Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.01 Русский язык (2020 г)
Оценка 4.6

Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.01 Русский язык (2020 г)

Оценка 4.6
Образовательные программы
pdf
русский язык
10 кл—11 кл
06.10.2020
Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.01 Русский язык (2020 г)
Программа учебной дисциплины ОДБ.01 Русский язык разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего общего образования (приказ МОН ДНР № 121-НП от 07.08.2020 г. «Об утверждении Государственного образовательного стандарта среднего общего образования», зарегистрированного в Министерстве юстиции 13 августа 2020 г. № 4001).
ОДБ.01 ДЗН Русский язык 2020 - 147 часов.pdf

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГПОУ «ДОНЕЦКИЙ КОЛЛЕДЖ ТЕХНОЛОГИЙ И ДИЗАЙНА»

ГО ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ТОРГОВЛИ

ИМЕНИ МИХАИЛА ТУГАН-БАРАНОВСКОГО»

 

 

 

СОГЛАСОВАНО                                                        УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УВР                                 Директор колледжа __________   О.В. Рыженко                              ________ И.Е. Доронина

«_____» __________ 2020  г.                                          «_____» _________ 2020 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ.01 РУССКИЙ ЯЗЫК

 

 

 

по специальности:  

 

54.02.01 Дизайн (по отраслям)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020 г.

          

Программа учебной дисциплины ОДБ.01 Русский язык разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего общего образования (приказ МОН ДНР № 121-НП от 07.08.2020 г. «Об утверждении Государственного образовательного стандарта среднего общего образования», зарегистрированного в Министерстве юстиции

13 августа 2020 г. № 4001).

 

Организация-разработчик: ГПОУ «Донецкий колледж технологий и дизайна» ГО ВПО «Донецкий национальный  университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского»

 

Разработчик:

Прохорова В.Г., преподаватель ГПОУ «Донецкий колледж технологий и дизайна» ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского», специалист квалификационной категории «специалист высшей категории», преподаватель-методист.

 

Рецензенты: 

1.           Поворознюк И.В., преподаватель ГПОУ «Донецкий колледж технологий и дизайна» ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского», специалист высшей категории. 

2.           Ольшанская Л.А., преподаватель ГПОУ «Донецкий государственный колледж пищевых технологий и торговли», председатель цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин, специалист высшей категории, преподаватель-методист.

 

Одобрена и рекомендована с целью практического применения цикловой комиссией общеобразовательных дисциплин протокол № 1 от «        » августа 2020 г.

Председатель ЦК__________ Т. М. Бурдина

 

 

Рабочая программа переутверждена на 20___ / 20___ учебный год Протокол № ____ заседания ЦК от ____  _____________20___г.

В программу внесены дополнения и изменения

(см. Приложение ____, стр.____)

Председатель ЦК _______________________

          

Пояснительная записка

Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.01 Русский язык предназначена для изучения в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего общего образования, при подготовке специалистов среднего звена по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям).

При освоении специальностей изучается как базовая учебная дисциплина в объеме 147 часов, интегрируется с дисциплиной ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи.

Цели обучения

Курс русского языка в учреждениях среднего профессионального образования направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

­ воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения; 

­ дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков; 

­ освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения; 

­ овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения; 

­ применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности. 

В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в старших классах по данной примерной программе сводятся к следующему: 

1)          дать представление о связи языка и истории, культуры русского и других народов, о национальном своеобразии русского языка; 

2)          закрепить и углубить знания обучающихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию; 

3)          закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного

языка; 

4)          совершенствовать         орфографическую        и       пунктуационную

грамотность обучающихся; 

5)          обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний обучающихся о стилях, их признаках, правилах использования; 

6)          развивать и совершенствовать способность обучающихся создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; 

7)          формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с различными информационными источниками.

Содержание обучения русскому языку структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция овладение всеми видами речевой деятельности основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям студентов. 

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи студентов; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями. 

Культуроведческая компетенция осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения. 

Программа курса состоит из шести разделов: «Фонетика, графика, орфоэпия», «Лексика. Фразеология», «Лексикография», «Морфемика и словообразование», «Морфология и орфография», «Синтаксис и пунктуация», «Стилистика».

Русский язык принадлежит к числу тех учебных дисциплин, где вопрос об осуществлении межпредметных связей особенно важен, которые отражают комплексный подход к воспитанию и обучению, позволяют вычленить как главные элементы содержания образования, так и взаимосвязи между учебными  предметами. 

Коммуникативно-речевой межпредметный материал русского языка проявляется в общности правописных навыков и речевых умений.  Это общность орфографических, орфоэпических, семантических и стилистических умений, и работа  над связной речью учащихся. Например: 

­  в русском языке: план (простой и сложный), текст, стиль, описание, повествование, рассуждение, конспект, тезис; 

­  в географии: описание географических объектов, составление характеристик отдельных компонентов природы и т.д.; 

­  в химии: объяснение химических явлений, протекающих в природе, лаборатории, производстве и в повседневной жизни; 

­  в математике: несложные доказательства с опорой на известные определения и теоремы и т.д.; 

­  в биологии: характеристики органов, тканей и систем органов и т.д.; 

­  в литературе: рассуждение о поступках героев и т.д.; 

­  в изобразительном искусстве: устное описание содержания и художественных средств произведений живописи и т.д. 

В каждом из разделов рабочей программы часть учебного материала – это повторение изученного в школе, а также новые сведения о языке и культуре речи.

Внутри каждого раздела указываются соответствующие темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых практических занятий (отдельно по каждому виду), контрольных работ, а также примерная тематика самостоятельной работы. 

                 Учебная     дисциплина     ОДБ.01 Русский     язык     рассчитана       на

98 аудиторных часов. В начале учебного года проводится вводный контроль знаний, в конце первого семестра студенты получают семестровую оценку, в конце второго семестра - сдают экзамен. 

        

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ ОДБП.01 «РУССКИЙ ЯЗЫК»

 

1.1. Область применения рабочей программы 

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего общего образования и Государственным образовательным стандартом по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям).

Рабочая программа по дисциплине ОДБ.01 Русский язык составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего общего образования (приказ МОН ДНР № 121-НП от 07.08.2020 г. «Об утверждении Государственного образовательного стандарта среднего общего образования») и программы среднего общего образования «Примерная программа по учебному предмету «Русский язык». 10-11 классы (базовый уровень) / сост. Бескоровайная Л.П., Мельникова Л.В., Лутова Т.А., Созанская Е.Н. – 6-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2020. – 58 с. (Приказ МОН ДНР от 26.08.2020 №1182 «Об утверждении примерных основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»).

 

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: 

Учебная дисциплина ОДБ.01 Русский язык относится к циклу «Общеобразовательная подготовка» и интегрируется с дисциплиной ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи.

 

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать: З.1. Связь языка и истории, культуры русского и других народов.

З.2. Смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи.

З.3. Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь.

З.4.Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.

З.5.Нормы речевого поведения в социально-культурной, учебнонаучной, официально-деловой сферах общения.

В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:

У.1. Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные        высказывания      с        точки          зрения        языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

У.2. Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления.

У.3. Проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка.

У.4. Использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи.

У.5. Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.

У.6. Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения.

У.7. Применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка.

У.8. Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.

У.9. Соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем.

У.10. Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.

Предметные результаты освоения дисциплины ОДБ.01 Русский язык должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать формирование языковой компетенции. Предметные результаты должны обеспечивать: овладение функциональной грамотностью;

сформированность понятий о нормах русского языка и применение

знаний о них в речевой практике; соблюдение культуры научного и делового общения в письменной и в

устной формах; систематизацию уже имеющихся знаний о языковой системе и языковых

нормах; совершенствование коммуникативных навыков; осмысление языковых фактов и явлений, умение самостоятельно получать знания в области лингвистики, организовывать исследовательскую деятельность по предмету; проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка; овладение техникой комплексного, лингвистического анализа текстов различных функциональных разновидностей языка, проведения стилистического анализа текстов разных стилей и функциональных разновидностей языка; понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; осознанное использование различных видов чтения и аудирования в

зависимости от коммуникативной задачи и характера текста; овладение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений

за собственной речью; осуществление речевого самоконтроля, анализа речи с точки зрения ее

эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; овладение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов,

аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров; редактирование текстов различных стилей и жанров на основе знаний о

нормах русского литературного языка; овладение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов; сформированность представлений об изобразительно-выразительных

возможностях русского языка; создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в научной, социально-культурной и деловой сферах общения с учётом норм современного русского литературного языка; овладение умением в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях различных стилей и жанров выражать личную

позицию и свое отношение к прочитанным текстам;

осознание эстетической функции русского языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы;

восприятие и понимание художественной литературы, сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы; сформированность умений и навыков, базирующихся на видах речевой деятельности и предполагающих развитие речемыслительных способностей: коммуникативных (овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для обучающихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальных (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационных (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационных (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию); использование нормативных словарей и лингвистических справочников разных типов для подготовки сообщений и докладов, проведения исследований и лингвистического эксперимента; мотивированность и готовность к самостоятельной учебной работе; овладение речевыми стратегиями и тактиками, обеспечивающими

успешность общения в различных жизненных ситуациях; формирование умения добиваться успеха в процессе коммуникации; культура публичного выступления с текстами различной жанровой принадлежности; сформированность общекультурного уровня старшеклассника, способного к успешной социализации в обществе, самообразованию и продолжению обучения в образовательных организациях высшей школы негуманитарного профиля.

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальная учебная нагрузка студента 147 часов, в том числе:

обязательная аудиторная учебная нагрузка студента 98 часов; самостоятельная внеаудиторная работа студента 49 часов.

        

 

2.   СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

2.1.   Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Объем часов  

Максимальная учебная нагрузка (всего)

147

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)  

98

в том числе:

 

­ лабораторные работы

не предусмотрено

­ практические работы

не предусмотрено

­ контрольные работы

8

Самостоятельная внеаудиторная работа студента (всего)

49

­

в том числе:

 

­

подготовка взаимодиктантов по служебным частям речи

 

­

работа над творческим заданием к изложению

 

­

работа с учебником 

 

­

 подготовка к контрольной работе

 

­

работа над оформлением основных документов официально-делового стиля

 

­

работа с текстами научного стиля

 

­

работа над презентацией 

 

­

 составление конспекта 

 

­

работа над докладом на лингвистическую тему

 

­

 работа над рефератами

 

­

 работа со словарями

 

­

 подготовка презентации

 

Итоговая аттестация в форме экзамена

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


2.2.   Тематический план и содержание учебной дисциплины ОДБ.01 Русский язык

 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия,  самостоятельная работа студентов

Объе м часов

Уро

вень осво ения

Раздел 1.

Общие сведения о языке 

(2 час)

Содержание учебного материала

2

1,3

Русский язык в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении (роль и место). Функции русского языка как учебного предмета. История развития русского языка. Периоды в истории развития русского язык.

Активные процессы в русском языке на современном этапе. Проблемы экологии языка.

Раздел 2. Фонетика, орфоэпия,

орфография

(9 часов)

Содержание учебного материала

6

2,3

Р/р. Контрольная работа (Входной контроль)

Единицы языка. Их взаимосвязь. Фонема, морфема, слово, часть речи, словосочетание, предложение, текст. Понятия фонемы, открытого и закрытого слога. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукопись как изобразительное средство. Фонетический разбор.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

Составить опорный конспект на тему «Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии».

3

 

Раздел 3.

Лексика и фразеология

(8 часов)

Содержание учебного материала

6

2,3

Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова. Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая лексика, разговорнобытовая и книжная. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи. Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки. Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация.

Антитеза. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

работа со словарями;

подготовка презентации по теме «Происхождение лексики современного русского языка (исконно-русские и заимствованные слова)»

2

3

 

Раздел 4.

Морфемика 

(состав слова) и словообразование

 (4 часа)

 

 

Содержание учебного материала

2

2,3

Обобщающее повторение ранее изученного. Выразительные словообразовательные средства. Словообразовательный разбор.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

работа со словарями

2

3

 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия,  самостоятельная работа студентов

Объе м часов

Уро

вень осво ения

Раздел 5.

Морфология

(4 часа)

Содержание учебного материала

2

2,3

Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Принципы русской орфографии.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

Составить конспект по теме «Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии. Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. Фонетические, традиционные и дифференцирующие написания»

2

3

Раздел 5.1.

Имя существительное 

(6 часов)

Содержание учебного материала

4

2,3

Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды. Постоянные и непостоянные грамматические признаки имен существительных. Род имён существительных. Распределение существительных по родам. Существительные общего рода. Определение и способы выражения рода несклоняемых имён существительных и аббревиатур. Число имён существительных. Несклоняемые имена существительные. Правописание падежных окончаний. Варианты падежных окончаний. Правописание гласных в суффиксах имён существительных. Правописание сложных имён существительных. Составные наименования их правописание. Морфологический разбор

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

Составить презентацию по теме «Правописание падежных окончаний. Варианты падежных окончаний. Правописание гласных в суффиксах имён существительных. Правописание сложных имён существительных. Составные наименования их правописание.»

2

 

3

Раздел 5.2.

Имя прилагательное

(6 часов)

Содержание учебного материала

4

2,3

Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды. Качественные прилагательные. Сравнительная и превосходная степени качественных прилагательных. Простая (синтетическая) и сложные (аналитические) формы степеней сравнения. Стилистические особенности простых и сложных форм степеней сравнения. Полные и краткие формы качественных прилагательных Особенности образования и употребления кратких прилагательных. Синонимия кратких и полных форм в функции сказуемого; их семантические и стилистические особенности. Прилагательные относительные и притяжательные. Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных. Переход имён прилагательных из одного разряда в другой. Морфологический разбор. Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных. Правописание сложных имён прилагательных.  

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

 Составить конспект по теме «Правописание окончаний. Правописание суффиксов имён прилагательных»

2

3

Раздел 5.3.

Имя числительное (6 часов)

Содержание учебного материала

4

2,3

Имя числительное как часть речи. Морфологический разбор. Склонение имён числительных. Правописание и употребление имен числительных.

 

 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия,  самостоятельная работа студентов

Объе м часов

Уро

вень осво ения

 

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

Подготовить презентацию на тему «Происхождение имен существительных»

2

3

Раздел 5.4.

Местоимение

(8 часов)

 

Содержание учебного материала

6

2,3

Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Морфологический разбор местоимений. Правописание местоимений. 

Р/р Контрольный диктант с грамматическим заданием

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

работа с учебником над темой «Значение, стилистические и грамматические особенности употребления местоимений»  

2

3

Раздел 5.5.

Глагол. Причастие и деепричастие

(8 часов)

Содержание учебного материала

6

2,3

Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола. Инфинитив как начальная форма глагола, категория вида, переходность/ непереходность, возвратность, наклонение, категория времени, спряжение. Две основы глагола. Формообразование глагола. Правописание глаголов. Морфологический разбор. 

Причастие как особая глагольная форма. Признаки глагола и прилагательного у причастий. Морфологический разбор причастий. Действительные и страдательные причастия. Образование причастий. Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных. Переход причастий в прилагательные и существительные. 

Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий. Морфологический разбор деепричастий. Переход деепричастий в наречия и предлоги. 

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

Составить опорный конспект по теме «Правописание суффиксов причастий»

2

3

 

Раздел 5.6.

Наречие. Слова категории состояния (6 часов)

 

Содержание учебного материала

4

2,3

Наречие как часть речи. Разряды наречий. Морфологический разбор. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий. Гласные на конце наречий. Наречия не шипящую. Отрицательные наречия. 

Слова категории состояния. Грамматические особенности слов категории состояния. Морфологический разбор слов категории состояния.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

Составить конспект темы «Омонимия слов категории состояния, наречий на о-, е- и кратких прилагательных ср.р.

ед.ч.»

2

3

Раздел 5.7.

Служебные части речи

(6 часов)

Содержание учебного материала

4

2,3

Понятие служебных частей речи, их отличие от самостоятельных частей речи. 

Предлог как служебная часть речи. Особенности употребления предлогов. Морфологический разбор предлогов. Производные и непроизводные предлоги. Простые и составные предлоги. Правописание предлогов. 

Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Классификации союзов по значению, употреблению, структуре.

Подчинительные союзы и союзные слова. Морфологический разбор союзов. Правописание союзов. 

 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия,  самостоятельная работа студентов

Объе м часов

Уро

вень осво ения

 

Частица как служебная часть речи. Разряды частиц. Морфологический разбор частиц. Правописание частиц. Раздельное и дефисное написание частиц. Употребление частиц НЕ и НИ, их слитное и раздельное написание с различными частями речи.  

 

 

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов: подготовка взаимодиктантов по служебным частям речи

2

3

Раздел 5.8.

Междометие

(4 часа)

Междометие как особый разряд слов. Морфологический разбор междометия. Правописание междометий. Функционально-стилистические особенности употребления междометий. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Звукоподражательные слова.  

2

2,3

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

Составить конспект по теме «Функционально-стилистические особенности употребления междометий»

2

3

Культура речи. Стилистика -   интеграция с дисциплиной

«Русский язык и культура речи»

Содержание учебного материала

 

 

Научный стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки научного стиля: логичность, точность, отвлеченность и обобщенность, объективность изложения. Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля. Интернациональная терминология как результат взаимодействия национальных культур. Разновидности научного стиля: учебно-научный, научно-популярный. Их особенности. Основные жанры научного (учебно-научного) стиля. Структура текстов разных жанров. Культура научной (учебно-научной) речи.

Раздел 6. 

Основные понятия синтаксиса и

пунктуации

(4 часа)

Содержание учебного материала

 

 

Основные синтаксические единицы. Принципы русской пунктуации (структурный (формальный) и семантический (смысловой). Пунктуационный анализ текста

2

 

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

Подготовить реферат на тему «Употребление знаков препинания»

2

 

Раздел 7.1

Словосочетание и предложение

(8 часов)

Содержание учебного материала

6

2,3

Простое предложение и словосочетание. Синтаксические единицы. Синтаксические связи и их типы. Средства выражения синтаксической связи. Вопрос о словосочетании. Типы подчинительной связи в словосочетании. Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления Сильное и слабое управление. Синонимия словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетания. Предложение как единица синтаксиса. Интонационные и грамматические признаки предложения

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

Составить конспект по теме «Порядок слов в простом предложении, его коммуникативная и экспрессивностилистическая роль. Правильное построение предложений»

2

3

Раздел 7.2

Содержание учебного материала

6

2,3

Структура двусоставного предложения. Предикативная (грамматическая) основа предложения. Подлежащее. Способы его выражения. Сказуемое. Основные типы сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное.

 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия,  самостоятельная работа студентов

Объе м часов

Уро

вень осво ения

Простое двусоставное

предложение

(8 часов)

Особенности связи подлежащего и сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения (определение, согласованное и несогласованное; приложение как вид определения. Дефис при приложении. Дополнение. Его основные значения и способы выражения. Обстоятельство. Его основные значения и способы выражения. Многозначные члены предложения. Распространённые члены предложения. Синтаксические функции инфинитива. Выделение запятыми обстоятельств, выраженных деепричастными и сравнительными оборотами, а также обстоятельств с предлогом несмотря на, дополнение прямое и косвенное; обстоятельство, виды обстоятельств по значению, способы их выражения).

Р/р Контрольное изложение с творческим заданием

 

 

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

Подготовить реферат на тему «Порядок слов в простом предложении. Инверсия»

2

3

 

Раздел 7.3

Односоставные и неполные

предложения

(8 часов)

Содержание учебного материала

4

2,3

Понятие об односоставном предложении. Основные виды односоставных предложений по строению и значению: определённоличные, неопределённо-личные, безличные, назывные. Особенности использования односоставных предложений в речи. Синонимика двусоставных и односоставных предложений. Знаки препинания в конце назывных предложений, односоставные предложения. Способы выражения сказуемого в односоставных предложениях. Назывные односоставные предложения, способы выражения главного члена (подлежащего) в них. Синонимия разных типов простого предложения. Полные и неполные предложения Неполные предложения в речи. Строение и значение неполных предложений. Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

Подготовить презентацию на тему «Односоставные предложения»

4

3

Раздел 7.4

Предложения с однородными членами

(10 часов)

Содержание учебного материала

6

2,3

Понятие об однородных членах предложения, их роли в предложении (систематизация и углубление знаний). Союзы при однородных членах, их разряды по значению. Запятая между однородными членами. Однородные и неоднородные определения. Обобщающие слова в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при обобщающих словах в предложениях с однородными членами Ряды однородных членов предложения.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

Составить презентацию по теме «Однородные члены предложения»

4

3

Раздел 7.5

Предложения с обособленными и

Содержание учебного материала

6

2,3

Понятие обособленного члена предложения. Обособленные второстепенные члены (в том числе уточняющие), их роль в предложении. Обособленные определения, выраженные причастными оборотами и прилагательными. Правильное построение предложений с обособленными членами, придаточными частями. Знаки препинания при обособленных,

 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия,  самостоятельная работа студентов

Объе м часов

Уро

вень осво ения

уточняющими членами

(10 часов)

уточняющих, пояснительных и присоединительных членах предложения. Параллельные синтаксические конструкции. Синтаксический разбор простого предложения.

Р/р Контрольное сочинение

 

 

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

Подготовить презентацию по теме «Понятие обособленного члена предложения. Обособленные второстепенные члены, их роль в предложении».

4

3

Раздел 7.6

Предложения со словами,

грамматически не связанными с членами

предложения

(4 часа)

Содержание учебного материала

2

2

Обращение как особая синтаксическая единица в составе предложения, способы его выражения, назначение в языке (систематизация и углубление знаний). Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова, словосочетания, предложения (углубление и систематизация знаний). Вставные конструкции – предложения или члены предложения, содержащие попутные замечания, уточнения, пояснения; интонация вставки при вставных конструкциях. 

Пунктуация Одиночные и парные выделительные знаки препинания при вводных и вставных конструкциях. Знаки препинания при междометиях. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов

Составить конспект по теме «Вставные конструкции – предложения или члены предложения, содержащие попутные замечания, уточнения, пояснения; интонация вставки при вставных конструкциях.

2

3

Раздел 7.7

Сложное предложение

(10 часов)

Содержание учебного материала

8

2,3

Классификация сложносочинённых предложений в зависимости от союза и характера смысловых отношений между простыми предложениями. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Сложноподчинённое предложение, богатство и разнообразие отношений между его частями. Классификация сложноподчинённых предложений, особенности их строения; место придаточного предложения по отношению к главному Средства связи в сложноподчинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным и несколькими придаточными. Бессоюзное сложное предложение, его грамматические признаки и структура. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Синонимия бессоюзных и сложных предложений с союзами, бессоюзных и простых предложений. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении: запятая и точка с запятой, двоеточие, тире в бессоюзном сложном предложении. Сложные предложения с разными видами связи, их строение и виды связи между структурными частыми; ведущая связь между частями сложного синтаксического целого. Синонимия разных типов сложного предложения. Синтаксический разбор сложных предложений разных типов.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

Подготовить презентацию по теме «Виды сложных предложений»

 

2

 

Наименование       Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия,       Объе         Уро разделов и тем   самостоятельная работа студентов м         вень часов     осво ения Раздел 7.8          Содержание учебного материала

Способы передачи Прямая и косвенная речь как способы передачи чужой речи (систематизация и углубление знаний). Способы чужой речи оформления прямой речи на письме. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой

(8 часов) речью. Косвенная речь в составе сложноподчинённых предложений. Синтаксический разбор предложения с прямой 6 2,3 речью. Цитата как способ передачи чужой речи; способы цитирования. Пунктуационное оформление цитаты. Диалог. Знаки препинания при диалоге. Сочетание знаков препинания. Авторское использование знаков препинания Контрольная работа (Тесты).

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:        2          3 работа с учебником над темой «Прямая и косвенная речь как способы передачи чужой речи»

                                                Содержание учебного материала                                                                                                                                                                                    

Культура речи. Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи. Норма литературного языка. Типы норм литературного языка: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические нормы. Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность, богатство. Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Невербальные средства общения. Межкультурная коммуникация Основные критерии

           Раздел 8            культуры речи (чистота, выразительность, уместность, точность, богатство). Виды и роды ораторского красноречия.

Ораторская речь и такт. Стилистика. Стилистика как раздел науки о языке, который изучает стили языка и стили речи, Культура речи.

Стилистика –  а также изобразительно-выразительные средства. Функциональные стили. Разговорная речь, сферы ее использования, назначение. Основные признаки: неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, автоматизм, обыденность

интеграция с

содержания, преимущественно диалогическая форма. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические,

дисциплиной                     синтаксические особенности разговорной речи. Культура разговорной речи.

«Русский язык и культура речи» Публицистический стиль речи. Публицистический стиль, сферы его использования, назначение. Основные  признаки: сочетание экспрессивности и стандарта, логичности и образности, эмоциональности, оценочности. Лексические, морфологические, синтаксические особенности. Основные жанры: заметка, репортаж, интервью, статья, корреспонденция, рецензия, очерк.

Стиль художественной литературы. Общая характеристика художественного стиля: образность, средств, языковых средств других стилей, выражение эстетической функции национального языка. Язык как первоэлемент художественной литературы, один из основных элементов структуры художественного произведения. Источники богатства и выразительности русской речи. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Особенности литературно-художественной речи.


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

3.1. Требования     к       минимальному материально-техническому обеспечение

Учебная дисциплина изучается в кабинете русского языка и литературы.

Оборудование учебного кабинета:

-                     посадочные места по количеству обучающихся;

-                     рабочее место преподавателя;

-                     аудиторная доска;

-                     комплект учебно-наглядных пособий;  -  наглядные и электронные пособия;

-                     методические разработки занятий. 

 

Технические средства обучения:

1.                 Персональный компьютер.

2.                 Лазерный принтер. 

3.                 Устройства вывода звуковой информации: звуковые колонки и наушники. 

 

3.2. Информационное обеспечение обучения Основная литература:

1.     Антонова, Е.С. Русский язык и культура речи: учебник для студ. сред. проф. учеб.заведений [Текст]/  Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. –М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 320 с.

2.     Власенков, А.И. Русский язык и литература. Русский язык. 10 – 11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень [Текст]/   / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2016. – 287 с.

Дополнительная литература

1.     Русский язык [Текст]/   Школьный энциклопедический словарь / под ред. С.В. Друговейко-Должанской,          Д.Н. Чердакова.- СПб: Санкт-Петербургский государственный университет, 2014. – 584 с., ил.

2.     Лекант,П.А., Школьный орфоэпический словарь русского языка [Текст]/    П.А. Лекант, В.В. Леденева – М.: Просвещение, 2005.

3.     Через дефис, слитно или раздельно? [Текст]/  Словарь-справочник русского языка / Сост. В.В. Бурцева. – М.: Просвещение, 2006.

4.     Ушаков, Д.Н., Орфографический словарь[Текст]/ Д.Н. Ушаков, С.Е. Крючков – М.: Просвещение, 2006.

 

5.     Русский язык и культура речи: сб. тестов и конкурсных заданий

[Электронный ресурс]: учеб. пособие / О.В. Филиппова, М.В. Шманова, И.Л. Рёбрушкина; под общ. ред. Филипповой О.В. 2-е изд., стер. М.: Флинта,

2012. 88 с. Режим доступа: http://e.lanbook.com/view/book/4657/

Интернет - ресурсы:

1.   Грамота.ру [Электронный ресурс] http://www.gramota.ru

2.   Учительский портал [Электронный ресурс]http://www.uchportal.ru/

3.   Педсовет. ORG 16-й Всероссийский интернет-педсовет [Электронный ресурс] http://pedsovet.org/

4.   Википедия       Свободная энциклопедия      [Электронный     ресурс] http://ru.wikipedia.org

5.   Глобалтека. Глобальная библиотека научных ресурсов [Электронный ресурс] http://globalteka.ru

6.   Словари и        энциклопедии      на      Академике [Электронный     ресурс] http://dic.academic.ru  

19

 

 

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения студентов индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки результата 

Умения:

 

У.1. Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

Оценивание отчета о внеаудиторной самостоятельной работе

У.2. Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления.

Оценивание    решения             тестовых задач

У.3. Проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка.

Оценивание письменных работ, решения тестовых задач

У.4. Использовать основные виды чтения (ознакомительноизучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи.

Оценивание защиты рефератов

У.5. Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.

Оценивание отчета о внеаудиторной самостоятельной работе

У.6. Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения.

Оценивание устного и письменного монологического и диалогического высказывания 

У.7. Применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка.

Оценивание знаний и умений применять нормы современного русского литературного языка. 

У.8. Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.

Оценивание письменной работы

У.9. Соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем.

Оценивание              внеаудиторной

самостоятельной работы

У.10. Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.

Оценивание                контрольного

тестирования

Знания: 

 

З.1. Связь языка и истории, культуры русского и других народов.

Оценивание              внеаудиторной

самостоятельной работы

З.2. Смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи.

Оценивание              внеаудиторной

самостоятельной работы

З.3. Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь.

Оценивание письменных работ, решения тестовых задач

З.4. Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.

Оценивание письменных работ, решения тестовых задач

З.5.Нормы речевого поведения в социально-культурной, учебнонаучной, официально-деловой сферах общения.

Оценивание знаний норм речевого поведения

 

20

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Программа учебной дисциплины ОДБ

Программа учебной дисциплины ОДБ

Председатель ЦК__________ Т. М

Председатель ЦК__________ Т. М

В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в старших классах по данной примерной программе сводятся к следующему: 1) дать представление…

В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в старших классах по данной примерной программе сводятся к следующему: 1) дать представление…

Содержание обучения русскому языку структурировано на основе компетентностного подхода

Содержание обучения русскому языку структурировано на основе компетентностного подхода

В каждом из разделов рабочей программы часть учебного материала – это повторение изученного в школе, а также новые сведения о языке и культуре речи

В каждом из разделов рабочей программы часть учебного материала – это повторение изученного в школе, а также новые сведения о языке и культуре речи

Примерная программа по учебному предмету «Русский язык»

Примерная программа по учебному предмету «Русский язык»

У.4. Использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др

У.4. Использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др

проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и…

проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и…

Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.01 Русский язык (2020 г)

Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.01 Русский язык (2020 г)

Тематический план и содержание учебной дисциплины

Тематический план и содержание учебной дисциплины

Раздел 4. Морфемика (состав слова) и словообразование (4 часа)

Раздел 4. Морфемика (состав слова) и словообразование (4 часа)

Имя прилагательное (6 часов)

Имя прилагательное (6 часов)

Глагол. Причастие и деепричастие (8 часов)

Глагол. Причастие и деепричастие (8 часов)

Раздел 5.8. Междометие (4 часа)

Раздел 5.8. Междометие (4 часа)

Простое двусоставное предложение (8 часов)

Простое двусоставное предложение (8 часов)

Наименование разделов и тем

Наименование разделов и тем

Наименование разделов и тем

Наименование разделов и тем

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3

Ушаков, Д.Н., Орфографический словарь [Текст]/

Ушаков, Д.Н., Орфографический словарь [Текст]/

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

З.2. Смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи

З.2. Смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.10.2020