Рабочая программа учебной практики ПМ 01 специальность Банковское дело

  • docx
  • 21.01.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала УП ПМ 01.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

«ВЕДЕНИЕ РАСЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ»

 

 

 

Специальность

38.02.07 Банковское дело

(код и наименование специальности)

 

Программа подготовки

Базовая

 

Форма обучения

Очная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Полевской, 2019

Программа предназначена для проведения учебной практики профессионального модуля «Ведение расчетных операций»  у студентов очной формы обучения по специальности 38.02.07 Банковское дело в 4 семестре.

Программа составлена  с учетом Федерального Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по по специальности 38.02.07 Банковское дело, утвержденного приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 05 февраля 2019 г. № 67 и рабочей программы профессионального модуля «Ведение расчетных операций»

 

Составитель ____________________Ю.В. Вознюк

                                  .            (подпись)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

с.

1

Место практики в структуре ППССЗ……………………………………...

4

2

Цели и задачи учебной практики………………........……………………..

4

3

Требования к результатам освоения содержания практики.......................

6

4

Структура и содержание  учебной практики….......………………………

8

4.1

Структура практики………………………………………………………..

8

4.2

Содержание практики………………………………………………………

8

5

Общие требования к организации учебной практики……………………

10

6

Контроль и оценка учебной практики......................................................

11

7

Перечень заданий учебной практики...........................................................

13

8

Учебно-методическое обеспечение учебной практики…………………..

19

8.1

Основная литература …………………………………………….................

19

8.2

Дополнительная литература.....……………………………………….……

20

8.3

Интернет-ресурсы..........................................................................................

21

8.5

Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий…………………………………………...

 

21

9

Кадровое обеспечение практики…………………………………………...

21

10

Материально-техническое обеспечение практики………………………..

21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Место практики в структуре ППССЗ

 

Программа учебной  практики является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.07 Банковское дело в части освоения основного вида профессиональной деятельности по профессиональному модулю «Ведение расчетных операций»

 

2 Цели и задачи практики

 

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями студент в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт: проведения расчётных операций

уметь:

оформлять договоры банковского счета с клиентами;

проверять правильность и полноту оформления расчетных документов;

открывать и закрывать лицевые счета в валюте Российской Федерации и иностранной валюте;

выявлять возможность оплаты расчетных документов исходя из состояния расчетного счета клиента, вести картотеку неоплаченных расчетных документов;

оформлять выписки из лицевых счетов клиентов;

рассчитывать и взыскивать суммы вознаграждения за расчетное обслуживание;

проверять соблюдение клиентами порядка работы с денежной наличностью;

рассчитывать прогноз кассовых оборотов;

составлять календарь выдачи наличных денег;

рассчитывать минимальный остаток денежной наличности в кассе;

устанавливать лимит остатков денежной наличности в кассах клиентов, проводить проверки соблюдения клиентами кассовой дисциплины;

выполнять и оформлять расчеты платежными поручениями, аккредитивами в банке плательщика и в банке поставщика, платежными требованиями в банке поставщика и в банке плательщика, инкассовыми поручениями, чеками;

отражать в учете операции по расчетным счетам клиентов;

исполнять и оформлять операции по возврату сумм, неправильно зачисленных на счета клиентов;

оформлять открытие счетов по учету доходов и средств бюджетов всех уровней;

оформлять и отражать в учете операции по зачислению средств на счета бюджетов различных уровней;

оформлять и отражать в учете возврат налогоплательщикам сумм ошибочно перечисленных налогов и других платежей;

исполнять и оформлять операции по корреспондентскому счету, открытому в расчетно-кассовом центре Банка России;

проводить расчеты между кредитными организациями;

контролировать и выверять расчеты по корреспондентским счетам;

осуществлять и оформлять расчеты банка со своими филиалами;

вести учет расчетных документов, не оплаченных в срок из-за отсутствия средств на корреспондентском счете;

отражать в учете межбанковские расчеты;

проводить и отражать в учете расчеты по экспортно-импортным операциям банковскими переводами, в порядке документарного инкассо и документарного аккредитива;

проводить конверсионные операции по счетам клиентов;

рассчитывать и взыскивать суммы вознаграждения за проведение международных расчетов и конверсионных операций;

осуществлять контроль за репатриацией валютной выручки;

консультировать клиентов по вопросам открытия банковских счетов, расчетным операциям, операциям с использованием различных видов платежных карт;

оформлять выдачу клиентам платежных карт;

оформлять и отражать в учете расчетные и налично-денежные операции при использовании платежных карт в валюте Российской Федерации и иностранной валюте;

использовать специализированное программное обеспечение для расчетного обслуживания клиентов, совершения межбанковских расчетов и операций с платежными картами;

знать:

нормативные правовые документы, регулирующие организацию безналичных расчетов, организацию обслуживания счетов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, совершение операций с использованием платежных карт, операции по международным расчетам, связанным с экспортом и импортом товаров и услуг;

нормы международного права, определяющие правила проведения международных расчетов;

содержание и порядок формирования юридических дел клиентов;

порядок открытия и закрытия лицевых счетов клиентов в валюте Российской Федерации и иностранной валюте;

правила совершения операций по расчетным счетам, очередность списания денежных средств;

порядок оформления, представления, отзыва и возврата расчетных документов;

порядок планирования операций с наличностью;

порядок установления лимита денежной наличности в кассах клиентов и проведения банком проверок соблюдения клиентами кассовой дисциплины;

формы расчетов и технологии совершения расчетных операций;

содержание и порядок заполнения расчетных документов;

порядок нумерации лицевых счетов, на которых учитываются средства бюджетов;

порядок и особенности проведения операций по счетам бюджетов различных уровней;

системы межбанковских расчетов;

порядок проведения и учет расчетов по корреспондентским счетам, открываемым в расчетно-кассовых центрах Банка России;

порядок проведения и учет расчетов между кредитными организациями;

порядок проведения и учет расчетных операций между филиалами внутри одной кредитной организации;

формы международных расчетов: аккредитивы, инкассо, переводы, чеки;

виды платежных документов, порядок проверки их соответствия условиям и формам расчетов;

порядок проведения и отражение в учете операций международных расчетов с использованием различных форм;

порядок и отражение в учете переоценки средств в иностранной валюте;

порядок расчета размеров открытых валютных позиций;

порядок выполнения уполномоченным банком функций агента валютного контроля;

меры, направленные на предотвращение использования транснациональных операций для преступных целей;

системы международных финансовых телекоммуникаций;

виды платежных карт и операции, проводимые с их использованием;

условия и порядок выдачи платежных карт;

технологии и порядок учета расчетов с использованием платежных карт, документальное оформление операций с платежными картами;

типичные нарушения при совершении расчетных операций по счетам клиентов, межбанковских расчетов, операций с платежными картами.

 

 

3 Требования к результатам освоения содержания практики

 

 

Результатом освоения профессионального модуля и содержания практики  является овладение студентами видом профессиональной деятельности: ведение расчетных операций, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

 

 

Код

Наименование результата обучения

ПК 1.1

Способность осуществлять расчетно – кассовое обслуживание клиентов

ПК 1.2

Способность осуществлять безналичные платежи с использованием различных форм расчетов в национальной и иностранной валютах

ПК 1.3

Способность осуществлять расчетное обслуживание счетов бюджетов различных уровней

ПК 1.4

Способность осуществлять межбанковские расчеты

ПК 1.5

Способность осуществлять международные расчеты по экспортно-импортным операциям

ПК 1.6

Способность обслуживать расчетные операции с использованием различных видов платежных карт

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10

Развивать культуру межличностного общения, взаимодействия между людьми, устанавливать психологические контакты с учетом межкультурных и этнических различий.

ОК 11

Знать правила техники безопасности, нести ответственность за организацию мероприятий по обеспечению безопасности труда.

 

Задачи учебной  практики в соответствии с видами профессиональной деятельности и профилем СПО:

1)  подготовка исходных данных для проведения расчетов экономических и социально- экономических показателей, характеризующих деятельность банков, с учетом действующей нормативно-правовой базы;

2) аналитическая, научно-исследовательская деятельность, поиск информации по полученному заданию, сбор и анализ данных;

3) обработка массивов экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализ, оценка, интерпретация полученных результатов и обоснование выводов;

4)  организация выполнения порученного этапа работы.

 

 

4 Структура и содержание учебной практики

 

4.1Структура  практики

 

 

Коды формируемых компетенций

Наименование профессионального модуля и МДК

Объем времени, отводимый на практику

(час.)

Продолжи-тельность практики (недели)

Семестр

ПК1.1;1.2;1.3,1.4,1.5,1.6

ОК 1-11

ПМ 01 Ведение расчетных операций

 

36

 

1 неделя

 

4

 

 

4.2Содержание  учебной практики

 

Виды работ

Содержание освоенного учебного материала, необходимого для выполнения видов работ

Наименование   МДК с указанием конкретных тем, обеспечивающих выполнение видов работ

Количество часов

1

2

3

4

1 Ознакомление с организации деятельн. банковского учреждения. Присвоен. номеров лицевым счетам.

Осуществление контроля за правильным оформлен. клиентской и банковск. документации и своевр. проведением операций.

Открытие и закрытие расчетных и текущих счетов клиентов.

Оформление договоров банковского счета.

Договор банковского счета с клиентом.

Формирование лицевого счета.

Расчет вознаграждения за РКО. Прогноз кассовых оборотов.

Очередность списания денежных средств.

МДК01.01 «Организация безналичных расчетов»

Тема 1.1 Сущность и содержание расчетных операций

Тема 1.2 Организация и формы безналичных расчетов

6

2                   Оформление и учет операций при расчетах платежными поручениями, платежными требованиями, инкассовыми поручениями, чеками,

аккредитивами в банке плательщика и в банке поставщика.

Расчеты платежными требованиями, платежными поручениями, аккредитивами, инкассо, чеками.

Оформление чековой книжки. Выписка с расчетного счета.

Очередность платежа. Договор на РКО

МДК01.01 «Организация безналичных расчетов»

 Тема 1.2 Организация и формы безналичных расчетов

Тема 2.1 Организация межбанковских расчетов через расчетную сеть Банка России

6

3 Открытие и ведение счетов по учету доходов и средств бюджетов всех уровней.Оформление и учет операций по обслуживанию счетов бюджетов различных уровней.

Нумерация счетов по учету средств бюджетов разных уровней. Возврат налогоплательщикам ошибочно перечисленных средств

МДК01.01 «Организация безналичных расчетов»

 Тема 1.2 Организация и формы безналичных расчетов

6

4Составление сводных платежных поручений. Ведение корсчета. Осуществлен. контроля за своевременным отражением операций по кор. счету. Открытие и ведение валютных счетов.

 

Открытие корреспон. счета. Формирование лицевого счета.

Выписка по кор.счету. Расчеты по корр.счету. Учет расчетн. документов, неоплаченных в срок из-за отсутствия средств на счете.

МДК01.01 «Организация безналичных расчетов»

Тема 1.2 Организация и формы безналичных расчетов

Тема 2.1 Организация межбанковских расчетов через корсчета банков-корреспондентов

6

5 Оформление и учет операций по привлечению валютных средств.Оформление и учет операций по основным  формам международн. расчетов.Оформление и учет операций с дорожными чеками, «Еврочеками».Совершение и учет валютно-обменных операций

Документарное инкассо.

Документарный аккредитив.

Открытие и закрытие счетов в иностранн. валюте. Переоценка ин.валюты. Формы международных расчетов.

МДК01.01 Организация безналичных расчетов

Тема 3.1 Организация и формы международных расчетов

Тема 3.2 Операции с наличной иностранной валютой

6

6Оформление и учет операций при расчетах с использованием банковских карт.

Оформление и учет операций с банковскими картами.

Виды платежных карт. Условия и порядок выдачи карт.

Оформление операций с использованием плат. карт. Типичные ошибки при совершении операций с платежн. картами

МДК01.01 «Организация безналичных расчетов»

Тема 3.2. Операции с наличной иностранной валютой

6

 

 

5 Общие требования к организации учебной практики

 

Учебно-методическое руководство практикой осуществляет предметно-цикловая комиссия экономических дисциплин, обеспечивающая выполнение учебного плана и программы практики, высокое качество ее прохождения.

Основная документация для проведения практики включает: положение о практике, программа практики, график проведения практики, график консультаций и контроля за выполнением студентами программы учебной практики.

Студент при прохождении практики обязан:

 

-  выполнять работы, предусмотренные индивидуальным заданием, соблюдая при этом правила внутреннего распорядка техникума, правила охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности;

- вести Дневник практики, в котором в хронологическом порядке отражать сведения о выполненных работах, подготовленных материалах, изученных документах и т. п.;

-  подготовить отчет о практике и представить его на проверку  руководителю.

Руководитель практики  от техникума:

-  совместно со студентом разрабатывает и выдает ему индивидуальное задание и методические материалы по практике и проводит групповой (индивидуальный) инструктаж по вопросам организационно-методического ее обеспечения;

-  в ходе практики дает индивидуальные консультации студентам-практикантам, а также проводит плановые групповые занятия для проработки выполнения отдельных разделов индивидуальных заданий по практике и их контролю;

-  по завершении практики осуществляет проверку собранных материалов и консультирует по вопросам подготовки отчета по практике и готовит отзыв о работе студента, заполняя соответствующие разделы в Дневнике практиканта;

 

 

6 Контроль и оценка практики

 

Контроль и оценка результатов освоения учебной практики осуществляется руководителем практики в процессе проведения практики и приёма отчетов, а также сдачи обучающимися дифференцированного зачета.

В таблице 3 указываются основные показатели оценки результатов практики.

 

Таблица 3 – Контроль и оценка результатов учебной практики

 

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 1.1. Осуществлять расчетно-кассовое обслуживание клиентов.

оформляет договоры банковского счета с клиентами;

проверяет правильность и полноту оформления расчетных документов;

открывает и закрывает лицевые счета в валюте Российской Федерации и иностранной валюте;

выявляет возможность оплаты расчетных документов исходя из состояния расчетного счета клиента, оформляет выписки из лицевых счетов клиентов;

проверяет соблюдение клиентами порядка работы с денежной наличностью;

рассчитывает прогноз кассовых оборотов.

Зачет по разделам  учебной  практики

 

 

ПК 1.2. Осуществлять безналичные платежи с использованием различных форм расчетов в национальной и иностранной валютах.

Выполняет и оформляет расчеты платежными поручениями, аккредитивами, платежными требованиями, инкассовыми поручениями, чеками;

отражает в учете операции по расчетным счетам клиентов;

исполняет и оформляет операции по возврату сумм, неправильно зачисленных на счета клиентов

Зачет    по  учебной  практике

ПК 1.3. Осуществлять расчетное обслуживание счетов бюджетов различных уровней.

оформляет открытие счетов по учету доходов и средств бюджетов всех уровней;

оформляет и отражает в учете операции по зачислению средств на счета бюджетов различных уровней;

оформляет и отражает в учете возврат налогоплательщикам сумм ошибочно перечисленных налогов и других платежей

Зачет  по разделам  учебной  практики

ПК 1.4. Осуществлять межбанковские расчеты.

 

исполняет и оформляет операции по корреспондентскому счету, открытому в РКЦ Банка России;

проводит расчеты между кредитными организациями;

контролирует и выверяет расчеты по корреспондентским счетам;

осуществляет и оформляет расчеты банка со своими филиалами;

ведет учет расчетных документов, не оплаченных в срок из-за отсутствия средств на кор. счете;отражает в учете межбанковские расчеты

Зачет  по разделам  учебной  практики

ПК 1.5. Осуществлять международные расчеты по экспортно-импортным операциям

 

проводит и отражает в учете расчеты по экспортно-импортным операциям банковскими переводами, в порядке документарного инкассо и документарного аккредитива;

рассчитывает и взыскивает суммы вознаграждения за проведение международных расчетов.

Зачет  по разделам  учебной  практики

ПК 1.6. Обслуживать расчетные операции с использованием различных видов платежных карт.

оформляет выдачу клиентам платежных карт;

оформляет и отражает в учете расчетные и налично-денежные операции при использовании платежных карт в валюте РФ и иностранной валюте.

Зачет  по разделам  учебной  практики

 

 

7 Перечень заданий учебной практики

 

          7.1 Индивидуальные задания к практике

 

Индивидуальные задания к практике содержат ситуации, содержание которых, направлено на освоение профессиональных компетенций.

Ситуация № 1 – направлена на освоение ПК 1.1 Осуществление расчетно-кассового обслуживания клиентов.

Ситуация №2 – направлена на освоение ПК 1.2 Осуществление безналичных платежей с использованием различных форм расчетов в национальной и иностранной валютах.

Ситуация №3 – направлена на освоение ПК 1.3 Осуществление расчетного обслуживания счетов бюджетов различных уровней.

Ситуация № 4 – направлена на освоение ПК 1.4 Осуществление межбанковских расчетов.

Ситуация № 5 –направлена на освоение ПК 1.5 Осуществление международных расчетов по экспортно-импортным операциям.

Ситуация № 6 – направлена на освоение ПК 1.6 Обслуживание расчетных операций с использованием различных видов платежных карт.

 

Ситуация №1 ПК 1.1Осуществление расчетно-кассового обслуживания клиентов.

 

Вы работаете ведущим специалистом в банке, в соответствии с должностной инструкцией Вам вменено в обязанности ведение расчетно-кассового обслуживания клиентов.

 

 

Задание 1.1 На основании приведенной информации выполнить следующие задания:

1.     Оформить договор банковского счета;

2.     Провести списание средств со счета в порядке календарной очередности платежей;

3.      оформить платежное требование;

4.      оформить чек на снятие денежных средств;

5.     определить остаток на расчетном счете на  конец операционного дня.

 

 

Исходные данные для выполнения задания:

 

1.                 Представитель  юридического лица ОАО «Запад» (юридический адрес: 460000, г. Оренбург, ул. Салмышская, дом 6/2, ИНН: 5612541190) в лице руководителя Петрова Сергея Михайловича, действующего на основании доверенности № 390- юр от 30 ноября 2013 г. обратился в  банк по поводу заключения договора на обслуживание.

Оформите договор банковского счета и присвойте лицевой счет клиента.

Реквизиты банка: Наименование: Открытое Акционерное Общество «РУСЬ».          Адрес: 460000, г. Оренбург, ул. Шевченко, дом 24, ИНН: 5609340501, КПП: 560900001, БИК: 043214614, Корреспондентский счет: 30102810000000000034

В данном банке в книге регистрации открытых счетов уже зарегистрировано 2456 лицевых счетов, контрольный ключ банка – 1.

 

2. ООО «Сфера»  имеет расчетный счет в «Волга Экспресс Банк» (460000, г. Оренбург, ул. Мира 25,  ИНН 5609963421,КПП 560900001,  Корреспондентский счет 30102810297630732678, БИК 049215467)

На расчетном счете на начало операционного дня остаток средств составил 30000 руб.

В течение дня 13.02.14 поступили следующие документы:

1)           платежное требование от 13.02.14 ОАО «ЭнергоСбыт» на взыскание платежей за потребляемую электроэнергию в размере 2000 рублей.

Реквизиты ОАО «ЭнергоСбыт»:

ИНН 5612430013, КПП 561256912р/с № 40702810000000006743, открытый в этом же банке

2)           инкассовое поручение от 10.02.14 г на взыскание ущерба, нанесенного здоровью работника в размере 10000 рублей.

3)           Платежное поручение за товары,  полученные по договору №12 от 12.12.13г. с  ООО «Окна» в размере 6000 руб.

4)           Платежное поручение на перечисление в бюджет налога на прибыль в размере 3000 руб.

5)           13.02.14 г. работник Иванов С.А. получил заработную плату в чековой форме на сумму 30000 рублей. Оформить чек на получение наличных денег на выплату заработной платы.

Реквизиты сотрудника: ФИО: Иванов Сергей Александрович

Паспорт: серия 53 09 № 765987, выдан МВД города Новгорода, 08.11.2005 г.

 

Задание 1.2 Вы работаете бухгалтером - кассиром в ОАО «Сфера». В соответствии с должностной инструкцией Вам вменено в обязанности ведение кассовых операций в организации

Оформите объявление на взнос наличными 10.09.2014 г. торговой выручки в сумме 123 544 рубля,  символ 02

Реквизиты ОАО «Сфера» :

расчетный счет 4070281050000050442186 в ОАО КБ «Русь»

ИНН 5612111111 КПП 5612000001

ОКАТО 56401000000

Реквизиты банка: Наименование: Открытое Акционерное Общество «Русь».          ИНН: 5609777777 КПП: 5609001001 БИК: 043214614

Задание 1.3 Описать порядок приема наличных денег от клиентов банка – юридических лиц

 

 

Ситуация №2 ПК 1.2. Осуществление безналичных платежей с использованием различных форм расчетов в национальной и иностранной валютах.

 

Вы работаете специалистом по обслуживанию юридических лиц в банке. В соответствии с должностной инструкцией, Вам вменено в обязанности, ведение безналичных платежей с использованием различных форм расчетов в национальной и иностранной валютах.

 

Задание 2.1

Оформите платежное поручение, на основании следующих данных, проверьте правильность и полноту расчетного документа:

ОАО «МКБ» перечисляет денежные средства 18 декабря текущего года ООО «ИНВЕСТ» в сумме 350 000 рублей, на основании договора №23 от 02.02.текущего года, за строительные материалы на реконструкцию здания. Расчетный счет ОАО «МКБ» 40702810000000000089, корреспондентский счет 30101810000000000001. Расчетный счет ООО «ИНВЕСТ» 40702810000011000012, корреспондентский счет 30101810000000001211.

 

Задание 2.2

Оформите инкассовое поручение №18, на основании следующих данных, проверьте правильность и полноту расчетного документа:

ООО «Весна» (ИНН 5612345678, КПП 561200100) на основании решения арбитражного суда №184/100 от 28.12.2013г. – производит перечисление денежных средств в пользу ОАО «Зима» (ИНН 5637654321, КПП 563700100) в размере 450 000 рублей со счета № 40702810500005042888. Банк плательщика – ОАО «Сбербанк». БИК – 044585989, корреспондентский счет – 30101810800000000989. Банк получателя – ЗАО ВТБ24. БИК – 046614666, корреспондентский счет – 30101810400000000666. Счет получателя №407028102000000055010. Директор ООО «Весна» - Грибоедов А. А., главный бухгалтер – Гоголь М. А.

 

Задание 2.3. Коммерческим банком «Стимул» в г. Оренбург 20.01 принято к оплате с расчетного счета № 40702381000000000045 предприятия платежное поручение №734 на сумму 4 560 000 руб. за товары, принятые по приемо-сдаточной накладной.

Поставщик (расчетный счет №40702981000000000867) обслуживается АКБ «Сибирь» в г. Иркутске. Средств на счете плательщика и корреспондентском счете банка достаточно для осуществления платежа. Расчеты между банками осуществляются через корреспондентские счета, открытые в подразделении расчетной сети ЦБ РФ г. Оренбурга и г. Иркутска.

1. Изложите правила заполнения реквизитов платежного поручения при проведении расчетов через подразделения расчетной сети ЦБ РФ.

2. Охарактеризуйте порядок оформления банком экземпляров платежного поручения.

3. Изложите порядок документооборота между банком плательщика и подразделением расчетной сети ЦБ РФ.

4. Составьте бухгалтерские проводки в банке плательщика.

 

Задание 2.4.

 

Покажите направления движения документов и опишите операции на всех этапах оплаты платежного поручения на представленной схеме документооборота.

Плательщик

 

Получатель средств

 

Банк плательщика

 

Банк получателя платежа

 

РКЦ банка

 

РКЦ банка

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Ситуация №3 ПК 1.3.

 

Вы работаете ведущим специалистом в банке, в соответствии с должностной инструкцией Вам вменено в обязанности ведение расчетного обслуживания счетов бюджетов различных уровней.

Оформите журнал регистрации операций, на основании следующих данных:

 

п/п

Содержание

Дебет

Кредит

1

На основании платежных поручений на перечисление средств со счета 40101 на отдельные счета на балансовых счетах 40201 "Средства бюджетов субъектов Российской Федерации" и 40204 "Средства местных бюджетов", выписаны мемориальные ордера

 

 

1.1

Заключительными оборотами

 

 

1.2.

Новым годом

 

 

1.2.1

в случае, если балансовые счета № 40201 и № 40204 открыты в этой же кредитной организации

 

 

1.2.2.

в случае, если балансовые счета 40201 и  40204 открыты в учреждении Банка России или другой кредитной организации

 

 

2

При недостаточности средств на корреспондентском счёте, а также при отсутствии средств на корреспондентском счёте кредитной организации делаются следующие проводки

 

 

2.1.

Заключительными оборотами

 

 

2.2.

Новым годом

 

 

 

 

Ситуация № 4 ПК 1.4

 

Вы работаете бухгалтером-операционистом в АО КБ, в соответствии с должностной инструкцией вам вменено в обязанности ведение бухгалтерского учета по межбанковским расчетам.

Отразите записи по учету операций по внутрирегиональным межбанковским расчетам:

 

 

 

№ п/п

Содержание

Дебет

Кредит

1

Списание денежных средств со счета плательщика и передача ЭПД в АО КБ

 

 

2

Зачисление денежных средств в  КБ на счета учета внутрирегиональных платежей, ожидающих подтверждение

 

 

3

Зачисление денежных средств в ГРКЦ на счета внутрирегиональных электронных платежей для последующей передачи в РКЦ получателя

 

 

4

Получение от РКЦ получателя подтверждений на отправленные ЭПД

 

 

5

Получение от ГРКЦ подтверждений на отправленные ЭПД

 

 

6

Зачисление денежных средств на корреспондентский счет банка получателя

 

 

7

Зачисление денежных средств на счет продавца  в АО КБ

 

 

 

 

Ситуация № 5 ПК 1.5

 

Вы работаете специалистом в центре сопровождения клиентских операций управлении сопровождения операций юридических лиц Оренбургского  отделения  ОАО «Сбербанка России».

В соответствии с должностной инструкцией вам вменено в обязанности ведениемеждународных расчетов по экспортно-импортным операциям.

На основании следующих данных, оформите документарный аккредитив:

Документарный аккредитив неподтвержденный и непокрытый от 20 октября текущего года. Сумма USD 68 630,00. Дата и место истечения: 20 декабря текущего года TOKYOJP . Номер банка-эмитента S-433-2012005. Номер Сбербанка России -126Е1304903В. Наименование банка-эмитента: BANKOFTOKYO-MITSUBISHIUFJ.LTD. (HEADOFFICE). Наименование бенефициара - OJSCPERMPRO. Исполняющим банком является THEBANKOFTOKYO-MITSUBISHIUFJ. LTD. (HEADOFFICE). Комиссия Сбербанка России: USD 75,63 за счет бенефициара. Начальник УСОЮЛ ЦСКО – Зимина Е. К.

 

Ситуация №6 ПК 1.6

 

Вы работаете ведущим специалистом в Оренбургском ОСБ, в соответствии с должностной инструкцией Вам вменено в обязанности ведение оформление операций с международными пластиковыми картами.

 

Задание 6.1

Оформите заявление на получение международной карты, на основании следующих данных:

         Гордеева Вероника Федоровна, просит выдать международную карту Сбербанка России VISAClassic АЭРОФЛОТ, в рублях, участником программы «Аэрофлот Бонус» не является. Предъявлен паспорт: серия 57 00 номер 654321, выдан ОВД Индустриального района города Перми 592-002, дата выдачи 02.03.2011 г. Также предъявлен заграничный паспорт: серия 62 1234567 дата выдачи 22.11.13 срок действия 10 лет, выдан ГУВД 328. Гордеева В. Ф. проживает по адресу: 614 022 г. Пермь, ул. Карпинского 1., Место работы, должность – ООО «Весна», агент по продажам, адрес организации:  614 000 г. Пермь, ул. Садовая 44.

 

Задание 6.2

Оформите заявление о приостановлении действий карты, на основании следующих данных:

Лозовая Дарья Вадимовна, зарегистрированная по адресу г. Пермь, ул. Зерновая 34 кв.98, домашний телефон: +7 342 45 45 456, рабочий телефон: +7 342 32 32 321, паспорт серии 57 13 №987654, выдан УВД Ленинского района г. Перми 02.08.2009г., № карты 40 202 628 12345678, срок действия 12/15 – основная (карта выпущена на имя Лозовая Дарья), дата рождения 08.06.1993, место выдачи карты – г. Пермь, тип карты VisaСlassic – валюта счета – Рубли РФ, просит приостановить действие указанной карты Сбербанка России в связи с тем, что карта была потеряна. Дата утраты карты 15 октября текущего года, время утраты 15.05 минут, место утраты – автобусная остановка Борцов Революции. Дата подачи заявления 17 октября текущего года.

 

8 Учебно-методическое обеспечение практики

 

8.1 Основная литература

 

1. Белоглазова, Г.Н. Банковское дело. Организация деятельности коммерческого банка: учебник / Г.Н. Белоглазова, Л.П. Кроливецкая. – М.: Изд-во Юрайт, 2010.- 416с.

2. Жарковская, Е.П. Банковское дело: учебник /Е.П. Жарковская. - М.: Изд-во «Омега –Л», 2009.- 479с.

3. Жуков, Е.Ф. Банки и небанковские кредитные организации и их операции: учебник / под ред. Е.Ф. Жукова. – М.: изд-во Вузовский учебник , 2009. – 491 с.

4. Лаврушин, О.И. Банковское дело: учебник / под ред. О.И. Лаврушина. 8-е изд., стер. - М.: КноРус, 2009.- 768 с.

5. Тавасиев, А.М. Банковское дело: управление кредитной орга-низацией: учебник / А.М. Тавасиев. М.: Изд-во: Дашков и К, 2009. – 640 с.

 

8.2 Дополнительная литература

 

1.       Банковское дело: учеб. для вузов / под ред. Г. Н. Белоглазовой, Л. П. Кроливецкой .- 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Финансы и статистика, 2008. - 592 с.Банковское дело: учеб. для вузов / под ред. Е. Ф. Жукова, Эриашвили .- [2-е изд]. - М. : Единство : Юнити, 2006. - 575 с.

2.     Банковское дело: учебник / под ред. Г. Г. Коробовой . - М. : Экономистъ, 2005. - 751 с.

3.     Банковская система России. Настольная книга банкира; В 3-х томах / Под ред. кол. Авт. А.Г. Грязнова, О.И. Лаврушин, Г.С. Панова и др. - М: ДеКа, 1995.

6. Банковское дело: управление кредитной организацией [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / А. М. Тавасиев .- 2-е изд. - М. : Дашков и К, 2009. - 640 с.

 

8.3 Интернет-ресурсы

 

1    Сайт Центрального банка Российской Федерации -  http://www.cbr.ru/

2                   Сайт министерства финансов Российской Федерации - http://www.minfin.ru/

3                   Сайт федеральной налоговой службы - http://www.nalog.ru/

4                    Сайт Правительства Российской Федерации - http://www.pravitelstvo.gov.ru/

5                   Сайт российского Клуба банковских аналитиков  - http://www.bankclub.ru/

 

 

8.5 Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий

 

В ходе подготовки  отчетов по учебной практике студентами может применятся программное обеспечение MicrosoftWord, Exel, PowerPont, Консультант+, Гарант, БизнесПак, 1С Бухгалтерия .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9 Кадровое обеспечение практики

 

Учебная практика проводится преподавателями дисциплин профессионального цикла, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемого профессионального модуля.

Организацию и руководство учебной практики осуществляют руководители практики от техникума.

 

 

10 Материально-техническое обеспечение учебной практики

 

Для организации самостоятельной работы студентов предназначены лаборатория «Учебный банк» и библиотечный фонд техникума. В учебном процессе используются:

1.                Демонстрации слайдов (мультимедиа) по изучаемым темам;

2.                Комплекты документов, аналогичные тем, которые заполняются в банке при осуществлении расчетно-платежных, кассовых, кредитных и др. услуг.

3.                Схемы, рисунки, иллюстративный материал к лекциям.

4.                Статистические данные, отчетные, балансовые сведения коммерческих банков.

5.                Дидактический материал, набор упражнений, ситуационных задач для проверки и оценки промежуточных знаний.

Реализация учебной практики по профессиональному модулю проводится на базе Университетского техникума ОГУ, предполагает наличие учебного кабинета. Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета: посадочные места для обучающихся, рабочий стол преподавателя, интерактивная доска, доска, инструктивный материал, бланковый материал, комплект учебно-методической документации. Технические средства обучения: ПК, мультимедийный проектор, экран, принтер, сканер, информационно – справочные программы «Консультант», «Гарант», Интернет-ресурсы.