рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.03 ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ»
2019г.
Рабочаяпрограмма учебной дисциплиныразработана на основе примерной основной образовательной программы СПО ППКРС по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)) (Зарегистрированной в Государственном реестре примерных основных образовательных программ 19.09.2017г. под номером 15.01.05 – 170919.
Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Стерлитамакский колледж строительства и профессиональных технологий.
Разработчик:
Юсупова Н.Т., преподаватель профессиональных дисциплин высшей категории.
Рассмотрено на заседании методического совета ГАПОУ СКС и ПТ, протокол № 10 от 26.06.2019
Утверждено на заседании педагогического совета ГАПОУ СКС и ПТ, протокол № 5 от 28.06.2019
|
|
стр. |
1. |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
4 |
2. |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
6 |
3. |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
12 |
4. |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
14 |
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ«ОП.03 Основы материаловедения»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы профессиональной подготовки квалифицированных рабочих,служащих в соответствии с ФГОС по профессии СПО15.01.05 Сварщик (ручной частично механизированной сварки (наплавки)), входящих в состав укрепленной группы профессий 150000 Машиностроение.
Программа учебной дисциплины может быть использованав дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих: 11620 Газосварщик; 19756 Электрогазосварщик.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
- пользоваться справочными таблицами для определения свойств материалов; - выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности;
- использовать физико-химические методы исследования металлов*
знать:
- наименование, маркировку, основные свойства и классификацию углеродистых и конструкционных сталей, цветных металлов и сплавов, а также полимерных материалов (в том числе пластмасс, полиэтилена, полипропилена);
- правила применения охлаждающих и смазывающих материалов; механические испытания образцов материалов;
- механические испытания образцов материалов;
- физико-химические методы исследования металлов*.
В результате освоения учебной дисциплины у обучающихся должны формироваться элементы следующих общих и профессиональных компетенций:
Код |
Наименование результата обучения |
ОК 1. |
Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2. |
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем |
ОК 4. |
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач |
ОК 5. |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 6. |
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством |
ПК 1.4 |
Подготавливать и проверять сварочные материалы для различных способов сварки |
ПК 1.5 |
Выполнять сборку и подготовку элементов конструкции под сварку |
ПК 1.7 |
Выполнять предварительный, сопутствующий (межслойный) подогрева металла |
ПК 2.1 |
Выполнять ручную дуговую сварку различных деталей из углеродистых и конструкционных сталей во всех пространственных положениях сварного шва |
ПК 2.2 |
Выполнять ручную дуговую сварку различных деталей из цветных металлов и сплавов во всех пространственных положениях сварного шва |
ПК 2.3 |
Выполнять ручную дуговую наплавку покрытыми электродами различных деталей |
ПК 5.1 |
Выполнять газовую сварку различных деталей из углеродистых и конструкционных сталей во всех пространственных положениях сварного шва |
ПК 5.2 |
Выполнять газовую сварку различных деталей из цветных металлов и сплавов во всех пространственных положениях сварного шва |
ПК 5.4 |
Выполнять газовую сварку из легированной стали.* |
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося: 81часов, в том числе:
нагрузка во взаимодействии с преподавателем : 54 (16*)часов;
самостоятельной работы обучающегося: 27часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов[1] |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
81 |
Обязательные аудиторные учебные занятия (всего)[2]) |
54 (16*) |
в том числе: |
|
практические занятия |
почему14 |
Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа (всего) |
27 |
в том числе: |
|
- систематическая проработка конспектов занятий, учебной, дополнительной и справочной литературы при подготовке к занятиям; - подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите; - подготовка к контрольной работе; - подготовка и защита рефератов по данным темам. |
|
Итоговая аттестация в форме :экзамена
|
2.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03 ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся |
Объем часов |
|||||
1 |
2 |
3 |
|||||
Введение. |
1.История развития металловедения. |
1 |
|||||
Раздел 1. Тема 1.1. «Общее сведения о металлах и сплавах ,и их свойствах» |
Раздел 1 «Основные сведения о металлах. Строение и свойства металлов» |
8 |
|||||
Содержание учебного материала: |
Уровень освоения |
||||||
1.Общие сведения о металлах и сплавах |
2 |
||||||
Тематика учебных занятий: |
3 |
||||||
Химические элементы: металлы и неметаллы. Металлы и сплавы. Черные и цветные металлы. |
|||||||
Самостоятельная работа обучающихся: 1.Подготовка доклада по темам: «Основоположники материаловедения»,* «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева»* |
4*
|
||||||
Тема 1.2. «Внутреннее строение металлов и сплавов» |
Содержание учебного материала: |
Уровень освоения |
4 |
||||
1. Внутреннее строение металлов и сплавов |
3 |
4 |
|||||
Тематика учебных занятий: |
|||||||
Кристаллическое строение металлов. Особенности металлов как тел, имеющих кристаллическое строение. Процесс кристаллизации металлов. Кристаллизация сплавов. Факторы влияющие на величину и форму зерна. Внутреннее строение сплавов. |
|||||||
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам данных тем. 2. Подготовка реферата по теме: «Процесс кристаллизации металлов». |
2 |
||||||
Тема 1.3. «Диаграммы состояния» |
Содержание учебного материала: |
Уровень освоения |
4 |
||||
1. Диаграммы состояния. |
3 |
||||||
Тематика учебных занятий: |
2 |
||||||
Понятия о диаграммах состояния. Диаграмма состояния железоуглеродистых сплавов Fe-Fe3C. |
|||||||
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам данных тем. 2. Подготовка рефератов по темам: «Диаграмма состояния сплавов, компоненты которых полностью растворимы в жидком и твердом состоянии». |
2 |
||||||
Тема 1.4. «Методы изучения структуры металлов и сплавов» |
Содержание учебного материала: |
Уровень освоения |
6 |
||||
1.Методы изучения структуры металлов и сплавов. |
3 |
||||||
Тематика учебных занятий: |
2 |
||||||
Макро и микроанализ. |
|||||||
Практическое занятие № 1 «Микроструктурный анализ металлов и сплавов. |
2 |
||||||
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам данных тем. 3. Подготовка доклада по теме: «Рентгеновский анализ.»* |
2* |
||||||
Тема 1.5. «Свойства металлов и сплавов» |
Содержание учебного материала: |
Уровень освоения |
19 |
||||
1. Свойства металлов и сплавов. |
3 |
4 |
|||||
Тематика учебных занятий: |
|||||||
Основные свойства металлов, оказывающие влияние на определение их сферы применения: физические, механические, химические, технологические, эксплуатационные. Физические свойства металлов: плотность и удельный вес, температура плавления, тепловые свойства, электропроводность и электросопротивление, магнитные свойства. Химические свойства: коррозийная стойкость, химическая стойкость. Механические свойства металлов: прочность. Упругость, пластичность, вязкость, твердость. Технологические свойства металлов:жидко текучесть (литейность), ковкость (деформируемость), прокаливаемость, обрабатываемость резанием, свариваемость. Эксплуатационные свойства: износостойкость, коррозийная стойкость, жаростойкость, жаропрочность, хладостойкость, выносливость, антифрикционность. |
|||||||
Практическое занятие № 2 «Физические, химические, механические , технологические и эксплуатационные свойства материала детали» |
10 |
||||||
Практическое занятие № 3 «Определение предела прочности и пластичности при растяжении металлов и сплавов». |
|||||||
Практическое занятие № 4 « Определение ударной вязкости металлов и сплавов» |
|||||||
Практическое занятие № 5« Определение твердости металлов и сплавов по Бринеллю» |
|||||||
Практическое занятие № 6 «Описание работы детали и материала детали» |
|||||||
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам данных тем. 2. Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов и подготовка к их защите. 3. Подготовка рефератов по темам: «Испытание твердости вдавливанием стального закаленного шарика (метод Бринелля)» «Испытание твердости вдавливанием алмазного конуса (метод Роквелла)». «Испытание твердости вдавливанием алмазной пирамиды (метод Виккерса)» |
5 |
||||||
Раздел 2. Тема 2.1. «Железоуглеродистые сплавы»
|
Раздел 2. Железоуглеродистые сплавы |
6 |
|||||
Содержание учебного материала: |
Уровень освоения |
||||||
Производство чугуна и стали |
3 |
||||||
Тематика учебных занятий: |
2*
|
||||||
Общие сведения о получении чугуна и стали. Состав и сорта чугунов. Общее сведение о производстве стали.* |
|||||||
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам данных тем. 2. Подготовка рефератов по темам: «Устройство доменной печи», «Продукты доменного производства», «Бессемеровский и томасовский способы производства стали». 3. Подготовка доклада по теме: «Производство стали мартеновским способом». |
4 |
||||||
Содержание учебного материала: |
Уровень освоения |
16 |
|||||
Углеродистые стали |
3 |
||||||
Тематика учебных занятий: |
2 |
||||||
Общая классификация стали. Сталь общего назначения обыкновенного качества. Качественная углеродистая конструкционная сталь. Инструментальная углеродистая сталь. Основные свойства низкоуглеродистых сталей. |
|||||||
Практическое занятие № 7 «Расшифровка марок углеродистых качественных сталей» |
12 |
||||||
Практическое занятие № 8 « Расшифровка марок черных металлов» |
|||||||
Практическое занятие № 9 «Расшифровка марок легированных сталей» |
|||||||
Практическое занятие № 10 «Расшифровка марок стали с особо физическими свойствами». |
|||||||
Практическое занятие № 11 «Расшифровка марок стали с особо химическими свойствами» |
|||||||
Практическое занятие № 12 « Инструментальные стали и сплавы» |
|||||||
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам данных тем. 2. Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов и подготовка к их защите. 3. Подготовка докладов по темам: « Быстрорежущая сталь» |
2 |
||||||
Раздел3 Тема 3.1. «Цветные металлы и сплавы»
|
Раздел 3. Цветные металлы и сплавы |
6 |
|||||
Содержание учебного материала: |
Уровень освоения |
2*
|
|||||
Цветные металлы и сплавы |
3 |
||||||
Тематика учебных занятий: |
|||||||
Алюминий и сплавы на его основе. Медь и сплавы на его основе. Биметаллы.* |
|||||||
Практическое занятие № 13 « Расшифровка марок цветных металлов и их сплавов» |
2 |
||||||
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам данных тем. 2. Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов и подготовка к их защите. 3. Подготовка докладов по темам: «Магний и его сплавы», « Титан и его сплавы»* |
2* |
||||||
Раздел 4 Тема 4.1. «Коррозия металлов»
|
Раздел 4. Коррозия металлов |
6 |
|||||
Содержание учебного материала: |
2 |
||||||
Коррозия металлов |
|||||||
Тематика учебных занятий: |
|||||||
Типы и виды коррозии. Методы защиты металлов от коррозии. |
|||||||
Практическое занятие № 14 «Методы и способы изменения свойств материала детали в процессе ее изготовления» |
2 |
||||||
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам данных тем. 2. Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов и подготовка к их защите. 3. Подготовка докладов по темам: «Металлические покрытия», «Неметаллические покрытия»* |
2* |
||||||
Раздел 5 Тема 5.1. «Основные сведения о неметаллических материалах»
|
Раздел 5. Основные сведения о неметаллических материалах |
4 |
|||||
Содержание учебного материала: |
2 |
||||||
Основные сведения о неметаллических материалах |
|||||||
Тематика учебных занятий: |
|||||||
Классификация, строение и свойства неметаллических материалов (пластические массы, полимеры, композиционные материалы, керамика и др.) Типовые термопластические материалы (пластмасс/ пластик). Термореактивные пластмассы с порошковым и волокнистым наполнителями. |
|||||||
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам данных тем. 2. Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов и подготовка к их защите. 3. Подготовка рефератов по темам: «Полимерные материалы в машиностроении»* 4. Подготовка доклада по теме: « Сырье для получения пластмасс и резиновых материалов»* 4.Подготовка к Экзамену. |
2* |
||||||
|
Всего |
81 |
|||||
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (воспроизведение информации, узнавание (распознавание), объяснение ранее изученных объектов, свойств и т.п.);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (самостоятельное планирование и выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация программы предполагает наличие лаборатории материаловедения
Оборудование лаборатории:
- рабочее место преподавателя;
- посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся);
- комплект учебно-методической документации (согласно перечню используемых учебных изданий и дополнительной литературы);
- таблицы показателей механических свойств металлов и сплавов;
- комплект плакатов и схем:
· внутреннее строение металлов;
· деформация и ее виды;
· классификация и марки чугунов;
· классификация и марки сталей;
· виды сталей и их свойства;
· смазочные и антикоррозионные материалы;
· абразивные материалы.
- Комплекты натуральных образцов:
· коллекция металлографических образцов «Конструкционные стали и сплавы» (коллекция образцов (25 шт.) – стали 10, 20, 35, 45 (отжиг), 45 (нормализация), 45 (закалка в воде), 45 (закалка + отпуск), 45 (закалка в масле), 45 (закалка с 10000С, в воду), 65, У8 (пластинчатый перлит), У8 (зернистый перлит), 08Х18Н10Т, ШХ15, Х12М, чугуны белый, серый с пластинчатым графитом, серый с шаровидным графитом, серый с хлопьевидным графитом, медь М1, бронза БрОФ6-0,15 или БрАЖц9-2, латунь Л63 или ЛС-59-1, алюминиевый сплав Д16 или АМг6Т, сталь 20 после цементации, сталь с никелевым покрытием), альбом микроструктур – 1 комп.;
· компьютеры
· мультимедийный проектор;
· экран.
· коллекция «Металлы и сплавы» -(2 шт.);
· «Схема производства алюминия» - (2 шт.);
· коллекция «Чугун и сталь» - (2 шт.);
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1.Адаскин А.М. Материаловедение (металлообработка): учеб.пособие для нач.проф.образования / А.М. Адаскин, В.М.Зуев. − 7-е изд., стер. − М.: Издательский центр «Академия», 2013. − 288с;
2.Соколова Е.Н. Материаловедение: Контрольные материалы: учеб.пособие для нач.проф. образования / Е.Н. Соколова. − М.: Издательский центр «Академия», 2013. − 75с;
3.Ф.Д.Гелин ,Э.И. Крупицкий, И.П.Позняк Материаловедение (пособие с элементами программирования для металлистов) Минск «Высшая школа» .
4.Электронное пособие «Основы материаловедения (металлообработка)» Заплатин В.Н., Сапожников Ю.И., Дубов А.В., и др. Под редакцией: Заплатин В.Н. Издание: 7-е изд., стер.Год выпуска 2015.
Дополнительные источники:
1.Соколова Е.Н. Материаловедение (металлообработка): раб. Тетрадь, учеб.пособие для нач.проф.образования / − 6-е изд., стер. − М.: Издательский центр «Академия», 2012. − 96 с.
2.Соколова Е.Н. Материаловедение. Методика преподавания: метод.пособие для преподавателей НПО / Е.Н.Соколова. − М.: Издательский центр «Академия», 2010. −88 с;
Электронные ресурсы:
1.Все о материалах и материаловедении.
Сайт: http://materiall.ru/
2.Литература по Материалам и Материаловедению.
Сайт: http://materialu-adam.blogspot.com/
3.Материаловедение.
Сайт: http://www.materialscience.ru/
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные занятия) |
Основные показатели оценки результата |
Умения: |
|
- пользоваться справочными таблицами для определения свойств материалов; |
- уметь пользоваться справочными таблицами для определения свойств углеродистых и конструкционных сталей, цветных металлов и сплавов, а также полимерных материалов (пластмасс, полиэтилена, полипропилена и т.д.); -уметь пользоваться справочными таблицами для определения правил применения охлаждающих и смазывающих материалов. |
- выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности |
- выбирать металлические, неметаллические, охлаждающие и смазывающие материалы для осуществления профессиональной деятельности с учетом их основных свойств и маркировки. |
-использовать физико-химические методы исследования металлов* |
-использовать физико-химические методы исследования металлов |
Знания: |
|
- наименование, маркировку, основные свойства и классификацию углеродистых и конструкционных сталей, цветных металлов и сплавов, а также полимерных материалов (в том числе пластмасс,полиэтилена, полипропилена и т.д.); |
- знать наименование, маркировку, основные свойства и классификацию углеродистых и конструкционных сталей, цветных металлов и сплавов, а также полимерных материалов (в том числе пластмасс,полиэтилена,полипропилена и т.д.); |
- правила применения охлаждающих и смазывающих материалов; |
- знать правила применения охлаждающих и смазывающих материалов; |
- механические испытания образцов материалов. |
- знать методику проведения различных методов механических испытаний образцов материалов |
-физико-химические методы исследования металлов*. |
-физико-химические методы исследования металлов* |
Разработчик:
ГАПОУ СКС и ПТ преподаватель Н.Т. Юсупова
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.