РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДП.01 ХИМИЯ
Оценка 4.6

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДП.01 ХИМИЯ

Оценка 4.6
pdf
25.10.2020
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  ОДП.01 ХИМИЯ
ОДП.01 ПРК Химия-2020 (146 часов).pdf

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГПОУ «ДОНЕЦКИЙ КОЛЛЕДЖ ТЕХНОЛОГИЙ И ДИЗАЙНА»

ГО ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ТОРГОВЛИ

ИМЕНИ МИХАИЛА ТУГАН-БАРАНОВСКОГО»

 

 

СОГЛАСОВАНО                                             УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УВР                          Директор  колледжа

__________   О.В. Рыженко                                __________ И.Е. Доронина

 «_____» __________ 2020 г.                                «_____» __________ 2020 г.

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

ОДП.01 ХИМИЯ

 

 

 

 

 

по специальности:  

 

43.02.02 Парикмахерское искусство

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020

  

Программа учебной дисциплины ОДП.01 Химия разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего общего образования (приказ МОН ДНР № 121-НП от 07.08.2020 г. «Об утверждении Государственного образовательного стандарта среднего общего образования», зарегистрированного в Министерстве юстиции

13 августа 2020 г. № 4001).

 

 

Организация-разработчик: ГПОУ «Донецкий колледж технологий и дизайна» ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского».

 

Разработчик:

Прохорова В.Г., преподаватель ГПОУ «Донецкий колледж технологий и дизайна», ГОВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского, специалист высшей квалификационной категории, преподаватель-методист

 

Рецензенты: 

1.             Бурдина Т.М., председатель цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин ГПОУ «Донецкий колледж технологий и дизайна», ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского, специалист высшей категории, преподаватель-методист.

2.             Шило И.Н. – председатель УМО преподавателей учебных дисциплин «Химия» и «Биология» Донецких ТОО – 1,2,3,4; преподаватель химии и биологии ГПОУ «Донецкий транспортно-экономический колледж», специалист высшей категории.

 

Одобрена и рекомендована с целью практического применения цикловой комиссией   общеобразовательных дисциплин протокол № 1 от  27 августа 2020 г.

Председатель ЦК__________ Т. М. Бурдина

 

Рабочая программа переутверждена на 20___ / 20___ учебный год Протокол № ____ заседания ЦК от «____» _____________20___г.

В программу внесены дополнения и изменения

(см. Приложение ____, стр.____)

Председатель ЦК _______________________                                         

0

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа учебной дисциплины ОДП.01 Химия предназначена для изучения в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего общего образования, при подготовке специалистов среднего звена по специальности 43.02.02 Парикмахерское искусство. 

При освоении профессий среднего профессионального образования в учреждениях СПО химия изучается как профильная учебная дисциплина в объеме 146 часов.

Рабочая программ по химии составлена в соответствии с требованиями

Государственного образовательного стандарта среднего общего образования

(приказ МОН ДНР № 121-НП от 07.08.2020 г.) и примерной программой Примерная программа по учебному предмету «Химия». 10-11 классы (базовый уровень) / сост. Дробышев Е.Ю., Козлова Т.Л., Разумова Н.Г., Бахтин С.Г.– 4-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2020. – 22 с. (Приказ МОН ДНР от 26.08.2020 №1182 «Об утверждении примерных основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»).

Примерная программа среднего общего образования по химии (базовый уровень) конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся. В программе определен перечень демонстраций, лабораторных опытов, практических занятий и расчетных задач.

Программа выполняет две основные функции:

-            информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного учебного предмета; 

-            организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся.

 

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у студентов общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебной дисциплины ОДП.01 Химия в колледже на профильном уровне являются: 

-            умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); 

-            использование элементов причинно-следственного и структурнофункционального анализа; 

-            определение сущностных характеристик изучаемого объекта;

-            умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; 

-            оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований; 

-            использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Учебная дисциплина «Химия» рассчитана на 146 часов: теоретические занятия – 96 часов, практические занятия – 2 часа, контрольная работа – 2 часа, самостоятельную работу – 48 часов. Итоговая аттестация в виде дифференцированного зачета.

 

1.           ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДП.01 ХИМИЯ

 

1.1.   Область применения рабочей программы 

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего общего образования и Государственным образовательным стандартом по специальности 43.02.02 Парикмахерское искусство 

Рабочая программа по химии составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего общего образования (приказ МОН ДНР № 121-НП от 07.08.2020 г.) и примерной программой Примерная программа по учебному предмету «Химия». 10-11 классы (базовый уровень) / сост. Дробышев Е.Ю., Козлова Т.Л., Разумова Н.Г., Бахтин С.Г.– 4-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2020. – 22 с. (Приказ МОН ДНР от 26.08.2020 №1182 «Об утверждении примерных основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»).

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: 

                Учебная      дисциплина      ОДП.01      Химия      относится      к     циклу

«Общеобразовательная подготовка».

 

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Изучение химии в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

-                     освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

-                     овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

-                     развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

-                     воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

-                     применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

В результате изучения химии на базовом уровне обучающийся должен знать / понимать

-  важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, атомная единица массы, ион, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет,

функциональная группа, изомерия, гомология;

-  основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

-  важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы; уметь

-  называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;

-  определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам неорганических и органических соединений;

-  характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие физические и химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;

-  объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов; применение веществ на основе их свойств;

-  выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;

-  проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации, и ее представления в различных формах; использовать приобретенные знания и умения в практической

деятельности и повседневной жизни для:

-  объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

-  определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

-  экологически грамотного поведения в окружающей среде;

-  оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

-  безопасного обращения с веществами и материалами органического и неорганического происхождения, с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

-  приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

-  критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников. 1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальная учебная нагрузка студента 146 часов, в том числе:

-  обязательная аудиторная учебная нагрузка студента -98 часов (из них - практические работы – 2 часа; контрольные работы – 2 часа).

-  самостоятельной работы обучающегося -48 часов.

2.  СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1.   Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов  

Максимальная учебная нагрузка (всего)

146

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)  

98

в том числе:

 

лабораторные работы

 не предусмотрено

        практические занятия

2

        контрольные работы

2

Самостоятельная внеаудиторная работа студента (всего)

48

в том числе:

 

Составление  таблицы  Подготовка реферата 

Составление  таблицы  

Подготовка реферата  

Подготовка презентации 

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2.   Тематический план и содержание учебной дисциплины ОДП.01 Химия

 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Тема 1. Теория строения

органических

соединений

(4 часа)

Содержание учебного материала

2

1

Предмет органической химии. Становление органической химии как науки. Причины многообразия органических соединений. Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Явление изомерии. Строение атома углерода. Понятие о возбужденном состоянии атома. 

Демонстрации:

1. Шаростержневые модели молекул органических веществ.

Тема 2.

Углеводороды

(16 часов)

 

Содержание учебного материала

10

1,2

Алканы. Строение молекулы метана. Понятие о гибридизации атома углерода, sp3 -гибридизация. Гомологический ряд алканов. Изомерия алканов. Международная систематическая номенклатура алканов. Химические свойства алканов. Методы получения: реакция Вюрца, декарбоксилирование солей карбоновых кислот. 

Алкены. Строение молекулы этилена, sp 2 -гибридизация. Гомологический ряд алкенов. Изомерия алкенов: структурная и геометрическая (цис- ;транс-). Международная систематическая номенклатура алкенов. Химические свойства алкенов: реакции присоединения. Правило Марковникова. Реакции окисления – неполное (на примере реакции Вагнера) и полное окисление. Методы получения: дегидрирование алканов, дегидратация спиртов, дегидрогалогенирование моногалогенпроизводных алканов спиртовым раствором щелочи – правило Зайцева. 

Демонстрации: 

1)                  получение этилена дегидратацией этанола;

2)                  опыты, демонстрирующие химические свойства алкенов; 3) образцы полимеров и изделий из них.

Алкадиены. Бутадиен-1,3 как представитель сопряженных алкадиенов, строение его молекулы. Получение алкадиенов на примере бутадиена-1,3: дегидрирование алканов, метод Лебедева. Физические свойства. Химические свойства: 1,2- и 1,4- присоединение галогенов и галогеноводородов при различных температурах. Каучуки. Резина. 

Демонстрации: 

4)  образцы каучуков и изделий из них. 

Алкины. Строение молекулы ацетилена, sp-гибридизация. Гомологический ряд алкинов. Международная систематическая 12 Кол-во часов Содержание темы (раздела) номенклатура алкинов. Химические свойства алкинов: реакции присоединения – гидрирование, галогенирование, гидратация, гидрогалогенирование. Реакции окисления – неполное (на примере реакции с горячим нейтральным раствором перманганата калия) и полное окисление. Методы получения: пиролиз метана, реакция карбида кальция с водой, реакция дигалогенроизводных алканов со спиртовым раствором щелочи. Демонстрации: 

5)  получение ацетилена из карбида кальция;

 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

 

6)  опыты, демонстрирующие химические свойства алкинов.

Арены. Строение молекулы бензола. Международная систематическая номенклатура гомологов бензола. Физические свойства бензола и его гомологов. Токсичность аренов. Химические свойства бензола: реакции замещения – галогенирование, нитрование. Реакции присоединения: гидрирование и хлорирование бензола при УФоблучении. Методы получения бензола: тримеризация ацетилена, дегидрирование гексана и циклогексана.

Применение аренов. Понятие о ядохимикатах. 

Демонстрации: 

7)  горение бензола;

8)  отсутствие признаков реакции при смешивании бензола с нейтральным раствором перманганата калия. 

Демонстрации: 

9)  коллекции: продукты переработки каменного угля и нефти. 

Расчетные задачи: 

1)  вывод формулы углеводорода по массовым долям элементов в нем; 

2)  вывод формулы органического соединения по продуктам сгорания; 

3)  вывод формулы органического соединения по уравнению реакции, записанному в общем виде.

 

 

Самостоятельная работа обучающихся

 

 

-                     Составить опорный конспект по темам: «Физические свойства алканов. Применение алканов и их производных», «Физические свойства алкенов. Применение алкенов. Понятие о полимерах», «Физические свойства алкинов. Применение алкинов», «Физические свойства бензола и его гомологов. Применение аренов».

-                     Подготовить презентации по теме «Природные источники углеводородов. Состав каменного угля, нефти, природного газа. Переработка нефти и каменного угля. Крекинг нефтепродуктов. Бензин.»

6

3

Тема 3.

Кислородсодерж ащие

органические

соединения

(28 часов)

 

Содержание учебного материала

18

1,2

Спирты. Строение молекул одноатомных спиртов. Международная систематическая номенклатура одноатомных спиртов. Химические свойства одноатомных спиртов: кислотные свойства – реакции с активными металлами (на примере натрия). Основные свойства – реакции с галогеноводородами. Реакции межмолекулярной и внутримолекулярной дегидратации спиртов. Получение спиртов: гидратация алкенов, гидролиз моногалогенпроизводных алканов водным раствором щелочи. 

Демонстрации: 

10) взаимодействие этанола с натрием.

Многоатомные спирты. Химические свойства: реакции с натрием, галогеноводородами, азотной кислотой. Качественная реакция на многоатомные спирты с гидроксидом меди (II). Понятие о гормонах. Тестостерон, прогестерон – производные спирта сложного строения – холестерина.

Лабораторные опыты: 

1) растворимость глицерина в воде. Качественная реакция на глицерин с гидроксидом меди (II). 

Фенолы. Строение молекулы фенола. Химические свойства фенола: реакции бензольного кольца – бромирование, нитрование; реакции гидроксильной группы – взаимодействие с натрием, гидроксидом натрия. Способы получения

 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

 

фенола. Качественная реакция на фенол с бромной водой, хлоридом железа (III).

Демонстрации: 

11)              растворимость фенола в холодной и горячей воде;

12)              реакция фенола с бромной водой;

13)              реакция фенола с раствором хлорида железа (III). 

Карбонильные соединения. Строение молекул альдегидов на примере метаналя и этаналя, кетонов на примере ацетона. Международная систематическая номенклатура альдегидов. Химические свойства альдегидов: реакции окисления, реакция присоединения водорода. Методы получения: окисление спиртов, гидратация алкинов. 

Демонстрации: 

14)              реакция «серебряного зеркала» на примере метаналя или другого альдегида.  Лабораторные опыты: 

2) реакция метаналя (или другого альдегида) с гидроксидом меди (II). 

Карбоновые кислоты. Строение молекул карбоновых кислот. Международная систематическая номенклатура карбоновых кислот и их тривиальные названия. Химические свойства насыщенных одноосновных карбоновых кислот: реакции с металлами, оксидами металлов, основаниями, солями более слабых кислот. Реакция этерификации. Специфические свойства муравьиной кислоты. Получение одноосновных карбоновых кислот: окисление алканов, спиртов, альдегидов, реакции солей карбоновых кислот с более сильной кислотой (серной). Понятие о лекарственных препаратах на примере ацетилсалициловой кислоты, нитроглицерина и т.д.

Демонстрации: 

15) получение уксусной кислоты из ацетата натрия действием серной кислоты.  Лабораторные опыты: 

3) свойства раствора уксусной кислоты. 

Сложные эфиры. Жиры. Гидролиз сложных эфиров водой и раствором щелочи. Сложные эфиры в природе. Жиры. Классификация жиров, их строение. Реакция щелочного гидролиза жиров – образование мыла. Гидрирование ненасыщенных жиров. Понятие о синтетических моющих средствах. 

Демонстрации: 

16)              получение сложного эфира;

17)              реакция раствора щелочи с растительным жиром (на примере оливкового, касторового или подсолнечного масла) с образованием твердого мыла.

Углеводы. Классификация углеводов. Моносахариды. Глюкоза. Строение молекулы глюкозы, химические свойства: реакции окисления и восстановления альдегидной группы, реакции брожения (спиртового, молочнокислого). Дисахариды. Сахароза. Физические свойства. Реакция кислотного гидролиза сахарозы. Полисахариды. Крахмал и целлюлоза. Различие строения молекул крахмала и целлюлозы. Физические свойства крахмала и целлюлозы. Химические свойства: гидролиз крахмала и целлюлозы. Качественная реакция на крахмал.

 

 Демонстрации: 

18)              кислотный гидролиз сахарозы и обнаружение глюкозы;

 

 

 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

 

19) образцы волокон. 

Лабораторные опыты: 

4)                  реакция глюкозы с гидроксидом меди (II); 

5)                  свойства крахмала: растворимость в воде, реакция с иодом, реакция крахмала с ферментом амилазой, с образованием глюкозы. 

 

 

Самостоятельная работа обучающихся

Составить опорный конспект по темам: «Физические свойства одноатомных спиртов. Применение одноатомных спиртов. Физиологическое действие метанола и этанола. Физические свойства этиленгликоля и глицерина. Применение многоатомных спиртов», «Физические свойства фенола. Применение фенола», «Физические свойства альдегидов. Применение альдегидов», «Физические свойства карбоновых кислот», «Физические свойства глюкозы. Дисахариды. Сахароза. Физические свойства. Применение углеводов».

- Подготовить рефераты по темам: «Понятие о гормонах. Тестостерон, прогестерон – производные спирта сложного строения – холестерина», «Применение карбоновых кислот. Понятие о лекарственных препаратах на примере ацетилсалициловой кислоты, нитроглицерина и т.д», «Волокна – натуральные, синтетические и искусственные».

10

 

3

Тема 4.

Азотсодержащие органические

соединения

(28 часов)

 

Содержание учебного материала

18

1,2

Амины. Строение молекул аминов. Номенклатура аминов. Химические свойства алифатических аминов на примере метиламина: реакция с водой, галогеноводородами, горение аминов. Химические свойства ароматических аминов на примере анилина: реакция анилина с бромной водой, галогеноводородами. Получение анилина из нитробензола по реакции Зинина.  Демонстрации: 

20) реакция анилина с соляной кислотой; 21) бромирование анилина. 

Аминокислоты. Изомерия и международная систематическая номенклатура аминокислот. Химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений: реакции с щелочами, кислотами, спиртами. Образование пептидов. 

Демонстрации: 

22) реакция аминоуксусной кислоты с индикаторами.

Белки. Строение молекул белков. Классификация белков: протеины и протеиды. Качественные реакции белков: биуретовая и ксантопротеиновая реакции. Гидролиз белков. Денатурация белков.  Лабораторные опыты: 

6)  денатурация белков; 

7)  качественные реакции на белки.

Практическая работа № 1 Решение экспериментальных задач

1

3

 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

 

Самостоятельная работа обучающихся

-                     Составить опорный конспект по темам: «Физические свойства аминов. Применение аминов», «Физические свойства аминокислот. Физические свойства белков».

-                     Подготовить информацию на тему «Понятие о витаминах».

9

3

Тема 5.

Важнейшие понятия и

законы в химии

(12 часов)

 

Содержание учебного материала

8

1,2

Химический элемент. Современная модель строения атома: атомное ядро; заряд ядра; нуклиды; изотопы; распределение электронов в атоме; атомные орбитали, их формы в пространстве. Закон сохранения массы. Закон постоянства состава. Периодический закон Д.И. Менделеева. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, ее структура и виды (короткопериодная и длиннопериодная). 

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовить презентацию на тему «Семейства химических элементов. Искусственно полученные элементы»

4

3

Тема 6. Строение вещества

(10 часов)

 

Содержание учебного материала

6

1,2

Вещества атомного, молекулярного, ионного строения. Кристаллические решетки. Химическая связь. Ковалентная связь и ее виды; механизмы образования ковалентной связи: обменный и донорноакцепторный. Ионная связь как частный          случай ковалентной   связи. Металлическая           связь.   Водородная    связь:             внутримолекулярная и межмолекулярная. Формы молекул в пространстве. Гибридизация атомных орбиталей: sp, sp2 , sp3 . Валентный угол. Длина связи.  Демонстрации: 

23)  модели молекул веществ имеющих различную гибридизацию центрального атома (в том числи и компьютерные

3Dмодели); 

24)  модели кристаллических решеток.

Самостоятельная работа обучающихся

Составить опорный конспект по темам: «Зависимость физических свойств вещества от наличия водородных связей. Формы молекул в пространстве», «Зависимость геометрического строения молекулы от гибридизации центрального атома на примерах: sp3 -гибридизации – молекулы метана, аммиака, воды; sp2 - гибридизации – молекулы этилена, хлорида бора; sp-гибридизации – молекулы ацетилена, оксида углерода (IV)»

4

3

Тема 7.

Химические реакции

(12 часов)

 

Содержание учебного материала

8

1,2

Классификация химических реакций по различным признакам: по тепловому эффекту, по обратимости, по изменению степеней окисления элементов, по числу и составу исходных веществ и продуктов. Окислительновосстановительные реакции. Теория электролиза. Электролиз водных растворов солей бескислородных и кислородсодержащих солей. Тепловой эффект химической реакции. Закон Гесса.  Демонстрации:  

25)              электролиз раствора хлорида натрия, сульфата меди (II); 

26)              смещение химического равновесия в зависимости от концентрации веществ (на примере реакции хлорида железа (III) с роданидами). 

Лабораторные опыты:  

 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

 

8) сравнение скорости разложения пероксида водорода при использовании разных катализаторов (оксид марганца (IV) и иодид калия). 

 

 

Самостоятельная работа обучающихся

Составить опорный конспект по темам: «Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость реакций», «Понятие об энергии активации. Катализ. Химическое равновесие: условие его возникновения и способы его смещения».

4

3

Тема 8.

Растворы

(14 часов)

 

Содержание учебного материала

8

2

Классификация дисперсных систем на грубодисперсные и тонкодисперсные (коллоидные и истинные растворы). Различия между коллоидным и истинным раствором. Эффект Тиндаля. Процесс растворения в воде молекулярных и ионных соединений. Электролитическая диссоциация. Кислоты, щелочи и соли в свете электролитической диссоциации. Степень диссоциации электролита. Водородный показатель – рН. Реакции ионного обмена. Гидролиз органических и неорганических веществ. Химическое загрязнение окружающей среды на примере ионов тяжелых металлов в водах и почвах, кислотности вод и т.д.   Демонстрации:  

27)              образцы грубодисперсных и тонкодисперсных систем; 

28)              эффект Тиндаля; 

29)              реакции ионного обмена;

30)              гидролиз неорганических и органических солей. Лабораторные опыты:  

9) определение рН среды при помощи универсального индикатора.  

Самостоятельная работа обучающихся

Составить опорный конспект по теме: «Химическое загрязнение окружающей среды на примере ионов тяжелых металлов в водах и почвах, кислотности вод и т.д.»

6

3

Тема 9.

 Металлы и их соединения

(10 часов)

 

Содержание учебного материала

8

1,2

Общая характеристика металлов по строению атома и положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Общие физические и химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Способы получения металлов: восстановление оксидов металлов, электролиз растворов и расплавов солей. Сплавы металлов. Оксиды и гидроксиды металлов. Химические свойства основных оксидов и гидроксидов. Изменение свойств оксидов и гидроксидов металлов в зависимости от степени окисления металла (переход от основных свойств к кислотным) – на примере соединений марганца или хрома. 

Демонстрации: 

31)  коллекция металлов; 

32)  получение меди из оксида меди (II) при ее восстановлении водородом; 

33)  физические и химические свойства металлов; 

34)  коллекция сплавов металлов;

35)  восстановление иона Cr2O7 2− до иона Cr3+.

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

 

 

Лабораторные опыты: 

10) сравнение химической активности металлов в реакциях с кислотами;  11) получение гидроксида металла и изучение его свойств; 12) окрашивание пламени солями металлов.

 

 

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовить презентацию на тему «Применение металлов и их соединений. Природные соединения металлов».

2

3

Тема 10.

Неметаллы и их соединения

(12 часов)

 

Общая характеристика неметаллов по строению атома и положению в периодической системе. Физические свойства неметаллов. Химические свойства неметаллов. Летучие водородные соединения неметаллов. Сравнение свойств летучих водородных соединений неметаллов 2 периода. Кислотные оксиды и их химические свойства. Кислоты, их химические свойства. Кислоты-окислители: специфические свойства концентрированной серной и азотной кислот.

Применение неметаллов и их соединений: минеральные удобрения, цемент, стекло и т.д. 

Демонстрации: 

36)              образцы неметаллов;

37)              реакция простого вещества неметалла с простым веществом металлом (например, серы с цинком или алюминием); 

38)              получение хлороводорода, аммиака, их растворение в воде, исследование водного раствора индикатором;  39) химические свойства кислот; 

40) реакции азотной кислоты с медью, углеродом.  Лабораторные опыты: 

13) сравнение химических свойств органических и неорганических кислот.  

7

1,2

Контрольная работа

1

3

Практическая работа № 2 Экспериментальные задачи по темам «Металлы и их соединения», «Неметаллы и их соединения».

1

3

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка презентаций на темы: «Применение неметаллов и их соединений. Соединения неметаллов в природе», «Правила безопасной работы с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии».

3

3

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1-ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2-  репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3-  продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

             


3.                 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1.          Требования        к       минимальному материально-техническому обеспечение

Учебная дисциплина изучается в кабинете химии и биологии.

Оборудование учебного кабинета:

-                     посадочные места по количеству обучающихся;

-                     рабочее место преподавателя;

-                     аудиторная доска;

-                     комплект учебно-наглядных пособий;  -  наглядные и электронные пособия;

-                     методические разработки занятий. 

 

Технические средства обучения:

1.                 Персональный компьютер.

2.                 Лазерный принтер. 

3.                 Устройства вывода звуковой информации: звуковые колонки и наушники. 

3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.                 Рудзитис Г. Е. Химия. 10 класс: учеб.для общеобразоват.

организаций с прил. на электрон. носителе (DVD): базовый уровень / Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. – М.: Просвещение, 2014. – 224 с.

2.                 Рудзитис Г. Е. Химия. 11 класс: учеб.для общеобразоват.

организаций: базовый уровень / Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. – М.: Просвещение, 2014, 2017. – 224 с.

3.                 Галогенпроизводные углеводородов. Пособие для учащихся 10-11 классов и учителей / Дробышев Е.Ю. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2019.

 

Перечень цифровых образовательных ресурсов и Web-сайтов Интернет  http://school-collection.edu.ru/ – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов 

 

Перечень Web-сайтов, рекомендуемых для использования в работе:  

1.   http//www.chem.msu.su/rus/school/ – сайт журнала «Химия: методика преподавания в школе» 

2.   http://www.chem.msu.su/rus/school/ – школьные учебники по химии для 811 классов общеобразовательной школы 

3.   http://c-books.narod/ru – литература по химии 

4.   http://experiment.edu.ru/catalog.asp – естественнонаучные эксперименты 

5.   chem.msu.su – портал фундаментального химического образования России 

6.alhimik.ru – образовательный сайт по химии 

4.         КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентов индивидуальных заданий, проектов, исследований.

 

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки

результатов обучения

Тема: Основные понятия органической химии и теория строения

органических соединений Умения:

-                  сравнивать органические вещества с неорганическими - определять валентность веществ.

-                  определять химическое строение как порядок соединения атомов в молекулы по валентности.

-                  излагать основные положения теории химического строения.

-                  определять изомеры и изомерию.

-                  составлять химические формулы и модели молекул в органической химии. - классифицировать вещества по строению углеродного скелета и наличию функциональных групп;

-                  излагать основные положения теории химического строения;

-                  записывать структурные формулы органических веществ, их изомеров, гомологов.

Знания:

-                  предмет изучения органической химии;

-                  вещества органические и неорганические

-                  основные положения теории химического строения А.М. Бутлерова; - явление изомерии;

-                  основных положений теории химического строения; - причин многообразия органических веществ.

-                  оценивание фронтального, индивидуального 

опроса;

-                  контроль выполнением упражнений

за

Тема: Углеводороды и их природные источники Умения:

-                  называть алканы по рациональной и систематической номенклатуре;

-                  составлять молекулярные и структурные формулы углеводородов и их галогенопроизводных;

-                  составлять уравнения химических реакций, подтверждающих свойства предельных углеводородов;

-                  составлять структурные формулы алкенов, алкинов, диеновых углеводородов;

-                  называть непредельных углеводородов по систематической номенклатуре; - составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства непредельных углеводородов;

-                  определять по характерным реакциям непредельные углеводороды;

-                  применять правила безопасности при работе с органическими веществами;

-                  составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства

-                  оценивание фронтального,

текущего опроса;

-                  контроль        за

выполнением

упражнений и заданий        к параграфам. -оценивание индивидуального опроса;

-                  самостоятельная работа.

 

 

бензола;

-                     называть углеводороды по систематической номенклатуре;

-                     записывать полные и сокращенные формулы;

-                     записывать некоторые уравнения реакций, характеризующих их свойства. Знания:

-                     понятие углеводородов;

-                     способы разрыва ковалентной связи;

-                     общую формулу алканов;

-                     характер связи в их молекулах: понятие гомологов;

-                     правила систематической номенклатуры (ИЮПАК) для алканов;

-                     эмпирические названия изучаемых алканов;

-                     свойства и практическое значение изучаемых алканов;

-                     общую формулу алкенов, алкинов, диеновых углеводородов;

-                     гомологический ряд и виды изомерии;

-                     химические свойства непредельных углеводородов и их практическое применение;

-                     природных источников углеводородов;

-                     классификации углеводородов, строения, характерных химических свойств углеводородов, их получения, применения

 

Тема: Кислородосодержащие органические вещества Умения:

-                     записывать некоторые структурные формулы спиртов и карбоновых кислот;

-                     классифицировать кислородосодержащие соединения;

-                     записывать уравнение реакций, характерных для кислородосодержащие органические веществ.

Знания:

-                     понятий о кислородосодержащих органических веществ, их классификации;

-                     определений спиртов, карбоновых кислот, их свойства, области применения; - о вреде этанола на организм человека;

-                     общих понятий сложных эфиров, жиров, углеводов, нахождения их в природе, применение;

-                     определение спиртов, карбоновых кислот, сложных эфиров, жиров, углеводов их свойств и область применения.

-                     фронтальный опрос;

-                     индивидуальный, текущий опрос;

-                     контроль        за

выполнением          и 

проведением химических экспериментов

 

Тема: Азотсодержащие органические соединения. Полимеры Умения:

-                     доказывать наличие основных свойств аминов, зависимость между строением и их свойствами;

-                     сравнивать свойства алифатических и ароматических аминов;

-                     объяснять химические свойства аминокислот на основании взаимного влияния функциональных групп друг на друга; 

-                     определять наличие белковых соединений качественными реакциями;

-                     составлять уравнение реакций получения полимеров;

-                     основных методов синтеза высокомолекулярных соединений;

-                     сравнивать свойства алифатических и ароматических аминов;

-                     составления химических реакций, характеризующих свойства аминов, аминокислот, получение белков;

-                     составления химических реакций получения полимеров.

Знания:

-                     названий, характерных свойств аминов, аминокислот, белков;

-                     способы их применения;

-                     состав, строение и свойства полимеров;

-                     обобщение и систематизация знаний по данной теме; - биологическое значение аминокислот, белков; - классификации и свойств полимеров.

-                     реферативная работа студентов по предлагаемой тематике;

-                     самостоятельная работа студентов в письменной форме.

 

Тема: Строение вещества Умения:

-                     определять характер химической связи в различных соединениях и степень окисления элемента;

-                     объяснять механизм образования донорно-акцепторной, ковалентной связи;

-                     определять тип кристаллической решётки;

-                     доказывать зависимость химических связей от различных факторов; - определять в молекулах неорганических веществ типы связи.

Знания:

-                     определения видов химических связей (ковалентная полярная и неполярная, ионная, водородная, металлическая) в простых и сложных веществах;

-                     механизмов их образования;

-                     типов кристаллических решёток;

-                     основных характеристик химических связей;

-                     типов кристаллических решёток;

-                     длины, энергии направленности, насыщаемости химической связи.

фронтальный, индивидуальный опрос

Тема: Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация Умения:

-                     записывать уравнения реакций ионного обмена;

-                     определять кислотность растворов кислотно-основными индикаторами;

-                     составлять полные и сокращенные ионные уравнения гидролиза солей;

-                     предсказывать реакцию среды в растворах солей;

-                     решать задачи на концентрацию растворов;

-                     приготавливать растворы различных концентраций;

-                     составлять     молекулярные,          полные,          ионные             уравнения,     условия          их проведения;

-                     выполнять лабораторные опыты по проведению реакции ионного обмена.

Знания:

-                     теорию электролитической диссоциации Аррениуса и иметь понятие о современной теории кислот и оснований;

-                     иметь представление о гидролизе солей и об электролизе расплавов и растворов солей;

-                     реакций ионного обмена;

индивидуальный опрос;             работа             по карточкам;

самостоятельная

работа                   по

написанию уравнений химических реакций;

контроль               по

проведению химического эксперимента

 

- обратимость, необратимость реакций.

 

Тема: Классификация неорганических соединений и их свойства Умения:

-                  доказывать химические свойства основных классов неорганических веществ;  - распознавать неорганические вещества по качественным реакциям на них;  - записывать уравнения химических реакций.

Знания:

-                  определений,             классификацию,       химические    свойства,           получение неорганических соединений (кислоты, основания, оксиды и соли);

-                  определений оксидов, кислот, оснований, солей, их классификацию, химические свойства.

-          индивидуальн опрос; - работа карточкам; - контроль выполнением упражнений.

ый по за

Тема: Химические реакции Умения:

-                  классифицировать реакции;

-                  определять и применять понятия (степень окисления, окислители и восстановители, процессы окисления и восстановления);

-                  составлять электронный баланс и применять его для расстановки коэффициентов в молекулярном уравнении;

-                  решать задачи на тепловой эффект;

-                  классифицировать химические реакции по числу и составу исходных веществ,       по        изменению    степени          окисления,     обратимости,           участию катализатора, тепловому эффекту, наличию поверхности разделов фаз, термохимические уравнения.

Знания:

-                  основные понятия и сущность химических реакций; 

-                  правила составления уравнений химических реакций;

-                  классификацию химических реакций;

-                  скорость протекания химических реакций;

-                  обратимость химических реакций;

-                  признаки и классификацию химических реакций;

-                  понятия скорости гомогенных и гетерогенных реакций.

-                  контроль        за выполнением упражнений; - индивидуальный опрос;

-                  работа             по

карточкам

Тема: Металлы и неметаллы Умения:

-                  составлять электронные формулы атомов металлов малых и больших периодов: определять свойства металла в зависимости от его положения в электрохимическом ряду напряжений;

-                  находить сходство и различие в свойствах металлов одной группы;

-                  объяснять явление амфотерности на примере оксидов и гидроксидов алюминия;

фронтальный опрос;

-                  индивидуальный опрос;

-                  контроль        за выполнением

упражнений;

-                  работа             по

-                     давать определения и применять понятия (металлическая связь, электрохимический ряд напряжений металлов);

-                     характеризовать общие свойства неметаллов;

-                     составлять химические формулы водородных, кислотных соединений, кислот

(распознавать хлорид-, сульфат-, карбонат- анионы);

-                     выполнять химические опыты, подтверждающие свойства изученных неметаллов и их важнейших соединений;

-                     распознавать по положению в периодической системе s-, p-, d-элементы, по положению и строению атомов;

-                     характеризовать химические свойства металлов;

-                     характеризовать химические элементы не металлов по положению в периодической системе, строению атомов;

-                     определять вид химической связи, тип кристаллической решётки; - характеризовать химические и физические свойства неметаллов.

Знания:

-                     положение металлов в периодической системе химических элементов; - особенности строения атомов металлов (состав, свойства, получение и применение важнейших химических соединений металлов);

-                     общие и специфические свойства металлов главных подгрупп I- III групп;

-                     свойства представителей металлов побочных подгрупп периодической системы (железа, меди и хрома);

-                     понятия о коррозии и способы защиты металлов от коррозии;

-                     положение неметаллов в периодической системе химических элементов;

-                     особенности строения атомов неметаллов;

состав, свойства, получение и применение важнейших химических соединений неметаллов;

-                     характеристики  металлов и соединений металлов главных и побочных  подгрупп;

-                     строения, свойств и способы получения и применения металлов;

-                     строения, свойств и применения неметаллов;

-                     строения, свойств и применения летучих водородных соединений;

-                     классификации оксидов, их состав, строение, свойства, применение.

карточкам; - фронтальный опрос.

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Программа учебной дисциплины ОДП

Программа учебной дисциплины ОДП

Рабочая программа переутверждена на 20___ / 20___ учебный год

Рабочая программа переутверждена на 20___ / 20___ учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебной дисциплины

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебной дисциплины

В этом направлении приоритетами для учебной дисциплины

В этом направлении приоритетами для учебной дисциплины

Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Периодической системе Д.И. Менделеева; общие физические и химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений; -…

Периодической системе Д.И. Менделеева; общие физические и химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений; -…

Количество часов на освоение программы учебной дисциплины: максимальная учебная нагрузка студента 146 часов, в том числе: - обязательная аудиторная учебная нагрузка студента - 98 часов…

Количество часов на освоение программы учебной дисциплины: максимальная учебная нагрузка студента 146 часов, в том числе: - обязательная аудиторная учебная нагрузка студента - 98 часов…

Тематический план и содержание учебной дисциплины

Тематический план и содержание учебной дисциплины

Углеводороды (16 часов)

Углеводороды (16 часов)

Арены. Строение молекулы бензола

Арены. Строение молекулы бензола

Кислородсодерж ащие органические соединения (28 часов)

Кислородсодерж ащие органические соединения (28 часов)

Качественная реакция на фенол с бромной водой, хлоридом железа (III)

Качественная реакция на фенол с бромной водой, хлоридом железа (III)

Качественная реакция на фенол с бромной водой, хлоридом железа (III)

Качественная реакция на фенол с бромной водой, хлоридом железа (III)

Наименование разделов и тем

Наименование разделов и тем

Наименование разделов и тем

Наименование разделов и тем

Химические реакции (12 часов)

Химические реакции (12 часов)

Тема 9. Металлы и их соединения (10 часов)

Тема 9. Металлы и их соединения (10 часов)

Тема 10. Неметаллы и их соединения (12 часов)

Тема 10. Неметаллы и их соединения (12 часов)

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3

России 6.alhimik.ru – образовательный сайт по химии 1

России 6.alhimik.ru – образовательный сайт по химии 1

Тема: Углеводороды и их природные источники

Тема: Углеводороды и их природные источники

Тема: Кислородосодержащие органические вещества

Тема: Кислородосодержащие органические вещества

Тема: Строение вещества Умения: - определять характер химической связи в различных соединениях и степень окисления элемента; - объяснять механизм образования донорно-акцепторной, ковалентной связи; - определять…

Тема: Строение вещества Умения: - определять характер химической связи в различных соединениях и степень окисления элемента; - объяснять механизм образования донорно-акцепторной, ковалентной связи; - определять…

Тема: Классификация неорганических соединений и их свойства

Тема: Классификация неорганических соединений и их свойства

Тема: Металлы и неметаллы Умения: - составлять электронные формулы атомов металлов малых и больших периодов: определять свойства металла в зависимости от его положения в электрохимическом…

Тема: Металлы и неметаллы Умения: - составлять электронные формулы атомов металлов малых и больших периодов: определять свойства металла в зависимости от его положения в электрохимическом…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.10.2020