Рабочая программа учебной дисциплины Основы агрономии
Оценка 4.9

Рабочая программа учебной дисциплины Основы агрономии

Оценка 4.9
doc
21.12.2020
Рабочая программа учебной дисциплины Основы агрономии
УД.01 Основы агрономии Т-20-1.doc

Министерство образования Красноярского края

Каратузский филиал  

краевого государственного бюджетного

профессионального образовательного учреждения

«Минусинский сельскохозяйственный колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

ДУД. 02. Основы агрономии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каратузское, 2020


 

Одобрена методическим объединением

Каратузского филиала КГБПОУ

«Минусинский сельскохозяйственный колледж»

Протокол № 10

«21»   июня   2020 г.

Методист ______М.С.Чудинова

 

 

 

 

Составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по профессии 35.01.13. Тракторист-машинист сельскохозяйственного

производства от 02.08.2013 № 740                                                                               (зарегистрировано в Минюсте                                                                                 РФ 20.08.2013г. №29506)           

   Зам. директора по учебной работе

   __________________И.В. Гуменко

«_____»_______________2020 г.

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

Организация-разработчик: Каратузский филиал краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Минусинский сельскохозяйственный колледж».

 

 

Разработчики: Новокрещенных Владимир Николаевич, преподаватель первой квалификационной категории.

 

Утверждена методическим объединением  Каратузского филиала КГБПОУ Минусинского сельскохозяйственного колледжа.

 

Протокол №____от «____»__________2020г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

1.      ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

4

2.      СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

6

3.      условия реализации программы учебной дисциплины

 

11

4.      Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

 

12

 

 


1. паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ДУД.01. Основы агрономии

1.1. Область применения программы

Рабочая программа дополнительной учебной дисциплины является частью образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих в соответствии с ФГОС по профессии среднего профессионального образования: 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, укрупненная группа профессий 35.00.00 сельское, лесное и рыбное хозяйство.

 

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в состав общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла.

 

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

1.2.  Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

 

Обучающийся должен обладать общими компетенциями, к освоению которых готовит содержание дисциплины, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Организовывать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности.

ОК 8. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

 

Обучающийся должен обладать профессиональными компетенциями, к освоению которых готовит содержание дисциплины, соответствующими видам деятельности:

    ПК 1.2. Выполнять работы по возделыванию и уборке сельскохозяйственных культур в растениеводстве.

    ПК 1.4. Выполнять работы по техническому обслуживанию тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования в мастерских и пунктах технического обслуживания.

   ПК 2.1. Выполнять работы по техническому обслуживанию  сельскохозяйственных машин и оборудования при помощи стационарных и передвижных средств технического обслуживания и ремонта

Обучающийся должен обладать дополнительными профессиональными компетенциями, к освоению которых готовит содержание дисциплины, соответствующими потребностям работодателя:

  • ПКд 1. Выполнять механизированные сельскохозяйственные работы при возделывании зерновых и зернобобовых культур .

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

 

•   Определять виды и сорта сельскохозяйственных культур;

•   Определять чистоту, всхожесть, класс и посевную годность семян;

•   Рассчитывать нормы высева семян;

•   Применять различные способы воспроизводства плодородия почвы;

•   Соблюдать технологию обработки почвы под озимые и яровые культуры;

•   Проводить агротехнические приемы защиты почв от эрозии

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • Производственно–хозяйственные характеристики основных сельскохозяйственных культур;
  • Технологии возделывания основных сельскохозяйственных культур;
  • Происхождение, состав и основные свойства почвы, приемы и способы ее обработки;
  • Пути и средства повышения плодородия почв;

 

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 66 часов, в том числе:  обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 44 часа;

самостоятельной работы обучающегося – 22 часа.

 


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ   ДИСЦИПЛИНЫ

 

2.1.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Объём часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

66

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

44

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

22

в том числе:

 

  тематика внеаудиторной самостоятельной работы

22

Промежуточная аттестация 1 курс 2 семестр в форме дифференцированного зачета

 

           

 


2.2.    Тематический план и содержание учебной дисциплины ДУД. 01. Основы агрономии

 

 

 

 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем

часов

Уровень

освоения

 

1

2

3

4

 

Введение

Значение знаний основ агрономии при подготовке тракториста-машиниста. Задачи, содержание и связь с другими дисциплинами учебного плана.

2

1

 

Раздел 1. Приемы и методы растениеводства

 

28

 

 

Тема 1.1 Почва, ее происхождение, состав и свойства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание учебного материала

4

 

Понятие о почве как природном образовании и основном средстве сельскохозяйственного производства. Гранулометрический состав почвы и его влияние на агрономические свойства и плодородие.   Состав и значение гумуса в почвообразовательном процессе. Структура почвы и ее значение. Основные свойства почвы и приемы их улучшения.  Основные типы почвы, их сельскохозяйственное использование

4

2

 

Самостоятельная работа

Составить конспект:

Понятие о земельном кадастре.

Бонитировка почв.

Экономическая и экологическая оценка земель

2

 

 

Тема 1.2 Оптимизация условий жизни растений и воспроизводство плодородия почвы

Содержание учебного материала

4

 

Факторы жизни растений. Требования культурных растений к основным факторам жизни. Законы земледелия. Понятие о воспроизводстве плодородия и окультуренности почвы. Простое и расширенное воспроизводство почвенного плодородия

4

1

 

Самостоятельная работа

Подготовить рефераты:

Использование основных законов в практике сельскохозяйственного производства для повышения урожайности и воспроизводства плодородия почвы.

Учение о плодородии почвы как научная основа земледелия

2

 

 

Тема 1.3 Сорняки, вредители и болезни сельскохозяйственных культур, меры борьбы с ними

 

 

Содержание учебного материала

4

 

 

Понятие о сорняках. Виды сорняков. Вред, причиняемый сорняками. Классификация и биологические особенности сорняков. Влияние засоренности посевов на производительность работы машин. Агротехнические, биологические и химические меры борьбы с сорняками. Гербициды и их применение

4

2

 

Самостоятельная работа

Написать конспект: Меры предосторожности при использовании ядохимикатов в сельском хозяйстве

2

 

 

Тема 1.4 Севообороты

 

 

 

Содержание учебного материала

2

 

 

Понятие о севообороте. Причины чередования культур в севообороте. Классификация севооборотов и принципы их построения. Роль  севооборота в воспроизводстве плодородия почвы и защиты ее от эрозии. Характеристика предшественников. Агротехническая и экономическая оценка севооборотов

2

2

 

 

 

Самостоятельная работа

Написать конспект:

Севообороты  в  различных  организационно-правовых формах хозяйствования

2

 

 

Тема 1.5 Системы обработки почвы

Содержание учебного материала

4

 

Задачи обработки почвы. Технологические операции при обработке почвы. Приемы основной и поверхностной обработки почвы. Специальные приемы обработки почвы. Системы обработки почвы.

4

2

 

Самостоятельная работа

Новые направления в ресурсосберегающей технологии обработки почвы.

Минимизация обработки почвы

2

 

 

Тема 1.6 Удобрения и их применение

 

 

Содержание учебного материала.

4

 

Классификация удобрений. Роль удобрений в повышении плодородия почв. Минеральные удобрения, их свойства, применение и хранение.

Хранение, сроки и способы внесения жидких компонентов удобрений.

Органические удобрения, их хранение сроки и способы внесения.

Понятие о системе удобрений в севообороте. Нормы и дозы внесения удобрений

4

2

 

Самостоятельная работа

Использование в сельскохозяйственном производстве картограмм и агрохимических карт.

Меры предосторожности при использовании удобрений.

2

 

 

Тема 1.7 Семена и посев

Содержание учебного материала.

4

 

Понятие о сорте, сортовые и посевные качества семян. Подготовка семян к посеву. Сроки и способы посева семян.

Агротехнологические требования  к качеству сева.

4

2

 

Самостоятельная работа

Семенной контроль

2

 

 

Тема 1.8 Мелиорация земель и защита почв от эрозии

 

Содержание учебного материала.

2

 

Виды мелиорации. Агромелиоративные приемы обработки земель и их окультуривание.

Эрозия почвы и причины ее возникновения. Противоэрозийные приемы обработки почвы в   зоне расположения учебного заведения

 

2

1

 

Раздел 2. Зональные системы земледелия

Содержание учебного материала.

2

 

 

Понятие о системе земледелия. Особенности зональной  системы земледелия

Звенья зональной системы земледелия.

2

1

 

 

Самостоятельная работа

Современные системы земледелия

2

 

 

Раздел 3. Традиционные и современные агротехнологии

 

12

 

Тема 3.1 Технологии возделывания основных сельскохозяйственных культур

Содержание учебного материала

10

 

Особенности технологий возделывания пшеницы, овса, гречихи, гороха и картофеля в зоне.

Технологии возделывания кормовых трав на сено, сенаж, силос. Рациональное использование и улучшение естественных кормовых угодий.

Особенности возделывания овощных  культур в открытом и закрытом грунтах

10

2

 

Самостоятельная работа

Особенности технологий возделывания основных технических культур зоны

6

 

 

Тема 3.2 Традиционные и современные агротехнологии

Содержание учебного материала

2

 

 

Традиционные и современные агротехнологии

2

Итого  (всего):                          

66

 

уроков

44

 

из них  самостоятельная работа

22

 

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3.    УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

 

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы агрономии».

Оборудование учебного кабинета:

-    посадочные места по количеству обучающихся;

-    рабочее место преподавателя;

-    комплект учебно-наглядных пособий «Агрономия»;

-    образцы типов почвы, удобрений, сельскохозяйственных культур;

-    учебно-методические материалы, инструкционные карты, комплекты тестовых заданий.

 

Технические средства обучения:

Компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа проектор.

 

3.2.        Информационное обеспечение обучения:

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

 

Основные источники:

1.      Козловская И.П. и др. Основы агрономии: учеб. Пособие.- Ростов н/Д: Феникс, 2015.

 

Дополнительные источники:

2.      Лыков А.М., Коротков А.А., Баздырев Г.Н., Сафонов А.Ф. Земледелие с почвоведением. – М.: Колос, 2000.

3.      Коренев С.В., Федотов В.А., Попов А.Ф., Шавченко В.Е. Растениеводство. – М.: КолосС, 2003.

4.      Гатаулина Г.Г. Технология производства продукции растениеводства. - М.:  КолосС, 2005.

5.      Гатаулина Г.Г., Объедков М.Г. Практикум по растениеводству. - М.: Колос, 2000.

6. Третьяков Н.Н., Ягодин Б.А., Туликов А.М. и др.  Агрономия: учебное пособие. – М.: Академия, 2010.

7.      Третьяков Н.Н., Ягодин Б.А., Туликов А.М и др. Основы агрономии: Учебник. – М.: Академия, 2010.


4.        Контроль и оценка результатов освоения дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

 

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки  результатов обучения

Умения:

 

Определять виды и сорта сельскохозяйственных культур

защита практических работ

Определять чистоту, всхожесть, класс и посевную годность семян

защита практических работ

 

Рассчитывать нормы высева семян

защита практических работ

Применять различные способы воспроизводства плодородия почвы

защита практических работ

Соблюдать технологию обработки почвы под озимые и яровые культуры

защита практических работ

Проводить агротехнические приемы защиты почв от эрозии

защита практических работ

Знания:

 

Производственно–хозяйственные характеристики основных сельскохозяйственных культур

устный опрос, тестирование

Технологии возделывания основных сельскохозяйственных культур

устный опрос, тестирование

Происхождение, состав и основные свойства почвы, приемы и способы ее обработки

устный опрос, тестирование

Пути и средства повышения плодородия почв

защита практических работ, устный опрос, тестирование

 

 

 

Развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

 

 

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

-проявление интереса к своей будущей профессии через участие в конкурсах проф. Мастерства, трудоустройство по полученной профессии.

Наблюдение и оценка деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях, при выполнении работ по учебной практике

ОК.2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем

-выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач.

-оценка эффективности и качества выполнения.

Наблюдение и оценка деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях, при выполнении работ по учебной практике

ОК.3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы

-анализ рабочей ситуации, осуществление текущего и итогового контроля.

-несение ответственности за результаты своей работы.

Наблюдение и оценка деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы на практических, лабораторных занятиях и учебной практики.

ОК.4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач

-эффективный поиск необходимой информации.

-использование различных источников, включая электронные.

Наблюдений за деятельностью обучающихся в процессе освоения программы, используя формы наблюдения, анкетирования.

ОК.5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

-умение обучающихся работать в интернете.

Наблюдение и оценка деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях, при выполнении работ по учебной практике

ОК.6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами

     -взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения;

-участие в планировании организации групповой работы;

 

 Наблюдение за деятельностью обучающихся в процессе освоения программы

ОК.7. Организовать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности.

     -выполнение работ  с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности.

 Наблюдение за деятельностью обучающихся в процессе освоения программы 

ОК.8. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)

-применение знаний и навыков начальной военной подготовки к службе в Вооруженных Силах РФ.

Наблюдение и оценка деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы военной подготовки.

 

Разработчик: Новокрещенных Владимир Николаевич, преподаватель первой квалификационной категории.


Министерство образования Красноярского края

Министерство образования Красноярского края

Одобрена методическим объединением

Одобрена методическим объединением

СОДЕРЖАНИЕ 1

СОДЕРЖАНИЕ 1

Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Определять виды и сорта сельскохозяйственных культур; •

Определять виды и сорта сельскохозяйственных культур; •

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

Тематический план и содержание учебной дисциплины

Тематический план и содержание учебной дисциплины

Содержание учебного материала 4

Содержание учебного материала 4

Содержание учебного материала 4

Содержание учебного материала 4

- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством); - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение…

- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством); - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение…

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины

ОК.2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем -выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач

ОК.2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем -выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.12.2020