РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОП.03 ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ»
Оценка 5

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОП.03 ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ»

Оценка 5
docx
14.02.2020
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  «ОП.03 ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ»
РП ОП.03 Основы материаловедения..docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

«ОП.03 ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2019г.

Рабочаяпрограмма учебной дисциплиныразработана  на основе примерной основной образовательной  программы СПО ППКРС по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)) (Зарегистрированной в Государственном реестре примерных основных образовательных программ 19.09.2017г. под номером 15.01.05 – 170919.

 

Организация-разработчик:  Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Стерлитамакский колледж строительства и профессиональных технологий.

 

Разработчик:

Юсупова Н.Т., преподаватель профессиональных дисциплин высшей категории.

 

 

 

 

 

 

 

Рассмотрено на заседании методического совета ГАПОУ СКС и ПТ, протокол № 10 от 26.06.2019

Утверждено на заседании педагогического совета ГАПОУ СКС и ПТ, протокол № 5 от 28.06.2019

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

стр.

1.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

12

4.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

14

 

 


1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ«ОП.03 Основы материаловедения»

1.1. Область применения программы

            Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы профессиональной подготовки квалифицированных рабочих,служащих в соответствии с ФГОС по профессии СПО15.01.05 Сварщик (ручной частично механизированной сварки (наплавки)), входящих в состав укрепленной группы профессий 150000 Машиностроение.

            Программа учебной дисциплины может быть использованав дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих: 11620 Газосварщик; 19756 Электрогазосварщик.

1.2.            Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

уметь:

- пользоваться справочными таблицами для определения свойств материалов; - выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности;

- использовать физико-химические методы исследования металлов*

знать:

- наименование, маркировку, основные свойства и классификацию углеродистых и конструкционных сталей, цветных металлов и сплавов, а также полимерных материалов (в том числе пластмасс, полиэтилена, полипропилена);

- правила применения охлаждающих и смазывающих материалов; механические испытания образцов материалов;

- механические испытания образцов материалов;

- физико-химические методы исследования металлов*.

 

В результате освоения учебной дисциплины у обучающихся должны формироваться элементы следующих общих и профессиональных компетенций:

 

Код

Наименование результата обучения

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем

ОК 4.

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6.

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством

ПК 1.4

Подготавливать и проверять сварочные материалы для различных способов сварки

ПК 1.5

Выполнять сборку и подготовку элементов конструкции под сварку

ПК  1.7

Выполнять предварительный, сопутствующий (межслойный) подогрева металла

ПК 2.1

Выполнять ручную дуговую сварку различных деталей из углеродистых и конструкционных сталей во всех пространственных положениях сварного шва

ПК 2.2

Выполнять ручную дуговую сварку различных деталей из цветных металлов и сплавов во всех пространственных положениях сварного шва

ПК 2.3

Выполнять ручную дуговую наплавку покрытыми электродами различных деталей

ПК 5.1

Выполнять газовую сварку различных деталей из углеродистых и конструкционных сталей во всех пространственных положениях сварного шва

ПК 5.2

Выполнять газовую сварку различных деталей из цветных металлов и сплавов во всех пространственных положениях сварного шва

ПК 5.4

Выполнять газовую сварку из  легированной стали.*

 

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося:  81часов, в том числе:

 нагрузка во взаимодействии с преподавателем  : 54 (16*)часов;

самостоятельной работы обучающегося: 27часов.


 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Объем часов[1]

Максимальная учебная нагрузка (всего)

81

Обязательные аудиторные учебные занятия (всего)[2])

54 (16*)

в том числе:

 

     практические занятия

почему14

Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа (всего)

27

в том числе:

 

- систематическая проработка конспектов занятий, учебной, дополнительной и справочной литературы при подготовке к занятиям;

- подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите;

- подготовка к контрольной работе;

- подготовка и защита рефератов по данным темам.

Итоговая аттестация в форме :экзамена

 


2.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03 ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ

 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем

часов

1

2

3

Введение.

1.История развития металловедения.

1

Раздел 1.

Тема 1.1.

«Общее сведения о металлах и сплавах ,и их свойствах»

Раздел 1 «Основные сведения о металлах. Строение и свойства металлов»

8

Содержание учебного материала:

Уровень освоения

1.Общие сведения о металлах и сплавах

2

Тематика учебных занятий:

3

Химические элементы: металлы и неметаллы. Металлы и сплавы. Черные и цветные металлы.

Самостоятельная работа обучающихся:

1.Подготовка доклада по темам:

«Основоположники материаловедения»,*

«Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева»*

4*

 

 

Тема 1.2.

«Внутреннее строение металлов и сплавов»

Содержание учебного материала:

Уровень освоения

4

1. Внутреннее строение металлов и сплавов

3

4

Тематика учебных занятий:

Кристаллическое строение металлов. Особенности металлов как тел, имеющих кристаллическое строение. Процесс кристаллизации металлов. Кристаллизация сплавов. Факторы влияющие на величину и форму зерна. Внутреннее строение сплавов.

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам данных тем.

2. Подготовка реферата  по теме: «Процесс кристаллизации металлов».

2

Тема 1.3.

«Диаграммы состояния»

Содержание учебного материала:

Уровень освоения

4

1. Диаграммы состояния.

3

Тематика учебных занятий:

2

Понятия о диаграммах состояния. Диаграмма состояния железоуглеродистых сплавов Fe-Fe3C.

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам данных тем.

2. Подготовка рефератов по темам: «Диаграмма состояния сплавов, компоненты которых полностью растворимы в жидком и твердом состоянии».

2

Тема 1.4.

«Методы изучения структуры металлов и сплавов»

Содержание учебного материала:

Уровень освоения

6

1.Методы изучения структуры металлов и сплавов.

3

Тематика учебных занятий:

2

Макро и микроанализ.

Практическое занятие № 1 «Микроструктурный анализ металлов и сплавов.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам данных тем.

3. Подготовка доклада по теме: «Рентгеновский анализ.»*

2*

Тема 1.5.

«Свойства металлов и сплавов»

Содержание учебного материала:

Уровень освоения

19

1. Свойства металлов и сплавов.

3

 

4

Тематика учебных занятий:

Основные свойства металлов, оказывающие влияние на определение их сферы применения: физические, механические, химические, технологические, эксплуатационные.

 Физические свойства металлов: плотность и удельный вес, температура плавления, тепловые свойства, электропроводность и электросопротивление, магнитные свойства.

Химические свойства: коррозийная стойкость, химическая стойкость.

 Механические свойства металлов: прочность. Упругость, пластичность, вязкость, твердость.

Технологические свойства металлов:жидко текучесть (литейность), ковкость (деформируемость), прокаливаемость, обрабатываемость резанием, свариваемость.

Эксплуатационные свойства: износостойкость, коррозийная стойкость, жаростойкость, жаропрочность, хладостойкость, выносливость, антифрикционность.

Практическое занятие № 2 «Физические, химические, механические , технологические и эксплуатационные свойства материала детали»

10

Практическое занятие № 3 «Определение предела прочности и пластичности при растяжении металлов и сплавов».

Практическое занятие № 4 « Определение ударной вязкости металлов и сплавов»

Практическое занятие № 5« Определение твердости  металлов  и сплавов по Бринеллю»

Практическое занятие № 6 «Описание работы детали и материала детали»

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам данных тем.

2. Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов и подготовка к их защите.

3. Подготовка рефератов по темам: «Испытание твердости вдавливанием стального закаленного шарика (метод Бринелля)»

«Испытание твердости вдавливанием алмазного конуса (метод Роквелла)».

«Испытание твердости вдавливанием алмазной пирамиды (метод Виккерса)»

5

Раздел 2.

Тема 2.1.

«Железоуглеродистые

сплавы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2. Железоуглеродистые сплавы

6

Содержание учебного материала:

Уровень освоения

Производство чугуна и стали

3

Тематика учебных занятий:

2*

 

Общие сведения о получении чугуна и стали. Состав и сорта чугунов. Общее сведение о производстве стали.*

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам данных тем.

2. Подготовка рефератов по темам: «Устройство доменной печи», «Продукты доменного производства», «Бессемеровский и томасовский способы производства стали».

3. Подготовка доклада по теме: «Производство стали мартеновским способом».

 

4

Содержание учебного материала:

Уровень освоения

16

Углеродистые стали

3

Тематика учебных занятий:

2

Общая классификация стали. Сталь общего назначения обыкновенного качества. Качественная углеродистая конструкционная сталь. Инструментальная углеродистая сталь. Основные свойства низкоуглеродистых сталей.

Практическое занятие № 7 «Расшифровка марок углеродистых качественных сталей»

12

Практическое занятие № 8 « Расшифровка марок черных металлов»

Практическое занятие № 9 «Расшифровка марок легированных сталей»

Практическое занятие № 10 «Расшифровка марок стали с особо физическими свойствами».

Практическое занятие № 11 «Расшифровка марок стали с особо химическими  свойствами»

Практическое занятие № 12 « Инструментальные стали и сплавы»

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам данных тем.

2. Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов и подготовка к их защите.

3. Подготовка докладов по темам: « Быстрорежущая сталь»

2

 

Раздел3

Тема 3.1.

«Цветные металлы и сплавы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 3. Цветные металлы и сплавы

 

6

Содержание учебного материала:

Уровень освоения

2*

 

 

 

 

Цветные металлы и сплавы

3

Тематика учебных занятий:

Алюминий и сплавы на его основе. Медь и сплавы на его основе. Биметаллы.*

Практическое занятие № 13 « Расшифровка марок цветных металлов и их сплавов»

2

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам данных тем.

2. Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов и подготовка к их защите.

3. Подготовка докладов по темам:  «Магний и его сплавы», « Титан и его сплавы»*

2*

Раздел 4

Тема 4.1.

«Коррозия металлов»

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 4. Коррозия металлов

6

Содержание учебного материала:

2

Коррозия металлов

Тематика учебных занятий:

Типы и виды коррозии. Методы защиты металлов от коррозии.

Практическое занятие № 14 «Методы и способы изменения свойств материала детали в процессе ее изготовления»

2

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам данных тем.

2. Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов и подготовка к их защите.

3. Подготовка докладов по темам: «Металлические покрытия», «Неметаллические покрытия»*

2*

Раздел 5

Тема 5.1.

«Основные сведения о неметаллических материалах»

 

Раздел 5. Основные сведения о неметаллических материалах

4

Содержание учебного материала:

2

Основные сведения о неметаллических материалах

Тематика учебных занятий:

Классификация, строение и свойства неметаллических материалов (пластические массы, полимеры, композиционные материалы, керамика и др.)

Типовые термопластические материалы (пластмасс/ пластик).

Термореактивные пластмассы с порошковым и волокнистым наполнителями.

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам данных тем.

2. Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов и подготовка к их защите.

3. Подготовка рефератов по темам: «Полимерные материалы в машиностроении»*

4. Подготовка доклада по теме: « Сырье для получения пластмасс и резиновых материалов»*

4.Подготовка к Экзамену.

2*

 

Всего

81

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (воспроизведение информации, узнавание (распознавание), объяснение ранее изученных объектов, свойств и т.п.);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (самостоятельное планирование и выполнение деятельности, решение проблемных задач).


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

3.1. Материально-техническое обеспечение

Реализация программы предполагает наличие лаборатории материаловедения

Оборудование лаборатории:

- рабочее место преподавателя;

- посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся);

- комплект учебно-методической документации (согласно перечню используемых учебных изданий и дополнительной литературы);

- таблицы показателей механических свойств металлов и сплавов;

- комплект плакатов и схем:

·      внутреннее строение металлов;

·      деформация и ее виды;

·      классификация и марки чугунов;

·      классификация и марки сталей;

·      виды сталей и их свойства;

·      смазочные и антикоррозионные материалы;

·      абразивные материалы.

- Комплекты натуральных образцов:

·      коллекция металлографических образцов «Конструкционные стали и сплавы» (коллекция образцов (25 шт.) – стали 10, 20, 35, 45 (отжиг), 45 (нормализация), 45 (закалка в воде), 45 (закалка + отпуск), 45 (закалка в масле), 45 (закалка с 10000С, в воду), 65, У8 (пластинчатый перлит), У8 (зернистый перлит), 08Х18Н10Т, ШХ15, Х12М, чугуны белый, серый с пластинчатым графитом, серый с шаровидным графитом, серый с хлопьевидным графитом, медь М1, бронза БрОФ6-0,15 или БрАЖц9-2, латунь Л63 или ЛС-59-1, алюминиевый сплав Д16 или АМг6Т, сталь 20 после цементации, сталь с никелевым покрытием), альбом микроструктур – 1 комп.;

·      компьютеры

·      мультимедийный проектор;

·      экран.

·      коллекция «Металлы и сплавы» -(2 шт.);

·      «Схема производства алюминия» - (2 шт.);

·      коллекция «Чугун и сталь» - (2 шт.);

 

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники: 

1.Адаскин А.М. Материаловедение (металлообработка): учеб.пособие для нач.проф.образования / А.М. Адаскин, В.М.Зуев. − 7-е изд., стер. − М.: Издательский центр «Академия», 2013. − 288с;

2.Соколова Е.Н. Материаловедение: Контрольные материалы: учеб.пособие для нач.проф. образования / Е.Н. Соколова. − М.: Издательский центр «Академия», 2013. − 75с;

3.Ф.Д.Гелин ,Э.И. Крупицкий, И.П.Позняк Материаловедение (пособие с элементами программирования для металлистов) Минск «Высшая школа» .

4.Электронное пособие «Основы материаловедения (металлообработка)» Заплатин В.Н., Сапожников Ю.И., Дубов А.В., и др. Под редакцией: Заплатин В.Н. Издание: 7-е изд., стер.Год выпуска 2015.

 

 

 

Дополнительные источники:

1.Соколова Е.Н. Материаловедение (металлообработка): раб. Тетрадь, учеб.пособие для нач.проф.образования / − 6-е изд., стер. − М.: Издательский центр «Академия», 2012. − 96 с.

2.Соколова Е.Н. Материаловедение. Методика преподавания: метод.пособие для преподавателей НПО / Е.Н.Соколова. − М.: Издательский центр «Академия», 2010. −88 с;

Электронные ресурсы:

1.Все о материалах и материаловедении.

Сайт: http://materiall.ru/

2.Литература по Материалам и Материаловедению.

 Сайт: http://materialu-adam.blogspot.com/

3.Материаловедение.

   Сайт: http://www.materialscience.ru/

 


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные занятия)

Основные показатели оценки результата

Умения:

- пользоваться справочными таблицами для определения свойств материалов;

- уметь пользоваться справочными таблицами для определения свойств углеродистых и конструкционных сталей, цветных металлов и сплавов, а также полимерных материалов (пластмасс, полиэтилена, полипропилена и т.д.);

-уметь пользоваться справочными таблицами для определения правил применения охлаждающих и смазывающих материалов.

- выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности

- выбирать металлические, неметаллические, охлаждающие и смазывающие материалы для осуществления  профессиональной деятельности с учетом их основных свойств и маркировки.

-использовать физико-химические методы исследования металлов*

-использовать физико-химические методы исследования металлов

Знания:

- наименование, маркировку, основные свойства и классификацию углеродистых и конструкционных сталей, цветных металлов и сплавов, а также полимерных материалов (в том числе пластмасс,полиэтилена, полипропилена и т.д.);

- знать наименование, маркировку, основные свойства и классификацию углеродистых и конструкционных сталей, цветных металлов и сплавов, а также полимерных материалов (в том числе пластмасс,полиэтилена,полипропилена и т.д.);

- правила применения  охлаждающих и смазывающих материалов;

- знать правила применения охлаждающих и смазывающих материалов;

- механические испытания образцов материалов.

- знать методику проведения различных методов  механических испытаний образцов материалов

-физико-химические методы исследования металлов*.

-физико-химические методы исследования металлов*

 

 

Разработчик:

ГАПОУ СКС  и ПТ           преподаватель                                                   Н.Т. Юсупова

 (место работы)            (занимаемая должность)                          (инициалы, фамилия)



Скачано с www.znanio.ru



 

 

ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОП

ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОП

Рабочая программа учебной дисциплиныразработана на основе примерной основной образовательной программы

Рабочая программа учебной дисциплиныразработана на основе примерной основной образовательной программы

СОДЕРЖАНИЕ стр

СОДЕРЖАНИЕ стр

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА рабочей ПРОГРАММЫ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА рабочей ПРОГРАММЫ

В результате освоения учебной дисциплины у обучающихся должны формироваться элементы следующих общих и профессиональных компетенций:

В результате освоения учебной дисциплины у обучающихся должны формироваться элементы следующих общих и профессиональных компетенций:

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1.4. «Методы изучения структуры металлов и сплавов»Содержание учебного материала:Уровень освоения6 1

Тема 1.4. «Методы изучения структуры металлов и сплавов»Содержание учебного материала:Уровень освоения6 1

Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов и подготовка к их защите

Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов и подготовка к их защите

Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов и подготовка к их защите

Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов и подготовка к их защите

Раздел 5 Тема 5.1. «Основные сведения о неметаллических материалах»

Раздел 5 Тема 5.1. «Основные сведения о неметаллических материалах»

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 3

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 3

Электронное пособие «Основы материаловедения (металлообработка)»

Электронное пособие «Основы материаловедения (металлообработка)»

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2020