Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
Свердловской области
«Талицкий лесотехнический колледж им. Н.И.Кузнецова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.09. «Безопасность жизнедеятельности»
2019г.
Согласовано _____________/ __________________ /
|
Утверждаю __________ Колмакова И.В. «___»____________2019г. |
Программа учебной дисциплины ОП.09. «Безопасность жизнедеятельности» для специальности среднего профессионального образования 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»,
Автор: преподаватель-организатор ОБЖ Астратов Б.А.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
4 |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
6 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
13 |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
14 |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.О9. «Безопасность жизнедеятельности»
(наименование дисциплины)
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» является обязательной частью общепрофессиональной дисциплиноы профессионального цикла (указывается наименование цикла) основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 23.02.03. «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».
Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 1-9, ПК 1,1, - 1,3 ; 2,1- 2,3
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код [1] ПК, ОК |
Умения |
Знания |
ОК 1-9 ПК 1,1-1,3 2,1-2,3 |
Уметь: - организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; - предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; - использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; - применять первичные средства пожаротушения; - ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности; - применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью; - .владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; - оказывать первую помощь пострадавшим.
|
Знать: - принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; - основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; - основы военной службы и обороны государства; - задачи и основные мероприятия гражданской обороны; - способы защиты населения от оружия массового поражения; - меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; - организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; - основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО; - область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; - . порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим
|
Компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за
результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
деятельности.
Компетенции:
ПК 1.1. Организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и
ремонту автотранспорта.
ПК 1.2. Осуществлять технический контроль при хранении, эксплуатации,
техническом обслуживании и ремонте автотранспорта.
ПК 1.3. Разрабатывать технологические процессы ремонта узлов и деталей.
ПК 2.1. Планировать и организовывать работы по техническому обслуживанию и
ремонту автотранспорта.
ПК 2.2. Контролировать и оценивать качество работы исполнителей работ.
ПК 2.3. Организовывать безопасное ведение работ при техническом обслуживании и
ремонте автотранспорта.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Объем образовательной программы учебной дисциплины |
102 |
в том числе: |
|
теоретическое обучение |
50 |
лабораторные работы (если предусмотрено) |
- |
практические занятия (если предусмотрено) |
18 |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено для специальностей) |
- |
контрольная работа (если предусмотрено) |
2 |
Самостоятельная работа [2] |
34 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2 |
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала и практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Коды компетенций |
1 |
2 |
3 |
|
Раздел1 Основы воинской службы |
48 |
|
|
Тема 1.1. Основы обороны государства
|
Содержание учебного материала 1 .Концепция национальной безопасности. 2. Военная доктрина Российской Федерации. 3. Военное законодательство. 4. Организация и порядок призыва на военную службу и поступление на нее. 5. Служба по контракту. 6. Современные виды боя. 7. Основные источники чрезвычайных ситуаций военного характера 8. Современные средства поражения. |
16 2 2 2 2 2 2 2 2 |
ОК 1-9 ПК 1,1-1,3 2,1-2,3 |
|
Самостоятельная работа Рефераты: 1. «Ритуалы вооруженных сил Российской Федерации». 2. «История создания вооруженных сил Российской Федерации». 3. «Вооруженные силы Российской Федерации». 4. Опрос родственников прошедших службу в армии и конспект их воспоминаний. Доклад5. «Посещение военкомата по вопросу службы по контракту по роду войск, в которые будет призываться студент». |
8
|
ОК 1-9 ПК 1,1-1,3 2,1-2,3 |
Тема 1.2.
Военнослужащий-Защитник своего Отечества
|
Содержание учебного материала 1. Военнослужащий – патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества. Боевые традиции вооруженных сил РФ. Практическое занятие 1. Порядок неполной разборки автомата. 2. Порядок сборки автомата после неполной разборки. Снаряжение магазина. 3. Сдача нормативов по разборке и сборке автомата Калашникова. 4. Основы меткого выстрела. Техника безопасности 5. Прицеливание и его элементы 6. Стрельба из пневматической винтовки 7. Стрельба из пневматической винтовки |
1 1 7 1 1 1 1 1 1 1
|
ОК 1-9 ПК 1,1-1,3 2,1-2,3 |
Самостоятельная работа 1. Решение задач .Отработка изготовки с упора. 2. Решение проблемной ситуации. Система человек – оружие. 3. Реферат «Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным и психологическим качествам военнослужащих». 4. Решение задач. Последовательность разборки и сборки автомата. 5. Решение задач. Работа и взаимодействие частей и механизмов автомата. |
5
|
ОК 1-9 ПК 1,1-1,3 2,1-2,3 |
|
|
Контрольная работа Порядок действий в условиях ЧС военного времени. |
1 1
|
|
Тема 1.3. Гражданская оборона
|
Содержание учебного материала
1. Гражданская оборона, ее предназначение и задачи. 2. Ядерное оружие. Поражающие факторы ядерного взрыва. 3. Химическое оружие. Группы ОВ и их действие на организм человека 4. Бактериологическое оружие. Способы доставки. 5. Порядок оповещения населения об угрозе и возникновении ЧС. 6. Средства коллективной и индивидуальной защиты населения в чрезвычайных ситуациях. 7. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в зонах ЧС. 8. Обеззараживание и санитарная обработка
Практическое занятие 1. Отработка навыков пользования противогазом ГП-7 2. Отработка навыков пользования противогазом ГП-7 3. Отработка навыков поведения при эвакуации. З 4. Заполнение защитного сооружения.
Самостоятельная работа 1. Реферат «История создания и развития гражданской обороны в Российской Федерации» 2. Реферат «Предназначение войск гражданской обороны». Реферат «Современный этап управления ГО на объекте» |
8
1 1 1 1 1 1 1 1 4 1 1 1 1
6
|
ОК 1-9 ПК 1,1-1,3 2,1-2,3
ОК 1-9 ПК 1,1-1,3 2,1-2,3
ОК 1-9 ПК 1,1-1,3 2,1-2,3 |
Тема 1.4 Основы медицинских знаний
|
Содержание учебного материала 1. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. 2. Здоровье и факторы риска болезней. 3. Виды ран и общие правила оказания первой медицинской помощи 4. Способы остановки кровотечений. Правила наложения давящей повязки, жгута. 5. Понятие клинической смерти и реанимации. Правила проведения сердечно-легочной реанимации. 6. Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата. 7. Самопомощь военнослужащего при ранениях, травмах. Лекарственные травы.
Практическое занятие 1. Оказание первой медицинской помощи при ранениях. 2. Оказание первой медицинской помощи при травмах. 3. Оказание первой медицинской помощи при остановке сердца. 4. Оказание первой медицинской помощи при острой сердечной недостаточности и инсульте.
Самостоятельная работа 1.Реферат «Общедоступные меры оказания первой медицинской помощи». 2.Реферат «Первая медицинская помощь при открытых и закрытых повреждениях». 3. Решение проблемной ситуации. 4. Порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
|
7 1 1 1 1 1 1 1
4 1 1 1 1 6 |
ОК 1-9 ПК 1,1-1,3 2,1-2,3
ОК 1-9 ПК 1,1-1,3 2,1-2,3
ОК 1-9 ПК 1,1-1,3 2,1-2,3
|
Раздел 2 Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях |
|
20 |
|
Тема 2.1. Чрезвычайные ситуации мирного времени |
Содержание учебного материала 1. Понятие и классификация чрезвычайных ситуаций. 2. Чрезвычайные ситуации природного характера. 3. Чрезвычайные ситуации техногенного происхождения. 4. Действия населения в зонах радиоактивного загрязнения. 5. Чрезвычайные ситуации социального характера 6. Чрезвычайные ситуации вызванные терроризмом. 7. Меры противодействия терроризму. 8. Основные виды потенциальных опасностей. 9. Понятие пожара и меры пожарной безопасности. 10. Категории пожарной опасности производств и помещений 11. Первичные средства пожаротушения. 12. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. (РСЧС) |
12 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
ОК 1-9 ПК 1,1-1,3 2,1-2,3
|
Практическое занятие 1. Применение первичных средств пожаротушения. 2. Разработка плана мероприятий по защите работающих и населения от негативных воздействий ЧС. |
2 1 1 |
ОК 1-9 ПК 1,1-1,3 2,1-2,3
|
|
|
Самостоятельная работа 1.Доклад «Опыт преодоления чрезвычайных ситуаций членами семьи студента., родственниками, знакомыми. 2. Сравнение данной ЧС с инструкцией на случай ее преодоления. 3.Инструкции по ОТ и ТБ при действиях в различных ЧС. 4. Реферат «Терроризм как основная социальная опасность современности» |
7 |
ОК 1-9 ПК 1,1-1,3 2,1-2,3
|
|
Контрольная работа. Порядок действий в условиях ЧС мирного времени |
1 1 |
|
Тема 2.2 Устойчивость производства в условиях чрезвычайных ситуаций
|
Содержание учебного материала
1. Устойчивость работы объектов экономики в чрезвычайных ситуациях. 2. Защита и жизнеобеспечение населения в условиях чрезвычайной ситуации.
Практическое занятие 1. Мероприятия и план по устойчивости учебного заведения в условиях ЧС.
|
2 1 1
1
1 |
ОК 1-9 ПК 1,1-1,3 2,1-2,3 ОК 1-9 ПК 1,1-1,3 2,1-2,3
|
|
Самостоятельная работа 1. Реферат «Обеспечение надежной защиты рабочих и служащих объекта экономики». 2. Реферат «Подготовка объекта экономики к переводу на аварийный режим».
|
2 |
ОК 1-9 ПК 1,1-1,3 2,1-2,3
|
|
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2 |
|
Всего:
|
102 |
|
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое оснащение.
Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Безопасность жизнедеятельности и охраны труда», оснащенный оборудованием:
- рабочее место преподавателя;
- рабочие места по количеству обучающихся;
- комплекты индивидуальных средств защиты;
- робот-тренажёр для отработки навыков первой доврачебной помощи;
- контрольно-измерительные приборы и приборы безопасности;
- огнетушители порошковые (учебные);
- огнетушители пенные (учебные);
- огнетушители углекислотные (учебные);
- устройство отработки прицеливания;
- учебные автоматы АК-74;
- винтовки пневматические;
- медицинская аптечка с техническими средствами обучения:
- компьютер;
- проектор;
- экран;
- войсковой прибор химической разведки (ВПХР);
- рентгенметр ДП-5В;
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы. Образовательная организация самостоятельно выбирает учебники и учебные пособия, а также электронные ресурсы для использования в учебном процессе.
Перечень рекомендуемых учебных изданий и интернет-ресурсов:
3.2.1. Печатные издания
1. Косолапова Н.В. Безопасность жизнедеятельности: учеб. для СПО. - / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко, Е.Л. Побежимова. – М.: ИЦ Академия, 2015.
2. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие / Сост. Ильютенко С.Н. - Брянск: Мичуринский филиал Брянского ГАУ, 2015.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
1. Культура безопасности жизнедеятельности. [Электронный ресурс] / Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидациям последствий стихийных бедствий: сайт // Режим доступа: http://www.culture.mchs.gov.ru/testing/?SID=4&ID=5951.
2. Портал МЧС России [Электронный ресурс]: сайт // Режим доступа:.http://www.mchs.gov.ru/.
3. Энциклопедия безопасности жизнедеятельности [Электронный ресурс]. –– URL:http://bzhde.ru.
4. Официальный сайт МЧС РФ [Электронный ресурс]. – URL: http://www.mchs.gov.ru.
5. Безопасность в техносфере [Электронный ресурс]. – URL: http://www.magbvt.ru.
6. База данных информационной системы «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» http://window.edu.ru/.
7. Федеральная государственная информационная система «Национальная электронная библиотека» http://нэб.рф/.
8. Университетская информационная система «РОССИЯ» http://uisrussia.msu.ru/.
9. www.goup32441. narod. ru (сайт: Учебно-методические пособия «Общевойсковая подготовка». Наставление по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации (НФП-2009)
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения |
Критерии оценки |
Методы оценки |
Знания: Принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; |
Демонстрирует знания нормативных документов в своей профессиональной деятельности, демонстрирует готовность к соблюдению действующего законодательства и требований нормативных документов, в том числе условиях противодействия терроризму; Владеет информацией об государственных системах защиты национальной безопасности России. |
Оценка решений ситуационных задач Тестирование Устный опрос Практические занятия Ролевые игры Зачет |
Основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; |
Дает характеристику различным видам потенциальных опасностей и перечисляет их последствия |
|
Основы военной службы и обороны государства; |
Демонстрирует знания основ военной службы и обороны государства |
|
Задачи и основные мероприятия гражданской обороны; |
Формулирует задачи и основные мероприятия ГО, перечисляет способы защиты населения от ОМП. |
|
Способы защиты населения от оружия массового поражения; |
Формулирует задачи и основные мероприятия ГО, перечисляет способы защиты населения от ОМП. |
|
Меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; |
Демонстрирует знания эффективных превентивных мер для предотвращения пожароопасных ситуаций; Умеет определять пожаро- и взрыво- опасность различных материалов. |
|
Организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; |
Владеет знаниями об организации и порядке призыва граждан на военную службу |
|
Основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении(оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО; |
Ориентируется в видах вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО |
|
- область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; |
Демонстрация знания требований, предъявляемых военной службой к уровню подготовленности призывника |
|
Порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим. |
Демонстрирует знания в области анатомо-физиологических последствий воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов; Демонстрирует знания порядка и правил оказания первой помощи пострадавшим, в том числе при транспортировке |
|
Умения: Организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; |
Способен разработать алгоритм действий организовать и провести мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий ЧС |
Наблюдение в процессе практических занятий Оценка решений ситуационных задач Экспертная оценка аудиторной и внеаудиторной работы, Зачет
|
Предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту. |
Владеть мерами по снижению опасностей различного вида |
|
Использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения |
Демонстрирует умения использовать средства индивидуальной защиты и оценивает правильность их применения |
|
Применять первичные средства пожаротушения |
Демонстрирует умения пользоваться первичными средствами пожаротушения и оценивает правильность их применения |
|
Ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности |
Отличает виды вооруженных сил, ориентируется в перечне военно-учетных специальностей. |
|
Владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы |
Демонстрирует владение особенностями бесконфликтного поведения в повседневной деятельности, в условиях ЧС мирного и военного времен |
|
Оказывать первую помощь пострадавшим. |
Демонстрирует умения оказывать первую помощь пострадавшим; В правильной последовательности осуществляет манипуляции по оказанию первой помощи. |
Скачано с www.znanio.ru
[1] Приводятся только коды компетенций общих и профессиональных для освоения которых необходимо освоение данной дисциплины.
[2]Самостоятельная работа в рамках образовательной программы планируется образовательной организацией с соответствии с требованиями ФГОС СПО в пределах объема учебной дисциплины в количестве часов, необходимом для выполнения заданий самостоятельной работы обучающихся, предусмотренных тематическим планом и содержанием учебной дисциплины.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.