МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГПОУ «ДОНЕЦКИЙ КОЛЛЕДЖ ТЕХНОЛОГИЙ И ДИЗАЙНА»
ГО ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ТОРГОВЛИ
ИМЕНИ МИХАИЛА ТУГАН-БАРАНОВСКОГО»
Заместитель директора по УВР Директор колледжа
__________ О.В. Рыженко __________ И.Е. Доронина
«_____» __________ 2020 г. «_____» __________ 2020 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
по специальности:
43.02.02 Парикмахерское искусство
2020
Программа учебной дисциплины ОДП.01 Химия разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего общего образования (приказ МОН ДНР № 121-НП от 07.08.2020 г. «Об утверждении Государственного образовательного стандарта среднего общего образования», зарегистрированного в Министерстве юстиции
13 августа 2020 г. № 4001).
Организация-разработчик: ГПОУ «Донецкий колледж технологий и дизайна» ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского».
Разработчик:
Прохорова В.Г., преподаватель ГПОУ «Донецкий колледж технологий и дизайна», ГОВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского, специалист высшей квалификационной категории, преподаватель-методист
Рецензенты:
1. Бурдина Т.М., председатель цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин ГПОУ «Донецкий колледж технологий и дизайна», ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского, специалист высшей категории, преподаватель-методист.
2. Шило И.Н. – председатель УМО преподавателей учебных дисциплин «Химия» и «Биология» Донецких ТОО – 1,2,3,4; преподаватель химии и биологии ГПОУ «Донецкий транспортно-экономический колледж», специалист высшей категории.
Одобрена и рекомендована с целью практического применения цикловой комиссией общеобразовательных дисциплин протокол № 1 от 27 августа 2020 г.
Председатель ЦК__________ Т. М. Бурдина
Рабочая программа переутверждена на 20___ / 20___ учебный год Протокол № ____ заседания ЦК от «____» _____________20___г.
В программу внесены дополнения и изменения
(см. Приложение ____, стр.____)
Председатель ЦК _______________________
0
Рабочая программа учебной дисциплины ОДП.01 Химия предназначена для изучения в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего общего образования, при подготовке специалистов среднего звена по специальности 43.02.02 Парикмахерское искусство.
При освоении профессий среднего профессионального образования в учреждениях СПО химия изучается как профильная учебная дисциплина в объеме 146 часов.
Рабочая программ по химии составлена в соответствии с требованиями
Государственного образовательного стандарта среднего общего образования
(приказ МОН ДНР № 121-НП от 07.08.2020 г.) и примерной программой Примерная программа по учебному предмету «Химия». 10-11 классы (базовый уровень) / сост. Дробышев Е.Ю., Козлова Т.Л., Разумова Н.Г., Бахтин С.Г.– 4-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2020. – 22 с. (Приказ МОН ДНР от 26.08.2020 №1182 «Об утверждении примерных основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»).
Примерная программа среднего общего образования по химии (базовый уровень) конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся. В программе определен перечень демонстраций, лабораторных опытов, практических занятий и расчетных задач.
Программа выполняет две основные функции:
- информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного учебного предмета;
- организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся.
Программа предусматривает формирование у студентов общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебной дисциплины ОДП.01 Химия в колледже на профильном уровне являются:
- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- использование элементов причинно-следственного и структурнофункционального анализа;
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований;
- использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Учебная дисциплина «Химия» рассчитана на 146 часов: теоретические занятия – 96 часов, практические занятия – 2 часа, контрольная работа – 2 часа, самостоятельную работу – 48 часов. Итоговая аттестация в виде дифференцированного зачета.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего общего образования и Государственным образовательным стандартом по специальности 43.02.02 Парикмахерское искусство
Рабочая программа по химии составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего общего образования (приказ МОН ДНР № 121-НП от 07.08.2020 г.) и примерной программой Примерная программа по учебному предмету «Химия». 10-11 классы (базовый уровень) / сост. Дробышев Е.Ю., Козлова Т.Л., Разумова Н.Г., Бахтин С.Г.– 4-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2020. – 22 с. (Приказ МОН ДНР от 26.08.2020 №1182 «Об утверждении примерных основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина ОДП.01 Химия относится к циклу
«Общеобразовательная подготовка».
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Изучение химии в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, атомная единица массы, ион, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет,
функциональная группа, изомерия, гомология;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
- важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы; уметь
- называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам неорганических и органических соединений;
- характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие физические и химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов; применение веществ на основе их свойств;
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации, и ее представления в различных формах; использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с веществами и материалами органического и неорганического происхождения, с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников. 1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальная учебная нагрузка студента 146 часов, в том числе:
- обязательная аудиторная учебная нагрузка студента -98 часов (из них - практические работы – 2 часа; контрольные работы – 2 часа).
- самостоятельной работы обучающегося -48 часов.
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
146 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
98 |
в том числе: |
|
лабораторные работы |
не предусмотрено |
практические занятия |
2 |
контрольные работы |
2 |
Самостоятельная внеаудиторная работа студента (всего) |
48 |
в том числе: |
|
Составление таблицы Подготовка реферата Составление таблицы Подготовка реферата Подготовка презентации |
|
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, практические занятия, внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
1 |
2 |
3 |
4 |
Тема 1. Теория строения органических соединений (4 часа) |
Содержание учебного материала |
2 |
1 |
Предмет органической химии. Становление органической химии как науки. Причины многообразия органических соединений. Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Явление изомерии. Строение атома углерода. Понятие о возбужденном состоянии атома. Демонстрации: 1. Шаростержневые модели молекул органических веществ. |
|||
Тема 2. Углеводороды (16 часов)
|
Содержание учебного материала |
10 |
1,2 |
Алканы. Строение молекулы метана. Понятие о гибридизации атома углерода, sp3 -гибридизация. Гомологический ряд алканов. Изомерия алканов. Международная систематическая номенклатура алканов. Химические свойства алканов. Методы получения: реакция Вюрца, декарбоксилирование солей карбоновых кислот. Алкены. Строение молекулы этилена, sp 2 -гибридизация. Гомологический ряд алкенов. Изомерия алкенов: структурная и геометрическая (цис- ;транс-). Международная систематическая номенклатура алкенов. Химические свойства алкенов: реакции присоединения. Правило Марковникова. Реакции окисления – неполное (на примере реакции Вагнера) и полное окисление. Методы получения: дегидрирование алканов, дегидратация спиртов, дегидрогалогенирование моногалогенпроизводных алканов спиртовым раствором щелочи – правило Зайцева. Демонстрации: 1) получение этилена дегидратацией этанола; 2) опыты, демонстрирующие химические свойства алкенов; 3) образцы полимеров и изделий из них. Алкадиены. Бутадиен-1,3 как представитель сопряженных алкадиенов, строение его молекулы. Получение алкадиенов на примере бутадиена-1,3: дегидрирование алканов, метод Лебедева. Физические свойства. Химические свойства: 1,2- и 1,4- присоединение галогенов и галогеноводородов при различных температурах. Каучуки. Резина. Демонстрации: 4) образцы каучуков и изделий из них. Алкины. Строение молекулы ацетилена, sp-гибридизация. Гомологический ряд алкинов. Международная систематическая 12 Кол-во часов Содержание темы (раздела) номенклатура алкинов. Химические свойства алкинов: реакции присоединения – гидрирование, галогенирование, гидратация, гидрогалогенирование. Реакции окисления – неполное (на примере реакции с горячим нейтральным раствором перманганата калия) и полное окисление. Методы получения: пиролиз метана, реакция карбида кальция с водой, реакция дигалогенроизводных алканов со спиртовым раствором щелочи. Демонстрации: 5) получение ацетилена из карбида кальция; |
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, практические занятия, внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
|
6) опыты, демонстрирующие химические свойства алкинов. Арены. Строение молекулы бензола. Международная систематическая номенклатура гомологов бензола. Физические свойства бензола и его гомологов. Токсичность аренов. Химические свойства бензола: реакции замещения – галогенирование, нитрование. Реакции присоединения: гидрирование и хлорирование бензола при УФоблучении. Методы получения бензола: тримеризация ацетилена, дегидрирование гексана и циклогексана. Применение аренов. Понятие о ядохимикатах. Демонстрации: 7) горение бензола; 8) отсутствие признаков реакции при смешивании бензола с нейтральным раствором перманганата калия. Демонстрации: 9) коллекции: продукты переработки каменного угля и нефти. Расчетные задачи: 1) вывод формулы углеводорода по массовым долям элементов в нем; 2) вывод формулы органического соединения по продуктам сгорания; 3) вывод формулы органического соединения по уравнению реакции, записанному в общем виде. |
|
|
Самостоятельная работа обучающихся |
|
|
|
- Составить опорный конспект по темам: «Физические свойства алканов. Применение алканов и их производных», «Физические свойства алкенов. Применение алкенов. Понятие о полимерах», «Физические свойства алкинов. Применение алкинов», «Физические свойства бензола и его гомологов. Применение аренов». - Подготовить презентации по теме «Природные источники углеводородов. Состав каменного угля, нефти, природного газа. Переработка нефти и каменного угля. Крекинг нефтепродуктов. Бензин.» |
6 |
3 |
|
Тема 3. Кислородсодерж ащие органические соединения (28 часов)
|
Содержание учебного материала |
18 |
1,2 |
Спирты. Строение молекул одноатомных спиртов. Международная систематическая номенклатура одноатомных спиртов. Химические свойства одноатомных спиртов: кислотные свойства – реакции с активными металлами (на примере натрия). Основные свойства – реакции с галогеноводородами. Реакции межмолекулярной и внутримолекулярной дегидратации спиртов. Получение спиртов: гидратация алкенов, гидролиз моногалогенпроизводных алканов водным раствором щелочи. Демонстрации: 10) взаимодействие этанола с натрием. Многоатомные спирты. Химические свойства: реакции с натрием, галогеноводородами, азотной кислотой. Качественная реакция на многоатомные спирты с гидроксидом меди (II). Понятие о гормонах. Тестостерон, прогестерон – производные спирта сложного строения – холестерина. Лабораторные опыты: 1) растворимость глицерина в воде. Качественная реакция на глицерин с гидроксидом меди (II). Фенолы. Строение молекулы фенола. Химические свойства фенола: реакции бензольного кольца – бромирование, нитрование; реакции гидроксильной группы – взаимодействие с натрием, гидроксидом натрия. Способы получения |
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, практические занятия, внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
|
фенола. Качественная реакция на фенол с бромной водой, хлоридом железа (III). Демонстрации: 11) растворимость фенола в холодной и горячей воде; 12) реакция фенола с бромной водой; 13) реакция фенола с раствором хлорида железа (III). Карбонильные соединения. Строение молекул альдегидов на примере метаналя и этаналя, кетонов на примере ацетона. Международная систематическая номенклатура альдегидов. Химические свойства альдегидов: реакции окисления, реакция присоединения водорода. Методы получения: окисление спиртов, гидратация алкинов. Демонстрации: 14) реакция «серебряного зеркала» на примере метаналя или другого альдегида. Лабораторные опыты: 2) реакция метаналя (или другого альдегида) с гидроксидом меди (II). Карбоновые кислоты. Строение молекул карбоновых кислот. Международная систематическая номенклатура карбоновых кислот и их тривиальные названия. Химические свойства насыщенных одноосновных карбоновых кислот: реакции с металлами, оксидами металлов, основаниями, солями более слабых кислот. Реакция этерификации. Специфические свойства муравьиной кислоты. Получение одноосновных карбоновых кислот: окисление алканов, спиртов, альдегидов, реакции солей карбоновых кислот с более сильной кислотой (серной). Понятие о лекарственных препаратах на примере ацетилсалициловой кислоты, нитроглицерина и т.д. Демонстрации: 15) получение уксусной кислоты из ацетата натрия действием серной кислоты. Лабораторные опыты: 3) свойства раствора уксусной кислоты. Сложные эфиры. Жиры. Гидролиз сложных эфиров водой и раствором щелочи. Сложные эфиры в природе. Жиры. Классификация жиров, их строение. Реакция щелочного гидролиза жиров – образование мыла. Гидрирование ненасыщенных жиров. Понятие о синтетических моющих средствах. Демонстрации: 16) получение сложного эфира; 17) реакция раствора щелочи с растительным жиром (на примере оливкового, касторового или подсолнечного масла) с образованием твердого мыла. Углеводы. Классификация углеводов. Моносахариды. Глюкоза. Строение молекулы глюкозы, химические свойства: реакции окисления и восстановления альдегидной группы, реакции брожения (спиртового, молочнокислого). Дисахариды. Сахароза. Физические свойства. Реакция кислотного гидролиза сахарозы. Полисахариды. Крахмал и целлюлоза. Различие строения молекул крахмала и целлюлозы. Физические свойства крахмала и целлюлозы. Химические свойства: гидролиз крахмала и целлюлозы. Качественная реакция на крахмал.
Демонстрации: 18) кислотный гидролиз сахарозы и обнаружение глюкозы; |
|
|
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, практические занятия, внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
|
19) образцы волокон. Лабораторные опыты: 4) реакция глюкозы с гидроксидом меди (II); 5) свойства крахмала: растворимость в воде, реакция с иодом, реакция крахмала с ферментом амилазой, с образованием глюкозы. |
|
|
Самостоятельная работа обучающихся Составить опорный конспект по темам: «Физические свойства одноатомных спиртов. Применение одноатомных спиртов. Физиологическое действие метанола и этанола. Физические свойства этиленгликоля и глицерина. Применение многоатомных спиртов», «Физические свойства фенола. Применение фенола», «Физические свойства альдегидов. Применение альдегидов», «Физические свойства карбоновых кислот», «Физические свойства глюкозы. Дисахариды. Сахароза. Физические свойства. Применение углеводов». - Подготовить рефераты по темам: «Понятие о гормонах. Тестостерон, прогестерон – производные спирта сложного строения – холестерина», «Применение карбоновых кислот. Понятие о лекарственных препаратах на примере ацетилсалициловой кислоты, нитроглицерина и т.д», «Волокна – натуральные, синтетические и искусственные». |
10 |
3 |
|
Тема 4. Азотсодержащие органические соединения (28 часов)
|
Содержание учебного материала |
18 |
1,2 |
Амины. Строение молекул аминов. Номенклатура аминов. Химические свойства алифатических аминов на примере метиламина: реакция с водой, галогеноводородами, горение аминов. Химические свойства ароматических аминов на примере анилина: реакция анилина с бромной водой, галогеноводородами. Получение анилина из нитробензола по реакции Зинина. Демонстрации: 20) реакция анилина с соляной кислотой; 21) бромирование анилина. Аминокислоты. Изомерия и международная систематическая номенклатура аминокислот. Химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений: реакции с щелочами, кислотами, спиртами. Образование пептидов. Демонстрации: 22) реакция аминоуксусной кислоты с индикаторами. Белки. Строение молекул белков. Классификация белков: протеины и протеиды. Качественные реакции белков: биуретовая и ксантопротеиновая реакции. Гидролиз белков. Денатурация белков. Лабораторные опыты: 6) денатурация белков; 7) качественные реакции на белки. |
|||
Практическая работа № 1 Решение экспериментальных задач |
1 |
3 |
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, практические занятия, внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
|
Самостоятельная работа обучающихся - Составить опорный конспект по темам: «Физические свойства аминов. Применение аминов», «Физические свойства аминокислот. Физические свойства белков». - Подготовить информацию на тему «Понятие о витаминах». |
9 |
3 |
Тема 5. Важнейшие понятия и законы в химии (12 часов)
|
Содержание учебного материала |
8 |
1,2 |
Химический элемент. Современная модель строения атома: атомное ядро; заряд ядра; нуклиды; изотопы; распределение электронов в атоме; атомные орбитали, их формы в пространстве. Закон сохранения массы. Закон постоянства состава. Периодический закон Д.И. Менделеева. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, ее структура и виды (короткопериодная и длиннопериодная). |
|||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить презентацию на тему «Семейства химических элементов. Искусственно полученные элементы» |
4 |
3 |
|
Тема 6. Строение вещества (10 часов)
|
Содержание учебного материала |
6 |
1,2 |
Вещества атомного, молекулярного, ионного строения. Кристаллические решетки. Химическая связь. Ковалентная связь и ее виды; механизмы образования ковалентной связи: обменный и донорноакцепторный. Ионная связь как частный случай ковалентной связи. Металлическая связь. Водородная связь: внутримолекулярная и межмолекулярная. Формы молекул в пространстве. Гибридизация атомных орбиталей: sp, sp2 , sp3 . Валентный угол. Длина связи. Демонстрации: 23) модели молекул веществ имеющих различную гибридизацию центрального атома (в том числи и компьютерные 3Dмодели); 24) модели кристаллических решеток. |
|||
Самостоятельная работа обучающихся Составить опорный конспект по темам: «Зависимость физических свойств вещества от наличия водородных связей. Формы молекул в пространстве», «Зависимость геометрического строения молекулы от гибридизации центрального атома на примерах: sp3 -гибридизации – молекулы метана, аммиака, воды; sp2 - гибридизации – молекулы этилена, хлорида бора; sp-гибридизации – молекулы ацетилена, оксида углерода (IV)» |
4 |
3 |
|
Тема 7. Химические реакции (12 часов)
|
Содержание учебного материала |
8 |
1,2 |
Классификация химических реакций по различным признакам: по тепловому эффекту, по обратимости, по изменению степеней окисления элементов, по числу и составу исходных веществ и продуктов. Окислительновосстановительные реакции. Теория электролиза. Электролиз водных растворов солей бескислородных и кислородсодержащих солей. Тепловой эффект химической реакции. Закон Гесса. Демонстрации: 25) электролиз раствора хлорида натрия, сульфата меди (II); 26) смещение химического равновесия в зависимости от концентрации веществ (на примере реакции хлорида железа (III) с роданидами). Лабораторные опыты: |
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, практические занятия, внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
|
8) сравнение скорости разложения пероксида водорода при использовании разных катализаторов (оксид марганца (IV) и иодид калия). |
|
|
Самостоятельная работа обучающихся Составить опорный конспект по темам: «Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость реакций», «Понятие об энергии активации. Катализ. Химическое равновесие: условие его возникновения и способы его смещения». |
4 |
3 |
|
Тема 8. Растворы (14 часов)
|
Содержание учебного материала |
8 |
2 |
Классификация дисперсных систем на грубодисперсные и тонкодисперсные (коллоидные и истинные растворы). Различия между коллоидным и истинным раствором. Эффект Тиндаля. Процесс растворения в воде молекулярных и ионных соединений. Электролитическая диссоциация. Кислоты, щелочи и соли в свете электролитической диссоциации. Степень диссоциации электролита. Водородный показатель – рН. Реакции ионного обмена. Гидролиз органических и неорганических веществ. Химическое загрязнение окружающей среды на примере ионов тяжелых металлов в водах и почвах, кислотности вод и т.д. Демонстрации: 27) образцы грубодисперсных и тонкодисперсных систем; 28) эффект Тиндаля; 29) реакции ионного обмена; 30) гидролиз неорганических и органических солей. Лабораторные опыты: 9) определение рН среды при помощи универсального индикатора. |
|||
Самостоятельная работа обучающихся Составить опорный конспект по теме: «Химическое загрязнение окружающей среды на примере ионов тяжелых металлов в водах и почвах, кислотности вод и т.д.» |
6 |
3 |
|
Тема 9. Металлы и их соединения (10 часов)
|
Содержание учебного материала |
8 |
1,2 |
Общая характеристика металлов по строению атома и положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Общие физические и химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Способы получения металлов: восстановление оксидов металлов, электролиз растворов и расплавов солей. Сплавы металлов. Оксиды и гидроксиды металлов. Химические свойства основных оксидов и гидроксидов. Изменение свойств оксидов и гидроксидов металлов в зависимости от степени окисления металла (переход от основных свойств к кислотным) – на примере соединений марганца или хрома. Демонстрации: 31) коллекция металлов; 32) получение меди из оксида меди (II) при ее восстановлении водородом; 33) физические и химические свойства металлов; 34) коллекция сплавов металлов; 35) восстановление иона Cr2O7 2− до иона Cr3+. |
|||
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, практические занятия, внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
|
Лабораторные опыты: 10) сравнение химической активности металлов в реакциях с кислотами; 11) получение гидроксида металла и изучение его свойств; 12) окрашивание пламени солями металлов. |
|
|
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить презентацию на тему «Применение металлов и их соединений. Природные соединения металлов». |
2 |
3 |
|
Тема 10. Неметаллы и их соединения (12 часов)
|
Общая характеристика неметаллов по строению атома и положению в периодической системе. Физические свойства неметаллов. Химические свойства неметаллов. Летучие водородные соединения неметаллов. Сравнение свойств летучих водородных соединений неметаллов 2 периода. Кислотные оксиды и их химические свойства. Кислоты, их химические свойства. Кислоты-окислители: специфические свойства концентрированной серной и азотной кислот. Применение неметаллов и их соединений: минеральные удобрения, цемент, стекло и т.д. Демонстрации: 36) образцы неметаллов; 37) реакция простого вещества неметалла с простым веществом металлом (например, серы с цинком или алюминием); 38) получение хлороводорода, аммиака, их растворение в воде, исследование водного раствора индикатором; 39) химические свойства кислот; 40) реакции азотной кислоты с медью, углеродом. Лабораторные опыты: 13) сравнение химических свойств органических и неорганических кислот. |
7 |
1,2 |
Контрольная работа |
1 |
3 |
|
Практическая работа № 2 Экспериментальные задачи по темам «Металлы и их соединения», «Неметаллы и их соединения». |
1 |
3 |
|
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка презентаций на темы: «Применение неметаллов и их соединений. Соединения неметаллов в природе», «Правила безопасной работы с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии». |
3 |
3 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1-ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
Учебная дисциплина изучается в кабинете химии и биологии.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- аудиторная доска;
- комплект учебно-наглядных пособий; - наглядные и электронные пособия;
- методические разработки занятий.
Технические средства обучения:
1. Персональный компьютер.
2. Лазерный принтер.
3. Устройства вывода звуковой информации: звуковые колонки и наушники.
3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
1. Рудзитис Г. Е. Химия. 10 класс: учеб.для общеобразоват.
организаций с прил. на электрон. носителе (DVD): базовый уровень / Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. – М.: Просвещение, 2014. – 224 с.
2. Рудзитис Г. Е. Химия. 11 класс: учеб.для общеобразоват.
организаций: базовый уровень / Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. – М.: Просвещение, 2014, 2017. – 224 с.
3. Галогенпроизводные углеводородов. Пособие для учащихся 10-11 классов и учителей / Дробышев Е.Ю. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2019.
Перечень цифровых образовательных ресурсов и Web-сайтов Интернет http://school-collection.edu.ru/ – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Перечень Web-сайтов, рекомендуемых для использования в работе:
1. http//www.chem.msu.su/rus/school/ – сайт журнала «Химия: методика преподавания в школе»
2. http://www.chem.msu.su/rus/school/ – школьные учебники по химии для 811 классов общеобразовательной школы
3. http://c-books.narod/ru – литература по химии
4. http://experiment.edu.ru/catalog.asp – естественнонаучные эксперименты
5. chem.msu.su – портал фундаментального химического образования России
6.alhimik.ru – образовательный сайт по химии
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентов индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
|
Тема: Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений Умения: - сравнивать органические вещества с неорганическими - определять валентность веществ. - определять химическое строение как порядок соединения атомов в молекулы по валентности. - излагать основные положения теории химического строения. - определять изомеры и изомерию. - составлять химические формулы и модели молекул в органической химии. - классифицировать вещества по строению углеродного скелета и наличию функциональных групп; - излагать основные положения теории химического строения; - записывать структурные формулы органических веществ, их изомеров, гомологов. Знания: - предмет изучения органической химии; - вещества органические и неорганические - основные положения теории химического строения А.М. Бутлерова; - явление изомерии; - основных положений теории химического строения; - причин многообразия органических веществ. |
- оценивание фронтального, индивидуального опроса; - контроль выполнением упражнений |
за |
Тема: Углеводороды и их природные источники Умения: - называть алканы по рациональной и систематической номенклатуре; - составлять молекулярные и структурные формулы углеводородов и их галогенопроизводных; - составлять уравнения химических реакций, подтверждающих свойства предельных углеводородов; - составлять структурные формулы алкенов, алкинов, диеновых углеводородов; - называть непредельных углеводородов по систематической номенклатуре; - составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства непредельных углеводородов; - определять по характерным реакциям непредельные углеводороды; - применять правила безопасности при работе с органическими веществами; - составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства |
- оценивание фронтального, текущего опроса; - контроль за выполнением упражнений и заданий к параграфам. -оценивание индивидуального опроса; - самостоятельная работа.
|
бензола; - называть углеводороды по систематической номенклатуре; - записывать полные и сокращенные формулы; - записывать некоторые уравнения реакций, характеризующих их свойства. Знания: - понятие углеводородов; - способы разрыва ковалентной связи; - общую формулу алканов; - характер связи в их молекулах: понятие гомологов; - правила систематической номенклатуры (ИЮПАК) для алканов; - эмпирические названия изучаемых алканов; - свойства и практическое значение изучаемых алканов; - общую формулу алкенов, алкинов, диеновых углеводородов; - гомологический ряд и виды изомерии; - химические свойства непредельных углеводородов и их практическое применение; - природных источников углеводородов; - классификации углеводородов, строения, характерных химических свойств углеводородов, их получения, применения |
|
Тема: Кислородосодержащие органические вещества Умения: - записывать некоторые структурные формулы спиртов и карбоновых кислот; - классифицировать кислородосодержащие соединения; - записывать уравнение реакций, характерных для кислородосодержащие органические веществ. Знания: - понятий о кислородосодержащих органических веществ, их классификации; - определений спиртов, карбоновых кислот, их свойства, области применения; - о вреде этанола на организм человека; - общих понятий сложных эфиров, жиров, углеводов, нахождения их в природе, применение; - определение спиртов, карбоновых кислот, сложных эфиров, жиров, углеводов их свойств и область применения. |
- фронтальный опрос; - индивидуальный, текущий опрос; - контроль за выполнением и проведением химических экспериментов |
Тема: Азотсодержащие органические соединения. Полимеры Умения: - доказывать наличие основных свойств аминов, зависимость между строением и их свойствами; - сравнивать свойства алифатических и ароматических аминов; - объяснять химические свойства аминокислот на основании взаимного влияния функциональных групп друг на друга; - определять наличие белковых соединений качественными реакциями; - составлять уравнение реакций получения полимеров; - основных методов синтеза высокомолекулярных соединений; - сравнивать свойства алифатических и ароматических аминов; - составления химических реакций, характеризующих свойства аминов, аминокислот, получение белков; - составления химических реакций получения полимеров. Знания: - названий, характерных свойств аминов, аминокислот, белков; - способы их применения; - состав, строение и свойства полимеров; - обобщение и систематизация знаний по данной теме; - биологическое значение аминокислот, белков; - классификации и свойств полимеров. |
- реферативная работа студентов по предлагаемой тематике; - самостоятельная работа студентов в письменной форме.
|
Тема: Строение вещества Умения: - определять характер химической связи в различных соединениях и степень окисления элемента; - объяснять механизм образования донорно-акцепторной, ковалентной связи; - определять тип кристаллической решётки; - доказывать зависимость химических связей от различных факторов; - определять в молекулах неорганических веществ типы связи. Знания: - определения видов химических связей (ковалентная полярная и неполярная, ионная, водородная, металлическая) в простых и сложных веществах; - механизмов их образования; - типов кристаллических решёток; - основных характеристик химических связей; - типов кристаллических решёток; - длины, энергии направленности, насыщаемости химической связи. |
фронтальный, индивидуальный опрос |
Тема: Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация Умения: - записывать уравнения реакций ионного обмена; - определять кислотность растворов кислотно-основными индикаторами; - составлять полные и сокращенные ионные уравнения гидролиза солей; - предсказывать реакцию среды в растворах солей; - решать задачи на концентрацию растворов; - приготавливать растворы различных концентраций; - составлять молекулярные, полные, ионные уравнения, условия их проведения; - выполнять лабораторные опыты по проведению реакции ионного обмена. Знания: - теорию электролитической диссоциации Аррениуса и иметь понятие о современной теории кислот и оснований; - иметь представление о гидролизе солей и об электролизе расплавов и растворов солей; - реакций ионного обмена; |
индивидуальный опрос; работа по карточкам; самостоятельная работа по написанию уравнений химических реакций; контроль по проведению химического эксперимента |
- обратимость, необратимость реакций. |
|
|
Тема: Классификация неорганических соединений и их свойства Умения: - доказывать химические свойства основных классов неорганических веществ; - распознавать неорганические вещества по качественным реакциям на них; - записывать уравнения химических реакций. Знания: - определений, классификацию, химические свойства, получение неорганических соединений (кислоты, основания, оксиды и соли); - определений оксидов, кислот, оснований, солей, их классификацию, химические свойства. |
- индивидуальн опрос; - работа карточкам; - контроль выполнением упражнений. |
ый по за |
Тема: Химические реакции Умения: - классифицировать реакции; - определять и применять понятия (степень окисления, окислители и восстановители, процессы окисления и восстановления); - составлять электронный баланс и применять его для расстановки коэффициентов в молекулярном уравнении; - решать задачи на тепловой эффект; - классифицировать химические реакции по числу и составу исходных веществ, по изменению степени окисления, обратимости, участию катализатора, тепловому эффекту, наличию поверхности разделов фаз, термохимические уравнения. Знания: - основные понятия и сущность химических реакций; - правила составления уравнений химических реакций; - классификацию химических реакций; - скорость протекания химических реакций; - обратимость химических реакций; - признаки и классификацию химических реакций; - понятия скорости гомогенных и гетерогенных реакций. |
- контроль за выполнением упражнений; - индивидуальный опрос; - работа по карточкам |
|
Тема: Металлы и неметаллы Умения: - составлять электронные формулы атомов металлов малых и больших периодов: определять свойства металла в зависимости от его положения в электрохимическом ряду напряжений; - находить сходство и различие в свойствах металлов одной группы; - объяснять явление амфотерности на примере оксидов и гидроксидов алюминия; |
фронтальный опрос; - индивидуальный опрос; - контроль за выполнением упражнений; - работа по |
|
- давать определения и применять понятия (металлическая связь, электрохимический ряд напряжений металлов); - характеризовать общие свойства неметаллов; - составлять химические формулы водородных, кислотных соединений, кислот (распознавать хлорид-, сульфат-, карбонат- анионы); - выполнять химические опыты, подтверждающие свойства изученных неметаллов и их важнейших соединений; - распознавать по положению в периодической системе s-, p-, d-элементы, по положению и строению атомов; - характеризовать химические свойства металлов; - характеризовать химические элементы не металлов по положению в периодической системе, строению атомов; - определять вид химической связи, тип кристаллической решётки; - характеризовать химические и физические свойства неметаллов. Знания: - положение металлов в периодической системе химических элементов; - особенности строения атомов металлов (состав, свойства, получение и применение важнейших химических соединений металлов); - общие и специфические свойства металлов главных подгрупп I- III групп; - свойства представителей металлов побочных подгрупп периодической системы (железа, меди и хрома); - понятия о коррозии и способы защиты металлов от коррозии; - положение неметаллов в периодической системе химических элементов; - особенности строения атомов неметаллов; состав, свойства, получение и применение важнейших химических соединений неметаллов; - характеристики металлов и соединений металлов главных и побочных подгрупп; - строения, свойств и способы получения и применения металлов; - строения, свойств и применения неметаллов; - строения, свойств и применения летучих водородных соединений; - классификации оксидов, их состав, строение, свойства, применение. |
карточкам; - фронтальный опрос. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.