Министерство образования и науки
Донецкой Народной Республики
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Донецкий электрометаллургический техникум»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Вр.и.о. зам. директора по УВР Директор ГПОУ ДЭМТ
___________В.Г. Леонов ______________И.А. Караван
«28» августа 2019 г. «29» августа 2019 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
*ОП.11
Менеджмент
по специальности 09.02.02 Компьютерные сети
2019
Программа учебной дисциплины разработана на основе Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 09.02.02 Компьютерные сети от 25.09.2015г. № 601, зарегистрированного в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики (рег. № 600 от 08.10.2015 г.).
Организация разработчик: Государственное профессиональное образовательное учреждение «Донецкий электрометаллургический техникум»
Разработчик: Шумская Л.А., специалист высшей квалификационной категории ГПОУ Донецкого электрометаллургического техникума
Рецензент:
Зайцева Л.С., ПЦК экономических дисциплин, преподаватель дисциплин профессионального цикла ГПОУ «Донецкий политехнический колледж»
колледж»
Одобрена и рекомендована
с целью практического применения
цикловой комиссией экономических дисциплин
протокол № 1 от «27» августа 2019 г.
Председатель ЦК__________ И.В. Древицкая
Рабочая программа переутверждена на 20___ / 20___ учебный год
Протокол № ____ заседания ЦК от «____» _____________20___г.
В программу внесены дополнения и изменения
(см. Приложение ____, стр.____)
Председатель ЦК _________________
Рабочая программа переутверждена на 20___ / 20___ учебный год
Протокол № ____ заседания ЦК от «____» _____________20___г.
В программу внесены дополнения и изменения
(см. Приложение ____, стр.____)
Председатель ЦК _________________
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 8
3. УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ 14
ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ 17
ДИСЦИПЛИНЫ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
*ОП 11 Менеджмент
Рабочая программа учебной дисциплины «Менеджмент» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 09.02.02 Компьютерные сети базового уровня среднего профессионального образования.
Учебная дисциплина «Менеджмент» призвана обеспечить обновление содержания экономического образования на современном этапе развития общества и содействовать повышению качества подготовки специалиста, способного к гибкому и мобильному построению профессиональной деятельности в условиях возрастающей социально-экономической энтропии.
Предметом дисциплины «Менеджмент» является общественно-исторический процесс возникновения, развития и изменения системы знаний (умений, концепций, взглядов, идей, представлений и суждений) об управлении жизнедеятельностью людей (в целом или отдельных проблем), представителей различных конкретно-исторических общественно-экономических формаций, а также изучение основных принципов и функций управления современной организацией.
Целью программы учебной дисциплины «Менеджмент» является формирование у студентов принципа делового общения и воспитания профессиональной культуры.
Программа предусматривает подготовку студентов:
- к понимания сущности и значимости своей будущей профессии;
- к раскрытию условий организации собственной деятельности;
- к овладению умениями применять получение знания для планирования и организации работы трудового коллектива;
- к развитию интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе принятий решений в стандартных и нестандартных ситуаций;
- к использованию информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности.
Реализация программы «Менеджмент» будет способствовать решению следующих задач, направленных на формирование у студентов навыков:
- сознательного и ответственного отношения к поиску и использования информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;
- обеспечению условий для профессионального - личностного совершенствования исполнителей;
- осуществление подготовки отчетной документации по результатам деятельности трудового коллектива.
Организация учебного процесса по учебной дисциплине «Менеджмент» в условиях образовательного учреждения при очной форме обучения осуществляется в форме лекций, практических занятий, формы контроля: текущий - устный и письменный опрос и итоговый – дифференцированный зачёт;
В основе программы дисциплины лежат следующие нормативные документы:
- Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» от 25.06.2015 года;
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности по специальности от 25 сентября 2015 г. № 601.
- Приказ МОН ДНР № 328 от 20.07.2015 г «О порядке организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»;
- Учебный план УЗ СПО ДЭМТ по специальности09.02.02 Компьютерные сети.
1.1 .Область применения программ
Рабочая программа учебной дисциплины «Менеджмент» является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ГОС СПО по специальности от 24 августа 2015 г. № 418.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Учебная дисциплина «Менеджмент» относится к вариативной части профессионального учебного цикла ППССЗ.
Междисциплинарные связи:
Обеспечивающие: «Экономика», «Правовое обеспечение профессиональной
деятельности», «Основы экономики».
Обеспечиваемые: «Экономика, организация и планирование производства», «Производственная и преддипломная практики».
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- использовать современные технологии менеджмента;
- организовать работу подчинённых;
- мотивировать исполнителей на повышение качества труда;
- обеспечивать условия для профессионально-личностного совершенствования исполнителей;
знать:
- функции, виды и психологию менеджмента;
- основы организации работы коллектива исполнителей;
- принципы делового общения в коллективе;
- информационные технологии в сфере управления производством;
- особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование общих компетенций (ОК), включающих в себя способность:
Направлена на освоение профессиональных и общих компетенций:
- Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 1);
- Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество (ОК 2);
- Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК 3);
- Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального
и личностного развития (ОК 4);
- Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности (ОК 5).
- Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями (ОК 6).
- Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий (ОК 7).
- Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации (ОК 8);
- Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности (ОК 9);
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование профессиональных компетенций (ПК), включающих в себя способность:
- Выполнять требования нормативно-технической документации, иметь опыт оформления проектной документации. (ПК 1.5.)
- Взаимодействовать со специалистами смежного профиля при разработке методов, средств и технологий применения объектов. (ПК 2.4).
Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины
Максимальная учебная нагрузка обучающегося 68 часа, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 45 часов;
- самостоятельной работы обучающегося –23 часа.
2. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
68 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
45 |
в том числе: |
|
теоретическое обучение |
27 |
лабораторные занятия (не предусмотрено) |
- |
практические занятия |
16 |
контрольные работы |
2 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
23 |
в том числе: |
|
проработка конспекта лекций и учебной литературы |
4 |
подготовка рефератов, докладов, творческих заданий |
8 |
изучение нормативных материалов |
4 |
подготовка к практическим занятиям |
5 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.11 Менеджмент
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) |
Объем часов |
Уровень освоения |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
||||||
Раздел 1. Основы менеджмента |
|
8 |
|
||||||
Тема 1.1. Сущность менеджмента, эволюция его теории и практики |
Содержание учебного материала |
2 |
|||||||
Л1 |
Понятие менеджмента, сущность менеджмента, цели и задачи менеджмента, этапы развития менеджмента. |
2 |
|||||||
Научные подходы в менеджменте, их вклад в развитие менеджмента |
|||||||||
Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности |
|||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение рефератов по вопросам: американская модель менеджмента, японская модель менеджмента, западноевропейская модель менеджмента. Проработка конспекта лекций и учебной литературы, заполнение рабочей тетради. |
2 |
|
|||||||
Тема 1 2. Цикл, виды и уровни менеджмента |
Содержание учебного материала |
2 |
|||||||
Л2 |
Виды менеджмента. |
2 |
|||||||
Уровни менеджмента. |
|||||||||
Цикл менеджмента как основа управленческой деятельности. |
|||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспекта лекций и учебной литературы, заполнение рабочей тетради. Подготовка сообщений: личные качества менеджера, деловые качества менеджера |
2 |
|
|||||||
Раздел 2. Организация как система управления |
|
8 |
|||||||
Тема 2.1. Сущность организации, ее внешняя и внутренняя среда |
Содержание учебного материала |
2 |
|
||||||
Л3 |
Понятие организации. |
2 |
|||||||
Внешняя среда организации: понятие, факторы внешней среды Внутренняя среда организации: понятие, факторы внутренней среды. |
|||||||||
Факторы прямого и косвенного воздействия. Деловые и фоновые факторы. |
|||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспекта лекций и учебной литературы, заполнение рабочей тетради
|
2 |
|
|||||||
Тема 2.2. Коллектив в системе менеджмента |
Содержание учебного материала |
2 |
|
||||||
Л4 |
Понятие и классификация групп. |
2 |
|||||||
Факторы эффективности работы группы. |
|||||||||
«Команда» и «группа»: общие черты и различия. |
|||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспекта и учебной литературы, заполнение рабочей тетради
|
2 |
|
|||||||
Раздел 3. Функции менеджмента в рыночной экономике |
|
22 |
|||||||
Тема 3.1. Планирование как функция менеджмента |
Содержание учебного материала |
2 |
|||||||
Л5 |
Планирование: понятие, значение, виды планирования. |
3 |
|||||||
Методы планирования |
|||||||||
|
Практические занятия
|
2 |
|
||||||
П1 |
Определение стратегических направлений развития предприятия (организации), построение дерева целей. |
||||||||
|
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспекта и учебной литературы, заполнение рабочей тетради Подготовка к практическому занятию (выбор предприятия)
|
2 |
|||||||
Тема 3.2. Организация как функция менеджмента |
Содержание учебного материала |
2 |
|||||||
Л6 |
Организация как функция менеджмента: понятие, значение. |
3 |
|||||||
Типы организационных структур, их преимущества и недостатки, принципы построения |
|||||||||
Ключевые элементы структуры. |
2 |
||||||||
Л7 |
Делегирование, ответственность, полномочия |
||||||||
Препятствия к эффективному делегированию и пути их преодоления |
|||||||||
Организационные регламенты |
|||||||||
Практические занятия |
2 |
|
|||||||
П2 |
Разработка организационной структуры предприятия, разработка проектов регламентов |
||||||||
Тема 3.3. Мотивация как функция менеджмента |
Содержание учебного материала |
2 |
|
||||||
Л8 |
Мотивация как функция менеджмента: понятие, значение. Содержательные и процессуальные теории |
3 |
|||||||
Стимулирование: понятие, виды, формы стимулирования |
|||||||||
Регламенты управления: положение о материальном стимулировании, положение о нематериальном стимулировании |
|||||||||
Практические занятия
|
2 |
|
|||||||
П3 |
Формирование системы мотивации и стимулирования труда. |
||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспекта лекций и учебной литературы, заполнение рабочей тетради
|
2 |
||||||||
Тема 3.4 Контроль как функция менеджмента |
Содержание учебного материала |
2 |
|||||||
Л9 |
Контроль как функция менеджмента: понятие, значение. |
2 |
|||||||
Виды контроля: предварительный, текущий, заключительный. |
|||||||||
Технология контроля. |
|||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспекта лекций и учебной литературы, заполнение рабочей тетради
|
2 |
|
|||||||
Раздел 4. Методы и стили менеджмента
|
|
12 |
|||||||
Тема 4.1. Система методов управления |
Содержание учебного материала |
2 |
|||||||
Л10 |
Методы управления: понятие, классификация, направленность, содержание, организационная форма методов, взаимосвязь.
|
3 |
|||||||
Характеристика экономических методов управления: сущность, классификация, содержание.
|
|||||||||
Характеристика административных методов управления: сущность, классификация, содержание.
|
|
|
|||||||
Характеристика социально-психологических методов управления: сущность, классификация, содержание предприятия (организации), построение дерева целей. |
|
|
|||||||
Практические занятия
|
2 |
|
|||||||
П4 |
Определение стратегических направлений развития на основе управленческого контроля. |
||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспекта лекций и учебной литературы, заполнение рабочей тетради. |
2 |
||||||||
Тема 4.2. Стили менеджмента |
Содержание учебного материала |
2 |
|
||||||
Л11 |
Стиль менеджмента: понятие, факторы формирования, виды стилей.
|
3 |
|||||||
Характеристика авторитарного, демократического, либерального стилей. |
|||||||||
Практические занятия
|
2 |
|
|||||||
П5 |
Методы и стили менеджмента. |
||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспекта лекций и учебной литературы, заполнение рабочей тетради
|
2 |
||||||||
Раздел 5. Процесс принятия и реализации управленческого решения
Тема 3.3.
|
|
9
|
|||||||
Тема 5.1. Понятие, классификация и показатели качества управленческого решения |
Содержание учебного материала |
2 |
|||||||
Л12 |
Принятие управленческих решений как функция менеджмента. |
2 |
|||||||
Понятие решения, классификация решений. |
|||||||||
Показатели качества управленческих решений |
|||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспекта лекций и учебной литературы, заполнение рабочей тетради.
|
2 |
|
|||||||
Тема 5.2. Процесс принятия и реализации управленческих решений |
Содержание учебного материала |
2 |
|||||||
Л13 |
Процесс принятия и реализации управленческих решений. |
3 |
|||||||
Методы принятия управленческих решений. |
|||||||||
Практические занятия
|
2 |
|
|||||||
П6 |
Принятие управленческих решений. |
||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспекта лекций и учебной литературы, заполнение рабочей тетради. |
1 |
||||||||
Раздел 6. Коммуникации и деловое общение
|
|
9
|
|||||||
Тема 6.1. Коммуникация как функция менеджмента |
.Содержание учебного материала |
2 |
|||||||
Л14 |
Коммуникация как функция менеджмента: понятие, значение. |
2 |
|||||||
. Коммуникационный процесс: этапы и элементы коммуникационного процесса. |
|||||||||
Причины неэффективных коммуникаций и пути их преодоления. |
|
|
|||||||
Управленческая информация, классификация, виды. Информационные технологии в профессиональной деятельности. |
|
|
|||||||
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспекта лекций и учебной литературы, заполнение рабочей тетради Подготовка публичного выступления |
1 |
|
|||||||
Тема 6.2. Деловое общение |
Содержание учебного материала |
1 |
|||||||
Л15 |
Деловое общение: понятие общения, принципы общения |
2 |
|||||||
Формы делового общения, их характеристика. |
|||||||||
Практические занятия
|
|
||||||||
|
|||||||||
П7 |
Деловое общение. |
1 |
|||||||
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспекта лекций и учебной литературы, заполнение рабочей тетради . Подготовка к практическому занятию
|
1 |
||||||||
Контрольная работа |
2 |
||||||||
Дифференцированный зачет |
2 |
||||||||
Всего:
|
68
|
||||||||
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. Условия реализации программы учебной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «основ экономики».
3.1.1. Оборудование кабинета экономики:
– посадочные места студентов по количеству студентов;
- рабочее место преподавателя;
- рабочая доска;
3.1.2. Технические средства обучения:
– мультимедийный проектор;
– проекционный экран;
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
1. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. — 4-е изд., перераб. и доп. - М.: 2010. —512 с.
2. Казначевская Г. Б. Менеджмент: учебник / Г. Б. Казначевская. – Ростов-н-Дону: Феникс, 2012. – 452 с.
Дополнительные источники:
1. Гончаров, В. И. Менеджмент: учебное пособие / В. И. Гончаров. – Минск: Современная школа, 2010. – 635 с.
2. Коротков, Э.М., Солдатова, И.Ю. Основы менеджмента: Учебное пособие / Э.М.Коротков, И.Ю. Солдатова, - М.: Дашков и К, 2013. - 272 c.
3. Райченко А.В., Хохлова И.В. Менеджмент: учебное пособие – М.: ФОРУМ, 2013. –368 с.
Интернет-ресурсы:
1. Курс лекций по менеджменту http://audit-kontrakt.com/
2. Курс лекций по менеджменту
http://www.twirpx.com/files/business/management/lectures
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
знать: |
|
- функции, виды и психологию менеджмента; |
Формы контроля: -текущий -тематический -итоговый Методы контроля: - оценка устного опроса (устный углубленный опрос, фронтальный опрос); - оценка тестирования (машинное, безмашинное); - оценка письменного опроса (диктант, опрос-викторина, работа по карточкам-заданиям, решение кроссвордов); - оценка защиты рефератов и творческих работ; - создания презентаций по выбранной тематике; - оценка выполнения самостоятельной работы; - оценка защиты практических работ; - интерпретация результатов наблюдений в процессе деловых игр.
|
- основы организации работы коллектива исполнителей; |
|
- принципы делового общения в коллективе; |
|
- информационные технологии в сфере управления производством; |
|
- особенности менеджмента в области профессиональной деятельности |
|
уметь: |
|
- использовать современные технологии менеджмента; |
|
- организовывать работу подчиненных; |
|
- мотивировать исполнителей на повышение качества труда; |
|
- обеспечивать условия для профессионально- личностного совершенствования исполнителей; |
2.2. Тематический план и содержание дисциплины Менеджмент
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
||
1 |
2 |
4 |
5 |
||
Раздел 1 |
Задачи и функции менеджмента |
|
|
||
Тема 1.1. Сущность и характерные черты современного менеджмента |
Содержание учебного материала |
2 |
|
||
1 |
Понятие менеджмента. Менеджмент как особый вид профессиональной деятельности. История развития менеджмента: предпосылки возникновения менеджмента, школа научного управления, классическая школа, школа человеческих отношений и школа поведенческих наук. Значение каждого этапа в развитии менеджмента. Современные подходы в менеджменте: количественный, процессный, системный и ситуационный. Их сущность и основные отличия. |
||||
2 |
|||||
|
|||||
Самостоятельная работа Подготовка сообщения на тему: «Национальные особенности менеджмента.» |
2 |
|
|||
Тема 1.2. Планирование организация работы подразделения |
Содержание учебного материала |
2
2 |
|
||
1 |
Формы планирования. Виды планов. Основные стадии планирования. Стратегическое (перспективное) планирование. Процесс стратегического планирования; миссия и цели, анализ внешней среды, анализ сильных и слабых сторон, анализ альтернатив и выбор стратегии, управления реализацией стратегии, оценка стратегии. Тактическое (текущее) планирование. Основные этапы тактического планирования: определение основных задач, необходимых для достижения целей. |
||||
2 |
|||||
|
|||||
Семинарские занятия |
|
||||
1 |
Планировании деятельности предприятия - функция производственного менеджмента |
||||
Самостоятельная работа Подготовка сообщения на тему: «Составление стратегических, тактических и оперативных планов.» |
2 |
||||
Тема 1.3. Организационная структура управления |
Содержание учебного материала |
2 |
|
||
1 |
Принципы построения организационной структуры управления. Типы структур организаций. Цели и задачи организации, функциональное разделение труда, объем полномочий руководства, соответствие социально-культурной среде, целесообразность числа звеньев. По взаимодействию с внешней средой: механические и органические; по взаимодействию подразделений: традиционные (линейно-функциональные), дивизиональные и матричные; по взаимодействию с человеком: корпоративная и индивидуалистская. Новое в типах организации. |
||||
2 |
|||||
|
|||||
|
Семинарские занятия |
2 |
|
||
|
1 |
Преимущества и недостатки существующих организационных структур управления |
|
Самостоятельная работа Подготовка сообщения на тему: «Анализ типов организационных структур.» |
3 |
|
||
Тема 1.4. Мотивация потребностей, внешняя и внутренняя среда организации
|
Содержание учебного материала |
2
1
1
2 |
|
||
1 |
Мотивация и критерии мотивации труда. Внешняя и внутренняя среда организации. Индивидуальная и групповая мотивации. Ступени мотивации. Правила работы с группой. Мотивация и иерархия потребностей. Первичные и вторичные потребности. Потребности и мотивационное поведение. Процессуальные теории мотивации. Сущность делегирования. Характеристики внешней среды: взаимосвязь факторов внешней среды, сложность внешней среды, подвижность среды, неопределенность внешней среды. Структура, кадры, внутриорганизационные процессы, технология, организационная культура. |
||||
2 |
|||||
|
|||||
Практические занятия |
|||||
1 |
Изучение должностной инструкции мастера |
||||
2 |
Выбор кандидатуры на должность мастера. |
||||
Семинарские занятия |
|||||
1 |
Мотивация - социально экономическая основа поведения персонала. |
||||
Самостоятельная работа Подготовка сообщения на тему: «Стимулирование труда и системы мотивации сотрудников за рубежом.» «Анализ факторов среды косвенного воздействия: состояние экономики, политические факторы, социально-культурные факторы, международные события, научно-технический прогресс».
|
5
|
|
|||
Тема 1.5. Характеристика составляющих цикла менеджмента
|
Содержание учебного материала |
2 |
|
||
1
|
Цикл менеджмента (организация, планирование, мотивация и контроль) -основа управленческой деятельности. Характеристика функций цикла. Взаимосвязь и взаимообусловленность функций управленческого цикла. |
||||
2 |
|||||
|
|||||
Самостоятельная работа Подготовка сообщения на тему: «Составление схемы организации контроля.»
|
2 |
||||
Раздел 2
|
Стратегический менеджмент |
|
|
||
Тема 2.1. Система методов управления
|
Содержание учебного материала |
2
2
2 |
|
||
1 |
Понятие методов управления. Направленность, содержание и организационная форма методов. Классификация методов управления: организационно-распорядительные, экономические, социально-психологические. |
||||
2 |
|||||
|
|||||
Практические занятия |
|||||
1 |
Решение производственных ситуаций с применением различных методов управления. |
||||
Самостоятельная работа Подготовка сообщения на тему: «Характер воздействия: прямое и косвенное воздействие». |
|||||
Тема 2.2. Процесс принятия управленческих решений
|
Содержание учебного материала |
2
2
2 |
|
||
1 |
Типы решений и требования, предъявляемые к ним. Этапы принятия решений. Методы принятия решений. Матрицы принятия решений. Уровни принятия решений: рутинный, селективный, адаптационный, инновационный. Установление проблемы, выявление факторов и условий, разработка решений, оценка и приятие решения. |
||||
2 |
|||||
|
|||||
Практические занятия |
|||||
1 |
Решение ситуационных задач на выбор вариантов управленческих решений в конкретных ситуациях. |
||||
Семинарские занятия |
|||||
1 |
Принятие управленческого решения – определяющий процесс управления деятельностью |
||||
Самостоятельная работа Подготовка сообщения на тему: «Анализ управленческих решений.» |
3 |
|
|||
Тема 2.3. Стили управления
|
Содержание учебного материала |
2
2
3 |
|
||
1 |
Стили управления и факторы его формирования. Понятие стиля, характеристика. Стиля управления. Определение стиля по "Решетке менеджмента" и характеристика каждого стиля. Виды и совместимость стилей. Связь стиля управления и ситуации |
2 |
|||
|
|||||
Практические занятия |
|||||
1 |
Определение стиля управления. |
||||
Самостоятельная работа Подготовка сообщения на тему: «Анализ психологического климата в коллективе.» |
|||||
Раздел 3
|
Психологический менеджмент |
2
2 |
|
||
Тема 3.1. Коммуникативность в общении
|
Содержание учебного материала |
||||
1 |
Понятие общения и коммуникации. Информация, ее виды: функциональная, координационная, оценочная. Три состояния человека: "Я - родитель", "Я - взрослый", "Я - ребенок". Характеристика каждого состояния. Трансакты .Три формы трансакта: параллельный, перекрестный, скрытый. Эффективная коммуникация. |
||||
2 |
|||||
|
|||||
Семинарские занятия |
|||||
1 |
Коммуникативные качества – важнейшая составляющая эффективной деятельности менеджера |
||||
Самостоятельная работа Подготовка сообщения на тему: «Анализ коммуникации в организации» |
2 |
|
|||
Тема 3.2. Деловое и управленческое общение
|
Содержание учебного материала |
2
2
2
2 |
|
||
1 |
Деловое общение и управленческое общение, его характеристики и функции. Фазы делового общения: начало беседы, передача информации, аргументирование, опровержение доводов собеседника, принятие решения. Распорядительная информация и ее виды. Условия эффективного общения. Два закона управленческого общения.
|
2 |
|||
|
|||||
Итоговая контрольная работа. |
|||||
Практические занятия |
|||||
1 |
Определение стиля общения. |
||||
Семинарские занятия |
|||||
1 |
Деловое общение важнейший фактор организации управления. |
||||
Дифференцированный зачёт
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. Условия реализации программы учебной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основ экономики».
4.1.1. Оборудование кабинета экономики:
– посадочные места студентов по количеству студентов;
- рабочее место преподавателя;
- рабочая доска;
4.1.2. Технические средства обучения:
– мультимедийный проектор;
– проекционный экран;
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
1. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. — 4-е изд., перераб. и доп. - М.: 2010. —512 с.
2. Казначевская, Г. Б. Менеджмент: учебник / Г. Б. Казначевская. – Ростов-н-Дону:Феникс, 2012. – 452 с.
Дополнительные источники:
1. Гончаров, В. И. Менеджмент: учебное пособие / В. И. Гончаров. – Минск:Современная школа, 2010. – 635 с.
2. Коротков, Э.М., Солдатова, И.Ю. Основы менеджмента: Учебное пособие / Э.М.Коротков, И.Ю. Солдатова, - М.: Дашков и К, 2013. - 272 c.
3. Райченко А.В., Хохлова И.В. Менеджмент: учебное пособие – М.: ФОРУМ, 2013. –368 с.
Интернет-ресурсы:
1. Курс лекций по менеджменту http://audit-kontrakt.com/
2. Курс лекций по менеджменту
http://www.twirpx.com/files/business/management/lectures
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Основные показатели оценки результата |
1 |
2 |
уметь: - использовать современные технологии менеджмента; - организовать работу подчинённых; - мотивировать исполнителей на повышение качества труда; - обеспечивать условия для профессионально-личностного совершенствования исполнителей; знать: - функции, виды и психологию менеджмента; - основы организации работы коллектива исполнителей; - принципы делового общения в коллективе; - информационные технологии в сфере управления производством; особенности менеджмента в области профессиональной деятельности; |
Оценка подготовки сообщений и семинарских занятий; оценка результата решения задач и выполнения практических работ
Оценка подготовки сообщений и семинарских занятий; оценка результата решения задач и выполнения практических работ |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.