|
6.02 |
|
Шахматная комбинация |
1 |
|
13.02 |
|
Шахматная комбинация |
1 |
|
20.02 |
|
Шахматная комбинация |
1 |
|
27.02 |
|
Шахматная комбинация |
1 |
|
5.03 |
|
Шахматная комбинация |
1 |
|
12.03 |
|
Шахматная комбинация |
1 |
|
19.03 |
|
Шахматная комбинация |
1 |
|
2.04 |
|
Шахматная комбинация |
1 |
|
9.04 |
|
Шахматная комбинация |
1 |
|
16.04 |
|
Шахматная комбинация |
1 |
|
23.04 |
|
Шахматная комбинация |
1 |
|
30.04 |
|
Повторение программного материала. |
1 |
|
7.05 |
|
Повторение программного материала |
1 |
|
34. |
14.05 |
|
Игровая практика |
1 |
Учебно-тематический план, 3 классы (1 раз в неделю, 34 часа)
№ п/п урока по теме |
Дата |
Тема урока
|
Количество часов |
|
План |
Факт |
|||
5.09 |
|
Вводное занятие. Правила работы на занятиях по шахматам. Повторение пройденного материала |
1 |
|
12.09 |
|
Повторение пройденного материала |
1 |
|
19.09 |
|
Краткая история шахмат |
1 |
|
26.09 |
|
Шахматная нотация |
1 |
|
3.10 |
|
Шахматная нотация |
1 |
|
10.10 |
|
Ценность шахматных фигур |
1 |
|
17.10 |
|
Ценность шахматных фигур |
1 |
|
24.10 |
|
Ценность шахматных фигур |
1 |
|
31.10 |
|
Ценность шахматных фигур |
1 |
|
7.11 |
|
Техника матования одинокого короля |
1 |
|
14.11 |
|
Техника матования одинокого короля |
1 |
|
21.11 |
|
Техника матования одинокого короля |
1 |
|
28.11 |
|
Техника матования одинокого короля |
1 |
|
5.12 |
|
Достижение мата без жертвы материала |
1 |
|
12.12 |
|
Достижение мата без жертвы материала |
1 |
|
19.12 |
|
Достижение мата без жертвы материала |
1 |
|
26.12 |
|
Шахматная комбинация |
1 |
|
16.01 |
|
Шахматная комбинация |
1 |
|
23.01 |
|
Шахматная комбинация |
1 |
|
30.01 |
|
Шахматная комбинация |
1 |
|
6.02 |
|
Шахматная комбинация |
1 |
|
13.02 |
|
Шахматная комбинация |
1 |
|
20.02 |
|
Шахматная комбинация |
1 |
|
27.02 |
|
Шахматная комбинация |
1 |
|
5.03 |
|
Шахматная комбинация |
1 |
|
12.03 |
|
Шахматная комбинация |
1 |
|
19.03 |
|
Шахматная комбинация |
1 |
|
2.04 |
|
Шахматная комбинация |
1 |
|
9.04 |
|
Шахматная партия. |
1 |
|
16.04 |
|
Шахматная партия. |
1 |
|
23.04 |
|
Шахматная партия. |
1 |
|
30.04 |
|
Повторение пройденного материала |
1 |
|
7.05 |
|
Игровая практика. |
1 |
|
34. |
14.05 |
|
Повторение пройденного материала |
1 |
35. |
|
|
Игровая практика. |
|
Учебно-тематический план, 4 классы (1 раз в неделю, 34 часа)
№ п/п урока по теме |
Дата |
Тема урока
|
Количество часов |
|
План |
Факт |
|||
5.09 |
|
Вводное занятие. Правила работы на занятиях по шахматам. Повторение пройденного материала |
1 |
|
12.09 |
|
Вступительная беседа о шахматах. История шахмат. |
1 |
|
19.09 |
|
Шахматная игра, материал и средства. Шахматные фигуры. Сравнительная сила фигур. |
1 |
|
26.09 |
|
Шахматная игра, материал и средства. Шахматные фигуры. Сравнительная сила фигур. |
1 |
|
3.10 |
|
Правила поведения фигур. Шахматная нотация. Упражнения. |
1 |
|
10.10 |
|
Правила поведения фигур. Шахматная нотация. Упражнения. |
1 |
|
17.10 |
|
Правила поведения фигур. Шахматная нотация. Упражнения. |
1 |
|
24.10 |
|
Ничейные и патовые ситуации. Примеры. |
1 |
|
31.10 |
|
Рокировка, взятие на проходе, пешка как часовой. Упражнения |
1 |
|
7.11 |
|
Рокировка, взятие на проходе, пешка как часовой. Упражнения. |
1 |
|
14.11 |
|
Две ладьи против короля. |
1 |
|
21.11 |
|
Ферзь против короля. |
1 |
|
28.11 |
|
Ладья против короля. |
1 |
|
5.12 |
|
Два слона протии в короля. Упражнения. |
1 |
|
12.12 |
|
«Солдат становится генералом». Упражнения. |
1 |
|
19.12 |
|
Сеанс одновременной игры |
1 |
|
26.12 |
|
Упражнения на различные случаи матования короля. |
1 |
|
16.01 |
|
«Штурм королевского замка». Основные схемы атаки. |
1 |
|
23.01 |
|
Понятие о комбинациях. |
1 |
|
30.01 |
|
Понятие о комбинациях. |
1 |
|
6.02 |
|
«Оружие на все случаи». Разбор некоторых комбинаций. |
1 |
|
13.02 |
|
Пешка – душа шахмат. |
1 |
|
20.02 |
|
Открытые и полуоткрытые линии. |
1 |
|
27.02 |
|
«Размышления перед битвой». Неудачный старт. Примеры |
1 |
|
5.03 |
|
«Три кита», на которых держится дебют. |
1 |
|
12.03 |
|
Открытые дебюты: шотландская партия. Примеры из партий мастеров. |
1 |
|
19.03 |
|
Итальянская партия. Примеры из партий мастеров. |
1 |
|
2.04 |
|
Защита двух коней. Примеры из партий мастеров. |
1 |
|
9.04 |
|
Русская партия. Примеры из партий мастеров. |
1 |
|
16.04 |
|
Испанская партия. Примеры из партий мастеров. |
1 |
|
23.04 |
|
Королевский гамбит. Примеры из партий мастеров. |
1 |
|
30.04 |
|
Повторение пройденного материала |
1 |
|
7.05 |
|
Игровая практика. |
1 |
|
34. |
14.05 |
|
Игровая практика. Повторение пройденного материала |
1 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.