РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.03. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ для специальности среднего профессионального образования 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей

  • docx
  • 09.11.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Программа Тора .docx

Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Торезский индустриальный техникум им. А.Ф. Засядько»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

ЕН.03. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

 

для специальности среднего профессионального образования

23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей

 

 

                                                                                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2024

 

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей, утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации от 09.12.2016г №1568 с изменениями от 17.12.2020 и от 01.09.2022г.

 

Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Торезский индустриальный техникум им. А.Ф. Засядько»

 

Разработчик: Токарева О.П. - преподаватель ГБПОУ «Торезский индустриальный техникум имени А.Ф. Засядько»

 

 

 

 

 

Одобрена и рекомендована

с целью практического применения

цикловой комиссией

общеобразовательных дисциплин

Протокол № ____ от «_____» _________________ 2024 г.

Председатель МК__________

 

 

 

 

 

 

 


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей, утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации от 09.12.2016г №1568 с изменениями от 17.12.2020 и от 01.09.2022г.

Учебная дисциплина «Экологические основы природопользования» формирует знания и умения в области взаимодействия природы и общества, рационального природопользования и охраны окружающей среды, правовых и социальных вопросов природопользования.

         Программа рассчитана на 32 часа, из них 28 аудиторных часов и 4 часа для самостоятельных работ. Для закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых практических навыков и умений программой предусматривается проведение практических и самостоятельных работ.

Рабочая программа рассчитана на очную форму обучения. Предпочтительная форма организации ученого процесса - лекция.


1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

 

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» является частью программы подготовки специалистов среднего звена ГБПОУ «Торезский индустриальный техникум им. А.Ф. Засядько» в соответствии с ФГОС СПО по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена

Учебная дисциплина «Экологические основы природопользования» относится к математическому и общему естественнонаучному циклу основной профессиональной образовательной программы.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

-       анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности;

-       анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф;

-       выбирать методы, технологии и аппараты утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов;

-       определять экологическую пригодность выпускаемой продукции;

-       оценивать состояние экологии окружающей среды на производственном объекте.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

-       основные определения и понятия природопользования;

-       современное состояние окружающей среды ДНР, России и мира;

-       основные источники и масштабы образования отходов производства;

-       основные источники техногенного воздействия на окружающую среду, способы предотвращения и улавливания выбросов, методы очистки промышленных сточных вод, принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов и стоков производств;

-       правовые основы, правила и нормы природопользования и экологической безопасности;

-       принципы и методы рационального природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования;

-       принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование общих компетенций (ОК), включающих в себя способность:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам;

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;

ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности;

ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование профессиональных компетенций (ПК), включающих в себя способность:

ПК 1.1. Осуществлять диагностику систем, узлов механизмов автомобильных двигателей

ПК 1.2. Осуществлять техническое обслуживание автомобильных двигателей согласно технологической документации

ПК 1.3. Проводить ремонт различных типов двигателей в соответствии с технологической документацией

ПК 3.1. Осуществлять диагностику трансмиссии, ходовой части и органов управления автомобилей;

ПК 5.3. Осуществлять организацию и контроль деятельности персонала подразделения по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств

ПК 6.4. Определять остаточный ресурс производственного оборудования.

 

1.4. Количество часов, отведенное на освоение программы учебной дисциплины

Максимальной учебной загрузки обучающихся 32 часа, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся 28 часов;

- самостоятельной работы обучающихся 4 часа.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

32

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

28

в том числе:

 

Лекции

22

Семинар

 

практические занятия

6

контрольные работы

 

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

4

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

 

 

 


2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экологические основы природопользования»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

Литература, д/з

Шестой семестр

Раздел 1. Взаимодействие человека и природы

Тема 1.1.

Введение. Основные понятия и определения природопользования

Содержание учебного материала:

2

 

 

1.       Лекция 1. Предмет изучения дисциплины «Экологические основы природопользования». Специфика, цель и задачи дисциплины. Структура экологии. Основные понятия и определения

2

1

[1, 7-23]

Тема 1.2.

Взаимодействие человека и природы

Содержание учебного материала:

7

 

 

2.       Лекция 2. Формы взаимодействия общества и природы. Экологический кризис. Глобальные проблемы экологии

2

1

[1, 27-75]

3.       Лекция 3. Природопользование: базовые понятия. Основные определения природопользования. Классификация и рациональное использование природных ресурсов

2

1

[2, 14-28]

4.       Лекция 4. Природопользование как вид деятельности. Классификация видов природопользования

2

1

[2, 28-43]

Самостоятельная работа обучающихся

Определение срока исчерпания природного ресурса

1

1

3

конспект

Раздел 2. Промышленная экология

Тема 2.1.

Загрязнение окружающей среды и проблема отходов

Содержание учебного материала:

12

 

 

5.       Лекция 5. Основные источники техногенного воздействия на окружающую среду. Загрязнения. Тематический опрос

2

1

[4, 56-60, 65-92],[6, 37-49]

6.       Лекция 6. Основные типы загрязняющих веществ и их характеристика

2

1

[3, 104-117]

 

7.       Практическая работа №1. Основы экологического нормирования

2

2

отчет

8.       Лекция 7. Основные источники и масштабы образования отходов производства.

2

1

[4, 60-65]

[6, 84-97]

9.       Практическая работа 2. Расчет выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта

2

2

отчет

10.   Практическая работа 3. Расчет количества отходов, образующихся на автотранспортных предприятиях

2

2

отчет

Тема 2.2.

Основы охраны окружающей среды

 

Содержание учебного материала:

6

 

 

11.   Лекция 8. Способы предотвращения и улавливания выбросов, принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов.  Методы очистки производственных сточных вод

2

1

конспект

12.   Лекция 9. Переработка твердых промышленных и бытовых отходов. Основные направления охраны окружающей среды на предприятии. Тематический опрос

2

1

[2, 117-125]

Самостоятельная работа обучающихся

Экономическая эффективность природоохранных мероприятий

2

2

3

конспект

 

Раздел 3. Природопользование и проблемы его рационализации

Тема 3.1.

 

Содержание учебного материала:

5

 

 

13.   Лекция 10. Правовые основы, правила и нормы природопользования и экологической безопасности. Принципы и методы рационального природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования.

2

1

[7, 162-182]

14.   Лекция 11. Принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды

2

1

конспект

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение итогового тестового задания

1

1

 

3

 

конспект

 

Всего за семестр

32

 

 

 

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

 

3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

            Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета по экологическим основам природопользования.

 

            Оборудование учебного кабинета:

 

-       рабочие места обучающихся;

-       рабочее место преподавателя;

-       комплект учебно-методической документации;

-       комплект справочной и нормативной документации;

-       информационные стенды;

-       методические пособия для проведения практических занятий.

 

            Технические средства обучения:

-       мультимедиа проектор;

-       обучающие СD- и DVD-фильмы.

 

            3.2. Информационное обеспечение обучения

 

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1.     Арустамов Э.А., Левакова И.В., Баркалова Н.В. Экологические основы природопользования: Учебник – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008. – 320 с.

2.     Экологические основы природопользования : учебник для СПО / О. Е. Астафьева, А. А. Авраменко, А. В. Питрюк. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 354 с.

3.     Гальперин М.В. Экологические основы природопользования: Учебник. – М.: Форкм: ИНФРА-М, 2003. – 256 с.

4.     Константинов В.М. Экологические основы природопользования: учебник / В.М. Константинов, Ю.Б. Челидзе. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 240 с.

5.     Саенко О.Е. Экологические основы природопользования: учебник / О.Е.Саенко, Т.П. Трушина. – Москва: КНОРУС, 2017. – 214 с.

6.     Хандогина Е.К., Герасимова Н.А., Хандогина А.В. Экологические основы природопользования: учеб. Пособие / под ред. Е.К. Хандогиной. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. – 160 с.

7.     Певзнер М.Е. Горная экология: Учеб. пособ. для вузов - М.: Издательство Московского государственного горного уннверситета, 2003.-395 с.

8.     Певзнер М.Е., Малышев А.А., Мельков А.Д., Ушань В.П.  Горное дело и охрана окружающей среды: Учеб. для вузов 3-e изд., стер.  М.: Изд-во Московского государственного горного университета, 2001. – 300 с.

Дополнительные источники:

1.     Мартемьянова А.А. Экологические основы природопользования: учеб. Пособие / А.А. Мартемьянова, Ю.А. Козуб; под ред. А.А. Мартемьяновой // Иркутск: Изд-во ИрГАУ, 2016. – 117 с.

2.     Экология : учебник для вузов / В.И. Коробкин, Л.В. Передельский. — Изд. 12-е, доп. и перераб. —  Ростов н/Д : Феникс, 2007. — 602 с.

3.     Николайкин Н.И., Николайкина Н.Е., Мелехова О.Н. Экология: Учебник для вузов. – М.: Дрофа, 2004. – 624 с.

4.     Экология: Учебное пособие для вузов (под ред. Денисова В.В.) Изд. 2-е, испр., доп. - издательство: Ростов: ИЦ МарТ М 2004. - 672 с.

Интернет-ресурсы:

1.       Национальный портал «Природа России» - http://www.priroda.ru

2.       Сохраним планету - https://www.saveplanet.su

3.       Всероссийский экологический портал - https://ecoportal.su

4.       Все о российских лесах - http://www.forest.ru

5.       Общероссийские и международные экологические уроки - https://экокласс.рф

6.       Эковики - https://ecowiki.ru

7.       Экология производства - https://www.ecoindustry.ru

8.       Экологический туризм на зеленой планете - https://eco-turizm.net

 

3.3.                        Методическое обеспечение обучения

 

1.     Практические задания и методические указания по их выполнению.

2.     Задания для проведения текущего и итогового контроля знаний по дисциплине.

3.     Опорный конспект лекций по дисциплине.

 

            3.4.  Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

 

В целях реализации компетентностного подхода при преподавании дисциплины используются современные образовательные технологии: компьютерные презентации, тестирование, технологии развивающего обучения, практико-ориентированные технологии, технологии проблемного обучения.

Для проведения текущего контроля знаний проводятся устные (индивидуальный и фронтальный) и письменный опросы (тесты, сообщения, рефераты).

Итоговый контроль проводится в форме дифференцированного зачета после изучения дисциплины.

 

4.     КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий

 

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки

Умения:

 

Анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности

Тестирование

Анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф

Тестирование

Выбирать методы, технологии и аппараты утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов

Тестирование

Оценивать состояние экологии окружающей среды на производственном объекте

Практическое занятие, тестирование

Знания:

 

Основные определения и понятия природопользования

Самостоятельная работа, тестирование

Основные источники и масштабы образования отходов производства

Практическое занятие, самостоятельная работа

Основные источники техногенного воздействия на окружающую среду, способы предотвращения и улавливания выбросов, методы очистки промышленных сточных вод, принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов и стоков производств

Самостоятельная работа, тестирование

Правовые основы, правила и нормы природопользования и экологической безопасности. Принципы и методы рационального природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования

Фронтальный опрос, тестирование

Принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды

Тестирование

 


 

Скачано с www.znanio.ru