Рабочая программа учителя-логопеда с учащимся 1 класса с ТНР
Оценка 4.6

Рабочая программа учителя-логопеда с учащимся 1 класса с ТНР

Оценка 4.6
Документация
docx
дефектология
28.11.2022
Рабочая программа учителя-логопеда с учащимся 1 класса с ТНР
Рабочая программа учителя-логопеда с учащимся 1 класса с ТНР
РП ТНР 1 класс.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №103»

 

 

  СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по

учебно-воспитательной работе

МБОУ «СОШ № 103»

 __________ И. Н. Ищук

«___»___________2020 г.

                           УТВЕРЖДАЮ

      Директор МБОУ «СОШ №103»

                                           ____________________В.В.Ищук

                                                                   «___»__________2020 г.

 

 

Рабочая программа

учителя-логопеда

 

для учащегося 1 класса с ОНР 3 уровня

(ОВЗ, ТНР)

 

Учебный год: 2020-2021

Общее кол-во часов 80,                                                                                                                Учитель-логопед

кол-во часов в неделю 3                                                                                                               Соломина Анна Владимировна  

 

 

 

Воронеж - 2020

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 1.Пояснительная записка………………………………………………………………...................................................................................................3                                                                                               

 2. Календарно-тематический план……………………………………………………....................................................................................................6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Правильная,  хорошо  развитая  речь    является  одним  из  основных  показателей  готовности ребёнка  к  школьному  обучению.  Недостатки  речи  могут  привести  к  неуспеваемости,  породить неуверенность ребёнка в своих силах. Компенсировать дефект может только квалифицированная помощь.         Среди разнообразных речевых расстройств в детском возрасте часто встречается фонетико-фонематическое и общее  недоразвитие  речи  (ОНР).  Изучением этих проблем занимались и занимаются  такие  авторы  как  Р.Е.  Левина,  Р.И. Лалаева,  Т.В. Волосовец,  Т.Б.  Филичева, Коноваленко В.В., Коноваленко В.С.      

           В теории и практике логопедии под общим недоразвитием речи (в дальнейшем ОНР) понимается такая форма речевой патологии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения, при нормальном слухе и относительно сохранном интеллекте. В группу с ОНР объединяются дети с различными нозологическими формами речевых нарушений (дизартрия, алалия, ринолалия, афазия) в случаях, когда наблюдается единство патологических проявлений по трем указанным компонентам. Но, несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности: позднее появление экспрессивной речи, резко ограниченный словарный запас, выраженный аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования, специфические нарушения слоговой структуры слов, несформированность связной речи.

У детей с ОНР наблюдаются и особенности познавательной деятельности. Для детей с общим недоразвитием речи характерен низкий уровень развития основных свойств внимания. У некоторых из них отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения.

Речевое отставание отрицательно сказывается и на развитии памяти. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у таких детей заметно снижены по сравнению с нормально говорящими сверстниками вербальная память и продуктивность запоминания. Дети часто забывают сложные инструкции, опускают некоторые их элементы, меняют последовательность предложенных заданий. Нередки ошибки дублирования при описании предметов, картинок. Отмечается низкая активность припоминания, которая сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает некоторые специфические особенности мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети, однако, отстают в развитии наглядно-образной сферы мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением. Для многих из них характерна ригидность мышления.

Наряду с общей соматической ослабленностью этим детям присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.

Речевое недоразвитие у детей младшего школьного возраста может быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутых форм связной речи с элементами фонетико-грамматического недоразвития. ОНР выявляется в ходе специального логопедического обследования. Коррекция ОНР предполагает развитие понимания речи, обогащение словаря, формирование фразовой речи, грамматического строя языка, полноценного звукопроизношения.

Частичное расстройство письма, в настоящее время достаточно часто встречающееся у детей младшего школьного возраста, обозначают термином дисграфия. У детей этой возрастной категории наблюдается не столько расстройство письма, сколько трудности в овладении письменной речью.

Основным симптомом дисграфии является наличие стойких специфических ошибок, возникновение которых у учеников общеобразовательных школ не связано ни со снижением слуха и зрения, ни с пропусками занятий по болезни. Часто дисграфия сочетается с дислексией (нарушением чтения). Ошибки чтения и письма не являются постоянными или единичными для конкретного слова. Поэтому один фактор не может быть основой для постановки заключения «дисграфия».

В настоящее время специалистами предпринимаются попытки классифицировать нарушения письменной речи. Предложено множество различных подходов к данной проблеме. Последняя классификация дисграфии, разработанная кафедрой ЛГПИ им. Герцена, выделяет следующие формы дисграфии:

— артикуляторно-акустическая;

— дисграфия, обусловленная нарушением фонемного распознавания;

— дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа синтеза;

— аграмматическая;

— оптическая.

В основе данной классификации лежит несформированность определенных операций процесса письма. Данная классификация представляется автору наиболее убедительной. Ее состоятельность подтверждают результаты обследования устной и письменной речи детей, подкрепляет опыт работы многих специалистов.

 

Коррекция дисграфии производится по определенному плану, который учитывает механизм нарушений и их соответствие какой-либо форме дисграфии. В процессе коррекционного обучения наряду с общими задачами логопедии должны решаться также частные задачи:

— формирование фонематического восприятия;

— формирование навыков фонематического анализа и синтеза;

— формирование навыков звукобуквенного анализа и синтеза;

— формирование навыков слогового и языкового анализа и синтеза;

— формирование представлений о различных типах связи (согласовании и управлении) в словосочетаниях и предложениях;

— развитие пространственно-временной ориентации;

— развитие зрительного и слухового восприятия;

— развитие связной речи;

— развитие процессов чтения и письма.

Программа построена с учетом возрастных особенностей учащихся 2-х классов. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению ошибок письма проводится на уровне:

1. Звука, буквы;

2. Слога;

3. Слова;

4. Словосочетания;

5. Предложения;

6. Текста.

 

 

 

 

 

Особые образовательные потребности обучающихся с ТНР

 

К особым образовательным потребностям, характерным для обучающихся с ТНР относятся:

- организация логопедической коррекции в соответствии с выявленным нарушением;

- преемственность содержания и методов дошкольного и школьного образования и воспитания, ориентированных на нормализацию или полное преодоление отклонений речевого и личностного развития;

- получение начального общего образования в условиях образовательных организаций общего типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося и степени выраженности его речевого недоразвития;

- обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как через содержание предметных и коррекционно-развивающей областей, так и в процессе индивидуальной/подгрупповой логопедической работы;

- создание условий, нормализующих/компенсирующих состояние высших психических функций, анализаторной, аналитико-синтетической и регуляторной деятельности на основе обеспечения комплексного подхода при изучении обучающихся с речевыми нарушениями и коррекции этих нарушений;

- координация педагогических, психологических и медицинских средств воздействия в процессе комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения;

- получение комплекса медицинских услуг, способствующих устранению или минимизации первичного дефекта, нормализации моторной сферы, состояния высшей нервной деятельности, соматического здоровья;

- возможность адаптации основной общеобразовательной программы при изучении содержания учебных предметов по всем предметным областям с учетом необходимости коррекции речевых нарушений и оптимизации коммуникативных навыков учащихся;

- гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения/сокращения содержания отдельных предметных областей, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий;

- индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий обучающихся с ТНР;

- постоянный (пошаговый) мониторинг результативности академического компонента образования и сформированности жизненной компетенции обучающихся, уровня и динамики развития речевых процессов, исходя из механизма речевого дефекта;

- применение специальных методов, приемов и средств обучения, в том числе специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий, визуальных средств, обеспечивающих реализацию «обходных путей» коррекционного воздействия на речевые процессы, повышающих контроль за устной и письменной речью;

- возможность обучаться на дому и/или дистанционно при наличии медицинских показаний;

- профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации путем максимального расширения образовательного пространства, увеличения социальных контактов;

- обучения умению выбирать и применять адекватные коммуникативные стратегии и тактики;

- психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью ее активного включения в коррекционно-развивающую работу с ребенком;

- организация партнерских отношений с родителями.

 

 

При составлении программы использованы «Перспективное планирование коррекционной работы со школьниками с общим недоразвитием речи» Л.Г. Кобзаревой, М.П. Резуновой, Г.Н. Юшиной и Программа работы по преодолению нарушений письма у младших школьников, предложенной в книге Е.В. Мазановой «Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы : методическое пособие для учителей-логопедов». Программа рассчитана на два года обучения. Первый год – 1-й этап коррекционного обучения.

Основные цели коррекционной работы:

·         коррекция нарушений устной речи;

·         коррекция нарушений чтения и письменной речи;

·         развитие сознательного использования языковых средств в различных коммуникативных ситуациях с целью реализации полноценных социальных контактов с окружающими;

Задачи этого этапа: 

1.      Развивать фонематическое восприятие;

2.      Обучать простым и сложным формам звукобуквенного анализа и синтеза слов;

3.      Уточнять произношение звуков с опорой на зрительное и слуховое восприятие, а также на тактильные и кинетические ощущения;

4.      Учить выделять определенные звуки на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста;

5.      Определять положение звука по отношению к другим звукам;

6.      Учить сопоставлять звуки в произносительном и слуховом плане;

7.      Развивать неречевые высшие психические функции.

 

К концу обучения дети должны знать:

— термины, используемые для обозначения основных понятий (речь, звук, буква, артикуляция и т.д.);

— все буквы и звуки родного языка;

— отличительные признаки гласных и согласных звуков;

— гласные и согласные звуки;

— твердые и мягкие согласные, а также буквы для обозначения мягкости согласных на письме;

— пары гласных звуков; пары согласных звуков по твердости — мягкости, по звонкости — глухости;

К концу обучения дети должны уметь:

— узнавать и различать гласные и согласные звуки;

— обозначать гласные; твердые, мягкие, глухие и звонкие согласные на письме;

— использовать гласные буквы И, Я, Е, Ю, Е или Ь для обозначения мягкости согласных на письме;

— различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;

— производить фонетический разбор слова;

— производить звукобуквенный разбор слогов и слов;

— записывать слова с гласными буквами И, Я, Е, Ю, Е, а также буквами Ь и Ъ;

— подбирать слова на заданный звук;

— сравнивать слова со сходными звуками;

— строить звуковые схемы слогов и слов;

— составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;

— восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;

— самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты, изложения, сочинения, используя оппозиционные звуки.

 

 

 

Принципы построения коррекционной программы                                                  

В  программе  реализованы  в  соответствии  этиопатогенетической  симптоматикой  речевого нарушения следующие принципы школьной коррекционной педагогики: 

      -  Принцип развивающего обучения (формирование «зоны ближайшего развития»);

      -  Принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;

      -  Принцип  генетический,  раскрывающий  общие  закономерности  развития  детской  речи применительно к разным вариантам речевого дизонтогенеза;

      -  Принцип  коррекции  и  компенсации,  позволяющий  определить  адресные  логопедические технологии в зависимости от структуры и выраженности речевого нарушения;

      - Деятельностный  принцип,  определяющий  ведущую  деятельность,  стимулирующий психическое и личностное развитие ребёнка с отклонением в речи.    В логопедическую группу зачисляются  дети  с  невыраженным общим недоразвитием речи,  для  которого  характерно нарушение формирования всех компонентов речи, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и интеллекте.                                    

Общедидактические  принципы:  научности,  систематичности, последовательности, доступности,  наглядности,  прочности,  воспитывающего  характера,  сознательности,  активности, индивидуального подхода.                        

Задачи  развития  речи  и  коррекции  её  недостатков  реализовываются  на  групповых  и индивидуальных  занятиях.  Зачисление и выпуск детей на логопункте производятся на любом этапе начального образования. Весь  период  коррекционной  работы  рассчитан  на  2    учебных  года  (три этапа коррекционного обучения).             Форма проведения занятий – индивидуальная,            периодичность – 3 раза в неделю.

                                   

 План логокоррекционной  работы  составляется  логопедом  на  основе  анализа  речевой  карты  ребёнка.  В плане индивидуальной работы отражены направления коррекционной работы, которые позволяют  устранить  выявленные  в  ходе  логопедического  обследования  нарушения  речевой деятельности  и  пробелы  в  знаниях,  умениях,  навыках  ребёнка  с  ОНР 3-4 уровня, осложненного смешанной дисграфией.  Это  позволяет повысить  эффективность  занятий  и  осуществлять  личностно  –  ориентированный  подход  в обучении  и  воспитании.  При  планировании  занятий  учитываются  возраст ребёнка, структура речевого дефекта, его индивидуально – личностные особенности.                

Индивидуальные занятия проводятся в соответствии с календарно-тематическим планированием работы, которое направлено на изучение определенных тем.  Занятия ориентированы на  развитие  моторных  навыков,  дыхательной  и  голосовой  функции,  мимической  мускулатуры, формирование  лексико- грамматических  категорий  языка,  развитие  связной  речи,  развитие фонетико-фонематических процессов, развитие интонационной  выразительности  и  дикции, звуко-буквенному анализу и синтезу, и проводятся 3 раза в неделю. Продолжительность каждого занятия 20 мин. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

 

1

2

3

4

Номер п/п

Тема занятий

Содержание занятий

Количество часов

1

Обследование устной речи

 

1

2

ОРГАНЫ РЕЧИ

Сравнение неречевых и рече­вых звуков. Знакомство со строением ре­чевого аппарата . Наблюдение за деятельностью речевого аппарата. Тренировка детей по схеме: «Строение речевого аппарата»

1

 

РЕЧЬ. ПРЕДЛОЖЕ­НИЕ

Уточнение представлений об отличии предложения от груп­пы слов. Деление предложения на сло­ва. Составление схем предложе­ний, готовящих учащихся к раздельному написанию слов .

Коллективная проверка и обоснование правильности выполнения задания с упот­реблением грамматических терминов по теме: «Составление предложений по вопросам, по картинкам как речевых единиц (на время)». Лексическая работа по теме : «Имена, отчества и фамилии

 людей»

1

3

ПРЕДЛОЖЕ­НИЕ,  СЛОВО

Сопоставление слова и пред­ложения как речевых единиц. Тренировочные упражнения на определение количества и пос­ледовательности слов в пред­ложении (цифрой, палочками на столе и т.д.). Составление распространенных предложений с данным словом (на время) , с заданным количеством слов (на время), из слов, данных вразбивку, по сюжетным картинкам. Интонирование предложений (-?.'). Тренировочные задания для наблюдения за интонацией по­нижения голоса, соотнося это с правилом обозначения гра­ниц предложения на письме. Составление схем предложений

1

4

СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ

Формирование навыка вос­приятия интонации перечисления его в собственной речи. Чтение текста , выделение в нем законченных смысловых единиц-предложений . Графический диктант . Формирование понятия о ро­де, числе имен существитель­ных (в практическом плане) . Лексическая работа по те­мам «Осень», «Овощи», «Фру­кты», «Ягоды» с целью: -количественного роста сло­варя (за счет усвоения но­вых слов и их значений) ; -качественного обогащения словаря (путем усвоения смысловых и эмоциональных значений слов , переносного значения слов и словосоче­таний)

1

5

СЛОВА—ДЕЙСТВИЯ

Формирование понятий о сло­вах-действиях . Работа над лексическим и грамматическим значением слов {число, время, род) . Графическое изображение слов –действий.

1

6

СЛОВА-ПРИЗНАКИ

Формирование понятия о сло­вах-признаках . Работа над лексическим и грамматическим значением слов (род, число). Графическое изображение слов-признаков

1

7

ЗВУКИ РЕЧИ

Формирование понятия о звуках речи. Образование звуков речи. Наблюдение за работой ор­ганов речи: -образование гласных первого ряда; -образование согласных

1

8

ЗВУКИ И БУКВЫ

Формирование представлений об отличиях Звука от буквы, понятия об алфавите , о связи звука с буквой. Игра «Покажи соответствующую букву (прой­денную) « . Использование стихов : - Е.Измайлов «Как появились буквы» ; - А.Шабаев «Азбука веселых человечков» . Тренировочные упражнения типа : 1 . Подобрать и написать в тетрадях и на доске слово , в котором 3 буквы и 3 звука; 2 . Подобрать и записать слово с одинаковым количест­вом букв и звуков (образец записи:  БАК  Б === 3) . 3. Подобрать слова, в кото­рых Б>3, 3>Б, 3=Б.4 . Подобрать 2 слова , в ка­ждом их которых число букв равно числу звуков . 5. Подобрать 2 слова, в ка­ждом из которых букв больше, чем звуков . Лексическая работа по те­ме «Семья» (старший-младший, старше-младше , отец отца , мать матери, дедушка, бабуш­ка и др .).

1

9

ГЛАСНЫЕ

И СОГЛАСНЫЕ

Уточнение представлений о механизме образования гласных и согласных звуков . Слогообразующая роль глас­ных. Артикуляция гласных звуков . Лексическая работа по те­ме «Игрушки» . Отгадывание загадок по этой же теме.

1

10

УДАРЕНИЕ

Ударение и его смыслоразличительная роль (КРУЖКИ—кружки, я плачу - я плАчу,

ВОРбНА - вбРОНА, ГОЛОСА—Г6ЛОСА) .Воспроризведение ритмичес­кого рисунка слов (его сло­говой структуры и ударного слога (Х-х, х-Х, х - X—х  и т.д. ) . Соотнесение ритмического рисунка слова с его структу­рой. Графический диктант . Выделение ударного слога и ударного гласного . Группировка предметных картинок под цифрами 1,2,3,4 по месту ударного слога в слове . Лексическая работа над значением слов : ИРИС - ИРИС , ЗАМОК - ЗАМОК, ПОЛЯ - ПОЛЯ,

атлас - АТЛАС, КРУЖКИ - КРУЖКИ  и др. Составление предложений с этими словами .

1

11

ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИ

Гласные звуки и буквы. Слогообразующая роль глас­ных. Слоговой состав слова.

Ударный слог. Отстукивание, отхлопывание слогового рисунка слова. На­пример: ххх, хх, х  или X х, х X, х X х и т.д. Графические диктанты. На­пример, цифрами написать ко­личество слогов в слове или черточками указать количе­ство слогов и гласных в них (1,3,2, ... или А  И , О ) . Образование слов различной структуры (наращивание сло­гов) , чтение, анализ, объяс­нение значений полученных слов.

3

12

ГЛАСНЫЕ 2  РЯДА

 

5

13

СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ (И ПРОЙДЕННЫЕ В КЛАССЕ БУКВЫ). ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ

Закрепление знаний о спо­собах образования согласных звуков .Рассмотреть артикуляцию отдельных согласных звуков , произношение которых доступ­но всем учащимся (выдели су­щественные артикуляционные признаки для формирования слухопроизносительных дифференцировок). Уточнение отличия соглас­ных от гласных по механизму образования. Уточнение роли согласных в значении слов. Игры на пре­образование слов. Лексическая работа по те­ме «Гардероб» (одежда и обувь: панама, гамаши, хала­ты, сапоги, ботинки, калоши и др. ) .

1

14

ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ

Уточнение представлений детей о способах образования согласных звуков . Сравнение звонких и глухих согласных звуков . Дифференциация звонких и глухих согласных на слух и в речи. Наблюдение, анализ слов-паронимов: КОЛ - ГОЛ,  ШИЛ—ЖИЛ, СУП - ЗУБ и др. Введение слов -паронимов в предложения . Работа с символикой (зво­ночки) . Оглушение звонких соглас­ных в конце слова (УТЮГ, МО­РОЗ и др) . Чтение текста из слов дан­ного типа и пройденных ранее Цель: обучение детей не по­лагаться на слух при написа­нии слов со стечением сог­ласных (ЛОЖКА - ЛОДКА и т.д.

1

15

Промежуточное обследование устной речи

 

1

16

Звуки П и П' .Буква П

 

Артикуляция звуков П , П ' , их обозначение на письме Различение звуков П и П' на слух и в речи. Дифференциация звуков в слогах, словах, предложени­ях, текстах. Чтение, анализ слогов, слов , предложений , картинок СП, П' . Распределение картинок , слов по наличию звуков П, П' . Узнавание буквы П в ряду слов. Печатание (или работа с разрезной азбукой) слов с П, Шифровка , дешифровка слов (П,   , П , П'     и т. д. ) . Лексическая работа. Напри­мер по теме «Насекомые» : па­ук, пчела, паутина, польза, полезные и др . Наблюдение за лексическим значением слов с приставкой ПО, ПОД, ПЕРЕ (попил, пере­пахал , поднял т.д.) . Работа с деформированным текстом, насыщенным звуками П  и  П' .

1

17

ЗВУКИ Б и Б' БУКВА  Б

Артикуляция звуков Б, Б' , их характеристика, обозначе­ние на письме . Различение звуков Б - Б' на слух и в речи . Дифференциация звуков в слогах , словах , фразах и связной речи . Чтение , анализ слогов , слов предложений с Б, Б' Отбор картинок с Б, Б' . Определение места звука в словах со звуками Б, Б' . Узнавание буквы Б в ряду других букв .

1

18

Дифферен­циация П - Б

(П' - Б')

Выделение звуков из слов в начальной позиции (по предметным картинкам) . 2 . Сравнение звуков по арти куляции (сходство, различие) 3 . Соотнесение звуков с буквами П и Б. 4 . Дифференциация П - Б в слогах: Чтение слоговой таб­лицы, запись слогов под дик­товку; образование и чтение звукосочетаний; сравнитель­ный анализ пар слогов , выделение слогов из слов ; игра «Закрой картинку нужной бук­вой» и т.д. 5 .

3

19

Звуки Т и Т'. Буква Т .

Артикуляция Т и Т' , графи­ческое обозначение на письме Различение Т и Т ' на слух и в речи . Дифференциация звуков Т и Т' . Проговаривание слогов , слов , предложений , текстов с Т, Т' (чистоговорок) . Отбор картинок с Т, Т' . Печатание (или работа с разрезной азбукой) слов с Т .

1

20

Звуки Д и Д'. Буква Д

Артикуляция звуков Д,Д' , их характеристика, графичес­кое обозначение на письме . Различение звуков Д и Д' на слух и в речи. Дифференциация звуков Д,Д' в слогах, словах, фразах и связной речи. Чтение, анализ слогов, слов, предложений с Д , Д ' . Отбор картинок с Д,Д' . Определение места звука в словах со звуками Д,Д' . Узнавание буквы Д в ряду других букв . Печатание (или работа с разрезной азбукой) слов с Д,Д' -Шифровка и дешифровка слов и предложений с Д,Д'

1

21

Дифферен­циация Д - Т , Д' - Т'

Дифференциация Д - Т в предложениях : - составление словосочетаний с Т , Д ( слова-признаки / сло­ва-предметы) : холодный ве­тер, старинная мелодия и пр - образование словосочетаний (глагол+существительное в косвенном падеже : дотащить (что?) ... , подтянуть (к чему? ) ... и т . д . ) ; - закончить предложение, ис­пользуя слова-паронимы (дачка - тачка и т.д.) ; - запись предложений и сос­тавление схем по картинкам, вопросам, словосочетаниям на Звуки Т,Д; - исправление неправильно составленных предложений, запись их; - четкое проговаривание ско­роговорок ; - работа с деформированным предложением (в, идти, Та­ня, Даша, театр) ; - анализ предложений, сос­тавление схем (Дикая утка ведет утят) ; - шифровка и дешифровка пре­дложений ; - вставка в предложения про­пущенных предлогов ОТ или ДО (Лодка *плыла * берега) ; 7 . Дифференциация Д-Т в связной речи: - работа с деформированным текстом ; - графические диктанты; - составление рассказов по сюжетным картинкам, по се­рии сюжетных картинок; - запись по памяти небольших стихов , скороговорок ; - зрительные, слуховые, тво­рческие и графические дик­танты .

4

22

Звуки К и К' . Буква К

Артикуляция звуков К, К' . Характеристика их, обозначе­ние на письме . 2 . Различение звуков К и К' на слух и в речи. Дифференциация звуков К и К' в слогах, словах, фразах и связной речи: - чтение , анализ слогов , слов, предложений с К, К' ; - отбор картинок с К, К' ; - определение места звуков К, К' в словах; - узнавание буквы К в ряду других букв ; - письмо или печатание слов и предложений с этими зву­ками (или работа с разрез­ной азбукой) ; - шифровка и дешифровка слов и предложений ; - образование прилагательных согласование их с существи­тельными . Например : Стакан из стекла - стеклянный.

1

23

Звуки Г и Г' . Буква Г

Артикуляция звуков Г и Г' , их характеристика, обозначе­ние на письме . Различение звуков Г, Г' на слух и в речи. Дифференциация звуков Г, Г' в слогах, словах, фразах и в связной речи . Чтение , анализ слогов , слов , предложений с Г , Г ' . Отбор картинок с Г, Г' . Определение места звуков в словах . Узнавание буквы Г в ряду букв . Письмо или печатание сло­гов , слов , предложений с этими звуками (или работа с разрезной азбукой) . Шифровка и дешифровка слов , предложений . Практические упражнения на отработку образования родительного падежа единст­венного числа существитель­ных . Например : На дереве нет груши . Я налью молоко из графина .

1

24

Дифферен­циация Г - К - X

Выделение звуков из слов в начальной позиции (по предметным картинкам) . 2 . Сравнение звуков по ар­тикуляции (сходство, разли­чие) . 3 . Соотнесение звуков с бук вами Г,К,Х. 4 . Дифференциация Г-К-Х в слогах : - анализ слогов типа : КА - ГА-ХА, АКА - АГА - АХА; - прослушать звукосочетания, записать только согласные : ОКО - ОГО - УХА; - запись слогов в 3 столбика(строчек) : Г, К, X; - сравнительный анализ пар слогов , выделение слогов иэ слов и т.д.; - игра «Закрой картинку нуж­ной буквой» . 5 . Дифференциация Г-К-Х в словах : - сопоставление слов-парони­мов по звучанию и смыслу: год - кот - ход, гора - кора Составление предложений с ними.

4

25

Звуки С и С' . Буква С

Артикуляция и характерис­тика звуков С, С' , их обозна­чение на письме . Различение звуков С и С 'на слух и в речи. Дифференциация звуков С, С' в слогах, словах, фразах и связной речи. Письмо (или работа с раз­резной азбукой) со словами, предложениями с С , С ' . Шифровки и дешифровки слов предложений , текстов . Практические упражнения на образование и употребление существительных (профессии мужского рода) в творитель­ном и именительном падежах. Например: Саня работает (кем?) трактористом. Словообразование прилага­тельных (стекло, стеклянный, и т.д. ) . Отработка предложений с союзом А.

1

26

Звуки , 3 и 3' . Буква 3

Артикуляция звуков , звуча­ние, их характеристика, гра­фическое обозначение на письме . Различение звуков 3 и 3' на слух и в речи . Дифференциация звуков 3,3' в слогах, словах, фразах и в связной речи . Чтение, анализ слов, пред­ложений, текста с 3,3' . Письмо слов , предложений с 3,3' . Шифровки и дешифровки, ра­бота с символами. Упражнения на практическое образование уменьшите ль но—ласкательных форм существи­тельных: эво-ноч-ки, эем—лян-ка, эон-ти-ки, эуб-чи—ки и др, Практическая отработка употребления существительных в творительном падеже (идти под (зонтик) , бузина за (за­бор) и т.д. Предложения с предлогами ИЗ, ИЗ-ЗА, ЗА, ИЗ-ПОД

1

27

Дифферен­циация С - 3 С'- 3'

Выделение звонкого сог­ласного из слова. Выделение глухого согласного из слова в начальной позиции . 2 . Сравнение звуков по ар­тикуляции (сходство, разли­чие) . 3 . Соотнесение звуков с буквами С,3. Дифференциация звуков С-3 (С'- 3') на слух. Игры типа «Чья песенка?» (С - пе­сенка водички, 3 - песенка комара) . 5 . Дифференциация звуков С-3 (С'-З') в слогах: - работа со слоговыми табли­цами; - преобразование слогов (СА—ЗА, СЯ-ЗЯ) ; - выборочная запись С-3 иэ слогов ; - запись по памяти слоговых рядов (ЗА-СА-ЗА) ; - игры с перекидыванием мяча «Сороки и эайцы» ; - практические упражнения на словообразование : солить—засолить , вязать - завя­зать и т.д.; - практические упражнения на согласование имени прилага­тельного с именем существи­тельным : подбор определений к предмету по цвету (зеле­ный лист ) , по величине , по форме, вкусу, материалу и т.п.

4

28

Звук и буква Ш

Артикуляция , звучание , ха­рактеристика звука Ш . Написание буквы Ш . Узнавание буквы П! на слух. на письме, при чтении. Соотнесение эвука с буквой. Чтение , анализ слов , предло жений, текстов с Ш. Письмо слов , предложений с буквой Ш . Шифровка и дешифровка слов , предложений , текста . Практические упражнения на образование существительных в родительном падеже множе­ственного числа (много ШУБ, ШКАФОВ, УШЕЙ) . Практические упражнения на согласование прилагательных с существительными : мышка ^ кошка ^^плюшев (ый , ая) игрушка /

МЫШОНОК '

 

1

29

Звук и буква Ж

Уточнение представлений об артикуляции , звучании , харак теристике эвука Ж, написание буквы Ж. Узнавание Ж на слух, при чтении , на письме . Соотнесение эвука с буквой. Чтение, анализ слов, пред­ложений, текста с Ж. Письмо (или работа с раэ-реэной азбукой) слов , пред­ложений с Ж . Шифровка и дешифровка слов , предложений , текста . Практические упражнения на образование относительных прилагательных по образцу : Желток (какой?) . . .и др. Практические упражнения на правописание ЖИ. Образование существительных во множест­венном числе . Упражнения на Ж. Практическое образование притяжательных прилагатель­ных: У Жени флажок. Это Же­нин флажок .

1

30

Дифференциация

ш - ж

Выделение звуков из слов в начальной стадии . 2 . Сравнение звуков по ар­тикуляции (сходство, разли­чие) . 3 . Соотнесение звуков с бук вами Ш,Ж. 4 . Дифференциация звуков Ш,Ж на слух. Игра «Чья пе­сенка?» (жук, уж) . 5 , Дифференциация звуков в слогах (в произношении, на слух, в записи) : -запись первых букв слогов, Звукосочетаний (шты - жны и т. д. ) . -повторение рядов слогов с изменением ударнрго слога : ЖА - ЖА - ША ША - ЖА - ША ША - ЖА - шА и т.д. -слоговой диктант; -выписывание слогов из слов (начальных, конечных или из середины ШУБА - ШУ - и т.д.) -добавление слогов ЖИ, ШИ в начато, середину или конец слов. 6 . Дифференциация звуков Щ-Ж в словах: -сравнение пар слов по зву­чанию и смыслу (ШАР - ЖАР) -распределение слов и кар­тинок на эти звуки, запись

1

31

Дифферен­циация С - Ш

Выделение звука С из слов в начальной позиции. Выделение звука Ш мз слов в начальной позиции. 2 . Сравнение звуков по арти­куляции (сходство, различие)

1    С    |    Ш  | Губы   | в улыбке| рупором

Язык   | у нижних) «чашеч-1 зубов   | кой»

Воздушная | холодная | теплая струя    |         |

3 , Сравнение звуков по арти­куляции (подчеркивается раз­личие) . Узнать изолированные звуки по беззвучному артику­лированию. Проведение игр«Узнай звук по сигналу» . 4 . Соотнесение звуков с бук­вами С,Ш. 5 . Дифференциация звуков С,Ш на слух (С -песенка во­дички, Ш - шипение ужа) .

1

32

Дифференциация 3 - Ж

Выделение звуков 3 , Ж из слов в начальной похиции. 2. Сравнение их по артикуля­ции (сходство, различие) . Узнай звук по сигналу, по беззвучной артикуляции . 3 . Соотнесение звуков с бук­вами 3,Ж. 4 . Различение звуков 3 , Ж на слух (3 - песенка комара, Ж - песенка жука) . 5 . Дифференциация звуков 3,Ж в слогах : -различных типов (на слух, в произношении, на письме) ; -прослушивание звукосочета­ний, запись согласных (АЗА --3 , ОЖА - Ж и т . д . ) ; -прослушивание и запись ря­дов слогов типа ЗА-ЖА-ЗА ; -запись слогов и звукосоче­таний в две строки (столбика под диктовку . 6 . Дифференциация звуков 3 , Ж в словах : -сравнение слов -паронимов : КОЗА - КОЖА и т.д.; -добавление пропущенных слогов с изучаемыми звуками; -изменение слов по образцу, отмечая чередование  3,Ж: а) устно (с перекидыванием мяча) ; б) письменно (ВОЗИТЬ -ВОЖУ и т . д . ) ; -шифровки и дешифровки слов 7 . Дифференциация Звуков 3 , Ж в словосочетаниях и предло­жениях : -практические упражнения на согласование прилагательных с существительными (Жираф большой, Зебра большая, Жи­раф больше Зебры и т.д.); -изменение слов по образцу: сделан из железа - железный и т.д

1

33

Звуки, Л и Л' . Буква Л

Артикуляция звуков Л , Л ' , их характеристика, обозначе­ние на письме . 2. Различение звуков Л - Л' на слух и в речи. 3 . Дифференциация звуков Л, Л' в слогах, словах, фразах и связной речи. 4 . Чтение , анализ слогов , слов , предложений с Л , Л ' . 5. Отбор картинок с Л, Л' . 6 . Узнавание буквы Л в ряду других букв при чтении с ос­ложнениями . 7 . Шифровка и дешифровка слов , предложений , текстов с Л, Л' (Л, ЛЛ' ,Л ...). Употреб­ление 8 . Письмо (или работа с раз­резной азбукой) слов, пред­ложений с Л. 9. Проговаривание скорого­ворок , потешек . 10 . Практические упражнения на употребление глаголов в настоящем и прошедшем времени Я ЛЕТАЮ - Я ЛЕТАЛ или на изменение глагола по лицам : Я ЧИТАЛ     МЫ ... ТЫ ...      ВЫ ... ОН ...      ОНИ . . . ОНА . . . 11. Заменить словосочетания одним словом, обозначающим действием : ЗАНИМАТЬСЯ ЛЕПКОЙ - ЛЕПИТЬ; ИСПЫТЫВАТЬ ЖАЛОСТЬ - . . . ; ПОЛОЖИТЬ СОЛЬ - ... ; 12 . Практические упражнения на подбор слов с близким значением.

1

34

Звуки Р и Р' . Буква Р.

Артикуляция звуков Р,Р', характеристика их, обозначе­ние на письме 2 . Различение звуков Р-Р' на слух и в речи ПОЛОЖИТЬ СОЛЬ - ... ; 3 . Дифференциация звуков Р,Р' в слогах, словах, фразах и в связной речи . 4. Чтение, эв.-букв. анализ слогов , слов , предложений . 5. Отбор картинок с Р,Р' . 6 . Узнавание буквы Р в ряду других букв на письме , при чтении . 7 . Письмо (или работа с раз­резной азбукой) слов , пред­ложений с Р . 8 . Проговаривание потешек , скороговорок . 9 . Шифровка и дешифровка слов , предложений , текстов . 10 . Составление загадок про предметы, в названии кото­рых есть звуки Р,Р' (Напри­мер: Он длинный, в деревян­ной рубашке, им рисуют) . 11 . Практические упражнения -на образование слов -действий и слов -признаков от слов-предметов

1

35

Дифферен­циация Р и Л, (Р' и Л' )

Вычленение звуков Р и Л из слов в начальной позиции; 2 . Сравнение звуков Р,Л по артикуляции (сходство, раз­личие) . Узнай звук по сигна­лу , по беззвучной артикуляции 3 . Соотнесение звуков с на слух . 4 . Различение звуков Р , Л 5 .Дифференциация звуков Р , Л в слогах : -различных типов (устно, пи­сьменно) ; -чтение слогов, включая их в слова (РАЛ-убрал, загорал; РОЛ-распорол, поборол; РУЛ-рулевой, рулет и т.д.) 6 . Дифференциация звуков Р,Л в словах: -распределение устно или пи­сьменно слов , картинок в три столбика на Р , Л , РЛ ; -работа со словами-паронима­ми (РАК - ЛАК и т.д. ) ; -чтение слов (с осложнения­ми) , анализ; -составление схем слов и за­пись слов в соответствии со схемами ; -шифровки и дешифровки слов с использованием символики . Практические упражнения -на образование сложных слов—действий от слов -признаков

4

36

Звук и Буква Ч

Артикуляция звука Ч, ха­рактеристика его, обозначе-чение на письме . Различение звука Ч на слух и в речи . Узнавание буквы Ч на пись­ме, при чтении (с осложнени­ями) . Чтение , звуко - буквенный анализ слогов , слов , фраз , текстов с Ч . Письмо слов с Ч (шифровка-* и дешифровка слов и предло­жений с Ч, использование символики . Проговаривание чистогово-рок , потешек . Практические упражнения: -на образование уменьшитель­но-ласкательной формы слов: КЛЮЧ - КЛЮЧИК и т.д. -на образование прилагатель­ных с ласкательным значени­ем: РУКА ТОНКАЯ, А РУЧКА. . . (ТОНЕНЬКАЯ) и т.д.; -на образование относитель­ных прилагательных (по об­разцу : ЧЕРЕШНЯ (какой?) ЧАЙ, ВАРЕНЬЕ , КОСТОЧКА

1

37

Дифферен­циация Ч - Т'

 

Вычленение звуков Ч , Т ' из слов в начальной позиции . 2 . Сравнение звуков по ар­тикуляции , на слух . 3 . Соотнесение звуков с буквами Ч , Т ' . 4 . Дифференциация звуков Ч, Т' в слогах типа: ТИ-ЧИ, ЧЕ-ТЕ-ЧЕ, ТИЧ, ЧАТЬ, ЧТИ. 5 . Дифференциация звуков Ч, Т' в словах: - в словах-паронимах (вечер—ветер) , сопоставление слов по смыслу и звучанию, составление устных предло-на подбор слов с близким жений с ними : МЯТЬ - МЯЧ ПЛЕТИ - ПЛЕЧИ

3

38

Звук и. Буква Щ

Артикуляция звука Щ, харак­теристика его , обозначение на письме . Узнавание звука Щ на слух, при чтении . Чтение, анализ слов, пред­ложений, текстов с Щ. Проговаривание потешек , чи-стоговорок с Щ. Письмо слов, предложений с Щ.

Практические упражнения : -на различение имен сущест­вительных по родам : ПЛЮШ,  МОЩЬ ХВОЩ   ПОМОЩЬ ЛЕЩ    ВЕЩЬ и т.д. -на образование действитель­ных причастий настоящего времени: ЩЕГЛЫ, КОТОРЫЕ ПРИЛЕТАЮТ - ПРИЛЕТАЮЩИЕ ЩЕГЛЫ

1

39

Дифферен­циация С' - Щ

Вычленение звуков С ' , Ш, в начальной позиции . 2 . Сравнение звуков по ар­тикуляции (сходство, разли­чие) . 3 . Соотнесение звуков с буквами С' ,Щ. 4 . Дифференциация звуков С' ,Щ в слогах и словах: - сравнение слогов типа СЕ-ЩЕ, АЩА-АСЯ, СЯЩ-ЩИСЬ; - диктант серий слогов ; - работа со словами-парони­мами. - распределение слов в соо­тветствии со звуками С' ,Щ; - изменение слов по образцу СТЕКЛО - СТЕКОЛЬЩИК и т.д. - работа с графическими схемами. 5 . Дифференциация звуков в предложениях и связных тек­стах: -анализ, запись, шифровка и дешифровка предложений и текстов ; -графические диктанты; -изложение по плану «Рыбал­ка».

3

40

Дифферен­циация Ч - Щ

Вычленение звуков Ч , Щ из слов в начальной позиции . 2. Сравнение звуков Ч,Щ по артикуляции : Ч(Т'Ш) - взрывной, краткий звук ; Щ(Ш)   - щелевой долгий звук Оба звука мягкие , глухие . 3 . Соотнесение звуков с буквами Ч,Щ. 4 . Дифференциация звуков Ч , Щ в слогах типа : ЧА - ШД        ЧАЩ, ШД - ЧА - ЩА   ЩАЧ и т.д. 5 . Дифференциация звуков Ч,Щ в словах: - паронимах (ЧЕЛКА - ЩЕЛКА)

3

41

Звук и буква Ц

Артикуляция звука Ц, хара­ктеристика его, обозначение на письме . Узнавание эвука Ц на слух, при чтении, на письме в сло­гах , словах , фразах . Чтение , анализ слов , пред­ложений, текстов с Ц. Узнавание буквы Ц в ряду других букв . Проговаривание потешек , чистоговорок с Ц . Шифровка и дешифровка слов и предложений с Ц. Письмо слов , предложений с Ц.

Практические упражнения : - на согласование прилага­тельных с существительными в роде , числе и падеже ; - на написание глаголов с ТСЯ , ТЬСЯ . Работа с текстом: - деление текста на части; - составление плана; - пересказ; - написание изложения; - шифровка

1

42

Дифференциация

Ц - С

Вычленение звуков С , Ц из слов в начальной позиции. 2 . Сравнение звуков С , Ц по артикуляции, сходство, раз­личие . 3 . Соотнесение звуков с бук вами С, Ц. 4 . Дифференциация звуков С, Ц в слогах, словах: - сравнение слогов и звуко­сочетаний парами ; - запись согласных из звуко­сочетаний АЦУ, ИСЕ . . . ; - запись слогов , рядов сло­гов , звукосочетаний под диктовку; - выделение слогов с изуча еиыми звуками в словах; - составление слов из слогов (игры типа «Найди слово» , «Рассыпанные слоги» и т.д. - сравнение слов -паронимов СЕЛ -ЦЕЛ и т . д . ; - распределение слов в соот­ветствии со звуками С,Ц,СЦ - отгадывание загадок; - словарные диктанты с опо­рой на схему и выделенную букву ; - шифровки слов ; - образование слов по образ­цу: ЛИСА - ЛИСИЦА и т.д.

3

43

Дифферен­циация Ц -Т

Вычленение звуков Ц , Т из слов в начальной позиции. Сравнение звуков Ц, Т по артикуляции и на слух . Соотнесение звуков с бук­вами Ц, Т. Дифференциация звуков Ц , Т в слогах , словах : - сравнение слогов и звуко­сочетаний парами; - запись слогов, рядов сло­гов , звукосочетаний под диктовку; - выделение слогов с изуча­емыми звуками в словах; - составление слов из слогов - чтение (с осложнениями) , анализ , запись слогов ; - анализ и сравнение слов •типа: КУРИЦА, ЛЬЕТСЯ и т.д - практические упражнения на словообразование

3

44

Дифференциация Ц-Ч

Вычленение звуков Ц и Ч из слов в начальной позиции, сравнение их по артикуляции с уточнением звукового состава, сходство и различие. Узнавание изолированного звука по беззвучной артикуляции и на слух.Соотнесение звуков с буквами, отметить сходство нижнего звена, запомнить нижнее положение кончика языка на звукке Ц и нижний элемент в букве, верхнее положение кончика языка на звук Ч и верхний элемент буквы. Дифференциация звуков Ц и Ч в слогах, словах, предложениях и связных текстах.

3

45

Итоговое тестирование устной речи

 

1

46

Итоговое тестирование письменной речи

 

1

 

Всего

 

80

 

 

 

 

 

 

 


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №103»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №103»

СОДЕРЖАНИЕ 1.Пояснительная записка………………………………………………………………

СОДЕРЖАНИЕ 1.Пояснительная записка………………………………………………………………

Пояснительная записка Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению

Пояснительная записка Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению

У детей этой возрастной категории наблюдается не столько расстройство письма, сколько трудности в овладении письменной речью

У детей этой возрастной категории наблюдается не столько расстройство письма, сколько трудности в овладении письменной речью

Предложения; 6. Текста.

Предложения; 6. Текста.

При составлении программы использованы «Перспективное планирование коррекционной работы со школьниками с общим недоразвитием речи»

При составлении программы использованы «Перспективное планирование коррекционной работы со школьниками с общим недоразвитием речи»

К концу обучения дети должны уметь: — узнавать и различать гласные и согласные звуки; — обозначать гласные; твердые, мягкие, глухие и звонкие согласные на письме;…

К концу обучения дети должны уметь: — узнавать и различать гласные и согласные звуки; — обозначать гласные; твердые, мягкие, глухие и звонкие согласные на письме;…

План логокоррекционной работы составляется логопедом на основе анализа речевой карты ребёнка

План логокоррекционной работы составляется логопедом на основе анализа речевой карты ребёнка

Календарно-тематическое планирование 1 2 3 4

Календарно-тематическое планирование 1 2 3 4

ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ Уточнение представлений о механизме образования гласных и согласных звуков

ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ Уточнение представлений о механизме образования гласных и согласных звуков

Дифферен­циация П - Б (П' -

Дифферен­циация П - Б (П' -

С Артикуляция и характерис­тика звуков

С Артикуляция и характерис­тика звуков

Дифферен­циация С - ШВыделение звука

Дифферен­циация С - ШВыделение звука

Звук и Буква ЧАртикуляция звука

Звук и Буква ЧАртикуляция звука

Дифференциация Ц - С Вычленение звуков

Дифференциация Ц - С Вычленение звуков
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.11.2022