РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы педагогики и психологии»
Оценка 4.7

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы педагогики и психологии»

Оценка 4.7
doc
01.02.2020
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ   «Основы педагогики и психологии»
психология и педагогика.doc

Министерство ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО образования

 СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

АРТЁМОВСКИЙ ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ

КОЛЛЕДЖ ИМ. Н.А. ДЕМИДОВА»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

«Основы педагогики и психологии»

 

 

для специальности СПО

040401 «Социальная работа»

Форма обучения – очная

Срок обучения – 2г. 10 м.

Уровень освоения – углубленный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2013


Программа учебной дисциплины  «Основы педагогики и психологии» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности  040401 «Социальная работа».

 

Организация-разработчик: Артемовский филиал ГАОУ СПО СО «НТГПК им. Н.А. Демидова»

 

Разработчик: Кирякова Ю.С. – преподаватель Артемовского филиала ГАОУ СПО СО «НТГПК им. Н.А. Демидова», I квалификационной категории

 

 

 

Рекомендована ___________________________________________________

Заключение №____________  от «____»__________20__ г.

                                                              номер

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

стр.

1.      ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

4

2.      СТРУКТУРА и Содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

6

3.      условия реализации программы учебной дисциплины

 

9

4.      Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

 

11

 

 


1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы педагогики и психологии»

 

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности  СПО040401 социальная работа (углубленной подготовки).

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при повышении квалификации специалистов учреждений социального обслуживания и социальной защиты населения, не имеющих высшего профессионального образования по специальности «Социальная работа», а также аттестации специалистов по социальной работе.

 

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина «Основы педагогики и психологии» является частью цикла общепрофессиональных дисциплин.

 

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

· планировать и осуществлять социально-педагогическую деятельность;

· осуществлять первичную психологическую поддержку клиента;

· оказывать психологическую самопомощь.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

·      сущность, содержание, принципы и методы воспитания и обучения в социальной работе;

·      основы социально-педагогической работы по различным направлениям;

·      основы психологии и методы психологического познания человека.

 

 

1.4. Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы

        Освоение учебной дисциплины «Основы педагогики и психологии» будет способствовать формированию 

 

общих компетенций:    

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. 

ОК 2. Организовывать   собственную   деятельность,    определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. 

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования  профессиональной деятельности. 

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

 

профессиональных компетенций:

ПК 1.1. Диагностировать ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов с определением видов необходимой помощи.

ПК 1.2. Координировать работу по социально-бытовому обслуживанию клиента.

ПК 1.3. Осуществлять социальный патронат клиента, в том числе содействовать в оказании медико-социального патронажа.

ПК 1.4. Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лицам пожилого возраста и инвалидам.

ПК 1.5. Проводить профилактику возникновения новых ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов.

ПК 2.1. Диагностировать ТЖС семьи и детей с определением видов необходимой помощи.

ПК 2.2. Координировать работу по преобразованию ТЖС в семье и у детей.

ПК 2.3. Осуществлять патронат семей и детей, находящихся в ТЖС (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж).

ПК 2.4. Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации различных типов семей и детей, находящихся в ТЖС.

ПК 2.5. Проводить профилактику возникновения новых ТЖС в различных типах семей и у детей.

ПК 3.1. Диагностировать ТЖС у лиц из групп риска.

ПК 3.2. Координировать работу по преобразованию ТЖС у лиц из групп риска.

ПК 3.3. Осуществлять патронат лиц из групп риска (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж).

ПК 3.4. Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лиц из групп риска.

ПК 3.5. Проводить профилактику возникновения новых ТЖС у лиц из групп риска.

 

1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося  48 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  32 часов;

самостоятельной работы обучающегося  16 часов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСИЦПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы         

 

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

48

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

Практические занятия

6

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

16

Итоговая аттестация в форме

 

 


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы педагогики и психологии»

 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов

Уровень освоения

Раздел 1.Основы общей психологии

28

 

Тема 1.1. Введение в психологию. Предмет и методы психологии.

Содержание учебного материала

4

Предмет психологии, ее задачи. Психология как наука о закономерностях, механизмах,  психической деятельности, поведения и их применении на практи­ке.

Значение психологии в жизни человека.

Методы психологии: наблюдение, эксперимент, опрос, тесты, беседа, консультация,  психокоррекция, тренинг и др.

1,2

Самостоятельная работа обучающихся: систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем)

2

 

Тема 1.2. Понятие личности.

Содержание учебного материала

4

Понятие сознания. Понятие личности. Структура личности. Темперамент, характер, способности. «Я- концепция». Развитие и формирование личности. Факторы развития. Воспитание и самовоспитание. Раз­витие личности в деятельности. Социализация личности. Мировоззрение, убеждения личности.

1,2

Практические занятия Диагностика мотивационной сферы. Исследование индивидуальных различий. Ценностные ориентации личности. Исследование характера: акцентуации характера. (психологические тесты)

2

 

Самостоятельная работа обучающихся: подготовка сообщений и презентаций по теме

2

Тема 1.3. Психические процессы. Познавательный процесс в целом.

 

Содержание учебного материала

4

 

Познавательный процесс в целом. Ощущение и восприятие. Их значение, свойства, виды. Представление. Память. Классификация, процессы памяти. Внимание. Виды внимания и его свойства.

Мышление в структуре познавательных (когнитивных) процессов. Мыш­ление как процесс. Виды мышления. Формы мышления. Индивидуальные осо­бенности мышления. Воображение. Виды воображения. Понятие об интеллекте. Структура интеллекта. Уровни интеллекта. Воля, волевая регуляция поведения. Основные этапы волевого процесса.

2

Самостоятельная работа обучающихся: систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем)

3

 

Тема 1.4.

Эмоциональные процессы и состояния

 

Содержание учебного материала

2

 

Эмоции и чувства. Классификация эмоциональных состояний человека:

эмоциональный тон ощущений, настроение, аффект, собственно эмоции, стра­сти, чувства. Эмоциональные особенности и свойства личности. Управление эмоциями и чувствами. Понятие стресс, эустресс и дистресс.

2

Практические занятия: «Эмоции и их роль в жизни человека. Профилактика стрессовых состояний».

2

 

Самостоятельная работа обучающихся: составить презентации и опорные конспекты по докладам к семинарам

3

Раздел 2. Основы общей педагогики

20

 

Тема 2.1.

Основные понятия общей педагогики.

Содержание учебного материала

6

 

Педагогика как наука и искусство. Образование как социальный институт. Соотношение обучения и развития личности.

Понятие целостного педагогического процесса. Воспитание как составляющая целостного педагогического процесса. Сущность, цели, содержание и принципы  воспитания.

Процесс обучения как составляющая целостного педагогического процесса.

Понятие, сущность, содержание, закономерности и принципы процесса обучения.

2

Самостоятельная работа обучающихся: систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем)

3

 

Тема 2.2.

Понятия социальной педагогики.

Содержание учебного материала

6

2

Социальная педагогика. Сущность, содержание, принципы и методы воспитания и обучения в социальной работе.

Основы социально-педагогической работы по различным направлениям.

Планирование и осуществление социально-педагогической деятельности.

Практические занятия: «Основы социально-педагогической работы по различным направлениям»

«Планирование и осуществление социально-педагогической деятельности».

2

3

Самостоятельная работа обучающихся: составить презентации и опорные конспекты по докладам к семинарам

3

Всего:

48


3. условия реализации программы дисциплины

 

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета основ педагогики и психологии.

 

Оборудование учебного кабинета:

- стол и стул для преподавателя.

- столы и стулья для студентов;

- доска;

- таблицы по общей психологии;

- толковые словари;

- справочники по психологии и педагогики;

- раздаточные материалы справочного характера;

- дидактические материалы;

- обучающие материалы для самостоятельной работы студентов

 

Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением, проектор, телевизор, видеофильмы.

 

3.2. Информационное обеспечение обучения

 

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

 

Основные источники:

1.      Бухарова Г.Д., Старикова Л.Д.. Общая и профессиональная педагогика. М.Издательский центр «Академия».2009

2.       Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: Учеб. Пособие – М.: Гардарики, 2003. – 480 с.

3.      «Психология» Словарь. Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, м., 1990г.

4.      Еникеев М.И. «Общая психология», М., 2000г.

5.      Кравченко А.И. Психология и педагогика. М.Проспект.2009

6.      Крысько В.Г. Психология и педагогика: курс декций/ В.Г. Крысько. – 4-е изд., испр. – М.: Изд-во Омега-Л, 2006. – 368с.

7.      Кулебякин Е.В. Психология социальной работы. – Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2004 г., - 89 с.

8.      Педагогический словарь. Под редакцией В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. М. Издательский центр «Академия».2008

9.      Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. – 4-е изд. – М.: Школьная пресса, 2002.

10.  Харламов И.Ф. Педагогика. – Мн.: Унiверсiтэцкае, 2000. – 560 с.

11.  Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики, 2005 – 349 с.

 

Дополнительные источники:

1.           Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов/ под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 200с.

2.           Немов С.Р. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е  изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.

3.           Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. – 4-е изд. – М.: Школьная пресса, 2002.

4.           Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.

5.           Протоиерей В.В. Зеньковский Педагогика. – Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2004 г., 224 с.

6.           Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; Отв. ред. канд. филос. наук, доцент В.М.Николаенко. — М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. - 175 с.

7.           Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов/ Составитель и ответственный редактор А.А. Радугин; научный редактор Е.А. Кротков. – М.: Центр, 2002. – 256 с.

8.           Слободчиков В.И., Исаев Е.И. «Психология человека» М., 1995г.

9.           Слободчиков В.И., Исаев Е.И. «Психология развития человека» М., 2000г.

10.     Священник Евгений Шестун. Православная педагогика. – Самара: ЗАО «Самарский информационный концерн», 1998.

 

 

 


4.Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

 

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

·   планировать и осуществлять социально-педагогическую деятельность;

·    осуществлять первичную психологическую поддержку клиента;

·    оказывать психологическую самопомощь

 

 

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

·     сущность, содержание, принципы и методы воспитания и обучения в социальной работе;

·     основы социально-педагогической работы по различным направлениям;

·         основы психологии и методы психологического познания человека;

Оценка результатов самостоятельной работы

Оценка выполнения и защиты практической  работы

Оценка умения выступать перед аудиторией

Оценка умения отстаивать свою точку зрения в корректной форме, приводить аргументы

 

 

Оценка устного и письменного опроса на выявление знаний

 

Входной контроль в форме:

- тестирования по основополагающим понятиям дисциплины.

 

Текущий контроль в форме:

- устного и письменного опроса;

- самостоятельной  работы;

- тестирования  по темам;

- написания докладов;

- создания презентаций по выбранной тематике.

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Министерство ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО образования

Министерство ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО образования

Программа учебной дисциплины «Основы педагогики и психологии» разработана на основе

Программа учебной дисциплины «Основы педагогики и психологии» разработана на основе

СОДЕРЖАНИЕ стр

СОДЕРЖАНИЕ стр

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

Тематический план и содержание учебной дисциплины «

Тематический план и содержание учебной дисциплины «

Тема 1.4. Эмоциональные процессы и состояния

Тема 1.4. Эмоциональные процессы и состояния

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/В

Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/В

Контроль и оценка результатов освоения

Контроль и оценка результатов освоения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2020