Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №103»
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ «СОШ № 103» __________ И. Н. Ищук «___»___________2020 г. |
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «СОШ №103» ____________________В.В.Ищук «___»__________2020 г. |
|
Рабочая программа
учителя-логопеда
для учащегося 1 класса с ОНР 3 уровня
(ОВЗ, ТНР)
Учебный год: 2020-2021
Общее кол-во часов 80, Учитель-логопед
кол-во часов в неделю 3 Соломина Анна Владимировна
Воронеж - 2020
СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка………………………………………………………………...................................................................................................3
2. Календарно-тематический план……………………………………………………....................................................................................................6
Пояснительная записка
Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребёнка в своих силах. Компенсировать дефект может только квалифицированная помощь. Среди разнообразных речевых расстройств в детском возрасте часто встречается фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи (ОНР). Изучением этих проблем занимались и занимаются такие авторы как Р.Е. Левина, Р.И. Лалаева, Т.В. Волосовец, Т.Б. Филичева, Коноваленко В.В., Коноваленко В.С.
В теории и практике логопедии под общим недоразвитием речи (в дальнейшем ОНР) понимается такая форма речевой патологии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения, при нормальном слухе и относительно сохранном интеллекте. В группу с ОНР объединяются дети с различными нозологическими формами речевых нарушений (дизартрия, алалия, ринолалия, афазия) в случаях, когда наблюдается единство патологических проявлений по трем указанным компонентам. Но, несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности: позднее появление экспрессивной речи, резко ограниченный словарный запас, выраженный аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования, специфические нарушения слоговой структуры слов, несформированность связной речи.
У детей с ОНР наблюдаются и особенности познавательной деятельности. Для детей с общим недоразвитием речи характерен низкий уровень развития основных свойств внимания. У некоторых из них отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения.
Речевое отставание отрицательно сказывается и на развитии памяти. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у таких детей заметно снижены по сравнению с нормально говорящими сверстниками вербальная память и продуктивность запоминания. Дети часто забывают сложные инструкции, опускают некоторые их элементы, меняют последовательность предложенных заданий. Нередки ошибки дублирования при описании предметов, картинок. Отмечается низкая активность припоминания, которая сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.
Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает некоторые специфические особенности мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети, однако, отстают в развитии наглядно-образной сферы мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением. Для многих из них характерна ригидность мышления.
Наряду с общей соматической ослабленностью этим детям присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.
Речевое недоразвитие у детей младшего школьного возраста может быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутых форм связной речи с элементами фонетико-грамматического недоразвития. ОНР выявляется в ходе специального логопедического обследования. Коррекция ОНР предполагает развитие понимания речи, обогащение словаря, формирование фразовой речи, грамматического строя языка, полноценного звукопроизношения.
Частичное расстройство письма, в настоящее время достаточно часто встречающееся у детей младшего школьного возраста, обозначают термином дисграфия. У детей этой возрастной категории наблюдается не столько расстройство письма, сколько трудности в овладении письменной речью.
Основным симптомом дисграфии является наличие стойких специфических ошибок, возникновение которых у учеников общеобразовательных школ не связано ни со снижением слуха и зрения, ни с пропусками занятий по болезни. Часто дисграфия сочетается с дислексией (нарушением чтения). Ошибки чтения и письма не являются постоянными или единичными для конкретного слова. Поэтому один фактор не может быть основой для постановки заключения «дисграфия».
В настоящее время специалистами предпринимаются попытки классифицировать нарушения письменной речи. Предложено множество различных подходов к данной проблеме. Последняя классификация дисграфии, разработанная кафедрой ЛГПИ им. Герцена, выделяет следующие формы дисграфии:
— артикуляторно-акустическая;
— дисграфия, обусловленная нарушением фонемного распознавания;
— дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа синтеза;
— аграмматическая;
— оптическая.
В основе данной классификации лежит несформированность определенных операций процесса письма. Данная классификация представляется автору наиболее убедительной. Ее состоятельность подтверждают результаты обследования устной и письменной речи детей, подкрепляет опыт работы многих специалистов.
Коррекция дисграфии производится по определенному плану, который учитывает механизм нарушений и их соответствие какой-либо форме дисграфии. В процессе коррекционного обучения наряду с общими задачами логопедии должны решаться также частные задачи:
— формирование фонематического восприятия;
— формирование навыков фонематического анализа и синтеза;
— формирование навыков звукобуквенного анализа и синтеза;
— формирование навыков слогового и языкового анализа и синтеза;
— формирование представлений о различных типах связи (согласовании и управлении) в словосочетаниях и предложениях;
— развитие пространственно-временной ориентации;
— развитие зрительного и слухового восприятия;
— развитие связной речи;
— развитие процессов чтения и письма.
Программа построена с учетом возрастных особенностей учащихся 2-х классов. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению ошибок письма проводится на уровне:
1. Звука, буквы;
2. Слога;
3. Слова;
4. Словосочетания;
5. Предложения;
6. Текста.
Особые образовательные потребности обучающихся с ТНР
К особым образовательным потребностям, характерным для обучающихся с ТНР относятся:
- организация логопедической коррекции в соответствии с выявленным нарушением;
- преемственность содержания и методов дошкольного и школьного образования и воспитания, ориентированных на нормализацию или полное преодоление отклонений речевого и личностного развития;
- получение начального общего образования в условиях образовательных организаций общего типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося и степени выраженности его речевого недоразвития;
- обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как через содержание предметных и коррекционно-развивающей областей, так и в процессе индивидуальной/подгрупповой логопедической работы;
- создание условий, нормализующих/компенсирующих состояние высших психических функций, анализаторной, аналитико-синтетической и регуляторной деятельности на основе обеспечения комплексного подхода при изучении обучающихся с речевыми нарушениями и коррекции этих нарушений;
- координация педагогических, психологических и медицинских средств воздействия в процессе комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения;
- получение комплекса медицинских услуг, способствующих устранению или минимизации первичного дефекта, нормализации моторной сферы, состояния высшей нервной деятельности, соматического здоровья;
- возможность адаптации основной общеобразовательной программы при изучении содержания учебных предметов по всем предметным областям с учетом необходимости коррекции речевых нарушений и оптимизации коммуникативных навыков учащихся;
- гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения/сокращения содержания отдельных предметных областей, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий;
- индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий обучающихся с ТНР;
- постоянный (пошаговый) мониторинг результативности академического компонента образования и сформированности жизненной компетенции обучающихся, уровня и динамики развития речевых процессов, исходя из механизма речевого дефекта;
- применение специальных методов, приемов и средств обучения, в том числе специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий, визуальных средств, обеспечивающих реализацию «обходных путей» коррекционного воздействия на речевые процессы, повышающих контроль за устной и письменной речью;
- возможность обучаться на дому и/или дистанционно при наличии медицинских показаний;
- профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации путем максимального расширения образовательного пространства, увеличения социальных контактов;
- обучения умению выбирать и применять адекватные коммуникативные стратегии и тактики;
- психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью ее активного включения в коррекционно-развивающую работу с ребенком;
- организация партнерских отношений с родителями.
При составлении программы использованы «Перспективное планирование коррекционной работы со школьниками с общим недоразвитием речи» Л.Г. Кобзаревой, М.П. Резуновой, Г.Н. Юшиной и Программа работы по преодолению нарушений письма у младших школьников, предложенной в книге Е.В. Мазановой «Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы : методическое пособие для учителей-логопедов». Программа рассчитана на два года обучения. Первый год – 1-й этап коррекционного обучения.
Основные цели коррекционной работы:
· коррекция нарушений устной речи;
· коррекция нарушений чтения и письменной речи;
· развитие сознательного использования языковых средств в различных коммуникативных ситуациях с целью реализации полноценных социальных контактов с окружающими;
Задачи этого этапа:
1. Развивать фонематическое восприятие;
2. Обучать простым и сложным формам звукобуквенного анализа и синтеза слов;
3. Уточнять произношение звуков с опорой на зрительное и слуховое восприятие, а также на тактильные и кинетические ощущения;
4. Учить выделять определенные звуки на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста;
5. Определять положение звука по отношению к другим звукам;
6. Учить сопоставлять звуки в произносительном и слуховом плане;
7. Развивать неречевые высшие психические функции.
К концу обучения дети должны знать:
— термины, используемые для обозначения основных понятий (речь, звук, буква, артикуляция и т.д.);
— все буквы и звуки родного языка;
— отличительные признаки гласных и согласных звуков;
— гласные и согласные звуки;
— твердые и мягкие согласные, а также буквы для обозначения мягкости согласных на письме;
— пары гласных звуков; пары согласных звуков по твердости — мягкости, по звонкости — глухости;
К концу обучения дети должны уметь:
— узнавать и различать гласные и согласные звуки;
— обозначать гласные; твердые, мягкие, глухие и звонкие согласные на письме;
— использовать гласные буквы И, Я, Е, Ю, Е или Ь для обозначения мягкости согласных на письме;
— различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;
— производить фонетический разбор слова;
— производить звукобуквенный разбор слогов и слов;
— записывать слова с гласными буквами И, Я, Е, Ю, Е, а также буквами Ь и Ъ;
— подбирать слова на заданный звук;
— сравнивать слова со сходными звуками;
— строить звуковые схемы слогов и слов;
— составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;
— восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;
— самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты, изложения, сочинения, используя оппозиционные звуки.
Принципы построения коррекционной программы
В программе реализованы в соответствии этиопатогенетической симптоматикой речевого нарушения следующие принципы школьной коррекционной педагогики:
- Принцип развивающего обучения (формирование «зоны ближайшего развития»);
- Принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;
- Принцип генетический, раскрывающий общие закономерности развития детской речи применительно к разным вариантам речевого дизонтогенеза;
- Принцип коррекции и компенсации, позволяющий определить адресные логопедические технологии в зависимости от структуры и выраженности речевого нарушения;
- Деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующий психическое и личностное развитие ребёнка с отклонением в речи. В логопедическую группу зачисляются дети с невыраженным общим недоразвитием речи, для которого характерно нарушение формирования всех компонентов речи, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и интеллекте.
Общедидактические принципы: научности, систематичности, последовательности, доступности, наглядности, прочности, воспитывающего характера, сознательности, активности, индивидуального подхода.
Задачи развития речи и коррекции её недостатков реализовываются на групповых и индивидуальных занятиях. Зачисление и выпуск детей на логопункте производятся на любом этапе начального образования. Весь период коррекционной работы рассчитан на 2 учебных года (три этапа коррекционного обучения). Форма проведения занятий – индивидуальная, периодичность – 3 раза в неделю.
План логокоррекционной работы составляется логопедом на основе анализа речевой карты ребёнка. В плане индивидуальной работы отражены направления коррекционной работы, которые позволяют устранить выявленные в ходе логопедического обследования нарушения речевой деятельности и пробелы в знаниях, умениях, навыках ребёнка с ОНР 3-4 уровня, осложненного смешанной дисграфией. Это позволяет повысить эффективность занятий и осуществлять личностно – ориентированный подход в обучении и воспитании. При планировании занятий учитываются возраст ребёнка, структура речевого дефекта, его индивидуально – личностные особенности.
Индивидуальные занятия проводятся в соответствии с календарно-тематическим планированием работы, которое направлено на изучение определенных тем. Занятия ориентированы на развитие моторных навыков, дыхательной и голосовой функции, мимической мускулатуры, формирование лексико- грамматических категорий языка, развитие связной речи, развитие фонетико-фонематических процессов, развитие интонационной выразительности и дикции, звуко-буквенному анализу и синтезу, и проводятся 3 раза в неделю. Продолжительность каждого занятия 20 мин.
Календарно-тематическое планирование
1 |
2 |
3 |
4 |
Номер п/п |
Тема занятий |
Содержание занятий |
Количество часов |
1 |
Обследование устной речи |
|
1 |
2 |
ОРГАНЫ РЕЧИ |
Сравнение неречевых и речевых звуков. Знакомство со строением речевого аппарата . Наблюдение за деятельностью речевого аппарата. Тренировка детей по схеме: «Строение речевого аппарата» |
1 |
|
РЕЧЬ. ПРЕДЛОЖЕНИЕ |
Уточнение представлений об отличии предложения от группы слов. Деление предложения на слова. Составление схем предложений, готовящих учащихся к раздельному написанию слов . Коллективная проверка и обоснование правильности выполнения задания с употреблением грамматических терминов по теме: «Составление предложений по вопросам, по картинкам как речевых единиц (на время)». Лексическая работа по теме : «Имена, отчества и фамилии людей» |
1 |
3 |
ПРЕДЛОЖЕНИЕ, СЛОВО |
Сопоставление слова и предложения как речевых единиц. Тренировочные упражнения на определение количества и последовательности слов в предложении (цифрой, палочками на столе и т.д.). Составление распространенных предложений с данным словом (на время) , с заданным количеством слов (на время), из слов, данных вразбивку, по сюжетным картинкам. Интонирование предложений (-?.'). Тренировочные задания для наблюдения за интонацией понижения голоса, соотнося это с правилом обозначения границ предложения на письме. Составление схем предложений |
1 |
4 |
СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ |
Формирование навыка восприятия интонации перечисления его в собственной речи. Чтение текста , выделение в нем законченных смысловых единиц-предложений . Графический диктант . Формирование понятия о роде, числе имен существительных (в практическом плане) . Лексическая работа по темам «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Ягоды» с целью: -количественного роста словаря (за счет усвоения новых слов и их значений) ; -качественного обогащения словаря (путем усвоения смысловых и эмоциональных значений слов , переносного значения слов и словосочетаний) |
1 |
5 |
СЛОВА—ДЕЙСТВИЯ |
Формирование понятий о словах-действиях . Работа над лексическим и грамматическим значением слов {число, время, род) . Графическое изображение слов –действий. |
1 |
6 |
СЛОВА-ПРИЗНАКИ |
Формирование понятия о словах-признаках . Работа над лексическим и грамматическим значением слов (род, число). Графическое изображение слов-признаков |
1 |
7 |
ЗВУКИ РЕЧИ |
Формирование понятия о звуках речи. Образование звуков речи. Наблюдение за работой органов речи: -образование гласных первого ряда; -образование согласных |
1 |
8 |
ЗВУКИ И БУКВЫ |
Формирование представлений об отличиях Звука от буквы, понятия об алфавите , о связи звука с буквой. Игра «Покажи соответствующую букву (пройденную) « . Использование стихов : - Е.Измайлов «Как появились буквы» ; - А.Шабаев «Азбука веселых человечков» . Тренировочные упражнения типа : 1 . Подобрать и написать в тетрадях и на доске слово , в котором 3 буквы и 3 звука; 2 . Подобрать и записать слово с одинаковым количеством букв и звуков (образец записи: БАК Б === 3) . 3. Подобрать слова, в которых Б>3, 3>Б, 3=Б.4 . Подобрать 2 слова , в каждом их которых число букв равно числу звуков . 5. Подобрать 2 слова, в каждом из которых букв больше, чем звуков . Лексическая работа по теме «Семья» (старший-младший, старше-младше , отец отца , мать матери, дедушка, бабушка и др .). |
1 |
9 |
ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ |
Уточнение представлений о механизме образования гласных и согласных звуков . Слогообразующая роль гласных. Артикуляция гласных звуков . Лексическая работа по теме «Игрушки» . Отгадывание загадок по этой же теме. |
1 |
10 |
УДАРЕНИЕ |
Ударение и его смыслоразличительная роль (КРУЖКИ—кружки, я плачу - я плАчу, ВОРбНА - вбРОНА, ГОЛОСА—Г6ЛОСА) .Воспроризведение ритмического рисунка слов (его слоговой структуры и ударного слога (Х-х, х-Х, х - X—х и т.д. ) . Соотнесение ритмического рисунка слова с его структурой. Графический диктант . Выделение ударного слога и ударного гласного . Группировка предметных картинок под цифрами 1,2,3,4 по месту ударного слога в слове . Лексическая работа над значением слов : ИРИС - ИРИС , ЗАМОК - ЗАМОК, ПОЛЯ - ПОЛЯ, атлас - АТЛАС, КРУЖКИ - КРУЖКИ и др. Составление предложений с этими словами . |
1 |
11 |
ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИ |
Гласные звуки и буквы. Слогообразующая роль гласных. Слоговой состав слова. Ударный слог. Отстукивание, отхлопывание слогового рисунка слова. Например: ххх, хх, х или X х, х X, х X х и т.д. Графические диктанты. Например, цифрами написать количество слогов в слове или черточками указать количество слогов и гласных в них (1,3,2, ... или А И , О ) . Образование слов различной структуры (наращивание слогов) , чтение, анализ, объяснение значений полученных слов. |
3 |
12 |
ГЛАСНЫЕ 2 РЯДА |
|
5 |
13 |
СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ (И ПРОЙДЕННЫЕ В КЛАССЕ БУКВЫ). ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ |
Закрепление знаний о способах образования согласных звуков .Рассмотреть артикуляцию отдельных согласных звуков , произношение которых доступно всем учащимся (выдели существенные артикуляционные признаки для формирования слухопроизносительных дифференцировок). Уточнение отличия согласных от гласных по механизму образования. Уточнение роли согласных в значении слов. Игры на преобразование слов. Лексическая работа по теме «Гардероб» (одежда и обувь: панама, гамаши, халаты, сапоги, ботинки, калоши и др. ) . |
1 |
14 |
ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ |
Уточнение представлений детей о способах образования согласных звуков . Сравнение звонких и глухих согласных звуков . Дифференциация звонких и глухих согласных на слух и в речи. Наблюдение, анализ слов-паронимов: КОЛ - ГОЛ, ШИЛ—ЖИЛ, СУП - ЗУБ и др. Введение слов -паронимов в предложения . Работа с символикой (звоночки) . Оглушение звонких согласных в конце слова (УТЮГ, МОРОЗ и др) . Чтение текста из слов данного типа и пройденных ранее Цель: обучение детей не полагаться на слух при написании слов со стечением согласных (ЛОЖКА - ЛОДКА и т.д. |
1 |
15 |
Промежуточное обследование устной речи |
|
1 |
16 |
Звуки П и П' .Буква П
|
Артикуляция звуков П , П ' , их обозначение на письме Различение звуков П и П' на слух и в речи. Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях, текстах. Чтение, анализ слогов, слов , предложений , картинок СП, П' . Распределение картинок , слов по наличию звуков П, П' . Узнавание буквы П в ряду слов. Печатание (или работа с разрезной азбукой) слов с П, Шифровка , дешифровка слов (П, , П , П' и т. д. ) . Лексическая работа. Например по теме «Насекомые» : паук, пчела, паутина, польза, полезные и др . Наблюдение за лексическим значением слов с приставкой ПО, ПОД, ПЕРЕ (попил, перепахал , поднял т.д.) . Работа с деформированным текстом, насыщенным звуками П и П' . |
1 |
17 |
ЗВУКИ Б и Б' БУКВА Б |
Артикуляция звуков Б, Б' , их характеристика, обозначение на письме . Различение звуков Б - Б' на слух и в речи . Дифференциация звуков в слогах , словах , фразах и связной речи . Чтение , анализ слогов , слов предложений с Б, Б' Отбор картинок с Б, Б' . Определение места звука в словах со звуками Б, Б' . Узнавание буквы Б в ряду других букв . |
1 |
18 |
Дифференциация П - Б (П' - Б') |
Выделение звуков из слов в начальной позиции (по предметным картинкам) . 2 . Сравнение звуков по арти куляции (сходство, различие) 3 . Соотнесение звуков с буквами П и Б. 4 . Дифференциация П - Б в слогах: Чтение слоговой таблицы, запись слогов под диктовку; образование и чтение звукосочетаний; сравнительный анализ пар слогов , выделение слогов из слов ; игра «Закрой картинку нужной буквой» и т.д. 5 . |
3 |
19 |
Звуки Т и Т'. Буква Т . |
Артикуляция Т и Т' , графическое обозначение на письме Различение Т и Т ' на слух и в речи . Дифференциация звуков Т и Т' . Проговаривание слогов , слов , предложений , текстов с Т, Т' (чистоговорок) . Отбор картинок с Т, Т' . Печатание (или работа с разрезной азбукой) слов с Т . |
1 |
20 |
Звуки Д и Д'. Буква Д |
Артикуляция звуков Д,Д' , их характеристика, графическое обозначение на письме . Различение звуков Д и Д' на слух и в речи. Дифференциация звуков Д,Д' в слогах, словах, фразах и связной речи. Чтение, анализ слогов, слов, предложений с Д , Д ' . Отбор картинок с Д,Д' . Определение места звука в словах со звуками Д,Д' . Узнавание буквы Д в ряду других букв . Печатание (или работа с разрезной азбукой) слов с Д,Д' -Шифровка и дешифровка слов и предложений с Д,Д' |
1 |
21 |
Дифференциация Д - Т , Д' - Т' |
Дифференциация Д - Т в предложениях : - составление словосочетаний с Т , Д ( слова-признаки / слова-предметы) : холодный ветер, старинная мелодия и пр - образование словосочетаний (глагол+существительное в косвенном падеже : дотащить (что?) ... , подтянуть (к чему? ) ... и т . д . ) ; - закончить предложение, используя слова-паронимы (дачка - тачка и т.д.) ; - запись предложений и составление схем по картинкам, вопросам, словосочетаниям на Звуки Т,Д; - исправление неправильно составленных предложений, запись их; - четкое проговаривание скороговорок ; - работа с деформированным предложением (в, идти, Таня, Даша, театр) ; - анализ предложений, составление схем (Дикая утка ведет утят) ; - шифровка и дешифровка предложений ; - вставка в предложения пропущенных предлогов ОТ или ДО (Лодка *плыла * берега) ; 7 . Дифференциация Д-Т в связной речи: - работа с деформированным текстом ; - графические диктанты; - составление рассказов по сюжетным картинкам, по серии сюжетных картинок; - запись по памяти небольших стихов , скороговорок ; - зрительные, слуховые, творческие и графические диктанты . |
4 |
22 |
Звуки К и К' . Буква К |
Артикуляция звуков К, К' . Характеристика их, обозначение на письме . 2 . Различение звуков К и К' на слух и в речи. Дифференциация звуков К и К' в слогах, словах, фразах и связной речи: - чтение , анализ слогов , слов, предложений с К, К' ; - отбор картинок с К, К' ; - определение места звуков К, К' в словах; - узнавание буквы К в ряду других букв ; - письмо или печатание слов и предложений с этими звуками (или работа с разрезной азбукой) ; - шифровка и дешифровка слов и предложений ; - образование прилагательных согласование их с существительными . Например : Стакан из стекла - стеклянный. |
1 |
23 |
Звуки Г и Г' . Буква Г |
Артикуляция звуков Г и Г' , их характеристика, обозначение на письме . Различение звуков Г, Г' на слух и в речи. Дифференциация звуков Г, Г' в слогах, словах, фразах и в связной речи . Чтение , анализ слогов , слов , предложений с Г , Г ' . Отбор картинок с Г, Г' . Определение места звуков в словах . Узнавание буквы Г в ряду букв . Письмо или печатание слогов , слов , предложений с этими звуками (или работа с разрезной азбукой) . Шифровка и дешифровка слов , предложений . Практические упражнения на отработку образования родительного падежа единственного числа существительных . Например : На дереве нет груши . Я налью молоко из графина . |
1 |
24 |
Дифференциация Г - К - X |
Выделение звуков из слов в начальной позиции (по предметным картинкам) . 2 . Сравнение звуков по артикуляции (сходство, различие) . 3 . Соотнесение звуков с бук вами Г,К,Х. 4 . Дифференциация Г-К-Х в слогах : - анализ слогов типа : КА - ГА-ХА, АКА - АГА - АХА; - прослушать звукосочетания, записать только согласные : ОКО - ОГО - УХА; - запись слогов в 3 столбика(строчек) : Г, К, X; - сравнительный анализ пар слогов , выделение слогов иэ слов и т.д.; - игра «Закрой картинку нужной буквой» . 5 . Дифференциация Г-К-Х в словах : - сопоставление слов-паронимов по звучанию и смыслу: год - кот - ход, гора - кора Составление предложений с ними. |
4 |
25 |
Звуки С и С' . Буква С |
Артикуляция и характеристика звуков С, С' , их обозначение на письме . Различение звуков С и С 'на слух и в речи. Дифференциация звуков С, С' в слогах, словах, фразах и связной речи. Письмо (или работа с разрезной азбукой) со словами, предложениями с С , С ' . Шифровки и дешифровки слов предложений , текстов . Практические упражнения на образование и употребление существительных (профессии мужского рода) в творительном и именительном падежах. Например: Саня работает (кем?) трактористом. Словообразование прилагательных (стекло, стеклянный, и т.д. ) . Отработка предложений с союзом А. |
1 |
26 |
Звуки , 3 и 3' . Буква 3 |
Артикуляция звуков , звучание, их характеристика, графическое обозначение на письме . Различение звуков 3 и 3' на слух и в речи . Дифференциация звуков 3,3' в слогах, словах, фразах и в связной речи . Чтение, анализ слов, предложений, текста с 3,3' . Письмо слов , предложений с 3,3' . Шифровки и дешифровки, работа с символами. Упражнения на практическое образование уменьшите ль но—ласкательных форм существительных: эво-ноч-ки, эем—лян-ка, эон-ти-ки, эуб-чи—ки и др, Практическая отработка употребления существительных в творительном падеже (идти под (зонтик) , бузина за (забор) и т.д. Предложения с предлогами ИЗ, ИЗ-ЗА, ЗА, ИЗ-ПОД |
1 |
27 |
Дифференциация С - 3 С'- 3' |
Выделение звонкого согласного из слова. Выделение глухого согласного из слова в начальной позиции . 2 . Сравнение звуков по артикуляции (сходство, различие) . 3 . Соотнесение звуков с буквами С,3. Дифференциация звуков С-3 (С'- 3') на слух. Игры типа «Чья песенка?» (С - песенка водички, 3 - песенка комара) . 5 . Дифференциация звуков С-3 (С'-З') в слогах: - работа со слоговыми таблицами; - преобразование слогов (СА—ЗА, СЯ-ЗЯ) ; - выборочная запись С-3 иэ слогов ; - запись по памяти слоговых рядов (ЗА-СА-ЗА) ; - игры с перекидыванием мяча «Сороки и эайцы» ; - практические упражнения на словообразование : солить—засолить , вязать - завязать и т.д.; - практические упражнения на согласование имени прилагательного с именем существительным : подбор определений к предмету по цвету (зеленый лист ) , по величине , по форме, вкусу, материалу и т.п. |
4 |
28 |
Звук и буква Ш |
Артикуляция , звучание , характеристика звука Ш . Написание буквы Ш . Узнавание буквы П! на слух. на письме, при чтении. Соотнесение эвука с буквой. Чтение , анализ слов , предло жений, текстов с Ш. Письмо слов , предложений с буквой Ш . Шифровка и дешифровка слов , предложений , текста . Практические упражнения на образование существительных в родительном падеже множественного числа (много ШУБ, ШКАФОВ, УШЕЙ) . Практические упражнения на согласование прилагательных с существительными : мышка ^ кошка ^^плюшев (ый , ая) игрушка / МЫШОНОК '
|
1 |
29 |
Звук и буква Ж |
Уточнение представлений об артикуляции , звучании , харак теристике эвука Ж, написание буквы Ж. Узнавание Ж на слух, при чтении , на письме . Соотнесение эвука с буквой. Чтение, анализ слов, предложений, текста с Ж. Письмо (или работа с раэ-реэной азбукой) слов , предложений с Ж . Шифровка и дешифровка слов , предложений , текста . Практические упражнения на образование относительных прилагательных по образцу : Желток (какой?) . . .и др. Практические упражнения на правописание ЖИ. Образование существительных во множественном числе . Упражнения на Ж. Практическое образование притяжательных прилагательных: У Жени флажок. Это Женин флажок . |
1 |
30 |
Дифференциация ш - ж |
Выделение звуков из слов в начальной стадии . 2 . Сравнение звуков по артикуляции (сходство, различие) . 3 . Соотнесение звуков с бук вами Ш,Ж. 4 . Дифференциация звуков Ш,Ж на слух. Игра «Чья песенка?» (жук, уж) . 5 , Дифференциация звуков в слогах (в произношении, на слух, в записи) : -запись первых букв слогов, Звукосочетаний (шты - жны и т. д. ) . -повторение рядов слогов с изменением ударнрго слога : ЖА - ЖА - ША ША - ЖА - ША ША - ЖА - шА и т.д. -слоговой диктант; -выписывание слогов из слов (начальных, конечных или из середины ШУБА - ШУ - и т.д.) -добавление слогов ЖИ, ШИ в начато, середину или конец слов. 6 . Дифференциация звуков Щ-Ж в словах: -сравнение пар слов по звучанию и смыслу (ШАР - ЖАР) -распределение слов и картинок на эти звуки, запись |
1 |
31 |
Дифференциация С - Ш |
Выделение звука С из слов в начальной позиции. Выделение звука Ш мз слов в начальной позиции. 2 . Сравнение звуков по артикуляции (сходство, различие) 1 С | Ш | Губы | в улыбке| рупором Язык | у нижних) «чашеч-1 зубов | кой» Воздушная | холодная | теплая струя | | 3 , Сравнение звуков по артикуляции (подчеркивается различие) . Узнать изолированные звуки по беззвучному артикулированию. Проведение игр«Узнай звук по сигналу» . 4 . Соотнесение звуков с буквами С,Ш. 5 . Дифференциация звуков С,Ш на слух (С -песенка водички, Ш - шипение ужа) . |
1 |
32 |
Дифференциация 3 - Ж |
Выделение звуков 3 , Ж из слов в начальной похиции. 2. Сравнение их по артикуляции (сходство, различие) . Узнай звук по сигналу, по беззвучной артикуляции . 3 . Соотнесение звуков с буквами 3,Ж. 4 . Различение звуков 3 , Ж на слух (3 - песенка комара, Ж - песенка жука) . 5 . Дифференциация звуков 3,Ж в слогах : -различных типов (на слух, в произношении, на письме) ; -прослушивание звукосочетаний, запись согласных (АЗА --3 , ОЖА - Ж и т . д . ) ; -прослушивание и запись рядов слогов типа ЗА-ЖА-ЗА ; -запись слогов и звукосочетаний в две строки (столбика под диктовку . 6 . Дифференциация звуков 3 , Ж в словах : -сравнение слов -паронимов : КОЗА - КОЖА и т.д.; -добавление пропущенных слогов с изучаемыми звуками; -изменение слов по образцу, отмечая чередование 3,Ж: а) устно (с перекидыванием мяча) ; б) письменно (ВОЗИТЬ -ВОЖУ и т . д . ) ; -шифровки и дешифровки слов 7 . Дифференциация Звуков 3 , Ж в словосочетаниях и предложениях : -практические упражнения на согласование прилагательных с существительными (Жираф большой, Зебра большая, Жираф больше Зебры и т.д.); -изменение слов по образцу: сделан из железа - железный и т.д |
1 |
33 |
Звуки, Л и Л' . Буква Л |
Артикуляция звуков Л , Л ' , их характеристика, обозначение на письме . 2. Различение звуков Л - Л' на слух и в речи. 3 . Дифференциация звуков Л, Л' в слогах, словах, фразах и связной речи. 4 . Чтение , анализ слогов , слов , предложений с Л , Л ' . 5. Отбор картинок с Л, Л' . 6 . Узнавание буквы Л в ряду других букв при чтении с осложнениями . 7 . Шифровка и дешифровка слов , предложений , текстов с Л, Л' (Л, ЛЛ' ,Л ...). Употребление 8 . Письмо (или работа с разрезной азбукой) слов, предложений с Л. 9. Проговаривание скороговорок , потешек . 10 . Практические упражнения на употребление глаголов в настоящем и прошедшем времени Я ЛЕТАЮ - Я ЛЕТАЛ или на изменение глагола по лицам : Я ЧИТАЛ МЫ ... ТЫ ... ВЫ ... ОН ... ОНИ . . . ОНА . . . 11. Заменить словосочетания одним словом, обозначающим действием : ЗАНИМАТЬСЯ ЛЕПКОЙ - ЛЕПИТЬ; ИСПЫТЫВАТЬ ЖАЛОСТЬ - . . . ; ПОЛОЖИТЬ СОЛЬ - ... ; 12 . Практические упражнения на подбор слов с близким значением. |
1 |
34 |
Звуки Р и Р' . Буква Р. |
Артикуляция звуков Р,Р', характеристика их, обозначение на письме 2 . Различение звуков Р-Р' на слух и в речи ПОЛОЖИТЬ СОЛЬ - ... ; 3 . Дифференциация звуков Р,Р' в слогах, словах, фразах и в связной речи . 4. Чтение, эв.-букв. анализ слогов , слов , предложений . 5. Отбор картинок с Р,Р' . 6 . Узнавание буквы Р в ряду других букв на письме , при чтении . 7 . Письмо (или работа с разрезной азбукой) слов , предложений с Р . 8 . Проговаривание потешек , скороговорок . 9 . Шифровка и дешифровка слов , предложений , текстов . 10 . Составление загадок про предметы, в названии которых есть звуки Р,Р' (Например: Он длинный, в деревянной рубашке, им рисуют) . 11 . Практические упражнения -на образование слов -действий и слов -признаков от слов-предметов |
1 |
35 |
Дифференциация Р и Л, (Р' и Л' ) |
Вычленение звуков Р и Л из слов в начальной позиции; 2 . Сравнение звуков Р,Л по артикуляции (сходство, различие) . Узнай звук по сигналу , по беззвучной артикуляции 3 . Соотнесение звуков с на слух . 4 . Различение звуков Р , Л 5 .Дифференциация звуков Р , Л в слогах : -различных типов (устно, письменно) ; -чтение слогов, включая их в слова (РАЛ-убрал, загорал; РОЛ-распорол, поборол; РУЛ-рулевой, рулет и т.д.) 6 . Дифференциация звуков Р,Л в словах: -распределение устно или письменно слов , картинок в три столбика на Р , Л , РЛ ; -работа со словами-паронимами (РАК - ЛАК и т.д. ) ; -чтение слов (с осложнениями) , анализ; -составление схем слов и запись слов в соответствии со схемами ; -шифровки и дешифровки слов с использованием символики . Практические упражнения -на образование сложных слов—действий от слов -признаков |
4 |
36 |
Звук и Буква Ч |
Артикуляция звука Ч, характеристика его, обозначе-чение на письме . Различение звука Ч на слух и в речи . Узнавание буквы Ч на письме, при чтении (с осложнениями) . Чтение , звуко - буквенный анализ слогов , слов , фраз , текстов с Ч . Письмо слов с Ч (шифровка-* и дешифровка слов и предложений с Ч, использование символики . Проговаривание чистогово-рок , потешек . Практические упражнения: -на образование уменьшительно-ласкательной формы слов: КЛЮЧ - КЛЮЧИК и т.д. -на образование прилагательных с ласкательным значением: РУКА ТОНКАЯ, А РУЧКА. . . (ТОНЕНЬКАЯ) и т.д.; -на образование относительных прилагательных (по образцу : ЧЕРЕШНЯ (какой?) ЧАЙ, ВАРЕНЬЕ , КОСТОЧКА |
1 |
37 |
Дифференциация Ч - Т'
|
Вычленение звуков Ч , Т ' из слов в начальной позиции . 2 . Сравнение звуков по артикуляции , на слух . 3 . Соотнесение звуков с буквами Ч , Т ' . 4 . Дифференциация звуков Ч, Т' в слогах типа: ТИ-ЧИ, ЧЕ-ТЕ-ЧЕ, ТИЧ, ЧАТЬ, ЧТИ. 5 . Дифференциация звуков Ч, Т' в словах: - в словах-паронимах (вечер—ветер) , сопоставление слов по смыслу и звучанию, составление устных предло-на подбор слов с близким жений с ними : МЯТЬ - МЯЧ ПЛЕТИ - ПЛЕЧИ |
3 |
38 |
Звук и. Буква Щ |
Артикуляция звука Щ, характеристика его , обозначение на письме . Узнавание звука Щ на слух, при чтении . Чтение, анализ слов, предложений, текстов с Щ. Проговаривание потешек , чи-стоговорок с Щ. Письмо слов, предложений с Щ. Практические упражнения : -на различение имен существительных по родам : ПЛЮШ, МОЩЬ ХВОЩ ПОМОЩЬ ЛЕЩ ВЕЩЬ и т.д. -на образование действительных причастий настоящего времени: ЩЕГЛЫ, КОТОРЫЕ ПРИЛЕТАЮТ - ПРИЛЕТАЮЩИЕ ЩЕГЛЫ |
1 |
39 |
Дифференциация С' - Щ |
Вычленение звуков С ' , Ш, в начальной позиции . 2 . Сравнение звуков по артикуляции (сходство, различие) . 3 . Соотнесение звуков с буквами С' ,Щ. 4 . Дифференциация звуков С' ,Щ в слогах и словах: - сравнение слогов типа СЕ-ЩЕ, АЩА-АСЯ, СЯЩ-ЩИСЬ; - диктант серий слогов ; - работа со словами-паронимами. - распределение слов в соответствии со звуками С' ,Щ; - изменение слов по образцу СТЕКЛО - СТЕКОЛЬЩИК и т.д. - работа с графическими схемами. 5 . Дифференциация звуков в предложениях и связных текстах: -анализ, запись, шифровка и дешифровка предложений и текстов ; -графические диктанты; -изложение по плану «Рыбалка». |
3 |
40 |
Дифференциация Ч - Щ |
Вычленение звуков Ч , Щ из слов в начальной позиции . 2. Сравнение звуков Ч,Щ по артикуляции : Ч(Т'Ш) - взрывной, краткий звук ; Щ(Ш) - щелевой долгий звук Оба звука мягкие , глухие . 3 . Соотнесение звуков с буквами Ч,Щ. 4 . Дифференциация звуков Ч , Щ в слогах типа : ЧА - ШД ЧАЩ, ШД - ЧА - ЩА ЩАЧ и т.д. 5 . Дифференциация звуков Ч,Щ в словах: - паронимах (ЧЕЛКА - ЩЕЛКА) |
3 |
41 |
Звук и буква Ц |
Артикуляция звука Ц, характеристика его, обозначение на письме . Узнавание эвука Ц на слух, при чтении, на письме в слогах , словах , фразах . Чтение , анализ слов , предложений, текстов с Ц. Узнавание буквы Ц в ряду других букв . Проговаривание потешек , чистоговорок с Ц . Шифровка и дешифровка слов и предложений с Ц. Письмо слов , предложений с Ц. Практические упражнения : - на согласование прилагательных с существительными в роде , числе и падеже ; - на написание глаголов с ТСЯ , ТЬСЯ . Работа с текстом: - деление текста на части; - составление плана; - пересказ; - написание изложения; - шифровка |
1 |
42 |
Дифференциация Ц - С |
Вычленение звуков С , Ц из слов в начальной позиции. 2 . Сравнение звуков С , Ц по артикуляции, сходство, различие . 3 . Соотнесение звуков с бук вами С, Ц. 4 . Дифференциация звуков С, Ц в слогах, словах: - сравнение слогов и звукосочетаний парами ; - запись согласных из звукосочетаний АЦУ, ИСЕ . . . ; - запись слогов , рядов слогов , звукосочетаний под диктовку; - выделение слогов с изуча еиыми звуками в словах; - составление слов из слогов (игры типа «Найди слово» , «Рассыпанные слоги» и т.д. - сравнение слов -паронимов СЕЛ -ЦЕЛ и т . д . ; - распределение слов в соответствии со звуками С,Ц,СЦ - отгадывание загадок; - словарные диктанты с опорой на схему и выделенную букву ; - шифровки слов ; - образование слов по образцу: ЛИСА - ЛИСИЦА и т.д. |
3 |
43 |
Дифференциация Ц -Т |
Вычленение звуков Ц , Т из слов в начальной позиции. Сравнение звуков Ц, Т по артикуляции и на слух . Соотнесение звуков с буквами Ц, Т. Дифференциация звуков Ц , Т в слогах , словах : - сравнение слогов и звукосочетаний парами; - запись слогов, рядов слогов , звукосочетаний под диктовку; - выделение слогов с изучаемыми звуками в словах; - составление слов из слогов - чтение (с осложнениями) , анализ , запись слогов ; - анализ и сравнение слов •типа: КУРИЦА, ЛЬЕТСЯ и т.д - практические упражнения на словообразование |
3 |
44 |
Дифференциация Ц-Ч |
Вычленение звуков Ц и Ч из слов в начальной позиции, сравнение их по артикуляции с уточнением звукового состава, сходство и различие. Узнавание изолированного звука по беззвучной артикуляции и на слух.Соотнесение звуков с буквами, отметить сходство нижнего звена, запомнить нижнее положение кончика языка на звукке Ц и нижний элемент в букве, верхнее положение кончика языка на звук Ч и верхний элемент буквы. Дифференциация звуков Ц и Ч в слогах, словах, предложениях и связных текстах. |
3 |
45 |
Итоговое тестирование устной речи |
|
1 |
46 |
Итоговое тестирование письменной речи |
|
1 |
|
Всего |
|
80 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.