Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.01 Русский язык (2020 г)

  • Образовательные программы
  • pdf
  • 06.10.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа учебной дисциплины ОДБ.01 Русский язык разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего общего образования (приказ МОН ДНР № 121-НП от 07.08.2020 г. «Об утверждении Государственного образовательного стандарта среднего общего образования», зарегистрированного в Министерстве юстиции 13 августа 2020 г. № 4001).
Иконка файла материала ОДБ.01 ДЗН Русский язык 2020 - 147 часов.pdf

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГПОУ «ДОНЕЦКИЙ КОЛЛЕДЖ ТЕХНОЛОГИЙ И ДИЗАЙНА»

ГО ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ТОРГОВЛИ

ИМЕНИ МИХАИЛА ТУГАН-БАРАНОВСКОГО»

 

 

 

СОГЛАСОВАНО                                                        УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УВР                                 Директор колледжа __________   О.В. Рыженко                              ________ И.Е. Доронина

«_____» __________ 2020  г.                                          «_____» _________ 2020 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ.01 РУССКИЙ ЯЗЫК

 

 

 

по специальности:  

 

54.02.01 Дизайн (по отраслям)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020 г.

          

Программа учебной дисциплины ОДБ.01 Русский язык разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего общего образования (приказ МОН ДНР № 121-НП от 07.08.2020 г. «Об утверждении Государственного образовательного стандарта среднего общего образования», зарегистрированного в Министерстве юстиции

13 августа 2020 г. № 4001).

 

Организация-разработчик: ГПОУ «Донецкий колледж технологий и дизайна» ГО ВПО «Донецкий национальный  университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского»

 

Разработчик:

Прохорова В.Г., преподаватель ГПОУ «Донецкий колледж технологий и дизайна» ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского», специалист квалификационной категории «специалист высшей категории», преподаватель-методист.

 

Рецензенты: 

1.           Поворознюк И.В., преподаватель ГПОУ «Донецкий колледж технологий и дизайна» ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского», специалист высшей категории. 

2.           Ольшанская Л.А., преподаватель ГПОУ «Донецкий государственный колледж пищевых технологий и торговли», председатель цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин, специалист высшей категории, преподаватель-методист.

 

Одобрена и рекомендована с целью практического применения цикловой комиссией общеобразовательных дисциплин протокол № 1 от «        » августа 2020 г.

Председатель ЦК__________ Т. М. Бурдина

 

 

Рабочая программа переутверждена на 20___ / 20___ учебный год Протокол № ____ заседания ЦК от ____  _____________20___г.

В программу внесены дополнения и изменения

(см. Приложение ____, стр.____)

Председатель ЦК _______________________

          

Пояснительная записка

Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.01 Русский язык предназначена для изучения в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего общего образования, при подготовке специалистов среднего звена по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям).

При освоении специальностей изучается как базовая учебная дисциплина в объеме 147 часов, интегрируется с дисциплиной ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи.

Цели обучения

Курс русского языка в учреждениях среднего профессионального образования направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

­ воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения; 

­ дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков; 

­ освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения; 

­ овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения; 

­ применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности. 

В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в старших классах по данной примерной программе сводятся к следующему: 

1)          дать представление о связи языка и истории, культуры русского и других народов, о национальном своеобразии русского языка; 

2)          закрепить и углубить знания обучающихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию; 

3)          закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного

языка; 

4)          совершенствовать         орфографическую        и       пунктуационную

грамотность обучающихся; 

5)          обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний обучающихся о стилях, их признаках, правилах использования; 

6)          развивать и совершенствовать способность обучающихся создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; 

7)          формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с различными информационными источниками.

Содержание обучения русскому языку структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция овладение всеми видами речевой деятельности основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям студентов. 

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи студентов; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями. 

Культуроведческая компетенция осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения. 

Программа курса состоит из шести разделов: «Фонетика, графика, орфоэпия», «Лексика. Фразеология», «Лексикография», «Морфемика и словообразование», «Морфология и орфография», «Синтаксис и пунктуация», «Стилистика».

Русский язык принадлежит к числу тех учебных дисциплин, где вопрос об осуществлении межпредметных связей особенно важен, которые отражают комплексный подход к воспитанию и обучению, позволяют вычленить как главные элементы содержания образования, так и взаимосвязи между учебными  предметами. 

Коммуникативно-речевой межпредметный материал русского языка проявляется в общности правописных навыков и речевых умений.  Это общность орфографических, орфоэпических, семантических и стилистических умений, и работа  над связной речью учащихся. Например: 

­  в русском языке: план (простой и сложный), текст, стиль, описание, повествование, рассуждение, конспект, тезис; 

­  в географии: описание географических объектов, составление характеристик отдельных компонентов природы и т.д.; 

­  в химии: объяснение химических явлений, протекающих в природе, лаборатории, производстве и в повседневной жизни; 

­  в математике: несложные доказательства с опорой на известные определения и теоремы и т.д.; 

­  в биологии: характеристики органов, тканей и систем органов и т.д.; 

­  в литературе: рассуждение о поступках героев и т.д.; 

­  в изобразительном искусстве: устное описание содержания и художественных средств произведений живописи и т.д. 

В каждом из разделов рабочей программы часть учебного материала – это повторение изученного в школе, а также новые сведения о языке и культуре речи.

Внутри каждого раздела указываются соответствующие темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых практических занятий (отдельно по каждому виду), контрольных работ, а также примерная тематика самостоятельной работы. 

                 Учебная     дисциплина     ОДБ.01 Русский     язык     рассчитана       на

98 аудиторных часов. В начале учебного года проводится вводный контроль знаний, в конце первого семестра студенты получают семестровую оценку, в конце второго семестра - сдают экзамен. 

        

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ ОДБП.01 «РУССКИЙ ЯЗЫК»

 

1.1. Область применения рабочей программы 

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего общего образования и Государственным образовательным стандартом по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям).

Рабочая программа по дисциплине ОДБ.01 Русский язык составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего общего образования (приказ МОН ДНР № 121-НП от 07.08.2020 г. «Об утверждении Государственного образовательного стандарта среднего общего образования») и программы среднего общего образования «Примерная программа по учебному предмету «Русский язык». 10-11 классы (базовый уровень) / сост. Бескоровайная Л.П., Мельникова Л.В., Лутова Т.А., Созанская Е.Н. – 6-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2020. – 58 с. (Приказ МОН ДНР от 26.08.2020 №1182 «Об утверждении примерных основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»).

 

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: 

Учебная дисциплина ОДБ.01 Русский язык относится к циклу «Общеобразовательная подготовка» и интегрируется с дисциплиной ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи.

 

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать: З.1. Связь языка и истории, культуры русского и других народов.

З.2. Смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи.

З.3. Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь.

З.4.Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.

З.5.Нормы речевого поведения в социально-культурной, учебнонаучной, официально-деловой сферах общения.

В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:

У.1. Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные        высказывания      с        точки          зрения        языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

У.2. Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления.

У.3. Проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка.

У.4. Использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи.

У.5. Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.

У.6. Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения.

У.7. Применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка.

У.8. Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.

У.9. Соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем.

У.10. Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.

Предметные результаты освоения дисциплины ОДБ.01 Русский язык должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать формирование языковой компетенции. Предметные результаты должны обеспечивать: овладение функциональной грамотностью;

сформированность понятий о нормах русского языка и применение

знаний о них в речевой практике; соблюдение культуры научного и делового общения в письменной и в

устной формах; систематизацию уже имеющихся знаний о языковой системе и языковых

нормах; совершенствование коммуникативных навыков; осмысление языковых фактов и явлений, умение самостоятельно получать знания в области лингвистики, организовывать исследовательскую деятельность по предмету; проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка; овладение техникой комплексного, лингвистического анализа текстов различных функциональных разновидностей языка, проведения стилистического анализа текстов разных стилей и функциональных разновидностей языка; понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; осознанное использование различных видов чтения и аудирования в

зависимости от коммуникативной задачи и характера текста; овладение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений

за собственной речью; осуществление речевого самоконтроля, анализа речи с точки зрения ее

эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; овладение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов,

аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров; редактирование текстов различных стилей и жанров на основе знаний о

нормах русского литературного языка; овладение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов; сформированность представлений об изобразительно-выразительных

возможностях русского языка; создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в научной, социально-культурной и деловой сферах общения с учётом норм современного русского литературного языка; овладение умением в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях различных стилей и жанров выражать личную

позицию и свое отношение к прочитанным текстам;

осознание эстетической функции русского языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы;

восприятие и понимание художественной литературы, сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы; сформированность умений и навыков, базирующихся на видах речевой деятельности и предполагающих развитие речемыслительных способностей: коммуникативных (овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для обучающихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальных (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационных (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационных (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию); использование нормативных словарей и лингвистических справочников разных типов для подготовки сообщений и докладов, проведения исследований и лингвистического эксперимента; мотивированность и готовность к самостоятельной учебной работе; овладение речевыми стратегиями и тактиками, обеспечивающими

успешность общения в различных жизненных ситуациях; формирование умения добиваться успеха в процессе коммуникации; культура публичного выступления с текстами различной жанровой принадлежности; сформированность общекультурного уровня старшеклассника, способного к успешной социализации в обществе, самообразованию и продолжению обучения в образовательных организациях высшей школы негуманитарного профиля.

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальная учебная нагрузка студента 147 часов, в том числе:

обязательная аудиторная учебная нагрузка студента 98 часов; самостоятельная внеаудиторная работа студента 49 часов.

        

 

2.   СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

2.1.   Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Объем часов  

Максимальная учебная нагрузка (всего)

147

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)  

98

в том числе:

 

­ лабораторные работы

не предусмотрено

­ практические работы

не предусмотрено

­ контрольные работы

8

Самостоятельная внеаудиторная работа студента (всего)

49

­

в том числе:

 

­

подготовка взаимодиктантов по служебным частям речи

 

­

работа над творческим заданием к изложению

 

­

работа с учебником 

 

­

 подготовка к контрольной работе

 

­

работа над оформлением основных документов официально-делового стиля

 

­

работа с текстами научного стиля

 

­

работа над презентацией 

 

­

 составление конспекта 

 

­

работа над докладом на лингвистическую тему

 

­

 работа над рефератами

 

­

 работа со словарями

 

­

 подготовка презентации

 

Итоговая аттестация в форме экзамена

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


2.2.   Тематический план и содержание учебной дисциплины ОДБ.01 Русский язык

 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия,  самостоятельная работа студентов

Объе м часов

Уро

вень осво ения

Раздел 1.

Общие сведения о языке 

(2 час)

Содержание учебного материала

2

1,3

Русский язык в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении (роль и место). Функции русского языка как учебного предмета. История развития русского языка. Периоды в истории развития русского язык.

Активные процессы в русском языке на современном этапе. Проблемы экологии языка.

Раздел 2. Фонетика, орфоэпия,

орфография

(9 часов)

Содержание учебного материала

6

2,3

Р/р. Контрольная работа (Входной контроль)

Единицы языка. Их взаимосвязь. Фонема, морфема, слово, часть речи, словосочетание, предложение, текст. Понятия фонемы, открытого и закрытого слога. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукопись как изобразительное средство. Фонетический разбор.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

Составить опорный конспект на тему «Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии».

3

 

Раздел 3.

Лексика и фразеология

(8 часов)

Содержание учебного материала

6

2,3

Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова. Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая лексика, разговорнобытовая и книжная. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи. Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки. Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация.

Антитеза. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

работа со словарями;

подготовка презентации по теме «Происхождение лексики современного русского языка (исконно-русские и заимствованные слова)»

2

3

 

Раздел 4.

Морфемика 

(состав слова) и словообразование

 (4 часа)

 

 

Содержание учебного материала

2

2,3

Обобщающее повторение ранее изученного. Выразительные словообразовательные средства. Словообразовательный разбор.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

работа со словарями

2

3

 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия,  самостоятельная работа студентов

Объе м часов

Уро

вень осво ения

Раздел 5.

Морфология

(4 часа)

Содержание учебного материала

2

2,3

Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Принципы русской орфографии.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

Составить конспект по теме «Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии. Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. Фонетические, традиционные и дифференцирующие написания»

2

3

Раздел 5.1.

Имя существительное 

(6 часов)

Содержание учебного материала

4

2,3

Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды. Постоянные и непостоянные грамматические признаки имен существительных. Род имён существительных. Распределение существительных по родам. Существительные общего рода. Определение и способы выражения рода несклоняемых имён существительных и аббревиатур. Число имён существительных. Несклоняемые имена существительные. Правописание падежных окончаний. Варианты падежных окончаний. Правописание гласных в суффиксах имён существительных. Правописание сложных имён существительных. Составные наименования их правописание. Морфологический разбор

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

Составить презентацию по теме «Правописание падежных окончаний. Варианты падежных окончаний. Правописание гласных в суффиксах имён существительных. Правописание сложных имён существительных. Составные наименования их правописание.»

2

 

3

Раздел 5.2.

Имя прилагательное

(6 часов)

Содержание учебного материала

4

2,3

Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды. Качественные прилагательные. Сравнительная и превосходная степени качественных прилагательных. Простая (синтетическая) и сложные (аналитические) формы степеней сравнения. Стилистические особенности простых и сложных форм степеней сравнения. Полные и краткие формы качественных прилагательных Особенности образования и употребления кратких прилагательных. Синонимия кратких и полных форм в функции сказуемого; их семантические и стилистические особенности. Прилагательные относительные и притяжательные. Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных. Переход имён прилагательных из одного разряда в другой. Морфологический разбор. Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных. Правописание сложных имён прилагательных.  

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

 Составить конспект по теме «Правописание окончаний. Правописание суффиксов имён прилагательных»

2

3

Раздел 5.3.

Имя числительное (6 часов)

Содержание учебного материала

4

2,3

Имя числительное как часть речи. Морфологический разбор. Склонение имён числительных. Правописание и употребление имен числительных.

 

 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия,  самостоятельная работа студентов

Объе м часов

Уро

вень осво ения

 

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

Подготовить презентацию на тему «Происхождение имен существительных»

2

3

Раздел 5.4.

Местоимение

(8 часов)

 

Содержание учебного материала

6

2,3

Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Морфологический разбор местоимений. Правописание местоимений. 

Р/р Контрольный диктант с грамматическим заданием

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

работа с учебником над темой «Значение, стилистические и грамматические особенности употребления местоимений»  

2

3

Раздел 5.5.

Глагол. Причастие и деепричастие

(8 часов)

Содержание учебного материала

6

2,3

Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола. Инфинитив как начальная форма глагола, категория вида, переходность/ непереходность, возвратность, наклонение, категория времени, спряжение. Две основы глагола. Формообразование глагола. Правописание глаголов. Морфологический разбор. 

Причастие как особая глагольная форма. Признаки глагола и прилагательного у причастий. Морфологический разбор причастий. Действительные и страдательные причастия. Образование причастий. Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных. Переход причастий в прилагательные и существительные. 

Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий. Морфологический разбор деепричастий. Переход деепричастий в наречия и предлоги. 

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

Составить опорный конспект по теме «Правописание суффиксов причастий»

2

3

 

Раздел 5.6.

Наречие. Слова категории состояния (6 часов)

 

Содержание учебного материала

4

2,3

Наречие как часть речи. Разряды наречий. Морфологический разбор. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий. Гласные на конце наречий. Наречия не шипящую. Отрицательные наречия. 

Слова категории состояния. Грамматические особенности слов категории состояния. Морфологический разбор слов категории состояния.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

Составить конспект темы «Омонимия слов категории состояния, наречий на о-, е- и кратких прилагательных ср.р.

ед.ч.»

2

3

Раздел 5.7.

Служебные части речи

(6 часов)

Содержание учебного материала

4

2,3

Понятие служебных частей речи, их отличие от самостоятельных частей речи. 

Предлог как служебная часть речи. Особенности употребления предлогов. Морфологический разбор предлогов. Производные и непроизводные предлоги. Простые и составные предлоги. Правописание предлогов. 

Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Классификации союзов по значению, употреблению, структуре.

Подчинительные союзы и союзные слова. Морфологический разбор союзов. Правописание союзов. 

 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия,  самостоятельная работа студентов

Объе м часов

Уро

вень осво ения

 

Частица как служебная часть речи. Разряды частиц. Морфологический разбор частиц. Правописание частиц. Раздельное и дефисное написание частиц. Употребление частиц НЕ и НИ, их слитное и раздельное написание с различными частями речи.  

 

 

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов: подготовка взаимодиктантов по служебным частям речи

2

3

Раздел 5.8.

Междометие

(4 часа)

Междометие как особый разряд слов. Морфологический разбор междометия. Правописание междометий. Функционально-стилистические особенности употребления междометий. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Звукоподражательные слова.  

2

2,3

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

Составить конспект по теме «Функционально-стилистические особенности употребления междометий»

2

3

Культура речи. Стилистика -   интеграция с дисциплиной

«Русский язык и культура речи»

Содержание учебного материала

 

 

Научный стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки научного стиля: логичность, точность, отвлеченность и обобщенность, объективность изложения. Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля. Интернациональная терминология как результат взаимодействия национальных культур. Разновидности научного стиля: учебно-научный, научно-популярный. Их особенности. Основные жанры научного (учебно-научного) стиля. Структура текстов разных жанров. Культура научной (учебно-научной) речи.

Раздел 6. 

Основные понятия синтаксиса и

пунктуации

(4 часа)

Содержание учебного материала

 

 

Основные синтаксические единицы. Принципы русской пунктуации (структурный (формальный) и семантический (смысловой). Пунктуационный анализ текста

2

 

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

Подготовить реферат на тему «Употребление знаков препинания»

2

 

Раздел 7.1

Словосочетание и предложение

(8 часов)

Содержание учебного материала

6

2,3

Простое предложение и словосочетание. Синтаксические единицы. Синтаксические связи и их типы. Средства выражения синтаксической связи. Вопрос о словосочетании. Типы подчинительной связи в словосочетании. Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления Сильное и слабое управление. Синонимия словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетания. Предложение как единица синтаксиса. Интонационные и грамматические признаки предложения

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

Составить конспект по теме «Порядок слов в простом предложении, его коммуникативная и экспрессивностилистическая роль. Правильное построение предложений»

2

3

Раздел 7.2

Содержание учебного материала

6

2,3

Структура двусоставного предложения. Предикативная (грамматическая) основа предложения. Подлежащее. Способы его выражения. Сказуемое. Основные типы сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное.

 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия,  самостоятельная работа студентов

Объе м часов

Уро

вень осво ения

Простое двусоставное

предложение

(8 часов)

Особенности связи подлежащего и сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения (определение, согласованное и несогласованное; приложение как вид определения. Дефис при приложении. Дополнение. Его основные значения и способы выражения. Обстоятельство. Его основные значения и способы выражения. Многозначные члены предложения. Распространённые члены предложения. Синтаксические функции инфинитива. Выделение запятыми обстоятельств, выраженных деепричастными и сравнительными оборотами, а также обстоятельств с предлогом несмотря на, дополнение прямое и косвенное; обстоятельство, виды обстоятельств по значению, способы их выражения).

Р/р Контрольное изложение с творческим заданием

 

 

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

Подготовить реферат на тему «Порядок слов в простом предложении. Инверсия»

2

3

 

Раздел 7.3

Односоставные и неполные

предложения

(8 часов)

Содержание учебного материала

4

2,3

Понятие об односоставном предложении. Основные виды односоставных предложений по строению и значению: определённоличные, неопределённо-личные, безличные, назывные. Особенности использования односоставных предложений в речи. Синонимика двусоставных и односоставных предложений. Знаки препинания в конце назывных предложений, односоставные предложения. Способы выражения сказуемого в односоставных предложениях. Назывные односоставные предложения, способы выражения главного члена (подлежащего) в них. Синонимия разных типов простого предложения. Полные и неполные предложения Неполные предложения в речи. Строение и значение неполных предложений. Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

Подготовить презентацию на тему «Односоставные предложения»

4

3

Раздел 7.4

Предложения с однородными членами

(10 часов)

Содержание учебного материала

6

2,3

Понятие об однородных членах предложения, их роли в предложении (систематизация и углубление знаний). Союзы при однородных членах, их разряды по значению. Запятая между однородными членами. Однородные и неоднородные определения. Обобщающие слова в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при обобщающих словах в предложениях с однородными членами Ряды однородных членов предложения.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

Составить презентацию по теме «Однородные члены предложения»

4

3

Раздел 7.5

Предложения с обособленными и

Содержание учебного материала

6

2,3

Понятие обособленного члена предложения. Обособленные второстепенные члены (в том числе уточняющие), их роль в предложении. Обособленные определения, выраженные причастными оборотами и прилагательными. Правильное построение предложений с обособленными членами, придаточными частями. Знаки препинания при обособленных,

 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия,  самостоятельная работа студентов

Объе м часов

Уро

вень осво ения

уточняющими членами

(10 часов)

уточняющих, пояснительных и присоединительных членах предложения. Параллельные синтаксические конструкции. Синтаксический разбор простого предложения.

Р/р Контрольное сочинение

 

 

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

Подготовить презентацию по теме «Понятие обособленного члена предложения. Обособленные второстепенные члены, их роль в предложении».

4

3

Раздел 7.6

Предложения со словами,

грамматически не связанными с членами

предложения

(4 часа)

Содержание учебного материала

2

2

Обращение как особая синтаксическая единица в составе предложения, способы его выражения, назначение в языке (систематизация и углубление знаний). Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова, словосочетания, предложения (углубление и систематизация знаний). Вставные конструкции – предложения или члены предложения, содержащие попутные замечания, уточнения, пояснения; интонация вставки при вставных конструкциях. 

Пунктуация Одиночные и парные выделительные знаки препинания при вводных и вставных конструкциях. Знаки препинания при междометиях. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов

Составить конспект по теме «Вставные конструкции – предложения или члены предложения, содержащие попутные замечания, уточнения, пояснения; интонация вставки при вставных конструкциях.

2

3

Раздел 7.7

Сложное предложение

(10 часов)

Содержание учебного материала

8

2,3

Классификация сложносочинённых предложений в зависимости от союза и характера смысловых отношений между простыми предложениями. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Сложноподчинённое предложение, богатство и разнообразие отношений между его частями. Классификация сложноподчинённых предложений, особенности их строения; место придаточного предложения по отношению к главному Средства связи в сложноподчинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным и несколькими придаточными. Бессоюзное сложное предложение, его грамматические признаки и структура. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Синонимия бессоюзных и сложных предложений с союзами, бессоюзных и простых предложений. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении: запятая и точка с запятой, двоеточие, тире в бессоюзном сложном предложении. Сложные предложения с разными видами связи, их строение и виды связи между структурными частыми; ведущая связь между частями сложного синтаксического целого. Синонимия разных типов сложного предложения. Синтаксический разбор сложных предложений разных типов.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

Подготовить презентацию по теме «Виды сложных предложений»

 

2

 

Наименование       Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия,       Объе         Уро разделов и тем   самостоятельная работа студентов м         вень часов     осво ения Раздел 7.8          Содержание учебного материала

Способы передачи Прямая и косвенная речь как способы передачи чужой речи (систематизация и углубление знаний). Способы чужой речи оформления прямой речи на письме. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой

(8 часов) речью. Косвенная речь в составе сложноподчинённых предложений. Синтаксический разбор предложения с прямой 6 2,3 речью. Цитата как способ передачи чужой речи; способы цитирования. Пунктуационное оформление цитаты. Диалог. Знаки препинания при диалоге. Сочетание знаков препинания. Авторское использование знаков препинания Контрольная работа (Тесты).

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:        2          3 работа с учебником над темой «Прямая и косвенная речь как способы передачи чужой речи»

                                                Содержание учебного материала                                                                                                                                                                                    

Культура речи. Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи. Норма литературного языка. Типы норм литературного языка: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические нормы. Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность, богатство. Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Невербальные средства общения. Межкультурная коммуникация Основные критерии

           Раздел 8            культуры речи (чистота, выразительность, уместность, точность, богатство). Виды и роды ораторского красноречия.

Ораторская речь и такт. Стилистика. Стилистика как раздел науки о языке, который изучает стили языка и стили речи, Культура речи.

Стилистика –  а также изобразительно-выразительные средства. Функциональные стили. Разговорная речь, сферы ее использования, назначение. Основные признаки: неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, автоматизм, обыденность

интеграция с

содержания, преимущественно диалогическая форма. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические,

дисциплиной                     синтаксические особенности разговорной речи. Культура разговорной речи.

«Русский язык и культура речи» Публицистический стиль речи. Публицистический стиль, сферы его использования, назначение. Основные  признаки: сочетание экспрессивности и стандарта, логичности и образности, эмоциональности, оценочности. Лексические, морфологические, синтаксические особенности. Основные жанры: заметка, репортаж, интервью, статья, корреспонденция, рецензия, очерк.

Стиль художественной литературы. Общая характеристика художественного стиля: образность, средств, языковых средств других стилей, выражение эстетической функции национального языка. Язык как первоэлемент художественной литературы, один из основных элементов структуры художественного произведения. Источники богатства и выразительности русской речи. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Особенности литературно-художественной речи.


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

3.1. Требования     к       минимальному материально-техническому обеспечение

Учебная дисциплина изучается в кабинете русского языка и литературы.

Оборудование учебного кабинета:

-                     посадочные места по количеству обучающихся;

-                     рабочее место преподавателя;

-                     аудиторная доска;

-                     комплект учебно-наглядных пособий;  -  наглядные и электронные пособия;

-                     методические разработки занятий. 

 

Технические средства обучения:

1.                 Персональный компьютер.

2.                 Лазерный принтер. 

3.                 Устройства вывода звуковой информации: звуковые колонки и наушники. 

 

3.2. Информационное обеспечение обучения Основная литература:

1.     Антонова, Е.С. Русский язык и культура речи: учебник для студ. сред. проф. учеб.заведений [Текст]/  Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. –М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 320 с.

2.     Власенков, А.И. Русский язык и литература. Русский язык. 10 – 11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень [Текст]/   / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2016. – 287 с.

Дополнительная литература

1.     Русский язык [Текст]/   Школьный энциклопедический словарь / под ред. С.В. Друговейко-Должанской,          Д.Н. Чердакова.- СПб: Санкт-Петербургский государственный университет, 2014. – 584 с., ил.

2.     Лекант,П.А., Школьный орфоэпический словарь русского языка [Текст]/    П.А. Лекант, В.В. Леденева – М.: Просвещение, 2005.

3.     Через дефис, слитно или раздельно? [Текст]/  Словарь-справочник русского языка / Сост. В.В. Бурцева. – М.: Просвещение, 2006.

4.     Ушаков, Д.Н., Орфографический словарь[Текст]/ Д.Н. Ушаков, С.Е. Крючков – М.: Просвещение, 2006.

 

5.     Русский язык и культура речи: сб. тестов и конкурсных заданий

[Электронный ресурс]: учеб. пособие / О.В. Филиппова, М.В. Шманова, И.Л. Рёбрушкина; под общ. ред. Филипповой О.В. 2-е изд., стер. М.: Флинта,

2012. 88 с. Режим доступа: http://e.lanbook.com/view/book/4657/

Интернет - ресурсы:

1.   Грамота.ру [Электронный ресурс] http://www.gramota.ru

2.   Учительский портал [Электронный ресурс]http://www.uchportal.ru/

3.   Педсовет. ORG 16-й Всероссийский интернет-педсовет [Электронный ресурс] http://pedsovet.org/

4.   Википедия       Свободная энциклопедия      [Электронный     ресурс] http://ru.wikipedia.org

5.   Глобалтека. Глобальная библиотека научных ресурсов [Электронный ресурс] http://globalteka.ru

6.   Словари и        энциклопедии      на      Академике [Электронный     ресурс] http://dic.academic.ru  

19

 

 

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения студентов индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки результата 

Умения:

 

У.1. Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

Оценивание отчета о внеаудиторной самостоятельной работе

У.2. Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления.

Оценивание    решения             тестовых задач

У.3. Проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка.

Оценивание письменных работ, решения тестовых задач

У.4. Использовать основные виды чтения (ознакомительноизучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи.

Оценивание защиты рефератов

У.5. Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.

Оценивание отчета о внеаудиторной самостоятельной работе

У.6. Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения.

Оценивание устного и письменного монологического и диалогического высказывания 

У.7. Применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка.

Оценивание знаний и умений применять нормы современного русского литературного языка. 

У.8. Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.

Оценивание письменной работы

У.9. Соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем.

Оценивание              внеаудиторной

самостоятельной работы

У.10. Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.

Оценивание                контрольного

тестирования

Знания: 

 

З.1. Связь языка и истории, культуры русского и других народов.

Оценивание              внеаудиторной

самостоятельной работы

З.2. Смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи.

Оценивание              внеаудиторной

самостоятельной работы

З.3. Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь.

Оценивание письменных работ, решения тестовых задач

З.4. Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.

Оценивание письменных работ, решения тестовых задач

З.5.Нормы речевого поведения в социально-культурной, учебнонаучной, официально-деловой сферах общения.

Оценивание знаний норм речевого поведения

 

20