Рабочая программа учителя, ИЗО

  • docx
  • 08.12.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала РПУ, ИЗО.docx

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом (утвержден Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 30 июля 2018 года № 678), с учетом базового  уровня образования; на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования по учебному предмету «Изобразительное искусство: 1-4 кл.:/ сост. Лобынцева С.Н.,. Ферапонтова Е.Н., Сапрыкина Ю.Б., Фещенко Н.А. – 3-е издание, доработанное. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2019. – 68 с..); в соответствии с Рабочим учебным планом  и Календарным учебным графиком Муниципального общеобразовательного учреждения «Шахтерская средняя школа №1» на 2019-2020 учебный год  и  предназначена для учащихся 4-х классов Муниципального общеобразовательного учреждения «Шахтёрская средняя школа №1».

Срок реализации программы – 1 год.

На изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» в 4  классе отводится 1 час в неделю. Общий объём учебного времени составляет 33 часа в год. Так как в 2019 – 2020 учебном году согласно Рабочему учебному плану и Календарному графику Муниципального общеобразовательного учреждения «Шахтерская средняя школа №1» 35 рабочих недель, то с учетом выходных и праздничных дней и согласно учебному расписанию учителя, в 4-А классе 1 резервный час добавлен в раздел «Художник и мир искусства».

Приоритетная цель начального художественного образования – развитие культуры творческой личности школьника. Данная Программа  обеспечивает результаты, необходимые для дальнейшего обучения в среднем звене школы, для усвоения социального опыта, нравственно-эстетического развития и творческой деятельности.

Система художественно-творческих занятий имеет концентрический принцип построения. Каждая новая ступень вбирает в себя содержание предыдущих, раскрывая его на новом уровне сложности.

1 класс – «Я – Художник и природа родного края».

2 класс – «Я – Художник и природа Земли в прошлом, настоящем и будущем».

3 класс – «Я – Художник и природа разных стран мира».

4 класс – «Я – Художник, природа и я».

 

Структурной особенностью программы является блочно-тематическое планирование содержания занятий. Содержание каждого года основывается на четырёх блоках:

·        «Художник и мир природы»,

·        «Художник и мир животных»,

·        «Художник и мир человека»,

·        «Художник и мир искусств».

·         

Отличительной особенностью программы является включение в её содержание регионального компонента, а в 4 классе вся программа построена в рамках регионального содержания, что является пропедевтических курсом для изучения «Искусствоведческого краеведения» в 5 классе.

 

В основе реализации программы по изобразительному искусству лежит системно-деятельностный подход, который предполагает реализацию определённых методических принципов:

1.Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории (личностно ориентированное обучение).

2. Принцип продуктивности обучения. Художественное развитие учащихся начальной школы рассматривается как актуализация и становление их способности создавать и самостоятельно воспринимать (понимать, оценивать) художественные произведения и результаты собственной творческой деятельности.

3. Принцип природосообразности обучения предполагает учёт возрастных, психофизиологических фаз и стадий развития изобразительного творчества и индивидуальных особенностей творческого роста каждого учащегося.

4. Принцип культуросообразности позволяет организовать педагогическую работу с опорой на лучшие достижения мирового и отечественного изобразительного искусства, изучение которых станет основой формирования художественной культуры школьника.

5. Принцип диалогичности основан на демократическом стиле взаимоотношений учителя и учащегося и  способствует выработке необходимых умений и навыков «проживания» и «нахождения» в искусстве.

 

 В образовательном процессе будут использоваться следующие формы, методы и средства обучения:

·     технологии развития критического мышления; технология дискуссий; технологии групповой работы; технология проблемного обучения; индивидуальные; коллективные; индивидуальные формы;  

·        методы обучения: словесные (рассказ, беседа, объяснение, дискуссия, инструктаж); наглядные ( метод иллюстраций, метод демонстрации); практические (упражнения).

Виды деятельности учащихся: репродуктивные, частично-поисковые, проблемные, исследовательские, объяснительно-иллюстративные.

·     средства обучения: иллюстрации, схемы, диаграммы, рисунки, фото, тексты из пособий, учебников и книг, отдельные упражнения, задания, технические средства обучения.

·      

Объектами проверки и оценивания результатов художественного образования являются основные компетентности:

Ø Предметные (интерпретационные и деятельностно-творческие);

Ø Межпредметные эстетические (эстетические оценки и восприятие);

Ø Ключевые (общекультурные, информационно-комуникативные, социальные).

Ø  

В 1-4 классах оценивание учащихся проводится по мотивационной шкале, то есть оценивание без баллов.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

Научно-методические пособия для учителя

1. Копцева Т. А. Изобразительное искусство. Методические рекомендации к учебнику для 3 класса общеобразовательных учреждений. – Cмоленск: Ассоциация XXI век. – 2013.

Копцева Т. А. Изобразительное искусство. Методические рекомендации к учебнику для 4 класса общеобразовательных учреждений. – Cмоленск: Ассоциация XXI век. – 2014.

 

Учебно-методическая литература

1.Копцева Т. А., Копцев В. П., Копцев Е. В. Изобразительное искусство. Учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений. – Cмоленск: Ассоциация XXI век. – 2012 и послед.

Копцева Т. А., Копцев В. П., Копцев Е. В. Изобразительное искусство. Учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений. – Cмоленск: Ассоциация XXI век. – 2012 и послед.

2.Копцева Т. А. Творческая папка для учащихся к учебнику для 3 класса. – Cмоленск: Ассоциация XXI век. – 2013.

Копцева Т. А. Творческая папка для учащихся к учебнику для 4 класса. – Cмоленск: Ассоциация XXI век. – 2014.

 

 Информационно-справочная литература

 1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Кн. для учителя. 3-е изд. – М., 1990.

 2. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты: Язык и смысл изобразительного искусства: Учебное пособие. – М.: Учебная литература, 1998. – 208 с.

 3. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 159с.

4. Костерин Н. П. Учебное рисование. – М.: Просвещение, 1980.

5. Кузин В. З. Наброски и зарисовки. – М.: Просвещение, 1981.

6. Михайлов А.М. Искусство акварели. – М., 1995.

7. Неменская Л. А. Искусство в жизни человека. – М.: Просвещение, 2008.

8. Питерских А.С., Гуров Г.Е. Дизайн и архитектура в жизни человека. - М.: Просвещение, 2008.

9.Волков И. П. Художественная студия в школе. – М.: Просвещение, 1993.

 

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

Интерактивное пособие с комплектом таблиц для начальной школы:  «Введение в цветоведение»;  «Основы декоративно - прикладного искусства». Интерактивное учебное пособие. Работа с бумагой, природными материалами, тканью, пластилином, конструирование.

Печатные пособия:

Портреты русских и зарубежных художников. Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента. Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта. Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.  Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.

Учебно-практическое оборудование:

Мольберты. Материалы для художественной деятельности: краски  акварельные, гуашевые, тушь, ручки с перьями, бумага белая и цветная, фломастеры, восковые мелки, кисти разных размеров беличьи и щетинные, банки для воды, стеки (набор), пластилин / глина, клей, ножницы, рамы для оформления работ.

Натурный фонд:

Гербарии. Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. Предметы быта (кофейники, бидоны, блюдо, самовары, подносы и др.). Гипсовые геометрические тела. Модуль фигуры человека. Керамические изделия (вазы, кринки и др.).

Электронно-образовательные ресурсы:

http://school-collection.edu.ru- единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://www.openclass.ru Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества.

http://nsc.1september.ru/  - журнал Начальная школа

http://festival.1september.ru – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

www.nachalka.com - Официальный ресурс для учителей, детей и родителей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Изобразительное искусство, 4 класс, 33 часа

N

п\п

N урока в теме

Наименование раздела, тем уроков

Количество часов на изучение темы

Дата

Примечание

по плану

по факту

ТЕМА 1. ХУДОЖНИК И МИР ПРИРОДЫ (8 часов)

 

1

1.1

Учимся смотреть и видеть Разные художественные материалы, их выразительные качества. Создание рисунка на свободную тему.

1

 

 

 

2

1.2

Линия горизонта Пейзаж – жанр изобразительного искусства. Создание рисунка на  тему: «Дорога, уходящая вдаль».

1

 

 

 

3

1.3

Свет и тень Особенности изображения света и тени в рисунке. Создание композиции  на тему: «Таинственная тень натюрморта» с использованием графических материалов.

1

 

 

 

4

1.4

Растительный орнамент 

Особенности ритмической организации растительных орнаментов. Создание орнаментальной композиции на свободную тему.

1

 

 

 

5

1.5

Дождь Природная красота дождя,  многообразие форм изображения дождя живописными и графическими материалами. Произведения Юрия Пименова и Франса Мазереля.  

Создание изобразительного образа  дождя «Ласковый дождь».

1

 

 

 

 6

1.6

Морской пейзаж Выразительность контрастного и нюансного цветового решения пейзажей-марин.

Изображение морского пейзажа: «Музыка моря».

1

 

 

 

7

1.7

Горный пейзаж Выразительность холодного и контрастного цветового решения горных пейзажей. Пейзажи Николая Рериха.  Изображение горного пейзажа.

1

 

 

 

8

1.8

Необычные подземные музеи Подземные красоты пещер, сталактиты и сталагмиты. Приёмы работы в технике монотипии. Изображение залов ледяных пещер. 

 

1

 

 

 

ТЕМА 2. ХУДОЖНИК И МИР ЖИВОТНЫХ (8 часов)

 

9

2.1

Рисунки животных с натуры Анималистический жанр изобразительного искусства и художники-анималисты. Наброски Антонио Пизанелло, рисунок Альберта Дюрера. Рисование носорога, жирафа, обезьяну или др. по фотографии, а окружающее их пространство – по воображению.  

1

 

 

 

10

2.2

Чёрная кошка Возможности выполнения образа чёрной кошки разными художественными материалами: фломастерами, красками.

Рисование  образа  чёрной кошки.

1

 

 

 

11

2.3

Скульпторы- анималисты Каждый скульптурный материал (глина, дерево, пластилин, стекло, металл, проволока и др.) имеет свои выразительные свойства. Знакомство с работами скульпторов-анималистов И. Ефимова и В. Ватагина. Создание объёмного образа любого животного из пластилина или глины.

1

 

 

 

12

2.4

Рельефное изображение животных Отличие стилизованного декоративно-условного рельефного изображения льва от реалистического рельефного изображения. Лепка рельефного изображения льва, львицы или львёнка или создание композиции: «Игривый львёнок» (на выбор).

1

 

 

 

13

2.5

Образы насекомых в стихах Хокку – японское трёхстишие. Выразительные и изобразительные возможности туши, пера, палочки, кисти по мокрому и сухому листу. Рисование иллюстрации к трёхстишию, используя технику «тушь – перо – кисть – палочка по сухому или мокрому листу».

1

 

 

 

14

2.6

Образы животных в книжной иллюстрации

Выразительные средства книжной графики: линия, точка, пятно, штрих, цвет, композиция.  Создание иллюстрации к сказке «Маугли» Р. Киплинга.

1

 

 

 

15

2.7

Талисманы Олимпийских игр Рисование талисманов спортивных игр (Снеговик, Енот, Волчонок, Леопард, Медведь, Заяц).

 

1

 

 

 

16

2.8

Ты – художник Коллекционирование произведений изобразительного искусства и результатов детского творчества

1

 

 

 

ТЕМА 3. ХУДОЖНИК И МИР ЧЕЛОВЕКА (10 часов)

 

17

3.1

Интерьер с окном.

 Выразительные средства живописи (хроматические цвета: тёплые, холодные; ахроматические цвета: белый, чёрный, разные оттенки серого; пятно, освещение, контраст, нюанс, колорит и др.) и графики (линия, пятно, штрих, композиция и др.).

Создание композиции  «Я любуюсь видами своего города из окна»

 

 

 

 

18

3.2

Дружеский шарж.  

Художники-карикатуристы Кукрыниксы.

Рисование дружеского шаржа на самого себя или лучшего друга (карандаш, фломастер, гелевую ручку или др.).

 

 

 

 

19

3.3

Парадный портрет.

 Парадный портрет, признаки парадного и камерного мужского и женского портрета. Основные пропорции человеческого лица.

Изображение парадного портрета «Воин-герой» или «Мой дед – победитель».

 

 

 

 

20

3.4

Искусство костюма: изменчивая мода.

 Произведения искусства, как документ эпохи, отражающие «капризы» моды.

Создание эскиза нескольких вариантов костюмов: повседневных, праздничных, карнавальных, используя графические или неожиданные материалы: фантики,

салфетки, фольгу, серпантин и т. п.

 

 

 

 

21

3.5

Искусство костюма. Красота тружеников Донецкого края.

Представление народа о красоте человека.

Женский и мужской образы XIX века.

Изображение людей рабочих профессий.

 

 

 

 

22

3.6

Знаменитые скульпторы.

 История создания памятника гражданам Кале Огюстом Роденом.

Лепка скульптурной композиции: «Моя семья». 

 

 

 

 

23

3.7

Знаменитый город.

Основные архитектурные постройки Иерусалима – города трёх мировых религий: христианства, иудаизма, ислама.

Выполнение иллюстрации на сюжет священной книги: «Вифлеемская звезда»,  «Рождество», «Ангел – добрый вестник», «Мой ангел-хранитель» (на выбор).

 

 

 

 

24

3.8

Герб.

Герб своего города, края, области. Геральдическая цветовая символика, геральдические животные.  Создание образа семейного герба.

 

 

 

 

25

3.9

Художник-дизайнер.

Дизайн – это разновидность современного декоративно-прикладного искусства.

Выполнение эскиза упаковки любого кондитерского изделия: мороженого, конфет, плитки шоколада, печенья.

 

 

 

 

 

26

3.10

Машины-роботы.

Репродукции космических аппаратов, творческих поделок и рисунков детей.

Изображение машины-робота – марсоход, луноход, венероход, юпитероход или другого космического аппарата.

 

 

 

 

ТЕМА 4. ХУДОЖНИК И МИР ИСКУССТВ (8 часов)

27

4.1

Книжка-игрушка.

Разные формы книжек-игрушек для малышей, элементы книжного макета: обложка, буквица, иллюстрации, заставка, концовка. 

Коллективное  изготовление  макета  книжки-гармошки.

 

 

 

 

28

4.2

Музей игрушки.

 Народные глиняные, деревянные, соломенные игрушки. Игрушки-панки, куклы-пеленашки, куклы-стригушки, куклы-закрутки, куклы Масленицы  и др.  Создание игрушки из подсобных или природных материалов: ниток, бумаги, картона, соломы, тряпок, шишек, сухих листьев, желудей и др

 

 

 

 

29

4.3

Театр на колесах.

 Изображение портрета клоуна или сцены циркового представления.

 

 

 

 

30

4.4

Большой театр.

 Большой театр – это старейший в России театр оперы и балета. Фоторепродукции и произведения художников Э.Дега и В.Серова.

Создание образа балерины в движении.

 

 

 

 

31

4.5

В мире кино.

 Киноафиши и кадры из фильмов, получивших мировую известность.

Создание афиши к мультфильму.

 

 

 

 

32

4.6

Музеи мира: музей-панорама  События Бородинской битвы по сюжетам живописной панорамы. 

Рисование фрагмента стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино».

 

 

 

 

33

4.7

Художественные выставки: передвижные выставки.

Товарищество передвижных художественных выставок

Содержание произведений художников-передвижников:  И.Крамской, Г.Мясоедов, Н.Ярошенко, В.Перов, А.Саврасов, В.Поленов, В.Суриков.

Выполнение рисунка на тему: «На уроке физкультуры».

 

 

 

 

34

4.8

Художественные выставки: Художник и время. Выставка детского изобразительного творчества. Создание композиции на тему: «Я – художник».  Создание афиши для коллективной выставки.

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru