Рабочая программа учебной дисциплины ОУД .02 Литература
Оценка 4.7

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД .02 Литература

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
русская литература
10 кл—11 кл +1
18.07.2023
Рабочая программа учебной дисциплины  ОУД .02 Литература
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии или специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям), утвержденного приказом Министерства образования и науки от 05.02.2018г., Приказ № 69. Рабочая программа предназначена для преподавания учебной дисциплины обязательной части общеобразовательного цикла очной формы обучения по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям) в 1 и 2 семестрах.
ПРОГРАММА БУ-1 Литература.docx

Приложение № ___

к образовательной             программе 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям), утверждённой приказом директора

№ ___ от _________ 2019 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа учебной дисциплины

 

ОУД .02 Литература

(Код, наименование дисциплины, МДК, ПМ)

 

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

(Профессия, специальность)

 

бухгалтер

 (Квалификация)

 

Очная

(Форма обучения)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижневартовск

2019

 

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии или специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям), утвержденного приказом Министерства образования и науки от 05.02.2018г., Приказ № 69.

 

Рабочая программа предназначена для преподавания учебной дисциплины обязательной части общеобразовательного цикла очной формы обучения по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям) в 1 и 2 семестрах.

 

Составитель программы: Игнатова Зарема Абдурахмановна

 

Должность: преподаватель

 

 

Рассмотрена на заседании МО __________________________

«____» от ___________2019 г.

Протокол № _____

Руководитель: ________/________

Рекомендована к утверждению

 на заседании МС

«____» ___________2019 г.

Протокол № ____

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                             СОДЕРЖАНИЕ

 

1.       ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………...4

 

 

2.       СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………6

 

 

3.       условия реализации программы учебной дисциплины…………………21

 

 

4.       Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины……23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

________________ЛИТЕРАТУРА_______________

название дисциплины

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям) по подготовке специалистов среднего звена.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина «Литература» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования является частью основной профессиональной образовательной программы и является обязательной для изучения обучающимися I курса очной формы обучения. Дисциплина входит в общеобразовательный цикл и относится к базовым общеобразовательным дисциплинам.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Содержание программы учебной дисциплины «Литература» направлено на достижение следующих целей:

·         воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

·         развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

·         освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

·         совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

 

Освоение содержания учебной дисциплины «Литература» обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:

личностных:

·         сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

·         сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

·         толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

·         готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

·         эстетическое отношение к миру;

·         совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;

·         использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет - ресурсов и др.);

метапредметных:

·         умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

·         умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

·         умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;

·         владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

предметных:

·         сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;

·         сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;

·         владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

·         владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

·         владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

·         знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;

·         сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

·         способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы ивыражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устныхи письменных высказываниях;

·         владение навыками анализа художественных произведений с учетом ихжанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

·         сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.

 

1.4. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.

Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК1.Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам.

ОК2.Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК3. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

ОК4.Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК5.Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК6.Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.

ОК7.Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

ОК8.Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.

ОК9.Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК10.Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке.

ОК11.Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

 

1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часов, в том числе:

аудиторной учебной работы обучающегося (обязательных учебных занятий) 117 часов.

 

 

 

 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

117

Аудиторная учебная работа (обязательные учебные занятия) (всего)

117

в том числе:

 

     практические занятия

60

Итоговая аттестация в форме комплексного экзамена


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины   Литература

                                                                                                                                        Наименование

 

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала

Уровень освоения

Объем часов

1

2

3

4

                                                                  1 семестр

38ч.

22(л)-16(п\р)

Раздел 1. Литература Х1Х века

 

 

Тема 1. Введение. Русская литература первой половины Х1Х века

Содержание учебного материала:

1.Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. Специфика литературы как вида искусства. Взаимодействие русской и западноевропейской литературы в XIX веке. Самобытность русской литературы (с обобщением ранее изученного материала).

2. Романтизм – ведущее направление русской литературы 1-й половины XIX века. Самобытность русского романтизма.

 

1-0

 

 

Информационное (лекционное) занятие:

Общая характеристика русской литературы первой половины 19 века. Романтизм – ведущее направление русской литературы 1-й половины XIX века.

1,2

1

Тема 1.2. А.С. Пушкин

Содержание учебного материала:

1. Изучение жизненного и творческого пути А.С. Пушкина, определение основных тем и мотивов лирики. Исследование философского начала в ранней лирике: мотивов свободы, неволи, обманутой любви, неразрешимых противоречий героев южных поэм Пушкина.

2. Анализ стихотворений. Рассмотрение гражданских, политических и патриотических мотивов лирики Пушкина: вера в закон, отвержение ханжества, стремление к подвигу.

Соотнесение вольнолюбивых настроений с мироощущением самого поэта, с его призванием. Философское осмысление личной свободы. Понимание Пушкиным России как могущественной, великой державы.

Изучение темы поэта и поэзии. Определение новаторства Пушкина в соединении темы высшего предназначения поэзии и личного переживания.

Анализ лирики любви и дружбы. Средоточие внимания поэта на внутреннем мире личности.

Рассмотрение философской лирики. Размышления поэта о вечных вопросах бытия, постижение тайны мироздания. Тема дороги в лирике Пушкина и ее философский смысл.

3. Изучение поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник». Рассмотрение проблемы личности и государства в поэме: образ стихии, образ Евгения и проблема индивидуального бунта, образ Петра. Определение своеобразия жанра и композиции произведения.

 

2-1

 

 

 

 

 

 

 

Информационное (лекционное) занятие: Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина. Основные темы и мотивы лирики.

2

1

Практическая работа №1

Выразительное чтение и анализ стихотворений А.С. Пушкина: «Погасло дневное светило», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» («И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «К морю», «Редеет облаков летучая гряда», «Вольность», «Деревня», «Пророк», «Из Пиндемонти», «Поэту», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…», «Разговор Книгопродавца с Поэтом», «Поэт», «Дорожные жалобы», «Телега жизни», «Сожженное письмо», «Я Вас любил», «На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Безумных лет угасшее веселье».

2

1

Информационное (лекционное) занятие:

Поэма А.С. Пушкина «Медный всадник». Тема «маленького человека» и его социальный протест. Образ Петра I как царя-преобразователя в поэме «Медный всадник».

2

1

Тема 1.3. М.Ю. Лермонтов

Содержание учебного материала:

1. Изучение жизненного и творческого пути М.Ю. Лермонтова, определение основных тем и мотивов лирики. Эволюция его отношения к поэтическому дару. Молитва как «жанр» в лирике М. Ю. Лермонтова. Тема жизни и смерти. Философские мотивы лирики. Трагическая судьба человека и поэта в бездуховном мире, как выражение мироощущения поэта. Мечта о гармоничном и прекрасном мире человеческих отношений. Тема любви.

2.Анализ стихотворений. Формирование знаний о поэтическом мире М.Ю. Лермонтова: мотивах одиночества; высоком предназначении личности и ее реальном бессилии (сквозная тема лирики Лермонтова); обреченности человека; утверждении героического типа личности; любви к Родине, народу, природе; интимной лирике; поэте и обществе.

3.Изучение поэмы «Демон. Определение особенностей сюжета и композиции произведения. Рассмотрение героев поэмы, образа демона в творчестве  Лермонтова.

 

2-1

Информационное (лекционное) занятие: Жизненный и творческий путь М.Ю. Лермонтова. Основные темы и мотивы лирики

2

 

1

Практическая работа №2

Выразительное чтение и анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова: «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Дума», «Как часто пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…», «Сон» («В полдневный час, в долине Дагестана…»), «Родина», «Пророк», «Я не унижусь пред тобою...»

2

1

Информационное (лекционное) занятие:

Поэма «Демон»: замысел, особенности сюжета и композиции. Образ Демона в творчестве Лермонтова.

2

1

Тема 1.4. Н.В. Гоголь

Содержание учебного материала:

1.Изучение сведений из биографии Н.В. Гоголя. Натуральная школа. Оценка значения творчества Н.В. Гоголя в русской литературе.

2.Анализ цикла «Петербургские повести». Рассмотрение понятия «маленький человек».

3.«Портрет». Рассмотрение композиции, сюжета, героев, идейного замысла. Определение мотивов личного и социального разочарования, приемов комического в повести, авторской позиции.

 

2-1

 

Информационное (лекционное) занятие: Жизненный и творческий путь Н.В.Гоголя. Натуральная школа.

2

1

Практическая работа №3. Образ «маленького человека» в петербургских повестях Н.В. Гоголя.

2

1

Информационное (лекционное) занятие: Повесть «Портрет»: композиция, сюжет, герои, идейный замысел. Авторская позиция.

2

 

       1

Тема 1.5. Общая характеристика   русской литературы второй половины 19 века.

Содержание учебного материала:

1.Общественно-культурная ситуация в России второй половины 19 века. Ее основные проблемы. Характеристика русской прозы, журналистики и литературной критики. Традиции и новаторство русской поэзии. Эволюция национального театра. Мировое значение русской классической литературы. Становление критического реализма.

 

1-0

Информационное (лекционное) занятие:

Литературный процесс второй половины 19 века. Общая характеристика критического реализма.

1

1

Тема 1.6. И.А. Гончаров

 

 

 

 

 

 

  Содержание учебного материала:

1.Изучение сведений из биографии И.А. Гончарова.

Обзорное изучение романа И.А. Гончарова «Обломов». Рассмотрение творческой истории романа И.А. Гончарова «Обломов», сна Ильи Ильича как художественно-философского центра романа. Анализ образа Обломова, противоречивости его характера.

2.Сопоставление Обломова и Штольца.  Определение прошлого и будущего России.

3.Решение автором проблемы любви в романе. Любовь как лад человеческих отношений. (Сопоставление Ольги Ильинской – Агафьи Пшеницыной). Постижение авторского идеала человека, живущего в переходную эпоху.

Критическая оценка романа «Обломов» (Н. Добролюбов, Д. Писарев, И. Анненский и др.).

 

  2-3

Информационное (лекционное) занятие: Жизнь и творчество И.А. Гончарова. Роман «Обломов»: композиция, сюжет.

1,2

1

Практическая работа №4. Диалектика характера Обломова. Герои романа в их отношении к Обломову.

2

1

Практическая работа №5. Обломов и Штольц. Два пути развития России. (Сопоставительный анализ.)

2

1

Практическая работа №6. «Обломов» как роман о любви. (Сопоставление Ольги Ильинской – Агафьи Пшеницыной). Авторская позиция и способы ее выражения в романе.

2

1

Информационное (лекционное) занятие: Оценка романа в русской критике. «Обломовщина» как общественное явление.

И. А. Гончаров как литературный критик.

2

1

Тема 1.7. А.Н. Островский

Содержание учебного материала:

1.Изучение сведений из биографии А.Н.Островского. Определение социально-культурной новизны драматургии. Оценка театрально-сценического открытия А. Н. Островского. Формирование знаний об А. Н. Островском – создателе русского театра XIX века. Исследование новизны поэтики Островского. Изучение типов деловых людей в пьесах А. Н. Островского, определение природы комического, особенностей языка, авторского отношения к героям, непреходящего значения созданных драматургом характеров.

2.Анализ пьесы А.Н. Островского «Гроза». Определение самобытности замысла, истории создания, своеобразие конфликта. Рассмотрение приемов раскрытия характеров героев. Определение смысла названия произведения. Рассмотрение пьесы в оценке критиков Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева, А. А. Григорьева.

 

1-2

Информационное (лекционное) занятие:

Жизненный и творческий путь А.Н. Островского. Драма «Гроза»: история создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев. Своеобразие конфликта. Смысл названия.

1

1

 

Практическая работа №7. Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства».

2

1

Практическая работа №8.

Образ Катерины в драме Островского «Гроза». Анализ эпизода. Споры критиков вокруг драмы «Гроза».

2

1

Тема 1.8. И.С. Тургенев

Содержание учебного материала:

1. Изучение сведений из биографии И.С. Тургенева.

2. Анализ романа «Отцы и дети». Формирование знаний о временном и всечеловеческом смысле названия и основном конфликте романа «Отцы и дети», об особенностях композиции романа. Определение глубокого смысла названия романа.

3.Рассмотрение Базарова в системе образов. Нигилизм Базарова и пародия на нигилизм в романе (Ситников и Кукшина).

4.Определение нравственной проблематики романа и ее общечеловеческого значения. Значение темы любви в романе. Анализ образа Базарова.

5.Определение значения заключительных сцен романа, своеобразия художественной манеры Тургенева-романиста, авторской позиции в романе.

6. Полемика вокруг романа. (Д. Писарев, Н. Страхов, М. Антонович)

 

2-2

Информационное (лекционное) занятие: Жизнь и творчество И.С. Тургенева. История создания романа «Отцы и дети». Смысл названия, особенности композиции. Нигилизм и нигилисты

2

1

Информационное (лекционное) занятие: Встреча двух поколений. Евгений Базаров и Кирсановы. Сторонники и противники. Суть споров, конфликтов, особенности авторской позиции.

2

1

Практическая работа №9. Внутренний драматизм Базарова. Испытание любовью. Базаров и Одинцова

2

1

Практическая работа №10. Базаров и родители. Смерть Базарова в романе. Роман «Отцы и дети» в оценке Д. Писарева.

2

1

Тема 1.10. М.Е. Салтыков-Щедрин

Содержание учебного материала:

1. Изучение сведений из биографии М.Е. Салтыкова-Щедрина. Рассмотрение объектов сатиры и сатирических приемов, гиперболы и гротеска как способов изображения действительности. Определение своеобразия писательской манеры, роли Салтыкова-Щедрина в истории русской литературы.

2.Обзорное изучение «Истории одного города»: главы: «Обращение к читателю», «Опись градоначальников», «Органчик», «Поклонение мамоне и покаяние», «Подтверждение покаяния», «Заключение». Определение тематики и проблематики произведения. Обсуждение проблемы совести и нравственного возрождения человека.

 

1-1

Информационное (лекционное) занятие:

Жизненный путь М.Е. Салтыкова-Щедрина. Сатирические сказки.

2

1

Практическая работа №11. «История одного города». Обличение деспотизма и невежества властей, бесправия и покорности народа.

2

1

Тема 1.11. Н.А. Некрасов.

Тема 1.12. Русская лирика второй половины 19 века.

Содержание учебного материала:

1. Изучение сведений из биографии Н.А. Некрасова.

Определение гражданского пафоса лирики, своеобразия лирического героя 40-х–50-х и 60-х–70-х годов. Исследование жанрового своеобразия лирики.

2.Анализ поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Знакомство с замыслом поэмы, жанром, композицией, сюжетом.

3.Рассмотрение многообразия крестьянских типов, образа женщины в поэме. Обсуждение проблемы счастья. Сатирическое изображение «хозяев» жизни. Выявление нравственной проблематики поэмы, авторской позиции.

4.Определение роли образа «народного заступника» Гриши Добросклонова в раскрытии идейного замысла поэмы.

5.Формирование знаний о поэме Некрасова как энциклопедии крестьянской жизни середины XIX века. Критики о Некрасове (Ю. Айхенвальд, К. Чуковский, Ю. Лотман)

 

3-2

Информационное (лекционное) занятие: Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество. Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные темы, идеи и образы.

2

 

2

Информационное (лекционное) занятие: Поэма «Кому на Руси жить хорошо». История создания поэмы. Сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная основа.

1

 

1

Практическая работа №12. Образы правдоискателей и «народного заступника» Гриши Добросклонова.

2

1

Практическая работа№13.

Народное представление о счастье. Тема женской доли в поэме. Судьба Матрены Тимофеевны, смысл «бабьей притчи».

2

1

Содержание учебного материала:

1. Изучение сведений из биографии Ф.И. Тютчева.

Рассмотрение философичности как основы лирики поэта. Определение символичности образов поэзии. Формирование знаний об общественно-политической лирике, тютчевском видении России и ее будущего, о лирике любви. Раскрытие в ней драматических переживаний поэта.

2.Изучение сведений из биографии А.А. Фета.

Определение связи творчества Фета с традициями немецкой школы поэтов. Рассмотрение поэзии как выражения идеала и красоты. Слияние внешнего и внутреннего мира в его поэзии. Оценка гармоничности и мелодичности лирики, лирического героя его поэзии.

 

4-0

 

Тема 1.14. Ф.М. Достоевский

Информационное (лекционное) занятие: Ф. И. Тютчев.  Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и обра­зы лирики.

2

2

Информационное (лекционное) занятие:

А.А.Фет. Жизнь и творчество. "Вечные" темы в лирике Фета (природа, поэзия, любовь, смерть).

2

2

Содержание учебного материала:

Изучение сведений из биографии Ф.М. Достоевского.

Анализ романа «Преступление и наказание». Выявление своеобразия жанра. Отражение русской действительности в романе.

2.Обсуждение социальной и нравственно-философской проблематики, теории «сильной личности» в романе. Оценка теории «сильной личности» и ее опровержение в романе.

3.Исследование драматичности характера и судьбы Родиона Раскольникова, тайн внутреннего мира человека: готовности к греху, попранию высоких истин и нравственных ценностей.

4.Эволюция идеи «двойничества». Страдание и очищение в романе. Рассмотрение символических образов в романе.

5.Критика вокруг романов Достоевского (Н. Страхов, Д. Писарев, В. Розанов и др.).

 

1-3

Информационное (лекционное) занятие: Ф. М. Достоевский. Жизнь и творчество. Роман «Преступление и наказание». Полифонизм романа. Оценка романа критиками.

1

1

 

Практическая работа№14. Приемы создания образа Петербурга в романе Достоевского «Преступление и наказание».

2

1

 

                                                               

Практическая работа №15. История преступления Раскольникова. Суть теории. Двойники Раскольникова.

2

1

Практическая работа №16.

Женские образы в романе Достоевского «Преступление и наказание». Значение образа Сони Мармеладовой.

2

 

1

 

2 семестр

79ч.

35(л)-44(п\р)

Тема 1.15. Л.Н. Толстой

 

Содержание учебного материала:

1. Изучение жизненного и творческого пути Л.Н. Толстого, духовных исканий писателя.

2. Анализ романа-эпопеи «Война и мир». Рассмотрение жанрового своеобразия романа, особенностей композиционной структуры, использования художественных принципов Толстого в изображении русской действительности (следование правде, психологизм, «диалектика души»). Соединение в романе идеи личного и всеобщего. Определение символического значения «войны» и «мира». Изображение Толстым светского общества. Изучение духовных исканий Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой. Обсуждение проблемы народа и личности.  Сопоставление Кутузова и Наполеона. Развенчание идеи «наполеонизма».

3. Реализация «мысли семейной» в романе. Сопоставительный анализ семей Болконских, Ростовых и Курагиных. Выражение в произведении авторского идеала семьи.

4. Реализация «мысли народной» в романе. Определение значения образа Платона Каратаева.

5. Анализ картин войны 1812 года. Осуждение жестокости войны в романе. Патриотизм в понимании писателя.

 

2-7

Информационное (лекционное) занятие: Л. Н. Толстой Жизнь и творчество. Роман-эпопея «Война и мир». История создания. Жанровое своеобразие романа. Особенности компози­ции. Система образов в ро­мане

2

1

Практическая работа №17. Изображение светского общества. "Мысль семейная» в романе «Война и мир».

2

1

Информационное (лекционное) занятие:

«Мысль народная» в романе «Война и мир». Философский смысл образа Платона Каратаева.

2

1

Практическая работа №18-19. Тема войны в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения. Причины побед и поражений. Бородинская битва в композиции романа.

2

2

Практическая работа №20. Наполеон и Кутузов. Партизанское движение на страницах романа. Образ Пети Ростова.

2

1

Практическая работа №21-22.

Путь идейно-нравственных иска­ний князя Андрея Болконского  и графа Пьера Безухова.

2

2

Практическая работа №23. Женские образы романа. Образ Наташи Ростовой.

2

1

Тема 1.16. А.П. Чехов

Содержание учебного материала:

1.Изучение сведений из биографии А.П. Чехова. Периодизация творчества. Определение своеобразия и всепроникающей силы чеховского творчества.

2. Определение новаторства Чехова. Анализ юмористических рассказов. Выявление пародийности ранних рассказов. Новаторство в поисках жанровых форм. Знакомство с новым типом рассказа, с темами и сюжетами рассказов.

3.Анализ рассказа «Ионыч».

4.Драматургия Чехова. Театр Чехова – воплощение кризиса современного общества. Работа в журналах. Чехов – репортер.«Вишневый сад» – вершина драматургии Чехова.

Чехов и МХАТ. Роль А. П. Чехова в мировой драматургии театра. Критика о Чехове

(И. Анненский, В. Пьецух).

5.Изучение комедии «Вишневый сад». Определение своеобразия жанра. Изображение дворянства в пьесе. Жизненная бесполезность героев. Дискуссия о Лопахине («Новый хозяин?»). Изображение новых хозяев жизни (Образы Пети Трофимова и Ани). Рассмотрение актуальности пьесы, ее проблемы в наше время.

 

2-3

Информационное (лекционное) занятие: А. П. Чехов.  Жизнь и творчество. Драматургия А.П. Чехова. Чехов и МХАТ.

2

1

Практическая работа №24. Шукшин «Шире шаг, маэстро!» и А.П. Чехов «Ионыч» - сопоставительный анализ.

2

1

Информационное (лекционное) занятие: Пьеса «Вишневый сад». Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система образов.

1

1

Практическая работа №25-26. Символический смысл вишневого сада. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе «Вишневый сад».

2

2

Тема 1.17. Зарубежная литература второй половины 19 века

Содержание учебного материала:

1.Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века.

2. Знакомство с творчеством зарубежных писателей: Г. де Мопассан, Г. Ибсен, А. Рембо

 

2-0

Информационное (лекционное) занятие:

Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века.

1

1

 

Практическая работа №27. Г. Ибсен Драма «Кукольный дом». А. Рембо. Стихотворение «Пьяный корабль».

         1

       1

Раздел 2. Литература ХХ в.

 

 

Тема 2.1. Общественно-культурная ситуация в России конца 19 – начала 20 века

Содержание учебного материала:

Общая характеристика культурно-исторического процесса рубежа XIX и XX веков и его отражение в литературе. Неповторимость развития русской культуры. Живопись. Музыка. Театр. Хореография. Феномен русского меценатства. Традиции русской классической литературы XIX века и их развитие в литературе XX века. Общечеловеческие проблемы начала XX века в прозе и поэзии. Новаторство литературы начала XX века. Многообразие литературных течений (символизм, акмеизм, футуризм), отражение в них идейно-политической борьбы первых послереволюционных лет. Роль искусства в жизни общества. Полемика по вопросам литературы.

 

2-0

Информационное (лекционное) занятие:

Основные тенденции развития литературы рубежа 19 – 20 веков (1890-1917)

1,2

2

Тема 2.2.И.А. Бунин.

Содержание учебного материала:

1.Изучение сведений из биографии, художественного мира И.А. Бунина.

2. Анализ рассказа «Господин из Сан-Франциско». Осуждение бездуховности существования. Значение символов в рассказе. Предметная детализация бунинского текста. Временная и пространственная организация рассказа.

3. Рассмотрение темы любви в рассказах «Солнечный удар» и «Чистый понедельник». Новизна в изображении психологического состояния человека Наблюдение над особенностями бунинской стилистики и философской концепции писателя.

 

1-2

Информационное (лекционное) занятие: И.А. Бунин: основные этапы жизни и творчества.

2

1

Практическая работа №28. Тема любви в рассказах «Солнечный удар» и «Чистый понедельник».

        2

1

Практическая работа №29. Рассказ «Господин из Сан-Франциско». Осуждение бездуховности существования.

2

1

Тема 2.3. А.И. Куприн.

Содержание учебного материала:

1. Изучение сведений из биографии А.И. Куприна.

2. Анализ повести «Поединок». Рассмотрение смысла названия повести. Определение гуманистического, антивоенного пафоса повести. Анализ образов героев, выражающих авторскую позицию в повести.

 

1-2

Информационное (лекционное) занятие: А.И. Куприн. Причуды судьбы, или как стать писателем.

1

1

Практическая работа №30-31.

Метафоричность названия повести «Поединок».  Поручик Ромашов: характер, личность, судьба.

1

2

Тема 2.4.  А.М. Горький.

 

Содержание учебного материала:

1.Изучение сведений из биографии А. М. Горького.

2. Сотрудничество писателя с Художественным театром.

3.“На дне” как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка.

4.Сочинение по творчеству М. Горького.

 

1-3

Информационное (лекционное) занятие: А.М. Горький. Жизнь и творчество.

2

1

Практическая работа №32. Пьеса «На дне». Социальное и нравственное падение героев.

2

1

Практическая работа №33-34. Пути героев к правде и споры о человеке. Авторская позиция и способы ее выражения

2

2

Тема 2.5. Поэзия Серебряного века.

 

 

Содержание учебного материала:

1.Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX в. Обсуждение проблемы традиций и новаторства в литературе начала ХХ века. Рассмотрение форм ее разрешения в творчестве реалистов, символистов, акмеистов, футуристов.

2. Формирование знаний о литературных течениях поэзии русского модернизма: символизме, акмеизме, футуризме. Изучение творчества поэтов, творивших вне литературных течений.

3. Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами. Конструирование мира в процессе творчества. Музыкальность стиха. «Старшие символисты» (В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Ф.К. Сологуб) и «младосимволисты» (А. Белый, А.Блок). Изучение поэзии «серебряного века». Общая характеристика творчества поэтов: Константина Бальмонта, Валерия Брюсова, Николая Гумилева, Осипа Мандельштама, Марины Цветаевой, Георгия Иванова, Владислава Ходасевича, Игоря Северянина, Михаила Кузмина. Выразительное чтение и анализ стихотворений не менее трех авторов по выбору обучающихся.

4. Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н.С.Гумилева «Наследие символизма и акмеизм». Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к «прекрасной ясности», создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника. Изучение сведений из биографии Н.С. Гумилева. Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.

5. Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер «нового искусства». Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация «самовитого» слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов. Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), «Центрифуга» (Б. Л. Пастернак). Понятие об авангардизме.

 

3-1

Информационное (лекционное) занятие: Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX вв. Символизм.

1

1

Информационное (лекционное) занятие: Русская поэзия конца XIX – начала XX в. Акмеизм.

1

1

Практическая работа №35. Н. С. Гумилев. Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика лирики.

1

1

Информационное (лекционное) занятие: Русская поэзия конца XIX – начала XX в. Футуризм.

1

1

Тема 2.6.  А.А. Блок

Содержание учебного материала:

1. Сведения из биографии А.А. Блока.

2. Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы “страшного мира”. Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в стихотворении “Скифы”. Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.

3.История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция  и способы ее выражения в поэме.

 

1-3

Информационное (лекционное) занятие:

А. Блок. Жизнь и творчество. Первый том «трилогии вочеловечения».

2

 

1

Практическая работа №36-37.Мир стихий  и «Страшный мир» в поэзии А.Блока.

2

2

Практическая работа №38 Поэма «Двенадцать». История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция  и способы ее выражения в поэме.

1

1

Тема 2.7. Литература 20-х (обзор)

1. Противоречивость развития культуры в 20-е годы. Литературный процесс 20-х

годов. Литературные группировки и журналы (РАПП, Перевал, Конструктивизм; «На

посту», «Красная новь», «Новый мир» и др.). Политика партии в области литературы в 20-е годы.

2. Крестьянская поэзия 20-х годов. Беспокойство за судьбу родной земли

человека, живущего на ней, в творчестве С. Есенина, Н. Клюева, С. Клычкова, П.Васильева.

3. Эксперименты со словом в поисках поэтического языка новой эпохи (В. Хлебников, А. Крученых, поэты - обериуты.)

4. Роман-антиутопия.

 

1-0

 

Информационное (лекционное) занятие: Литература 20-х (обзор).

1

1

Тема 2.8. С.А. Есенин

Содержание учебного материала:

1.Изучение сведений из биографии С.А.Есенина. Основные мотивы лирики.

2.Традиции А. С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина.

3. Анализ поэмы «Анна Снегина».

 

1-1

Информационное (лекционное) занятие: С. А. Есенин. Жизнь и творчество. Основные темы и проблемы творчества Есенина.

2

1

Практическая работа №39. Поэма «Анна Снегина».

2

1

Тема 2.9. В.В. Маяковский

Содержание учебного материала:

1. Изучение сведений из биографии В.В.Маяковского.

2. Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в творчестве Маяковского.

4. Анализ поэмы «Облако в штанах».

 

1-1

Информационное (лекционное) занятие:

В. В. Маяковский. Жизнь и творчество. Основные темы и проблемы в творчестве Маяковского.

2

1

Практическая работа №40. Поэма «Облако в штанах».

2

1

Тема 2.10. Е.И. Замятин

Содержание учебного материала:

1. Изучение сведений из биографии Е.И. Замятина.

2. Анализ рассказа «Пещера». Время и пространство в рассказе. Конфликт, образный строй и система персонажей. Особенности речевых характеристик. Психологизм Замятина. Предметная детализация.

 

1-1

Информационное (лекционное) занятие:

Творчество Е.И. Замятина.

1

1

Практическая работа №41.Рассказ «Пещера».

2

1

Тема 2.11. Литература 30-х – начала 40-х годов (обзор)

1. Становление новой культуры в 30-е годы.

Поворот к патриотизму в середине 30-х годов (в культуре, искусстве илитературе). Единство и многообразие русской литературы («Серапионовы братья», «Кузница» и др.). Первый съезд советских писателей и его значение.

2. Социалистический реализм как новый художественный метод.

3.Отражение индустриализации и коллективизации; поэтизация социалистического

идеала в творчестве Н. Островского, Л. Леонова, В. Катаева, М. Шолохова, Ф. Гладкова, М. Шагинян, Вс. Вишневского, Н. Погодина, Э. Багрицкого, М. Светлова, П. Васильева.

 

1-0

Информационное (лекционное) занятие: Литература 30-х – начала 40-х годов (обзор)

1

1

Тема 2.12. М.И. Цветаева

Содержание учебного материала:

1. Изучение сведений из биографии М.И.Цветаевой.

2. Основные темы творчества. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.

 

0-2

Практическая работа №42-43. М. И. Цветаева. Жизнь и творчество. Основные темы творчества М. Цветаевой

2

2

Тема 2.13. А.П. Платонов

Содержание учебного материала:

1.Изучение сведений из биографии А.П. Платонова.

2. Традиции Салтыкова-Щедрина в прозе Платонова. Высокий пафос и острая сатира в “Котловане”. Утопические идеи “общей жизни” как основа сюжета повести. “Непростые” простые герои Платонова.  Тема смерти в повести. Самобытность языка и стиля писателя.

 

1-1

Информационное (лекционное) занятие: А. П. Платонов Жизнь и творчество.

1,2

1

Практическая работа №44. Характерные черты времени в повести. А. Платонова «Котлован».

2

1

Тема 2.14. М. А. Булгаков

Содержание учебного материала:

1. Изучение сведений из биографии М.А. Булгакова.

2. История создания и публикации романа. Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Эпическая широта и сатирическое начало в романе. Сочетание реальности и фантастики. Москва и Ершалаим. Образы Воланда и его свиты. Библейские мотивы и образы в романе. Человеческое и божественное в облике Иешуа. Фигура Понтия Пилата и тема совести. Проблема нравственного выбора в романе. Изображение любви как высшей духовной ценности. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.

3.Сочинение по творчеству М. А. Булгакова.

 

3-3

Информационное (лекционное) занятие:

М. А. Булгаков Жизнь и творчество. Роман «Мастер и Маргарита»: особенности композиции и проблематика.

1

1

Практическая работа №45-46.

Ершалаимские главы. Понтий Пилат и Га-Ноцри в романе. Интерпретация библейского сюжета.

2

2

Практическая работа №47. «Мастер и Маргарита» - апология творчества и идеальной любви в атмосфере отчаяния

и мрака. История любви Мастера и Маргариты.

2

1

Информационное (лекционное) занятие: Композиционная структура и особенности жанра романа. Система внутренних соответствий в рамках романа. Смысл финала.

1,2

2

Тема 2.15. М. А. Шолохов

Содержание учебного материала:

1. Изучение сведений из биографии М.А. Шолохова.

2. История создания романа. Широта эпического повествования. Сложность авторской позиции. Система образов в романе. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества. Глубина постижения исторических процессов в романе.

3. Изображение гражданской войны как общенародной трагедии. Тема разрушения семейного и крестьянского укладов.

4. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. "Вечные" темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Утверждение высоких человеческих ценностей.

5. Женские образы. Функция пейзажа в романе. Смысл финала. Художественное своеобразие романа. Язык прозы Шолохова.

6. Сочинение по роману М. А. Шолохова “Тихий Дон”.

 

1-4

Информационное (лекционное) занятие:

М. А. Шолохов. Жизнь и творчество. Роман-эпопея «Тихий Дон». История создания романа.

1,2

1

Практическая работа№48-49. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни

2

2

Практическая работа №50-51. Женские образы в романе Шолохова «Тихий Дон».

2

2

Тема 2.16. Литература Русского Зарубежья. В.В. Набоков.

Содержание учебного материала:

Русское литературное зарубежье 40–90-х годов (обзор). И. Бунин, В. Набоков, Вл. Максимов, А. Зиновьев, В. Некрасов, И. Бродский, Г. Владимов и др. Тематика и проблематика творчества. Традиции и новаторство. Духовная ценность и обаяние творчества писателей русского зарубежья старшего

поколения. В.В. Набоков. Изучение сведений из биографии. Роман «Машенька». Проблематика и система образов в романе. Описания эмигрантской среды и воспоминания героя о прошлом, юности. Образ Машеньки. Смысл финала романа. Теория литературы: развитие понятия о стиле писателя

 

1-1

Информационное (лекционное) занятие: Очерк жизни и творчества В.В. Набокова.

1

1

 

Практическая работа №52. Тема России в романе «Машенька» (обзор).

 

1

Тема 2.17. Литература военных лет и «военная проза»

 

Содержание учебного материала:

1. Живопись А. Дейнеки и А. Пластова. Музыка Д. Шостаковича и песни военных лет (С. Соловьев-Седой, В. Лебедев-Кумач, И. Дунаевский и др.). Кинематограф героической эпохи.

2. Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков: О. Берггольц, К. Симонов, А. Твардовский, А. Сурков, М. Исаковский, М. Алигер, Ю. Друнина, М. Джалиль и др.

3. Публицистика военных лет: М. Шолохов, И. Эренбург, А. Толстой. Повести и романы Б. Горбатова, А. Бека, А. Фадеева. Пьесы: «Русские люди» К. Симонова, «Фронт» А. Корнейчука и др.

4. Произведения первых послевоенных лет. Проблемы человеческого бытия, добра и зла, эгоизма и жизненного подвига, противоборства созидающих и разрушающих сил в произведениях Э. Казакевича, В. Некрасова, А. Бека, В. Ажаева и др.

 

1-0

Информационное (лекционное) занятие: Обзор литературы периода Великой Отечественной войны.

1,2

1

Тема 2.18. А.А. Ахматова

Содержание учебного материала:

1. Жизненный и творческий путь.

2. Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. Темы любви и искусства. Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Ахматовой.

3. История создания и публикации поэмы «Реквием». Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос “Реквиема”. Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога.

 

1-1

Информационное (лекционное) занятие:

А. А. Ахматова Жизнь и творчество. Отражение в лирике А. Ахматовой глубины человеческих переживаний.

1,2

1

Практическая работа№53. Поэма «Реквием». История создания и публикации. Тема исторической памяти.

2

1

Тема 2.19.Б.Л. Пастернак

Содержание учебного материала:

1.Краткая характеристика творческого пути.

2. Размышления о поэте и поэзии. Тема природы и искусства. Слияние лирического героя с окружающим миром. Метафоричность стихотворений. Философские мотивы: смысл бытия, назначение человека, сущность мира. Эволюция лирики от «сложной иносказательности к понятной простоте». Восхищение перед миром, мотив благодарности за чудо жизни.

 

2-0

Информационное (лекционное) занятие: Б. Л. Пастернак. Жизнь и творчество. Основные темы и образы лирики.

1

2

Тема 2.20. А.Т. Твардовский

Содержание учебного материала:

1. Изучение сведений из биографии. Рассмотрение художественного мира поэта.

2. Выразительное чтение и анализ стихотворений: «Вся суть в одном-единственном завете», «Памяти матери», «Я знаю: никакой моей вины…», «В тот день, когда кончилась война…».

 

1-0

Информационное (лекционное) занятие:

А. Т. Твардовский. Жизнь и творчество. Служение народу как ведущий мотив творчества поэта.

1,2

1

Тема 2.21. Литература оттепели

Содержание учебного материала:

1. Изучение сведений из биографии.

2. Новый подход к изображению прошлого. Проблема ответственности поколений. Размышления писателя о возможных путях развития человечества в повести. Мастерство А. Солженицына – психолога: глубина характеров, историко-философское обобщение в творчестве писателя.

3.Отражение конфликтов истории в судьбах героев «Один день Ивана Денисовича».

 

1-1

Информационное (лекционное) занятие: Жизнь и творчество А.И. Солженицына (обзор).

1

1

Практическая работа №54. Повесть «Один день Ивана Денисовича» (обзор).

2

1

Тема 2.22. Литература 60–80-х годов (обзор).

 

Содержание учебного материала:

Смерть И.В. Сталина. XX съезд партии. Изменения в общественной и культурной жизни страны. Новые тенденции в литературе. Тематика и проблематика, традиции и новаторство в произведениях писателей и поэтов.

 

1-0

Информационное (лекционное) занятие:

Новые тенденции в литературе. Тематика и проблематика, традиции и новаторство в произведениях писателей и поэтов.

1

1

Тема 2.23. «Лейтенантская проза»

Содержание учебного материала:

Исследование природы подвига и предательства, философский анализ поведения человека в экстремальной ситуации в произведениях В.Быкова «Сотников», В. Л. Кондратьева «Сашка».

 

1-1

Информационное (лекционное) занятие: «Лейтенантская проза». Общий обзор, основные представители.

1

1

Практическая работа №55.Повесть  В. Быкова «Сотников».

2

1

2Тема 2.24. «Деревенская проза»

Содержание учебного материала:

1. Изображение жизни советской деревни. Глубина, цельность духовного мира человека, связанного жизнью своей с землей, в произведениях Ф. Абрамова, М. Алексеева, С. Белова, С. Залыгина, В. Крупина, П. Проскурина, Б. Можаева, В. Шукшина,

2. В.М. Шукшин. Изучение сведений из биографии. Рассказы: «Чудик», «Выбираю деревню на жительство», «Срезал», «Микроскоп», «Ораторский прием». Изображение жизни русской деревни: глубина и цельность духовного мира русского человека.

3.В.Астафьев. Повесть «Царь – рыба». Натурфилософия В.Астафьева. Человек и природа: единство и противостояние. Нравственный пафос повести. Проблема утраты человеческого в человеке.

4. Повесть «Прощание с Матёрой». Проблематика повести. Тема памяти и преемственности поколений. Образы стариков в повести. Проблема утраты душевной связи человека со своими корнями.

 

2-2

Информационное (лекционное) занятие: Характеристика «деревенской прозы».

1

      1

Практическая работа №56. Рассказы В.М. Шукшина: герои, конфликты, проблемы.

2

1

Информационное (лекционное) занятие: В. Г. Распутин. Жизнь и творчество.

1

1

Практическая работа №57. Повесть «Прощание с Матерой» Тема памяти и преемственности поколений.

2

1

Тема 2.25.Драматургия  70-80-х годов (обзор).

Изучение сведений из биографии. Нравственная проблематика пьес А. Вампилова «Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын», «Утиная охота» (обзор), анализ пьесы «Утиная охота».

 

1-1

Информационное (лекционное) занятие: А. В. Вампилов. Жизнь и творчество.

1

1

Практическая работа №58. Пьеса «Утиная охота». Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе.

2

1

Тема 2.26. Современная литература

Практическая работа №59.  Писатель-метафорист А. Иличевский. Рассказ «Воробей».

1

1

Практическая работа №60. Творчество В. Токаревой. Рассказ «Вместо меня».

1

1

Итоговая аттестация в форме комплексного экзамена.

 

 

Всего:

117

 

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Материально-техническое обеспечение

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета

 

Оборудование учебного кабинета:

– посадочные места по количеству обучающихся;

– рабочее место преподавателя;

–комплект учебно-наглядных пособий

– раздаточный и дидактический материал

– учебно-методический комплекс по предмету

 

Справочные учебные пособия кабинета:

–словари,

–тексты художественных произведений,

– хрестоматии

 

Дидактические средства обучения:

– методические разработки к урокам

– справочные учебные пособия кабинета

– портреты писателей

–комплекты контрольных и проверочных работ

 

Технические средства обучения:

–ноутбук LENOVO

–видеофильмы по основным разделам курса литературы

–мультимедийный проектор HITACHI

–демонстрационный экран BRAUNGERMANY

 

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:

 

Основные источники:

1. Сухих И.Н. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 10 класс. В 2-х частях. Издательство «Академия», 2019 г.

2. Сухих И.Н. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 класс. В 2-х частях. Издательство «Академия», 2019 г.

 

Дополнительные источники:

1. Лебедев Ю.В. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 10 класс. В 2-х частях. Издательство «Просвещение», 2019 г.

2. Михайлов О.Н., Шайтанов И.О., Чалмаев В. А. и др. / Под ред. Журавлёва В.П. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 класс. В 2-х частях. Издательство «Просвещение», 2019 г.

3. Зинин С.А., Сахаров В.И. Русский язык и литература. Литература. В 2 ч. (базовый уровень). 10 класс. Издательство «Русское слово», 2019 г.

4. Зинин С.А., Сахаров В.И. Русский язык и литература. Литература. В 2 ч. (базовый уровень). 11 класс. Издательство «Русское слово», 2019 г.

5. Ланин Б. А., Устинова Л.Ю., Шамчикова В.М. / Под ред. Ланина Б.А. Русский язык и литература. Литература. 11 класс: базовый и углублённый уровни. Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ, 2019 г.

6. Курдюмова Т.Ф. и др. / Под ред. Курдюмовой Т. Ф. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 10 класс. Издательство «ДРОФА», 2019 г.

7. Курдюмова Т.Ф. и др. / Под ред. Курдюмовой Т. Ф. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 класс. Издательство «ДРОФА», 2019 г.

8. Архангельский АН. и др. Русский язык и литература. Литература. Углубленный уровень (в 2 частях). 10 класс. Издательство «ДРОФА», 2019 г.

9. Агеносов В.В. и др. Русский язык и литература. Литература. Углубленный уровень (в 2 частях). 11 класс.

Издательство «ДРОФА», 2019 г.

 

Интернет – ресурсы:

http://www.krugosvet.ru/

http://school-collection.edu.ru/

https://ru.wikipedia.org/wiki/

http://ilibrary.ru/
http://www.ayguo.com/

http://www.klassika.ru/

http://www.library.ru/

http://www.poezia.ru/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

 

Результаты обучения

(освоенные умения,  знания)

Основные показатели оценки результата

1

2

Освоение содержания учебной дисциплины «Литература» обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:

·         личностных:

сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

эстетическое отношение к миру;

совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.);

 

 

 

 

аудирование, участие в эвристической беседе; работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе интернет - источники), составление тезисного плана; составление плана сочинения; аналитическая работа с текстом художественного произведения; чтение; подготовка докладов и выступлений на семинаре (в том числе подготовка компьютерных презентаций); выразительное чтение и чтение наизусть;

составление тезисного и цитатного планов; работа в группах по подготовке ответов на проблемные вопросы; проектная и учебно-исследовательская работа

·         метапредметных:

умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;

владение навыками познавательной, учебно исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;

способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

осмысление, понимание элементов изображенного автором мира и их взаимодействие с авторской концепцией произведения; сопоставительный анализ произведений, образов; восприятие художественного произведения с учетом авторской позиции; аргументированное высказывание своего отношения к прочитанному произведению в устной и письменной форме; осмысление и понимание особенностей поэтики, стиля писателя,  роли пейзажа в раскрытии  идейно художественного замысла автора; понимание и осмысление основных причин, закономерностей развития направлений и историко-литературных процессов

·         предметных:

сформированность устойчивого интересак чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;

сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;

владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, и их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;

сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

владение навыками   анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики;

осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия интеллектуального понимания;

сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.

осознанное чтение художественных произведений (избранных глав); осмысление, понимание элементов изображенного мира и их взаимодействие с авторской концепцией произведения; раскрытие конкретно-исторического и общечеловеческого содержания произведений; связывание литературной классики со временем написания и с современностью; выявление «сквозных тем» и ключевых проблем русской литературы; сопоставительный анализ произведений, образов; восприятие художественного произведения с учетом авторской позиции; выразительное чтение произведений, заучивание наизусть  стихотворений (или фрагментов); аргументированное высказывание своего отношения к прочитанному произведению в устной и письменной форме; осмысление и понимание особенностей поэтики, стиля писателя,  роли пейзажа в раскрытии  идейно художественного замысла автора; развитие понятия о поэтических средствах художественной выразительности; определение структурных элементов произведения, рода, жанра, изобразительно-художественных средств языка; понимание и осмысление основных причин, закономерностей развития направлений и историко-литературных процессов; изложение фактов биографии писателей и поэтов XIX – ХХ вв., определение основных тем и мотивов их произведений

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Приложение № ___ к образовательной программе 38

Приложение № ___ к образовательной программе 38

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе

СОДЕРЖАНИЕ 1.

СОДЕРЖАНИЕ 1.

ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ________________ЛИТЕРАТУРА_______________ название дисциплины 1

ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ________________ЛИТЕРАТУРА_______________ название дисциплины 1

Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов; · использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет - ресурсов…

Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов; · использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет - ресурсов…

ОК6.Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей

ОК6.Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей

Тематический план и содержание учебной дисциплины

Тематический план и содержание учебной дисциплины

Тематический план и содержание учебной дисциплины

Тематический план и содержание учебной дисциплины

Содержание учебного материала: 1

Содержание учебного материала: 1

Содержание учебного материала: 1

Содержание учебного материала: 1

Тема 1.14. Ф.М. Достоевский

Тема 1.14. Ф.М. Достоевский

Тема 1.14. Ф.М. Достоевский

Тема 1.14. Ф.М. Достоевский

Изучение сведений из биографии, художественного мира

Изучение сведений из биографии, художественного мира

Идея поэта-ремесленника. Изучение сведений из биографии

Идея поэта-ремесленника. Изучение сведений из биографии

Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта

Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта

Информационное (лекционное) занятие:

Информационное (лекционное) занятие:

Практическая работа №52. Тема

Практическая работа №52. Тема

Практическая работа №52. Тема

Практическая работа №52. Тема

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3

Агеносов В.В. и др. Русский язык и литература

Агеносов В.В. и др. Русский язык и литература

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

XIX – ХХ вв., определение основных тем и мотивов их произведений

XIX – ХХ вв., определение основных тем и мотивов их произведений
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.07.2023