ЧАСТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГаЗПРОМ КОЛЛЕДЖ ВОЛГОГРАД»
рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Экологические основы природопользования
для специальности среднего профессионального образования 21.02.03 Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ (базовая и углубленная подготовка), специальности 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям) (базовая подготовка)
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) базовой и углубленной подготовки 21.02.03 Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ, по специальности СПО базовой подготовки 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям).
Разработчик:
Ашнина Л.Н., преподаватель высшей квалификационной категории ЧПОУ «Газпром колледж Волгоград».
|
стр. |
1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
4 |
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
6 |
3. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины |
11 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины |
13 |
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Экологические основы природопользования
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальности СПО 21.02.03 Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ базовой и углубленной подготовки, по специальности СПО 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям) базовой подготовки.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих: 18559 Слесарь-ремонтник, 18446 Слесарь механосборочных работ, 15594 Оператор заправочных станций, 19756 Электрогазосварщик, 18556 Слесарь по эксплуатации и ремонту подземных газопроводов, 18559 Слесарь-ремонтник, 18452 Слесарь-инструментальщик и др.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в математический и общий естественно-научный учебный цикл (ФГОС по специальности СПО 21.02.03 Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ базовой и углубленной подготовки). По специальности СПО 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям) базовой подготовки дисциплина Экологические основы природопользования как элемент вариативной части определена образовательной организацией.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
Целью изучения дисциплины является выявление особенностей взаимоотношения человека и окружающей природной среды на современном этапе, а также основные задачи в области рационального природопользования.
Учебная дисциплина направлена на формирование следующих общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий;
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Учебная дисциплина направлена на формирование следующих профессиональных компетенций:
ПК 3.3. Обеспечивать безопасное ведение работ на производственном участке, контролировать соблюдение правил техники безопасности и охраны труда;
ПК 3.4. Выбирать оптимальные решения при планировании работ в нестандартных ситуациях.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
– анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности;
– анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф;
– выбирать методы, технологии и аппараты утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов;
– определять экологическую пригодность выпускаемой продукции;
– оценивать состояние экологии окружающей среды на производственном объекте.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
– виды и классификацию природных ресурсов, условия устойчивого состояния экосистем;
– задачи охраны окружающей среды;
– природоресурсный потенциал и охраняемые природные территории Российской Федерации;
– основные источники и масштабы образования отходов производства;
– основные источники техногенного воздействия на окружающую среду, способы предотвращения и улавливания выбросов, методы очистки промышленных сточных вод, принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов и стоков производств;
– правовые основы, правила и нормы природопользования и экологической безопасности;
– принципы и методы рационального природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования;
– принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 69 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 46 часов;
самостоятельной работы обучающегося 23 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
№ |
Виды учебной работы |
Объём часов |
1 |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
69 |
2 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
46 |
|
в том числе: |
|
|
практические работы |
12 |
|
лабораторные работы |
- |
|
контрольные работы |
- |
|
курсовая работа (проект) |
- |
3 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
23 |
|
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
|
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
|
Объем часов |
Уровень освоения |
1 |
2 |
3 |
4 |
Раздел 1.Основы экологии и рационального природопользования |
|
39 |
|
Тема 1.1. Введение. Основы экологии. Общество и окружающая среда
|
Содержание учебного материала |
3 |
|
|
1. |
Основные задачи курса «Экологические основы природопользования». |
2 |
||
2. |
Понятие экологии. Основные причины ухудшения экологической ситуации в мире. |
|||
3. |
Экологическая система в природе. Виды экосистем. Биологическая структура экосистемы. Абиотические факторы. Биологическое разнообразие. Утрата биологических видов. |
|||
4 |
Задачи охраны окружающей природной среды. Законы экологии Б.Коммонера |
|||
Самостоятельная работа обучающихся: Учение о биосфере. Вклад В.И. Вернадского в учение о биосфере. Основные закономерности развития биосферы. |
2 |
2 |
||
Тема 1.2. Природоресурсный потенциал. |
1 |
Понятие и значение природных ресурсов для человеческого общества. |
1 |
2 |
2 |
Виды и классификация природных ресурсов. |
|||
Тема 1.3. Загрязнение окружающей природной среды.
|
Содержание учебного материала |
3 |
|
|
1. |
Понятие загрязнения окружающей среды. Антропогенные загрязнения окружающей среды и его формы. |
3 |
||
2. |
Основные источники техногенного воздействия на окружающую среду. Масштабы образования отходов. |
|||
Тема 1.4. Влияние урбанизации на биосферу. |
Содержание учебного материала |
3 |
|
|
1. |
Понятие, виды, масштабы современной урбанизации. |
2 |
||
2 |
Экологические проблемы городов - главные проблемы урбанизации. |
|||
Тема 1.5.Нормирование качества окружающей природной среды.
|
Содержание учебного материала |
3 |
|
|
1 |
Нормативы в области охраны окружающей среды (природоохранные нормативы). |
2 |
||
2 |
Нормативы качества окружающей среды. Нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ. |
|||
Практические занятия «Основные загрязнители окружающей среды и их воздействие на природу и человека». |
2 |
3 |
||
Практические занятия «Расчет концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий и оценка состояния качества окружающей среды на производственном объекте» |
4 |
2 |
||
Самостоятельная работа обучающихся: Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду. Производственно-хозяйственные нормативы. |
4 |
3 |
||
Тема 1.6. Основные виды воздействий предприятий газовой отрасли на окружающую среду |
Содержание учебного материала |
3 |
|
|
1. |
Основные виды воздействия на окружающую среду производственных объектов газовой отрасли на различных этапах производства. |
2 |
||
2. |
Воздействие на атмосферный воздух при разведке и добыче, транспотировке газа. Выбросы парниковых газов . |
|||
3 |
Воздействие газовой отрасли на поверхностные и подземные водные объекты. |
|||
4 |
Образование и обращение с отходами производства. |
|||
Практические занятия «Показатели воздействия на окружающую среду предприятиями группы «Газпром» Экологические аварии и инциденты». |
4 |
3 |
||
Тема 1.7. Рациональное природопользование. Охрана окружающей среды в газовой отрасли
|
Содержание учебного материала |
3 |
|
|
1. |
Понятие и принципы рационального природопользования. |
3 |
||
2. |
Экологическая политика предприятий группы Газпром. |
|||
3. |
Мероприятия по охране атмосферного воздуха. Способы предотвращения и улавливания выбросов. Принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов. |
|||
4. |
Охрана водных ресурсов на предприятиях группы Газпром. Методы очистки промышленных сточных вод. Принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки стоков производств. |
|||
5. |
Деятельность предприятий группы «Газпром» по утилизации и снижению объемов образования отходов |
|||
Самостоятельная работа обучающихся «Экологические аспекты реализации проектов компаниями группы ПАО «Газпром» |
4 |
3 |
||
Раздел 2. Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды |
|
|
29 |
|
Тема 2.1. Экономический и правовой механизм регулирования природопользования и охраны окружающей среды. Экологическое законодательство
|
Содержание учебного материала |
6 |
||
1. |
Экологическое законодательство. Закон РФ "Об охране окружающей среды". Права и обязанности граждан и общественных объединений в сфере охраны окружающей среды.. |
3 |
||
2. |
Методы экономического и правового регулирования природопользования и охраны окружающей среды. Экологические платежи. |
|||
3. |
Государственная экологическая экспертиза производственно-хозяйственной деятельности: общие положения и значение.. |
|||
4. |
Производственный экологический мониторинг и контроль. |
|||
Тема 2.2 Государственные органы управления и надзора в области природопользования и охраны окружающей природной среды |
Содержание учебного материала |
2
|
|
|
1 |
Система государственных органов управления и надзора в области природопользования и охраны окружающей среды |
|
||
2 |
Общие положения деятельности Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России). Подведомственные Минприроды России службы и агентства. |
|||
3 |
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) и его полномочия. |
|||
Тема 2.3. Эколого-правовая ответственность
|
Содержание учебного материала |
2 |
|
|
1. |
Понятие экологического правонарушения и эколого-правовой ответственности. |
3 |
||
2. |
Административная ответственность в сфере природопользования. |
|||
3. |
Уголовная ответственность за экологические преступления. |
|||
4. |
Имущественная ответственность в сфере природопользования. |
|||
Практические занятия «Юридические составы и административная ответственность за экологические правонарушения». |
2 |
3 |
||
Тема 2.4. Особо охраняемые природные территории
|
Содержание учебного материала |
2 |
|
|
1. |
Природно-заповедный фонд Российской Федерации и его структура. |
3 |
||
2. |
Государственные природные заповедники, государственные природные заказники, национальные и природные парки, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады. |
|||
3. |
Охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения растения и животных. Красная книга. |
|||
Самостоятельная работа обучающихся: выполнении рефератов, сопровождающихся презентацией, по темам «Природный парк Волгоградской области «Волго-Ахтубинская пойма», «Правовой режим и эколого-просветительское значение природного парка «Щербаковский», «Уникальность природного парка «Эльтонский»,- «Природоохранное и эколого-просветительское значение природного парка «Донской», «Природоохранное и эколого-просветительское значение природного парка «Нижнехоперский». |
8 |
3 |
||
Тема 2.5. Глобальные экологические проблемы и международное сотрудничество в области охраны окружающей среды |
Содержание учебного материала |
2 |
|
|
1. |
Понятие международного права окружающей среды. Объекты международно-правовой охраны окружающей среды. Глобальные проблемы экологии: разрушение озонового слоя, истощение энергических ресурсов, « парниковый» эффект» |
3 |
||
2. |
Принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды. |
|||
Самостоятельная работа обучающихся: Международные организации как субъекты международного права окружающей среды. Основные международные договоры в области охраны окружающей природной среды |
5 |
3 |
||
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
1 |
3 |
||
Всего |
69 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Экологических основ природопользования», лаборатории технических средств обучения.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «Экологических основ природопользования»:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-методической документации;
- технические средства обучения: компьютер, принтер, сканер, мультимедиапроектор, экран;
- информационные стенды;
- наглядные пособия (экологические отчеты ведущих предприятий газовой и нефтяной промышленности);
- комплект законодательных актов в области охраны окружающей среды и рационального природопользования, инструктивно–методических указаний специально уполномоченных государственных органов по расчету платежей за загрязнение окружающей среды.
Оборудование лаборатории технических средств обучения: ПК с лицензионным программным обеспечением, рабочее место преподавателя, рабочие места студентов,
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Колесников, С. И. Экологические основы природопользования: учебник/ С. И. Колесников. – 4-е изд. – Москва : Академцентр, 2013. – 303 с.
2. Константинов, В. М., Челидзе, Ю.Б. Экологические основы природопользования: учебник: Рекомендовано ФГУ «ФИР».- 16-е изд, стер.- 2017.-240 с.
3. Охрана окружающей среды на предприятиях отрасли: учебное пособие [Текст] / В.В. Зиновьев, А.В. Завгороднев, А.Г. Ишков, А.Д. Хованский и др. - Ростов-на-Дону: Наш регион, 2008. - 84 с.
4. Производственный экологический контроль в организациях: учебник/ Г.С. Щербакова, М.А. Яшин, Н.С. Кухарь и др.-256с, 2017 г.
5. Хван, Т. Экологические основы природопользования: учебник/ Т.Хван, М. Шинкина – М.: Юрайт,2015 – 320 с.
6. Экологические основы природопользования: Учебник / М.В. Гальперин. - 2-e изд., испр. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 256 с
7. Экологическое право [Текст]: учебник / Ерофеев Б. В.; науч. ред. Л.Б. Братковская. - 24-е изд., доп.- М.: Изд-во Юрайт, 2016.- 455 с.
8. "Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий (ОНД-86)" (утв. Госкомгидрометом СССР 04.08.1986 N 192);
9. 2.Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест"(утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 17 мая 2001 г.)
Дополнительные источники:
1. Анисимов, А.П. Экологическое право России: курс лекций [Текст] / А.П. Анисимов, А.Я. Рыженков, А.Я. Черноморец.- Волгоград: Панорама, 2006. – 288с.
2. Булатов, А.И, Охрана окружающей среды в нефтегазовой промышленности [Текст] / А.И. Булатов, П.П. Макаренко,В.Ю. Шеметов - М.: Недра, 1997. - 483 с.
3. Закон Российской Федерации «О недрах» от 21 февраля 1992 г. N 2395-I. (с изм. и доп. на 14, 18 июля 2008 г.) [Текст] // Ведомости Верховного Совета Российской Федерации.- 1992.- № 33. - Ст.1917; Российская газета. – 2008. – 23 июля.
5. Конвенция ООН о континентальном шельфе от 29 апреля 1958 года [Текст] // Международное право. Сборник документов. - М., 2000.
6. Конвенция ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 года [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - N 48.- Ст. 5493.
7. Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2015 г. N 121) (с изменениями и дополнениями) // http://www.mnr.gov.ru/mnr/statute/
8. Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 N 401 (ред. от 17.06.2017) "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору// http:// http://www.pravo.gov.ru
9. Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 400 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. N 370" (с изменениями и дополнениями) // http://base.garant.ru
10. Постановление Правительства РФ от 17 июня 2004 г. N 293 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по недропользованию" (с изменениями и дополнениями) // http://base.garant.ru
11. Постановление Правительства РФ от 13.09.2016 N 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах" [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации.- 2016.- N 38. -Ст. 5560;
12. Постановление Правительства РФ от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду" (вместе с "Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду") [Текст] /; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2017. - N 11. - Ст. 1572;
13. Постановление Правительства РФ от 26.05.2016 г «Об утверждении Положения о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов // Собрание законодательства РФ.-2016.-№ 23.- Ст. 3317. 14. Постановление Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий"//Собрание законодательства РФ.-.2015.- N 40.- Ст. 5566. |
15. |
15.) Протасов, В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды: учебное и справочное пособие [Текст] / В.Ф. Протасов. – 3-е изд.- М: Финансы и статистика, 2001. - 672 с.
16. Федеральный закон от 10 января 2002 г.№ 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с изм. от 29 июля2017г.) [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 2. - Ст. 133; 2008. - № 26.- Ст.3012; 2017.-№ 31 (часть 1).-Ст.4829.
17. Федеральный закон от 14 марта 1995 г.№ 33- ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (с изм. От 29 июля 2017г..) [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации. -1995.- № 12. - Ст. 1024.; 2008. - № 29 (Ч.1). – Ст. 3418.; 2017.-№ 31 (часть 1).-Ст.4829.
19. Федеральный закон от 30 ноября 1995г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» (с изм. От 17 марта 2017г.) [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации.- 1995. - № 49. - Ст. 4694;2017.- № 11.- Ст.-1540.
20. Экология: учеб. / под ред. В.В. Денисова [Текст]. - М.: Март; Ростов н/Д.: Март, 2006. - 768 с.
22. Экология и экономика природопользования: учебник для вузов [Текст] / под ред. проф. Э.В. Гирусова. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1998. - 455 с.
Интернет – ресурсы:
1.Документы: сайт. URL: - http://www.garant.ru/doc.
2.OOO «Газпром трансгаз Волгоград». – URL: http://www.gazprom. ru/subsidiaries/list-items/gazprom-transgaz-volgograd/.
3.ООО «Газпром добыча Астрахань». – URL: http://www.gazprom. ru/subsidiaries/list-items/gazprom-dobycha-astrakhan/.
4.ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград». – URL: http://www. 34regiongaz.ru/.
5.Официальный сайт ПАО «Газпром». – URL: http://www. gazprom.ru.
6.Официальный сайт ООО «Газпром межрегионгаз». – URL: http://www.mrg.ru/frontpage.
7.Охрана окружающей среды в ОАО «Газпромнефть»: сайт. URL: http://www.gazprom-neft.ru/social/environmental-protection/.
8.Охрана природы в ПАО «Газпром»: сайт. - URL: http://www. gazprom.ru/nature/.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Знания: |
|
Виды и классификацию природных ресурсов, условия устойчивого состояния экосистем; |
Текущий контроль в форме: фронтального и комбинированного опроса. 0ценка тестирования |
Задачи охраны окружающей среды |
0ценка устных ответов |
природоресурсный потенциал и охраняемые природные территории Российской Федерации; |
Текущий контроль в форме: фронтального и комбинированного опроса Оценка устных ответов и докладов по теме «Памятники природы, природные парки и заказники Волгоградской области». |
Основные источники и масштабы образования отходов производства; |
Текущий контроль в форме: фронтального и комбинированного опроса Оценка устных ответов и оценка тестирования
|
Основные источники техногенного воздействия на окружающую среду, способы получения предотвращения и условия выбросов, методы очистки промышленных сточных вод, принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов и стоков производств; |
Текущий контроль в форме: фронтального и комбинированного опроса, выполнения обучающимися практических заданий, их оценка. Оценка устных ответов.
|
Правовые основы, правила и нормы природопользования и экологической безопасности; |
Текущий контроль в форме: фронтального и комбинированного опроса; выполнения обучающимися практических заданий, их оценка. |
Принципы и методы рационального природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования; |
Оценка индивидуальной работы с нормативно-правовыми актами, источниками научно-технической информации с последующим сообщением на уроке, сдачей письменного отчета |
Принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды. |
Текущий контроль в форме: фронтального и комбинированного опроса. самостоятельной внеаудиторной работы. Оценка устных ответов и отчета по самостоятельной внеаудиторной работе |
Умения: |
|
Анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности;
|
Текущий контроль в форме: выполнения обучающимися практических заданий; работы с Интернет-ресурсами. Оценка качества анализа учебно-методической и справочной информации о воздействии негативных факторов окружающей природной среды на здоровье человека, анализа динамики показателей по основным видам негативного воздействия на окружающую среду предприятиями нефтегазовой отрасли; эколого-правовая грамотность выводов о соблюдении предприятием нефтегазовой отрасли установленных производственно-хозяйственных нормативов негативного воздействия на окружающую среду |
Анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф; |
Текущий контроль в форме: выполнения обучающимися практических заданий; работы с Интернет-ресурсами и официальными экологическими отчетами нефтегазовых компаний. Оценка выводов обучающихся по основным причинам возникновения аварий и инцидентов на нефтегазовых предприятиях. |
Выбирать методы, технологии и аппараты утилизации газовых выбросов, стоков, твёрдых отходов; |
Текущий контроль в форме: выполнения обучающимися практических заданий и инструктивно–методических указаний специально уполномоченных государственных органов по расчету платежей за загрязнение окружающей среды. Оценка составления схем, таблиц, точность и грамотность расчета платежей за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками; точность и грамотность расчета платежей за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; точность и грамотность расчета платежей за размещение отходов производства и потребления грамотность применения в расчетах коэффициентов, учитывающих экологические факторы. |
Определять экологическую пригодность выпускаемой продукции; |
Оценка тестирования |
Оценивать состояние экологии окружающей среды на производственном объекте. |
Текущий контроль в форме: выполнения обучающимися практических заданий; работы с Интернет-ресурсами. Оценка расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий и оценка состояния качества окружающей среды на производственном объекте |
Разработчик:
Преподаватель высшей квалификационной категории ЧПОУ «Газпром колледж Волгоград Л.Н. Ашнина
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.