МИНИСТЕРСТВО образования Московской Области
Государственное Бюджетное
Профессиональное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Московской области
«Наро-Фоминский техникум»
«Рассмотрено» на заседании Методического совета Протокол № ___ от «___» ______2020г. |
«Утверждаю» Директор ГБПОУ МО «Наро-Фоминский техникум» ___________Д.П. Клейносов «___» _____________2020г. |
рабочая ПРОГРАММа
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.15 « Основы финансовой грамотности»
программы подготовки специалистов среднего звена по специальности:
23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог
Разработано совместно с работодателями ____________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
г. Наро–Фоминск,
2020 г.
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.15 «Основы финансовой грамотности» разработана на основе:
1.Федерального Государственного Образовательного Стандарта среднего профессионального образования по специальности 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 22.04.2014 года №388.
2. в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 05 июня 2014 года «Об установлении соответствия профессий и специальностей среднего профессионального образования, перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 сентября 2009 года №354, и специальностям среднего профессионального образования, перечень которых утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 28 сентября 2009 г. № 355»
3. в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования» от 09.04. 2015 года № 390.
4. на основе Рабочего учебного плана по специальности 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог, утвержденного « » июня 2019г., директором ГБПОУ МО «Наро-Фоминский техникум» Д.П. Клейносовым,
протокол № 5 от « » июня 2020 года.
Организация разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Наро-Фоминский техникум»
Разработчик: преподаватель обществознания высшей квалификационной категории Смирнова О.И.
Программа рассмотрена и утверждена на заседании методического объединения мастеров и преподавателей специальных дисциплин ГБПОУ МО «Наро-Фоминский техникум».
Протокол № _____ от «_____» _________2020 г.
Председатель методического объединения
мастеров и преподавателей спецдисциплин
ГБПОУ МО «Наро-Фоминский техникум» ________________ М.М. Макян
СОДЕРЖАНИЕ
|
стр. |
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
|
4 |
2. Структура и содержание дисциплины
|
8 |
3. Условия реализации дисциплины
|
13 |
4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
|
15 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»
1.1.Область применения программы.
Программа учебной дисциплины ОП-15 Основы финансовой грамотности предназначена для изучения основ финансовой грамотности в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования, при подготовке специалистов среднего звена, по специальности:
23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины Основы финансовой грамотности, в соответствии с рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015г. №06-259).
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:
Учебная дисциплина Основы финансовой грамотности является учебной дисциплиной по выбору студентов, предлагаемая образовательным учреждением. В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования, учебная дисциплина Основы финансовой грамотности изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ППССЗ СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.
Обучение основам финансовой грамотности на базовом уровне в средних профессиональных образовательных учреждениях является актуальным, так как создает условия для развития личности подростка, мотивации к обучению, для формирования социального и профессионального самоопределения, а также является профилактикой асоциального поведения. Именно овладение основами финансовой грамотности поможет студентам применить полученные знания в жизни и успешно социализироваться в обществе.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Основы финансовой грамотности направлены
на достижение следующих целей:
- актуализация дополнительного экономического образования студентов с приоритетом практической, прикладной направленности образовательного процесса;
- повышение социальной адаптации и профессиональной ориентации студентов;
- развитие финансово-экономического образа мышления;
- способности к личному самоопределению и самореализации;
- воспитание ответственности за экономические и финансовые решения;
- уважения к труду и предпринимательской деятельности;
- формирование опыта рационального экономического поведения;
- освоение знаний по финансовой грамотности для будущей работы в качестве специалиста и эффективной самореализации в экономической сфере.
на достижение следующих задач:
- усвоение базовых понятий и терминов курса, используемых для описания процессов и явлений, происходящих в финансовой сфере, для интеграции экономических данных и финансовой информации;
- формирование функциональной финансовой грамотности, позволяющей анализировать проблемы и происходящие изменения в сфере экономики, вырабатывать на этой основе аргументированные суждения, умения оценивать возможные последствия принимаемых решений;
- развитие навыков принятия самостоятельных экономически обоснованных решений;
- выработка навыков проведения исследований экономических явлений в финансовой сфере: анализ, синтез, обобщение финансово-экономической информации, прогнозирование развития явления и поведения людей в финансовой сфере;
- формирование информационной культуры студентов, умение отбирать информацию и работать с ней на различных носителях, понимание роли информации в деятельности человека на финансовом рынке;
- формирование сетевого взаимодействия образовательного учреждения с профессиональными участниками финансового рынка, представителями регулирующих, общественных и некоммерческих организаций.
Освоение содержания учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
- развитие личностных, в том числе духовных и физических качеств, обеспечивающих защищенность студента для определения жизненно важных интересов личности в условиях кризисного развития экономики, сокращения природных ресурсов;
- формирование системы знаний о финансово-экономической жизни общества, определение своего места и роли в экономическом пространстве, в финансовой сфере;
- воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;
- воспитание мотивации к труду;
- стремление строить свое будущее на основе целеполагания и планирования;
- воспитание ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства.
метапредметных:
- освоение способ решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- активное использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- определение общей цели и путей ее достижения;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
- развитие аналитических способностей, навыков принятия решений на основе сравнительного анализа сберегательных альтернатив;
- овладение умениями формулировать представление о финансах, финансовой системе РФ;
- овладение студентами навыками самостоятельно определять свою жизненную позицию по реализации поставленных целей, используя правовые знания, подбирать соответствующие правовые документы и на их основе проводить экономический анализ в конкретной жизненной ситуации с целью разрешения имеющихся проблем;
- формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, полученную в процессе изучения общественно-экономических наук, вырабатывать в себе качества гражданина РФ, воспитанного на ценностях, закрепленных в Конституции Российской Федерации.
предметных:
- формирование системы знаний об экономической и финансовой сфере в жизни общества, как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства;
- понимание сущности экономических институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества; понимание значения этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества;
- знание структуры и регулирования финансового рынка, финансовых инструментов;
- формирование навыков принятия грамотных и обоснованных финансовых решений, что в конечном итоге поможет им добиться финансовой самостоятельности и успешности в бизнесе;
- приобретение студентами компетенций в области финансовой грамотности, которые имеют большое значение для последующей интеграции личности в современную банковскую и финансовую сферы;
- владение навыкам поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет;
- умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни;
- формирование навыков проектной деятельности: умение разрабатывать и реализовывать проекты финансово-экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний и ценностных ориентиров;
- умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, заемщика, наемного работника, работодателя, налогоплательщика);
- умение проявлять способности к личностному самоопределению и самореализации в экономической деятельности;
- умение ориентироваться в текущих экономических событиях, происходящих в России и мире.
В процессе освоения данной учебной дисциплины ОП.15« Основы финансовой грамотности» обучающийся должен сформировать и продемонстрировать следующие компетенций:
. ОК. 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Учебным планом для данной дисциплины определено:
максимальная учебная нагрузка студентов устанавливается в объёме 36 часов,
в том числе:
обязательная аудиторная нагрузка студентов составляет 36 часов;
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объём часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
36 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
36 |
в том числе: |
|
практические занятия |
6 |
Итоговый контроль – дифференцированный зачёт по завершению курса |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности»
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Введение |
Содержание учебного материала |
1 |
1 |
|
Вводное занятие. Цели и задачи курса. Актуальность изучения основ финансовой грамотности при освоении профессий СПО. |
||||
Раздел 1. Семейная экономика. |
13 |
|
||
Тема 1.1. Личное финансовое планирование.
|
Содержание учебного материала |
3 |
2 |
|
1 |
Источники денежных средств семьи. Различать виды доходов и способы их получения, рассчитывать доходы своей семьи, полученные из различных источников, рассчитывать свой доход, остающийся после уплаты налогов. Структура доходов населения России. Формы вознаграждений наёмным работникам и от чего зависит уровень заработной платы. Права и обязанности наёмных работников по отношению к работодателю. Необходимость уплаты налогов, случаи для подачи налоговой декларации. Выплата выходного пособия при увольнении. Безработица, виды безработицы. |
|||
2 |
Практическое занятие №1. Тест «Источники денежных средств семьи». Решение ситуационных задач |
1 |
2 |
|
Тема 1.2. Контроль семейных расходов. |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
|
1 |
Расходы. Структура расходов среднестатистической российской семьи. Использование полученных доходов на различных этапах жизни семьи. Контроль расходов, считать и фиксировать, на что тратятся полученные деньги. |
|||
2 |
Практическое занятие №2. Тест «Контроль семейных расходов». |
1 |
2 |
|
Тема 1.3. Семейный бюджет. |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
|
1 |
Различать личный бюджет и бюджет семьи. Дефицит (профицит) бюджета. Виды дефицита и способы избавления от хронического дефицита. Возникновение дефицита бюджета. |
|||
2 |
Практическое занятие №3. Тест «Построение семейного бюджета». Решение ситуационных задач |
1 |
2 |
|
Тема 1.4. Финансовое планирование как способ повышения благосостояния семьи. |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
|
1 |
Роль денег в нашей жизни. Постановка личных (семейных) финансовых целей. Понятие замкнутого круга расходов. Источники создания богатства. |
|||
2 |
Практическое занятие №4 Тест «Финансовое планирование как способ повышения благосостояния семьи» |
1 |
2 |
|
Раздел 2. Накопления и средства платежа. Финансовый рынок и инвестиции. |
22 |
|
||
Тема 2.1. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций. |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
|
1 |
Сбережения. Банковский сберегательный вклад, процентная ставка. Инфляция: темпы роста инфляции. Инвестиции. Паевой инвестиционный фонд (ПИФ). Инвестиционный доход. Страхование жизни. |
|||
2 |
Практическое занятие №5. Тест «Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций». Решение задач на определение процентного дохода по вкладам. |
1 |
2 |
|
Тема 2.2. Валюта в современном мире. |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
|
1 |
Валюта. Валютный рынок. Валютный курс: фиксированный и регулируемый. Изменение валютного курса и его влияние на фирмы и население. Диверсификация рисков. |
|||
2 |
Практическое занятие №6. Тест «Валюта в современном мире». |
1 |
2 |
|
Тема 2.3. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие старости. |
Содержание учебного материала |
4 |
2 |
|
1 |
Пенсионная система. Пенсия: виды пенсий. Обязательное пенсионное страхование. Пенсионный фонд РФ (ПФРФ). Добровольное (дополнительные) пенсионные накопления. Негосударственный пенсионный фонд. |
|||
Тема 2.4. Банковская система РФ. |
Содержание учебного материала |
4 |
2 |
|
1 |
Банки и их роль в жизни семьи. Банки. Принципы работы банковской системы РФ. Риски. Система страхования вкладов (ССВ). Центробанк и его роль в банковской системе РФ. Кредит: основные правила использования кредитов. Рефинансирование кредитов. Ипотека. |
|||
Тема 2.5. Финансовые риски и способы защиты от них. |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
|
1 |
Инфляция. Экономический кризис. Банкротство финансовой организации. Финансовое мошенничество: виды и способы защиты от финансового мошенничества. Финансовая пирамида. Способы сокращения финансовых рисков. |
|||
Тема 2.6. Бизнес, тенденции его развития и риски. |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
|
1 |
Бизнес, выручка, издержки (затраты), прибыль, организационно-правовые формы предприятия. Налоги на бизнес, упрощённая система налогообложения, маржинальность, факторы, влияющие на прибыль компании. |
|||
Тема 2.7. Страхование как способ сокращения финансовых потерь. |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
|
1 |
Страхование в РФ. Риск, страховой случай, страховой взнос, страховые выплаты, обязательное и добровольное страхование, личное страхование, страхование имущества, страхование ответственности, финансовая устойчивость страховщика. |
|||
Дифференцированный зачет |
2 |
|
||
Всего аудиторных занятий: |
54 |
|
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Для реализации программы дисциплины имеется учебный кабинет экономики.
Оборудование учебного кабинета:
- рабочее место преподавателя;
- посадочные места по количеству обучающихся;
Технические средства обучения:
- мультимедийный проектор;
- ноутбук;
- экран;
- аудивизуальные средства – схемы и рисунки к лекциям в виде слайдов и электронных презентаций;
3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение обучения
Интернет-ресурсы -
1. catalog.iot.ru – каталог образовательных ресурсов в сети Интернет
Основные источники:
1. Савицкая Е. В. Финансовая грамотность: материалы для обучающихся по основным программам профессионального обучения. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Дополнительные источники:
1. Архипов А. П. Страхование. Твой правильный выбор: Учебное пособие по элективному курсу для 8–9 классов общеобразоват. учрежд.: Пред профильная подготовка обучающихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2005.
2. Ахапкин С. Д. Лоция бизнеса. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2001.
3. Волгин В. В. Открываю автомастерскую: практическое пособие. –М.: Дашков и К, 2009.
4. Дубровин И. А. Поведение потребителей: учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2012.
5. Малкиел Б. Десять главных правил для начинающего инвестора / Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.
6. Политика доходов и заработной платы: учебник / под ред.П. В. Савченко и Ю. П. Кокина. – М.: Экономистъ, 2004.
7. Розанова Н. М. Банк: от клиента до президента: учебное пособие.8–9 классы. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008.
8. Розанова Н. М. Моя фирма: учебное пособие. 8–9 классы. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.
9. Симоненко В. Д. Основы предпринимательства. 10–11 классы:учебное пособие (включает практикум). – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2005.
10. Чернов С. В. Азбука трудоустройства. 9–11 классы: учебное пособие. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008.
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности».
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, устного опроса, а также выполнения студентами индивидуальных заданий проектов исследований.
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения позволяют проверить у студентов сформированность и развитие общих компетенций, обеспечивающих их умения и знания.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценкирезультатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен продемонстрировать предметные результаты освоения учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности»: - рассчитывать доходы своей семьи, полученные из разных источников и остающиеся в распоряжении после уплаты налогов; - контролировать свои расходы и использовать разные способы экономии денег; - отличить плановую покупку отимпульсивной, купить нужный товар по более низкой цене; рассчитать общую стоимость владения (ОСВ); - правильно обсуждать и согласовывать с другими членами семьи финансовые вопросы; - составлять бюджет семьи, оценивать его дефицит (профицит), выявлять причины возникновения дефицита бюджета и пути его ликвидации; - определять приоритеты, если доходы не соответствуют запланированным расходам; пользоваться методом замкнутого круга расходов; - достигать поставленных финансовых целей через управление семейным бюджетом. |
Оперативный контроль в форме: - написание мини-эссе; - проверка практического домашнего задания
|
- пользоваться своими правами на рабочем месте и в случае увольнения; - использовать профсоюз для защиты прав работников и улучшения условий их труда; - получить пособие по безработице в случае необходимости; |
Оперативный контроль в форме: - написание мини-эссе; - проверка практического домашнего задания |
- выбрать из банковских сберегательных вкладов тот, который в наибольшей степени отвечает поставленной цели; рассчитать процентный доход по вкладу; - оценить, что предпочтительнее в данный момент - сберегательный вклад в банке, вложение денег в ПИФ или страхование жизни; - правильно выбрать ПИФ для размещения денежных средств. - отличить средства граждан в банках, которые застрахованы ССВ, учесть сумму страхового лимита при размещении денег на банковских депозитах, получить страховое возмещение по вкладу; - получить необходимую информацию на официальных сайтах ЦБ и Агентства по страхованию вкладов и выбрать банк для размещения своих сбережений. |
Оперативный контроль в форме: - написание мини-эссе; - проверка практического домашнего задания |
- различать обязательное пенсионное страхование и добровольные пенсионные накопления, альтернативные способы накопления на пенсию; - определить размер своей будущей пенсии, пользуясь пенсионным калькулятором; - делать дополнительные накопления в негосударственных пенсионных фондах и правильно выбрать НПФ; |
Оперативный контроль в форме: - написание мини-эссе; - проверка практического домашнего задания |
- рассчитать размер ежемесячной выплаты по кредиту, определить, может ли семья позволить себе кредит; - различать банковский кредит, кредит в торговых сетях и микрокредит; - воспользоваться досрочным погашением кредита или рефинансированием кредита; |
Оперативный контроль в форме: - написание мини-эссе; - проверка практического домашнего задания |
- распознать разные виды финансового мошенничества и отличить финансовую пирамиду от добросовестных финансовых организаций; |
Оперативный контроль в форме: - написание мини-эссе; - проверка практического домашнего задания |
- различать организационно-правовые формы предприятия и оценить предпочтительность использования той или иной схемы налогообложения; |
Оперативный контроль в форме: - написание мини-эссе; - проверка практического домашнего задания. |
- защитить себя от рисков утраты здоровья, трудоспособности и имущества при помощи страхования; - различать обязательное и добровольное страхование; - правильно выбрать страховую компанию. |
Оперативный контроль в форме: - написание мини-эссе; - проверка практического домашнего задания. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.