ГКОУ для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Варгашинская специальная (коррекционная) школа – интернат»
«Рассмотрено» на заседании __________________________ Протокол № ___ от «____»___________2018 г.
|
«Согласовано» Заместитель директора по УВР __________________________
«____»____________2018 г
|
«Утверждаю» Директор школы ___________________________
от «____»____________2018 г. |
Рабочая программа учебного предмета
«ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ»
для 4 класса
Автор составитель: Кузнецова Алёна Михайловна,
учитель начальных классов I квалификационной категории
Варгаши, 2018г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Трудовое обучение» составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:
1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1 – 4 классы / под редакцией В. В. Воронковой;
3. Постановление от 10 июля 2015 г. № 26 об утверждении СанПиН 2.4.2.3286 – 15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрировано в Минюсте России 14 августа 2015 г. N 38528);
4. Устав образовательного учреждения;
5. Учебный план образовательного учреждения;
6. Используемый учебно – методический комплект:
· Технология. Ручной труд. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / Л. А. Кузнецова, Я. С. Симукова. – 8-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2018. – 143 с.: ил.
Изучение трудового обучения в специальной (коррекционной) школе направлено на достижение следующих целей: всестороннее развитие личности учащегося младшего возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе формирования трудовой культуры и подготовки его к последующему профильному обучению в старших классах, развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, формирование мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.
Обучение труду в младших классах направлено на решение следующих задач:
- формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
- формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека;
- расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей;
- расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;
- формирование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности;
- формирование интереса к разнообразным видам труда;
- развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);
- развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение);
- развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений;
- развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
- формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации;
- формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности; духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности;
- воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе ит. д.);
- уважения к людям труда;
- сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приёмам труда, развития самостоятельности в труде;
- формирование организационных умений в труде – вовремя приходить на занятия, организованно входить в мастерскую, работать только на своём рабочем месте, правильно располагать на нём материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно – гигиенические требования.
Наряду с этими задачами на занятиях трудом в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений:
- ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
- предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);
- контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий);
- уметь находить в трудовом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
- улучшать зрительно-двигательную координацию путём использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного трудового материала.
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук, с учётом возрастных особенностей обучающихся.
Успешность обучения труду во многом зависит от методов обучения. Создание на уроке атмосферы творческого поиска благотворно влияет на общее развитие учащихся, на формирование у них интереса к трудовому обучению и познавательных умений.
Особенности организации учебного процесса по учебному предмету
Технологии, используемые на уроках:
· частично – поисковые;
· развивающее обучение;
· разноуровневое и дифференцированное обучение;
· игровые;
· ИКТ в обучении;
· здоровьесберегающие;
· личностно – ориентированные;
· обучение в сотрудничестве.
Формы уроков:
· урок изучения нового материала;
· урок формирования умений и навыков;
· урок развития умений и навыков;
· урок повторения и обобщения;
· урок закрепления;
· урок контроля знаний, умений и навыков;
· урок-игра.
Формы работы:
· фронтальная;
· групповая;
· индивидуальная;
· работа в парах.
Внеурочная деятельность по предмету проводится в виде бесед, игр, конкурсов, викторин, блицтурниров.
Виды контроля и оценки достижения планируемых результатов
· фронтальный и индивидуальный опрос;
· комбинированный опрос;
· работа по карточкам;
· тестирование;
· самостоятельная работа;
· итоговая работа.
Уровни результативности
· репродуктивный – уметь повторить работу по шаблону или за учителем поэтапно;
· с элементами творчества – выполнить работу на данную тему;
· творческий – выполнить работу на свободную тему.
Общая характеристика учебного предмета
Трудовое обучение в специальной (коррекционной) школе является одним из важных предметов. Деятельностный подход к построению процесса обучения по трудовому обучению является основной характерной особенностью этого учебного предмета, что способствует формированию у обучающихся с умственной отсталостью не только представлений о взаимодействии человека и окружающего мира, о роли трудовой деятельности людей в развитии общества, но и позволяет сформировать у них начальные технологические знания, важнейшие трудовые умения и навыки.
Данная программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта. Программа определяет оптимальный объём знаний, умений по ручному труду, который доступен большинству школьников. Обучение проводится в соответствующих содержанию программы учебных мастерских, в мастерской ручного труда или в учебном классе. Уроки труда тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования, математики.
Обучение школьников строится с учетом освоения конкретных технологических операций в ходе создания изделий из различных материалов. Виды практической деятельности и последовательность практических работ определяются возрастными особенностями обучающихся и построены на основе постепенного увеличения степени технологической сложности изготавливаемых изделий и с учетом возможности проявления обучающимися творческой инициативы и самостоятельности.
Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности обучающихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских.
Необходимо обращать внимание на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ.
Структура курса представлена следующими разделами:
· работа с глиной и пластилином;
· работа с природным материалом;
· работа с бумагой и картоном;
· работа с текстильными материалами;
· работа с древесными материалами;
· работа с металлом;
· работа с металлоконструктором;
· комбинированные работы с различными материалами.
Элементарные знания о глине и пластилине (свойства материалов, цвет, форма). Глина ― строительный материал. Применение глины для изготовления посуды. Применение глины для скульптуры. Пластилин ― материал ручного труда. Организация рабочего места при выполнении лепных работ. Как правильно обращаться с пластилином. Инструменты для работы с пластилином. Лепка из глины и пластилина разными способами: конструктивным, пластическим, комбинированным. Приемы работы: «разминание», «отщипывание кусочков пластилина», «размазывание по картону» (аппликация из пластилина), «раскатывание столбиками» (аппликация из пластилина), «скатывание шара», «раскатывание шара до овальной формы», «вытягивание одного конца столбика», «сплющивание», «пришипывание», «примазывание» (объемные изделия). Лепка из пластилина геометрических тел (брусок, цилиндр, конус, шар). Лепка из пластилина, изделий имеющих прямоугольную, цилиндрическую, конусообразную и шарообразную форму.
Элементарные понятия о природных материалах (где используют, где находят, виды природных материалов). Историко-культурологические сведения (в какие игрушки из природных материалов играли дети в старину).
Заготовка природных материалов. Инструменты, используемые с природными материалами (шило, ножницы) и правила работы с ними. Организация рабочего места работе с природными материалами. Способы соединения деталей (пластилин, острые палочки). Работа с засушенными листьями (аппликация, объемные изделия). Работа с еловыми шишками. Работа с тростниковой травой. Изготовление игрушек из желудей.
Изготовление игрушек из скорлупы ореха (аппликация, объемные изделия).
Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага для письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая/гигиеническая, крашеная). Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат, прямоугольник). Инструменты и материалы для работы с бумагой и картоном. Организация рабочего места при работе с бумагой. Виды работы с бумагой и картоном:
Разметка бумаги. Экономная разметка бумаги. Приемы разметки:
- разметка с помощью шаблоном. Понятие «шаблон». Правила работы с шаблоном. Порядок обводки шаблона геометрических фигур. Разметка по шаблонам сложной конфигурации;
- разметка с помощью чертежных инструментов (по линейке, угольнику, циркулем). Понятия: «линейка», «угольник», «циркуль». Их применение и устройство;
- разметка с опорой на чертеж. Понятие «чертеж». Линии чертежа.
Чтение чертежа.
Вырезание ножницами из бумаги. Инструменты для резания бумаги. Правила обращения с ножницами. Правила работы ножницами. Удержание ножниц. Приемы вырезания ножницами: «разрез по короткой прямой линии»; «разрез по короткой наклонной линии»; «надрез по короткой прямой линии»; «разрез по длинной линии»; «разрез по незначительно изогнутой линии»; «округление углов прямоугольных форм»; «вырезание изображений предметов, имеющие округлую форму»; «вырезание по совершенной кривой линии (кругу)». Способы вырезания: «симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам»; «симметричное вырезание из бумаги, сложенной несколько раз»; «тиражирование деталей».
Обрывание бумаги. Разрывание бумаги по линии сгиба. Отрывание мелких кусочков от листа бумаги (бумажная мозаика). Обрывание по контуру (аппликация).
Складывание фигурок из бумаги (оригами). Приемы сгибания бумаги: «сгибание треугольника пополам», «сгибание квадрата с угла на угол»; «сгибание прямоугольной формы пополам»; «сгибание сторон к середине»; «сгибание углов к центру и середине»; «сгибание по типу «гармошки»; «вогнуть внутрь»; «выгнуть наружу».
Сминание и скатывание бумаги в ладонях. Сминание пальцами и скатывание в ладонях бумаги (плоскостная и объемная аппликация).
Конструирование из бумаги и картона (из плоских деталей; на основе геометрических тел (цилиндра, конуса), изготовление коробок).
Соединение деталей изделия. Клеевое соединение. Правила работы с клеем и кистью. Приемы клеевого соединения: «точечное», «сплошное».
Щелевое соединение деталей (щелевой замок).
Картонажно-переплетные работы
Элементарные сведения о картоне (применение картона). Сорта картона. Свойства картона. Картонажные изделия. Инструменты и приспособления. Изделия в переплете. Способы окантовки картона:
«окантовка картона полосками бумаги», «окантовка картона листом бумаги».
Работа с текстильными материалами
Элементарные сведения о нитках (откуда берутся нитки). Применение ниток. Свойства ниток. Цвет ниток. Как работать с нитками. Виды работы с нитками:
Наматывание ниток на картонку (плоские игрушки, кисточки).
Связывание ниток в пучок (ягоды, фигурки человечком, цветы).
Шитье. Инструменты для швейных работ. Приемы шитья: «игла
вверх-вниз»,
Вышивание. Что делают из ниток. Приемы вышивания: вышивка «прямой строчкой», вышивка прямой строчкой «в два приема», «вышивка стежком «вперед иголку с перевивом», вышивка строчкой косого стежка «в два приема».
Элементарные сведения о тканях. Применение и назначение ткани в жизни человека. Из чего делают ткань, Свойства ткани (мнется, утюжится; лицевая и изнаночная сторона ткани; шероховатые, шершавые, скользкие, гладкие, толстые, тонкие; режутся ножницами, прошиваются иголками, сматываются в рулоны, скучиваются). Цвет ткани. Сорта ткани и их назначение (шерстяные ткани, хлопковые ткани). Кто шьет из ткани. Инструменты и приспособления, используемые при работе с тканью. Правила хранения игл. Виды работы с нитками (раскрой, шитье, вышивание, аппликация на ткани, вязание, плетение, окрашивание, набивка рисунка).
Раскрой деталей из ткани. Понятие «лекало». Последовательность раскроя деталей из ткани.
Шитье. Завязывание узелка на нитке. Соединение деталей, выкроенных из ткани, прямой строчкой, строчкой «косыми стежками и строчкой петлеобразного стежка (закладки, кухонные предметы, игрушки).
Ткачество. Как ткут ткани. Виды переплетений ткани (редкие, плотные переплетения). Процесс ткачества (основа, уток, челнок, полотняное переплетение).
Скручивание ткани. Историко-культурологические сведения
(изготовление кукол-скруток из ткани в древние времена).
Отделка изделий из ткани. Аппликация на ткани. Работа с тесьмой.
Применение тесьмы. Виды тесьмы (простая, кружевная, с орнаментом).
Ремонт одежды. Виды ремонта одежды (пришивание пуговиц, вешалок, карманом и т.д.). Пришивание пуговиц (с двумя и четырьмя сквозными отверстиями, с ушком). Отделка изделий пуговицами. Изготовление и пришивание вешалки
Элементарные сведения о древесине. Изделия из древесины. Понятия «дерево» и «древесина». Материалы и инструменты. Заготовка древесины. Кто работает с древесными материалами (плотник, столяр). Свойства древесины (цвет, запах, текстура).
Способы обработки древесины ручными инструментами и приспособлениями (зачистка напильником, наждачной бумагой).
Способы обработки древесины ручными инструментами (пиление, заточка точилкой).
Аппликация из древесных материалов (опилок, карандашной стружки, древесных заготовок для спичек). Клеевое соединение древесных материалов.
Элементарные сведения о металле. Применение металла. Виды металлов (черные, цветные, легкие тяжелые, благородные). Свойства металлов. Цвет металла. Технология ручной обработки металла.
Инструменты для работы по металлу.
Работа с алюминиевой фольгой. Приемы обработки фольги: «сминание», «сгибание», «сжимание», «скручивание», «скатывание», «разрывание», «разрезание».
Работа с проволокой
Элементарные сведения о проволоке (медная, алюминиевая, стальная). Применение проволоки в изделиях. Свойства проволоки (толстая, тонкая, гнется). Инструменты (плоскогубцы, круглогубцы, кусачки). Правила обращения с проволокой.
Приемы работы с проволокой: «сгибание волной», «сгибание в кольцо», «сгибание в спираль», «сгибание вдвое, втрое, вчетверо», «намотка на карандаш», «сгибание под прямым углом».
Получение контуров геометрических фигур, букв, декоративных фигурок птиц, зверей, человечков.
Элементарные сведения о металлоконструкторе. Изделия из металлоконструктора. Набор деталей металлоконструктора (планки, пластины, косынки, углы, скобы планшайбы, гайки, винты). Инструменты для работы с металлоконструктором (гаечный ключ, отвертка).
Соединение планок винтом и гайкой.
Комбинированные работы с разными материалами
Виды работ по комбинированию разных материалов: пластилин, природные материалы; бумага, пластилин; бумага, нитки; бумага, ткань; бумага, древесные материалы; бумага пуговицы; проволока, бумага и нитки; проволока, пластилин, скорлупа ореха.
В целях ознакомления учащихся младших классов с видами и характером профессионального труда предусмотрены экскурсии в мастерские школы.
Изучение содержания каждого блока начинается с вводного занятия. К общим вопросам таких занятий относятся:
- значение производства товаров для жизни людей;
- сведения о профессиях, соответствующих содержанию блока;
- демонстрация лучших изделий учащихся, выполненных в прошлом году;
- соблюдение установленных правил и порядка в мастерской – основа успешного овладения профессией;
- знакомство с оборудованием мастерской и общими правилами безопасности.
Формирование умений учащихся должно включать дозированную (с постепенным уменьшением) помощь в ориентировке и планировании работы. Для формирования оперативного образа объекта труда используются натуральные образцы, которые в зависимости от сложности изделия дополняются макетами и рисунками.
Помощь в планировании работы осуществляется в групповой беседе с использованием демонстрационных (предметных и комбинированных) технологических карт. На одном из последних занятий учебной четверти проводится самостоятельная работа учащихся. Учитель подбирает изделие среднего уровня сложности. Анализ натурального образца и рисунка с размерами, а также планирование действий осуществляется учащимися полностью самостоятельно. Индивидуальные возможности учащихся в такой работе рассматриваются как один из важных показателей индивидуальных трудовых способностей.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Трудовое обучение» изучается во всех классах начальной школы, тем самым обеспечивается целостность образовательного процесса и преемственность в обучении между начальным и основным звеном образования. Согласно учебному плану образовательного учреждения на изучение учебного предмета «Трудовое обучение» в 4 классе выделяется:
4 класс – 2 часа в неделю (34 учебных недели) - 68 часов.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности выполняемой работы
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
Планируемые результаты освоения
учебного предмета «Трудовое обучение»
4 класс
Минимальный уровень
- знание правил организации рабочего места и умение самостоятельно его организовать в зависимости от характера выполняемой работы, (рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте);
- знание видов трудовых работ;
- знание названий и некоторых свойств поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда;
- знание и соблюдение правил их хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
- знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства, правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами;
- знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки, формообразования, соединения деталей, отделки изделия), используемые на уроках ручного труда;
- анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделение и называние
его признаков и свойств;
- определение способов соединения деталей;
- пользование доступными технологическими (инструкционными)
картами;
- составление стандартного плана работы по пунктам;
- владение некоторыми технологическими приемами ручной обработки
материалов;
- использование в работе доступных материалов (глиной и пластилином; природными материалами; бумагой и картоном; нитками и тканью; проволокой и металлом; древесиной; конструировать из металлоконструктора);
- выполнение несложного ремонта одежды.
Достаточный уровень
- знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий и самодисциплину;
- знание об исторической, культурной и эстетической ценности вещей;
- знание видов художественных ремесел;
- нахождение необходимой информации в материалах учебника, рабочей
тетради;
- знание и использование правил безопасной работы с режущими и колющими инструментами, соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении трудовых работ;
- осознанный подбор материалов по их физическим, декоративно-художественным и конструктивным свойствам;
- отбор оптимальных и доступных технологических приемов ручной обработки в зависимости от свойств материалов и поставленных целей;
- экономное расходование материалов;
- использование в работе с разнообразной наглядности: составление плана работы над изделием с опорой на предметно-операционные и графические планы, распознавание простейших технических рисунков, схем, чертежей, их чтение и выполнение действий в соответствии с ними в процессе изготовления изделия;
- осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;
- оценка своих изделий (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
- установление причинно-следственных связей между выполняемыми действиями и их результатами;
- выполнение общественных поручений по уборке класса/мастерской после уроков трудового обучения.
Примечание. Слабые учащиеся к концу учебного года должны усвоить основные приёмы работы с различными материалами, уметь с помощью учителя составлять план работы над изделием, выполнять изделия с помощью учителя, несложные изделия — самостоятельно, давать словесный отчёт и анализировать свои изделия и изделия товарища с помощью учителя, в отдельных случаях — самостоятельно, отвечать простыми предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов.
Межпредметные связи
Математика. Счёт в пределах 100. Вычерчивание прямоугольника и квадрата по заданным размерам на бумаге в клетку.
Изобразительное искусство. Определение структуры узора (повторение или чередование элементов), расположение элементов оформления по всей поверхности изделия.
Развитие устной речи на основе изучения явлений и предметов окружающей действительности. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам. Дополнение высказываний собеседников, последовательный рассказ о законченном или предполагаемом трудовом процессе. Самостоятельное описание предметов. Использование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов, выражение связей и отношений между реальными объектами.
Содержание программы по учебному предмету «Трудовое обучение»
4 класс
Общее количество часов - 68 часов
Работа с бумагой и картоном (аппликации)
Изделия: 1. Аппликация — орнамент (коврик).
2. Предметные аппликации (дом, автомобиль, жилая комната и т. д.).
Круглые косоугольные детали размечаются по шаблонам, прямоугольные — по заданным размерам.
Технические сведения. Инструменты: измерительная линейка, угольник, ножницы, кисти для клея, их применение, устройство и назначение. Клей и его свойства. Повторение свойств простейших геометрических фигур. Применяемые виды бумаги, их свойства. Основные цвета бумаги. Правила нанесения клея при наклеивании деталей на основание.
Правила безопасности работы ножницами. Возможный брак при разметке деталей.
Практические работы
Разметка деталей по шаблону. Вырезание деталей ножницами. Разметка прямоугольных деталей с помощью измерительной линейки и угольника. Предварительное раскладывание и разметка положения деталей на основании. Наклеивание деталей. Контроль правильности изделия.
Упражнение 1. Нахождение на линейке длин, заданных в миллиметрах.
Упражнение 2. Вычерчивание отрезков длины, заданной в миллиметрах.
Объёмные игрушки из картона и бумаги
Изделия: 1. Модель парашюта.
2. Модель планера.
3. Макет комнаты.
Технические сведения. Краткие сведения об изготовлении бумаги. Свойства бумаги. Назначение реальных предметов, подлежащих моделированию. Материалы для моделей: бумага, картон, нитки, груз (для парашюта). Основные части планера: фюзеляж, крылья, стабилизатор, руль высоты, их назначение.
Анализ рисунков реальных предметов и образцов моделей.
Практические работы
Разметка заготовок по шаблонам и заданным размерам. Украшение раскрашиванием и дополнение деталей рисованием. Складывание разверток. Опробование парашюта и планера в действии.
Изготовление пространственного угла для модели комнаты. Изготовление деталей: окно, дверь, шкаф, стол, диван, стулья. Склеивание деталей.
Пакеты и конверты
Изделия: 1. Пакеты для семян.
2. Карманы для библиотечных формуляров.
3. Конверты для почтовых отправлений.
Технические сведения. Назначение пакетов и конвертов. Виды и свойства бумаги, применяемой для пакетов и конвертов. Производство заготовок для пакетов и конвертов в промышленности. Фальцовка бумаги. Ее назначение и правила выполнения. Гладилка, переплетный нож. Их применение. Правила безопасной работы с переплетным ножом. Технические требования к готовой продукции. Виды возможного брака.
Практические работы.
Изготовление пакетов и конвертов из готовых разверток. Фальцовка разверток. Прием мазки нескольких конвертов одновременно. Изготовление изделий по разметке. Сборка и подклейка клапанов. Обжим готовых изделий. Контроль, подсчет изделий.
Ёлочные украшения
Изделия: 1. Фонарики.
2. Гирлянды.
3. Снежинки.
4. Корзиночки.
5. Полумаски.
6. Чемоданчики для новогодних подарков.
Технические сведения. Виды бумаги для изготовления елочных украшений и игрушек (писчая, глянцевая, мраморная, цветная). Окрашивание бумаги. Необходимость пропитывания бумаги огнестойкими веществами. Эстетические требования к елочным украшениям.
Практические работы
Разметка заготовок по заданным размерам и шаблонам. Приемы экономии материала при разметке. Сборка и склеивание изделий. Выполнение работ с пооперационным разделением труда. Контроль и учет выполненной работы в течение занятия.
Коробки открытые
Изделия: коробки разных размеров и формы из тонкого картона.
Технические сведения. Сведения о получении картона. Свойства картона. Необходимость рицовки для сгибания развертки изделия. Названия элементов: развертка, клапан. Условные обозначения линий при разметке развертки (линии реза, рицованные линии сгиба, места нанесения клея). Правила безопасной рицовки картона.
Практические работы
Разметка заготовок по шаблонам. Нанесение условных обозначений. Раскрой по разметке. Рицовка линий сгиба. Срезание уголков на клапанах. Приклеивание клапанов. Оклейка коробки бумагой. Изготовление и приклеивание элементов украшающего орнамента.
Самостоятельная работа.
Работа с тканью (изготовление ткани)
Изделие: макет полотняного переплетения нитей в ткани из полос цветной бумаги.
Технические сведения. Применение тканей. Краткие сведения о получении нитей и ткани. Нити основы и нити утка. Самое простое переплетение нитей в ткани — полотняное. Ознакомление с другими видами переплетений. Анализ демонстрационного макета и раздаточных образцов тканей полотняного переплетения. Устройство и правила безопасной работы с ножницами.
Практические работы
Разметка полосок основы. Резание полосок (полностью не отрезаются). Разрезание полосок утка. Выполнение переплетения. Приклеивание концов полосок. Контроль выполненной работы.
Салфетки - прихватки
Изделия: 1. Салфетки для переноски горячей посуды из двух слоев ткани, с обработкой срезов украшающими стежками «через край». Выполняются из готового кроя.
2. Другие виды обработки салфеток-прихваток.
Технические сведения. Цвета тканей и ниток. Швейная игла. Ее назначение и устройство. Правила безопасной работы при ручном шитье. Подбор и применение наперстков. Украшающий стежок «через край», правила его выполнения. Виды возможного брака и меры его устранения.
Практические работы
Вдевание нитки в иглу, завязывание узла. Обработка срезов. Контроль выполненных изделий.
Подушечки для игл
Изделия. Подушечка 10×10 см, украшенная орнаментом из отделочных стежков.
Технические сведения. Назначение изделия. Название ткани, понятие о стежках и строчках. Тамбурный и крестообразный стежки. Их форма и размеры (анализ увеличенных макетов стежков). Стачной шов. Частота стежков в ручном стачном шве. Лицевая и обратная детали подушечки.
Практические работы
Разметка отделочных строчек на лицевой детали изделия. Выполнение отделочных строчек. Стачивание боковых срезов ручным стачным швом. Вывертывание и набивка ватой подушечки. Обработка края косыми стежками. Изготовление и пришивание петельки из тесьмы. Контроль изделия.
Ремонт одежды
Виды работ: 1. Пришивание пуговиц.
2. Изготовление и пришивание вешалок к халатам и верхней одежде.
3. Стачивание распоровшегося шва.
Технические сведения. Виды пуговиц и способы их пришивания. Нитки для пришивания пуговиц. Раскрой вешалки по долевой нитке. Последовательность стачивания распоровшегося шва.
Практические работы
Определение места оторванной пуговицы. Пришивание пуговиц с образованием стойки. Закрепление нитки.
Разметка линий сгибов на заготовке для вешалки. Загиб и наметывание. Прошивание вешалки стачным швом. Пришивание вешалки к одежде. Стачивание распоровшихся швов одежды ручным стачным швом.
Мягкие игрушки
Изделия. Набивные игрушки из готового кроя (рыбки, гриб, заяц, медвежонок, утка и др.).
Технические сведения. Анализ формы игрушек и название их частей. Дополнительные материалы: драп, фетр, кожа, мех, синтетические пленки, картон.
Ткани для основных деталей: фланель, байка, ситец.
Эстетические требования к изделиям.
Практические работы
Разметка линий соединительного шва. Сметывание основных деталей и стачивание обтачным швом. Вывертывание и набивка ватой. Пришивание и приклеивание дополнительных деталей. Анализ выполненных изделий.
Работа с металлом и древесиной
Изделия из проволоки
Изделия: 1. Декоративные фигуры зверей и птиц (гибка по контуру рисунка).
2. Цепочки в 2 и 3 оборота.
Технические сведения. Стальная, алюминиевая, медная проволока. Применение проволоки и различия свойств проволоки из разных металлов. Миллиметр — основная мера длины в слесарном и столярном деле. Устройство измерительной линейки. Кусачки, острогубцы, плоскогубцы, круглогубцы. Их устройство, применение и правила безопасности при работе с проволокой.
Практические работы
Отмеривание заготовок из проволоки по заданным размерам. Изгибание мягкой проволоки в руках по рисунку. Навивание спирали на оправке. Откусывание колец для цепочки. Соединение колец в цепочку.
· Последовательное изгибание заготовки стальной проволоки при изготовлении подставки для книги (ориентировка по предметным образцам-полуфабрикатам). Контроль и оценка правильности выполненных изделий.
Изделия из жести и тонколистового металла
Изделия: 1. Коробочки из вырезанных по размерам заготовок.
Технические сведения. Свойства и применение жести, тонколистового металла (кровельной стали). Инструменты и приспособления: чертилка, ручные ножницы по металлу, киянка, напильник плоский личневый, оправки, тиски. Правила безопасной работы чертилкой и ножницами.
Практические работы
Разметка контура изделия по шаблону. Вырезание заготовки с креплением ножниц в тисках. Притупление кромок личневым напильником. Гибка заготовки на оправке.
Разметка заготовки летающего пропеллера по размерам. Разметка, прогибание отверстий под штифты и зачистка заусенцев напильником. Изгибание круга из тонкой стальной проволоки. Крепление пропеллера в круге (зафальцовкой проволоки на концах пропеллера). Пропеллер запускается с помощью катушки с двумя штифтами на торце и стержня.
Изделия из древесины
Изделия: 1. Поделки из природных материалов.
Технические сведения. Распространенные в данной местности породы деревьев. Свойства их древесины: твердость, цвет, рисунок (текстура), запах, обрабатываемость.
Инструменты: пила-ножовка, драчевый напильник, молоток, клещи, шило, буравчики.
Материалы: гвозди, клей, шкурка. Правила безопасной работы при пилении. Ознакомление учащихся с изделиями из сучков, веток, корней деревьев.
Практические работы
Анализ образцов изделий и технических рисунков их деталей. Разметка деталей по заданным размерам. Отпиливание ножовкой и обработка деталей напильником, шкуркой. Сборка на гвоздях и клею. Крепление дополнительных деталей, раскраска.
Подбор сучков и веток для изготовления фигур животных, человека. Сборка путем засверливания отверстий буравчиком, склеивания.
Изделия из фанеры (выпиливание лобзиком и выжигание)
Изделия: 1. Силуэты с преимущественно прямоугольными кромками (сельский дом, грузовая автомашина).
2. Силуэты птиц и зверей.
Технические сведения. Лобзик ручной. Устройство, приемы работы, правила безопасности.
Фанера. Различие фанеры по толщине. Технологические свойства фанеры.
Отделочные материалы: шкурка, бесцветный лак, олифа. Их свойства и применение.
Практические работы
Перевод рисунка на заготовку с помощью копировальной бумаги. Крепление заготовки при ручном выпиливании. Приемы выпиливания на изгибах контура кромки изделия. Шлифовка изделия шкуркой. Выжигание. Подрисовка и раскраска. Нанесение бесцветного лака.
Упражнения. Выполнение установочных упражнений в выпиливании лобзиком и выжигании на материалоотходах.
Самостоятельная работа
Работа с пластическими материалами и растворами (пропедевтика штукатурно - малярного дела)
Изделия из пластилина
Изделия: 1. Геометрические тела.
2. Посуда.
3. Модели овощей, фруктов.
Технические сведения. Правила подготовки рабочего места и материала. Свойства и цвета пластилина. Виды и назначение стеков. Эстетические требования к изделиям.
Практические работы
Анализ рисунка, предметного образца. Подготовка пластилина к работе. Выполнение уменьшенных моделей кирпичей по заданным размерам. Лепка моделей посуды, овощей, фруктов. Подбор цветового решения изделия.
Заготовка глины
Технические сведения. Виды и свойства глины. Применение глины. Оценка качества глины в полевых условиях. «Жирная» и «тощая» глины. Прием определения готовности глины к работе.
Практические работы
Выкапывание глины. Определение наличия в глине мелких камней и песка на ощупь. Просушивание, измельчение и просеивание глины. Заливка водой и удаление примесей.
Изделия из глины
Изделия: 1. Кирпич уменьшенного размера (соотношение сторон 4:2:1 и строения на них).
2. Посуда.
3. Фигуры птиц и зверей.
Технические сведения. Глиняное тесто и способы его приготовления. Определение его готовности к формовке изделий. Качество и возможный брак изделий из глины. Способы отделки и украшения изделий.
Практические работы
Подготовка рабочего места. Приготовление глиняного теста (насыпка сухой глины в посуду, заливка водой, отстаивание, сливание отстоявшейся воды, выкладывание теста в мешковину).
Формовка кирпичей с помощью формы, подкладной доски, киянки, лопаточки. Изготовление модели дома.
Изготовление других изделий: определение формы основной детали и ее изготовление, лепка и присоединение дополнительных деталей, уточнение формы изделия. Просушка и обжиг изделий. Раскрашивание.
Отливка изделий из алебастра, гипса, цемента
Изделия: 1. Фигурки животных и птиц.
Технические сведения. Основные свойства алебастра, гипса, цемента. Растворы для изготовления отливок. Формы для отливок. Правила подготовки форм для выполнения отливок. Требование к сушке изделий. Возможный брак при выполнении изделий отливкой и меры его недопущения.
Практические работы
Приготовление раствора. Подготовка форм: выбор форм в соответствии с изделием, нанесение мастики на стенки формы, заливка формы раствором. Определение готовности отлитых изделий, выемка, установка изделий для просушки.
Самостоятельная работа.
Тематическое планирование
с определением основных видов учебной деятельности
4 класс
Общее количество - 68 часов
№ п/п |
Тема, раздел |
Кол-во часов |
Основные виды учебной деятельности |
Работа с пластическими материалами и растворами (пропедевтика штукатурно – малярного дела). |
|||
1 |
Введение. Правила поведения и техника безопасности на уроках труда. |
1 |
Беседа о правилах техники безопасности. Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических навыков. Свойства материалов, используемых при работе: цвет, форма, величина. Виды соединений. Инструменты, применяемые при работе: шило, нож, ножницы, кисть. Клеящие составы: БФ, казеиновый клей. Применение и назначение материалоотходов в сочетании с природными (бумага, обрезки кожи, проволока, поролон и т. д.). Соединение деталей с помощью пластилина, клея, палочек, проволоки. Рациональное использование случайных материалов. |
2 |
Изделия из пластилина. Изготовление геометрических тел: шар, куб, конус. |
1 |
Правила безопасной работы с пластилином. Соблюдение правил личной гигиены. Знакомство с кирпичом – формой, материалом, из которого изготовлен в народном хозяйстве. Сравнительный анализ формы овощей, фруктов, цвета, соотношение целого и части. Назначение стека. Знакомство с приёмами лепки. Составление плана работы с опорой на предметную пооперационную карту. Практическое выполнение задания. Отчёт о проделанной работе. Закрепление приёмов лепки. |
3 |
Изготовление уменьшенной модели кирпичей по заданным размерам. |
1 |
|
4 |
Изготовление моделей овощей и фруктов. |
1 |
|
Работа с бумагой и картоном |
|||
5-6 |
Предметная аппликация: дом. |
2 |
Вводная беседа об изготовлении бумаги в промышленности. Демонстрация образцов композиции. Правила техники безопасности при работе с клеем, ножницами. Закрепление правильной хватки ножниц и приёмы резания по прямой и кривой линиям. Упражнение в узнавании геометрических фигур через игру «Найди предмет такой же формы». Придумывание композиции. Определение порядка работы. Анализ образца. Знакомство с приёмом разметки прямоугольной детали с помощью линейки и угольника. Аппликация, наклеивание. Организация рабочего места. Работа с шаблонами. Коллективное обсуждение успехов и недостатков в работе. |
7-8 |
Предметная аппликация: автомобиль. |
2 |
|
9-10 |
Предметная аппликация: жилая комната. |
2 |
|
11 - 12 |
Изготовление модели парашюта. |
2 |
|
13 - 14 |
Изготовление модели планёра. |
2 |
|
15 - 16 |
Изготовление макета комнаты. |
2 |
|
Работа с тканью |
|||
17 |
Изготовление тканей. Макет полотняного переплетения нитей в ткани из полос цветной бумаги. |
1 |
Вводная беседа. Повторение изученного о тканях. Правила безопасной работы при ручном шитье. Организация рабочего места. Упражнение в подборе ниток и ткани. Знакомство с приёмом применения напёрстка. Анализ конструкции макета ткани из полос цветной бумаги. Демонстрация плетения. Виды пуговиц и способы их пришивания. Нитки для пришивания пуговиц. Обучение приёмам пришивания пуговиц со стойкой. Планирование выполнения задания по вопросам учителя. Самостоятельная работа. Совершенствование приёмов выполнения стачного шва. Словесный отчёт о выполненной работе. Оценка качества изделия в сравнении с образцом. |
18 - 19 |
Изготовление салфетки – прихватки. |
2 |
|
20 |
Ремонт одежды. Пришивание пуговиц. |
1 |
|
21 |
Изготовление и пришивание вешалок к верхней одежде и к халатам. |
1 |
|
22 |
Стачивание распоровшегося шва. |
1 |
|
Работа с пластическими материалами и растворами (пропедевтика штукатурно – малярного дела) |
|||
23 |
Изготовление изделий из пластилина. Посуда. |
1 |
Вводная беседа. Ознакомление с керамическими изделиями из глины. Определение характерных особенностей предметов. Составление плана работы. Правила личной гигиены при работе с пластилином. Практическая работа. Отчёт о проделанной работе. Анализ готового изделия. |
Работа с тканью |
|||
24 - 26 |
Изготовление подушечки для игл, 10 х 10 см, украшенной орнаментом из отделочных стежков (крестообразных и тамбурных) из готового кроя. |
3 |
Знакомство с видами стежков. Обучение приёмам выполнения крестообразного стежка, тамбурного стежка. Анализ образца. Планирование задания по предметной технологической карте. Приёмы выполнения стачного шва на образце, стачивание боковых срезов подушечки. Вывёртывание подушечки, набивка и обработка шва косыми стежками. Изготовление и пришивание петельки из тесьмы. Устный отчёт о выполненной работе. Оценка качества работы в сравнении с образцом. |
Работа с бумагой и картоном |
|||
27 |
Изготовление ёлочных украшений. Фонарики. |
1 |
Вводная беседа. Анализ конструкции изделия. Обсуждение последовательности разметки с помощью графической инструкционной карты. Правила ТБ при работе с ножницами, ножом, организация рабочего места. Анализ образца. Чтение предметной инструкционной карты, проговаривание последовательности складывания. Поэтапное самостоятельное выполнение разметки. Обсуждение плана работы. Знакомство с приёмом прорезания сложенной заготовки до линии разметки. Творческое задание. Самостоятельное прорезание заготовки, обрезание ручки, сборка корпуса, приклеивание ручки. Резание картона ножницами по кривым и прямым линиям. Пришивание тесьмы и других материалов к деталям из картона. Анализ выполненной работы. Подведение итогов. Уборка рабочего места. |
28 - 29 |
Изготовление гирлянды. |
2 |
|
30 |
Изготовление снежинок. |
1 |
|
31 - 32 |
Изготовление объёмной корзиночки (прямое объёмное плетение). |
2 |
|
33 |
Изготовление полумасок для карнавала. |
1 |
|
34 - 35 |
Изготовление чемоданчика для новогодних подарков (складывание изделия из прямоугольника). |
2 |
|
Работа с тканью |
|||
36 - 40 |
Набивные игрушки из готового кроя (заяц, собачка). Применение материалов и инструментов для изготовления мягкой игрушки. Выкраивание деталей игрушки по готовой выкройке. Сметывание основных деталей и стачивание обтачным швом. |
5 |
Беседа о материалах, применяемых для изготовления мягкой игрушки. Анализ готового изделия. Обучение рациональному выкраиванию деталей по выкройкам. Определение направления нитей. Правила ТБ при работе с ножницами. Выкраивание деталей. Упражнение в выполнении петельных стежков на образце. Обучение приёмам разметки на деталях. Смётывание основных деталей игрушки. Стачивание основных деталей игрушки. Знакомство с приёмами вывёртывания и набивки игрушки ватой. Самостоятельная работа. Отчёт об изготовлении мягкой игрушки. |
Работа с бумагой и картоном |
|||
41 |
Изготовление пакетов и конвертов, пакетов для семян. |
1 |
Беседа о свойствах и приёмах бумаги и клея, об измерительных и обрабатывающих инструментах, ТБ при работе с ними. Анализ образца. Назначение пакетов и конвертов. Знакомство с фальцовкой бумаги, её назначения и правила. Практическая работа. Составление плана работы. Изготовление изделия. Творческое задание. Отчёт о выполненной работе. |
42 |
Изготовление карманов для библиотечных формуляров. |
1 |
|
43 |
Изготовление конвертов для почтовых отправлений. |
1 |
|
44 - 45 |
Изготовление открытых коробок разных размеров и формы из тонкого картона. |
2 |
|
Комплексные работы |
|||
46 |
Изготовление поделки из бумаги «Нарциссы». |
1 |
Вводная беседа о происхождении искусственной кожи. Знакомство с приёмами украшения одиночного кокона, выбор сувениров к праздникам. Приёмы разметки. Приёмы обработки. Обсуждение конструкции образца изделия. Обсуждение вопросов технологии. Составление плана работы. Показ порядка изготовления изделия. Самостоятельное изготовление изделия. Практическая работа. |
47 |
Работа с искусственной кожей. Брелок для ключей, закладка. |
1 |
|
48 |
Работа с полуфабрикатами. Фигурки из спичечных коробков «Лев». |
1 |
|
49 |
Изделия из кокона «Рыбка – принцесса». |
1 |
|
50 |
Аппликация торцом бумаги «Боровички». |
1 |
|
51 - 52 |
Работа с яичной скорлупой и бумагой «Пасхальное яйцо». |
2 |
|
Работа с тканью |
|||
53 - 55 |
Изготовление набивной игрушки из готового кроя (медвежонок). |
3 |
Беседа о материалах, применяемых при изготовлении мягкой игрушки. Анализ инструкции готового изделия. Чтение инструкционной карты. Обучение рациональному выкраиванию деталей по выкройкам. Правила ТБ при работе с ножницами. Выкройка деталей. Упр. в выполнении петельных стежков на образце. Обучение приёмам разметки шва на деталях. Смётывание основных деталей игрушки. Стачивание основных деталей игрушки обтачным швом. Знакомство с приёмами вывёртывания и набивки игрушки ватой. Самостоятельная работа. Отчёт об изготовлении мягкой игрушки. Подведение итогов. |
Отливка изделий из гипса, цемента, алебаста |
|||
56 |
Изготовление фигурок животных и птиц. |
1 |
Беседа об основных свойствах алебастра, гипса, цемента; о растворах для изготовления отливок. Знакомство с правилами подготовки форм для выполнения отливок; с требованием к сушке изделий. Возможный брак при выполнении изделий отливкой и меры его недопущения. Приготовление раствора. Подготовка форм: выбор форм в соответствии с изделием, нанесение мастики на стенки формы, заливка формы раствором. Определение готовности отлитых изделий, выемка, установка изделий для просушки. Подведение итогов. |
Изделия из проволоки |
|||
57 |
Изготовление декоративных фигурок зверей и птиц (гибка по контуру рисунка). |
1 |
Выполнение изделий по показу. Закрепление видов и свойств проволоки. Соблюдение санитарно - гигиенических требований при работе с проволокой. |
58 - 59 |
Изготовление цепочек из 2 и 3 оборотов. |
2 |
Свойства проволоки. Показ приема работы: навить на стержень мягкую проволоку и нарезать кусочками кольца, собрать из колец цепочку. Организация рабочего места. Назначение подобного изделия. |
Изделия из жести и тонколистового металла |
|||
60 |
Коробочки из вырезанных по размерам заготовок. |
1 |
Расширение представлений о функциональном назначении изделий из металла. Знакомство с видами, свойствами, цвете, технологической ручной обработке металлов и инструментами, которые используются при этом. Сгибание, разрывание и резание по линии сгиба алюминиевой фольги. Обучение приёмам формообразования (сминания, сжимания и скручивания) изделий из алюминиевой фольги. Работа в соответствии с намеченным планом. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы. |
Изделия из древесины |
|||
61 |
Поделки из природного материала. |
1 |
Изготовление фигурок животных из сучков и кореньев деревьев с добавлением схожести недостающих деталей. Обработка ножом, шилом, кистью. Компоновка различных деталей с помощью клея, проволоки, ниток. Свойства природных материалов, используемые в работе: твёрдость, величина, цвет, разнообразные формы. Клеящие составы: БФ, столярный клей. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы. |
Изделия из фанеры (выпиливание лобзиком и выжигание) |
|||
62 |
Экскурсия в слесарную мастерскую. |
1 |
Экскурсия в слесарную мастерскую. Правила безопасной работы. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с выжигателем. |
63 |
Выжигание силуэтов птиц и зверей. |
1 |
Знакомство с инструментами: лобзик ручной. Приемы выпиливания на изгибах контура кромки изделия. Крепление заготовки при ручном выпиливании. Знакомство с отделочными материалами: шкурка, бесцветный лак, олифа; их свойства и применение. Перевод рисунка на заготовку с помощью копировальной бумаги. Шлифовка изделия шкуркой. Правила безопасности при работе с выжигателем. Выжигание. Подрисовка и раскраска. Нанесение бесцветного лака. |
64 |
Выжигание силуэтов сельского дома, грузовой автомашины. |
1 |
|
Заготовка глины |
|||
65 |
Выкапывание глины. Просушивание, измельчение и просеивание глины. |
1 |
Знакомство с видами и свойствами глины. Применение глины. Оценка качества глины в полевых условиях. «Жирная» и «тощая» глины. Прием определения готовности глины к работе. Выкапывание глины. Определение наличия в глине мелких камней и песка на ощупь. Просушивание, измельчение и просеивание глины. Заливка водой и удаление примесей. |
Изделия из глины |
|||
66 |
Изготовление кирпичей уменьшенного размера (соотношение сторон 4:2:1 и строения на них) |
1 |
Знакомство с глиняным тестом и способами его приготовления. Определение его готовности к формовке изделий. Качество и возможный брак изделий из глины. Способы отделки и украшения изделий. Подготовка рабочего места. Приготовление глиняного теста (насыпка сухой глины в посуду, заливка водой, отстаивание, сливание отстоявшейся воды, выкладывание теста в мешковину). Формовка кирпичей с помощью формы, подкладной доски, киянки, лопаточки. Изготовление посуды, фигурок зверей и птиц. Определение формы основной детали и ее изготовление, лепка и присоединение дополнительных деталей, уточнение формы изделия. Просушка и обжиг изделий. Раскрашивание. |
67 |
Изготовление посуды. |
1 |
|
68 |
Изготовление фигурок птиц и зверей. |
1 |
Описание материально - технического обеспечения
Учебно – методический комплекс:
1. Технология. Ручной труд. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / Л. А. Кузнецова, Я. С. Симукова. – 8-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2018. – 143 с.: ил.
Учебно – методическая литература для учителя:
1. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
2. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1-4 классы/Под ред. В.В. Воронковой; 7-е издание. - М.: Просвещение, 2013.
3. Антипов В.И. Руководство трудовым обучением в младших классах вспомогательной школы.- М., 1970.
4. Антипов В.И. Внеклассные занятия по труду во вспомогательной школе.- М.,1971.
5. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе/Под ред. Воронковой В.В. –М.,1994.
6. Ельников Д.П. Обучение школьников прикладным видам труда//Школа и производство.- 2000.- №1.
7. Жидкина Т.С., Кузьмина Н.Н. Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы 8 вида. -М.: Издательский центр «Академия», 2005.-192 с.
8. Зотов Ю.Б. Организация современного урока.- М., 1984.
9. Ковалева Е. А. Трудовое обучение во вспомогательной школе. Из опыта работы.- М., 1980.
10. Мирский С. Л. Изучение трудовых возможностей учащихся вспомогательной школы // Дефектология, 1997.- №3.
11. Мирский С. Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении. М., 1980.
12. Нагибина М.И. Нетрадиционные материалы на уроках труда в начальной школе.- Ярославль, 1996.
13. Нагибина М.И. Чудеса для детей из ненужных вещей.- Ярославль, 1998.
14. Павлова Н. П. Трудовое обучение в 1-3 классах вспомогательной школы.- М.: Просвещение, 1988.- 176с.
15. Пинский Б.И. Коррекционно- воспитательное значение труда для психического развития учащихся вспомогательной школы .-М., 1972.
16. Тарасенко С.Д. Забавные поделки.- М., 1992.
17. Ткаченко В.Г. Обучение приемам работы измерительной линейкой на уроках труда во вспомогательной школе //Дефектология.- 1999.-№5.
18. Трудовое обучение во вспомогательной школе: Кн. Для учителя: Из опыта работы / составитель Ковалева Е.А.- М., 1988.
19. Технология. Ручной труд. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / Л. А. Кузнецова, Я. С. Симукова. – 8-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2018. – 143 с.: ил.
20. Цамулина Е.Е. Изготовление поделок из ненужных вещей.- Ярославль, 1999.
21. Щербакова А.М. Воспитание ребенка с нарушением развития.- М.,2002.
Учебно – методическая литература для обучающихся:
1. Технология. Ручной труд. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / Л. А. Кузнецова, Я. С. Симукова. – 8-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2018. – 143 с.: ил.
Перечень интернет ресурсов и компьютерных программ:
1. http://www.edu.ru – Федеральный портал Российского образования
2. http://pedsovet.su – образовательный сайт, интернет-сообщество (социальная сеть) учителей, педагогов и других работников сферы образования.
3. http://openclass.ru – «Открытый класс». Сетевые образовательные сообщества.
4. http://festival.1september.ru – фестиваль педагогический идей «Открытый урок».
5. http://fcior.edu.ru - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР);
6. http://sc.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов;
7. http://window.edu.ru/ - Единое окно доступа к цифровым образовательным ресурсам;
8. http://interneturok.ru/ - Уроки школьной программы. Видео, конспекты, тесты, тренажеры.
9. http://vipbook.info/ - Электронная библиотека
10. Виртуальные экскурсии в Интернете
11. http://www.proshkolu.ru/user/vikafedotova38/file/368567/ - Про школу - сайт для учителей;
12. http://s1702.zouo.ru/index.php?id=409 – каталог образовательных интернет-ресурсов;
13. http://viki.rdf.ru/ - детские электронные книги и презентации;
14. http://rusedu.ru/ - архив учебных программ;
15. http://school-collection.edu.ru/qa/ - ЦОР;
16. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223 - федеральный государственный образовательный стандарт;
17. http://www.nachalka.com/ - сайт для учителей начальных классов;
18. http://uchitel.moy.su/ - сайт учителю-предметнику;
19. http://konstantinova.21416s15.edusite.ru/p33aa1.html - для учителей начальных классов;
20. http://www.kinder.ru/ - интернет-каталог детских сайтов;
21. http://www.planetashkol.ru/ - Планета школа - для учеников и учителей.
Компьютерные и информационно – коммуникационные средства:
1. Компьютер
2. Проектор
3. Экран
Экранно - звуковые пособия и дидактический материал:
1. Наглядные пособия
· Макеты «Овощи»
· Макеты «Фрукты»
· Макеты «Геометрические фигуры»
· Игрушки
· Строительные кубики
· Наборы конструкторов
· Мозаика
· Виды и сорта бумаги и ткани
· Альбом этапы производства ткани
2. Раздаточный материал
· Ножницы
· Простые карандаши
· Кисти
· Клей канцелярский
· Стеки
· Шаблоны
· Подкладные доски
· Салфетки
· Акварельные краски
· Цветные карандаши
· Альбомы
· Цветная бумага
· Цветной и белый картон
· Наборы пластилина
3. Природный материал
· Шишки
· Жёлуди
· Скорлупа
· Сухие листья
· Различные виды бросового материала.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.