ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом (утвержден Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 30 июля 2018 года № 678), с учетом базового уровня образования; на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования по учебному предмету «Изобразительное искусство: 1-4 кл.:/ сост. Лобынцева С.Н.,. Ферапонтова Е.Н., Сапрыкина Ю.Б., Фещенко Н.А. – 3-е издание, доработанное. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2019. – 68 с..); в соответствии с Рабочим учебным планом и Календарным учебным графиком Муниципального общеобразовательного учреждения «Шахтерская средняя школа №1» на 2019-2020 учебный год и предназначена для учащихся 4-х классов Муниципального общеобразовательного учреждения «Шахтёрская средняя школа №1».
Срок реализации программы – 1 год.
На изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» в 4 классе отводится 1 час в неделю. Общий объём учебного времени составляет 33 часа в год. Так как в 2019 – 2020 учебном году согласно Рабочему учебному плану и Календарному графику Муниципального общеобразовательного учреждения «Шахтерская средняя школа №1» 35 рабочих недель, то с учетом выходных и праздничных дней и согласно учебному расписанию учителя, в 4-А классе 1 резервный час добавлен в раздел «Художник и мир искусства».
Приоритетная цель начального художественного образования – развитие культуры творческой личности школьника. Данная Программа обеспечивает результаты, необходимые для дальнейшего обучения в среднем звене школы, для усвоения социального опыта, нравственно-эстетического развития и творческой деятельности.
Система художественно-творческих занятий имеет концентрический принцип построения. Каждая новая ступень вбирает в себя содержание предыдущих, раскрывая его на новом уровне сложности.
1 класс – «Я – Художник и природа родного края».
2 класс – «Я – Художник и природа Земли в прошлом, настоящем и будущем».
3 класс – «Я – Художник и природа разных стран мира».
4 класс – «Я – Художник, природа и я».
Структурной особенностью программы является блочно-тематическое планирование содержания занятий. Содержание каждого года основывается на четырёх блоках:
· «Художник и мир природы»,
· «Художник и мир животных»,
· «Художник и мир человека»,
· «Художник и мир искусств».
·
Отличительной особенностью программы является включение в её содержание регионального компонента, а в 4 классе вся программа построена в рамках регионального содержания, что является пропедевтических курсом для изучения «Искусствоведческого краеведения» в 5 классе.
В основе реализации программы по изобразительному искусству лежит системно-деятельностный подход, который предполагает реализацию определённых методических принципов:
1.Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории (личностно ориентированное обучение).
2. Принцип продуктивности обучения. Художественное развитие учащихся начальной школы рассматривается как актуализация и становление их способности создавать и самостоятельно воспринимать (понимать, оценивать) художественные произведения и результаты собственной творческой деятельности.
3. Принцип природосообразности обучения предполагает учёт возрастных, психофизиологических фаз и стадий развития изобразительного творчества и индивидуальных особенностей творческого роста каждого учащегося.
4. Принцип культуросообразности позволяет организовать педагогическую работу с опорой на лучшие достижения мирового и отечественного изобразительного искусства, изучение которых станет основой формирования художественной культуры школьника.
5. Принцип диалогичности основан на демократическом стиле взаимоотношений учителя и учащегося и способствует выработке необходимых умений и навыков «проживания» и «нахождения» в искусстве.
В образовательном процессе будут использоваться следующие формы, методы и средства обучения:
· технологии развития критического мышления; технология дискуссий; технологии групповой работы; технология проблемного обучения; индивидуальные; коллективные; индивидуальные формы;
· методы обучения: словесные (рассказ, беседа, объяснение, дискуссия, инструктаж); наглядные ( метод иллюстраций, метод демонстрации); практические (упражнения).
Виды деятельности учащихся: репродуктивные, частично-поисковые, проблемные, исследовательские, объяснительно-иллюстративные.
· средства обучения: иллюстрации, схемы, диаграммы, рисунки, фото, тексты из пособий, учебников и книг, отдельные упражнения, задания, технические средства обучения.
·
Объектами проверки и оценивания результатов художественного образования являются основные компетентности:
Ø Предметные (интерпретационные и деятельностно-творческие);
Ø Межпредметные эстетические (эстетические оценки и восприятие);
Ø Ключевые (общекультурные, информационно-комуникативные, социальные).
Ø
В 1-4 классах оценивание учащихся проводится по мотивационной шкале, то есть оценивание без баллов.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Научно-методические пособия для учителя
1. Копцева Т. А. Изобразительное искусство. Методические рекомендации к учебнику для 3 класса общеобразовательных учреждений. – Cмоленск: Ассоциация XXI век. – 2013.
Копцева Т. А. Изобразительное искусство. Методические рекомендации к учебнику для 4 класса общеобразовательных учреждений. – Cмоленск: Ассоциация XXI век. – 2014.
Учебно-методическая литература
1.Копцева Т. А., Копцев В. П., Копцев Е. В. Изобразительное искусство. Учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений. – Cмоленск: Ассоциация XXI век. – 2012 и послед.
Копцева Т. А., Копцев В. П., Копцев Е. В. Изобразительное искусство. Учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений. – Cмоленск: Ассоциация XXI век. – 2012 и послед.
2.Копцева Т. А. Творческая папка для учащихся к учебнику для 3 класса. – Cмоленск: Ассоциация XXI век. – 2013.
Копцева Т. А. Творческая папка для учащихся к учебнику для 4 класса. – Cмоленск: Ассоциация XXI век. – 2014.
Информационно-справочная литература
1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Кн. для учителя. 3-е изд. – М., 1990.
2. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты: Язык и смысл изобразительного искусства: Учебное пособие. – М.: Учебная литература, 1998. – 208 с.
3. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 159с.
4. Костерин Н. П. Учебное рисование. – М.: Просвещение, 1980.
5. Кузин В. З. Наброски и зарисовки. – М.: Просвещение, 1981.
6. Михайлов А.М. Искусство акварели. – М., 1995.
7. Неменская Л. А. Искусство в жизни человека. – М.: Просвещение, 2008.
8. Питерских А.С., Гуров Г.Е. Дизайн и архитектура в жизни человека. - М.: Просвещение, 2008.
9.Волков И. П. Художественная студия в школе. – М.: Просвещение, 1993.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
Интерактивное пособие с комплектом таблиц для начальной школы: «Введение в цветоведение»; «Основы декоративно - прикладного искусства». Интерактивное учебное пособие. Работа с бумагой, природными материалами, тканью, пластилином, конструирование.
Печатные пособия:
Портреты русских и зарубежных художников. Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента. Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта. Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству. Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.
Учебно-практическое оборудование:
Мольберты. Материалы для художественной деятельности: краски акварельные, гуашевые, тушь, ручки с перьями, бумага белая и цветная, фломастеры, восковые мелки, кисти разных размеров беличьи и щетинные, банки для воды, стеки (набор), пластилин / глина, клей, ножницы, рамы для оформления работ.
Натурный фонд:
Гербарии. Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. Предметы быта (кофейники, бидоны, блюдо, самовары, подносы и др.). Гипсовые геометрические тела. Модуль фигуры человека. Керамические изделия (вазы, кринки и др.).
Электронно-образовательные ресурсы:
http://school-collection.edu.ru- единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://www.openclass.ru Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества.
http://nsc.1september.ru/ - журнал Начальная школа
http://festival.1september.ru – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
www.nachalka.com - Официальный ресурс для учителей, детей и родителей
Изобразительное искусство, 4 класс, 33 часа
N п\п |
N урока в теме |
Наименование раздела, тем уроков |
Количество часов на изучение темы |
Дата |
Примечание |
|||||
по плану |
по факту |
|||||||||
ТЕМА 1. ХУДОЖНИК И МИР ПРИРОДЫ (8 часов)
|
||||||||||
1 |
1.1 |
Учимся смотреть и видеть Разные художественные материалы, их выразительные качества. Создание рисунка на свободную тему. |
1 |
|
|
|
||||
2 |
1.2 |
Линия горизонта Пейзаж – жанр изобразительного искусства. Создание рисунка на тему: «Дорога, уходящая вдаль». |
1 |
|
|
|
||||
3 |
1.3 |
Свет и тень Особенности изображения света и тени в рисунке. Создание композиции на тему: «Таинственная тень натюрморта» с использованием графических материалов. |
1 |
|
|
|
||||
4 |
1.4 |
Растительный орнамент Особенности ритмической организации растительных орнаментов. Создание орнаментальной композиции на свободную тему. |
1 |
|
|
|
||||
5 |
1.5 |
Дождь Природная красота дождя, многообразие форм изображения дождя живописными и графическими материалами. Произведения Юрия Пименова и Франса Мазереля. Создание изобразительного образа дождя «Ласковый дождь». |
1 |
|
|
|
||||
6 |
1.6 |
Морской пейзаж Выразительность контрастного и нюансного цветового решения пейзажей-марин. Изображение морского пейзажа: «Музыка моря». |
1 |
|
|
|
||||
7 |
1.7 |
Горный пейзаж Выразительность холодного и контрастного цветового решения горных пейзажей. Пейзажи Николая Рериха. Изображение горного пейзажа. |
1 |
|
|
|
||||
8 |
1.8 |
Необычные подземные музеи Подземные красоты пещер, сталактиты и сталагмиты. Приёмы работы в технике монотипии. Изображение залов ледяных пещер.
|
1 |
|
|
|
||||
ТЕМА 2. ХУДОЖНИК И МИР ЖИВОТНЫХ (8 часов)
|
||||||||||
9 |
2.1 |
Рисунки животных с натуры Анималистический жанр изобразительного искусства и художники-анималисты. Наброски Антонио Пизанелло, рисунок Альберта Дюрера. Рисование носорога, жирафа, обезьяну или др. по фотографии, а окружающее их пространство – по воображению. |
1 |
|
|
|
||||
10 |
2.2 |
Чёрная кошка Возможности выполнения образа чёрной кошки разными художественными материалами: фломастерами, красками. Рисование образа чёрной кошки. |
1 |
|
|
|
||||
11 |
2.3 |
Скульпторы- анималисты Каждый скульптурный материал (глина, дерево, пластилин, стекло, металл, проволока и др.) имеет свои выразительные свойства. Знакомство с работами скульпторов-анималистов И. Ефимова и В. Ватагина. Создание объёмного образа любого животного из пластилина или глины. |
1 |
|
|
|
||||
12 |
2.4 |
Рельефное изображение животных Отличие стилизованного декоративно-условного рельефного изображения льва от реалистического рельефного изображения. Лепка рельефного изображения льва, львицы или львёнка или создание композиции: «Игривый львёнок» (на выбор). |
1 |
|
|
|
||||
13 |
2.5 |
Образы насекомых в стихах Хокку – японское трёхстишие. Выразительные и изобразительные возможности туши, пера, палочки, кисти по мокрому и сухому листу. Рисование иллюстрации к трёхстишию, используя технику «тушь – перо – кисть – палочка по сухому или мокрому листу». |
1 |
|
|
|
||||
14 |
2.6 |
Образы животных в книжной иллюстрации Выразительные средства книжной графики: линия, точка, пятно, штрих, цвет, композиция. Создание иллюстрации к сказке «Маугли» Р. Киплинга. |
1 |
|
|
|
||||
15 |
2.7 |
Талисманы Олимпийских игр Рисование талисманов спортивных игр (Снеговик, Енот, Волчонок, Леопард, Медведь, Заяц).
|
1 |
|
|
|
||||
16 |
2.8 |
Ты – художник Коллекционирование произведений изобразительного искусства и результатов детского творчества |
1 |
|
|
|
||||
ТЕМА 3. ХУДОЖНИК И МИР ЧЕЛОВЕКА (10 часов)
|
||||||
17 |
3.1 |
Интерьер с окном. Выразительные средства живописи (хроматические цвета: тёплые, холодные; ахроматические цвета: белый, чёрный, разные оттенки серого; пятно, освещение, контраст, нюанс, колорит и др.) и графики (линия, пятно, штрих, композиция и др.). Создание композиции «Я любуюсь видами своего города из окна» |
|
|
|
|
18 |
3.2 |
Дружеский шарж. Художники-карикатуристы Кукрыниксы. Рисование дружеского шаржа на самого себя или лучшего друга (карандаш, фломастер, гелевую ручку или др.). |
|
|
|
|
19 |
3.3 |
Парадный портрет. Парадный портрет, признаки парадного и камерного мужского и женского портрета. Основные пропорции человеческого лица. Изображение парадного портрета «Воин-герой» или «Мой дед – победитель». |
|
|
|
|
20 |
3.4 |
Искусство костюма: изменчивая мода. Произведения искусства, как документ эпохи, отражающие «капризы» моды. Создание эскиза нескольких вариантов костюмов: повседневных, праздничных, карнавальных, используя графические или неожиданные материалы: фантики, салфетки, фольгу, серпантин и т. п. |
|
|
|
|
21 |
3.5 |
Искусство костюма. Красота тружеников Донецкого края. Представление народа о красоте человека. Женский и мужской образы XIX века. Изображение людей рабочих профессий. |
|
|
|
|
22 |
3.6 |
Знаменитые скульпторы. История создания памятника гражданам Кале Огюстом Роденом. Лепка скульптурной композиции: «Моя семья». |
|
|
|
|
23 |
3.7 |
Знаменитый город. Основные архитектурные постройки Иерусалима – города трёх мировых религий: христианства, иудаизма, ислама. Выполнение иллюстрации на сюжет священной книги: «Вифлеемская звезда», «Рождество», «Ангел – добрый вестник», «Мой ангел-хранитель» (на выбор). |
|
|
|
|
24 |
3.8 |
Герб. Герб своего города, края, области. Геральдическая цветовая символика, геральдические животные. Создание образа семейного герба. |
|
|
|
|
25 |
3.9 |
Художник-дизайнер. Дизайн – это разновидность современного декоративно-прикладного искусства. Выполнение эскиза упаковки любого кондитерского изделия: мороженого, конфет, плитки шоколада, печенья.
|
|
|
|
|
26 |
3.10 |
Машины-роботы. Репродукции космических аппаратов, творческих поделок и рисунков детей. Изображение машины-робота – марсоход, луноход, венероход, юпитероход или другого космического аппарата. |
|
|
|
|
ТЕМА 4. ХУДОЖНИК И МИР ИСКУССТВ (8 часов) |
||||||
27 |
4.1 |
Книжка-игрушка. Разные формы книжек-игрушек для малышей, элементы книжного макета: обложка, буквица, иллюстрации, заставка, концовка. Коллективное изготовление макета книжки-гармошки. |
|
|
|
|
28 |
4.2 |
Музей игрушки. Народные глиняные, деревянные, соломенные игрушки. Игрушки-панки, куклы-пеленашки, куклы-стригушки, куклы-закрутки, куклы Масленицы и др. Создание игрушки из подсобных или природных материалов: ниток, бумаги, картона, соломы, тряпок, шишек, сухих листьев, желудей и др |
|
|
|
|
29 |
4.3 |
Театр на колесах. Изображение портрета клоуна или сцены циркового представления. |
|
|
|
|
30 |
4.4 |
Большой театр. Большой театр – это старейший в России театр оперы и балета. Фоторепродукции и произведения художников Э.Дега и В.Серова. Создание образа балерины в движении. |
|
|
|
|
31 |
4.5 |
В мире кино. Киноафиши и кадры из фильмов, получивших мировую известность. Создание афиши к мультфильму. |
|
|
|
|
32 |
4.6 |
Музеи мира: музей-панорама События Бородинской битвы по сюжетам живописной панорамы. Рисование фрагмента стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино». |
|
|
|
|
33 |
4.7 |
Художественные выставки: передвижные выставки. Товарищество передвижных художественных выставок Содержание произведений художников-передвижников: И.Крамской, Г.Мясоедов, Н.Ярошенко, В.Перов, А.Саврасов, В.Поленов, В.Суриков. Выполнение рисунка на тему: «На уроке физкультуры». |
|
|
|
|
34 |
4.8 |
Художественные выставки: Художник и время. Выставка детского изобразительного творчества. Создание композиции на тему: «Я – художник». Создание афиши для коллективной выставки. |
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.