МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
«КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. В.И. Вернадского»
(ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского»)
Таврический колледж
(структурное подразделение)
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по учебной работе
___________________ О. С. Горащук
«_____»_________________2021 г.
РАБОЧАЯ программа учебной ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.10 Экономическая теория
специальность 38.02.03 Операционная деятельность в логистике
2021 г.
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образование по 38.02.03 – Операционная деятельность в логистике утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 июля 2014 г.
Разработчик:
Цыкунов Иван Александрович, преподаватель высшей категории
Рассмотрено и утверждено на заседании выпускающей методической комиссии по направлению подготовки 38.00.00 Экономика и управление
от «_____»_______________2020 г. протокол № ____
Председатель ___________________________/___________________ /
Рабочая программа учебной дисциплины актуализирована согласно приказа ректора ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» №1031 от 15.12.2020 г.
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.12 Экономическая теория
1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО специальности 38.02.03 Операционная деятельность в логистике.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Рабочая программа является частью основной профессиональной образовательной программы, составленная в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.03 Операционная деятельность в логистике в части освоения вида профессиональной деятельности (ВПД).
Дисциплина относится к группе общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла.
1.3. Требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- применять категорийно-аналитический аппарат курса и полученные знания в своей профессиональной деятельности;
- разбираться в сущности и содержании происходящих в отечественной и мировой экономике процессах и явлениях.
- понимать экономическую подоплеку социальных и политических решений.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- историю возникновения и все основные этапы развития экономической теории;
- предмет и понятийный аппарат современной микроэкономики;
- основные модели развития рыночных систем;
- функциональные особенности рыночных систем хозяйствования;
- структуру современных рынков;
- особенности функционирования экономических агентов в разных рыночных системах.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен владеть:
- аппаратом и методами исследования познания современной экономики;
- навыками экономической аргументации и ведения экономической дискуссии.
- анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем;
- оценивать соотношение планируемого результата и затрачиваемых ресурсов;
- применять количественные и качественные методы анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
- выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности и возможных социально-экономических последствий.
Обладать общими (ОК) компетенциями:
Шифр компетенции |
Расшифровка приобретаемой компетенции |
ОК 1. |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. |
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
ОК 3. |
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
ОК 04 |
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 06 |
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 07 |
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. |
ОК 08 |
Самостоятельно определять задачи прецессионного и личного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 09 |
Ориентироваться в условиях частной смены технологий в профессиональной деятельности. |
Обладать профессиональными (ПК) компетенциями:
Шифр компетенции |
Наименование профессиональных компетенций |
ПК 1.1. |
Принимать участие в разработке стратегических и оперативных логистических планов на уровне подразделения (участка) логистической системы с учетом целей и задач организации в целом. Организовывать работу элементов логистической системы |
ПК 1.2. |
Планировать и организовывать документооборот в рамках участка логистической системы. принимать, сортировать и самостоятельно составлять требуемую документацию |
ПК 1.3. |
Осуществлять выбор поставщиков, перевозчиков, определять тип посредников и каналы распределения. |
ПК 1.4. |
Владеть методикой проектирования, организации анализа на уровне подразделения (участка) логистической системы управления запасами и распределительных каналов. |
ПК 1.5. |
Владеть основами оперативного планирования и организации материальных потоков на производстве. |
ПК 2.1. |
Участвовать в разработке инфраструктуре процесса организации снабжения и организационное структуры управления снабжением на уровне подразделения (участка) логистической системы с учетом целей и задач организации в целом. |
ПК 2.2. |
Применять методологию проектирования внутрипроизводственных логистических систем при решении практических задач |
ПК 2.3. |
Использовать различные модели и методы управления запасами. |
ПК 2.4. |
Осуществлять управление заказами, запасами, транспортировкой, складированием, грузоперевозкой, упаковкой, сервисом. |
ПК 3.1. |
Владеть методологией оценки эффективности функционирования элементов логистической системы |
ПК 3.2. |
Составлять программу и осуществлять мониторинг показателей работы на уровне подразделения (участка) логистической системы (поставщиков, посредников, перевозчиков и эффективность работы складского хозяйства и каналов распределения). |
ПК 3.3. |
Рассчитывать и анализировать логистические издержки. |
ПК 3.4. |
Применять современные логистические концепции и принципы сокращения логистических операций |
ПК 4.1. |
Проводить контроль выполнения и экспедирования заказов |
ПК 4.2. |
Организовывать прием и проверку товаров (гарантия получения заказа, проверка качества, подтверждение получения заказанного количества, оформление на получение и регистрацию сырья); контролировать оплату поставок. |
ПК 4.3. |
Подбирать и анализировать основные критерии оценки рентабельности систем складирования, транспортировки |
ПК 4.4. |
Определять критерии оптимальности функционирования предприятий (участка) логистической системы с учётом целей и задач организации в целом |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины по видам учебной работы
ОП12 «Экономическая теория»
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
114 |
Аудиторная учебная нагрузка (всего) |
76 |
в том числе: |
|
лекционные занятия |
38 |
лабораторные занятия |
- |
практические занятия |
- |
семинарские занятия |
38 |
контрольные работы |
- |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
- |
в том числе: |
- |
самостоятельная работа....... |
38 |
консультации |
|
Промежуточная аттестация в форме – дифференцированный зачет |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП12 «Экономическая теория»
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала |
Объем часов |
Применение современных образовательных технологий (в случае применения указать виды)** |
1 |
2 |
3 |
4 |
Тема 1. Предмет и метод микроэкономики |
Содержание учебного материала |
2 |
|
1. Предмет экономической теории и её функции. |
|
|
|
2. Методология науки и методы познания экономических процессов и явлений |
|
|
|
3. Проблема ограниченности (редкости) ресурсов, безграничности человеческих потребностей и необходимость осуществления экономических выборов. |
|
|
|
4. Функции экономической науки. Законы и категории экономической теории. Методы экономических исследований. |
|
|
|
Семинарское занятие № 1: 1. Предмет экономической теории и её функции. 2. Методология науки и методы познания экономических процессов и явлений. 3. Проблема ограниченности (редкости) ресурсов, безграничности человеческих потребностей и необходимость осуществления экономических выборов. |
2 |
групповая дискуссия, анализ ситуаций |
|
Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение домашних заданий (проработка конспектов занятий, учебной литературы, подготовка к практическому занятию). Подготовка докладов. Решение задач и тестов. |
2 |
|
|
Тема 2. Теория предельной полезности и поведение потребителя |
Содержание учебного материала |
2 |
|
1. Основы теории потребительского поведения. |
|
|
|
2. Потребность и полезность благ. Процесс потребления и динамика изменения общей и предельной полезности. Закон убывающей предельной полезности (первый закон Госсена). |
|
|
|
3. Равновесие потребителя с точки зрения кардиналистского подхода. |
|
|
|
Семинарское занятие № 2: 1. Основы теории потребительского поведения. 2. Потребность и полезность благ. Процесс потребления и динамика изменения общей и предельной полезности. Закон убывающей предельной полезности (первый закон Госсена). 3. Равновесие потребителя с точки зрения кардиналистского подхода. |
2 |
групповая дискуссия, анализ ситуаций |
|
Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение домашних заданий (проработка конспектов занятий, учебной литературы, подготовка к практическому занятию). Подготовка докладов. Решение задач и тестов. |
2 |
|
|
Тема 3. Ординалистская теория поведения потребителя |
Содержание учебного материала |
2 |
|
1. Аксиомы потребительского поведения. |
|
|
|
2. Кривые безразличия и их свойства. Предельная норма замещения. |
|
|
|
3. Бюджетное ограничение и возможности потребителя. |
|
|
|
4. Оптимизация потребительского выбора. Равновесие потребителя. |
|
|
|
Семинарское занятие № 3: 1. Аксиомы потребительского поведения. 2. Кривые безразличия и их свойства. Предельная норма замещения. 3. Бюджетное ограничение и возможности потребителя. 4. Оптимизация потребительского выбора. Равновесие потребителя. |
2 |
групповая дискуссия, анализ ситуаций |
|
Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение домашних заданий (проработка конспектов занятий, учебной литературы, подготовка к практическому занятию). Подготовка докладов. Решение задач и тестов. |
2 |
|
|
Тема 4. Анализ поведения потребителя |
Содержание учебного материала |
2 |
|
1. Реакция потребителя на изменение его дохода. |
|
|
|
2. Реакция потребителя на изменение цен товаров. |
|
|
|
3. Эффект замещения и эффект дохода. |
|
|
|
4. Построение функции индивидуального спроса на основе эффектов дохода и замещения. |
|
|
|
Семинарское занятие № 4: 1. Реакция потребителя на изменение его дохода. 2. Реакция потребителя на изменение цен товаров. 3. Эффект замещения и эффект дохода. 4. Построение функции индивидуального спроса на основе эффектов дохода и замещения. |
2 |
групповая дискуссия, анализ ситуаций |
|
Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение домашних заданий (проработка конспектов занятий, учебной литературы, подготовка к практическому занятию). Подготовка докладов. Решение задач и тестов. |
2 |
|
|
Тема 5. Спрос, предложение, их взаимодействие |
Содержание учебного материала |
6 |
интерактивная лекция |
1. Сущность и изображение спроса. Закон спроса. Факторы (детерминанты) спроса. |
|
|
|
2. Сущность и изображение предложения. Закон предложения. Факторы предложения. |
|
|
|
3. Взаимодействие спроса и предложения. Изменения в рыночном равновесии. |
|
|
|
4. Эластичность спроса и предложения. |
|
|
|
Семинарское занятие № 5: 1. Спрос и закон спроса. Факторы, влияющие на спрос. Парадоксы закона спроса. 2. Предложение и закон предложения. Факторы, влияющие на предложение. |
2 |
групповая дискуссия, анализ ситуаций |
|
Семинарское занятие № 6: 1. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие. 2. Эластичность спроса по показателям влияния. |
2 |
анализ ситуаций, решение задач |
|
Семинарское занятие № 7: 1. Излишки потребителя и производителя. 2. Эластичность спроса по показателям влияния. 3. Эластичность предложения по цене самого блага. |
2 |
анализ ситуаций, решение задач |
|
Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение домашних заданий (проработка конспектов занятий, учебной литературы, подготовка к практическому занятию). Подготовка докладов. Решение задач и тестов. |
6 |
||
Тема 6. Микроэкономическая модель предприятия |
Содержание учебного материала |
2 |
|
1. Предприятие как производственно-рыночная система. |
|
|
|
2. Параметры предприятия как микроэкономической модели |
|
|
|
3. Экономическое содержание затрат производства, их классификация. |
|
|
|
Семинарское занятие № 8: 1. Мотивация поведения фирмы. Экономический и бухгалтерский подход 2. Экономические периоды функционирования предприятия. 3. Экономическое содержание затрат производства, их классификация. |
2 |
групповая дискуссия, анализ ситуаций, решение задач |
|
Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение домашних заданий (проработка конспектов занятий, учебной литературы, подготовка к практическому занятию). Подготовка докладов. Решение задач и тестов. |
2 |
|
|
Тема 7. Издержки производства. |
Содержание учебного материала 1. Выбор комбинации производственных ресурсов по критерию минимизации издержек. |
2 |
интерактивная лекция |
2. Эффект от изменения масштаба производства. |
|
|
|
3. Траектория роста производства в краткосрочном и долгосрочном периодах. |
|
|
|
4. Постоянные, переменные и общие издержки. |
|
|
|
5. Средние и предельные издержки. |
|
|
|
Семинарское занятие № 9: 1. Выбор комбинации производственных ресурсов по критерию минимизации издержек. 2. Эффект от изменения масштаба производства. 3. Траектория роста производства в краткосрочном и долгосрочном периодах. 4. Постоянные, переменные и общие издержки. 5. Средние и предельные издержки. |
2 |
групповая дискуссия, анализ ситуаций, решение задач |
|
Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение домашних заданий (проработка конспектов занятий, учебной литературы, подготовка к практическому занятию). Подготовка докладов. Решение задач и тестов. |
2 |
|
|
Тема 8. Рынок совершенной конкуренции |
Содержание учебного материала |
4 |
интерактивная лекция |
1. Характерные черты рынка совершенной конкуренции. |
|
|
|
2. Особенности спроса, предложения и доход на рынке совершенной конкуренции. |
|
|
|
3. Два подхода к определению оптимального объёма выпуска предприятия на рынке совершенной конкуренции. |
|
|
|
4. Краткосрочное и долгосрочное равновесие на рынке совершенной конкуренции. |
|
|
|
Семинарское занятие № 10: 1. Характерные черты рынка совершенной конкуренции. 2. Особенности спроса, предложения и доход на рынке совершенной конкуренции. |
2 |
групповая дискуссия, анализ ситуаций, решение задач |
|
Семинарское занятие № 11: 1. Два подхода к определению оптимального объёма выпуска предприятия на рынке совершенной конкуренции. 2. Краткосрочное и долгосрочное равновесие на рынке совершенной конкуренции. |
2 |
групповая дискуссия, анализ ситуаций, решение задач |
|
Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение домашних заданий. Подготовка докладов. |
4 |
|
|
Тема 9. Монопольный рынок |
Содержание учебного материала |
4 |
интерактивная лекция |
1. Признаки чистой монополии. Цена, совокупный и предельный доход монополиста. |
|
|
|
2. Предприятие-монополист в краткосрочном периоде. |
|
|
|
3. Поведение монополии в долгосрочном периоде. |
|
|
|
4. Ценовая дискриминация. |
|
|
|
Семинарское занятие № 12: 1. Признаки чистой монополии. 2. Цена, совокупный и предельный доход монополиста. |
2 |
групповая дискуссия, анализ ситуаций, решение задач |
|
Семинарское занятие № 13: 1. Предприятие-монополист в краткосрочном периоде. 2. Поведение монополии в долгосрочном периоде. 3. Ценовая дискриминация. |
2 |
групповая дискуссия, анализ ситуаций, решение задач |
|
Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение домашних заданий. Подготовка докладов. Решение задач и тестов. |
4 |
|
|
Тема 10. Олигополия и монополистическая конкуренция |
Содержание учебного материала |
4 |
|
1. Характерные черты олигополистической рыночной структуры. |
|
|
|
2. Основные модели олигополии. |
|
|
|
3. Ценообразование на олигополистическом рынке. |
|
|
|
4. Характерные черты рынка монополистической конкуренции. |
|
|
|
5. Краткосрочное и долгосрочное равновесие предприятия на рынке монополистической конкуренции. |
|
|
|
6. Неценовая конкуренция на рынке монополистической конкуренции. |
|
|
|
Семинарское занятие № 14: 1. Характерные черты олигополистической рыночной структуры. 2. Основные модели олигополии. 3. Ценообразование на олигополистическом рынке. |
2 |
групповая дискуссия, анализ ситуаций, решение задач |
|
Семинарское занятие № 15: 1. Характерные черты рынка монополистической конкуренции. 2. Краткосрочное и долгосрочное равновесие предприятия на рынке монополистической конкуренции. 3. Неценовая конкуренция на рынке монополистической конкуренции. |
2 |
групповая дискуссия, анализ ситуаций, решение задач |
|
Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение домашних заданий. Подготовка докладов. Решение задач и тестов. |
4 |
|
|
Тема 11. Рынок факторов производства |
Содержание учебного материала |
4 |
|
1. Особенности формирования спроса на рынке факторов производства. |
|
|
|
2. Предельная доходность и предельные издержки использования ресурса. |
|
|
|
3. Спрос и предложение труда в условиях совершенно конкурентного рынка ресурсов. |
|
|
|
4. Рынок труда с несовершенной конкуренцией. |
|
|
|
5. Рынок капитала и земли |
|
|
|
Семинарское занятие № 16: 1. Особенности формирования спроса на рынке факторов производства. 2. Предельная доходность и предельные издержки использования ресурса. 3. Спрос и предложение труда в условиях совершенно конкурентного рынка ресурсов. |
2 |
групповая дискуссия, анализ ситуаций, решение задач |
|
Семинарское занятие № 17: 1. Рынок труда с несовершенной конкуренцией. 2. Рынок капитала и земли |
2 |
групповая дискуссия, анализ ситуаций, решение задач |
|
Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение домашних заданий. Подготовка докладов. Решение задач и тестов. |
4 |
|
|
Тема 12. Внешние эффекты в рыночной экономике и их государственное регулирование |
Содержание учебного материала |
4 |
|
1. Понятие о внешних эффектах. Негативные и позитивные внешние эффекты. |
|
|
|
2. Потребительские свойства общественных благ. |
|
|
|
3. Теория общественного выбора. |
|
|
|
4. Экономическая роль государства в рыночной экономике |
|
|
|
Семинарское занятие № 18: 1. Понятие о внешних эффектах. Негативные и позитивные внешние эффекты. 2. Потребительские свойства общественных благ. |
2 |
групповая дискуссия, анализ ситуаций |
|
Семинарское занятие № 19: 1. Теория общественного выбора. 2. Экономическая роль государства в рыночной экономике |
2 |
групповая дискуссия, анализ ситуаций |
|
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка экономических новостей. Выполнение домашних заданий. Подготовка докладов. |
4 |
||
|
Всего |
114 |
|
Текущий контроль и промежуточная аттестация осуществляется в соответствии с Порядком организации и проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в колледжах ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского».
Материалы, используемые для контроля результатов освоения по дисциплине, приводятся в Фонде оценочных средств по дисциплине.
Основная учебная литература:
1. Маховикова, Г. А. Микроэкономика : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Г. А. Маховикова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 281 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-03474-5.
2. Основы экономики. Микроэкономика : учебник для среднего профессионального образования / Г. А. Родина [и др.] ; под редакцией Г. А. Родиной. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 330 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10688-6
Дополнительная учебная литература:
1. Борисов, Е. Ф. Основы экономики: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. Ф. Борисов. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 383 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-02043-4.
2. Мокий, М. С. Экономика фирмы : учебник и практикум для вузов / М. С. Мокий, О. В. Азоева, В. С. Ивановский ; под редакцией М. С. Мокия. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 297 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12884-0.
3. Поликарпова, Т. И. Основы экономики: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Т. И. Поликарпова. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 254 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07771-1.
4. Гомола А.И., Жанин П.А., Кириллов В.Е. Экономика для профессии и специальностей социально-экономического профиля. Практикум 2018 ОИЦ «Академия»
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»:
1. Агентство экономической информации «Прайм»: URL.: htth:www.prime_tass.ru
2. Библиотека экономики переходного периода: [Электронный ресурс]. URL.: htth:www. Library.iet.ru
3. Официальный сайт Росстата РФ: [Электронный ресурс] URL.: htth:www.gks.ru
4. Официальный сайт Федеральной налоговой службы [Электронный ресурс] URL.: htth:www.nallog.ru.
5. Официальный сайт ЦБ РФ: [Электронный ресурс]. URL.: htth:www.ebr.ru
6. МЭСИ: [Электронный ресурс]. URL.: htth:www.ibc.mesi.ru
7. СПС. «Референт» [Электронный ресурс]. URL.: htth:www.referent.ru
8. Статистический анализ-прогнозно-аналитические исследования макро- и микроэкономических, а также институциональных аспектов развития экономики [Электронный ресурс]. URL.: htth:www.skolku.ru
9. Экономика России 21 век: [Электронный ресурс]. URL.: htth:www.ruseconomy.ru
10. Экономический портал: [Электронный ресурс]. URL.: htth:www.institutiones.com
11. http://www.rost.ru/main.fam.su.
12. http://econpredpr.narod.ru
13. http://ecsocman.edu.ru
14. http://www.aup.ru/books
15. http://books.efaculty.kiev.ua
16. www.eviews.com
17. www.financepress.ru
18. www.gks.ru
19. www.iso.ru
20. www.investmentrussia.ru
21. www.investproject.ru
22. www.raexpert.ru
4.2. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Кабинет Статистики (ауд. № 2.2).
Специализированная мебель:
столы ученические - 13 шт., стол преподавателя – 1 шт., стулья - 27 шт.
Технические средства обучения: доска классная - 1 шт.,
Программное обеспечение: нет.
Специальное лабораторное оборудование и иные средства обучения: раздаточный материал.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.