Министерство ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО образования
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
АРТЁМОВСКИЙ ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ
КОЛЛЕДЖ ИМ. Н.А. ДЕМИДОВА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы педагогики и психологии»
для специальности СПО
040401 «Социальная работа»
Форма обучения – очная
Срок обучения – 2г. 10 м.
Уровень освоения – углубленный
2013
Программа учебной дисциплины «Основы педагогики и психологии» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 040401 «Социальная работа».
Организация-разработчик: Артемовский филиал ГАОУ СПО СО «НТГПК им. Н.А. Демидова»
Разработчик: Кирякова Ю.С. – преподаватель Артемовского филиала ГАОУ СПО СО «НТГПК им. Н.А. Демидова», I квалификационной категории
Рекомендована ___________________________________________________
Заключение №____________ от «____»__________20__ г.
номер
.
СОДЕРЖАНИЕ
|
стр. |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
4 |
2. СТРУКТУРА и Содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
6 |
3. условия реализации программы учебной дисциплины
|
9 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
|
11 |
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы педагогики и психологии»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО040401 социальная работа (углубленной подготовки).
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при повышении квалификации специалистов учреждений социального обслуживания и социальной защиты населения, не имеющих высшего профессионального образования по специальности «Социальная работа», а также аттестации специалистов по социальной работе.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина «Основы педагогики и психологии» является частью цикла общепрофессиональных дисциплин.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
· планировать и осуществлять социально-педагогическую деятельность;
· осуществлять первичную психологическую поддержку клиента;
· оказывать психологическую самопомощь.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
· сущность, содержание, принципы и методы воспитания и обучения в социальной работе;
· основы социально-педагогической работы по различным направлениям;
· основы психологии и методы психологического познания человека.
1.4. Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы
Освоение учебной дисциплины «Основы педагогики и психологии» будет способствовать формированию
общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.
профессиональных компетенций:
ПК 1.1. Диагностировать ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов с определением видов необходимой помощи.
ПК 1.2. Координировать работу по социально-бытовому обслуживанию клиента.
ПК 1.3. Осуществлять социальный патронат клиента, в том числе содействовать в оказании медико-социального патронажа.
ПК 1.4. Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лицам пожилого возраста и инвалидам.
ПК 1.5. Проводить профилактику возникновения новых ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов.
ПК 2.1. Диагностировать ТЖС семьи и детей с определением видов необходимой помощи.
ПК 2.2. Координировать работу по преобразованию ТЖС в семье и у детей.
ПК 2.3. Осуществлять патронат семей и детей, находящихся в ТЖС (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж).
ПК 2.4. Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации различных типов семей и детей, находящихся в ТЖС.
ПК 2.5. Проводить профилактику возникновения новых ТЖС в различных типах семей и у детей.
ПК 3.1. Диагностировать ТЖС у лиц из групп риска.
ПК 3.2. Координировать работу по преобразованию ТЖС у лиц из групп риска.
ПК 3.3. Осуществлять патронат лиц из групп риска (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж).
ПК 3.4. Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лиц из групп риска.
ПК 3.5. Проводить профилактику возникновения новых ТЖС у лиц из групп риска.
1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часов;
самостоятельной работы обучающегося 16 часов
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСИЦПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
48 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
32 |
Практические занятия |
6 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
16 |
Итоговая аттестация в форме |
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся. |
Объем часов |
Уровень освоения |
|
Раздел 1.Основы общей психологии |
28 |
|
||
Тема 1.1. Введение в психологию. Предмет и методы психологии. |
Содержание учебного материала |
4 |
||
Предмет психологии, ее задачи. Психология как наука о закономерностях, механизмах, психической деятельности, поведения и их применении на практике. Значение психологии в жизни человека. Методы психологии: наблюдение, эксперимент, опрос, тесты, беседа, консультация, психокоррекция, тренинг и др. |
1,2 |
|||
Самостоятельная работа обучающихся: систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем) |
2 |
|
||
Тема 1.2. Понятие личности. |
Содержание учебного материала |
4 |
||
Понятие сознания. Понятие личности. Структура личности. Темперамент, характер, способности. «Я- концепция». Развитие и формирование личности. Факторы развития. Воспитание и самовоспитание. Развитие личности в деятельности. Социализация личности. Мировоззрение, убеждения личности. |
1,2 |
|||
Практические занятия Диагностика мотивационной сферы. Исследование индивидуальных различий. Ценностные ориентации личности. Исследование характера: акцентуации характера. (психологические тесты) |
2 |
|
||
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка сообщений и презентаций по теме |
2 |
|||
Тема 1.3. Психические процессы. Познавательный процесс в целом.
|
Содержание учебного материала |
4 |
|
|
Познавательный процесс в целом. Ощущение и восприятие. Их значение, свойства, виды. Представление. Память. Классификация, процессы памяти. Внимание. Виды внимания и его свойства. Мышление в структуре познавательных (когнитивных) процессов. Мышление как процесс. Виды мышления. Формы мышления. Индивидуальные особенности мышления. Воображение. Виды воображения. Понятие об интеллекте. Структура интеллекта. Уровни интеллекта. Воля, волевая регуляция поведения. Основные этапы волевого процесса. |
2 |
|||
Самостоятельная работа обучающихся: систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем) |
3 |
|
||
Тема 1.4. Эмоциональные процессы и состояния
|
Содержание учебного материала |
2 |
|
|
Эмоции и чувства. Классификация эмоциональных состояний человека: эмоциональный тон ощущений, настроение, аффект, собственно эмоции, страсти, чувства. Эмоциональные особенности и свойства личности. Управление эмоциями и чувствами. Понятие стресс, эустресс и дистресс. |
2 |
|||
Практические занятия: «Эмоции и их роль в жизни человека. Профилактика стрессовых состояний». |
2 |
|
||
Самостоятельная работа обучающихся: составить презентации и опорные конспекты по докладам к семинарам |
3 |
|||
Раздел 2. Основы общей педагогики |
20 |
|
||
Тема 2.1. Основные понятия общей педагогики. |
Содержание учебного материала |
6 |
|
|
Педагогика как наука и искусство. Образование как социальный институт. Соотношение обучения и развития личности. Понятие целостного педагогического процесса. Воспитание как составляющая целостного педагогического процесса. Сущность, цели, содержание и принципы воспитания. Процесс обучения как составляющая целостного педагогического процесса. Понятие, сущность, содержание, закономерности и принципы процесса обучения. |
2 |
|||
Самостоятельная работа обучающихся: систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем) |
3 |
|
||
Тема 2.2. Понятия социальной педагогики. |
Содержание учебного материала |
6 |
2 |
|
Социальная педагогика. Сущность, содержание, принципы и методы воспитания и обучения в социальной работе. Основы социально-педагогической работы по различным направлениям. Планирование и осуществление социально-педагогической деятельности. |
||||
Практические занятия: «Основы социально-педагогической работы по различным направлениям» «Планирование и осуществление социально-педагогической деятельности». |
2 |
3 |
||
Самостоятельная работа обучающихся: составить презентации и опорные конспекты по докладам к семинарам |
3 |
|||
Всего: |
48 |
|||
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета основ педагогики и психологии.
Оборудование учебного кабинета:
- стол и стул для преподавателя.
- столы и стулья для студентов;
- доска;
- таблицы по общей психологии;
- толковые словари;
- справочники по психологии и педагогики;
- раздаточные материалы справочного характера;
- дидактические материалы;
- обучающие материалы для самостоятельной работы студентов
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением, проектор, телевизор, видеофильмы.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Бухарова Г.Д., Старикова Л.Д.. Общая и профессиональная педагогика. М.Издательский центр «Академия».2009
2. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: Учеб. Пособие – М.: Гардарики, 2003. – 480 с.
3. «Психология» Словарь. Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, м., 1990г.
4. Еникеев М.И. «Общая психология», М., 2000г.
5. Кравченко А.И. Психология и педагогика. М.Проспект.2009
6. Крысько В.Г. Психология и педагогика: курс декций/ В.Г. Крысько. – 4-е изд., испр. – М.: Изд-во Омега-Л, 2006. – 368с.
7. Кулебякин Е.В. Психология социальной работы. – Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2004 г., - 89 с.
8. Педагогический словарь. Под редакцией В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. М. Издательский центр «Академия».2008
9. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. – 4-е изд. – М.: Школьная пресса, 2002.
10. Харламов И.Ф. Педагогика. – Мн.: Унiверсiтэцкае, 2000. – 560 с.
11. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики, 2005 – 349 с.
Дополнительные источники:
1. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов/ под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 200с.
2. Немов С.Р. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.
3. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. – 4-е изд. – М.: Школьная пресса, 2002.
4. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
5. Протоиерей В.В. Зеньковский Педагогика. – Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2004 г., 224 с.
6. Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; Отв. ред. канд. филос. наук, доцент В.М.Николаенко. — М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. - 175 с.
7. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов/ Составитель и ответственный редактор А.А. Радугин; научный редактор Е.А. Кротков. – М.: Центр, 2002. – 256 с.
8. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. «Психология человека» М., 1995г.
9. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. «Психология развития человека» М., 2000г.
10. Священник Евгений Шестун. Православная педагогика. – Самара: ЗАО «Самарский информационный концерн», 1998.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: · планировать и осуществлять социально-педагогическую деятельность; · осуществлять первичную психологическую поддержку клиента; · оказывать психологическую самопомощь
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: · сущность, содержание, принципы и методы воспитания и обучения в социальной работе; · основы социально-педагогической работы по различным направлениям; · основы психологии и методы психологического познания человека; |
Оценка результатов самостоятельной работы Оценка выполнения и защиты практической работы Оценка умения выступать перед аудиторией Оценка умения отстаивать свою точку зрения в корректной форме, приводить аргументы
Оценка устного и письменного опроса на выявление знаний
Входной контроль в форме: - тестирования по основополагающим понятиям дисциплины.
Текущий контроль в форме: - устного и письменного опроса; - самостоятельной работы; - тестирования по темам; - написания докладов; - создания презентаций по выбранной тематике.
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.