МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГПОУ «ДОНЕЦКИЙ КОЛЛЕДЖ ТЕХНОЛОГИЙ И ДИЗАЙНА»
ГО ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ТОРГОВЛИ
ИМЕНИ МИХАИЛА ТУГАН-БАРАНОВСКОГО»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УВР Директор колледжа __________ О.В. Рыженко ________ И.Е. Доронина
«_____» __________ 2020 г. «_____» _________ 2020 г.
по специальности:
54.02.01 Дизайн (по отраслям)
2020 г.
Программа учебной дисциплины ОДБ.01 Русский язык разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего общего образования (приказ МОН ДНР № 121-НП от 07.08.2020 г. «Об утверждении Государственного образовательного стандарта среднего общего образования», зарегистрированного в Министерстве юстиции
13 августа 2020 г. № 4001).
Организация-разработчик: ГПОУ «Донецкий колледж технологий и дизайна» ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского»
Разработчик:
Прохорова В.Г., преподаватель ГПОУ «Донецкий колледж технологий и дизайна» ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского», специалист квалификационной категории «специалист высшей категории», преподаватель-методист.
Рецензенты:
1. Поворознюк И.В., преподаватель ГПОУ «Донецкий колледж технологий и дизайна» ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского», специалист высшей категории.
2. Ольшанская Л.А., преподаватель ГПОУ «Донецкий государственный колледж пищевых технологий и торговли», председатель цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин, специалист высшей категории, преподаватель-методист.
Одобрена и рекомендована с целью практического применения цикловой комиссией общеобразовательных дисциплин протокол № 1 от « » августа 2020 г.
Председатель ЦК__________ Т. М. Бурдина
Рабочая программа переутверждена на 20___ / 20___ учебный год Протокол № ____ заседания ЦК от ____ _____________20___г.
В программу внесены дополнения и изменения
(см. Приложение ____, стр.____)
Председатель ЦК _______________________
Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.01 Русский язык предназначена для изучения в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего общего образования, при подготовке специалистов среднего звена по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям).
При освоении специальностей изучается как базовая учебная дисциплина в объеме 147 часов, интегрируется с дисциплиной ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи.
Цели обучения
Курс русского языка в учреждениях среднего профессионального образования направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в старших классах по данной примерной программе сводятся к следующему:
1) дать представление о связи языка и истории, культуры русского и других народов, о национальном своеобразии русского языка;
2) закрепить и углубить знания обучающихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;
3) закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного
языка;
4) совершенствовать орфографическую и пунктуационную
грамотность обучающихся;
5) обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний обучающихся о стилях, их признаках, правилах использования;
6) развивать и совершенствовать способность обучающихся создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
7) формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с различными информационными источниками.
Содержание обучения русскому языку структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям студентов.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи студентов; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Программа курса состоит из шести разделов: «Фонетика, графика, орфоэпия», «Лексика. Фразеология», «Лексикография», «Морфемика и словообразование», «Морфология и орфография», «Синтаксис и пунктуация», «Стилистика».
Русский язык принадлежит к числу тех учебных дисциплин, где вопрос об осуществлении межпредметных связей особенно важен, которые отражают комплексный подход к воспитанию и обучению, позволяют вычленить как главные элементы содержания образования, так и взаимосвязи между учебными предметами.
Коммуникативно-речевой межпредметный материал русского языка проявляется в общности правописных навыков и речевых умений. Это общность орфографических, орфоэпических, семантических и стилистических умений, и работа над связной речью учащихся. Например:
в русском языке: план (простой и сложный), текст, стиль, описание, повествование, рассуждение, конспект, тезис;
в географии: описание географических объектов, составление характеристик отдельных компонентов природы и т.д.;
в химии: объяснение химических явлений, протекающих в природе, лаборатории, производстве и в повседневной жизни;
в математике: несложные доказательства с опорой на известные определения и теоремы и т.д.;
в биологии: характеристики органов, тканей и систем органов и т.д.;
в литературе: рассуждение о поступках героев и т.д.;
в изобразительном искусстве: устное описание содержания и художественных средств произведений живописи и т.д.
В каждом из разделов рабочей программы часть учебного материала – это повторение изученного в школе, а также новые сведения о языке и культуре речи.
Внутри каждого раздела указываются соответствующие темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых практических занятий (отдельно по каждому виду), контрольных работ, а также примерная тематика самостоятельной работы.
Учебная дисциплина ОДБ.01 Русский язык рассчитана на
98 аудиторных часов. В начале учебного года проводится вводный контроль знаний, в конце первого семестра студенты получают семестровую оценку, в конце второго семестра - сдают экзамен.
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего общего образования и Государственным образовательным стандартом по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям).
Рабочая программа по дисциплине ОДБ.01 Русский язык составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего общего образования (приказ МОН ДНР № 121-НП от 07.08.2020 г. «Об утверждении Государственного образовательного стандарта среднего общего образования») и программы среднего общего образования «Примерная программа по учебному предмету «Русский язык». 10-11 классы (базовый уровень) / сост. Бескоровайная Л.П., Мельникова Л.В., Лутова Т.А., Созанская Е.Н. – 6-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2020. – 58 с. (Приказ МОН ДНР от 26.08.2020 №1182 «Об утверждении примерных основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина ОДБ.01 Русский язык относится к циклу «Общеобразовательная подготовка» и интегрируется с дисциплиной ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать: З.1. Связь языка и истории, культуры русского и других народов.
З.2. Смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи.
З.3. Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь.
З.4.Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.
З.5.Нормы речевого поведения в социально-культурной, учебнонаучной, официально-деловой сферах общения.
В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:
У.1. Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.
У.2. Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления.
У.3. Проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка.
У.4. Использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи.
У.5. Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.
У.6. Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения.
У.7. Применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка.
У.8. Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.
У.9. Соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем.
У.10. Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.
Предметные результаты освоения дисциплины ОДБ.01 Русский язык должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать формирование языковой компетенции. Предметные результаты должны обеспечивать: овладение функциональной грамотностью;
сформированность понятий о нормах русского языка и применение
знаний о них в речевой практике; соблюдение культуры научного и делового общения в письменной и в
устной формах; систематизацию уже имеющихся знаний о языковой системе и языковых
нормах; совершенствование коммуникативных навыков; осмысление языковых фактов и явлений, умение самостоятельно получать знания в области лингвистики, организовывать исследовательскую деятельность по предмету; проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка; овладение техникой комплексного, лингвистического анализа текстов различных функциональных разновидностей языка, проведения стилистического анализа текстов разных стилей и функциональных разновидностей языка; понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; осознанное использование различных видов чтения и аудирования в
зависимости от коммуникативной задачи и характера текста; овладение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений
за собственной речью; осуществление речевого самоконтроля, анализа речи с точки зрения ее
эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; овладение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов,
аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров; редактирование текстов различных стилей и жанров на основе знаний о
нормах русского литературного языка; овладение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов; сформированность представлений об изобразительно-выразительных
возможностях русского языка; создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в научной, социально-культурной и деловой сферах общения с учётом норм современного русского литературного языка; овладение умением в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях различных стилей и жанров выражать личную
позицию и свое отношение к прочитанным текстам;
осознание эстетической функции русского языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы;
восприятие и понимание художественной литературы, сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы; сформированность умений и навыков, базирующихся на видах речевой деятельности и предполагающих развитие речемыслительных способностей: коммуникативных (овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для обучающихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальных (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационных (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационных (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию); использование нормативных словарей и лингвистических справочников разных типов для подготовки сообщений и докладов, проведения исследований и лингвистического эксперимента; мотивированность и готовность к самостоятельной учебной работе; овладение речевыми стратегиями и тактиками, обеспечивающими
успешность общения в различных жизненных ситуациях; формирование умения добиваться успеха в процессе коммуникации; культура публичного выступления с текстами различной жанровой принадлежности; сформированность общекультурного уровня старшеклассника, способного к успешной социализации в обществе, самообразованию и продолжению обучения в образовательных организациях высшей школы негуманитарного профиля.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальная учебная нагрузка студента 147 часов, в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузка студента 98 часов; самостоятельная внеаудиторная работа студента 49 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
|
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
147 |
|
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
98 |
|
в том числе: |
|
|
лабораторные работы |
не предусмотрено |
|
практические работы |
не предусмотрено |
|
контрольные работы |
8 |
|
Самостоятельная внеаудиторная работа студента (всего) |
49 |
|
|
в том числе: |
|
|
подготовка взаимодиктантов по служебным частям речи |
|
|
работа над творческим заданием к изложению |
|
|
работа с учебником |
|
|
подготовка к контрольной работе |
|
|
работа над оформлением основных документов официально-делового стиля |
|
|
работа с текстами научного стиля |
|
|
работа над презентацией |
|
|
составление конспекта |
|
|
работа над докладом на лингвистическую тему |
|
|
работа над рефератами |
|
|
работа со словарями |
|
|
подготовка презентации |
|
Итоговая аттестация в форме экзамена |
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОДБ.01 Русский язык
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа студентов |
Объе м часов |
Уро вень осво ения |
Раздел 1. Общие сведения о языке (2 час) |
Содержание учебного материала |
2 |
1,3 |
Русский язык в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении (роль и место). Функции русского языка как учебного предмета. История развития русского языка. Периоды в истории развития русского язык. Активные процессы в русском языке на современном этапе. Проблемы экологии языка. |
|||
Раздел 2. Фонетика, орфоэпия, орфография (9 часов) |
Содержание учебного материала |
6 |
2,3 |
Р/р. Контрольная работа (Входной контроль) Единицы языка. Их взаимосвязь. Фонема, морфема, слово, часть речи, словосочетание, предложение, текст. Понятия фонемы, открытого и закрытого слога. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукопись как изобразительное средство. Фонетический разбор. |
|||
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов: Составить опорный конспект на тему «Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии». |
3 |
|
|
Раздел 3. Лексика и фразеология (8 часов) |
Содержание учебного материала |
6 |
2,3 |
Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова. Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая лексика, разговорнобытовая и книжная. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи. Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки. Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор. |
|||
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов: работа со словарями; подготовка презентации по теме «Происхождение лексики современного русского языка (исконно-русские и заимствованные слова)» |
2 |
3 |
|
Раздел 4. Морфемика (состав слова) и словообразование (4 часа)
|
Содержание учебного материала |
2 |
2,3 |
Обобщающее повторение ранее изученного. Выразительные словообразовательные средства. Словообразовательный разбор. |
|||
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов: работа со словарями |
2 |
3 |
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа студентов |
Объе м часов |
Уро вень осво ения |
Раздел 5. Морфология (4 часа) |
Содержание учебного материала |
2 |
2,3 |
Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Принципы русской орфографии. |
|||
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов: Составить конспект по теме «Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии. Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. Фонетические, традиционные и дифференцирующие написания» |
2 |
3 |
|
Раздел 5.1. Имя существительное (6 часов) |
Содержание учебного материала |
4 |
2,3 |
Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды. Постоянные и непостоянные грамматические признаки имен существительных. Род имён существительных. Распределение существительных по родам. Существительные общего рода. Определение и способы выражения рода несклоняемых имён существительных и аббревиатур. Число имён существительных. Несклоняемые имена существительные. Правописание падежных окончаний. Варианты падежных окончаний. Правописание гласных в суффиксах имён существительных. Правописание сложных имён существительных. Составные наименования их правописание. Морфологический разбор |
|||
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов: Составить презентацию по теме «Правописание падежных окончаний. Варианты падежных окончаний. Правописание гласных в суффиксах имён существительных. Правописание сложных имён существительных. Составные наименования их правописание.» |
2
|
3 |
|
Раздел 5.2. Имя прилагательное (6 часов) |
Содержание учебного материала |
4 |
2,3 |
Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды. Качественные прилагательные. Сравнительная и превосходная степени качественных прилагательных. Простая (синтетическая) и сложные (аналитические) формы степеней сравнения. Стилистические особенности простых и сложных форм степеней сравнения. Полные и краткие формы качественных прилагательных Особенности образования и употребления кратких прилагательных. Синонимия кратких и полных форм в функции сказуемого; их семантические и стилистические особенности. Прилагательные относительные и притяжательные. Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных. Переход имён прилагательных из одного разряда в другой. Морфологический разбор. Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных. Правописание сложных имён прилагательных. |
|||
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов: Составить конспект по теме «Правописание окончаний. Правописание суффиксов имён прилагательных» |
2 |
3 |
|
Раздел 5.3. Имя числительное (6 часов) |
Содержание учебного материала |
4 |
2,3 |
Имя числительное как часть речи. Морфологический разбор. Склонение имён числительных. Правописание и употребление имен числительных.
|
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа студентов |
Объе м часов |
Уро вень осво ения |
|
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов: Подготовить презентацию на тему «Происхождение имен существительных» |
2 |
3 |
Раздел 5.4. Местоимение (8 часов)
|
Содержание учебного материала |
6 |
2,3 |
Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Морфологический разбор местоимений. Правописание местоимений. Р/р Контрольный диктант с грамматическим заданием |
|||
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов: работа с учебником над темой «Значение, стилистические и грамматические особенности употребления местоимений» |
2 |
3 |
|
Раздел 5.5. Глагол. Причастие и деепричастие (8 часов) |
Содержание учебного материала |
6 |
2,3 |
Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола. Инфинитив как начальная форма глагола, категория вида, переходность/ непереходность, возвратность, наклонение, категория времени, спряжение. Две основы глагола. Формообразование глагола. Правописание глаголов. Морфологический разбор. Причастие как особая глагольная форма. Признаки глагола и прилагательного у причастий. Морфологический разбор причастий. Действительные и страдательные причастия. Образование причастий. Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных. Переход причастий в прилагательные и существительные. Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий. Морфологический разбор деепричастий. Переход деепричастий в наречия и предлоги. |
|||
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов: Составить опорный конспект по теме «Правописание суффиксов причастий» |
2 |
3 |
|
Раздел 5.6. Наречие. Слова категории состояния (6 часов)
|
Содержание учебного материала |
4 |
2,3 |
Наречие как часть речи. Разряды наречий. Морфологический разбор. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий. Гласные на конце наречий. Наречия не шипящую. Отрицательные наречия. Слова категории состояния. Грамматические особенности слов категории состояния. Морфологический разбор слов категории состояния. |
|||
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов: Составить конспект темы «Омонимия слов категории состояния, наречий на о-, е- и кратких прилагательных ср.р. ед.ч.» |
2 |
3 |
|
Раздел 5.7. Служебные части речи (6 часов) |
Содержание учебного материала |
4 |
2,3 |
Понятие служебных частей речи, их отличие от самостоятельных частей речи. Предлог как служебная часть речи. Особенности употребления предлогов. Морфологический разбор предлогов. Производные и непроизводные предлоги. Простые и составные предлоги. Правописание предлогов. Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Классификации союзов по значению, употреблению, структуре. Подчинительные союзы и союзные слова. Морфологический разбор союзов. Правописание союзов. |
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа студентов |
Объе м часов |
Уро вень осво ения |
|
Частица как служебная часть речи. Разряды частиц. Морфологический разбор частиц. Правописание частиц. Раздельное и дефисное написание частиц. Употребление частиц НЕ и НИ, их слитное и раздельное написание с различными частями речи. |
|
|
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов: подготовка взаимодиктантов по служебным частям речи |
2 |
3 |
|
Раздел 5.8. Междометие (4 часа) |
Междометие как особый разряд слов. Морфологический разбор междометия. Правописание междометий. Функционально-стилистические особенности употребления междометий. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Звукоподражательные слова. |
2 |
2,3 |
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов: Составить конспект по теме «Функционально-стилистические особенности употребления междометий» |
2 |
3 |
|
Культура речи. Стилистика - интеграция с дисциплиной «Русский язык и культура речи» |
Содержание учебного материала |
|
|
Научный стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки научного стиля: логичность, точность, отвлеченность и обобщенность, объективность изложения. Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля. Интернациональная терминология как результат взаимодействия национальных культур. Разновидности научного стиля: учебно-научный, научно-популярный. Их особенности. Основные жанры научного (учебно-научного) стиля. Структура текстов разных жанров. Культура научной (учебно-научной) речи. |
|||
Раздел 6. Основные понятия синтаксиса и пунктуации (4 часа) |
Содержание учебного материала |
|
|
Основные синтаксические единицы. Принципы русской пунктуации (структурный (формальный) и семантический (смысловой). Пунктуационный анализ текста |
2 |
|
|
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов: Подготовить реферат на тему «Употребление знаков препинания» |
2 |
|
|
Раздел 7.1 Словосочетание и предложение (8 часов) |
Содержание учебного материала |
6 |
2,3 |
Простое предложение и словосочетание. Синтаксические единицы. Синтаксические связи и их типы. Средства выражения синтаксической связи. Вопрос о словосочетании. Типы подчинительной связи в словосочетании. Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления Сильное и слабое управление. Синонимия словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетания. Предложение как единица синтаксиса. Интонационные и грамматические признаки предложения |
|||
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов: Составить конспект по теме «Порядок слов в простом предложении, его коммуникативная и экспрессивностилистическая роль. Правильное построение предложений» |
2 |
3 |
|
Раздел 7.2 |
Содержание учебного материала |
6 |
2,3 |
Структура двусоставного предложения. Предикативная (грамматическая) основа предложения. Подлежащее. Способы его выражения. Сказуемое. Основные типы сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное. |
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа студентов |
Объе м часов |
Уро вень осво ения |
Простое двусоставное предложение (8 часов) |
Особенности связи подлежащего и сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения (определение, согласованное и несогласованное; приложение как вид определения. Дефис при приложении. Дополнение. Его основные значения и способы выражения. Обстоятельство. Его основные значения и способы выражения. Многозначные члены предложения. Распространённые члены предложения. Синтаксические функции инфинитива. Выделение запятыми обстоятельств, выраженных деепричастными и сравнительными оборотами, а также обстоятельств с предлогом несмотря на, дополнение прямое и косвенное; обстоятельство, виды обстоятельств по значению, способы их выражения). Р/р Контрольное изложение с творческим заданием |
|
|
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов: Подготовить реферат на тему «Порядок слов в простом предложении. Инверсия» |
2 |
3 |
|
Раздел 7.3 Односоставные и неполные предложения (8 часов) |
Содержание учебного материала |
4 |
2,3 |
Понятие об односоставном предложении. Основные виды односоставных предложений по строению и значению: определённоличные, неопределённо-личные, безличные, назывные. Особенности использования односоставных предложений в речи. Синонимика двусоставных и односоставных предложений. Знаки препинания в конце назывных предложений, односоставные предложения. Способы выражения сказуемого в односоставных предложениях. Назывные односоставные предложения, способы выражения главного члена (подлежащего) в них. Синонимия разных типов простого предложения. Полные и неполные предложения Неполные предложения в речи. Строение и значение неполных предложений. Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире |
|||
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов: Подготовить презентацию на тему «Односоставные предложения» |
4 |
3 |
|
Раздел 7.4 Предложения с однородными членами (10 часов) |
Содержание учебного материала |
6 |
2,3 |
Понятие об однородных членах предложения, их роли в предложении (систематизация и углубление знаний). Союзы при однородных членах, их разряды по значению. Запятая между однородными членами. Однородные и неоднородные определения. Обобщающие слова в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при обобщающих словах в предложениях с однородными членами Ряды однородных членов предложения. |
|||
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов: Составить презентацию по теме «Однородные члены предложения» |
4 |
3 |
|
Раздел 7.5 Предложения с обособленными и |
Содержание учебного материала |
6 |
2,3 |
Понятие обособленного члена предложения. Обособленные второстепенные члены (в том числе уточняющие), их роль в предложении. Обособленные определения, выраженные причастными оборотами и прилагательными. Правильное построение предложений с обособленными членами, придаточными частями. Знаки препинания при обособленных, |
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа студентов |
Объе м часов |
Уро вень осво ения |
уточняющими членами (10 часов) |
уточняющих, пояснительных и присоединительных членах предложения. Параллельные синтаксические конструкции. Синтаксический разбор простого предложения. Р/р Контрольное сочинение |
|
|
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов: Подготовить презентацию по теме «Понятие обособленного члена предложения. Обособленные второстепенные члены, их роль в предложении». |
4 |
3 |
|
Раздел 7.6 Предложения со словами, грамматически не связанными с членами предложения (4 часа) |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
Обращение как особая синтаксическая единица в составе предложения, способы его выражения, назначение в языке (систематизация и углубление знаний). Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова, словосочетания, предложения (углубление и систематизация знаний). Вставные конструкции – предложения или члены предложения, содержащие попутные замечания, уточнения, пояснения; интонация вставки при вставных конструкциях. Пунктуация Одиночные и парные выделительные знаки препинания при вводных и вставных конструкциях. Знаки препинания при междометиях. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова. |
|||
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов Составить конспект по теме «Вставные конструкции – предложения или члены предложения, содержащие попутные замечания, уточнения, пояснения; интонация вставки при вставных конструкциях. |
2 |
3 |
|
Раздел 7.7 Сложное предложение (10 часов) |
Содержание учебного материала |
8 |
2,3 |
Классификация сложносочинённых предложений в зависимости от союза и характера смысловых отношений между простыми предложениями. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Сложноподчинённое предложение, богатство и разнообразие отношений между его частями. Классификация сложноподчинённых предложений, особенности их строения; место придаточного предложения по отношению к главному Средства связи в сложноподчинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным и несколькими придаточными. Бессоюзное сложное предложение, его грамматические признаки и структура. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Синонимия бессоюзных и сложных предложений с союзами, бессоюзных и простых предложений. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении: запятая и точка с запятой, двоеточие, тире в бессоюзном сложном предложении. Сложные предложения с разными видами связи, их строение и виды связи между структурными частыми; ведущая связь между частями сложного синтаксического целого. Синонимия разных типов сложного предложения. Синтаксический разбор сложных предложений разных типов. |
|||
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов: Подготовить презентацию по теме «Виды сложных предложений»
|
2 |
|
Наименование Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, Объе Уро разделов и тем самостоятельная работа студентов м вень часов осво ения Раздел 7.8 Содержание учебного материала
Способы передачи Прямая и косвенная речь как способы передачи чужой речи (систематизация и углубление знаний). Способы чужой речи оформления прямой речи на письме. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой
(8 часов) речью. Косвенная речь в составе сложноподчинённых предложений. Синтаксический разбор предложения с прямой 6 2,3 речью. Цитата как способ передачи чужой речи; способы цитирования. Пунктуационное оформление цитаты. Диалог. Знаки препинания при диалоге. Сочетание знаков препинания. Авторское использование знаков препинания Контрольная работа (Тесты).
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов: 2 3 работа с учебником над темой «Прямая и косвенная речь как способы передачи чужой речи»
Содержание учебного материала
Культура речи. Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи. Норма литературного языка. Типы норм литературного языка: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические нормы. Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность, богатство. Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Невербальные средства общения. Межкультурная коммуникация Основные критерии
Раздел 8 культуры речи (чистота, выразительность, уместность, точность, богатство). Виды и роды ораторского красноречия.
Ораторская речь и такт. Стилистика. Стилистика как раздел науки о языке, который изучает стили языка и стили речи, Культура речи.
Стилистика – а также изобразительно-выразительные средства. Функциональные стили. Разговорная речь, сферы ее использования, назначение. Основные признаки: неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, автоматизм, обыденность
интеграция с
содержания, преимущественно диалогическая форма. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические,
дисциплиной синтаксические особенности разговорной речи. Культура разговорной речи.
«Русский язык и культура речи» Публицистический стиль речи. Публицистический стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки: сочетание экспрессивности и стандарта, логичности и образности, эмоциональности, оценочности. Лексические, морфологические, синтаксические особенности. Основные жанры: заметка, репортаж, интервью, статья, корреспонденция, рецензия, очерк.
Стиль художественной литературы. Общая характеристика художественного стиля: образность, средств, языковых средств других стилей, выражение эстетической функции национального языка. Язык как первоэлемент художественной литературы, один из основных элементов структуры художественного произведения. Источники богатства и выразительности русской речи. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Особенности литературно-художественной речи.
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечение
Учебная дисциплина изучается в кабинете русского языка и литературы.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- аудиторная доска;
- комплект учебно-наглядных пособий; - наглядные и электронные пособия;
- методические разработки занятий.
Технические средства обучения:
1. Персональный компьютер.
2. Лазерный принтер.
3. Устройства вывода звуковой информации: звуковые колонки и наушники.
3.2. Информационное обеспечение обучения Основная литература:
1. Антонова, Е.С. Русский язык и культура речи: учебник для студ. сред. проф. учеб.заведений [Текст]/ Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. –М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 320 с.
2. Власенков, А.И. Русский язык и литература. Русский язык. 10 – 11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень [Текст]/ / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2016. – 287 с.
Дополнительная литература
1. Русский язык [Текст]/ Школьный энциклопедический словарь / под ред. С.В. Друговейко-Должанской, Д.Н. Чердакова.- СПб: Санкт-Петербургский государственный университет, 2014. – 584 с., ил.
2. Лекант,П.А., Школьный орфоэпический словарь русского языка [Текст]/ П.А. Лекант, В.В. Леденева – М.: Просвещение, 2005.
3. Через дефис, слитно или раздельно? [Текст]/ Словарь-справочник русского языка / Сост. В.В. Бурцева. – М.: Просвещение, 2006.
4. Ушаков, Д.Н., Орфографический словарь[Текст]/ Д.Н. Ушаков, С.Е. Крючков – М.: Просвещение, 2006.
5. Русский язык и культура речи: сб. тестов и конкурсных заданий
[Электронный ресурс]: учеб. пособие / О.В. Филиппова, М.В. Шманова, И.Л. Рёбрушкина; под общ. ред. Филипповой О.В. – 2-е изд., стер. – М.: Флинта,
2012. – 88 с. – Режим доступа: http://e.lanbook.com/view/book/4657/
Интернет - ресурсы:
1. Грамота.ру [Электронный ресурс] http://www.gramota.ru
2. Учительский портал [Электронный ресурс]http://www.uchportal.ru/
3. Педсовет. ORG 16-й Всероссийский интернет-педсовет [Электронный ресурс] http://pedsovet.org/
4. Википедия Свободная энциклопедия [Электронный ресурс] http://ru.wikipedia.org
5. Глобалтека. Глобальная библиотека научных ресурсов [Электронный ресурс] http://globalteka.ru
6. Словари и энциклопедии на Академике [Электронный ресурс] http://dic.academic.ru
19
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения студентов индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Основные показатели оценки результата |
Умения: |
|
У.1. Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. |
Оценивание отчета о внеаудиторной самостоятельной работе |
У.2. Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. |
Оценивание решения тестовых задач |
У.3. Проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка. |
Оценивание письменных работ, решения тестовых задач |
У.4. Использовать основные виды чтения (ознакомительноизучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи. |
Оценивание защиты рефератов |
У.5. Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях. |
Оценивание отчета о внеаудиторной самостоятельной работе |
У.6. Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения. |
Оценивание устного и письменного монологического и диалогического высказывания |
У.7. Применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка. |
Оценивание знаний и умений применять нормы современного русского литературного языка. |
У.8. Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. |
Оценивание письменной работы |
У.9. Соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем. |
Оценивание внеаудиторной самостоятельной работы |
У.10. Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста. |
Оценивание контрольного тестирования |
Знания: |
|
З.1. Связь языка и истории, культуры русского и других народов. |
Оценивание внеаудиторной самостоятельной работы |
З.2. Смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи. |
Оценивание внеаудиторной самостоятельной работы |
З.3. Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь. |
Оценивание письменных работ, решения тестовых задач |
З.4. Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. |
Оценивание письменных работ, решения тестовых задач |
З.5.Нормы речевого поведения в социально-культурной, учебнонаучной, официально-деловой сферах общения. |
Оценивание знаний норм речевого поведения |
20
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.