Рабочая программа учебной дисциплины ОП.05 Метрология, стандартизация и сертификация по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Оценка 4.6

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.05 Метрология, стандартизация и сертификация по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Оценка 4.6
doc
25.11.2021
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.05 Метрология, стандартизация и сертификация по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
23.02.03_ОП.05_2020.doc

Министерство общего и профессионального образования

 Ростовской области государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской  области

«Каменский техникум строительства и автосервиса»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

ОП.05 МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020 г.

 

 

 

    

СОГЛАСОВАНО                                                  

Председатель ЦК группы «Техника и технологии наземного транспорта»

______________

Протокол №__ от «___» ____ 2020 г.

 

               УТВЕРЖДАЮ

               Замдиректора по УР

                __________

                «___»___________2020 г.

 

 

 

 

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (приказ Министерства образования и науки РФ от 22 апреля 2014 г. № 383);

Положения о разработке рабочей программы учебной дисциплины в государственном бюджетном профессиональном   образовательном учреждении Ростовской области «Каменский техникум строительства и автосервиса» (утв. приказом  директора ГБПОУ РО «КТСиА» от 29.08.2018 г. № 235).

 

 

Организация-разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Каменский техникум строительства и автосервиса».

 

 

Разработчик:    _________, преподаватель ГБПОУ РО «КТСиА»,               

                           

                                                    

Рецензенты:

__________, преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ РО «КТСиА»

__________, директор ООО «АколитТранс»

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1 Общая характеристика рабочей программы учебной дисциплины

 

4

2 Структура и содержание учебной ДИСЦИПЛИНЫ

   

5

3 Условия реализации учебной дисциплины

 

13

4 Контроль и оценка результатов освоения

    учебной дисциплины

 

15

 

1. Общая характеристика РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.05 Метрология, стандартизация и сертификация

 

1.1 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

Учебная дисциплина ОП.05 Метрология, стандартизация и сертификация входит в профессиональный цикл (общепрофессиональная дисциплина), учебного плана программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

 

1.2 Цель и планируемые результаты освоения дисциплины

 

Код компетенции

Умения

Знания

ОК 01 – ОК 09

ПК 1.1-ПК 1.3,

ПК 2.1 - ПК 2.3

 

- выполнять метрологическую поверку средств измерений;

- проводить испытания и контроль продукции;

- применять системы обеспечения качества работ при техническом обслуживании и ремонте автомобильного транспорта;

- определять износ соединений;

- применять основные правила и документы системы подтверждения соответствия Российской Федерации.

 

- основные понятия, термины  и определения;

- средства метрологии, стандартизации и сертификации;

- нормирование точности формы и расположения поверхностей;

- волнистость и шероховатость поверхности;

- профессиональные элементы международной и региональной стандартизации;

- показатели качества и методы их оценки;

- системы и схемы сертификации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

           

2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

 

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка

104

Обязательная аудиторная учебная нагрузка

72

Теоретическое обучение

40

Практические занятия

32

Самостоятельная работа обучающегося

32

Промежуточная  аттестация в форме экзамена


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.05  «Метрология, стандартизация и сертификация»

 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Коды компетенций, формированию

которых способствует

элемент программы

1

2

3

4

Тема 1.

Основные понятия, термины и определения метрологии

Содержание учебного материала:

1

ОК 01 – ОК 09

ПК 1.1- ПК 2.2

Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ). Структура, и задачи метрологической службы. Роль метрологии в обеспечении взаимозаменяемости, в формировании качества продукции. Метрологическое обеспечение производства.

1

Самостоятельная работа:

1

Тематика домашних заданий: Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы

1

Тема 2. 

Средства метрологии

Содержание учебного материала:

5

ОК 01 – ОК 09

ПК 1.1- ПК 2.2

Виды и методы измерений. Основные характеристики измерительных инструментов и приборов: интервал и цена деления шкалы, диапазон показаний, диапазон измерений, методы измерений.  Погрешности измерений: виды, источники. Способы повышения точности измерений.

      Концевые меры длины.

      Калибры, их основные типы.

      Штангенинструменты: штангенциркули, штангенлубиномеры, штангенрейсмусы.

      Микрометрические измерительные средства: микрометр, глубиномер, нутромер.

      Стрелочные счетные головки и их применение.

      Рычажные и индикаторные скобы.

      Основные факторы, определяющие выбор средств для измерения линейных размеров.

      Контроль неплоскостности  и непрямолинейности: уровни, типы, принцип действия.

       Контроль нецилиндричности и  некруглости. Устройство и принцип действия  кругломера.

       Контроль шероховатости поверхностей.

5

Практические занятия:

14

ПК 1.1- ПК 2.2

№1

Метрологическая поверка средств измерений

2

№2

Измерение и контроль продукции с помощью концевых мер длины

2

№3

Измерение и контроль продукции с помощью предельных калибров

2

№4

Измерение и контроль продукции с помощью штангенинструмента

4

№5

Измерение и контроль продукции с помощью микрометра

4

№6

Измерение и контроль продукции с помощью индикаторных инструментов

2

№7

Измерение и контроль продукции с помощью средств с электрическим преобразованием

2

Самостоятельная работа: 

9

Тематика домашних заданий: Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Подготовка сообщения  по теме «Средства измерения». Подготовка презентации на тему «Применение средств метрологии в моей специальности».

9

Тема 3.

Основные понятия, термины  и определения стандартизации

Содержание учебного материала:

2

ОК 01 – ОК 09

ПК 1.1- ПК 2.2

Задачи стандартизации. Основные понятия и определения в области стан­дартизации. Система стандартизации. Нормативные документы по стандартизации.

2

Самостоятельная работа: 

6

ПК 1.1- ПК 2.2

Тематика домашних заданий: Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Подготовка реферата на тему «Системы стандартизации».

6

Тема 4.

Элементы международной и региональной стандартизации

Содержание учебного материала:

4

ОК 01 – ОК 09

ПК 1.1- ПК 2.2

Цели, принципы создания, структура, содержание и обозначение стандартов.  Профессиональные элементы международной стандартизации. Основные положения государственной системы стандартизации Российской Федерации и систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов.  Единая система допусков и посадок (ЕСДП). Единая система технологической документации (ЕСТД). Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ). Система разработки и постановки продукции на производство (СРПП). Единая система классификации и коди­рования технико-экономической информации (ЕСКК ТЭИ). Профессиональные элементы региональной стандартизации.

Системы обозначения изделий и конструкторских документов ГОСТ 2.201-80 СОИКД; технологический классификатор деталей машиностроения и приборостроения ТДК; классификатор технологических операций машиностроения и приборостроения КОТ и др.

4

Самостоятельная работа: 

2

ПК 1.1- ПК 2.2

Тематика домашних заданий: Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Изучение темы «Единая система классификации и кодирования технико-экономической информации (ЕСКК ТЭИ)».

2

Тема  5.

Средства стандартизации. Система допусков и посадок для гладких элементов деталей.

 

Содержание учебного материала:

6

ОК 01 – ОК 09

ПК 1.1- ПК 2.2

Нормативные документы по обеспечению взаимозаменяе­мости и нормированию точности. Основные термины. Графиче­ское изображение размеров и отклонений. Основные понятия о посадках (сопряжениях, соединениях). Понятие о посадках в системе отверстия и в системе вала.

Общие понятия о системах допусков и посадок. Единая система допусков и посадок (ЕСДП). Рекомендации по выбору допусков и посадок. Указание точности размеров. Приемочные границы при определении действительного размера. Допуски и посадки для гладких цилиндрических и конических деталей и соединений.

6

Практические занятия:

2

ПК 1.1- ПК 2.2

№8

Определение износа соединения вал – втулка.

2

Самостоятельная работа: 

2

Тематика домашних заданий: Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Изучение темы «Приемочные границы при определении действительного размера».

2

Тема 6. Нормирование точности формы и расположения поверхностей. Шероховатость поверхности.

 

Содержание учебного материала:

6

ОК 01 – ОК 09

ПК 1.1- ПК 2.2

Поверхности (профили) прилегающие и реальные. Отклонения и допуски формы и расположения поверхностей: терминология, виды, условные знаки.

 Влияние точности формы и шероховатости поверхностей на эксплуатационные свойства элементов деталей.

Параметры шероховатости, их определения, порядок численных значений, основные указания по применению отдельных параметров и их комплексов. Условные обозначения шероховатости поверхности. Понятие о волнистости поверхностей.

Связь точности формы и шероховатости поверхностей с технологическими факторами и точностью размеров.

Основные понятия. Виды размерных цепей. Задачи по обеспечению точности размерных цепей: проверочные и проектировочные. Методы расчета размерных цепей при обеспечении полной («минимум-максимум») и неполной взаимозаменяемости.

6

Самостоятельная работа: 

4

ПК 1.1- ПК 2.2

Тематика домашних заданий: Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Изучение темы «Волнистость поверхности».

4

Тема 7.

Нормирование точности типовых элементов деталей и соединений.

Содержание учебного материала:

4

ОК 01 – ОК 09

ПК 1.1- ПК 2.2

Нормирование точности: шпоночных и шлицевых соединений, подшипников качения, углов и конических соединений, резьб и резьбовых соединений, зубчатых колес и передач

4

Практические занятия:

4

ПК 1.1- ПК 2.2

9

Определение износа резьбовых соединений.

2

10

Определение износа зубчатых колес и передач.

2

Самостоятельная работа: 

2

Тематика домашних заданий: Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Изучение темы «Нормирование точности шлицевых соединений».

2

Тема 8. 

Качество продукции, показатели качества и методы их оценки.

 

Содержание учебного материала:

4

ОК 01 – ОК 09

ПК 1.1- ПК 2.2

Единая система государственного управления качеством продукции. Международная система стандартов по обеспечению качества (серия стандартов ИСО 9000).

Применение нормативных актов в процессе управления ка­чеством продукции. Юридическая природа стандарта.

Международное сотрудничество в области стандартизации, метрологии и качества продукции. Система обеспечения качества продукции. Стандарты качества. Показатели качества. Методы оценки качества.

4

Практические занятия:

2

ПК 1.1- ПК 2.2

11

Применение системы обеспечения качества работ при ТО и ремонте автомобильного транспорта.

4

Самостоятельная работа: 

2

Тематика домашних заданий: Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Изучение темы «Стандарты качества».

2

Тема 9.

 Испытание и контроль продукции.

 

Содержание учебного материала:

2

ОК 01 – ОК 09

ПК 1.1- ПК 2.2

Методы контроля качества. Статический приемочный контроль по альтернативному признаку. Контрольные карты. Технологическое обеспечение качества.

2

Практические занятия:

2

ПК 1.1- ПК 2.2

№12

Испытание и контроль продукции. Заполнение контрольной карты.

2

Самостоятельная работа: 

2

Тематика домашних заданий: Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Изучение темы «Показатели надежности».

 

2

Тема 10. 

Основные понятия, термины и определения сертификации.

 

Содержание учебного материала:

4

ОК 01 – ОК 09

ПК 1.1- ПК 2.2

Нормирование точности производственного оборудования.

Система показателей качества продукции. Оценка и методы оценки уровня качества продукции. Карта технического уровня и качества продукции. Конкурентоспособность продукции.

Основные правила и документы системы подтверждения соответствия Российской Федерации. Организационная структура сертификации. Испытание продукции. Сертификация продукции. Аттестация производства.

4

Самостоятельная работа: 

1

ПК 1.1- ПК 2.2

Тематика домашних заданий: Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Изучение темы «Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации».

1

Тема 11. 

Системы и схемы сертификации.

 

Содержание учебного материала:

2

ОК 01 – ОК 09

ПК 1.1- ПК 2.2

Системы сертификации. Обязательная и добровольная сертификация. Порядок и правила сертификации продукции. Схемы сертификации.

2

Самостоятельная работа: 

2

ПК 1.1- ПК 2.2

Тематика домашних заданий: Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Изучение темы «Сертификат соответствия».

2

ВСЕГО:

104

 


3. условия реализации РаБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация рабочей программы учебной дисциплины осуществляется в учебном кабинете и лаборатории по метрологии, стандартизации и сертификации.

 

Оборудование учебного кабинета:

- ученические столы;

- стулья;

- классная доска;

- письменный стол преподавателя;

- муляжи и макеты;

- наглядные пособия (комплект плакатов).

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением и интерактивная доска.

 

Оборудование лаборатории метрологии, стандартизации и сертификации:

производственные столы; демонстрационный стол; стулья; макеты (резьбовые соединения, зубчатые передачи, соединение вал – втулка), измерительные инструменты (концевые меры длины, штангенинструменты, микрометры, калибры, индикаторные инструменты, автоматические средства измерения).

 

3.2. Информационное обеспечение обучения

           Основная литература:

Печатные издания:

Зайцев С. А., Толстов А. Н., Грибанов Д.  Метрология, стандартизация и сертификация в машиностроении. – М.: ОИЦ «Академия», 2018.

Зайцев С. А., Куранов А. Д., Толстов А. Н. Допуски, посадки и технические измерения в машиностроении. М.: ОИЦ «Академия», 2013.

Козловский Н. С., Ключников В. М. Сборник примеров и задач по курсу «Основы стандартизации, допуски, посадки и технические измерения». М.: Машиностроение, 2007.

Марков А. И., Ганевскнй Г. М. Конструкция, расчет и эксплуатация измерительных инструментов и приборов. Машиностроение, 2008.

Таныгин В. А. Основы стандартизации и управление качеством.М.: Издательство стандартов, 2009.

Якушев А. И., Воронцов Л. Н., Федотов Н. М. Взаимозаменяемость, стандартизация и технические изменения. М.: Машиностроение, 2010.

           Электронные издания:

1. http://www.interface.ru

2. http://www.iso9000.ok.ru

3. http://www.cals.ru

 

            Дополнительная литература:

ГОСТ 25346—89. Основные нормы взаимозаменяемости. Единая система допусков и посадок. Общие положения, ряды доступов и ос­новных отклонений.

ГОСТ 25347-82. Основные нормы взаимозаменяемости. Единая система допусков и посадок. Поля доступов и рекомендуемые посадки.

ГОСТ 2.307-68. ЕСКД. Нанесение размеров и предельных отклонений.

ГОСТ 6636-69. Основные нормы взаимозаменяемости. Нормальные линейные размеры.

ГОСТ 24642-81. Основные нормы взаимозаменяемости. Допуски форм и расположения поверхностей. Основные термины и определения.

ГОСТ 24643-81. Основные нормы взаимозаменяемости. Допуски и расположения. Числовые значения.

ГОСТ 2.308-79. Указание на чертежах допусков формы и расположение поверхностей.

ГОСТ 25142-82 Шероховатость поверхности. Термины и определения.

ГОСТ 2789-73. Шероховатость поверхности. Параметры и характеристики.

ГОСТ 16263-70 ГСИ. Метрология. Термины и определения.

РД 50-690-89. Надежность в технике. Методы оценки.

ГОСТ 4. 93-83. Система показателей качества продукции. Станки металлообрабатывающие. Номенклатура показателей.

ГОСТ 8. 82. Станки металлорежущие. Общие требования к испыта­ниям на точность.

ГОСТ 25443-82Е. Станки металлорежущие. Образцы - изделия для проверки точности обработки. Общие технические требования.

ГОСТ 15647-79. Управление качеством продукции. Основные поня­тия. Термины и определения, а также другие стандарты систем ОНВ, ЕСДН, ЕСКД, ЕСТД, ЕСТПП, ГСС, ГСИ, СПКП, ЕСГУКЛ и ком­плекс общесоюзных классификаций КЕСКД, ТКД, ТКСЕ. КТО, КТД, КТП, ОКП, ОК ПРДС, ТР.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Контроль и оценка результатов освоЕния

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, контрольных работ и экзамена.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Критерии оценки

Методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

3

Умения:

 

 

выполнять метрологическую поверку средств измерений;

Владеет навыками выполнять метрологическую поверку средств измерений;

Наблюдение при проведении практической работы № 1

проводить испытания и контроль продукции;

Владеет навыками проводить испытания и контроль продукции;

Наблюдение при проведении практической работы № 2 - № 7,

применять системы обеспечения качества работ при техническом обслуживании и ремонте автомобильного транспорта;

Владеет навыками применять системы обеспечения качества работ при техническом обслуживании и ремонте автомобильного транспорта;

Наблюдение при проведении практического занятия № 11.

определять износ соединений

Владеет навыками определять износ соединений

Наблюдение при проведении практической работы № 8 - № 10

Знания:

 

 

  основные понятия, термины  и определения;

Знает основные понятия, термины  и определения;

Наблюдение при проведении лабораторных работ и практических занятий.  Подготовка реферата на тему «Системы стандартизации».

средства метрологии, стандартизации и сертификации

Знает средства метрологии, стандартизации и сертификации

Наблюдение при проведении практических занятий. Подготовка реферата по теме «Средства измерения».  

- нормирование точности формы и расположения поверхностей

Знает нормирование точности формы и расположения поверхностей

Дифференцированный зачет

- волнистость и шероховатость поверхности

Знает волнистость и шероховатость поверхности

Дифференцированный зачет

профессиональные элементы международной и региональной стандартизации

Знает профессиональные элементы международной и региональной стандартизации

Наблюдение при проведении лабораторных работ и практических занятий. Подготовка презентации на тему «Применение средств метрологии в моей специальности».

показатели качества и методы их оценки;

 

Знает показатели качества и методы их оценки;

Наблюдение при проведении практических занятий.

системы и схемы сертификации

Знает системы и схемы сертификации

Дифференцированный зачет

 


Скачано с www.znanio.ru

Министерство общего и профессионального образования

Министерство общего и профессионального образования

СОГЛАСОВАНО

СОГЛАСОВАНО

СОДЕРЖАНИЕ 1

СОДЕРЖАНИЕ 1

Общая характеристика РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Общая характеристика РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

Тематический план и содержание учебной дисциплины

Тематический план и содержание учебной дисциплины

Контроль нецилиндричности и некруглости

Контроль нецилиндричности и некруглости

Элементы международной и региональной стандартизации

Элементы международной и региональной стандартизации

Элементы международной и региональной стандартизации

Элементы международной и региональной стандартизации

Самостоятельная работа: 2

Самостоятельная работа: 2

Тема 10. Основные понятия, термины и определения сертификации

Тема 10. Основные понятия, термины и определения сертификации

РаБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ дисциплины 3

РаБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ дисциплины 3

Дополнительная литература: ГОСТ 25346—89

Дополнительная литература: ГОСТ 25346—89

Контроль и оценка результатов освоЕния

Контроль и оценка результатов освоЕния
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.11.2021
Посмотрите также: