Рабочая программа учебного предмета "Трудовое обучение" для 3 класса
Оценка 4.9

Рабочая программа учебного предмета "Трудовое обучение" для 3 класса

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
технология
3 кл
23.10.2022
Рабочая программа учебного предмета "Трудовое обучение" для 3 класса
Рабочая программа учебного предмета "Трудовое обучение" для 3 класса для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
труд 3 класс (2).doc

ГКОУ для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Варгашинская специальная (коррекционная) школа – интернат»

 

 

«Рассмотрено»

 на заседании

__________________________        

Протокол № ___

от «____»___________2017 г.

 

«Согласовано»

Заместитель директора  по УВР

__________________________

 

«____»____________2017 г

 

 

 

 

«Утверждаю»

Директор школы      ___________________________  

 

от «____»____________2017 г.

 

 

 

 

Рабочая программа учебного предмета

 

«ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ»

 

для 3 класса

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор составитель: Кузнецова Алёна Михайловна,

учитель начальных классов I квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Варгаши, 2017 г.

 

Пояснительная записка

 

Рабочая программа по учебному предмету «Трудовое обучение» составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:

1.     Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);

2.     Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1 – 4 классы / под редакцией В. В. Воронковой;

3.     Постановление от 10 июля 2015 г. № 26 об утверждении СанПиН 2.4.2.3286 – 15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрировано в Минюсте России 14 августа 2015 г. N 38528);

4.     Устав образовательного учреждения;

5.     Учебный план образовательного учреждения;

6.     Используемый учебно – методический комплект:

·     Кузнецова Л. А. Технология: Ручной труд: 3 класс: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – 2-е изд. – СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2013. – 110 с.: ил. Кузнецовой Л.А.-СПб.: Просвещение, 2011.

 

Изучение трудового обучения в специальной (коррекционной) школе направлено на достижение следующих целей: всестороннее развитие личности учащегося младшего возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе формирования трудовой культуры и подготовки его к последующему профильному обучению в старших классах, развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, формирование мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.

Обучение труду в младших классах направлено на решение следующих задач:

-       формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека;

-       формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека;

-       расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей;

-       расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;

-       формирование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности;

-       формирование интереса к разнообразным видам труда;

-       развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);

-       развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение);

-       развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений;

-       развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);

-       формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации;

-       формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности; духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности;

-       воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе ит. д.);

-       уважения к людям труда;

-       сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приёмам труда, развития самостоятельности в труде;

-       формирование организационных умений в труде – вовремя приходить на занятия, организованно входить в мастерскую, работать только на своём рабочем месте, правильно располагать на нём материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно – гигиенические требования;

Наряду с этими задачами на занятиях трудом в коррекционных образовательных  учреждениях VIII вида  решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений:

- ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);

- предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);

- контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий);

- уметь находить в трудовом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;

- улучшать зрительно-двигательную координацию путём использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного трудового материала.  

 

         В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.

Успешность обучения труду  во многом зависит от методов обучения. Создание на уроке атмосферы творческого поиска благотворно влияет на общее развитие учащихся, на формирование у них интереса к трудовому обучению и познавательных умений.

Особенности организации учебного процесса по учебному предмету                  

 Технологии, используемые на уроках:

·       частично – поисковые;

·       развивающее обучение;

·       разноуровневое и дифференцированное обучение;

·       игровые;

·       ИКТ в обучении;

·       здоровьесберегающие;

·       личностно – ориентированные;

·       обучение в сотрудничестве.

Формы уроков:

·     урок изучения нового материала;

·     урок формирования умений и навыков;

·     урок развития умений и навыков;

·     урок повторения и обобщения;

·     урок закрепления;

·     урок контроля знаний, умений и навыков;

·     урок-игра.

Формы работы: 

·       фронтальная;

·       групповая;

·       индивидуальная;

·       работа в парах.

Внеурочная деятельность по предмету проводится в виде бесед, игр, конкурсов, викторин, блицтурниров.

Виды контроля и оценки достижения планируемых результатов

·       фронтальный и индивидуальный опрос;

·       комбинированный опрос;

·       работа по карточкам;

·       тестирование;

·       самостоятельная работа;

·       итоговая работа.

Уровни результативности

·       репродуктивныйуметь повторить работу по шаблону или за учителем поэтапно;

·       с элементами творчества – выполнить работу на данную тему;

·       творческийвыполнить работу на свободную тему.

 

Общая характеристика учебного предмета

Трудовое обучение в специальной (коррекционной) школе является одним из важных предметов. Деятельностный подход к построению процесса обучения по трудовому обучению является основной характерной особенностью этого учебного предмета, что способствует формированию у обучающихся с умственной отсталостью не только представлений о взаимодействии человека и окружающего мира, о роли трудовой деятельности людей в развитии общества, но и позволяет сформировать у них начальные технологические знания, важнейшие трудовые умения и навыки.

Данная программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта. Программа определяет  оптимальный  объём  знаний,  умений  по  ручному труду, который доступен большинству школьников. Обучение проводится в соответствующих содержанию программы учебных мастерских, в мастерской ручного труда или в учебном классе. Уроки труда тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования, математики.

Обучение школьников строится с учетом освоения конкретных технологических операций в ходе создания изделий из различных материалов. Виды практической деятельности и последовательность практических работ определяются возрастными особенностями обучающихся и построены на основе постепенного увеличения степени технологической сложности изготавливаемых изделий и с учетом возможности проявления обучающимися творческой инициативы и самостоятельности.

Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности обучающихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских.

Необходимо обращать внимание на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ.

Структура курса представлена следующими разделами:

·       работа с глиной и пластилином;

·       работа с природным материалом;

·       работа с бумагой и картоном;

·       работа с текстильными материалами;

·       работа с древесными материалами;

·       работа с металлом;

·       работа с металлоконструктором;

·       комбинированные работы с различными материалами.

Работа с глиной и пластилином

Элементарные знания о глине и пластилине (свойства материалов, цвет, форма). Глина ― строительный материал. Применение глины для изготовления посуды. Применение глины для скульптуры. Пластилин ― материал ручного труда. Организация рабочего места при выполнении лепных работ. Как правильно обращаться с пластилином. Инструменты для работы с пластилином. Лепка из глины и пластилина разными способами: конструктивным, пластическим, комбинированным. Приемы работы: «разминание», «отщипывание кусочков пластилина», «размазывание по картону» (аппликация из пластилина), «раскатывание столбиками» (аппликация из пластилина), «скатывание шара», «раскатывание шара до овальной формы», «вытягивание одного конца столбика», «сплющивание», «пришипывание», «примазывание» (объемные изделия). Лепка из пластилина геометрических тел (брусок, цилиндр, конус, шар). Лепка из пластилина, изделий имеющих прямоугольную, цилиндрическую, конусообразную и шарообразную форму.

Работа с природными материалами

Элементарные понятия о природных материалах (где используют, где находят, виды природных материалов). Историко-культурологические сведения (в какие игрушки из природных материалов играли дети в старину).

Заготовка природных материалов. Инструменты, используемые с природными материалами (шило, ножницы) и правила работы с ними. Организация рабочего места работе с природными материалами. Способы соединения деталей (пластилин, острые палочки). Работа с засушенными листьями (аппликация, объемные изделия). Работа с еловыми шишками. Работа с тростниковой травой. Изготовление игрушек из желудей.

Изготовление игрушек из скорлупы ореха (аппликация, объемные изделия).  

Работа с бумагой

Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага для письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая/гигиеническая, крашеная). Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат, прямоугольник). Инструменты и материалы для работы с бумагой и картоном. Организация рабочего места при работе с бумагой. Виды работы с бумагой и картоном:

Разметка бумаги. Экономная разметка бумаги. Приемы разметки: 

-                     разметка с помощью шаблоном. Понятие «шаблон». Правила работы с шаблоном. Порядок обводки шаблона геометрических фигур. Разметка по шаблонам сложной конфигурации;

-                     разметка с помощью чертежных инструментов (по линейке, угольнику, циркулем). Понятия: «линейка», «угольник», «циркуль». Их применение и устройство;

-                     разметка с опорой на чертеж. Понятие «чертеж». Линии чертежа.

Чтение чертежа.

Вырезание ножницами из бумаги. Инструменты для резания бумаги. Правила обращения с ножницами. Правила работы ножницами. Удержание ножниц. Приемы вырезания ножницами: «разрез по короткой прямой линии»; «разрез по короткой наклонной линии»; «надрез по короткой прямой линии»; «разрез по длинной линии»; «разрез по незначительно изогнутой линии»; «округление углов прямоугольных форм»; «вырезание изображений предметов, имеющие округлую форму»; «вырезание по совершенной кривой линии (кругу)». Способы вырезания: «симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам»; «симметричное вырезание из бумаги, сложенной несколько раз»; «тиражирование деталей».

Обрывание бумаги. Разрывание бумаги по линии сгиба. Отрывание мелких кусочков от листа бумаги (бумажная мозаика). Обрывание по контуру (аппликация).

Складывание фигурок из бумаги (оригами). Приемы сгибания бумаги: «сгибание треугольника пополам», «сгибание квадрата с угла на угол»; «сгибание прямоугольной формы пополам»; «сгибание сторон к середине»; «сгибание углов к центру и середине»; «сгибание по типу «гармошки»; «вогнуть внутрь»; «выгнуть наружу».   

Сминание и скатывание бумаги в ладонях. Сминание пальцами и скатывание в ладонях бумаги (плоскостная и объемная аппликация).  

Конструирование из бумаги и картона (из плоских деталей; на основе геометрических тел (цилиндра, конуса), изготовление коробок).

Соединение деталей изделия. Клеевое соединение. Правила работы с клеем и кистью. Приемы клеевого соединения: «точечное», «сплошное».

Щелевое соединение деталей (щелевой замок).

Картонажно-переплетные работы

Элементарные сведения о картоне (применение картона). Сорта картона. Свойства картона. Картонажные изделия. Инструменты и приспособления. Изделия в переплете. Способы окантовки картона:

«окантовка картона полосками бумаги», «окантовка картона листом бумаги».

Работа с текстильными материалами

Элементарные сведения о нитках (откуда берутся нитки). Применение ниток. Свойства ниток. Цвет ниток. Как работать с нитками. Виды работы с нитками:

Наматывание ниток на картонку (плоские игрушки, кисточки).  

Связывание ниток в пучок (ягоды, фигурки человечком, цветы).

Шитье. Инструменты для швейных работ. Приемы шитья: «игла

вверх-вниз»,

Вышивание. Что делают из ниток. Приемы вышивания: вышивка «прямой строчкой», вышивка прямой строчкой «в два приема», «вышивка стежком «вперед иголку с перевивом», вышивка строчкой косого стежка «в два приема».

Элементарные сведения о тканях.  Применение и назначение ткани в жизни человека. Из чего делают ткань, Свойства ткани (мнется, утюжится; лицевая и изнаночная сторона ткани; шероховатые, шершавые, скользкие, гладкие, толстые, тонкие; режутся ножницами, прошиваются иголками, сматываются в рулоны, скучиваются). Цвет ткани. Сорта ткани и их назначение (шерстяные ткани, хлопковые ткани). Кто шьет из ткани. Инструменты и приспособления, используемые при работе с тканью. Правила хранения игл. Виды работы с нитками (раскрой, шитье, вышивание, аппликация на ткани, вязание, плетение, окрашивание, набивка рисунка).  

Раскрой деталей из ткани. Понятие «лекало». Последовательность раскроя деталей из ткани.

Шитье. Завязывание узелка на нитке. Соединение деталей, выкроенных из ткани, прямой строчкой, строчкой «косыми стежками и строчкой петлеобразного стежка (закладки, кухонные предметы, игрушки).  

Ткачество. Как ткут ткани. Виды переплетений ткани (редкие, плотные переплетения). Процесс ткачества (основа, уток, челнок, полотняное переплетение).

         Скручивание       ткани.      Историко-культурологические      сведения

(изготовление кукол-скруток из ткани в древние времена).

 Отделка изделий из ткани. Аппликация на ткани. Работа с тесьмой.   

Применение тесьмы. Виды тесьмы (простая, кружевная, с орнаментом).  

Ремонт одежды. Виды ремонта одежды (пришивание пуговиц, вешалок, карманом и т.д.). Пришивание пуговиц (с двумя и четырьмя сквозными отверстиями,       с        ушком).      Отделка      изделий      пуговицами. Изготовление и пришивание вешалки

Работа с древесными материалами

Элементарные сведения о древесине. Изделия из древесины. Понятия «дерево» и «древесина». Материалы и инструменты. Заготовка древесины. Кто работает с древесными материалами (плотник, столяр). Свойства древесины (цвет, запах, текстура). 

Способы обработки древесины ручными инструментами и приспособлениями (зачистка напильником, наждачной бумагой). 

Способы обработки древесины ручными инструментами (пиление, заточка  точилкой). 

Аппликация из древесных материалов (опилок,  карандашной стружки, древесных заготовок для спичек). Клеевое соединение древесных материалов.  

Работа металлом

Элементарные сведения о металле. Применение металла. Виды металлов (черные, цветные, легкие тяжелые, благородные). Свойства металлов. Цвет металла. Технология ручной обработки металла.

Инструменты для работы по металлу.

Работа с алюминиевой фольгой. Приемы обработки фольги: «сминание», «сгибание», «сжимание», «скручивание», «скатывание», «разрывание», «разрезание».

Работа с проволокой

Элементарные сведения о проволоке (медная, алюминиевая, стальная). Применение проволоки в изделиях. Свойства проволоки (толстая, тонкая, гнется). Инструменты (плоскогубцы, круглогубцы, кусачки). Правила обращения с проволокой. 

Приемы работы с проволокой: «сгибание  волной», «сгибание в кольцо», «сгибание в спираль», «сгибание вдвое, втрое, вчетверо», «намотка на карандаш», «сгибание под прямым углом». 

Получение контуров геометрических фигур, букв, декоративных фигурок птиц, зверей, человечков.

Работа с металлоконструктором

Элементарные сведения о металлоконструкторе. Изделия из металлоконструктора. Набор деталей металлоконструктора (планки, пластины, косынки, углы, скобы планшайбы, гайки, винты). Инструменты для работы с металлоконструктором (гаечный ключ, отвертка). 

 Соединение планок винтом и гайкой.

Комбинированные работы с разными материалами

Виды работ по комбинированию разных материалов: пластилин, природные материалы; бумага, пластилин; бумага, нитки; бумага, ткань; бумага, древесные материалы; бумага пуговицы; проволока, бумага и нитки; проволока, пластилин, скорлупа ореха.

 

В целях ознакомления учащихся младших классов с видами и характером профессионального труда предусмотрены экскурсии в мастерские школы.

Изучение содержания каждого блока начинается с вводного занятия. К общим вопросам таких занятий относятся:

- значение производства  товаров для жизни людей;

- сведения о профессиях, соответствующих содержанию блока;

- демонстрация лучших изделий учащихся, выполненных в прошлом году;

- соблюдение установленных правил и порядка в мастерской – основа успешного овладения профессией;

- знакомство с оборудованием мастерской и общими правилами безопасности.

Формирование умений учащихся должно включать дозированную (с постепенным уменьшением) помощь в ориентировке и планировании работы. Для формирования оперативного образа объекта труда используются натуральные образцы, которые в зависимости от сложности изделия дополняются макетами и рисунками.

Помощь в планировании работы осуществляется в групповой беседе с использованием демонстрационных (предметных и комбинированных) технологических карт. На одном из последних занятий учебной четверти проводится самостоятельная работа учащихся. Учитель подбирает изделие среднего уровня сложности. Анализ натурального образца и рисунка с размерами, а также планирование действий осуществляется учащимися полностью самостоятельно. Индивидуальные возможности учащихся в такой работе рассматриваются как один из важных показателей индивидуальных трудовых способностей.

 

Место учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Трудовое обучение» изучается во всех классах начальной школы, тем самым обеспечивается целостность образовательного процесса и преемственность в обучении между начальным и основным звеном образования. Согласно учебному плану образовательного учреждения на изучение учебного предмета «Трудовое обучение» в 3 классе выделяется: 

3 класс – 2 часа в неделю    (34 учебных недели) -  68 часов.

 

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

     Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей   жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

     Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

    Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности выполняемой работы

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

 

   Планируемые результаты освоения

учебного предмета «Трудовое обучение»

 

3 класс

- самостоятельная ориентировка в задании;

- самостоятельное сравнивание образца с натуральным объектом, чучелом, игрушкой, иллюстрацией;

- самостоятельное составление плана работы, осуществление контрольных действий;

- самостоятельный подбор материалов и инструментов для работы;

- самостоятельное выполнение изделий;

- самостоятельный отчёт о технологии изготовления отдельных частей изделий и несложных изделий;

- употребление в речи технических терминов;

- анализ своего изделия и изделия товарища;

- пространственная ориентировка при выполнении плоскостных и объёмных работ, правильное расположение деталей, соблюдение пропорций и размеров;

Примечание. Слабые учащиеся к концу учебного года должны усвоить основные приёмы работы с различными материалами, уметь с помощью учителя составлять план работы над изделием, выполнять изделия с помощью учителя, несложные изделия — самостоятельно, давать словесный отчёт и анализировать свои изделия и изделия  товарища с помощью учителя, в отдельных случаях — самостоятельно, отвечать простыми предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов.

 

Межпредметные связи

Математика. Счёт в пределах 100. Вычерчивание прямоугольника и квадрата по заданным размерам на бумаге в клетку.

Изобразительное искусство. Определение структуры узора (повторение или чередование элементов), расположение элементов оформления по всей поверхности изделия.

Развитие устной речи на основе изучения явлений и предметов окружающей действительности. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам. Дополнение высказываний собеседников, последовательный рассказ о законченном или предполагаемом трудовом процессе. Самостоятельное описание предметов. Использование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов, выражение связей и отношений между реальными объектами.

 

Содержание  программы по учебному предмету  «Трудовое обучение»

 

3 класс

 Общее количество часов - 68 часов

I четверть

Работа с природными материалами (многодетальные объёмные изделия)

Практические работы

Экскурсия в природу с целью сбора природного материала.

Изготовление по образцу жирафа из кукурузных початков, моркови, кочерыжек, палочек и бумажных деталей.

Изготовление по рисунку паука из скорлупы грецкого ореха, плюски жёлудя, проволоки, пластилина.

Технические сведения

Свойства материалов, используемых при работе: цвет, форма, величина. Виды соединений. Инструменты, применяемые при работе: шило, нож, ножницы, кисть. Клеящие составы: БФ, казеиновый клей. Применение и назначение материалоотходов в сочетании с природными (бумага, обрезки кожи, проволока, поролон и т. д.).

Организация рабочего места и соблюдение санитарногигиенических навыков. Правила безопасной работы.

Приёмы работы

Соединение деталей с помощью пластилина, клея, палочек, проволоки. Рациональное использование случайных материалов.

Работа с бумагой и картоном

Практические работы

Окантовка картона полосками бумаги, листом. Изготовление по образцу подложек квадратной и прямоугольной формы для крепления плоских природных материалов, для наклеивания различных вырезок (дидактический материал, лото). Слабые учащиеся выполняют работу с помощью учителя.

Технические сведения

Назначение окантовки в изделиях из картона. Материалы, применяемые для окантовки, — переплётные ткани: коленкор, ледерин или бумажные заменители этих тканей. Клеящие составы: казеиновый клей, ПВА, декстриновый клей.

Приёмы работы

Разметка бумаги и картона по линейке. Вырезание и намазывание клеем окантовочных полосок. Приёмы обработки углов изделий при окантовке.

Работа с проволокой

Практические работы

Экскурсия в слесарную мастерскую.

Выплавление проволоки волочением, сгибание её под прямым углом, отрезание кусачками по заданному размеру. Изготовление деталей для работы с природным материалом.

Изготовление по образцу и контурному рисунку стилизованных фигурок рыб, птиц, животных. Выполнение изделия по показу приёмов работы учителем.

Технические сведения

Элементарные сведения о назначении и применении проволоки. Элементарные сведения о видах проволоки (медная, алюминиевая, стальная). Свойства проволоки: сгибается, ломается, отрезается кусачками; тонкая и толстая, мягкая и жёсткая (упругая). Инструменты для работы с проволокой, их назначение и применение: кусачки, плоскогубцы, молоток. Правила безопасной работы. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с проволокой.

Приёмы работы

Правильная хватка инструмента. Сгибание проволоки плоскогубцами, молотком. Резание проволоки кусачками.

Работа с древесиной

Практические работы

Экскурсия в столярную мастерскую.

Кто работает с древесными материалами (плотник, столяр). Заготовка древесины.

Выполнение упражнений: сломать лучину, расколоть ножом небольшую заготовку вдоль волокон, срезать под углом, зачистить наждачной бумагой.

Способы обработки древесины ручными инструментами (пиление, заточка  точилкой). 

Аппликация из древесных материалов (опилок,  карандашной стружки, древесных заготовок для спичек). Клеевое соединение древесных материалов.  

Технические сведения

Элементарные сведения о назначении и применении древесины. Понятия «дерево» и «древесина». Свойства древесины: ломается, гнётся, режется, раскалывается вдоль волокон, цвет, запах, текстура. Организация рабочего места, правила безопасной работы и соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с древесиной. Материалы, инструменты и приспособления.

Приёмы работы

Правильная хватка инструмента. Способы обработки древесины ручными инструментами и приспособлениями (зачистка напильником, наждачной бумагой). 

II четверть

Работа с природными материалами

Практические работы

Изготовление по замыслу объёмных изделий из различных материалов (после экскурсий, чтения книг, просмотра кинофильма).

Технические сведения

Свойства природных материалов, используемые в работе: твёрдость, величина, цвет, разнообразные формы. Инструменты: шило, нож, кисть. Клеящие составы: БФ, столярный клей. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы.

Приёмы работы

Компоновка различных деталей с помощью клея, проволоки, ниток.

Работа с металлоконструктором

Практические работы

Упражнения в завинчивании гайки рукой. Сборка по образцу треугольника из трёх плоских планок. Выполнение приёмов работы ключом и отвёрткой.

Сборка по образцу квадрата из двух больших скоб 5 и двух планок 5, прямоугольника из двух планок 3 и двух планок 9. Составление из собранных плоских фигур более сложных (домик, машина, паровоз). Разборка собранных изделий.

Сборка по образцу лопатки из большого квадрата и планки 10, грабель из планки 5 (колодка), планки 11 (ручка), трёх планок 2 (зубья). Разборка изделий. Слабые учащиеся делают только лопатку.

Сборка по образцу лесенки из двух длинных планок 11 и четырёх-пяти скобок. Разборка лесенки. Слабые учащиеся выполняют работу по заделу.

Сборка стола по образцу из большой пластины (крышка), малого плато (царга), четырёх планок 5 (ножки). Разборка стола. Слабые учащиеся выполняют работу с помощью учителя.

Сборка по образцу и техническому рисунку стула из малого плато, двух коротких планок 5 (передние ножки), двух планок 9 и скобы. Разборка. Слабые учащиеся выполняют работу по заделу.

Технические сведения

Элементарные сведения о профессии слесаря. Ознакомление с наборами «Школьник», «Металлический конструктор». Детали конструктора: плато, планки, скобы, винты, гайки. Инструменты: ключ, отвёртка. Правила безопасной работы. Приёмы работы  

Подбор планок по счёту отверстий. Установка скоб, соединение деталей винтами и гайками. Завинчивание и отвинчивание рукой и инструментами. Правильная хватка инструментов.

Работа с бумагой и картоном

Практические работы

Разметка картона и бумаги по шаблонам сложной конфигурации.

Изготовление ёлочных игрушек.

Изготовление плоских карнавальных полумасок и масок из тонкого картона и плотной бумаги. Отделка изделий аппликативными украшениями.

Изготовление из тонкого картона и плотной бумаги карнавальных головных уборов (кокошник, шапочка с козырьком). Отделка изделий аппликативными украшениями. Работа выполняется по показу учителя.

Технические сведения

Сорта картона, применяемые для оформительских работ. Применение других материалов в сочетании с картоном и бумагой (нитки, тесьма, материалоотходы — поролон, обрезки кожи, фольги и др.). Организация рабочего места и санитарно-гигиенические требования при работе с картоном и другими материалами. Правила безопасной работы.

Приёмы работы  

Разметка картона и бумаги по шаблонам. Резание картона ножницами по кривым и прямым линиям. Прорезание отверстий в картоне. Пришивание тесьмы и других материалов к деталям из картона.

III четверть

Работа с бумагой и картоном

Практические работы

Упражнения в разметке бумаги и картона по линейке. Нанесение рицовки ножом по линейке с фальцем.

Изготовление обложки для проездного билета.

Изготовление по образцу складной доски для игры в шашки.

Изготовление по образцу папки для тетрадей без клапанов, с завязками. Технические сведения

Элементарные понятия о профессии картонажника-переплётчика. Технологические особенности изделий из бумаги и картона (детали изделий склеивают и сшивают). Понятие о многодетальных изделиях. Понятие о группах инструментов и их назначении: для разметки и для обработки. Ознакомление со свойствами и назначением переплётных материалов: коленкора, ледерина, тесьмы. Клеящие составы: клейстер, клей промышленного производства. Организация рабочего места и санитарно-гигиенические требования при работе с бумагой и картоном. Правила безопасной работы.

Приёмы работы  

Разметка по линейке. Применение ученического циркуля для разметки картона и бумаги. Нанесение рицовки по линейке с фальцем.

Работа с текстильными материалами

Практические работы

Ознакомление с косым обмёточным стежком. Упражнения на полосе тонкого картона по готовым проколам.

Изготовление закладки из фотоплёнки с цветным вкладышем. Оформление концов закладки кисточками.

Пришивание косыми стежками вешалки из тесьмы к полотенцу.

Изготовление кармашка из клеёнки или бархатной бумаги для счётных палочек, ножниц. Обмётывание боковых срезов кармашка по готовым проколам косым стежком. Слабые учащиеся выполняют работу по заделу.

Изготовление по образцу подушечки-прихватки по самостоятельно составленной выкройке из нескольких сложенных вместе кусочков разноцветной ткани (смётывание по краям и по диагонали, обмётывание краёв косым стежком).

Технические сведения

Назначение косого обмёточного стежка. Нитки, ткани, их свойства и назначение. Инструменты, применяемые при работе с текстильными материалами. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы.

Приёмы работы

Правильное пользование иглой и напёрстком. Выполнение косого обмёточного стежка: введение иглы сверху вниз в вертикальном положении относительно полосы ткани, направление строчки слева  направо. Пришивание вешалки и обмётывание боковых срезов мешочка, подушечки-прихватки косыми стежками.

Работа с древесиной

Практические работы

Элементарные сведения о профессиях плотник,  столяр.

Подготовительные упражнения: вбить гвоздь в древесину мягкой породы, извлечь гвоздь.

Аппликация из древесных материалов (опилок,  карандашной стружки, древесных заготовок для спичек). Клеевое соединение древесных материалов.  

Технические сведения

Элементарные понятия о видах материалов из древесины: доске, бруске, клееной фанере. Технологические особенности изделий из древесины — детали соединяют гвоздями и шурупами. Инструменты для работы с деревом: нож, шило, буравчик, молоток, клещи, отвёртка, их назначение и применение. Понятие длины, ширины и толщины бруска. Организация рабочего места, санитарно-гигиенические требования. Правила безопасной работы.

Приёмы работы

Правильная хватка инструмента. Способы обработки древесины ручными инструментами и приспособлениями (зачистка напильником, наждачной бумагой). 

IVчетверть

Работа с бумагой и картоном (объёмные изделия из картона)

Практические работы

Изготовление открытых коробок из тонкого картона. Разметка развёртки коробки по шаблону и по линейке. Склеивание коробок двумя способами: с помощью клапанов и по стыкам, склеивание полосой бумаги. Работа выполняется по образцу и показу отдельных приёмов работы учителем.

Технические сведения

Элементарные сведения о назначении картона как материала для изготовления различной тары. Свойства коробочного картона: более толстый и прочный по сравнению с другими сортами, цвет коробочного картона. Способы изготовления коробок. Правила безопасной работы.

Приёмы работы

Разметка развёрток по шаблонам и линейке, надрез картона ножом по фальцлинейке на линиях сгиба (рицовка). Сгибание картона и склеивание по стыкам. Склеивание бумагой объёмных изделий.

Работа с текстильными материалами

Практические работы

Составление по образцам простейшего рисунка на листе бумаги в клетку. Вышивание рисунка, переведённого учителем на льняное полотно, ручными стежками, оформление вышитого куска ткани в виде салфетки, коврика, кукольного полотенца и т. д. Приёмы пришивания пуговиц на белье и одежде. Ремонт одежды по распоровшемуся шву. Ремонт одежды по распоровшемуся месту.

Технические сведения

Виды стежков, применяемых для вышивки. Виды вышивок. Выбор рисунка в за висимости от назначения изделия. Виды пуговиц и способы их пришивания. Нитки для пришивания пуговиц. Последовательность стачивания распоровшегося шва. Правила техники безопасности при работе с иглой, утюгом. Организация рабочего места.

Приёмы работы

Вышивание по линиям рисунка. Оформление бахромой. Закрепление нитки несколькими стежками на одном месте, подбор ниток по цвету, толщине, качеству. Стачивание ткани по распоровшемуся шву ручным стачным швом, утюжка.

Работа с металлоконструктором

Практические работы

Самостоятельная сборка по образцу и техническому рисунку стола с перекрещенными ножками из большого плато, четырёх пластин 11, четырёх уголков и двух скоб (средних). Слабые учащиеся выполняют работу по заделу.

Самостоятельная сборка по техническому рисунку дорожного знака. Слабые ученики выполняют работу по заделу.

Самостоятельная сборка по образцу и представлению различных видов тележек. Слабые учащиеся выполняют работу по заделу.

Технические сведения

Повторение сведений, обозначенных в третьей четверти.

Приёмы работы

Повторение приёмов, обозначенных в третьей четверти.

 

Тематическое планирование

с определением основных видов учебной деятельности

 

3 класс

Общее количество - 68 часов

 

п/п

Тема, раздел

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

Работа с природным материалом – 4 часа

1

Введение. Правила поведения и техника безопасности на уроках труда.

1

Беседа о правилах техники безопасности. Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических навыков.

Свойства материалов, используемых при работе: цвет, форма, величина. Виды соединений. Инструменты, применяемые при работе: шило, нож, ножницы, кисть. Клеящие составы: БФ, казеиновый клей. Применение и назначение материалоотходов в сочетании с природными (бумага, обрезки кожи, проволока, поролон и т. д.).

Соединение деталей с помощью пластилина, клея, палочек, проволоки. Рациональное использование случайных материалов.

2

Экскурсия в природу с целью сбора природного материала. 

 

1

Получение индивидуального задания на экскурсию по сбору природного материала. Сортировка материала и подготовка его к хранению. Свойства материалов, используемых при работе: цвет, форма, величина.

3

Изготовление по образцу жирафа из кукурузных початков, моркови, кочерыжек, палочек и бумажных деталей.

 

1

Анализ образца и определение последовательности изготовления жирафа, самостоятельный отбор материалов для работы, обучение приемам работы с ножницами, ножом, шилом. Изготовление жирафа. Соединение деталей с помощью пластилина, клея, палочек, проволоки. Рациональное использование случайных материалов.

4

Изготовление по рисунку паука из скорлупы грецкого ореха, плюски жёлудя, проволоки, пластилина.

 

1

Анализ рисунка и планирование работы по изготовлению паука. Обучение приемам работы с проволокой: сгибание с целью придания определенной формы, завивание в спираль. Соединение с другими материалами. Беседа по составлению словесного портрета паука, планирование последователь-

ности изготовления поделки, подбор материалов. Сравнение изготовленной поделки с образцом-макетом, рисунком. Исправление ошибок.

Работа с бумагой и картоном – 4 часа

5

Окантовка картона полосками бумаги, листом.

 

1

Назначение окантовки в изделиях из картона. Анализ образца и планирование работы по вопросам учителя. Самостоятельное планирование. Разметка бумаги и картона с помощью линейки, оклеивание полосками бумаги с подрезанием их на 45 градусов по углам. Материалы, применяемые для окантовки, — переплётные ткани: коленкор, ледерин или бумажные заменители этих тканей. Клеящие составы: казеиновый клей, ПВА, декстриновый клей. Разметка бумаги и картона по линейке. Вырезание и намазывание клеем окантовочных полосок. Приёмы обработки углов изделий при окантовке.

6

Изготовление счетной линейки (для счета с переходом через десяток).

 

1

Анализ образца, необходимость изготовления данного изделия. Планирование работы по плану. Разметка картона с помощью линейки. Оформление с лицевой стороны - украшение.

7

Изготовление кубика

 

1

Анализ образца. Назначение изделия. Разметка бумаги и картона по линейке.

8

Изготовление по образцу подложек квадратной и прямоугольной формы для крепления плоских природных материалов, для наклеивания различных вырезок (дидактический материал, лото).

1

Знакомство с переплетным материалом. Анализ образца и планирование в групповой беседе, используя предметную карту. Разметка бумаги и картона по линейке.

 

Работа с  проволокой – 5 часов

9

Экскурсия в слесарную мастерскую.

1

Экскурсия в слесарную мастерскую. Правила безопасной работы. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с проволокой.

10

Знакомство с видами проволоки и её применением. Выплавление проволоки волочением, сгибание её под прямым углом, отрезание кусачками по заданному размеру. Изготовление деталей для работы с природным материалом.

 

1

Элементарные сведения о назначении и применении проволоки. Элементарные сведения о видах проволоки (медная, алюминиевая, стальная). Свойства проволоки: сгибается, ломается, отрезается кусачками; тонкая и толстая, мягкая и жёсткая (упругая). Инструменты для работы с проволокой, их назначение и применение: кусачки, плоскогубцы, молоток.

Опыты по определению свойств проволоки. Составление коллекции  проволоки. Закрепление видов проволоки: алюминиевая, медная, стальная. Сгибание проволоки плоскогубцами, молотком. Резание проволоки кусачками. Правила безопасной работы. Правильная хватка инструментов.

11

-

12

Изготовление цепочки из проволоки по показу учителя.

2

Свойства проволоки. Показ приема работы: навить на стержень мягкую проволоку и нарезать кусочками кольца, собрать из колец цепочку. Организация рабочего места. Назначение подобного изделия.

13

Изготовление по образцу и контурному рисунку стилизованных фигурок рыб, птиц, животных. Выполнение изделия по показу приёмов работы учителем.

1

Выполнение изделий по показу. Закрепление видов и свойств проволоки. Соблюдение санитарно -гигиенических требований при работе с проволокой.

Работа с древесиной – 4 часа

14

Экскурсия в столярную мастерскую. Выполнение упражнений: сломать лучину, расколоть ножом небольшую заготовку вдоль волокон, срезать под углом, зачистить наждачной бумагой.

 

1

Экскурсия в столярную мастерскую. Кто работает с древесными материалами (плотник, столяр). Понятия «дерево» и «древесина».  Заготовка древесины. Элементарные сведения о назначении и применении древесины. Свойства древесины: ломается, гнётся, режется, раскалывается вдоль волокон, цвет, запах, текстура. Организация рабочего места, правила безопасной работы и соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с древесиной. Правильная хватка инструмента.

15

Способы обработки древесины ручными инструментами (пиление, заточка  точилкой). 

 

1

Правильная хватка инструмента. Способы обработки древесины ручными инструментами и приспособлениями (строгание, зачистка напильником, наждачной бумагой).   Организация рабочего места, правила безопасной работы и соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с древесиной.

16

-

17

Аппликация из древесных материалов (опилок,  карандашной стружки, древесных заготовок для спичек).

2

Правильная хватка инструмента. Клеевое соединение древесных материалов.  Организация рабочего места, правила безопасной работы и соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с древесиной.

Работа с природным материалом – 2 часа

18

-

19

Изготовление по замыслу объемных изделий из различных материалов (после экскурсий, чтения книг, просмотра кинофильма).

 

2

Изготовление кораблика из сосновой коры и случайных материалов, фигурок животных из сучков и кореньев деревьев с добавлением схожести недостающих деталей. Обработка ножом, шилом, кистью. Компоновка различных деталей с помощью клея, проволоки, ниток. Свойства природных материалов, используемые в работе: твёрдость, величина, цвет, разнообразные формы. Клеящие составы: БФ, столярный клей. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы.

Работа с металлоконструктором – 6 часов

20

Упражнения в завинчивании гайки рукой. Сборка по образцу треугольника из трёх плоских планок. Выполнение приёмов работы ключом и отвёрткой.

1

Элементарные сведения о профессии слесаря. Ознакомление с наборами «Школьник», «Металлический конструктор». Детали конструктора: плато, планки, скобы, винты, гайки. Инструменты: ключ, отвёртка. Правила безопасной работы. Подбор планок по счёту отверстий. Завинчивание и отвинчивание рукой и инструментами. Правильная хватка инструментов. Проведение тренировочных упражнений по соединению двух планок крепежной парой и завинчиванием гайки руками. Сборка треугольника по образцу.

21

Сборка по образцу квадрата из двух больших скоб 5 и двух планок 5, прямоугольника из двух планок 3 и двух планок 9. Составление из собранных плоских фигур более сложных (домик, машина, паровоз). Разборка собранных изделий.

1

Закрепление приемов сборки. Составление квадратов, прямоуголь-ников по образцу и рисунку. Составление более сложных фигур по образцу и рисунку. Отчет о выполненной работе. Разборка конструктора. Проверка комплектности набора. Правила безопасной работы.

22

Сборка по образцу лопатки из большого квадрата и планки 10, грабель из планки 5 (колодка), планки 11 (ручка), трёх планок 2 (зубья). Разборка изделий.

1

Упражнения в соединении деталей с помощью крепежных пар, скоб. Сборка по образцу с предварительным анализом работы по рисунку. Последовательное изготовление изделий самостоятельно. Слабые учащиеся делают только лопатку. Правила безопасной работы.

23

Сборка по образцу лесенки из двух длинных планок 11 и четырёх-пяти скобок. Разборка лесенки.

1

Упражнения в соединении деталей с помощью крепежных пар, скоб. Сборка по образцу с предварительным анализом работы по рисунку. Последовательное изготовление изделий самостоятельно. Слабые учащиеся выполняют работу по заделу. Правила безопасной работы.

24

Сборка стола по образцу из большой пластины (крышка), малого плато (царга), четырёх планок 5 (ножки). Разборка стола.

1

Анализ образца по рисунку. Способы соединения деталей. План изготовления первого изделия с помощью учителя, последующих самостоятельно. Отчет о выполненной работе. Слабые учащиеся выполняют работу с помощью учителя. Правила безопасной работы.

25

Сборка по образцу и техническому рисунку стула из малого плато, двух коротких планок 5 (передние ножки), двух планок 9 и скобы. Разборка стула.

1

Анализ образца по рисунку. Способы соединения деталей. План изготовления первого изделия с помощью учителя, последующих самостоятельно. Отчет о выполненной работе. Слабые учащиеся выполняют работу по заделу. Правила безопасной работы.

Работа с бумагой и картоном – 10 часов

26

Разметка картона и бумаги по шаблонам сложной конфигурации. Изготовление ёлочных игрушек.

 

1

Сорта картона, применяемые для оформительских работ. Применение других материалов в сочетании с картоном и бумагой (нитки, тесьма, материалоотходы — поролон, обрезки кожи, фольги и др.). Организация рабочего места и санитарно-гигиенические требования при работе с картоном и другими материалами. Правила безопасной работы. Анализ образца и планирование работы в совместной беседе. Обучение приемам прорезывания отверстий в бумаге. Изготовление и сборка изделий.

27

-

28

Изготовление плоских карнавальных полумасок и масок из тонкого картона и плотной бумаги. Отделка изделий аппликативными украшениями.

 

2

Беседа о празднике «Новый год». Обсуждение масок и выбор необходимой для работы бумаги. Анализ изделия и планирование работы. Разметка картона и бумаги по шаблонам. Резание картона ножницами по кривым и прямым линиям. Прорезывание отверстий в картоне. Пришивание тесьмы и других материалов к деталям из картона. Организация рабочего места и санитарно-гигиенические требования при работе с картоном и другими материалами. Правила безопасной работы.  

29

-

30

Изготовление из тонкого картона и плотной бумаги карнавальных головных уборов (кокошник, шапочка с козырьком). Отделка изделий аппликативными украшениями. Работа выполняется по показу учителя.

2

Анализ и планирование хода работы. Разметка основы кокошника по сложным шаблонам, резание ножницами по кривым линиям, прорезывание отверстий на кокошнике острым ножом. Отделка изделий аппликативными украшениями. Организация рабочего места и санитарно-гигиенические требования при работе с картоном и другими материалами. Правила безопасной работы.

31

Упражнения в разметке бумаги и картона по линейке. Нанесение рицовки ножом по линейке с фальцем.

 

1

Элементарные понятия о профессии картонажника-переплётчика. Технологические особенности изделий из бумаги и картона (детали изделий склеивают и сшивают). Понятие о многодетальных изделиях. Понятие о группах инструментов и их назначении: для разметки и для обработки. Упражнения в разметке бумаги и картона по линейке. Нанесение рицовки по линейке с фальцем. Ознакомление со свойствами и назначением переплётных материалов: коленкора, ледерина, тесьмы. Клеящие составы: клейстер, клей промышленного производства. Организация рабочего места и санитарно-гигиенические требования при работе с бумагой и картоном. Правила безопасной работы.

32

Изготовление обложки для проездного билета.

 

1

Анализ образца обложки, планирование работы в групповой беседе самостоятельно, по вопросам учителя. Подбор материалов и инструментов для работы. Усвоение приемов работы. Организация рабочего места и санитарно-гигиенические требования при работе с бумагой и картоном. Правила безопасной работы.

33

-

34

Изготовление по образцу складной доски для игры в шашки.

 

2

Беседа о назначении изделия. Анализ образца. Разметка по линейке. Применение ученического циркуля для разметки картона и бумаги.  Составление плана работы. Изготовление доски для игры. Организация рабочего места и санитарно-гигиенические требования при работе с бумагой и картоном. Правила безопасной работы.

35

Изготовление по образцу папки для тетрадей без клапанов, с завязками.

1

Назначение изделия. Анализ образца. Планирование в беседе по вопросам учителя. Закрепление приемов, закрепление завязок, используя показ учителя и предметную инструкцию. Анализ выполненных работ. Организация рабочего места и санитарно-гигиенические требования при работе с бумагой и картоном. Правила безопасной работы.

Работа с текстильными материалами –  8 часов

36

Ознакомление с косым обметочным стежком при выполнении упражнений на полосе картона по готовым проколам.

 

1

Назначение косого обмёточного стежка. Нитки, ткани, их свойства и назначение. Инструменты, применяемые при работе с текстильными материалами. Правильное пользование иглой и напёрстком. Выполнение косого обмёточного стежка: введение иглы сверху вниз в вертикальном положении относительно полосы ткани, направление строчки слева  направо. Анализ образца. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы.

37

-

38

Изготовление закладки из фотопленки с цветным вкладышем. Оформление концов закладки кисточками.

 

 

2

Анализ образца закладки и планирование последовательности выполнения работы. Составление плана работы по опоре на технологическую карту. Выполнение косого обмёточного стежка: введение иглы сверху вниз в вертикальном положении относительно полосы фотоплёнки, направление строчки слева  направо. Самостоятельное выполнение работы. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы.  

39

Пришивание косыми стежками вешалки из тесьмы к полотенцу.

1

Пришивание вешалки по показу учителя. Закрепление свойств ниток, правила техники безопасности при работе с иглой. Анализ выполненных работ.

40

-

41

Изготовление кармашка из клеёнки или бархатной бумаги для счётных палочек, ножниц. Обмётывание боковых срезов кармашка по готовым проколам косым стежком.

2

Анализ образца. Необходимость его изготовления. Построение плана работы в беседе с опорой на технологическую карту. Самостоятельная работа. Анализ выполненных работ. Слабые учащиеся выполняют работу по заделу. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы.  

42

-

43

Изготовление по образцу подушечки-прихватки по самостоятельно составленной выкройке из нескольких сложенных вместе кусочков разноцветной ткани (смётывание по краям и по диагонали, обмётывание краёв косым стежком).

 

2

Анализ образца. Назначение изделия. Планирование работы в групповой беседе. Составление выкройки прихватки. Подготовка кроя к работе. Знакомство с раскроем по выкройке одновременно нескольких деталей. Выполнение работы: сметывание по краям, обметывание краев косым стежком. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы.  

Работа с древесиной –  3 часа

44

 

Подготовительные упражнения: вбить гвоздь в древесину мягкой породы, извлечь гвоздь.

1

Элементарные сведения о профессиях плотник,  столяр. Элементарные понятия о видах материалов из древесины: доске, бруске, клееной фанере. Технологические особенности изделий из древесины — детали соединяют гвоздями и шурупами. Инструменты для работы с деревом: нож, шило, буравчик, молоток, клещи, отвёртка, их назначение и применение. Понятие длины, ширины и толщины бруска. Правильная хватка инструмента. Работа молотком, буравчиком и отвёрткой. Организация рабочего места, санитарно-гигиенические требования. Правила безопасной работы.

45

-

46

Аппликация из древесных материалов (опилок,  карандашной стружки, древесных заготовок для спичек).

2

Клеевое соединение древесных материалов.  Правильная хватка инструмента. Способы обработки древесины ручными инструментами и приспособлениями (зачистка напильником, наждачной бумагой). Организация рабочего места, санитарно-гигиенические требования. Правила безопасной работы.

Работа с бумагой и картоном (объёмные изделия из картона) – 4 часа

47

-

50

Изготовление открытых коробок из тонкого картона. Разметка развёртки коробки по шаблону и по линейке. Склеивание коробок двумя способами: с помощью клапанов и по стыкам, склеивание полосой бумаги. Работа выполняется по образцу и показу отдельных приёмов работы учителем.

                                  

 

4

Элементарные сведения о назначении картона как материала для изготовления различной тары. Свойства коробочного картона: более толстый и прочный по сравнению с другими сортами, цвет коробочного картона. Способы изготовления коробок. Разметка развёрток по шаблонам и линейке, надрез картона ножом по фальцлинейке на линиях сгиба (рицовка). Сгибание картона и склеивание с помощью клапанов и по стыкам. Склеивание бумагой объёмных изделий. Правила безопасной работы. Работа выполняется по образцу учителя.

Работа с текстильными материалами – 12 часов

51

-

54

Составление по образцам простейшего рисунка на листе бумаги в клетку. Вышивание рисунка, переведённого учителем на льняное полотно, ручными стежками, оформление вышитого куска ткани в виде салфетки, коврика, кукольного полотенца и т. д.

4

Виды стежков, применяемых для вышивки. Виды вышивок. Выбор рисунка в зависимости от назначения изделия. Вышивание по линиям рисунка. Оформление бахромой. Организация рабочего места.

 

 

55

-

56

Приёмы пришивания пуговиц на белье и одежде.

2

Виды пуговиц и способы их пришивания. Нитки для пришивания пуговиц. Правила техники безопасности при работе с иглой, утюгом. Организация рабочего места.

57

-

59

Ремонт одежды по распоровшемуся шву.

3

Последовательность стачивания распоровшегося шва. Закрепление нитки несколькими стежками на одном месте, подбор ниток по цвету, толщине, качеству. Стачивание ткани по распоровшемуся шву ручным стачным швом, утюжка. Организация рабочего места. Правила техники безопасности при работе с иглой, утюгом.

60

-

62

Ремонт одежды по распоровшемуся месту.

3

Закрепление нитки несколькими стежками на одном месте, подбор ниток по цвету, толщине, качеству. Стачивание ткани по распоровшемуся шву ручным стачным швом, утюжка. Организация рабочего места. Правила техники безопасности при работе с иглой, утюгом.

Работа с металлоконструктором – 6 часов

63

-

64

Самостоятельная сборка по образцу и техническому рисунку стола с перекрещенными ножками из большого плато, четырёх пластин 11, четырёх уголков и двух скоб (средних).

2

Детали конструктора: плато, планки, скобы, винты, гайки. Инструменты: ключ, отвёртка.  Подбор планок по счёту отверстий. Установка скоб, соединение деталей винтами и гайками. Завинчивание и отвинчивание рукой и инструментами. Правильная хватка инструментов. Слабые учащиеся выполняют работу по заделу. Правила безопасной работы.

65

Самостоятельная сборка по техническому рисунку дорожного знака.

1

Подбор планок по счёту отверстий. Установка скоб, соединение деталей винтами и гайками. Завинчивание и отвинчивание рукой и инструментами. Правильная хватка инструментов. Слабые учащиеся выполняют работу по заделу. Правила безопасной работы.

66

-

68

Самостоятельная сборка по образцу и представлению различных видов тележек.

3

Подбор планок по счёту отверстий. Установка скоб, соединение деталей винтами и гайками. Завинчивание и отвинчивание рукой и инструментами. Правильная хватка инструментов. Слабые учащиеся выполняют работу по заделу. Правила безопасной работы.

 

Описание материально - технического обеспечения

 

Учебно – методический комплекс:

1.     Кузнецова Л. А. Технология: Ручной труд: 3 класс: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – 2-е изд. – СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2013. – 110 с.: ил. Кузнецовой Л.А.-СПб.: Просвещение, 2011.

 

Учебно – методическая литература для учителя:

1.     Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).                                    

2.     Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1-4 классы/Под ред. В.В. Воронковой; 7-е издание. - М.: Просвещение, 2013. 

3.     Антипов В.И. Руководство трудовым обучением в младших классах вспомогательной школы.- М., 1970.

4.     Антипов В.И. Внеклассные занятия по труду во вспомогательной школе.- М.,1971.

5.     Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе/Под ред. Воронковой В.В. –М.,1994.

6.     Ельников Д.П. Обучение школьников прикладным видам труда//Школа и производство.- 2000.- №1.

7.     Жидкина Т.С., Кузьмина Н.Н. Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы 8 вида. -М.: Издательский центр «Академия», 2005.-192 с.

8.     Зотов Ю.Б. Организация современного урока.- М., 1984.

9.     Ковалева Е. А. Трудовое обучение во вспомогательной школе. Из опыта работы.- М., 1980.

10. Мирский С. Л. Изучение трудовых возможностей учащихся вспомогательной школы // Дефектология, 1997.- №3.

11. Мирский С. Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении. М., 1980.

12. Нагибина М.И. Нетрадиционные материалы на уроках труда в начальной        школе.- Ярославль, 1996.

13. Нагибина М.И. Чудеса для детей из ненужных вещей.- Ярославль, 1998.

14. Павлова Н. П. Трудовое обучение в 1-3 классах вспомогательной школы.- М.: Просвещение, 1988.- 176с.

15. Пинский Б.И. Коррекционно- воспитательное значение труда для психического развития учащихся вспомогательной школы .-М., 1972.

16. Тарасенко С.Д. Забавные поделки.- М., 1992.

17. Ткаченко В.Г. Обучение приемам работы измерительной линейкой на уроках труда во вспомогательной школе //Дефектология.- 1999.-№5.

18. Трудовое обучение во вспомогательной школе: Кн. Для учителя: Из опыта работы / составитель Ковалева Е.А.- М., 1988.

19. Кузнецова Л. А. Технология: Ручной труд: 3 класс: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – 2-е изд. – СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2013. – 110 с.: ил. Кузнецовой Л.А.-СПб.: Просвещение, 2011.

20. Цамулина Е.Е. Изготовление поделок из ненужных вещей.- Ярославль, 1999.

21. Щербакова А.М. Воспитание ребенка с нарушением развития.- М.,2002.

 

Учебно – методическая литература для обучающихся:

 

1.     Кузнецова Л. А. Технология: Ручной труд: 3 класс: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – 2-е изд. – СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2013. – 110 с.: ил. Кузнецовой Л.А.-СПб.: Просвещение, 2011.

 

Перечень интернет ресурсов и компьютерных программ:

1.     http://www.edu.ru – Федеральный портал Российского образования

2.     http://pedsovet.su – образовательный сайт, интернет-сообщество (социальная сеть) учителей, педагогов и других работников сферы образования.

3.     http://openclass.ru – «Открытый класс». Сетевые образовательные сообщества.

4.     http://festival.1september.ru – фестиваль педагогический идей «Открытый урок».

5.     http://fcior.edu.ru - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР);

6.     http://sc.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов;

7.     http://window.edu.ru/ - Единое окно доступа к цифровым образовательным ресурсам;

8.     http://interneturok.ru/ - Уроки школьной программы. Видео, конспекты, тесты, тренажеры.

9.     http://vipbook.info/ - Электронная библиотека

10. Виртуальные экскурсии в Интернете

11. http://www.proshkolu.ru/user/vikafedotova38/file/368567/ - Про школу - сайт для учителей;

12. http://s1702.zouo.ru/index.php?id=409 – каталог образовательных интернет-ресурсов;

13. http://viki.rdf.ru/  - детские электронные книги и презентации;

14. http://rusedu.ru/  -  архив учебных программ;

15. http://school-collection.edu.ru/qa/ -  ЦОР;

16. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223  - федеральный государственный  образовательный стандарт;

17. http://www.nachalka.com/ - сайт для учителей начальных классов;

18. http://uchitel.moy.su/ - сайт учителю-предметнику;

19. http://konstantinova.21416s15.edusite.ru/p33aa1.html - для учителей начальных классов;

20. http://www.kinder.ru/ - интернет-каталог детских сайтов;

21. http://www.planetashkol.ru/ - Планета школа - для учеников и учителей.

 

Компьютерные и информационно – коммуникационные средства:

1.     Компьютер

2.     Проектор

3.     Экран

 

Экранно -  звуковые пособия и дидактический материал:

1.     Наглядные пособия

·       Макеты «Овощи»

·       Макеты «Фрукты»

·       Макеты «Геометрические фигуры»

·       Игрушки

·       Строительные кубики

·       Наборы конструкторов

·       Мозаика

·       Виды и сорта бумаги и  ткани

·       Альбом этапы производства ткани

2.     Раздаточный материал

·       Ножницы

·       Простые карандаши

·       Кисти

·       Клей канцелярский

·       Стеки

·       Шаблоны

·       Подкладные доски

·       Салфетки

·       Акварельные краски

·       Цветные карандаши

·       Альбомы

·       Цветная бумага

·       Цветной и белый картон

·       Наборы пластилина

3.     Природный материал

·       Шишки

·       Жёлуди

·       Скорлупа

·       Сухие листья

·       Различные виды бросового материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

ГКОУ для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Варгашинская специальная (коррекционная) школа – интернат» «Рассмотрено» на заседании __________________________

ГКОУ для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Варгашинская специальная (коррекционная) школа – интернат» «Рассмотрено» на заседании __________________________

Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Трудовое обучение» составлена на основании следующих нормативно – правовых документов: 1

Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Трудовое обучение» составлена на основании следующих нормативно – правовых документов: 1

Наряду с этими задачами на занятиях трудом в коррекционных образовательных учреждениях

Наряду с этими задачами на занятиях трудом в коррекционных образовательных учреждениях

Формы уроков: · урок изучения нового материала; · урок формирования умений и навыков; · урок развития умений и навыков; · урок повторения и обобщения; ·…

Формы уроков: · урок изучения нового материала; · урок формирования умений и навыков; · урок развития умений и навыков; · урок повторения и обобщения; ·…

Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности обучающихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду, который осуществляется на базе…

Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности обучающихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду, который осуществляется на базе…

Разметка бумаги. Экономная разметка бумаги

Разметка бумаги. Экономная разметка бумаги

Цвет ткани. Сорта ткани и их назначение (шерстяные ткани, хлопковые ткани)

Цвет ткани. Сорта ткани и их назначение (шерстяные ткани, хлопковые ткани)

Работа с металлоконструктором

Работа с металлоконструктором

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры

Самостоятельное описание предметов

Самостоятельное описание предметов

Элементарные сведения о назначении и применении проволоки

Элементарные сведения о назначении и применении проволоки

Сборка по образцу лопатки из большого квадрата и планки 10, грабель из планки 5 (колодка), планки 11 (ручка), трёх планок 2 (зубья)

Сборка по образцу лопатки из большого квадрата и планки 10, грабель из планки 5 (колодка), планки 11 (ручка), трёх планок 2 (зубья)

Элементарные понятия о профессии картонажника-переплётчика

Элементарные понятия о профессии картонажника-переплётчика

Правильная хватка инструмента

Правильная хватка инструмента

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности 3 класс

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности 3 класс

Соединение с другими материалами

Соединение с другими материалами

Знакомство с видами проволоки и её применением

Знакомство с видами проволоки и её применением

Правильная хватка инструмента

Правильная хватка инструмента

Сборка треугольника по образцу

Сборка треугольника по образцу

Организация рабочего места и санитарно-гигиенические требования при работе с картоном и другими материалами

Организация рабочего места и санитарно-гигиенические требования при работе с картоном и другими материалами

Клеящие составы: клейстер, клей промышленного производства

Клеящие составы: клейстер, клей промышленного производства

Анализ образца. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований

Анализ образца. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований

Работа с древесиной – 3 часа 44

Работа с древесиной – 3 часа 44

Виды стежков, применяемых для вышивки

Виды стежков, применяемых для вышивки

Самостоятельная сборка по техническому рисунку дорожного знака

Самостоятельная сборка по техническому рисунку дорожного знака

Тарасенко С.Д. Забавные поделки

Тарасенко С.Д. Забавные поделки

Компьютерные и информационно – коммуникационные средства: 1

Компьютерные и информационно – коммуникационные средства: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.10.2022