МИНИСТЕРСТВО образования Московской Области
Государственное Бюджетное
Профессиональное Образовательное Учреждение
Московской области
«Наро-Фоминский техникум»
«Рассмотрено» на заседании Методического совета протокол № ___от «___»_____2020г. |
«Утверждаю» Директор ГБПОУ МО «Наро-Фоминский техникум» _________Д.П. Клейносов «____»_______________2020г. |
рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД. 10 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
по специальности 43.02.14 Гостиничное дело
г. Наро – Фоминск, 2020 г
Рабочая программа ОУД. 10 Обществознание разработана:
1. на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины Обществознание, в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования. Приказ Минобрнауки России от 9 декабря 2016 г. № 1552 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 43.02.14 Гостиничное дело.
2. в соответствии с примерной программой ФИРО учебной дисциплины Обществознание предназначенной для профессиональных образовательных организаций, реализующих основную профессиональную образовательную программу СПО на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования. (Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 378 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»4. на основе рабочего учебного плана по специальности 43.02.14 Гостиничное дело, утвержденного «__»________ 2020 г. директором ГБПОУ МО «Наро- Фоминский техникум» Д.П. Клейносовым. Протокол № ____ от «__» ___________ 2020 г.
Разработчик : Смирнова Ольга Ивановна - преподаватель высшей квалификационной категории.
Организация-разработчик Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Наро-Фоминский политехнический техникум»
Программа рассмотрена и утверждена на заседании методического объединения общеобразовательного цикла ГБПОУ МО «Наро-Фоминский техникум».
Протокол № ___ от «___» ________ 2020г.
Председатель методического объединения
преподавателей общеобразовательного цикла
ГБПОУ МО «Наро-Фоминский техникум» ___________Т.Н. Бурханова
СОДЕРЖАНИЕ
|
стр. |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
4
|
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
9 |
3. условия реализации учебной дисциплины
|
27 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
|
30 |
1. паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины Обществознание предназначена для изучения обществознания в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих, служащих по профессии.
Рабочая программа составлена на основе примерной программы ФИРО учебной дисциплины Обществознание для специальности 43.02.14 Гостиничное дело среднего профессионального образования (базовый уровень)
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы. Интегрированная учебная дисциплина Обществознание является учебным предметом обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования. В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина Обществознание изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования ( ППССЗ). В учебных планах ППССЗ место учебной дисциплины — в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО или специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины.
Содержание программы Обществознание направлено на достижение следующих целей:
• воспитание гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, патриотизма, приверженности конституционным принципам Российской Федерации;
• развитие личности на стадии начальной социализации, становление правомерного социального поведения, повышение уровня политической, правовой и духовно-нравственной культуры подростка;
• углубление интереса к изучению социально-экономических и политико-правовых дисциплин;
• умение получать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать ее, делать выводы и прогнозы;
• содействие формированию целостной картины мира, усвоению знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах регулирования общественных отношений, необходимых для взаимодействия с другими людьми в рамках отдельных социальных групп и общества в целом;
• формирование мотивации к общественно полезной деятельности, повышение стремления к самовоспитанию, самореализации, самоконтролю;
• применение полученных знаний и умений в практической деятельности в различных сферах общественной жизни.
1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины Обществознание обеспечивает достижение обучающимся следующих результатов:
• личностных:
− сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
− российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герба, флага, гимна);
− гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности;
− толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты;
− готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
− осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
− ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
• метапредметных:
− умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
− готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
− умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
− умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов;
− умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
− владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания;
• предметных:
− сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
− владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
− владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
− сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
− сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
− владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
− сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития;
− сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
В процессе освоения дисциплины у обучающихся должны формироваться общие компетенции (ОК):
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 78 часов,
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 60 часов;
практических работ 18 часов
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
78 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: практические занятия |
60
18 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе: внеаудиторная самостоятельная работа |
|
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Обществознание
(всего 78 часов)
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, самостоятельные работы обучающихся, контрольные работы |
Количество часов |
Уровень освоения |
|
Введение. Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Методы исследования. Значимость социального знания. |
1 |
1 |
Раздел 1.
|
«Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе» |
14 |
|
1.1. «Природа человека, врожденные и приобретенные качества». «Потребности, способности интересы. Социализация личности.»
|
Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность. Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество. Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности интересы. Социализация личности. Самосознание и социальное поведение. Ценности и нормы. Цель и смысл человеческой жизни. |
2 |
1 |
1.2. «Мировоззрение. Типы мировоззрения».
|
Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные особенности научного мышления |
1 |
2 |
1.3. «Свобода как условие самореализации личности» |
Свобода человека и ее ограничители (внутренние – со стороны самого человека и внешние – со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности. |
1 |
2 |
1.4. «Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие». «Человек в учебной и трудовой деятельности» |
Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. Умение общаться. Толерантность. Поиск взаимопонимания. Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи. Причины и истоки агрессивного поведения. Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение.
|
2 |
2 |
|
Практическое занятие №1 : Человек, индивид, личность. Потребности, способности и интересы. Мировоззрение. Типы мировоззрения.
|
2 |
|
Тема 2: «Общество как сложная система»
2.1.«Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества». Общество и природа.» |
Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду.
|
2 |
2
2 |
2.2.«Многовариантность общественного развития». «Особенности современного мира. Процессы глобализации». |
Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Смысл и цель истории. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное). Антиглобализм, его причины и проявления. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем. |
1 |
2 |
|
Контрольная работа № 1. Тест к I разделу: «Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе».
|
1
|
2
|
Практическое занятие №2: Основные институты общества. Общество и природа. Глобализация. |
2 |
||
Раздел 2. |
«Основы знаний о духовной культуре человека и общества» |
20 |
2 |
Тема 1:«Духовная культура личности и общества» 2.1.1. «Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни». « Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура – продукт информационного общества»
|
Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура – продукт информационного общества. Особенности и значение каждого вида культуры. |
2 |
2 |
2.1.2. «Особенности молодежной субкультуры.» |
Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. |
1 |
2 |
2.1.3. «Взаимодействие и взаимосвязь различных культур». «Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе».
|
Понятие культурной интеграции и его значение в общественной жизни. Этикет. Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям.
|
1 |
2 |
|
Практические занятия№3: Духовная культура личности и общества. Виды культуры. |
2 |
|
Тема 2: « Наука и образование в современном мире» 2.2.1. « Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки».
|
Значимость труда ученого, его особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом. |
2 |
2
2 |
2.2.2. «Образование как способ передачи знаний и опыта». «Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование». |
Роль образования в жизни современного человека и общества. Система образования в Российской Федерации. Профессиональное образование. Дополнительные образовательные услуги, порядок их предоставления.
|
101101101001101010101011010 2 |
2 |
Практические заняти№4: Наука в современном мире. Роль образования в жизни человека и общества. |
2 |
|
|
Тема 3 «Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры»
|
|
|
2 |
3.2.1. «Мораль. Основные принципы и нормы морали.» .«Моральный самоконтроль личности. Моральные идеалы личности»
|
Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Ценности и нормы и их разновидности. Мотивы и предпочтения. |
2
|
2 |
3.2.2. «Самопознание и социальное поведение личности». |
Индивид. Индивидуальность. Талантливость. Гениальность. Конформизм. Социальный тип. |
2 |
2 |
3.2.3. «Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусства.» |
Виды искусства .Основные достижения искусства России.
|
2
|
2 |
Практические занятия№5:. Мораль. Религия. Искусство. |
2 |
|
|
Раздел 3. |
«Социальные отношения»
|
23
|
2 |
Тема 1 « Социальная стратификация» |
Социальная иерархия общество. Основные модели социальной стратификации. |
1 |
2 |
3.1.1. «Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. » |
Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах.Социальная мобильность. |
2 |
2 |
Практические занятия: Социальная стратификация |
1 |
||
3.1.2. «Социальная роль.» .«Социальный статус и престиж». |
Соотношение личностного «Я» и социальной роли. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе. Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности. |
1 |
2 |
Тема 2 « Социальные нормы и конфликты»
3.2.1. «Виды социальных норм и санкций». |
Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль. |
2 |
2 |
3.2.2. «Девиантное поведение, его формы, проявления». |
Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни. |
2 |
2 |
3.2.3. «Социальный конфликт» |
Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Позитивное и деструктивное в конфликте. Пути разрешения социальных конфликтов. |
1 |
2 |
Практические занятия №6 : Виды социальных норм. |
2 |
3 |
|
Тема 3 « Важнейшие социальные общности и группы»
3.3.1. «Особенности социальной стратификации в современной России». |
Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы. |
2 |
2 |
3.3.2. «Молодежь как социальная группа» |
Особенности молодежной политики в Российской Федерации |
2 |
2 |
3.3.3. «Этнические общности». |
Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. |
2 |
2 |
3.3.4 «Семья как малая социальная группа». |
Семья и брак. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. |
2 |
2 |
Практические занятия №6: Социальные конфликты. Социальная стратификация в современной России. Межнациональные отношения. Семья в современной России. |
2 |
|
|
Раздел 4. |
«Политика как общественное явление» |
21 |
2 |
Тема 1. Политика и власть. Государство в политической системе. 4.1.1. «Понятие власти». |
Типы общественной власти. Политика как общественное явление. Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты.
|
2 |
2 |
4.1.2. «Государство как политический институт» |
Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет. |
1 |
2 |
4.1.3 «Внутренние и внешние функции государства». |
Особенности функционального назначения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов – основные особенности развития современной политической системы. |
2 |
2 |
4.1.4. «Формы государства». «Правовое государство, понятие и признаки». |
Формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций. Особенности демократии в современных обществах. Правовое государство, понятие и признаки. Правовое государство и гражданское общество. |
2 |
2 |
Практические занятия№7: Политическая система общества, ее структура |
2 |
|
|
Тема 2. Участники политического процесса. |
Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. |
|
2 |
4.2.1. «Личность и государство» |
Политический статус личности. Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. |
2 |
2 |
4.2.2. «Политическая элита, особенности ее формирования в современной России» |
Политическая элита, особенности ее формирования в современной России |
2 |
2 |
4.2.3. «Гражданское общество и государство» |
Гражданские инициативы. Становление институтов гражданского общества и их деятельность в Российской Федерации. |
2 |
2 |
4.2.4. «Избирательная система РФ. Понятие выборов.» |
Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Абсентеизм, его причины и опасность. Избирательная кампания в Российской Федерации. |
2 |
2 |
4.2.5. «Политические партии и движения, их классификация.» «Роль средств массовой информации в политической жизни общества» |
Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ. |
2 |
2 |
Практические занятия№8: Государство в политической системе общества. Функции государства. Формы государства. Гражданское общество и правовое государство. Избирательное право в Российской Федерации. Личность и государство |
1 |
|
|
Итоговый контроль в форме : Дифференцированный зачет |
1 |
3 |
|
|
Всего:
|
78
|
|
Внутри каждого раздела указываются соответствующие темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах),наименования необходимых лабораторных работ и практических занятий (отдельно по каждому виду), контрольных работ, а также примерная тематика самостоятельной работы. Если предусмотрены курсовые работы (проекты) по дисциплине, описывается их примерная тематика. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3 (отмечено звездочкой *). Уровень освоения проставляется напротив дидактических единиц в столбце 4 (отмечено двумя звездочками **).
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Истории и обществознания».
Оборудование учебного кабинета: - посадочные места по количеству обучающихся; - рабочее место преподавателя; - комплект учебно-наглядных пособий «Обществознание».
Технические средства обучения:
- компьютер с выходом в сеть Интернет;
- видеопроектор;
- презентации;
- видеофильмы;
- электронные пособия.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Для обучающихся:
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Для обучающихся
Важенин А.Г. Обществознание: учебник. – М., 2019г., -430 с.
Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб. пособие. – М., 2019г., - 157 с.
Горелов А.А. Обществознание: учебник М. Академия 2019г., -335 с.
Горелов А.А. Обществознание: практикум М. Академия 2019г., - 157 с.
Горелов А.А. Основы Философии учебник – М. Академия 2019г., - 320с.
Казанцев С.Я. Основы права учебник - М. Академия 2018г., -255 с.
Шкатулла В.И. Основы правовых знаний – М. Академия 2017г.
Смирнов И.П. Введение в современное обществознание: хрестоматия. – М., 2017г., -415 с.
Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. Обществознание. – М., 2019г-2020., -230 с.
Для преподавателей
Важенин А.Г. Обществознание: учебник. – М., 2014г., -430 с.
Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб. пособие. – М., 2013г., - 157 с.
Горелов А.А. Обществознание: учебник М. Академия 2014г., - 335 с
Горелов А.А. Обществознание: практикум М. Академия 2014г., - 157 с.
Горелов А.А. Основы Философии учебник – М. Академия 201г.3,-320с.
Казанцев С.Я. Основы права учебник - М. Академия 2014г., -255 с.
Методика преподавания обществоведения: учебник для студентов педвузов / под ред. Л. Н. Боголюбова. – М., 2013г., - 569
Готовимся к Единому государственному экзамену. Обществоведение. – М., 2009г.
Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Обществознание. – М., 2014г-2019., - 230с.
Певцова Е.А. Основы права учебник. – М., Академия 2014г., - 431с.
Шкатулла В.И. Основы правовых знаний – М. Академия 2013г., -383 с.
Учебно-тренировочные материалы для сдачи ЕГЭ. – М., 2014-2019г., - 230 с.
Нормативные правовые акты
Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г. – М., 2017.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 21 октября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 26.06.2017 № 118-ФЗ)
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14 (в ред. от 24.07.2017 № 218-ФЗ)
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья). Раздел V «Наследственное право» от 26 ноября 2017.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 № 138-ФЗ (в ред. от 24.07.2017 № 214-ФЗ)
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция)
Интернет-ресурсы
http://scoole-mosreg.ru/ - Школьный портал Московской области
https://e-learning.tspk-mo.ru Цифровой колледж Подмосковья
www.openclass.ru (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества).
www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
www.festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»).
www.base.garant.ru («ГАРАНТ» — информационно-правовой портал).
www.istrodina.com (Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина»).
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Обучение по учебной дисциплине завершается промежуточной аттестацией в форме дифференцированного контроля.
Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся не позднее начала двух месяцев от начала обучения.
Для промежуточной аттестации и текущего контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС).
ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы).
Раздел учебной дисцип лины
|
Результаты (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля |
Раздел 1. Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе. |
Знать: -содержание понятия «философия»; -особенности мифологического сознания людей древности; -особенности развития и основы философского учения о человеке с древнейших времен до настоящего времени; -сущность человека как проблему философии; характеризовать историю возникновения и развития философской антропологии; -соотношение понятий «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность» -содержание понятия: «социальная сущность деятельности»; -особенности творчества как деятельности; -особенности мыслительной деятельности человека, творчества; -особенности формирования характера; -понятие социализации личности, самосознания и социального поведения; -что такое ценности и нормы, цель и смысл жизни; -понятие и типы мировоззрения; -особенности обыденного и научного мышления; -сущность свободы как условия самореализации личности. -сущность свободы человека и ее ограничителей; -выбор и ответственность за его последствия. -основные гражданские качества личности. -роль человека в группе. -многообразие мира общения. -особенности межличностного общения и взаимодействия. -проблемы межличностного общения в молодежной среде; -сущность умения общаться; -что такое толерантность, межличностные конфликты; -роль человека в учебной и трудовой деятельности, основные виды профессиональной деятельности. -об обществе как о динамичной системе, состоящей из элементов; -сущность общественных отношений; -особенности взаимодействия общества, природы и культуры; -основные институты общества, их функции. -общество и природа. -значение техногенных революций. -противоречивость воздействия людей на природную среду; -многовариантность общественного развития –понятия эволюции и революции, общественного прогресса; -соотношение прогресса и регресса; -в чем заключается смысл и цель истории; -сущность цивилизационного и формационного подхода в изучении истории; -основные типологии обществ, их характеристику.
Уметь: - сравнивать, анализировать, делать выводы, участвовать в эвристической беседе, дискуссии; -работать с документами; -решать проблемные задания, делать выводы; -описывать специфические черты философии, выделять разделы
философии, указывать связь с жизнью; -работать с высказываниями; -решать проблемные задания, делать выводы; -характеризовать теории происхождения человека и становления общества; -объяснять особенности человечества как результат биологической и социальной эволюции, содержание понятий «антропогенез», «социогенез», «антропосоциогенез», «исторический тип», «культура»; -объяснять взаимосвязь человека, общества и природы и культуры; -последствия возникающей дисгармонии между природой и обществом; -анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; -анализировать социальную сущность деятельности человека, различать объект, субъект и содержание и результата деятельности; -выявлять роль и значение мышления в жизни человека, соотносить между собой такие понятия, как мышление и язык; -различать факты и мнения, аргументы и выводы.
|
-Устный и письменный опрос; -тестирование по темам; -контрольные работы; -выполнение рефератов, докладов; -участие в исследовательской, творческой работе
|
Раздел 2. Основы знаний о духовной культуре человека и общества |
Знать: -понятие культуры; - что такое духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни; -понятия «культура народная, массовая и элитарная, экранная культура»; -особенности молодежной субкультуры; -проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде; -формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров; -взаимодействие и взаимосвязь различных культур; -культура общения, труда, учебы, поведения в обществе; - понятие этикет; -учреждения культуры; -государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям. -сущность и особенности научного познания; -понятие «наука»; -Естественные и социально-гуманитарные науки; -значимость труда ученого, его особенности; -образование как способ передачи знаний и опыта; - роль образования в жизни современного человека и общества; -система образования в Российской Федерации; -государственные гарантии в получении образования; -профессиональное образование; -дополнительные образовательные услуги, порядок их предоставления. -понятие «мораль». Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть; -понятие «религия» как феномен культуры; -мировые религии. Свобода совести. Религиозные объединения Российской Федерации; -искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств; -основы знаний о духовной культуре человека и общества.
Уметь: -анализировать, отвечать на вопросы; -работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач; -объяснять причинно-следственные связи изучаемых социальных объектов; -осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы; -разъяснять, апеллируя конкретными примерами, социальную структуру любого общества, осуществлять поиск социальной информации. -решать творческие задачи по проблемам ориентации человека в сложных процессах; -описывать траекторию личностного духовного роста; -систематизировать социальную информацию по теме; -работать в группе, выступать публично; -участвовать в дискуссии, работать с документами; формулировать собственные суждения и аргументы по определенным проблемам. -подбирать социальные факты, вписывать их в конкретно-исторический контекст; -осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы; -разъяснять, апеллируя конкретными примерами, социальную структуру любого общества, осуществлять поиск социальной информации; -решать творческие задачи по проблемам ориентации человека в сложных процессах; -описывать траекторию личностного духовного роста;
|
-Устный и письменный опрос; -тестирование по темам; -контрольные работы; -выполнение рефератов, докладов; -участие в исследовательской, творческой работе
|
Раздел 3. Экономика |
Знать: -основы экономической науки; -главные вопросы экономики; -сущность потребностей; -понятия выбора и альтернативной стоимости; -принцип ограниченности ресурсов; -основные измерители экономической деятельности; -главные вопросы экономики; -факторы производства; -понятия разделения труда, специализации и обмена; -типы экономических систем и их признаки; -рациональный потребитель; -принципы защиты прав потребителя; -основные доходы и расходы семьи; -реальный и номинальный доход, сбережения. Уметь: -анализировать, отвечать на вопросы; -работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач; -объяснять причинно-следственные связи изучаемых социальных объектов; -осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы; -разъяснять, апеллируя конкретными примерами, социальную структуру любого общества, осуществлять поиск социально-экономической информации; -решать творческие задачи по проблемам ориентации человека в сложных процессах; -описывать траекторию личностного духовного роста; -систематизировать социальную информацию по теме; -систематизировать материал в форме сравнительной таблицы; -работать в группе, выступать публично; -участвовать в дискуссии, работать с документами; -подбирать социальные факты, вписывать их в конкретно-исторический контекст; -формулировать собственные суждения и аргументы по определенным проблемам. Знать -сущность рынка одного товара; -понятия спроса и предложения; -сущность факторов спроса и предложения; -сущность рыночного равновесия, основных рыночных структур; -значение и роль фирм в экономике; -понятие издержек, выручки, прибыли, производительности труда; -основные организационные формы бизнеса в России; -основные источники финансирования бизнеса; -сущность рынка ценных бумаг, акции, облигации, фондовый рынок; -основы менеджмента и маркетинга; -частные и общественные блага; -внешние эффекты, функции государства в экономике; -виды налогов; -государственные расходы; -государственный бюджет; -государственный долг; -основы налоговой политики государства. Знать: -понятие ВВП и его структуру; -сущность экономического роста и развития; -теорию экономических циклов; -понятие спроса на труд и его факторов; -понятие предложения и факторы предложения труда; -историю, сущность, роль профсоюзов и государства на рынках труда, сущность человеческого капитала; -понятие безработицы, ее причины и экономические последствия; -сущность и функции денег; -понятие процента, банковской системы. -сущность инфляции, ее виды, причины и последствия; -о комплексе антиинфляционных мер; -об основах денежной политики государства. Знать: -особенности становления современной рыночной экономики России; -сущность и особенности современной экономики России; -сущность экономической политики Российской Федерации; -место Россия в мировой экономике; -принципы организации международной торговли; -сущность государственной политики в области международной торговли; -сущность курсов валют; -понятие глобальных экономических проблем, их значение;
Уметь: -анализировать, отвечать на вопросы; -работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач; -объяснять причинно-следственные связи изучаемых социальных объектов; -осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы; -разъяснять, апеллируя конкретными примерами, социальную структуру любого общества, осуществлять поиск социально-экономической информации. -решать творческие задачи по проблемам ориентации человека в сложных процессах; -описывать траекторию личностного духовного роста; -систематизировать социально-экономическую информацию по теме; -систематизировать материал в форме сравнительной таблицы; -подбирать социальные факты, вписывать их в конкретно-исторический контекст; -работать в группе, выступать публично; -участвовать в дискуссии, работать с документами; -формулировать собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.
|
-Устный и письменный опрос; -тестирование по темам; -контрольные работы; -выполнение рефератов, докладов; -участие в исследовательской, творческой работе
|
Раздел 4. Социальные Отношения. |
Знать: -сущность социальных отношений; -понятие о социальных общностях и группах; -понятие о социальной стратификации; -о социальной мобильности; -сущность социальной роли; -соотношение личностного «Я» и социальной роли; -многообразие социальных ролей в юношеском возрасте; -основные социальные роли человека в семье и трудовом коллективе; -понятие о социальном статусе и престиже; -сущность престижности профессиональной деятельности; -сущность социального контроля; -виды социальных норм и санкций; -сущность самоконтроля; -что такое девиантное поведение, его формы, проявления; -особенности профилактики негативных форм девиантного поведения среди молодежи; -в чем заключается опасность наркомании, алкоголизма; -сущность социальной и личностной значимости здорового образа жизни; -понятие социального конфликта; -причины и истоки возникновения социальных конфликтов; -позитивное и деструктивное в конфликте; -пути разрешения социальных конфликт; -особенности социальной стратификации в современной России; -демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы; -что такое молодежь как социальная группа. -особенности молодежной политики в Российской Федерации; -основные этнические общности; -особенности межнациональных отношений, этносоциальных конфликтов, пути их разрешения; -конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации; -что такое брак, семья как малая социальная группа; -проблема неполных семей, пути решения; -о современной демографической ситуации в Российской Федерации.
Уметь: -анализировать, отвечать на вопросы; -работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач; -объяснять причинно-следственные связи изучаемых социальных объектов; -осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы; -разъяснять, апеллируя конкретными примерами, социальную структуру любого общества, осуществлять поиск социальной информации. -решать творческие задачи по проблемам ориентации человека в сложных процессах; -описывать траекторию личностного духовного роста; -систематизировать социальную информацию по теме; -работать в группе, выступать публично; -участвовать в дискуссии, работать с документами; -систематизировать материал в форме сравнительной таблицы; -подбирать социальные факты, вписывать их в конкретно-исторический контекст; -формулировать собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.
|
-Устный и письменный опрос; -тестирование по темам; -контрольные работы; -выполнение рефератов, докладов; -участие в исследовательской, творческой работе
|
Раздел 5. Политика как общественное явление |
Знать -понятие власти, типы общественной власти; -сущность политики как общественного явления; -сущность политической системы, ее внутренней структуры; -основные политические институты; -роль государства как политического института, основные признаки государства; -что такое государственный суверенитет; -внутренние и внешние функции государства; -особенности функционального назначения современных государств; -что такое межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов – основные особенности развития современной политической системы; -формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим; -типологию политических режимов; -сущность демократии, ее основные ценности и признаки, историю становления демократических обществ; -условия формирования демократических институтов и традиций; -особенности демократии в современных обществах; -что такое правовое государство, его понятие и признаки; -взаимодействие личности и государства; -сущность политического статуса личности; -что такое политическое участие и его типы; -в чем заключаются причины и особенности экстремистских форм политического участия; -сущность политического лидерства; -соотношение лидеров и ведомых; -сущность политической элиты, особенности ее формирования в современной России; -сущность гражданского общества и государства, гражданские инициативы; -становление институтов гражданского общества и их деятельность в Российской Федерации; -отличительные черты выборов в демократическом обществе; -что такое абсентеизм, его причины и опасность; -особенности избирательной кампании в Российской Федерации; -основные политические партии и движения, их классификацию; -современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм, их признаки; -механизм законодательного регулирования деятельности партий в Российской Федерации; -роль средств массовой информации в политической жизни общества; -влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний; -характер информации, распространяемой по каналам СМИ.
Уметь: -подбирать социальные факты, вписывать их в конкретно-исторический контекст; -анализировать, отвечать на вопросы; -работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач; -объяснять причинно-следственные связи изучаемых социальных объектов; -сравнивать, анализировать, делать выводы; -разъяснять, апеллируя конкретными примерами, социальную структуру любого общества, осуществлять поиск социальной информации. -решать творческие задачи по проблемам ориентации человека в сложных процессах; -систематизировать материал в виде схемы-кластера, осуществлять комплексный поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах; -работать в группе, выступать публично; -участвовать в дискуссии, работать с документами; -формулировать собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.
|
-Устный и письменный опрос; -тестирование по темам; -контрольные работы; -выполнение рефератов, докладов; -участие в исследовательской, творческой работе;
|
Раздел № 6. Право |
Знать: -основные понятия темы: юриспруденция как общественная наука; цели и задачи изучения права в современном обществе. -роль права в системе социальных норм; -правовые и моральные нормы; -систему права: основные институты, отрасли права; частное и публичное право; -основные формы права -нормативные правовые акты и их характеристику; -порядок принятия и вступления в силу законов в РФ -нормативные правовые акты и их характеристику; -порядок принятия и вступления в силу законов в РФ -действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. -правовые отношения и их структуру; -правомерное и противоправное поведение. -виды противоправных поступков; -понятие юридической ответственности и ее задач. -конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного строя Российской Федерации. -система государственных органов Российской Федерации. Законодательная власть. Исполнительная власть. -институт президентства. -местное самоуправление. -правоохранительные органы Российской Федерации. -судебная система Российской Федерации. Адвокатура. Нотариат. -понятие гражданства. -порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ. -основные конституционные права и обязанности граждан в России. -право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. -формы и процедуры избирательного процесса. -право на благоприятную окружающую среду. -гарантии и способы защиты экологических прав граждан -юридическая ответственность за экологические правонарушения. -обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы. Право на альтернативную гражданскую службу. Права и обязанности налогоплательщика. -основы гражданского права и гражданских правоотношений. -имущественные права. -право собственности. -основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение. -личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. -способы защиты имущественных и неимущественных прав. -защита прав потребителей. -семейное право и семейные правоотношения. -правовое регулирование образования. -трудовое право и трудовые правоотношения -коллективный договор. -роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры. -заработная плата. -правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.
Уметь: -решать практические задачи, применять знания для решения жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности; -систематизировать социальную информацию по теме; -работать в группе, выступать публично; -участвовать в дискуссии, работать с документами; -формулировать собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; -подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике; -работать с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации; -критически осмысливать полученную информацию. -анализировать, отвечать на вопросы; -работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач; -объяснять причинно-следственные связи изучаемых социальных объектов; -осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы; - разъяснять, апеллируя конкретными примерами, социальную структуру любого общества, осуществлять поиск социальной информации. - решать творческие задачи по проблемам ориентации человека в сложных процессах; -описывать траекторию личностного духовного роста;
|
-Устный и письменный опрос; -тестирование по темам; -контрольные работы; -выполнение рефератов, докладов |
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов) |
Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений |
|
балл (отметка) |
вербальный аналог |
|
90 ÷ 100 |
5 |
отлично |
80 ÷ 89 |
4 |
хорошо |
70 ÷ 79 |
3 |
удовлетворительно |
менее 70 |
2 |
не удовлетворительно |
На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка освоенных обучающимися профессиональных и общих компетенций как результатов освоения учебной дисциплины.
Правила определения основных показателей результатов подготовки:
1. Основные показатели результатов подготовки должны вытекать из профессиональных (общих) компетенций как результат выполнения действий.
2. Основные показатели результатов подготовки могут отражать как комплексный результат деятельности (характеризующий целостный опыт деятельности), так и элементарный результат выполнения отдельный действий и/или операций
3. Дескриптор основного показателя результата подготовки формулируются с помощью отглагольных существительных, стоящих вначале предложения.
4. Формулировка дескриптора основного показателя результата подготовки должна быть:
- ясной и понятной: использование доступных понятий, учет понимания их значений в контексте деятельности; простые предложения и стиль изложения, в то же время не обедняющие языковой опыт обучающихся; логичность (последовательность, непротиворечивость);
четкой и конкретной, способствующей однозначному пониманию качественных и количественных характеристик результата деятельности.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.