Министерство образования Красноярского края
Каратузский филиал
краевого государственного бюджетного
профессионального образовательного учреждения
«Минусинский сельскохозяйственный колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ДУД. 02. Основы агрономии
Каратузское, 2020
|
|
||||
Организация-разработчик: Каратузский филиал краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Минусинский сельскохозяйственный колледж».
Разработчики: Новокрещенных Владимир Николаевич, преподаватель первой квалификационной категории.
Утверждена методическим объединением Каратузского филиала КГБПОУ Минусинского сельскохозяйственного колледжа.
Протокол №____от «____»__________2020г.
|
|
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
4 |
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
6 |
3. условия реализации программы учебной дисциплины |
11 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины |
12 |
1. паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ДУД.01. Основы агрономии
1.1. Область применения программы
Рабочая программа дополнительной учебной дисциплины является частью образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих в соответствии с ФГОС по профессии среднего профессионального образования: 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, укрупненная группа профессий 35.00.00 сельское, лесное и рыбное хозяйство.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в состав общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
1.2. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Обучающийся должен обладать общими компетенциями, к освоению которых готовит содержание дисциплины, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Организовывать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности.
ОК 8. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Обучающийся должен обладать профессиональными компетенциями, к освоению которых готовит содержание дисциплины, соответствующими видам деятельности:
ПК 1.2. Выполнять работы по возделыванию и уборке сельскохозяйственных культур в растениеводстве.
ПК 1.4. Выполнять работы по техническому обслуживанию тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования в мастерских и пунктах технического обслуживания.
ПК 2.1. Выполнять работы по техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования при помощи стационарных и передвижных средств технического обслуживания и ремонта
Обучающийся должен обладать дополнительными профессиональными компетенциями, к освоению которых готовит содержание дисциплины, соответствующими потребностям работодателя:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
• Определять виды и сорта сельскохозяйственных культур;
• Определять чистоту, всхожесть, класс и посевную годность семян;
• Рассчитывать нормы высева семян;
• Применять различные способы воспроизводства плодородия почвы;
• Соблюдать технологию обработки почвы под озимые и яровые культуры;
• Проводить агротехнические приемы защиты почв от эрозии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 66 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 44 часа;
самостоятельной работы обучающегося – 22 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объём часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
66 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
44 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
22 |
в том числе: |
|
тематика внеаудиторной самостоятельной работы |
22 |
Промежуточная аттестация 1 курс 2 семестр в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ДУД. 01. Основы агрономии
|
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Введение |
Значение знаний основ агрономии при подготовке тракториста-машиниста. Задачи, содержание и связь с другими дисциплинами учебного плана. |
2 |
1 |
|
Раздел 1. Приемы и методы растениеводства |
|
28 |
|
|
Тема 1.1 Почва, ее происхождение, состав и свойства
|
Содержание учебного материала |
4 |
|
|
Понятие о почве как природном образовании и основном средстве сельскохозяйственного производства. Гранулометрический состав почвы и его влияние на агрономические свойства и плодородие. Состав и значение гумуса в почвообразовательном процессе. Структура почвы и ее значение. Основные свойства почвы и приемы их улучшения. Основные типы почвы, их сельскохозяйственное использование |
4 |
2 |
|
|
Самостоятельная работа Составить конспект: Понятие о земельном кадастре. Бонитировка почв. Экономическая и экологическая оценка земель |
2 |
|
|
|
Тема 1.2 Оптимизация условий жизни растений и воспроизводство плодородия почвы |
Содержание учебного материала |
4 |
|
|
Факторы жизни растений. Требования культурных растений к основным факторам жизни. Законы земледелия. Понятие о воспроизводстве плодородия и окультуренности почвы. Простое и расширенное воспроизводство почвенного плодородия |
4 |
1 |
|
|
Самостоятельная работа Подготовить рефераты: Использование основных законов в практике сельскохозяйственного производства для повышения урожайности и воспроизводства плодородия почвы. Учение о плодородии почвы как научная основа земледелия |
2 |
|
|
|
Тема 1.3 Сорняки, вредители и болезни сельскохозяйственных культур, меры борьбы с ними
|
Содержание учебного материала |
4 |
|
|
Понятие о сорняках. Виды сорняков. Вред, причиняемый сорняками. Классификация и биологические особенности сорняков. Влияние засоренности посевов на производительность работы машин. Агротехнические, биологические и химические меры борьбы с сорняками. Гербициды и их применение |
4 |
2 |
|
|
Самостоятельная работа Написать конспект: Меры предосторожности при использовании ядохимикатов в сельском хозяйстве |
2 |
|
|
|
Тема 1.4 Севообороты
|
Содержание учебного материала |
2 |
|
|
Понятие о севообороте. Причины чередования культур в севообороте. Классификация севооборотов и принципы их построения. Роль севооборота в воспроизводстве плодородия почвы и защиты ее от эрозии. Характеристика предшественников. Агротехническая и экономическая оценка севооборотов |
2 |
2
|
|
|
Самостоятельная работа Написать конспект: Севообороты в различных организационно-правовых формах хозяйствования |
2 |
|
|
|
Тема 1.5 Системы обработки почвы |
Содержание учебного материала |
4 |
|
|
Задачи обработки почвы. Технологические операции при обработке почвы. Приемы основной и поверхностной обработки почвы. Специальные приемы обработки почвы. Системы обработки почвы. |
4 |
2 |
|
|
Самостоятельная работа Новые направления в ресурсосберегающей технологии обработки почвы. Минимизация обработки почвы |
2 |
|
|
|
Тема 1.6 Удобрения и их применение
|
Содержание учебного материала. |
4 |
|
|
Классификация удобрений. Роль удобрений в повышении плодородия почв. Минеральные удобрения, их свойства, применение и хранение. Хранение, сроки и способы внесения жидких компонентов удобрений. Органические удобрения, их хранение сроки и способы внесения. Понятие о системе удобрений в севообороте. Нормы и дозы внесения удобрений |
4 |
2 |
|
|
Самостоятельная работа Использование в сельскохозяйственном производстве картограмм и агрохимических карт. Меры предосторожности при использовании удобрений. |
2 |
|
|
|
Тема 1.7 Семена и посев |
Содержание учебного материала. |
4 |
|
|
Понятие о сорте, сортовые и посевные качества семян. Подготовка семян к посеву. Сроки и способы посева семян. Агротехнологические требования к качеству сева. |
4 |
2 |
|
|
Самостоятельная работа Семенной контроль |
2 |
|
|
|
Тема 1.8 Мелиорация земель и защита почв от эрозии
|
Содержание учебного материала. |
2 |
|
|
Виды мелиорации. Агромелиоративные приемы обработки земель и их окультуривание. Эрозия почвы и причины ее возникновения. Противоэрозийные приемы обработки почвы в зоне расположения учебного заведения
|
2 |
1 |
|
|
Раздел 2. Зональные системы земледелия |
Содержание учебного материала. |
2 |
|
|
Понятие о системе земледелия. Особенности зональной системы земледелия Звенья зональной системы земледелия. |
2 |
1 |
|
|
|
Самостоятельная работа Современные системы земледелия |
2 |
|
|
Раздел 3. Традиционные и современные агротехнологии |
|
12 |
|
|
Тема 3.1 Технологии возделывания основных сельскохозяйственных культур |
Содержание учебного материала |
10 |
|
|
Особенности технологий возделывания пшеницы, овса, гречихи, гороха и картофеля в зоне. Технологии возделывания кормовых трав на сено, сенаж, силос. Рациональное использование и улучшение естественных кормовых угодий. Особенности возделывания овощных культур в открытом и закрытом грунтах |
10 |
2 |
|
|
Самостоятельная работа Особенности технологий возделывания основных технических культур зоны |
6 |
|
|
|
Тема 3.2 Традиционные и современные агротехнологии |
Содержание учебного материала |
2 |
|
|
Традиционные и современные агротехнологии |
2 |
||
Итого (всего): |
66 |
|
||
уроков |
44 |
|
||
из них самостоятельная работа |
22 |
|
||
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы агрономии».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Агрономия»;
- образцы типов почвы, удобрений, сельскохозяйственных культур;
- учебно-методические материалы, инструкционные карты, комплекты тестовых заданий.
Технические средства обучения:
Компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения:
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Козловская И.П. и др. Основы агрономии: учеб. Пособие.- Ростов н/Д: Феникс, 2015.
Дополнительные источники:
2. Лыков А.М., Коротков А.А., Баздырев Г.Н., Сафонов А.Ф. Земледелие с почвоведением. – М.: Колос, 2000.
3. Коренев С.В., Федотов В.А., Попов А.Ф., Шавченко В.Е. Растениеводство. – М.: КолосС, 2003.
4. Гатаулина Г.Г. Технология производства продукции растениеводства. - М.: КолосС, 2005.
5. Гатаулина Г.Г., Объедков М.Г. Практикум по растениеводству. - М.: Колос, 2000.
6. Третьяков Н.Н., Ягодин Б.А., Туликов А.М. и др. Агрономия: учебное пособие. – М.: Академия, 2010.
7. Третьяков Н.Н., Ягодин Б.А., Туликов А.М и др. Основы агрономии: Учебник. – М.: Академия, 2010.
4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: |
|
Определять виды и сорта сельскохозяйственных культур |
защита практических работ |
Определять чистоту, всхожесть, класс и посевную годность семян |
защита практических работ
|
Рассчитывать нормы высева семян |
защита практических работ |
Применять различные способы воспроизводства плодородия почвы |
защита практических работ |
Соблюдать технологию обработки почвы под озимые и яровые культуры |
защита практических работ |
Проводить агротехнические приемы защиты почв от эрозии |
защита практических работ |
Знания: |
|
Производственно–хозяйственные характеристики основных сельскохозяйственных культур |
устный опрос, тестирование |
Технологии возделывания основных сельскохозяйственных культур |
устный опрос, тестирование |
Происхождение, состав и основные свойства почвы, приемы и способы ее обработки |
устный опрос, тестирование |
Пути и средства повышения плодородия почв |
защита практических работ, устный опрос, тестирование |
Развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) |
Основные показатели оценки результата |
Формы и методы контроля и оценки |
ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
-проявление интереса к своей будущей профессии через участие в конкурсах проф. Мастерства, трудоустройство по полученной профессии. |
Наблюдение и оценка деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях, при выполнении работ по учебной практике |
ОК.2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем |
-выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач. -оценка эффективности и качества выполнения. |
Наблюдение и оценка деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях, при выполнении работ по учебной практике |
ОК.3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы |
-анализ рабочей ситуации, осуществление текущего и итогового контроля. -несение ответственности за результаты своей работы. |
Наблюдение и оценка деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы на практических, лабораторных занятиях и учебной практики. |
ОК.4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач |
-эффективный поиск необходимой информации. -использование различных источников, включая электронные. |
Наблюдений за деятельностью обучающихся в процессе освоения программы, используя формы наблюдения, анкетирования. |
ОК.5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
-умение обучающихся работать в интернете. |
Наблюдение и оценка деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях, при выполнении работ по учебной практике |
ОК.6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами |
-взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения; -участие в планировании организации групповой работы;
|
Наблюдение за деятельностью обучающихся в процессе освоения программы |
ОК.7. Организовать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности. |
-выполнение работ с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности. |
Наблюдение за деятельностью обучающихся в процессе освоения программы |
ОК.8. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) |
-применение знаний и навыков начальной военной подготовки к службе в Вооруженных Силах РФ. |
Наблюдение и оценка деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы военной подготовки. |
Разработчик: Новокрещенных Владимир Николаевич, преподаватель первой квалификационной категории.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.