МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«НАРО-ФОМИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»
«Рассмотрено» на заседании Методического совета Протокол № ___ от «___» ______2020 г. |
«Утверждаю» Директор ГБПОУ МО «Наро-Фоминский техникум» ___________Д.П. Клейносов «___» _____________2020 г. |
|
|
рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 06 ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ
по профессии 19727 Штукатур
г. Наро-Фоминск, 2020 г.
Рабочая программа ОП. 06 Основы экономики разработана:
1. на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Экономика», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
2. в соответствии с примерной программой ФИРО учебной дисциплины «Экономика», предназначенной для профессиональных образовательных организаций, реализующих основную профессиональную образовательную программу СПО на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования. (Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 386 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»).
3. на основе рабочего учебного плана по профессии 17531 Рабочий зеленого хозяйства «____»_______________2020 г. директором ГБПОУ МО «Наро-Фоминский техникум» Д.П. Клейносовым.
Приказ № ____ от «____» _______________ 2020 г.
Разработчик: Смирнова Ольга Ивановна– преподаватель первой квалификационной категории.
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Наро-Фоминский техникум»
Программа рассмотрена и утверждена на заседании методического объединения преподавателей профессионального цикла ГБПОУ МО «Наро-Фоминский техникум».
Протокол заседания № ___ от «____» ________________ 2020 г.
Председатель методического объединения
преподавателей профессионального цикла
ГБПОУ МО «Наро-Фоминский техникум» ______________ М.М. Макян
СОДЕРЖАНИЕ
|
стр. |
1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОго предмета
|
3 |
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОго предмета
|
5 |
3. условия реализации учебного предмета
|
7 |
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОго ПРЕДМЕТА
Основы экономики
1.1. Область применения рабочей программы: Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее ППКРС) по профессии 17531 Рабочий зеленого хозяйства, из числа выпускников специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида.
Рабочая программа предмета может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (повышении квалификации и переподготовки) по профессии19727 Штукатур.
1.2. Место предмета в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих:
Предмет Основы экономики отрасли входит в общепрофессиональный (отраслевой) курс.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате изучения учебной дисциплины «Экономика» обучающийся должен:
знать/понимать:
уметь:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 31 час, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 31;
самостоятельной работы обучающегося нет.
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
31 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
31 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
нет |
Итоговая аттестация |
нет |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы экономики»
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) |
Объем часов |
Уровень освоения |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
||
Раздел 1. Экономика и экономическая наука |
|
|
|
||
Тема 1.1. Главные вопросы экономики |
Содержание учебного материала |
4 |
|||
1
|
Введение. Понятие экономики. Основы хозяйственной жизни человечества Содержание дисциплины и ее задачи. Связь с другими науками. Роль экономики при подготовке специалистов в современных условиях. Понятие об экономике. Даровые блага. Экономические блага. Факторы производства. |
1
|
1
|
||
2
|
Ограниченность экономических ресурсов Важнейшие экономические ресурсы: труд, земля, капитал, предпринимательство. Ограниченность экономических ресурсов – главная проблема экономики. Границы производственных возможностей.
|
1 |
2 |
||
3 |
Главные вопросы экономики. Факторы производства |
1 |
2 |
||
4 |
Прибыль. Структура прибыли. Планирование прибыли. Рентабельность. Рента. Земельная рента.. |
1 |
2 |
||
Тема 1.2. Типы экономических систем
|
Содержание учебного материала |
2 |
|
||
1 |
Типы экономических систем. Традиционная экономика. «Чистая» рыночная экономика. Механизм свободного образования цен. Принцип рациональности. Основные государственные функции при рыночной экономике. Административно-командная экономика. Условия функционирования командной экономики. Смешанная экономика. Модели смешанной экономики. |
1 |
2 |
||
2 |
Участие государства в хозяйственной деятельности. |
1 |
2 |
||
Раздел 2. Семейный бюджет |
|
|
|
||
Тема 2.1 Доходы и расходы семьи |
Содержание учебного материала |
2 |
|
||
1. |
Семейный бюджет. Источники доходов семьи, основные виды расходов семьи. Сбережения населения. |
1 |
2 |
||
2. |
Страхование. Рациональный потребитель |
1 |
2 |
||
Раздел 3. Рыночная экономика |
|
|
|
||
Тема 3.1. Рыночный механизм. Рыночное равновесие |
Содержание учебного материала |
2 |
|
||
1.
|
Спрос Круговорот производства и обмена продукции в экономической системе. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос.. |
1
|
2
|
||
2. |
Предложение Закон предложения. Эластичность предложения. Рыночные структуры. |
1 |
2 |
||
Тема 3.2. Экономика фирмы: цели, организационные формы
|
Содержание учебного материала |
2 |
|
||
1.
|
Предприятие (фирма). Основные признаки предприятия. Предпринимательская деятельность. Виды предпринимательской деятельности. Цели предпринимательской деятельности |
1
|
2
|
||
2. |
Организационно-правовые формы предприятий. Классификация предприятий. |
1 |
2 |
||
Тема 3.3. Фирма и конкуренция |
Содержание учебного материала |
2 |
|
||
1.
|
Собственность. Понятие собственности. Собственность как основа социально-экономических отношений. Собственность как экономическая категория в современном понимании. Формы собственности: государственная, муниципальная, частная. |
1
|
2
|
||
2. |
Конкуренция. Совершенная конкуренция. Условия совершенной конкуренции. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. |
1
|
2 |
||
Раздел 4. Труд и заработная плата |
|
2 |
|
||
Тема 4.1. Труд. Рынок труда. Заработная плата |
Содержание учебного материала |
|
|
||
1.
|
Труд. Рынок труда. Проблемы спроса на экономические ресурсы. Фактор труд и его цена. Рынок труда и его субъекты. Цена труда. |
1
|
2
|
||
2. |
Заработная плата. Понятие заработной платы. Номинальная и реальная заработная плата. Форма оплаты труда. |
1 |
2 |
||
Тема 4.2. Безработица. Профсоюзы |
Содержание учебного материала |
2 |
|
||
1.
|
Безработица Безработица. Фрикционная безработица. Структурная безработица. Циклическая безработица. |
1
|
2
|
||
3. |
Профсоюзы Правовая основа деятельности профсоюзов. Основные права профсоюзов. Гарантии прав профсоюзов. Защита прав профсоюзов. Обязанности профсоюзов. Модели функционирования рынка труда с участием профсоюзов.
|
1 |
2 |
||
Раздел 5. Деньги и банки |
|
2 |
|
||
Тема 5.1. Понятие денег и их роль в экономике |
Содержание учебного материала |
|
|
||
1. |
Деньги. Деньги: сущность и функции. Деньги как средство обращения. Деньги как мера стоимости. Деньги как средство накопления. Деньги как средство платежа. |
1 |
2 |
||
3. |
Роль денег в экономике. |
1 |
2 |
||
Тема 5.2. Банковская система. Финансовые институты |
Содержание учебного материала |
1 |
|
||
1. |
Понятие банковской системы. Двухуровневая банковская система РФ. Правовое положение Центрального банка РФ. Основные функции и задачи ЦБ РФ. Виды банковских операций. Специализированные кредитно-финансовые учреждения. Инструменты и методы проведения кредитно-денежной политики. |
1 |
2 |
||
Тема 5.3. Инфляция и ее социальные последствия |
Содержание учебного материала |
1 |
|
||
1. |
Инфляция. Измерение уровня инфляции. Типы инфляции. Причины возникновения инфляции. Инфляция спроса. Инфляция предложения. Социально-экономические последствия инфляции. |
1 |
2 |
||
Раздел 6. Государство и экономика |
|
|
|
||
Тема 6.1. Роль государства в экономике. Общественные блага |
Содержание учебного материала |
2 |
|
||
1. |
Государство как рыночный субъект. |
1 |
2 |
||
2. |
Экономические функции государства. Принципы и цели государственного регулирования. Правовое регулирование экономики. |
1 |
2 |
||
Тема 6.2. Налоги. Система и функции налоговых органов |
Содержание учебного материала |
1 |
|
||
1. |
Система налогообложения. Понятие налогов. Виды налогов. Элементы налога и способы его взимания. Система и функции налоговых органов |
1 |
2 |
||
Тема 6.3. Государственный бюджет. Государственный долг
|
Содержание учебного материала |
2 |
|
||
1.
|
Государственный бюджет Понятие государственного бюджета. Основные статьи доходов государственного бюджета. Структура бюджетных расходов. Дефицит и профицит государственного бюджета.
|
2
|
2
|
||
Тема 6.4. Понятие ВВП. Экономический рост. |
Содержание учебного материала |
1 |
|
||
1. |
Цели национального производства и состав ВВП.
|
1
|
2 |
||
Раздел 7. Международная экономика |
|
|
|
||
Тема 7.1. Международная торговля |
Содержание учебного материала |
1 |
|
||
1.
|
Международная торговля Международная торговля и мировой рынок. Международное разделение труда.. Международная торговая политика.
|
1
|
2
|
||
Тема 7.2. Валюта. Обменные курсы валют. Глобальные экономические проблемы
|
Содержание учебного материала |
2 |
|
||
1 |
Валюта. Обменные курсы валют |
1 |
2 |
||
2. |
Глобальные экономические проблемы. |
1 |
2 |
||
Тема 7.3. Особенности современной экономики России |
Содержание учебного материала |
1 |
|
||
1. |
Россия и мировая экономика. Экономические реформы в России. Экономический рост |
1 |
2 |
||
Итоговое занятие
|
1 |
3 |
|||
Всего:
|
31
|
|
|||
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета Экономики и социальных дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
· паспорт учебного кабинета
· должностная инструкция преподавателя общеобразовательных дисциплин
· примерная программа по предмету «Экономика»
· стандарт основного среднего (общего) образования
· календарно- тематическое планирование
· УМК по предмету «Экономика»
· методические разработки уроков по предмету «Экономика»
· план развития кабинета. Инструкция по охране труда кабинета
· инструкции по пожарной безопасности в образовательном образовании, о порядке действий персонала по обеспечению безопасности быстрой эвакуации людей при пожаре
· план эвакуации из кабинета при пожаре
Технические средства обучения:
· мультимедийное оборудование
· электронные библиотеки по курсу экономики
· экранно-звуковые пособия (видеофильмы по экономике, слайды, аудиозаписи)
· схемы по экономике, представленные в виде стендов
· учебно - практическое оборудование.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
· Гомола А. И. Экономика для профессии и специальностей социально- экономического профиля: учебник / А. И. Гомола, В. Е. Кириллов, П. А. Жанин. – 3-е изд., .- М. : Издательский центр «Академия» 2017г. – 336с.
· Гомола А. И. Экономика для профессии и специальностей социально- экономического профиля: учебник / А. И. Гомола, В. Е. Кириллов, П. А. Жанин. – 3-е изд., .- М. : Издательский центр «Академия» 2017г. – 144с.
· Терещенко О. Н. Основы экономики: учебник для учащихся учреждений нач. проф. образования / О. Н. Терещенко. 4- е изд., ., - М. : Издательский центр «Академия» 2016г. – 192с.
Дополнительные источники:
· http://www.mon.gov.ru/
· http://www.ed.gov.ru/
· http://edu.ru/
· http://school-collection.edu.ru/
· http://it-n.ru/
· http://www.intergu.ru/
· http://uztest.ru/
· http://festival.1september.ru
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Раздел (тема) учебной дисциплины |
Результаты (освоенные умения, усвоенные знания) |
Основные показатели результатов подготовки |
Формы и методы контроля |
Раздел 1. «Экономика и экономическая наука» |
Знать Факторы производства и факторные доходы. Прибыль. Структура прибыли. Планирование прибыли. Рентабельность. Рента. Земельная рента. Научные доходы к категории процент. Основные теории происхождения процента. Заработная плата. Формы оплаты труда. Поощрительные системы оплаты труда |
Определение Факторы производства и факторные доходы. Прибыль. Структура прибыли Формулирование Рентабельность. Рента. Земельная рента. Научные доходы к категории процент. Основные теории происхождения процента. Заработная плата. Формы оплаты труда. Поощрительные системы оплаты труда
|
Устный опрос
|
Раздел 2. «Семейный бюджет» |
Знать понятия Семейный бюджет; источники доходов семьи, основные виды расходов семьи; сбережения населения; страхование; рациональный потребитель. |
Уметь дать определения Семейный бюджет; источники доходов семьи, основные виды расходов семьи; сбережения населения; страхование; рациональный потребитель. |
Тестирование |
Раздел 3. «Рыночная экономика» |
Знать Формы собственности: государственная, муниципальная, частная. Конкуренция. Совершенная конкуренция. Условия совершенной конкуренции. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольная политика государства. Предприятия (фирма). Основные признаки предприятия. Предпринимательская деятельность. Виды предпринимательской деятельности. Цели предпринимательской деятельности. Классификация предприятий. Организационно- правовые формы предприятий. Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. |
Формулирование Формы собственности: государственная, муниципальная, частная. Конкуренция. Совершенная конкуренция. Условия совершенной конкуренции. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольная политика государства. Основные признаки предприятия. Предпринимательская деятельность. Виды предпринимательской деятельности. Цели предпринимательской деятельности. Классификация предприятий.
|
Устный опрос тестирование |
Раздел 4. «Труд и заработная плата» |
Знать Труд. Рынок труда. Проблемы спроса на экономические ресурсы. Фактор труд и его цена. Рынок труда и его субъекты. Цена труда. Понятие заработной платы. Номинальная и реальная заработная плата. Форма оплаты труда. Безработица. Фрикционная безработица. Структурная безработица. Циклическая безработица. Управление занятостью. Политика государства в области занятости населения. Управление занятостью. Политика государства в области занятости населения. Защита прав профсоюзов. Обязанности профсоюзов. Модели функционирования рынка труда с участием профсоюзов. |
Формулирование Безработица. Фрикционная безработица. Структурная безработица. Циклическая безработица. Управление занятостью. Политика государства в области занятости населения. Управление занятостью. Политика государства в области занятости населения. Защита прав профсоюзов. Обязанности профсоюзов. Модели функционирования рынка труда с участием профсоюзов. |
Устный опрос Тестирование
|
Раздел 5. «Деньги и банки» |
Знать Деньги: сущность и функции. Деньги как средство обращения. Деньги как мера стоимости. Деньги как средство накопления. Деньги как средство платежа. Закон денежного обращения. Управление обмена. Денежный запас. Роль денег в экономике. |
Определение Деньги: сущность и функции. Деньги как средство обращения. Деньги как мера стоимости. Деньги как средство накопления. Деньги как средство платежа. Закон денежного обращения. Управление обмена. Денежный запас. Роль денег в экономике |
Беседа Тестирование |
Раздел 6. «Государство и экономика» |
Знать Государство как рыночный субъект. Экономические функции государства. Принципы и цели государственного регулирования. Правовое регулирование экономики. Финансовое регулирование. Социальное регулирование. Общественные блага и спрос на них. Система налогообложения. Понятие налогов. Виды налогов. Элементы налога и способы его взимания. Понятие государственного бюджета. Основные статьи доходов государственного бюджета. Структура бюджетных расходов. Дефицит и профицит государственного бюджета. Цели национального производства и состав ВВП.
|
Определение Государство как рыночный субъект. Экономические функции государства. Принципы и цели государственного регулирования. Правовое регулирование экономики. Финансовое регулирование. Социальное регулирование. Общественные блага и спрос на них. Система налогообложения. Понятие налогов. Виды налогов. Элементы налога и способы его взимания. Понятие государственного бюджета. Основные статьи доходов государственного бюджета. Структура бюджетных расходов. Дефицит и профицит государственного бюджета. Цели национального производства и состав ВВП. |
Устный опрос, тестирование, контрольная работа |
Раздел 7. «Международная экономика» |
Знать понятия Международная торговля и мировой рынок. Международное разделение труда. Элементы теории сравнительных преимуществ. Международная торговая политика. Протекционизм в международной торговой политике. Причины ограничений в международной торговле. Понятие валюты. Валютный курс и его характеристики. Спот-курс. Форвардный курс. Конвертируемость валюты. Динамика валютного курса Экономические реформы в России. Экономический рост. Инвестиционный климат в современной России. |
Определение Международная торговля и мировой рынок. Международное разделение труда. Элементы теории сравнительных преимуществ. Международная торговая политика. Протекционизм в международной торговой политике. Причины ограничений в международной торговле. Понятие валюты. Валютный курс и его характеристики. Спот-курс. Форвардный курс. Конвертируемость валюты. Динамика валютного курса Экономические реформы в России. Экономический рост. Инвестиционный климат в современной России. |
Устный опрос, тестирование, контрольная работа |
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов) |
Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений |
|
балл (отметка) |
вербальный аналог |
|
90 ÷ 100 |
5 |
отлично |
80 ÷ 89 |
4 |
хорошо |
70 ÷ 79 |
3 |
удовлетворительно |
менее 70 |
2 |
не удовлетворительно |
На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка освоенных обучающимися профессиональных и общих компетенций как результатов освоения учебной дисциплины.
Правила определения основных показателей результатов подготовки:
1. Основные показатели результатов подготовки должны вытекать из профессиональных (общих) компетенций как результат выполнения действий.
2. Основные показатели результатов подготовки могут отражать как комплексный результат деятельности (характеризующий целостный опыт деятельности), так и элементарный результат выполнения отдельный действий и/или операций
3. Дескриптор основного показателя результата подготовки формулируются с помощью отглагольных существительных, стоящих вначале предложения.
4. Формулировка дескриптора основного показателя результата подготовки должна быть:
- ясной и понятной: использование доступных понятий, учет понимания их значений в контексте деятельности; простые предложения и стиль изложения, в то же время не обедняющие языковой опыт обучающихся; логичность (последовательность, непротиворечивость);
- четкой и конкретной, способствующей однозначному пониманию качественных и
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.